Охрана труда и обучение населения

Дипломная работа

Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе труда, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие меры.

В охране труда следует различать следующие отрасли: научный, образовательный и производственный.

Предметом научной сферы охраны труда является изучение условий труда, обеспечивающих не только полную безопасность работающих, но и создающих оптимальную (комфортную) среду для повышения их работоспособности.

Из предмета и содержания охраны труда следует не только ее инженерно-техническая, но и социальная направленность. Охрана труда тесно связана с производством, призвана его обслуживать. Защита здоровья работников, гарантия безопасных условий труда, устранение профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве — одна из главных забот нашего государства на протяжении всего его существования и возведена в ранг государственной политики.

В новейшей истории первый Декрет по охране труда был принят 11 ноября 1917г. — это Декрет Совета Народных Комиссаров о восьмичасовом рабочем дне.

Конституция СССР 1977г. закрепила, а Конституция Российской Федерации 1993г. подтвердила право граждан России на охрану здоровья. Таким образом, статья 7 предусматривает охрану труда и здоровья людей в Российской Федерации, а статья 37 — право каждого гражданина на работу в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В области охраны труда российское государство проводит политику через государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов, которые направлены на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999г. № 181-Ф3 «Об основах охраны труда в Российской Федерации» исполнение требований охраны труда обязательно для юридических и физических лиц при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Государственная политика в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской

Федерация, органы управления субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, работодатели. А также профсоюзы, их ассоциации и другие представительные органы, уполномоченные работниками в области охраны труда.

31 стр., 15264 слов

Нормы правового регулирования охраны труда в рф. Правовое регулирование ...

... правовых актов Российской Федерации и ее субъектов об охране труда, а также федеральных, региональных целевых программ улучшения условий и охраны труда; 3) профилактики несчастных случаев и повреждения здоровья работников; 4) государственного управления охраной труда; ...

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • государственное управление охраной труда;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
  • координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
  • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий охраны труда;
  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
  • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях;
  • обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
  • международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты

работников;

  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно — профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Таким образом, российское законодательство не только регулирует требования по охране труда, но и одновременно устанавливает систему государственного надзора, ведомственного контроля за выполнением требований, норм и правил по охране труда.

В то же время принятый Федеральный закон от 27 декабря 2002г. № 184-Ф3 «О техническом регулировании» предполагает формирование абсолютно новой системы технического регулирования, касающейся и обязательных требований охраны труда. Закон предусматривает перевод в течение переходного периода продолжительностью 7 лет всех действующих обязательных нормативных документов, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, в добровольный статус. Обязательные требования будут содержать только технические регламенты: федеральные законы, указы Президента и постановления правительства Российской Федерации. В течении данного переходного периода нормативные документы сохраняют свой статус впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов; если соответствующие технические регламенты приняты не будут — обязательное действие документов прекращается.

7 стр., 3440 слов

Система местного самоуправления в Российской Федерации

... «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» началось его настоящее возрождение. В этот период органы местного самоуправления избирались и действовали практически ... провозгласила принцип сословности и самостоятельности в местном самоуправлении, издала несколько актов, которые и определили систему местного самоуправления вплоть до введения Александром II ...

Большое значение в улучшении условий труда имеет научно-технический прогресс, который открывает новые возможности для совершенствования охраны труда, создание здоровых и безопасных условий труда, позволяющих ликвидировать производственный травматизм и профессиональные заболевания.

В настоящее время идет создание и формирование единой государственной структуры управления охраной труда, информационной базы, разработка экономических механизмов и принципов международного сотрудничества.

Значительные меры приняты по проведению аттестации рабочих мест, аттестации предприятий на соответствие требованиям охраны труда.

Однако в условиях научно-технического прогресса могут возникать новые опасные и вредные производственные факторы, которые создают новые проблемы для охраны труда.

1. Охрана труда и местное самоуправление

За последнее десятилетие законодательная база для управления охраной труда в муниципалитетах была существенно сформирована. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают региональные законодательные и нормативные правовые акты, в которых указываются конкретные полномочия органов местного самоуправления. Они, в свою очередь, реализуют государственную политику в области охраны труда в муниципальных образованиях.

Основной путь создания правовой базы — это принятие законов субъектов РФ об охране труда, положений о системе управления охраной труда в субъекте РФ; внесение специальных статей о полномочиях органов местного самоуправления в сфере охраны труда в законы о местном самоуправлении субъектов федерации; принятие законов субъектов федерации о наделении органов местного самоуправления полномочиями в сфере охраны труда.

В последние годы были предприняты серьезные шаги по совершенствованию законодательства, устанавливающего государственные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с принципами федерализма и реалиями рыночной экономики. принят Трудовой кодекс Российской Федерации — федеральный закон, определяющий полномочия органов местного самоуправления. Принятие законов, изменения и дополнения, отмена некоторых законов — все это касается вопросов управления охраной труда на уровне местного самоуправления.

Иногда, исходя из роли этих органов в административно-плановой экономике, по аналогии воспринимают эти органы как третью ступень в единой вертикали государственных органов управления: органы федеральные, органы субъектов федерации и органы местного самоуправления. Эта точка зрения неверна, поскольку органы местного самоуправления находятся вне этой вертикали.

Роль местного самоуправления определена в главе 8 Конституции РФ, а в ст.12 указано, что органы самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, органы местного самоуправления не входят в состав государственного управления, а реализуют государственную политику в области охраны труда. Осуществление государственного управления или реализация государственной политики — принципиально разные концепции.

6 стр., 2567 слов

Местное самоуправление ФРГ

... местного самоуправления в ФРГ. Цель - изучить и проанализировать опыт организации местного самоуправления ФРГ. Поставленные задачи: рассмотреть общие принципы местного самоуправления ФРГ; изучить структуру органов местного самоуправления ФРГ; проанализировать полномочия органов местного самоуправления; рассмотреть надзор за деятельностью органов местного самоуправления ФРГ. 1. Общие принципы ФРГ ...

Для усиления роли органов местного самоуправления в реализации государственной политики Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 06.11.03 № 131-ФЗ) наделил органы местного самоуправления отдельными полномочиями.

При рассмотрении процедуры наделения полномочиями целесообразно определить понятие «государственные полномочия», используемое в федеральном законе.

Государственные полномочия

В перечень полномочий входят вопросы непосредственного жизнеобеспечения населения субъекта Российской Федерации. Среди этих вопросов нет труда (За исключением полномочия «участие в урегулировании коллективных трудовых споров» (п.44 ст.26.3 закона №184-ФЗ от 06.11.99), в том числе охраны труда, также как нет этих вопросов в главе 3 «Вопросы местного значения» Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Такое положение — следствие того, что трудовое законодательство, как и административное, административно-процессуальное, жилищное, семейное, земляное, водное, лесное, относится к вопросам общегосударственного значения, и принятие федеральных законов по этим вопросам — исключительное право Российской Федерации.

Таким образом, поскольку в числе государственных полномочий, которые указаны в ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» нет охраны труда, то это означает, что при обсуждении вопроса о наделении полномочиями речь может идти только о трудовом законодательстве, регулирующем вопросы управления охраной труда, т.е. Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

В ст.216 «Государственное управление охраной труда» Трудового кодекса РФ указано, что «государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти» (в ред. Федерального закона от 22.08.04 №122-ФЗ).

В настоящее время функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России).

Полномочия этого Министерства определены в соответствии со ст.6 ТК РФ, в которой указаны полномочия федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений. В положении о Минздравсоцразвития России, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.06.04 №321, перечислены 18 полномочий по разработке и принятию нормативных правовых актов в сфере охраны труда.

30 стр., 14979 слов

Особенности местного самоуправления в Санкт-Петербурге

... и т.д.). В данной работе рассмотрены проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации и Санкт-Петербурге, определены возможные пути совершенствования системы местного самоуправления на основе накопленного фактического опыта, нашедшего отражения в федеральном законодательстве о местном самоуправлении, рассмотрен ...

В числе полномочий, например, установление предельных норм переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет; норм бесплатной выдачи витаминных препаратов; норм бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты и т.д. Очевидно, что эти государственные полномочия не могут быть переданы органам самоуправления.

Если в ст.6 Трудового кодекса РФ «Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» подробно перечислены полномочия федеральных органов государственной власти, то в ст.7 «Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права» коротко указано, что «органы местного самоуправления вправе принимать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции» — иначе говоря, по вопросам местного значения. Акты, содержащие нормы трудового права (решения, постановления, распоряжения, приказы и т.п.) приравнены к так называемым локальным правовым актам, принимаемым работодателями в пределах своей компетенции.

Акты содержащие нормы трудового права, не должны противоречить нормам Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти (например, Минздравсоцразвития России), а также законам и иным правовым актам субъектов Российской Федерации, в состав которых входят данные муниципальные образования.

К вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст.130 Конституции РФ).

При этом органы местного самоуправления по отношению к муниципальным организациям выполняют функцию собственника, а по отношению к другим органам, находящимся на их территории, решают вопросы местного значения от населения, их избравшего.

Органы местного самоуправления в отношении муниципального имущества выступают в качестве работодателей. Это означает, что они в соответствии с Трудовым кодексом РФ и уставом муниципального образования могут принимать акты, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам оплаты труда, режима труда и отдыха, условий и охраны труда, социального партнерства и т.д. При этом не требуется дополнительных актов о передаче трудовых полномочий органам местного самоуправления.

Что касается организаций других форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, то в интересах населения вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления совместно с собственниками этих организаций. Например, для равномерной загрузки городского транспорта и своевременной доставки работников на рабочее место организации с большим количеством организаций обычно согласовывают время начала и окончания рабочих смен с местными властями.

В интересах населения органы местного самоуправления совместно с организациями, находящимися на территории муниципального образования, разрабатывают территориальные соглашения, программы (планы) социально-экономического развития, включающие вопросы занятости, оплаты труда, условий и охраны труда и т.д. Для разработки таких документов не требуется дополнительных актов о передаче полномочий: достаточно найти взаимное согласие и понимание о необходимости разработки таких документов.

16 стр., 7536 слов

Источники правового регулирования охраны труда. : «Охрана труда ...

... детальное рассмотрение всех пунктов правового регулирования охраны труда. Также выделили основные задачи в этой контрольной работе: 1. Гарантии права работника на охраны труда; 2. Особые нормы по охране труда женщин, лиц моложе 18 лет ...

Рассмотрение содержания статей о полномочиях органов местного самоуправления, имеющихся в законах субъектов федерации об охране труда и в других региональных законах, показывает, что в большинстве случаев речь идет о предоставлении полномочий по организационному и методическому обеспечению выполнения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических и физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Полномочия органов местного самоуправления заключались в содействии объединению управленческой деятельности по охране труда всех организаций, находящихся на территории муниципального образования. Это отвечает интересам всех жителей, работающих в этих организациях.

Например, можно сослаться на Закон Иркутской области «О возложении на органы местного самоуправления региональных государственных полномочий по государственному управлению охраной труда», принятый в 2001 году. В нем учтены требования федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», что, несомненно, укрепило правовую основу деятельности органов местного самоуправления. В законе конкретно указаны муниципальные образования, органы местного самоуправления, которые наделяются полномочиями; дан перечень передаваемых полномочий; указан источник финансирования (бюджет области).

По Закону Иркутской области органам местного самоуправления переданы полномочия по координации и методическому руководству службами охраны труда в организациях (независимо от организационно-правовых форм), расположенных на территории соответствующего муниципального образования; по организации работы комиссий, проверяющих знания требований охраны труда. Они также должны анализировать состояние условий и охраны труда, причины несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.п.

Одновременно органам местного самоуправления предоставлены права: беспрепятственно посещать организации всех организационно-правовых форм; создавать межведомственные комиссии по охране труда, участвовать в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве и др.

Очевидно, что вышеуказанные полномочия не входят в категорию тех государственных полномочий, которые перечислены в Федеральном законе № 184-ФЗ. Органы местного самоуправления вправе принимать правовые акты в соответствии с принятым областным законом и уставом местного самоуправления.

Анализ становления правовой базы управления охраной труда в местном самоуправлении показывает, что этот процесс отражает поляризацию полномочий, когда государственные нормативные требования по охране труда, обязательные для применения на всей территории Российской Федерации, устанавливаются на федеральном уровне, а на органы местного самоуправления возлагаются полномочия по организации и методическому руководству выполнения государственных нормативных требований в организациях. При этом обязанность их выполнения возложена на работодателя (ст.212 Трудового кодекса РФ).

9 стр., 4383 слов

Управление безопасностью труда персонала в организации (на примере ...

... Объектом исследования является изучение основ управления охраной труда в организации. Целью данной работы является изучение системы управления безопасностью рабочих мест в организации и разработка предложений по ее ... выводов, включающих работы по повышению безопасности труда на предприятии, а также практические навыки работников по охране труда. При написании работы были использованы материалы ...

Препятствием в развитии управления охраной труда в местном самоуправлении является то, что специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления испытывают затруднения в понимании и применении административного и трудового законодательства по разграничению полномочий разных уровней управления.

Для преодоления данного препятствия необходимо ввести в программу подготовки специалистов по охране труда раздел, посвященный изучению норм административного и трудового законодательства и практики управления охраной труда в органах местного самоуправления.

2. Организация охраны труда на предприятии

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999г. № 181 — ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (ст.14) работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда в организации, включающие:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;
  • применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  • приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
  • проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;
  • недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;
  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средств индивидуальной защиты;
  • предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
  • расследование в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
  • беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • ознакомление работников с требованиями охраны труда.

В организации со 100 и менее сотрудниками решение о создании SSL-сервиса или введении должности SSL-специалиста принимает работодатель с учетом специфики деятельности этой организации.

31 стр., 15403 слов

Организация управления цепями поставок на предприятии

... моей курсовой работы: определение понятия SCM, особенностей логистических цепей; рассмотрение сущности управления логистическими цепями; рассмотрение планирования логистической цепи на различных этапах. Глава 1. Теоретические аспекты организации управления цепями поставок 1 Сущность, понятия и содержание организации управления цепями поставок ...

При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Служба охраны труда

Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

Основными задачами службы являются:

  • организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
  • контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
  • организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
  • информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
  • изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются следующие функции:

  • учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
  • организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда и контроль за их проведением;
  • проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
  • согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;
  • разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
  • организация расследования несчастных случаев на производстве;
  • составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;
  • разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя;
  • проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;
  • организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
  • организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях;
  • организация совещаний по охране труда;
  • введение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео — и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т.д.;
  • осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда, обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;
  • своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
  • правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
  • использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством и др.

Работники Службы имеют право:

3 стр., 1265 слов

По модулю: Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью

... по организации и управлению коммерческими и производственными процессами в магазине с целью достижения высокой экономической эффективности значительную роль играет деятельность по ... и супермаркетах. Штат работников магазина. В магазине ... время практики я научился применять на практике все ... высокую прибыльность работы торгового предприятия. Важнейшим принципом ... и сдача обязательных отчетов - основная ...

  • в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;
  • предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;
  • требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;
  • направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда;
  • представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;
  • представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

Структура Службы и количество сотрудников Службы определяется руководителем организации, исходя из количества сотрудников, характера условий труда, степени производственного риска и других факторов. В соответствии с межотраслевыми стандартами численности работников службы охраны труда на предприятии, утвержденными приказом Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10, а организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции Службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников функции Службы охраны труда выполняют бюро охраны труда со штатной численностью работников 3-5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда со штатной численностью работников от 6 единиц и более.

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все эти категории людей должны пройти специальную подготовку в области охраны труда.

комитет (комиссии) по охране труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) по охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок.

3. Управление охраной труда в организации

Попытки использовать методы управления для решения конкретных проблем, в частности за счет повышения качества продукции, предпринимались с начала 1950-х годов. Первопроходцами здесь, как известно, стали саратовские машиностроители, создавшие свою знаменитую саратовскую систему БИП (бездефектного изготовления продукции), популярность которой вышла далеко за пределы страны. Затем появились ее львовская модификация СБТ (система бездефектного труда), горьковская система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первого предъявления), ярославская система НОРМ (научная организация работ по повышению моторесурса) и, наконец, КС УКП (комплексная система управления качеством продукции).

КС УКП разработана в ходе научно-производственного эксперимента на ряде львовских предприятий и НИИ Госстандарта СССР.

КС УКП аккумулировала в себе лучшие методы работы других заводских систем, созданных еще до нее. Но было в ней и нечто новое: использование стандартов предприятия (СТП) как организационной основы управления качеством. В этих заводских документах было написано: кто, что и как должен был делать.

В 1975г. вышло постановление ЦК КПСС, одобрившее опыт применения КС УКП и обязавшее предприятия страны внедрять эту систему, поскольку в ней видели инструмент быстрого повышения качества всей отечественной продукции.

Система стала основой многочисленных изменений в промышленности и других отраслях народного хозяйства. Использование принципов управления, установленных УКП ГК, также позволило начать работу по созданию системы управления охраной труда на предприятиях Львовской области. Впоследствии накопленный опыт нашел отражение в рекомендациях Госстандарта России «Управление охраной труда. Основные положения».

Стоит отметить еще одну интересную инициативу специалистов Госстандарта: они успешно протестировали пять государственных стандартов процессов управления бизнесом на различных машиностроительных предприятиях. В качестве одной из основных подсистем эти стандарты включали «управление охраной труда». С сегодняшней точки зрения можно сказать, что эти разработки в некоторой степени предвосхитили появление международных стандартов ISO и серии 9000 для управления качеством и серии 14000 для управления окружающей средой.

Госстандарт, который всегда поддерживал преемственность в развитии системных методов управления качеством, сегодня возглавляет и координирует работы по внедрению на предприятиях страны уже упоминавшихся международных стандартов ИСО серий 9000 и 14000, которые приняты в качестве государственных стандартов Российской Федерации. Госстандарт также организует мероприятия по сертификации систем менеджмента качества и экологического менеджмента на соответствие требованиям этих стандартов. известно, что на мировом рынке не обойтись без сертификата системы менеджмента качества, подтверждающего, что она основана на стандартах ISO 9000. Такой сертификат — пропуск на международный рынок. Поэтому стандарты ISO 9000 приняты в России как государственные, и для организации сертификации систем менеджмента качества на соответствие их требованиям создан Реестр систем качества в Госстандарте, который координирует всю работу в этой сфере. В частности, он регистрирует органы по сертификации систем качества, специалистов, работающих в этой области, сертифицированные системы качества.

В 2000г. ИСО принята новая версия стандартов серии 9000. Принципиально новым в них является процессно-ориентированный подход к организации управления качеством. Однако, если вернуться на 20-25 лет назад и заглянуть в методические разработки по КС УКП, то увидим, что процессоориентированный подход в этой системе уже был заложен: именно на нем строилось управление с охватом всех стадий жизненного цикла по конкретным видам продукции и с ориентацией на конечный результат. Подобное можно сказать и о таких принципах TQM (Тотальный менеджмент качества), как системный подход к управлению, роль руководства, принятие решений, основанных на фактах, вовлечение работников. Так что новое — это хорошо забытое старое.

Принципы, установленные в стандартах серии ISO 9000 и 14000, позволяют успешно использовать их при разработке системы управления охраной труда.

4. Подбор и обучение персонала

профессиональный отбор

Некоторые должности требуют обязательного определения профессиональной пригодности, т.е. соответствия индивидуальных качеств работника (его здоровья) специфическим требованиям профессии.

предварительные

Квалификационная характеристика включает и знание вопросов охраны труда, в связи с чем все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда а порядке и сроки, которые установлены для определенных видов работ и профессий.

Все сотрудники организации, включая ее руководителя, обязаны пройти обучение по охране труда и проверить свои знания требований по охране труда.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Для лиц поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда.

Обучение вопросам охраны труда при подготовке новых рабочих, переподготовке или обучение вторым профессиям осуществляют как при изучении специально посвященной этому темы, так и при изучении и выполнении работ по профессиям с обязательным включением изучения требований безопасности труда. Теоретические вопросы закрепляют на практике в учебных мастерских (цехах, участках) под руководством высококвалифицированного рабочего, бригадира или другого специалиста, имеющего необходимую подготовку, причем особое внимание уделяют изучению безопасных методов и приемов труда.

Обучение безопасности труда при подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, завершается экзаменом по безопасности труда. При обучении рабочих других профессий вопросы охраны труда включаются в экзаменационные билеты по специальным технологиям и письменные работы для квалификационных экзаменов.

специальное обучение безопасности труда

Перечень работ и профессий, по которым проводят обучение. А также порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения устанавливаются с учетом нормативно-технической документации отрасли руководителями компаний по согласованию с профсоюзной комиссией, исходя из характера профессии, вид работы. Специфики производства и условий труда.

После обучения экзаменационная комиссия проверяет теоретические знания и практические навыки. Результаты проверки знаний записываются в протокол и записываются в личную тренировочную карту, если применимо.

Работник, успешно сдавший проверку знаний, получает сертификат на право работать самостоятельно.

При неудовлетворительной оценке работников проверка знаний назначается не позднее, чем через месяц. До повторной проверки он к самостоятельной работе не допускается.

Все работники, которые имеют перерыв в работе на данном виде работы, должности, профессии более трех лет, а при работе с большей опасностью — более года, должны пройти обучение по охране труда перед тем, как приступить к самостоятельной работе.

Инструктажи по характеру и времени проведения подразделяют на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный инструктаж

Все остальные виды инструктажей проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель) в следующих случаях.

Первичный на рабочем месте

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным руководителями производственных и структурных подразделений предприятий, согласованным с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом подразделения, предприятия.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда (возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места).

Рабочие допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

Повторный инструктаж

Предприятиями, организациями по согласованию с профсоюзными комитетами и соответствующими местными органами государственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до 1 года) срок проведения повторного инструктажа.

Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

Внеплановый инструктаж

Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Целевой инструктаж

Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и (или) в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.

Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, фиксируется в наряде допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

повышение квалификации

Для руководителей и специалистов народного хозяйства организуют также специальные курсы по безопасности труда в ИПК и ФПК, краткосрочные курсы и семинары по безопасности труда на предприятиях.

Заключение

Рассмотрев основной спектр вопросов охватываемый системой охраны труда и учитывая либеральные тенденции государственных реформ в современных условиях, можно утверждать, что в устранении противоречий при развитии управления охраной труда в местном самоуправлении, а также при окончании формировании новой системы технического регулирования на базе Федерального закона от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и перехода многих обязательных нормативных документов в статус добровольных, важную роль приобретают профессиональный подбор и обучение работающих.

Работающее население, в этих условиях, должно обладать необходимым объемом знаний и методологией их применения в повседневной жизни и особенно в труде. Должно использовать уже имеющиеся в отечественной науке интегрирующие наработки по материалам Достаточно Общей Теории Управления (ДОТУ) с дифференциальным подходом ко всем уровням работников (от руководителей до исполнителей) и профессий. На основании Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 февраля 2003г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» обязательность исполнения Порядка обучения Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями — физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем, позволяет провести охват почти 100% работающего населения по программе образования взрослых КОНТУР — ПРОЕКТА «Матрица», что сопоставимо по значимости с программой «большевиков» по ликвидации безграмотности населения России в период предшествующей индустриализации народного хозяйства, в преддверии первых пятилеток и грядущей 2-й мировой войны. Исторический пример подтверждает приоритетность образования населения при решении глобальных задач государства.

В настоящее время, сложившаяся система охраны труда в Российской Федерации дает возможность на основах действующего законодательства за счет повышения качества подготовки преподавательского состава и специалистов охраны труда, через программы обучения работников всех уровней с внедрением необходимых элементов Достаточно Общей Теории Управления (ДОТУ), позволяет без явных социальных противоречий осуществлять управление охраной труда в целом по снижению рисков в жизнедеятельности человека, а в условиях прогресса науки и техники решать проблемы сопутствующие этим процессам.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/organizatsiya-ohranyi-truda-v-shkole-diplom/

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. №197-ФЗ

3. Федеральный закон от 17 июля 1999г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

5. Федеральный закон от 27 декабря 2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».

6. Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

7. Постановление Правительства РФ от 28 января 2000г. №78 «О федеральной инспекции труда».

8. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000г. №399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».

9. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2001г. № 841 «Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России».

10. Постановление Правительства РФ от 2 июня 2003г. № 316 «О мерах по реализации Федерального закона «О техническом регулировании».

11. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2003г. № 287 «Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации».

12. Постановление Минтруда России от 22 января 2001г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях»

13. Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»

14. Приказ Минтруда России от 29 февраля 2000г. № 65 «Об утверждении Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации».

15. Постановление Минтруда России от 13 января 2003г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

16. Постановление Госстандарта России от 27 июня 2003г. № 63 «О национальных стандартах Российской Федерации».

17. ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

18. ГОСТ 12.0.006-2002. ССБТ. Общие требования к системе управления охраной труда в организации.

19. Достаточно общая теория управления / сост: В.В. Матвеев, В.М. Зазнобин, О.А. Смирнова / СПб, 2003г.

20. А.А. Касьянов. Экономическая программа возрождения России. Журнал «Национальная безопасность и геополитика России» спецвыпуск № 2 (8) 2003г.

21. Ю.Н. Коршунов. Охрана труда в Российской Федерации. М 2003г.

22. Материалы КОНТУР-ПРОЕКТА «Матрица»

23. Журнал «Охрана труда и социальное страхование» № 1-12 2005г.

24. С.Т. Папаев. Охрана труда. Справочное издание. ИПК Издательство стандартов, 2003 г.