Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских работников

Дипломная работа

Проблема эмоционального выгорания на сегодняшний день достаточно актуальна, она с давних пор привлекала внимание психологов, т.к. жертвой синдрома эмоционального выгорания может стать любой человек. Особенно подвержены ему люди, работающие в сфере социальных и коммуникативных профессий (педагоги, социальные работники, психологи, юристы, полицейские и др.).

Человек начинает испытывать чувство внутренней пустоты из-за необходимости постоянного контакта с другими людьми, испытывающими негативные эмоциональные состояния.

К этой категории сотрудников относятся и медсестры, т.к. в условия их работы входит общение и взаимодействие с самыми разнообразными людьми, нет возможности выбора пациентов, большое количество контактов в течение рабочего дня, необходимость сопереживания негативных состояний своих пациентов, оказываясь непроизвольно вовлеченными в них, они испытывают повышенное эмоциональное напряжение. Эти факторы создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания, т.к. медицина является той сферой деятельности человека, где в основном, преобладают негативные эмоциональные состояния.

Можно отметить, что феномен эмоционального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты физической, эмоциональной и когнитивной энергии, проявляющейся в симптомах физического утомления, эмоционального, умственного истощения, личной отстраненности и снижения удовлетворения от работы. Выгорание заразно и может быстро распространяться среди сотрудников. Они становятся пессимистичными, распространяется цинизм, негативизм.

Последствия эмоционального выгорания могут привести к значительному ухудшению психического и психологического здоровья (ярчайшим проявлением синдрома профессионального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматикой) [18].

Также, последствия эмоционального выгорания способствуют возникновению различного рода расстройств и заболеваний психики, ведут к возникновению сильнейшего стресса и пр. [7, 4]. На сегодняшний день насчитывается немного работ, посвященных изучению эмоционального выгорания, именно в профессиональной деятельности медицинских работников, ограничено количество исследований по проблеме оказания психологической помощи и профилактике данного синдрома у работников медицинской сферы, что также делает актуальным наше исследование.

Цель работы — Изучение эмоционального выгорания и разработка программы профилактики эмоционального выгорания.

15 стр., 7285 слов

Теоретические аспекты изучения феномена синдрома эмоционального. ...

... от психоактивных веществ т.е. симптомам эмоционального выгорания [29, с. 87]. Синдром выгорания - это реакция организма, возникающая в результате длительного воздействия профессионального стресса средней интенсивности. Люди с синдромом выгорания обычно имеют сочетание психосоматических, ...

Тема — синдром выгорания в профессиональной деятельности медицинских сестер.

Тема — программа профилактики синдрома выгорания у медсестер.

Задачи исследования:

  • изучить проблему эмоционального выгорания в теоретических источниках;
  • определить наличие синдрома эмоционального выгорания у медсестер.

Гипотеза исследования: При систематическом проведении занятий по профилактике эмоционального выгорания показатели эмоционального выгорания снижаются.

Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие исследовательские задачи:

  1. Проанализировать теоретические исследования по проблеме деформации личности и эмоционального выгорания.
  2. Определите внешние и внутренние факторы, определяющие предрасположенность медицинских работников к эмоциональному выгоранию, а также особенности его развития и течения.
  3. Определить меры профилактики и основные направления оказания психологической помощи медицинским работникам с синдромом тяжелого выгорания.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, методы психодиагностики, методы обработки математических и статистических данных.

Базой нашего исследования являлся медицинский центр ООО «Медполимерсервис» г. Екатеринбурга. В исследовании участвовали 40 человек, стаж профессиональной деятельности которых от 5 до 30 лет, возрастные границы — 28-65 лет. Из них 6 мужчин и 34 женщины.

Теоретический смысл работы заключается в том, что в ней представлены основные подходы к определению сущности феномена эмоционального выгорания, систематическому анализу и обобщению материалов по данной проблеме в профессиональной деятельности медицинских работников. Рассмотрены основные механизмы и последствия эмоционального выгорания и факторы его формирования; динамика развития и психологическая симптоматика синдрома, профессиональная деформация, как следствие эмоционального выгорания.

Практическая ценность работы заключается в том, что в работе рассматриваются способы оказания психологической помощи медицинским работникам с тяжелым синдромом выгорания. Эти методы можно рекомендовать как психологам, работающим с бригадой медсестер, так и самим профессионалам для психологической самопомощи.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДРАБОТНИКА

1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания в работах отечественных и зарубежных исследователей

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) давно привлекает внимание ученых различных стран. Интерес к его изучению возник в зарубежной психологии в 1970ых годах XX века. Термин «burnout» («эмоциональное выгорание»), «синдром сгорания сотрудников» был введен американским психиатром Х. Дж. Фройденбергером в 1974 г для характеристики психологического состояния здоровых людей в эмоционально насыщенной атмосфере при общении с клиентами и пациентами при выполнении ими своего профессионального долга. «Выгорание» было описано им как истощение, вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам [12], как ухудшение психического и физического самочувствия в результате истощения энергии в процессе перегрузки проблемами других людей.

В 1982 г в англоязычной литературе было опубликовано несколько статей о Burnout. Американские психологи Кристина Маслач и Сьюзан Джексон, проводившие изучение данного процесса, характеризовали его как эмоциональное опустошение[18].

44 стр., 21550 слов

Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с коммуникативными ...

... учителей начальных и средних школ. Объект исследования: синдром эмоционального выгорания. Объект исследования: специфика взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания ... профессионального кризиса, хотя, в настоящее время он удостоен диагностического статуса (Международная классификация болезней -10:Z73 - проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью). Основным понятием в этой работе ...

К. Маслач, являясь одним из ведущих исследователей эмоционального выгорания, писала, что деятельность специалистов, которые относятся к системе «человек-человек» различна, но общее между ними то, что все они находятся в близком контакте с людьми, который очень трудно поддерживать продолжительное время [13].

Она определила «выгорание» как потерю интереса и осторожности в работе[14].

В 1984 году К. Маслач и С.Джексон к этим симптомам добавили эмоциональную истощенность, деперсонализацию и снижение общей работоспособности[15].

В 1986г. К.Маслач вместе с коллегами разработала тестовую методику Maslach Burnout Inventory(MBI).

Шкала измерения этой процедуры тестирования стала популярным инструментом для измерения выгорания в эмпирических исследованиях. Процесс характеризуется тремя понятиями: эмоциональное истощение, деперсонализация и снижение профессиональной эффективности (редукция профессиональных качеств).

Шкала предназначена для измерения эмоционального выгорания при взаимодействии человека с человеком». Опросник состоит из 22 утверждений, имеет № шкалы «эмоциональное истощение (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений).

Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале по отдельности, тем больше различаются стороны «выгорания», выраженные в испытуемом». Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше «профессиональное выгорание» [19].

На данный момент в Америке, Европе проведено огромное число исследований, издано большое количество литературы по изучению феномена профессионального выгорания у педагогов, медсестер, врачей, менеджеров, спортсменов, руководителей крупных компаний, а также у специалистов творческих профессий или профессий, непосредственно связанных с обслуживанием клиентов.

В отечественной психологии синдром эмоционального выгорания как психологический феномен стал активно изучаться в последние десятилетия (В.В. Бойко, О.С. Лаврова, Г.А. Макарова, Т.Н. Мартынова, В.Е. Орел, Т.И Ронгинская и др.).

Однако многое осталось недостаточно изученным и не получило единого понимания.

Не существует единой точки зрения на сущность эмоционального выгорания: некоторые авторы рассматривают его как разновидность стресса, другие – как результат влияния стрессогенных факторов, так как действительно затяжной стресс может стать одним из факторов развития эмоционального выгорания.

Бойко Виктор Васильевич — доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПб Института стоматологии[19], одним из первых в России исследовал проблему «выгорания». По его мнению, эмоциональное выгорание представляют собой приобретенный функциональный стереотип эмоционального поведения, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы[10].

В.В. Бойко в 1996 году разработал методику «Диагностика уровня эмоционального выгорания», которая представляет собой анкету, предназначенную для диагностики синдрома профессионального выгорания и позволяющую диагностировать основные симптомы «эмоционального выгорания». В.В. Бойко предлагает классифицировать синдром эмоционального выгорания по стадиям; для каждой стадии характерны те или иные симптомы (это отличает опросник Бойко, например, от опросника Маслач) [20], что позволяет определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Для каждой из этих фаз были определены основные симптомы «выгорания», и была разработана методика количественной оценки степени их тяжести. Приведен перечень симптомов, выявляемых на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».

4 стр., 1557 слов

«Эмоциональное выгорание педагога» консультация

... эмоционального выгорания как синдром психического выгорания или синдром профессионального выгорания. Выгорание - относительно стабильное состояние, но при правильной поддержке с ним можно успешно справиться. Основными признаками эмоционального выгорания являются: истощение, ... года. (Регуляция эмоциональных состояний. “Детский психолог”. 1993 ... усиление пассивности, чувство вины. Развитие ...

«Напряжение» — Переживание психотравмирующих обстоятельств; Неудовлетворенность собой; «Загнанность в клетку»; Тревога и депрессия.

«Резистенция» — Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование; Эмоционально-нравственная дезориентация; Расширение сферы экономии эмоций; Редукция профессиональных обязанностей.

«Истощение» — Эмоциональный дефицит; Эмоциональная отстраненность; Личностная отстраненность (деперсонализация); Психосоматические и психовегетативные нарушения.

На основании смыслового содержания и количественных показателей, подсчитанных для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры[19].

Процесс «выгорания» часто рассматривается как «болезнь общения». Например, Л.А. Китаев-Смык установил, что «истощение» возникает из-за умственного переутомления. Он описывает проявление «выгорания», как приглушение эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, возникновение конфликтов с партнерами по общению в результате переноса раздражения на окружающих; потеря человеком представлений о ценности жизни, безразличие [11].

Выгорание также может происходить на определенных этапах профессионального развития. это исчезновение энергии, желания и «искры» к компании, которые ранее вызывали интерес и энтузиазм. То есть дело еще делается, но уже без души, душа не включается. Раньше «горел» делом, а теперь только исполняет. Это состояние похоже на перетренированность, но если перетренироваться (и отдохнуть) можно за несколько дней, то эмоциональное выгорание описывает более длительные процессы. Что-то может надоесть за 15 минут, выгорание наступает через месяцы и годы работы.

Эмоциональное выгорание происходит не в момент перегрузки, а в тот момент, когда перегрузка принимает форму хронического стресса, когда существует разрыв между работой или семейными потребностями человека и собственными ресурсами. Или же в ситуации хронического конфликта, который истощает ресурсы человека[22].

Основная причина выгорания — физическая и умственная усталость, которая нарастает в течение длительного периода времени. [21].

Несмотря на многочисленные исследования отечественных и зарубежных исследований, до сих пор нет четкого определения этого явления. Сегодня существует множество определений синдрома выгорания. Изначально этот термин определялся как состояние истощения, истощения. Некоторые авторы [2;3] и сейчас выделяют лишь один его структурный компонент – эмоциональное истощение.

В.В. Бойко – определяет эмоциональное выгорание, как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций, в ответ на психотравмирующие действия[17] .К.Маслач считает, что Comecon — это синдром эмоционального истощения, который вызывает деформацию самооценки, негативно влияет на отношение к работе и снижает понимание и сочувствие к клиентам. М. Захарова, под феноменом «психологического выгорания», понимает острое кризисное состояние, обусловленное внешними (эргономические, социально-психологические) и внутренними (личностные, профессиональные стереотипы, установки, конфликты) факторами, и сопровождающиеся специфическими изменениями в эмоциональной (усталость), мотивационной (падение интереса к работе) и других сферах личности, проявляющимися в поведении и делающими невозможной продолжение выполнения профессиональной деятельности [4].

11 стр., 5103 слов

Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности педагога

... высокого положительного отношения к занятиям профессиональной деятельностью. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Адаптивная цель «выгорания» - способность снизить потребление энергетических ресурсов ...

Внимание ученых привлекает симптоматика СЭВ. Ими предлагаются различные классификации симптомов выгорания. Это относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, отсутствие интереса, повышенная конфликтность, возрастающее недовольство от выполняемой работы, скука, постоянная усталость, эмоциональное истощение, раздражительность и нервозность, отчаяние, чувство беспомощности, избегание тем о работе, постоянны разговоры о бессмысленности жизни, разочаровании. Появляется зависимость от никотина, алкоголя, кофеина; хроническая усталость, боли в позвоночнике, повышение давления, головные боли, тахикардия, отрицательная жизненная установка, сексуальные расстройства, бессонница, избегание неформальных контактов, неспособность к релаксации, снижение иммунитета, отказ от хобби, безразличие или зависть, конфликты с коллегами, ригидность мышления, агрессия, отсутствие воображения, отсутствие собственной инициативы и т.д. Симптомы синдрома выгорания строго индивидуальны и не проявляются одновременно. Развитие синдрома зависит от сочетания профессиональных, организационных и личных стрессоров. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей, и жизни вообще [20].

К. Маслах описывает следующие условные группы симптомов Comecon: физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся:

  • усталость;
  • чувство истощения;
  • восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;
  • астенизация;
  • частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • избыток или недостаток веса;
  • одышка;
  • бессонница. [34]

К поведенческим и психологическим:

  • работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;
  • профессионал рано приходит на работу и остается надолго;
  • поздно появляется на работе и рано уходит;
  • берет работу на дом;
  • чувство беспокойства;
  • чувство скуки;
  • снижение уровня энтузиазма;
  • чувство обиды;
  • чувство разочарования;
  • неуверенность;
  • чувство вины;
  • чувство невостребованности;
  • легко возникающее чувство гнева;
  • раздражительность;
  • человек обращает внимание на детали;
  • подозрительность;
  • чувство всемогущества (власть над судьбой пациента);
  • ригидность;
  • неспособность принимать решения;
  • дистанционирование от пациентов и стремление к дистанционированию от коллег;
  • повышенное чувство ответственности за пациентов;
  • растущее избегание;
  • общая негативная установка на жизненные перспективы;
  • злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.

В.В. Бойко выделяет такие симптомы: эмоциональный дефицит, деперсонализация или личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения [1].

17 стр., 8291 слов

Риски предпринимательской деятельности. Пути и проблемы их снижения

... учета фактора риска в предпринимательской деятельности, без этого сложно получить результаты деятельности, соответствующие реальным условиям. невозможно создать эффективный механизм работы предприятия, основанный ... кризиса явились негативные процессы в инвестиционной сфере (снижение ввода основных производственных фондов), результатом чего стало снижение объемов произведенного национального дохода, ...

О.С. Лаврова считает возможным выделение следующих групп симптомов СЭВ: эмоциональные, психосоматические, нарушение познавательных процессов деятельности, неприятие профессиональной деятельности, нарушение социальных связей [3].

Г.А. Макарова, кандидат психологических наук, директор Института консультирования ППЛ (Профессиональная Психотерапевтическая Лига), выделяет пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:

  1. Физические симптомы: — усталость, физическое утомление, истощение; уменьшенный или увеличенный вес; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям); затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание; гипертензия (повышенное давление);язвы, нарывы; сердечные болезни.
  2. Эмоциональные симптомы: — недостаток эмоций, безэмоциональность; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие и усталость; ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность; раздражительность, агрессивность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; нервные рыдания; истерики; душевные страдания; потеря идеалов или надежд, профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации (люди становятся безликими, как манекены); преобладает чувство одиночества.
  3. Поведенческие симптомы. — трудоголизм; во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть; безразличие к еде; стол скудный, без изысков; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.); импульсивное эмоциональное поведение.
  4. Интеллектуальное состояние: — уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе; уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе); увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни; увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании); формальное выполнение работы.
  5. Социальные симптомы. — нет времени или энергии для социальной активности; уменьшение активности и интереса к досугу, хобби; социальные контакты ограничиваются работой; скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег[41].

Изучение выявленных симптомов «выгорания» показало, что они могут наблюдаться во всех сферах развития личности, оказывая на нее деструктивное воздействие.

17 стр., 8222 слов

Анализ финансовой деятельности сбербанка курсовая работа

... Сбербанком Изучить внутреннюю структуру деятельности Сбербанка по обслуживанию клиентов Определить ценности, нормы и правила работы сотрудников Сбербанка Выявить и проанализировать недостатки работы отделения Сбербанка Методы исследования : в работе ... внешними факторами, которые ... Стратегический анализ и ... финансовых кризиса, кризис банковской системы, уровень инфляции за 4 года - около 240%), Сбербанк ...

Формирование СЭВ — это динамический, развивающийся во времени, процесс. Как отмечает Т.И. Ронгинская, «развитие синдрома носит стадиальный характер» [6].

М. Буриш выделяет несколько основных фаз в развитии синдрома эмоционального выгорания, также описывает и симптомы «выгорания», соответствующие каждой фазе:

  1. Предупреждающая фаза – чрезмерная активность, чрезмерное участие, отказ от всех потребностей, не связанных с работой и как следствие истощение, чувство усталости, бессонница и т.д.
  2. Снижение уровня самовосприятия — потеря позитивного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю. Приписывание вины за собственные неудачи другим людям. По отношению к профессиональной деятельности наблюдается искусственное продление перерывов в работе, опоздание, уход с работы раньше времени и т.д.
  3. Эмоциональные реакции: депрессия, постоянное чувство вины, снижение самооценки. Агрессия, защитные установки, обвинение других в собственных неудачах, отсутствие толерантности и способности к компромиссам, подозрительность, конфликтность и т.д.
  4. Этапы деструктивного поведения: в области интеллекта наблюдается снижение концентрации внимания, снижается способность выполнять сложные задания, наблюдается ригидность мышления. В мотивационной сфере наблюдается недостаток личной инициативы, снижение эффективности деятельности. В эмоционально-личной сфере начинает проявляться безразличие, избегание неформальных контактов, стремление избегать участия в жизни других людей, отказ от увлечений и скуки.
  5. Психосоматические реакции – снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышенное давление, головные боли, расстройства пищеварения и т.д.
  6. Разочарование — это негативное отношение к жизни, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние.[19].

Т.И. Ронгинская подчеркивает, что генезис Comecon носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере и разными условиями осуществления профессиональной деятельности. [6].

1.2. Факторы, оказывающие влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания

И зарубежные, и отечественные психологи работают над выявлением факторов, вызывающих синдром выгорания. Традиционно выделяются две большие группы факторов, вызывающих СЭВ. К первой относятся индивидуальные характеристики самих профессионалов — «индивидуальные (субъективные) факторы»; а ко второй — особенности профессиональной деятельности — «организационные (объективные) факторы». [17]

Индивидуальные факторы делятся на две подгруппы: 1) социально-демографические; 2) личностные особенности.

Социально-демографические характеристики включают возраст, пол, опыт работы, семейное положение, образование. Личные характеристики включают личное сопротивление, индивидуальные стратегии сопротивления, предрасположенность к стрессу, самооценку, невротизм.

Группа организационных факторов включает три компонента: условия труда, содержание работы, социально-психологические факторы.

24 стр., 11620 слов

Этика и культура профессиональной деятельности. Профессиональная ...

... - это деловое общение и профессиональная этика работников. 2.2 К ое-что о профессиональной этике Различные виды деятельности имеют свою специфику, иногда очень значительную, которая проявляется в области этики и культуры поведения. Профессиональная этика - это единое ...

Под социально-психологическими факторами мы понимаем наличие поддержки со стороны администрации, наличие вознаграждения, ролевой конфликт, отсутствие значимой информации.

Несколько иная классификации факторов СЭВ была предложена В.В. Бойко. Он выделил ряд внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся: хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность; дестабилизирующая организация деятельности; повышенная ответственность за исполнением функции и операции; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения.[4].

  1. Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность – эта деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения. (Т.В. Решетова, 2002).

  2. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции — представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля( медики, педагоги, воспитатели и т.д.).

    Их активность заключается в том, что необходимо постоянно входить и находиться в состоянии предмета, с которым осуществляется совместная деятельность. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров – пациентов, учащихся, клиентов и т.д. Следствием этого является нервное перенапряжение.

  3. Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности — таковая определяется двумя основными обстоятельствами : конфликтностью по вертикали( в системе «руководитель – подчиненный») и по горизонтали( в системе «коллега–коллега»).

    Нервная среда побуждает одних растрачивать эмоции, а других искать способы сберечь умственные ресурсы. Рано или поздно человек будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: беречь нервы, держись подальше от всего и всех, не принимай все близко к сердцу. В процессе профессиональной деятельности клиент или пациент часто сталкивается с теми, кто «портит им нервы» или «доводит до белого каления». Специалист начинает предвидеть такие случаи и прибегает к экономии эмоциональных ресурсов, эмоциональная отстраненность используется как психологическая защита, которая, в конечном итоге, мешает выполнению его профессиональных обязанностей.[4].

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, относятся следующие: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности; слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезорганизация личности.[4].

1. Склонность к эмоциональной ригидности:

— эмоциональное выгорание как средство психологической защиты, возникает быстрее у тех, кто менее восприимчив и более эмоционально сдержан. Например, у импульсивных людей с подвижными нервными процессами формирование симптомов «выгорания» будет происходить медленнее. Повышение впечатлительности и чувствительности может полностью заблокировать механизм психологической защиты. Часто бывает, что человек, долгое время проработавший в контактной профессии, не утратил реактивности, эмоциональной вовлеченности, способности участвовать и сопереживания. [34]

20 стр., 9755 слов

Профессиональные деформации

... исследования: профессиональные деформации. Тема исследования труда: профессиональная деформация социальных работников. Цель работы: рассмотреть профессиональные деформации у социальных работников и методы борьбы с ними. Задачи работы: Изучить теоретические аспекты профессиональных деформаций. Ознакомиться с эффектом эмоционального выгорания. Раскрыть ...

2. Интенсивная интериоризация — (восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности):

— данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Специалист, работающий с людьми, слишком эмоционально все воспринимает, бесследно посвящает себя работе. Каждый стрессовый случай практики оставляет глубокий отпечаток в его душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает сильнейшее соучастие и сопереживание, мучительные мысли и бессонницу. Профессор Т.В. Решетова называет это безграмотным сочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами «Я». Постепенно эмоциональные и энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость их восстановления или сохранения, прибегая к тому или иному способу психологической защиты. Следовательно, некоторые специалисты со временем меняют свой профессиональный профиль и даже профессию. Некоторые молодые специалисты уходят из профессии в первые 5 лет работы. Но типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Часто в работе профессионала периоды интенсивной интернализации и психологической защиты чередуются. Иногда обостряется восприятие неблагоприятных сторон деятельности, в связи с чем человек очень остро переживает стрессовые ситуации, конфликты и ошибки. Эмоциональное выгорание, в данном случае, ведет к безразличию и апатии.

3. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности имеет два аспекта:

  • во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость;

— — во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Он поддерживает систему самооценки другими способами: материальными или позиционными результатами.

4. Нравственные дефекты и дезориентация личности:

  • возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Моральный дефект вызван неспособностью включить такие моральные категории, как совесть, добродетель, порядочность, честность, уважение прав и достоинства другого человека во взаимодействии с деловыми партнерами. Моральная дезориентация вызвана неспособностью отличить добро от зла, добро от зла, причиненное другому человеку. Однако как в случае морального порока, так и при наличии моральной дезориентации формирование эмоционального выгорания облегчается. Повышается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к выполняемым функциям. К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Т.В. Решетовой — неэмоциональность или неумение общаться;

5. Алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения) всегда связана с тревогой – трудоголизм (происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой — трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);

6. Люди без ресурсов — (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.).[4].

Таким образом, мы видим, что «синдром выгорания» обычно представляет собой негативные изменения в личностном состоянии профессионала — то, что вредит человеку и его работе.

Проведенные исследования пока не дали ответа на вопрос, что является основным фактором возникновения факторов выгорания: индивидуальные особенности профессионала или особенности профессиональной деятельности.


1