Психологическая служба в исправительных учреждениях

Дипломная работа

Актуальность темы дипломной работы. Наиболее важным для широкого спектра социально-психологических процессов и наиболее значимыми для любых исправительных учреждений (ИУ) представляются процессы, связанные с взаимоотношениями людей с механизмами власти, поддержанием внутренних официальных и неофициальных правил поведения. В каждом процессе управления тюрьмами на первый план выходит проблема подчинения заключенных нуждам администрации, то есть проблема власти в колонии. В настоящее время большое значение для решения служебных задач стоящих перед уголовно-исправительной службой (УИС), укрепления позиций сотрудников в ходе управления осужденными приобретают психологические знания.

Работа по профилактике и преодолению профессиональной деформации сотрудников ИУ – это системная деятельность, где свою специфическую роль играет руководство ИУ, воспитательный аппарат, кадровая служба, подразделения собственной безопасности, медики, психологии и др. Сведение этой работы к компетенции представителей какой-либо одной службы (например, воспитателей или психологов), как правило, приводит к минимальному результату. К минимальному результату может привести и рассмотрение проблемы исключительно в одной плоскости (управленческой, психологической, педагогической, медицинской и т.д.).

Системность самой проблемы ставит вопрос о ее системном анализе. В связи с этим не менее важно, чтобы педагог знал психологический взгляд на проблему предотвращения и преодоления профессиональной деформации коллектива образовательного учреждения, так же как психологу важно понимать педагогическую трактовку этой проблемы.

В состав уголовно-исполнительной системы входит 2459 уголовно-исполнительных инспекций, в которых состоят на учете 474,3 тыс. человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы; 53 государственных унитарных предприятий исправительных учреждений, 587 центров трудовой адаптации осужденных, 52 лечебно-, 41 учебно-производственная мастерская.

Штатная численность персонала УИС составляет 338,9 тыс. человек, в том числе аттестованных сотрудников – 246,6 тыс. человек (кроме того переменный состав – 7,2 тыс. человек).

Медицинское обслуживание личного состава осуществляют 56 учреждений здравоохранения, в том числе 34 центра медицинской и социальной реабилитации, 14 больниц, 5 военно-врачебных комиссий и 3 санатория [44].

В составе УИС действуют 8 учреждений высшего профессионального образования с 7 филиалами, в том числе Академия права и управления, 74 учебных центров и пунктов, институт повышения квалификации, научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных технологий [44].

12 стр., 5707 слов

По обществознанию » Роль образования в жизни человека»

... и внутренние раздражители: А) Инстинкт Б) Деятельность В) Интеллект Г) Наследственность Реферат по обществознанию » Роль образования в жизни человека» ... человека Образование - важнейший институт общества, одна из основ духовной жизни человека. Наука определяет образование как целевой процесс образования и обучения, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, и ... нашего класса ...

Эти учреждения в значительной степени оказывают практическую помощь психологическим службам исправительных учреждений. Не случайно в числе других аспектов оценки эффективности деятельности исправительного учреждения (правовой, экономический, технический) называют и психолого-педагогический аспект, который ориентирует работников аппарата управления на необходимость активного учета и использования особенностей социального управления, применения данных психологической науки, осуществления в ходе управленческой деятельности положительного воспитательного воздействия на осужденных.

Актуальность деятельности психологической службы определяется и имеет особое значение в контексте совершенствования деятельности криминальной системы и должна соответствовать этим механизмам управления, которые основаны на новых социальных, экономических и психологических отношениях, возникающих в обществе. Это учет и использование широкого спектра социально-психологических процессов, происходящих при управлении исправительными учреждениями.

Основополагающим условием эффективности работы психолога по предупреждению и преодолению профессиональной деформации сотрудников является системный взгляд на проблему. Несомненно, психолог обязан работать, прежде всего, в сфере психологической составляющей всего комплекса вопросов, связанных с профилактикой и преодолением профессиональной деформации, но эта психологическая составляющая в настоящее время далеко выходит за рамки чисто психологических феноменов (эмоционально-психологическая напряженность в коллективе, дисбаланс формальных и неформальных отношений сотрудников, уровень тревожности сотрудника, постстрессовые состояния и т.д.).

Для грамотной работы от практического психолога сегодня требуется анализ целой группы факторов, имеющих не психологический характер (например — социально-педагогический, управленческий), факторов, порой далеко выходящих за рамки не только конкретного коллектива и организации в системе МВД, но и за рамки самой системы МВД. Это связано с теми сложными и противоречивыми процессами, которые имеют отношение к развитию профессиональной деформации сотрудников УИС.

Поэтому целью исследовательской работы является анализ деятельности психологической службы в тюрьмах.

Объект исследования диплома — деятельность психологической службы в исправительном учреждении.

Предмет исследования диплома — профессиональное выгорание у работников правоохранительных органов.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

1. Анализ общетеоретических основ функционирования психологической службы в исправительных учреждениях

2. Рассмотрение основных направлений деятельности психолога в исправительном учреждении.

3. Изучение влияния профессиональной деятельности на профессиональное выгорание сотрудников ИУ.

4. Диагностика уровня профессионального выгорания сотрудников ИУ.

5. Составление рекомендации командованию и психологам по препятствию профессиональному выгоранию сотрудников исправительного учреждения

8 стр., 3663 слов

«ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ»

... научно- технического прогресса, современных технологий и улучшения организации производства; создание действенного механизма повышения эффективности. В качестве обобщающих показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия необходимо использовать отношение объема реализованной продукции или ...

Цель и задачи исследования дипломной работы обусловили выбор гипотезы:

Гипотеза исследования — деятельность психологической службы в исправительном учреждении препятствует профессиональному выгоранию у работников правоохранительных органов.

Методологическую основу исследования в дипломе составили:

  • теория профессионального выгорания В. Е. Орел, согласно которому каждый человек в своей профессиональной деятельности подвержен такому эффекту, как профессиональное выгорание.
  • работы К.

Маслач и С. Е. Джексона, В.В. Бойко, согласно которым синдром эмоционального выгорания представляет собой трёхмерный конструкт, включающий у К. Маслач, С. Е. Джексона эмоциональное истощение, деперсонализацию, редуцирование личных достижений; у В. В. Бойко напряжение, резистенцию, истощение.

  • описание явлений, родственных по своему содержанию феномену выгорания было представлено в работах российских психологов, посвященных исследованию стресса (Л.А. Китаев-Смык, В.А. Бодров).

  • теоретические работы по профилактике профессионального выгорания (АФ.

Лазурский, АГ. Ковалев, АД. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, И.П. Башкатов, АИ. Панкин, В.Г. Деев, АН. Сухов, АИ.Ушатиков и др).

На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов:

  • теоретические: анализ литературных источников.
  • [Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/psihologiya-deyatelnosti-diplom/

— диагностические: Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко), опросник «MBI» для диагностики уровня «эмоционального выгорания» (авторы — К. Маслач и С. Джексон, адаптация — Н.Е. Водопьяновой), «Определение психического «выгорания» (А. А. Рукавишников), методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

В работе были использованы методы количественной и качественной обработки полученных данных: корреляционный, оценка статистической значимости результатов (Т-критерий Вилкоксона для оценки статистической достоверности интенсивности сдвига для связанных выборок (результаты в работе рассмотрены при р<0.05)), качественный анализ и содержательная интерпретация результатов

Практическая значимость полученных результатов: проведенная работа обогатила научное понятие «выгорание» новыми доказательствами и фактами по примеру тюремных чиновников. Систематизирована феноменология «эмоционального выгорания» у сотрудников уголовно-исполнительной системы, выявлены его особенности: степень, структура, закономерности развития (факторы, условия, механизм).

доказано, что «эмоциональное выгорание» у сотрудников уголовно-исполнительной системы является центральным моментом профессиональной деформации личности.

Результаты проведенного исследования в дипломе позволяют администрации и психологам, работающим в пенитенциарной системе, глубже понять причины профессиональных трудностей сотрудников УИС, способствующие развитию у них явления «эмоционального выгорания», и принять соответствующие меры по его предупреждению и устранению. Для сотрудников СИЗО разработаны рекомендации по психологической коррекции «эмоционального истощения.

10 стр., 4646 слов

Сфера практической деятельности социального педагога. Текст. ...

... им помощи и поддержки в решении различных социальных проблем. В нормативных документах, касающихся профессиональной деятельности социального педагога, описываются только общие характеристики: задачи, функции, направления деятельности, общие требования к знаниям и умениям ...

Достоверность и надежность результатов и выводов исследования обеспечивалась комплексным применением различных методов исследования, использованием валидных, надежных и апробированных в отечественной психологии диагностических методик, взаимопроверкой результатов, содержательным анализом полученных данных и выявленных фактов, а также применением при обработке полученных данных приемов и методов математического и статистического анализа.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 4 приложений, списка из 44 использованных источников.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/psihologiya-deyatelnosti-diplom/

1. Безносов, С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности [Текст] /С.П. Безновос. — СПб.: Питер, 2007. – 346с.

2. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] /С.А. Беличева. — М.: ВЛАДОС, 2009. – 358с.

3. Белослудцев, В.И. Организационно-управленческие и педагогические проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных с психическими аномалиями [Текст]// Социально-психологические проблемы организации исполнения уголовных наказаний: Сборник статей / Под ред. А.В. Пилещко, В.А. Уткина. Домодедово, 1996. — С. 56–57.

4. Беляева, Л.И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности [Текст]// Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. — М.: Юрист, 2011. – 589с..

5. Бойко, В.В. Правила эмоционального поведения: Методическое пособие [Текст]/ В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2007. – 172 с.

6. Буданов, А.В. Работа с сотрудниками органов внутренних дел по профилактике профессиональной деформации: Практическое пособие для руководящих работников УВД, ОВД, служб по работе с личным составом, подразделений морально-психологического обеспечения деятельности ОВД [Текст] /А.В. Буданов.- М.: ГУВД г. Москвы, 2010. – 150с.

7. Буданов, А.В. Профилактика профессиональной деформации работников ИТУ как фактор, способствующий соблюдению и укреплению законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений [Текст] // Проблемы совершенствования деятельности психологической службы в ИТУ: Сборник статей / Под ред. А.В. Пилещко. Домодедово, 2007. — 142с.

8. Букетов, А.В. Работа с сотрудниками ОВД по профилактике профессиональной деформации [Текст]/А.В. Букетов. — М.: Гардарики, 2009. – 206с.

9. Бусовикова, О.П. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников [Текст]/ О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». — Вып. 2. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. — 410 с.

10. Винокур, В.А. Методы психологической диагностики профессионального «выгорания» в «помогающих» профессиях. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 1. URL: http:// medpsy.ru.

3 стр., 1493 слов

Нравственные аспекты в профессиональной деятельности судьи

... Текст присяги судьи, включенный в тот же закон, обязывает судью соблюдать высокие моральные требования в своей профессиональной деятельности. ... Баранцевич Е. М. Идеи и принципы судебного деятеля. Этюд из области судебной этики. Памяти Ф. П. Ивкова . М.: ... федеральногозакона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики) по решению Конституционного Суда Российской Федерации может быть ...

11. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер: Питер-принт, 2009. – 336 с.

12. Грибов, В. В тюремном интерьере [Текст]/В. Грибов // Ветеран. 2003. — № 5 (718).

— С. 14.

13. Гордиенко, Ш.А. Психолого-педагогическая подготовка к выполнению оперативно-служебных задач в экстремальных условиях [Текст] /Ш.А. Гордиенко// Психопедагогика в правоохранительных органах. — № 1 (25).

– 2006. — С. 40-42

14. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы [Текст] /Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во Спб. ун-та, 2007 – С.143 — 156.

15. Дебольский, М.Г. Становление и развитие психологической службы в уголовно-исполнительиой системе [Текст]/М.Г. Дебольский // Человек: преступление и наказание, 2006. — № 3-4;

16. Елдышова, О.А. Профессиональное выгорание в помогающих профессия [Текст]/О.А. Елдышова//Роль служб экстренной психологической помощи по телефону в решении проблемы сиротства в России: I Международная конференция детских телефонов доверия 17–18 ноября 2006 г.: Сборник статей выступлений. – , 2007. –С. 38–41

17. Ильина, Е.С. Психологические проблемы специалистов, работающих в экстремальных условиях (на материале анализа профессиональной работы с персоналом УИС) [Текст] /Е.С. Ильина. – М.: Факультет педагогики и психологии МПГУ, 2003. – 180с.

18. Ильина, Е.С. Экстремальная профессия – сотрудник УИС [Текст] /Е.С. Ильина // Развитие личности, 2002. — № 4. — С. 169–173. С. 171.

19. Китаев-Смык, Л.А. Стресс и психологическая экология [Текст] /Л.А. Китаев-Смык//Природа, 1998. — №7. – С. 98-105

20. Ковтун, В.П. Психологическая служба УИС: проблемы становления [Текст] /В.П. Ковтун // Преступление и наказание. — 1996. — № 3. – С. 51 — 62

21. Ковтун, В.П. Организационные проблемы становления и функционирования психологической службы ИТУ [Текст]// Социально-психологические проблемы организации исполнения уголовных наказаний: Сборник статей / Под ред. А.В. Пилещко, В.А. Уткина. Домодедово, 1996. С. 3.

22. Коловская, М.С. Специфика профессиональной деятельности психолога в условиях исправительных учреждений [Текст] /М.С. Козловская // Вестник КАСУ. — №3 – 2007. – С.44-59

23. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа: теоретическое исследование [Текст]/ А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. – №2. – С. 3 – 16.

24. Малкина-Пых, И.Г. Экстремальные ситуации: Справочник практического психолога [Текст] /И.Г. Малкина. — М.: Эксмо, 2009. – 366с.

25. Марьин, М.И. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел: Методическое пособие [Текст] // под общей ред. В.М. Бурыкина. М.: ИМЦ ГУК МВД России, С. 4-50

26. Марьин, М.И. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности ОВД и работа с кадрами [Текст] /М.И. Марьин// Психопедагогика в правоохранительных органах, 2006. — № 1 (25).

— С. 3-8;

27. Медведев, В.С. Психология профессиональной деформации сотрудников внутренних дел [Текст] /В.С. Медведев // Автореф. …дисс. докт. психол. наук, Киев, 2006. – 99с.

20 стр., 9755 слов

Профессиональные деформации

... с ними. Задачи работы: Изучить теоретические аспекты профессиональных деформаций. Ознакомиться с эффектом эмоционального выгорания. Раскрыть понятие административный восторг. Охарактеризовать управленческую эрозию, или порчу властью. Знать проблемы влияния профессиональных деформаций на человека. ...

28. Морогин, В.Г. Диагностика ценностно-потребностной сферы личности сотрудников УИС и осужденных [Текст] // Социально-психологические проблемы организации исполнения уголовных наказаний: Сборник статей / Под ред. А.В. Пилещко, В.А. Уткина. — , 2009. – 89с..

29. Морозов, В.М. Психологическая служба в пенитенциарных учреждениях [Текст] /В.М. Морозов, О.Г. Ковалев. – М.: Право, 2011. – 202с.

30. Орёл, В.Е. Феномен «психического выгорания»: теория, проблемы диагностика [Текст] // Орел, В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: автореферат. …д-ра пс. н. – Ярославль, 2005. – 51 с.

31. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования [Текст] / В.Е. Орел //Психологический журнал.– 2001. – №1. – С. 16 – 21.

32. Основные направления деятельности и психологической пригодности к службе в системе внутренних дел: исх. пособие [Текст]/ Под ред. Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких. М., 1997;

33. Пашук, Н.С. Личностные черты как детерминанты возникновения и развития феномена «психического выгорания» у преподавателей вузов [Текст]/ Н.С. Пашук // Психологический журнал. – 2008. – № 1. – С. 19 – 24.

34. Пенитенциарная психология: Программа для высших учебных заведений МВД РФ [Текст] / Под руководством А.И. Ушатикова. , 2009. – 374с.

35. Поздняков, В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность: Монография [Текст] /В.М. Поздняков. — М.: Лист, 2010. – 369с.

36. Поздняков, В.М. в пенитенциарной практике зарубежных стран в ХХ столетии [Текст] /В.М. Поздняков. — М.: ВЛАДОС, 2009. – 316с.

37. Ронгинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т. И. Ронгинская // Психологический журнал, 2002. – том 23. – № 3. – С. 19 – 24.

38. Совкова (Тарасова), И.Ю. Деструктивное поведение личности в кризисных ситуациях служебной деятельности [Текст] /И.Ю. Совкова (Тарасова)// Психопедагогика в правоохранительных органах, 2009 . — №1 (19).

— С. 73-81

39. Судаков, К.В. Системные механизмы эмоционального стресса [Текст] /К.В. Судаков. — М.: , 2010. – 206с.

40. Такасаева, К.Р. Морально-психологические факторы профессиональной деформации личности сотрудника ОВД [Текст] /К.Р. Такасаева // Автореф. дисс. … канд. психол наук. — М., 2003. – 71с.

41. Ушатиков, А. И. Пенитенциарная психология [Текст] /А.И. Ашатиков, Б.Б. Козак. — Рязань, 2009. – 257с.

42. Энциклопедия юридической психологии [Текст] / под общ. ред. А. М. Столяренко. М.: Юристъ, 2009. – 367с.

43. Этические аспекты деятельности психологической службы пенитенциарных учреждений [Текст] // Рабочая книга пенитенциарного психолога. — М.: Академия, 2007. – 372с.

Общий объем:

Год: 2013

Цена : 3000 руб.