Методы управления персоналом на примере бюджетного образовательного учреждения Омской области

Дипломная работа

Переход к рыночной экономике, рост конкуренции выдвинули на первый план человеческий фактор как ключевой фактор успеха. Основная цель компаний, работающих в рыночной среде, — удовлетворить потребности потребителей. Но сегодня потребитель рассматривается в двух аспектах:

  • внешний потребитель, для которого производятся продукция и услуги. Его удовлетворенность связана с теми выгодами, которые он получает в процессе приобретения и потребления продукции;

— внутренний потребитель — это персонал организации, который также ищет выгоды от потребления «продукции», но в качестве продукции выступает процесс и результат труда. В соответствии с тем, как организован его труд и каков уровень достижения цели, зависит степень удовлетворенности персонала (внутреннего потребителя).

Проблемы первого направления рассматриваются в маркетинге. Наша задача — рассмотреть роль социально-психологических методов управления в решении проблемы удовлетворенности персонала (внутреннего потребителя).

Напомним, что в соответствии с теорией Портера-Лоулера, именно результативный труд (достижение поставленной цели) приводит к удовлетворенности трудом.

Целью социально-психологических методов управления является познание и использование закономерностей психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в интересах общества и личности. Это единство, тесная связь и взаимозависимость социальных и психологических методов управления. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами; при помощи психологических — управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе.

Цель социологических методов — управление формированием и развитием коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологического климата, оптимальной сплоченности, достижения общей цели путем обеспечения единства интересов, развития инициативы и т. п. В основе социологических методов лежат потребности, интересы, мотивы, цели и т. п.

(менеджер) и его команда. Управление — это работа группы людей, которые прилагают все усилия для достижения целей организации. Именно управляющий должен обладать знаниями и принимать решения по таким вопросам: какие действия необходимо предпринять, чтобы сформировать эффективную команду; что способствует формированию квалифицированной команды; как организовать работу команды или даже нескольких команд, если это касается большой по масштабу организации.

3 стр., 1332 слов

Социально-психологические аспекты управления персоналом предприятия

... персоналом системы управления персоналом на предприятии. Целью исследования является изучение теоретических вопросов социально-психологического управления персоналом и анализ значимых социально-психологических аспектов на данном предприятии. Задачи:  провести анализ методов управления персоналом4  рассмотреть социологические методы управления персоналом;  проанализировать психологические методы ...

В данной курсовой работе будут рассмотрены метод управления персоналом на примере Бюджетного образовательного учреждения Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №12» (далее по тексту БОУ «СКОШ №12»)

Структура работы: введение, три главы, состоящие из 6 разделов и заключение.

Цель моей курсовой работы — раскрыть сущность каждой группы методов управления персоналом, изучить их значение и влияние на сотрудников. Руководителю необходимо их знать и успешно применять на практике, чтобы в полной мере реализовать поставленные перед ним цели организации.

Для достижения заданной цели необходимо решить ряд задач:

  • Определить личностные характеристики успешного управляющего персоналом;
  • Рассмотреть административные методы управления персоналом;
  • Проанализировать экономические методы управления;
  • Охарактеризовать социально — психологическим методам управления персоналом;

Глава 1. Понятие и классификация методов менеджмента

Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей [5 с 12-15].

Слово «метод» греческого происхождения, что означает способ достижения цели. Основное содержание управленческой деятельности достигается за счет методов управления.

Фактически, методы осуществления управленческой деятельности, используемые для постановки и достижения целей организации, действуют как методы управления. Решая ту или иную управленческую задачу, методы служат целям практического управления, снабжая его системой правил, приемов и подходов, сокращающих время и другие ресурсы, затрачиваемые на постановку и реализацию целей.

Рассматриваемые нами методы управления применяются в отношении трудовых коллективов в целом и отдельных сотрудников в частности. Следовательно, их следует трактовать как методы управленческого воздействия на трудовые коллективы и на человека. Такой подход связан с общей концепцией управления как целевого воздействия на контролируемые объекты, которыми являются предприятия, организации, объединения и коллективы работников.

Множественность методов управления и разные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех, которые будут наиболее эффективными при решении конкретных задач управления. Тенденция к увеличению количества и разнообразия методов управления требует упорядочения всего их ансамбля путем классификации по определенным критериям.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть цель, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.).

Содержание — это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма — воздействие на конкретную ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации).

Следует отметить, что в экономической литературе нет однозначной трактовки содержания, объекта воздействия и классификации методов управления.

14 стр., 6774 слов

Управление развитием персонала в организации

... исследования, могут быть учтены в практике социального менеджмента при разработке стратегии управления развитием персонала в организации. Структура работы. Исходя из поставленной цели и обозначенных целей исследования, была сформирована следующая ...

Некоторые авторы классифицируют методы управления на основе их содержания, направленности и организационной формы, что, по сути, отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органично дополняют друг друга, они находятся в постоянном динамическом равновесии. Направление методов управления всегда одинаково — на людей, занимающихся различными видами работ.

Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:

  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Административные методы основаны на силе, дисциплине и наказании и известны на протяжении всей истории как методы кнута. Экономические методы основаны на правильном использовании экономических законов и известны с точки зрения методов воздействия как методы пряника. Социально-психологические методы основаны на методах мотивации и морального воздействия на людей и известны как методы убеждения.

Административные методы сосредоточены на таких поведенческих причинах, как осознанная потребность в трудовой дисциплине, чувство долга, желание человека работать в определенной организации и рабочая культура. Эти методы отличаются прямым характером воздействия: любой нормативно-правовой акт подлежит обязательному исполнению. Административные методы характеризуются их соответствием правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Управленческое воздействие экономических и социально-психологических методов косвенное. рассчитывать на автоматическое действие этих методов невозможно, и сложно определить силу их воздействия на конечный эффект.

Рассмотрим более подробно каждый метод в отдельности.

  • Методы административного управления основаны на отношениях индивидуального управления, дисциплины и ответственности и осуществляются в форме организационного и административного воздействия.

Организационное воздействие направлено на организацию производственного и управленческого процесса и включает в себя организационное регулирование, организационное регулирование и организационно-методические инструкции.

Организационное регулирование определяет, что должен делать управленческий сотрудник, и представлено положениями о структурных подразделениях, которые устанавливают обязанности, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей. На основании регламента составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников [2 с 21-24].

Организационное нормирование предусматривает большое количество нормативов, включающее:

  • качественно-технические нормативы (технические условия, стандарты организации и др.);
  • технологические (маршрутные и технологические карты и т.п.);
  • эксплуатационно-ремонтные (например, нормативы планово-предупредительного ремонта);
  • трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования);
  • финансово-кредитные (размер собственных оборотных средств, погашение ссуд банка);
  • нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом (отчисления в бюджет);
  • материально-снабженческие и транспортные нормативы (нормы расхода материалов, нормы простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой и т.д.);

— организационно-управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка, порядок оформления найма, увольнения, перевода, командировок).

4 стр., 1616 слов

Эффективное управление запасами на предприятии

... организации оптимизации поступления, перемещения, использования запасов, мотивирования работников, контроля установленных нормативов и запланированных действий и устранения недостатков вследствие регулирования. 2. Методические аспекты управления запасами на предприятии Во втором разделе магистерской работы «Управление запасами на предприятии» ...

Эти нормативы затрагивают все стороны деятельности организации. Стандартизация информации имеет особое значение, поскольку ее поток и объемы постоянно увеличиваются. В условиях функционирования в организации автоматизированной системы управления комплекты норм и стандартов организуются на носителях информации в информационно-вычислительном центре организации.

Организационно-методическое обучение осуществляется в форме различных инструкций и руководств, действующих в организации. В актах организационно-методической инструкции даны рекомендации по использованию некоторых современных инструментов управления, а также учтен ценный опыт, которым обладают сотрудники аппарата управления.

К актам организационно-методического инструктирования относят:

  • должностные инструкции, устанавливающие права и функциональные обязанности управленческого персонала;
  • методические указания (рекомендации), описывающие выполнение комплексов работ, связанных между собой и имеющих общее целевое назначение;
  • методические инструкции, которые определяют порядок, методы и формы работы для решения отдельной технико-экономической задачи;
  • рабочие инструкции, определяющие последовательность действий, из которых состоит управленческий процесс. В них указывается порядок действий для выполнения процессов оперативного управления [8 с 67-83].

Акты организационного регулирования, регламентации и организационно-методического указания являются нормативными. Они публикуются руководителем органа, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством — совместно или по согласованию с компетентными государственными органами и являются обязательными для офисов, служб, должностных лиц и служащих, которым они предназначены.

Административное влияние выражается в форме приказа, распоряжения или распоряжения, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они выдаются для обеспечения соблюдения применимых законов и нормативных актов, а также для придания юридической силы решениям руководства. Приказы издаются линейным руководителем организации. Приказы и распоряжения издает руководитель производственного подразделения, отдела, организационного отдела, начальник функционального отдела. Заказ — это письменный или устный запрос менеджера на решение конкретной проблемы или выполнение задачи. Приказ — это письменное или устное требование к подчиненным для решения отдельных проблем, связанных с бизнесом или заданием.

Экономические методы управления — это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается поступательное движение организации.

Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления [4 с 56-98]. С помощью планирования определяется график деятельности организации. После утверждения планы отправляются линейным руководителям для руководства реализацией. Каждое подразделение получает долгосрочные и текущие планы по ряду показателей.

13 стр., 6475 слов

Совершенствование организации оплаты труда работников диплом

... основы системы оплаты труда в современной организации Формы и системы оплаты труда в условиях рыночной экономики Оплата труда как элемент материальной мотивации персонала Особенности оплаты труда работников торговых организаций 22 2 Анализ организации и совершенствование системы оплаты труда в ...

В системе материального поощрения большое значение имеет эффективная организация оплаты труда по количеству и качеству работы. В системе управления рынком в контексте сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения возрастает роль методов экономического управления. Они становятся важнейшим условием создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой организации.

Плановое управление экономикой — главный закон функционирования любой организации, имеющей четко сформулированные цели и стратегию их достижения. В рыночной экономике проявление экономических методов носит иной характер, чем в административной экономике. Таким образом, вместо централизованного планирования утверждается, что организация является свободным производителем товаров, действующим на рынке как равный партнер другим организациям в сотрудничестве в области социального труда. План экономического развития — это основная форма обеспечения баланса между рыночным спросом на продукт, необходимыми ресурсами и производством товаров и услуг. Государственный заказ трансформируется в книгу заказов организации с учетом спроса и предложения, в которой государственный заказ больше не играет доминирующей роли. Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде набора показателей, установленных в плане экономического развития.

Хозяйственный расчёт является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами подразделений и отдельных сотрудников. Хозяйственный расчёт основан на самостоятельности, когда предприятия (организации) являются юридическими лицами и выступают на рынке свободными товаропроизводителями продукции, работ и услуг. Самоокупаемость предприятия определяется отсутствием бюджетного финансирования и дотационности в покрытии убытков, т.е. оно полностью окупает свои затраты за счёт доходов и в случае длительной убыточности объявляется банкротом. Самофинансирование — основной принцип расширенного воспроизводства и развития бизнеса за счет собственной прибыли.

Оплата труда является основной причиной работы и денежным показателем затрат на рабочую силу. Он обеспечивает связь между результатами работы и ее процессом и отражает количество и сложность работы рабочих различной квалификации. Устанавливая официальную заработную плату для сотрудников и ставки заработной платы для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учетом средней стоимости рабочей силы при ее нормальной продолжительности.

Дополнительная заработная плата позволяет учесть сложность и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников и др. Вознаграждение определяет индивидуальный вклад сотрудников в конечные результаты производства за определенные периоды времени. Премия напрямую связывает эффективность каждого отдела и сотрудника с главным экономическим критерием компании: прибылью.

12 стр., 5781 слов

Методы государственного управления

... .сформулировать роль метода в государственном управлении современной России; .раскрыть понятие административно-правовых методов, как методов государственного управления; .проанализировать правила выработки политических решений с помощью методов государственного управления; .классифицировать методы государственного управления; .выявить и рассмотреть методы государственного управления в экономике. ...

Руководитель предприятия может с помощью перечисленных компонентов оплаты труда регулировать материальную заинтересованность работников с экономически возможными расходами на производство по статье «заработная плата», применять различные системы оплаты труда — сдельную или повременную, формировать материальные и духовные потребности работников и обеспечивать рост их жизненного уровня.

Рыночная цена является регулятором товарно-денежных отношений и важным экономическим инструментом измерения доходов и расходов, цен и издержек производства. Стоимость товара отражает общественно необходимые затраты на рабочую силу для производства и определяется отношением валовой стоимости товаров, произведенных в государстве за год, к количеству товаров.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.).

Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.

Социально-психологические методы — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:

  • социологические методы;
  • психологические методы;

— Первые призваны воздействовать на весь коллектив (социальное планирование, создание оптимального психологического климата, изучение общественного мнения и др.), а вторые — на отдельных работников (методы психологического отбора, изучения и оценки кадров и т.д.).

Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не изолированно, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно идет в коллективах рыночного типа. Так, 91% опрошенных считают, что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера взаимной требовательности и ответственности, изменилось (в лучшую сторону) отношение к труду и распределению его оплаты, 82% опрошенных работников массовых профессий интересуются и «болеют» за успехи своих коллег [2].

46 стр., 22954 слов

Социально-психологический климат в коллективе медработников

... больницы. 5. Социально-психологический климат организации и его специфика в коллективе медперсонала. 6. Организационные конфликты и пути их преодоления. 7. Психология управления социально-психологическим климатом в коллективе. 8. Психодиагностические методы исследования социально психологического климата. 9. Анализ управления социально-психологическим климатом в организации. В работе отражено ...

Таким образом, чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.).

Главная цель применения этих методов — формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы — человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и, в конечном счете, формировать коллектив с едиными целями и задачами.

Основное средство воздействия на коллектив — убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом же социально-психологического руководства в трудовом коллективе являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам труда и окружающей среде.

Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.

Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые, в конечном счете, сформируют здоровые межличностные отношения.

2 Социально-психологические аспекты управления персоналом

2.1 Социологические методы управления

2.2 Социологические методы исследования

Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.

— Анкетирование является важной процедурой оценки и отбора претендентов. Назначение метода двоякое. Наряду с решением задач отсева менее подходящих кандидатов определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на основе последующих методов, а также источники, из которых можно получить необходимую информацию. Любое ее искажение в анкете является основанием для увольнения работника в любой момент, когда это выяснится (в текст анкеты обычно включается соответствующее указание).

34 стр., 16873 слов

Влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе малого бизнеса

... стиля руководства в коллективе. 4. Рассмотрим особенности влияния стиля руководства на психологический климат в команде малого бизнеса. 5. Провести исследование влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе, провести статистическую обработку данных и интерпретировать полученные результаты. 6. Представить соответствующие выводы и рекомендации. Структура работы ...

Анализ анкетных данных в сочетании с другими методами отбора выявляет следующее:

  • соответствие уровня образования заявителя минимальным квалификационным требованиям;
  • соответствие практического опыта характеру должности;
  • наличие ограничений иного рода на выполнение должностных обязанностей;
  • готовность к принятию дополнительных нагрузок (сверхурочные работы, командировки);
  • круг лиц, которые могут рекомендовать работника, помочь наведению справок и получению дополнительной информации [10 с 65-81].

Содержание анкеты в организациях устанавливается самим нанимателем. Оно варьирует в зависимости от контингента персонала, на который рассчитана анкета, и общей схемы отбора персонала. При отборе на должности руководителей применяют более подробные анкеты, чем при найме рядовых служащих.

Возможны и специальные виды анкет. Например, иногда применяют особые бланки для студентов высших учебных заведений, с которыми ведется работа по оргнабору. Поскольку трудовой стаж студентов невелик, обращают пристальное внимание на учебу, экономические способности и интересы претендентов. В анкете запрашивается информация об учебных заведениях, специальности, объеме (в часах) профилирующих курсов (каждого в отдельности), второй специальности. Запрашиваются данные об академической успеваемости претендентов, начиная со школы: место в классе по успеваемости, средний балл, балл успеваемости в школе по дисциплинам специальности. В анкете требуется указать баллы по управленческим и юридическим дисциплинам, количество учебных часов, прослушанных по бухучету и анализу финансово-хозяйственной деятельности, подробные сведения об этих курсах.

Одна из задач анкетирования заключается в том, чтобы определить личностные качества и обстоятельства, которые могут помочь в работе кандидата в случае найма. Часто анкеты содержат данные о числе отработанных (за год) дней у последнего нанимателя, продолжительности пропусков работы по причине болезни и т.д. Обращается особое внимание на факторы, указывающие потенциальную возможность раннего увольнения работника. В анкете запрашивается точная формулировка причин увольнения в прошлом.

Устанавливается частота смены работы. Собираются общие сведения об источниках мотивации и делаются предположения о факторах, препятствующих работе, которые перепроверяются и уточняются, становятся предметом тщательного изучения при наведении справок и собеседовании с претендентом. Он обязан также указать, есть ли у него проблемы со здоровьем, возможный перечень которых нередко приводится в анкете. Многие организации сами проводят подробные медицинские освидетельствования в целях отсева кандидатур, вызывающих сомнение.

Круг вопросов, на которые стремится получить ответ организация, нанимая работника определенной профессии и квалификации, примерно задан. Однако конкретная форма и степень детализации анкеты могут быть разными. В одних случаях кадровые службы и руководство организации полагаются на анкету, в других — уточняют нужные сведения в процессе собеседования с работником и проверяя у прежних работодателей и знакомых претендента. Компоновку и графическое оформление анкет также варьируют.

22 стр., 10598 слов

Психологический климат в организации

... общества обеспечивает социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияет на социально-психологический климат рабочих групп. - Локальная макросреда , т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. Размеры организации, статусно ...

— Интервью-собеседование не является идеальным методом личностной оценки претендента, поэтому оно дополняется другими методами. Основной целью собеседования является получение ответа на вопрос, заинтересован ли кандидат в вакантной должности и способен ли он ее качественно выполнять. Проводя интервью-собеседование следует придерживаться следующих правил:

  • Интервьюирующему следует знать профиль должности.
  • Необходимо выполнить анализ документов кандидата перед

проведением интервью: исследовать форму и содержание заявления (в частности, культуру обращения, копию письма или оригинала, имеются ли ошибки и т.д.), определить полноту информации. При рассмотрении автобиографии важно выделить главное: работал на одном месте или нет и т.п.;

. Следует провести неформальный разговор.

. Структура беседы, включающая несколько фаз:

контакта (5-10 мин), во время которой задаются вопросы (как доехал до фирмы?), предлагается кофе, т.е. дается возможность претенденту адаптироваться;

интервью (20-60 мин);

мотивации (20-45 мин) — ознакомление со стратегией фирмы, обычаями, преимуществами и социальными выгодами и т.п.;

дискуссии (5-10 мин), обсуждаются общие аспекты контракта.

. Следует подготовить концепции вопросов.

. Информацию следует записать и сделать выводы после интервью.

. Интервью с несколькими кандидатами лучше проводить только

в коротких промежутках времени [7 с 51-62].

В процессе проведения интервью существует ряд проблем, в основе которых лежат эмоциональные и психологические параметры. Поэтому весьма важно избежать ошибок в процессе интервьюирования.

Наиболее типичные ошибки при ведении интервью:

. Предрассудок — ложный взгляд на поведение и действия интервьюируемого, ставший привычным.

. Идеальная картина — проецирование своей жизни на интервьюируемого.

. Неготовность к интервью.

. Эффект поведения — не нравится манера поведения кандидата, положительный результат достигнут не будет.

. Эффект возможности — менеджер по персоналу должен иметь

опыт. Он делает много и одновременно слушает, продумывает новый

вопрос, делает письменные пометки и т.п. А это весьма непросто.

. Эффект контраста — в один день нужно провести интервью с претендентами одной выборки.

График ведения интервью можно детализировать и конкретизировать по фазам:

) начало беседы;

) обсуждение положительных аспектов;

) обсуждение негативных аспектов;

) определение направлений решения проблем;

) кредит времени для претендента;

) окончание интервью.

) Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.

Социометрическая структура группы несет важную информацию о характере межличностных отношений в группе. Зная такую структуру, можно ответить на вопросы:

Кто является неформальным лидером группы?

Каково распределение статусов?

Какова эмоциональная сплоченность группы?

Кто кого предпочитает в общении?

Через кого лучше оказывать влияние на конкретного члена группы?

) Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях.

В исследованиях может использоваться включенное наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную деятельностную ситуацию и анализирует события как — бы «изнутри», и невключенное (простое) наблюдение, когда события регистрируются со стороны.

.2.3 Создание оптимального социально-психологического климата в коллективе

Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем, как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива. Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.

Понятие «социально-психологический климат» используют для интегральной характеристики трудовых коллективов. Насчитывается несколько десятков определений социально-психологического климата и различных исследовательских подходов (Г.М. Андреева, И.П. Волков, Е.С. Кузьмин, В.В. Новиков, В.Б. Ольшанский, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, А.А. Русалинова, Л.А. Свенцицкий, В.М. Шепель, Ю.А. Шерковин и другие) [7 12-22].

В психологическом словаре дается следующее определение социально-психологического климата. Социально-психологический климат — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата:

доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

доброжелательная и деловая критика;

свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающегося всего коллектива;

отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;

принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.

Установлено что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь [8 с 68-80].

Наиболее общим образом социально-психологический климат коллектива можно определить как психологическое состояние, интегрированным образом отражающее особенности его жизнедеятельности. Это состояние включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, характеризуется различной степенью осознанности. Б.Д. Парыгин охарактеризовал его как «преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности». [7 с 121-145].

Г.А. Моченов и М.Н. Ночевник считают, что социально-психологический климат проявляется в тех взаимоотношениях, которые устанавливаются на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива, формальными и неформальными группами, при личных контактах между людьми [6 с 37].

Другие авторы отмечают и такие характеристики социально-психологического климата, как:

) общий эмоционально-динамический, эмоционально-психологический настрой;

) настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей;

) атмосфера, складывающаяся между работниками, непосредственно контактирующими друг с другом;

) социально-психологическая обстановка в коллективе, рассматриваемая с точки зрения психологической совместимости индивидов в составе малого трудового коллектива;

) состояние коллектива, включающее эмоциональный, когнитивный, действенный компоненты межличностных отношений;

) отражение комплекса явлений, связанных взаимодействием людей, условий труда, методов его стимулирования, взаимоотношений людей в процессе труда;

) отношение членов коллектива к труду вообще, к выполняемой работе, условиям жизнедеятельности коллектива, ценностям различных социальных общностей, групповой атмосфере, общему стилю и тону групповых взаимодействий, социальным ценностям;

) морально-политическое единство членов коллектива, их сплоченность, взаимоотношения, общие мнения, настроения, традиции и другое.

Важнейшей проблемой в изучении социально — психологического климата является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющими уровень психологического климата производственного коллектива, являются личность руководителя и система подбора и расстановки административных кадров. На него оказывают влияние и личностные качества руководителя, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива [3 с 44-47].

На состояние социально-психологического климата влияют:

тип организации, т.е. является ли она государственной или коммерческой структурой; закрытым или открытым учреждением; учебным, научным или производственным коллективом;

образ жизни (сельский, городской), качество жизни членов организации;

социальные условия (социально-политические, социально-экономические, социально-культурные) и экологические.

Система групповых отношений складывается под воздействием объективных и субъективных факторов микро- и макросред, которые составляют общую производственную обстановку, в условиях которой функционирует коллектив.

Воздействия со стороны микросреды предприятия, как «поля» непосредственного функционирования коллектива: предметно-вещественная сфера его деятельности, то есть весь комплекс технических, технологических, санитарно-гигиенических и организационных элементов, которые входят в понятие «производственная (рабочая) ситуация» [6].

Другую группу факторов микросреды составляют воздействия, представляющие собой групповые явления и процессы, происходящие в коллективе. Их иногда называют социально-психологическими. Они включают в себя характер официальных организационных связей между членами коллектива, закрепленный в формальной структуре данного подразделения. Возможные различия между типами такой структуры можно показать на основе следующих «моделей совместной деятельности»:

. Совместно-индивидуальная деятельность: каждый член коллектива делает свою часть общего задания независимо от других.

. Совместно-последовательная деятельность: общая задача выполняется последовательно каждым членом коллектива (конвейерное производство).

. Совместно-взаимодействующая деятельность: задача выполняется при непосредственном и одновременном взаимодействии каждого члена коллектива со всеми другими его членами.

Экспериментальные исследования показывают прямую зависимость между этими моделями и уровнем развития группы как коллектива [9 с 37-48].

Наряду с системой официального взаимодействия на социально-психологический климат первичного производственного коллектива огромное влияние оказывает его неофициальная организационная структура. Чем выше степень единства формальной и неформальной структур коллектива, тем позитивнее воздействия, формирующие климат коллектива.

Характер руководства также воздействует на социально-психологический климат коллектива.

Индивидуально-психологические особенности членов коллектива и их сочетание составляют следующий фактор социально-психологического климата коллектива. Сквозь призму этих личностных особенностей человека преломляются все влияния как производственного, так и непроизводственного характера. Отношения человека к этим влияниям, выражающиеся в его личных мнениях и настроениях, в поведении, представляют собой индивидуальный «вклад» в формирование социально-психологического климата коллектива. Для формирования того или иного социально-психологического климата коллектива имеют значение не только и не столько психологические характеристики его членов, сколько эффект их сочетания. Уровень психологической совместимости членов коллектива является фактором, в большой степени обусловливающими его климат [3].

Устойчивые взаимодействия между двумя и более членами коллектива приводят к образованию неформальных групп. Их деятельность может, как способствовать, так и препятствовать достижению официальных целей коллектива. Это зависит от групповых установок, ценностей и норм.

Среди предпосылок, облегчающих неофициальные контакты, следует отметить:

. Территориальное положение членов коллектива — территориальное разделение приводит к созданию более тесных неофициальных отношений в образующихся подгруппах, а вместе с тем к их более высокой продуктивности, меньшей текучести кадров по сравнению с подразделениями большей численности.

. Состав трудового коллектива — высокая степень однородности по полу, возрасту, уровню образования, уровню квалификации и наличие на этой основе общности интересов, ценностных ориентаций — важное условие сплочения групп. В гетерогенных коллективах существует тенденция распадаться на несколько неофициальных групп более однородных по своему составу.

. Степень совпадения мнений, оценок, установок, позиций по отношению к явлениям, событиям, наиболее значимым для жизни коллектива.

Говоря о важном формирующем влиянии неофициальных контактов на социально-психологический климат коллектива, необходимо учитывать как количество этих контактов, так и их распределение. Зависимость социально-психологического климата первичного коллектива от факторов микросреды всегда детерминирована макросредой.

В качестве показателей социально-психологического климата коллектива выступают не только различные феномены психологии трудового коллектива, но и объективные результаты его жизнедеятельности. Прежде всего, необходимо учитывать продуктивность труда коллектива, а также косвенные показатели его деятели, характеризующие его климат: данные текучести кадров, состояние трудовой дисциплины, конфликтности. Посредством анкетного опроса и интервью можно получить данные о психических состояниях и свойствах изучаемых коллективов.

Несколько слов об управлении социально-психологическим климатом. Оно включает в себя осуществление следующих мероприятий:

управление процессом формирования содержательных психологических компонентов климата (норм, ожиданий, ценностей, установок, традиций, группового мнения и настроения);

оптимальный подбор, расстановка, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров;

комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости;

опора на наиболее авторитетных, активных членов коллектива;

предупреждение и разрешение межличностных конфликтов.

Одной из наиболее точных индикаторов социально-психологического климата является преимущественное настроение ее членов. Господствующее настроение в коллективе во многом определяет социально-психологический климат, и наоборот, сложившийся социально-психологический климат проявляется в соответствующем настроении ее членов. Соответственно, зная природу настроения, как особого психологического состояния, можно получить возможность находить реальные пути формирования бодрого, жизнерадостного, оптимистического настроения в группе и формирования благоприятного социально-психологического климата в ней, а следовательно, и возможности формирования наиболее адекватного общественного мнения в организации.

Изучение социально-психологического климата — процесс сложный. Это связано с тем, что климат проявляет себя интегрально, как общий — положительный или отрицательный — нравственно-психологический фон внутриколлективных отношений. Это сложное равновесие множества компонентов, очень важных, очень специфических для каждой организации, но с трудом фиксируемых обычными исследовательскими приемами. В основе этих исследований лежит измерение конкретных типов и видов взаимоотношений, которое проводится на основе всех применяемых в психологии методов: наблюдения, эксперимента, опроса и др.

1.3 Психологические методы управления персоналом

.3.1 Психологическое планирование

Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития, и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов [6 41-47;58-69]. К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести:

формирование подразделений (команд) на основе психологического соответствия сотрудников;

комфортный психологический климат в коллективе;

формирование личной мотивации людей исходя из философии организации;

минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);

разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;

рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образованности;

формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников.

Целесообразно, чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профессиональная психологическая служба организации, состоящая из социальных психологов.

Глава 2. Способы психологического воздействия на персонал

управление персонал коллектив психологический

Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности. Рассмотрим их более подробно.

Внушение представляет собой психологическое целенаправленное воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи его апелляции к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду [25].

Внушение может вызвать у человека, иногда помимо его воли и сознания, определенное состояние чувств и привести к совершению человеком определенного поступка. Крайне негативной формой внушения является зомбирование личности, когда человеку прививаются строго определенные формы поведения, выходящие за пределы моральных норм.

Убеждение базируется на аргументированном и логическом воздействии на психику человека для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе [5 с 87-91].

Вовлечение является психологическим приемом, при помощи которого работники становятся соучастниками трудового или общественного процесса, например выборов руководителя, принятия согласованных решений, соревнования в коллективе и др.

Побуждение — позитивная форма морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные качества работника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы, что позволяет повысить моральную значимость сотрудника в организации [10 с71-74].

Принуждение — крайняя форма морального воздействия, когда другие приемы воздействия на личность не дали результатов и работника заставляют, возможно, даже против его воли и желания, выполнять определенную работу. Желательно применять принуждение только в чрезвычайных (форс-мажорных) обстоятельствах, когда бездействие может привести к жертвам, ущербу, гибели имущества, людей, несчастным случаям.

Осуждение — прием психологического воздействия на человека, который допускает большие отклонения от моральных норм в коллективе или результаты труда и качество работы которого крайне неудовлетворительны. Такой прием не может применяться для воздействия на людей со слабой психикой и практически бесполезен для воздействия на отсталую часть коллектива.

Требование имеет силу распоряжения. В связи с этим оно может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется непререкаемым авторитетом. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным или даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично с запрещением, выступающим в виде легкой формы принуждения.

Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. К нему мы относим запрещение импульсивных действий неустойчивого характера, что, в сущности, является вариантом внушения, а также запрещение недозволенного поведения (выпивка, бездеятельность, попытка хищения или брака).

Этот метод стоит на грани двух главных методов воздействия — принуждения и убеждения.

Порицание обладает убеждающей силой только в условиях, когда собеседник идентифицирует себя с руководителем: «он один из нас». В других случаях порицание воспринимается как менторское назидание, которое можно выслушать, но которому не нужно следовать. В силу того, что человек довольно активно защищает свое «Я», он часто рассматривает этот прием как покушение на свою самостоятельность.

Командование применяется тогда, когда требуется быстрое и точное исполнение без каких бы-то ни было критических реакций. При выполнении команд не рассуждают. В жизни встречаются запретительные и побудительные разновидности команд. Первые: «Прекратите!», «Перестаньте нервничать!», «Замолчите!» и т.д. — направлены на немедленное торможение нежелательных актов поведения. Они подаются твердым спокойным голосом или голосом с эмоционально окрашенным оттенком. Вторые: «Идите!», «Принесите!», «Выполняйте!» и т.д. — нацелены на включение поведенческих механизмов людей.

«Взрыв» — прием, известный как мгновенная перестройка личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний. Применение «взрыва» требует создания специальной обстановки, в которой возникли бы чувства, способные поразить человека своей неожиданностью и необычностью. В такой обстановке у человека происходит сбой нервных процессов. Неожиданный раздражитель вызывает у него сильный стресс. Это приводит к коренному изменению взглядов на вещи, события, отдельных людей и даже мир в целом.

Метод Сократа основан на стремлении оградить собеседника от того, чтобы тот сказал «нет». Как только собеседник скажет «нет», его очень трудно повернуть в обратную сторону. Метод назван именем древнегреческого философа Сократа, который часто пользовался им, стараясь вести беседу так, чтобы собеседнику было легче сказать «да». Как мы знаем, Сократ непременно доказывал свою точку зрения, не вызывая со стороны оппонентов не только явного негодования, но даже самых незначительных негативных реакций.

Намек — прием косвенного убеждения посредством шутки, иронии и аналогии. В некотором смысле формой намека может быть совет. Сущность намека состоит в том, что он апеллирует не к сознанию, не к логическому рассуждению, а к эмоциям. Поскольку намек таит в себе потенциальную возможность оскорбления личности собеседника, то пользоваться им лучше всего в ситуации конкретного настроения. Критерием меры здесь может выступить прогнозирование самопереживания: «Как бы я сам чувствовал себя, если бы мне подавали такие намеки?»

Комплимент нередко смешивают с лестью. Если сказать человеку: «Как складно вы говорите!», то это польстит ему. Лесть приятна далеко не каждому, хотя часто люди не отмахиваются от нее. Французская пословица гласит: «Лесть — это умение сказать человеку то, что он сам о себе думает». Комплимент никого не обижает, он всех возвышает.

Похвала является позитивным психологическим приемом воздействия на человека и оказывает более сильное действие, чем осуждение. Иногда достаточно сказать молодому сотруднику: «Сегодня Вы работаете значительно лучше и если еще чуть-чуть улучшите качество, то Вы достигнете превосходных результатов». Однако такая похвала опытному работнику может быть воспринята как обида, и его успехи лучше отметить в торжественной обстановке перед всем коллективом [8 с 45].

Просьба является весьма распространенной формой общения между коллегами, молодыми и опытными работниками и реже применяется во взаимоотношениях руководителя с подчиненными. Просящий обращается за советом, помощью, инструкцией к другому сотруднику, когда сомневается в формах и методах выполнения работы или не в силах ее сделать самостоятельно. Просьба руководителя является эффективным методом руководства, т. к. воспринимается подчиненным как доброжелательное распоряжение и демонстрирует уважение к его личности.

Совет — психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения, часто применяемый во взаимоотношениях коллег, наставников молодых рабочих и опытных руководителей. Можно сказать рабочему: «Иванов, замени инструмент» — это форма распоряжения. Можно сказать по-другому: «Я Вам советую заменить инструмент». Однако в оперативной работе, требующей принятия быстрых решений, использование советов и просьб руководителем должно быть минимизировано и исключено в тех случаях, когда рабочий допускает брак и срыв заданий.

Глава 3. Общая характеристика БОУ «СКОШ №12»

Бюджетное образовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №12 VIII вида» функционирует с 1961 года. За годы существования данного заведения здесь произошло много изменений: это была и школа-интернат, и детский дом. В 80-х годах данному учреждению снова присваивают статус школы-интерната. Данное учебное учреждение было зарегистрировано в Областном управлении образования при администрации Омской области и в администрации г. Омска. Но в 1999 г., в ходе реорганизации административных делений, школе был присвоен статус ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат VIII вида №12». В феврале 2010 года на основании распоряжения Министерства образования Омской области реорганизовано в Бюджетное образовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №12 VIII вида»

На балансе предприятия числятся в собственности здание школы, здания мастерских, четыре автомобиля.

Бюджетное образовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №12 VIII вида реализует общеобразовательные программы основного коррекционного общего, дополнительные коррекционные образовательные программы, имеющие целью социальная адаптация и подготовку несовершеннолетних граждан.

БОУ «СКОШ №12» осуществляет деятельность на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Основной хозяйственной деятельностью БОУ «СКОШ №12» является обучение детей в возрасте с 1 по 9 классы. Для эффективности работы школы необходимо учитывать следующее:

материально-техническое обеспечение учебного процесса;

обеспечение противопожарного состояния здания;

обеспечение учащихся качественной пищей и бесперебойным питанием;

поддерживать связь с поставщиками и вышестоящими хозяйственными органами;

обеспечение охраны здания в ночное время, в выходные и праздничные дни и др.

Основными целями школы-интерната являются:

предоставление полноценного, разностороннего базового образования на основе творческого развития личности обучающегося;

интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к жизни в социуме.

Школа является бюджетной организацией и использует при работе бюджетный план счетов.

Все бюджетные средства проходят через банк казначейства, который контролирует правильность их использования согласно договоров, прошедших Департамент государственного заказа.

Директор в БОУ «СКОШ №12»в настоящие время отсутствует, штатная единица временно свободна, исполняет обязанности директора заместитель директора по учебной работе Конунникова Наталья Александровна.

Согласно штатного расписания персонал делится на 4 категории:

.Руководители — это заместители директора и главный бухгалтер.

.Служащие и специалисты — это социальный педагог, педагог -психолог, инспектор по кадрам, заведующая производством.

.Педагоги — учителя предметники.

.Вспомогательный персонал — сторожа, рабочие по комплексному обслуживанию зданий.

3.1 Методы управления персоналом в БОУ «СКОШ №12»

В Бюджетном образовательном учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №12 VIII вида» используются различные методы управления персоналом. Познание социально-психологических и индивидуальных особенностей подчиненых дает руководителю возможность сформировать и принять оптимальный стиль управления и тем самым обеспечить повышение эффективности деятельности предприятия за счет улучшения социально-психологического климата и повышения степени удовлетворенности трудом, такой подход дает возможность создание морально-психологического климата, способствующего активизации деятельности каждого работника и повышения степени удовлетворенности процессом труда в коллективе, на предприятии.

Охрана труда и техника безопасности осуществляется в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ и находится на постоянном контроле у руководства образовательного учреждения, так же у учредителя — Министерства образования Администрации Омской области. Ежегодно с областного бюджета Омской области выделяются денежные средства на мероприятия по улучшению условий труда, хотелось бы отметить что, так же выделяются дополнительные ассигнования на ежегодную диспансеризации и оздоровление персонала школы, что является не маловажным составляющим положительного микроклимата в БОУ «СКОШ№12»

Как и в любой организации, важнейшим стратегическим фактором является кадровый потенциал, который в свою очередь определяет успех фирмы. На данный момент в школе работает 63 человека,75% из которых имеют высшее образование. По мере возможности руководство школы старается повышать квалификацию сотрудников посредствам различных курсов, семинаров в Институте развития образования, учебном центре Министерства ГО и ЧС и т.д..

В будущем организация планирует увеличить штат работников, так как спрос на образовательные услуге, а так же дошкольное образование (с 01.09.2011 года планируется открыть 2 группы для детей от 3 до 7 лет) с каждым годом растёт. В перспективе планируется создание отдела безопасности для отделения и определения работы по узким специализациям таких как пожарная безопасность, гражданская безопасность и техника безопасности, это позволить снять часть нагрузки как с администрации так и нагруженных преподавателей, что безусловно будет способствовать более благополучному климату внутри организации.

С помощью штатного школьного психолога было проведено тестирование персонала (Приложение 1).

Целью данного тестирования являлось во — первых определение вида темперамента сотрудников, а во-вторых определение степени конфликтности. Данное тестирование помогло более глубже узнать работников.

Тестирование персонала позволило руководителю:

·приоткрыть внутренний мир сотрудников для построения более эффективных систем управления;

·своевременно выявить назревание конфликтных ситуаций и определить пути их разрешения;

·планировать вопросы ротации кадров;

·обосновать кадровые перемещения;

·узнать о скрытых, латентных негативных факторах ранее, чем они, проявившись, нанесут ущерб деятельности школы.

Результаты проведенного тестирования оказались не совсем ожидаемыми но, тем не менее удовлетворительными. Итак, согласно теста на конфликтность более 60 % персонала (тестированию подлежали как педагогический так и служащие и специалисты, а так же вспомогательный персонал, что составило 41 работник являются конфликтными личностями, далее для выяснения причины конфликтов был проведен тест на определения трипа темперамента из которого следуют, что:

Ø15 % работников по типу темперамента холерики;

Ø40% работников по типу темперамента сангвиники;

Ø10% работников по типу темперамента холерик — сангвиник;

Ø28% работников по типу темперамента флегматики;

Ø7% работников по типу темперамента меланхолики.

Так же совместно со специалистами социально -ипсихологической службы было выявлено то, что является причиной конфликтов среди коллектива (опрос проводился в анонимной форме, письменно), среди вопросов опроса были затронуты вопросы :

Ø«довольны ли вы администрацией образовательного учреждения»;

Ø«недостатки работы руководящего состава за прошедший 2010-2011 учебный год»;

Ø«хотели бы Вы сменить профессию?»

Ø«причина конфликтов за прошедший 2010-2011 учебный год, в котором Вы были задействованы ».

Обобщив результаты следует выделить и отметить, что конфликты в коллективе возникают в основном из-за:

несправедливого распределения нагрузки (часов);

неправильного распределения стимулирующих и премиальных выплат. В связи с тем, что более года директор отсутствует, а исполняющие обязанности директора сменяют друг друга с периодичностью раз в квартал — коллективу хотелось бы стабильности от руководящего состава. Среди служащих и специалистов, а так же вспомогательного персонала было отмечено то, что руководство начало пересматривать должностные инструкции и переопределение обязанностей среди работников согласно квалификационно-тарификационного справочника, чего ранее не отмечалось, на фоне чего были неизбежны конфликтные ситуации.

По результатам тестирования совместно с другими членами администрации была разработана стратегия управления персоналом. В связи с тем, что уже более год образовательное учреждение перешло ЕТС на отраслевую системы оплаты труда проведенный анализ внутренней среды организации, поможет применяя совокупность методов управления достичь наиболее высоких результатов в у правлении персоналом, что благоприятно скажется на всем образовательном процессе в целом.

.2 Мероприятия и рекомендации по адаптации методов управления персоналом в существующей ситуации БОУ «СКОШ №12»

Современное экономическое положение школы не полностью способствует поддержанию комфортного социально-психологического климата в коллективе. Из-за этого необходимо прогнозировать воздействие социально-психологических методов управления на работу персонала, обращая внимание на то, что данные методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы и личность конкретного сотрудника, такой инструмент требует дозированного и дифференцированного применения.

Для успешного управления персоналом необходимо хорошо знать социально-психологические методы воздействия, но не следует их использовать для решения конкретных стратегических задач.

Для адаптации в современных условиях любого образовательного учреждения, а в частности БОУ «СКОШ №12» необходимо ряд мероприятий, часть из которых будут долгосрочными, и затратными с финансовой точки зрения. Достижение взаимопонимания в педагогическом коллективе, создание рабочей среды и профессионального круга общения и как следствие начало формирования особой корпоративной культуры коррекционной школы, основанной на взаимоуважении, взаимопонимании и взаимной поддержке, на сотрудничестве и диалоговом общении при достижении общих целей. Деловой, профессиональный, диалоговый стиль общения, складывающийся в коллективе, требует укрепления и доведения до формулирования своего собственного внутреннего пространства школы, своих принципов и законов взаимодействия.

Высшая цель — обеспечить позитивную динамику развития БОУ «СКОШ№12» как открытой коррекционной инновационной образовательной системы, обладающей высокой конкурентоспособностью, способствующей развитию образовательной среды и ориентированной на подготовку школьника, адаптированного к требованиям современного общества.

·Необходимо прежде всего провести ряд комплексных мероприятий направленных на улучшения внутренней среды;

·Максимальное исключение опасных и вредных производственных факторов;

·Проведение корпоративных мероприятий, (что безусловно будет способствовать сплочению коллектива);

·Увеличения заработной платы;

·При приеме в штат более тщательный подбор кандидатуры ;

·Четкое распределение должностных обязанностей между работниками.

В силу вышеизложенного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения любой организации для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа внешнего и внутреннего окружения.

Заключение

Одной из главных задач современной системы управления является создание благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, а эти условия могут создаваться только высококвалифицированной и обученной группой руководительского состава.

В данной экономической ситуации необходимо максимизировать прибыль и минимизировать затраты организации с помощью эффективного использования имеющихся у него ресурсов. Человеческие ресурсы являются неотъемлемой и, пожалуй, одной из самых главных частью ресурсов фирмы. Правильный подход к управлению этими ресурсами ведет к эффективному достижению целей, путем минимизирования различных затрат.

Управляющий персоналом не может достичь успеха в управлении коллективом без знания и применения методов воздействия на персонал, даже если он имеет все личностные характеристики, которыми должен обладать успешный в своем деле менеджер.

В своей курсовой работе проанализировав методы управления персоналом, которые на данном этапе менеджмент выделяет, а именно: административные, экономические и социально — психологические. С помощью сравнительной характеристики этих методов можно сделать вывод, что максимальная эффективность деятельности управляющего будет достигнута только при их комплексном использовании, т.к., делая упор на один конкретный метод, теряется эффективность действия других методов, т.е. цели организации не будут достигнуты должным образом.

Также я пришла к некоторым отдельным выводам относительно методов управления персоналом:

административные методы — субстанция управления. Низкое качество законодательных актов и нормативов повлечет за собой низкое качество низкое качество других компонентов системы управления. При условии, что политика и право не будут иметь должного обоснования, то экономика и психология ничего не смогут сделать для развития любой системы. Следовательно, субстанция административных методов (акты, нормативы и т.п.) должна быть высшего качества;

  • экономические методы направлены на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг, качества жизни населения. Основа методов побуждения — оптимизация управленческого решения и материальная мотивация персонала на его реализацию, что характеризует эффективность работы организации. В условиях рыночной экономики конкуренция заставляет инвесторов и государство оптимизировать решения организации и мотивы в целях повышения качества жизни населения. По данным РАГС эффективность этих методов оценивается, как 40% от общей эффективности всех методов управления;

— социально — психологические методы управления имеют в свое основе исследование психологического портрета личности, мотивацию ее потребностей, составляющих духовные физиологические, социальные нужды. Успешный управляющий должен хорошо знать потребности своих подчиненных для реализации целей организации. Эти методы используются к объектам с высокой степенью свободы, это является нелегкой задачей, ведь известно, что приказывать или экономически стимулировать гораздо легче, чем убеждать. А для этого и необходимо как раз знать психологические установки личности, чтобы убеждать. На данном этапе развития менеджмента и экономики считается, что эффективность организационно — правовых и экономических методов примерно в два раз больше, чем психологических, но последние в данное время приобретают всё большую значимость, т.к. персонал — это индивидуумы, имеющие свои ценности, потребности и личностные характеристики.

Управление, является до некоторой степени искусством. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние, разрешая подчинённым в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы. Как правильно отмечает Аджирис: »…эффективные руководители — это те, кто может вести себя по-разному — в зависимости от требований реальности».

Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.

Современный подход к организации представляет собой сбалансированное сочетание человеческих ценностей, организационных изменений и непрерывных адаптаций к изменениям внешней среды. Все это требует существенных изменений в принципах, методах и формах работы с человеком в организации.

Для того чтобы заинтересовать человека не просто в выполнении своей работы, но в максимальном напряжении сил, в наибольшей отдаче, нужно использовать структуру потребностей людей, которые удовлетворяют внешним и внутренним вознаграждениям; разрабатывать меры по улучшению социальной обстановки на предприятии с целью достижения удовлетворенности персонала работой в организации; изучать мнение работающих по различным аспектам их жизни, проводить анкетирование. Признание успехов работников также является серьезным стимулом к собственному профессиональному совершенствованию и как следствие, к совершенствованию, повышению эффективности системы качества.

Искусство управления заключается в способности выбрать из множества важных и неотложных задач те, которые обладают принципиальной приоритетностью, и сконцентрировать внимание именно на них. Совершенствовать многочисленные рутинные процессы, определять и устранять «узкие места» не менее важно, так как именно они задают темп всей работе и являются причиной низкой производительности труда.

В заключении хочется добавить, что талантливый руководитель всегда выступает в роли примера для подражания среди подчиненных, коллег, равных по должности, и даже для более высоких начальников. Оригинальные методы управления, нормы поведения трудно передать путем бесед и нравоучений, они более эффективно передаются путем поведения, действий, которые можно наблюдать постоянно во время производственных контактов.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/sotsialno-psihologicheskih-metodov-upravleniya-personalom-diplom/

1.Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. Управление персоналом. 2002 г. — 187 с.

2.Аллин О.Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. М. Генезис. 2005 г. — 262 с.

.Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления. Экономист. 2002 г.- 310 с.

.Белкин В., Белкина Н. Мотивы и стимулы труда. 2001 г.- 286 с.

.Блинов А. Мотивация персонала корпоративных структур. М. — 2001 г. — 320 с.

.Бовыкин В.И., «Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов М. 2005 г., — 252 с.

.Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2001. — 528 с.

.Егоршин А.П. «Управление персоналом», Н. Новгород, 1997 г. 305с.

.Шумянкова Н. В. Муниципальное управление: Учебное пособие. — М.: Экзамен, 2002. — 640 с.

. Цветаев В.М. Управление персоналом. СПб: Питер, 2002.- 268с.