Теория руководства и модели лидерства

Дипломная работа

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этой концепции, в современной науке при наличии общих исходных позиций разных авторов лидерство характеризуется неоднозначностью.

Лидерство отличается от лидерства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства-подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выступает, как правило, снизу, в основном спонтанно и принимается последователями.

Актуальность лидерства для руководства организации поднимает вопрос о влиянии на это явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т.е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров, с дальнейшим процессом формирования института лидерства в организации. Роль лидера в управлении организацией сегодня огромна.

Эффективность лидерства напрямую связана со способностью лидеров проводить организационное и межличностное общение, влияя на его характер. Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных кандидатов для членства в рабочей группе, он должен направить энергию группы на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение во влиянии на членов группы, побуждая их проявлять свои сильные личные качества и сдерживать проявление слабых черт характера.

Стратегия развития организации и эффективность лидерства связаны с объективными и субъективными возможностями лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной деятельности организации.

Незаменимая роль лидера в реализации изменений заключается в определении идеи нововведения, формировании на основе целей общего видения и стратегии изменений.

Актуальность работы объясняется новыми тенденциями в области управления организацией и важностью лидерства для эффективного развития компании.

Степень изученности темы исследования. Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства волновал умы многих исследователей на протяжении веков. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 1930-1950-х годах систематически проводились многочисленные крупномасштабные исследования.

3 стр., 1177 слов

Теория лидерства. Типы лидеров и их функции

... особенности теории лидерства. Изучить различные типы лидеров в социологической науке. Изучить различные функции лидеров и их особенности. Объект изучения – теория лидерства, сущность понятия лидера и лидерства. Объектом исследования являются характеристики и аспекты лидерства, типы лидеров, ...

Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак — Грегора, Бернса, Р.Такера, Б. Келлермана, Дж. Пейджа [33].

До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и их востребованности и, следовательно, не проводилось исследований проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большая часть исследований в области лидерства принадлежит западным ученым.

Однако на данный момент есть работы российских ученых, которые затрагивают проблемы лидерства. Исследованию лидерства в организации посвятили свои работы такие отечественные авторы, как Р.Л. Кричевский [34], Э. А. Уткин [53], О.С. Виханский и А.И. Наумов [9].

Публикации многих авторов в таких журналах, как «Менеджмент в России и за рубежом», «Менеджмент», «Кадры предприятия» рассматривают методики стимулирующих факторов эффективности лидерства в управлении предприятием [7, 39,43,48].

Объект исследования – оптово-розничная организация ООО «Канцбюро».

Объектом исследования является анализ лидерского потенциала сотрудников компании «Канцбюро» и его влияние на эффективность предприятия.

Целью дипломной работы является определение роли лидера в управлении и формировании эффективного института лидерства в ООО «Канцбюро».

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие «лидерство» и его значение в управлении организацией;
  • выявить основные концепции лидерского поведения;
  • оценить лидерский потенциал среди сотрудников ООО «Канцбюро»;
  • провести экспертную оценку лидерских качеств руководителя компании «Канцбюро»;
  • рассчитать социально-экономическую эффективность развития лидерских качеств сотрудников компании «Канцбюро»;
  • разработать рекомендации по выявлению и совершенствованию лидерского потенциала сотрудников компании.

В соответствии с целью и задачами исследования в дипломной работе получены следующие основные результаты:

  • проведено обоснование необходимости изучения и применения основных подходов к теориям лидерства и их эффективности в деятельности современных предприятий;
  • проведен анализ современного состояния развития лидерского потенциала сотрудников ООО «Канцбюро»;
  • показана роль и значение анализа и экспертной оценки развития лидерских качеств сотрудников организации;
  • разработана программа совершенствования и формирования лидерского потенциала персонала компании «Канцбюро».

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, раскрываются цель и задачи исследования, представлены основные полученные результаты.

В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения теории лидерства. Описаны основные теории лидерства, их взаимосвязь с процессом управления.

14 стр., 6910 слов

Современные концепции лидерства и их использование

... основы лидерства и концепции современного лидерства. Рассмотрим природу и определение понятия лидерства, понятия лидерства в управлении организацией, современные концепции лидерства, теорию лидерских качеств, концепцию атрибутивного лидерства, концепцию харизматического лидерства, концепцию преобразующего лидерства или лидерство для изменений. Методологической основой исследования является ...

Вторая глава посвящена изучению лидерских качеств персонала на примере компании «Канцбюро». Методика поиска ориентации личности сотрудников, а также руководителя организации.

В третьей главе предлагается программа повышения лидерского потенциала сотрудников компании Канцбюро для повышения эффективности предприятия.

В заключении представлены выводы по результатам исследования, показана практическая значимость работы и направления ее дальнейшего развития.

Объем работы 80 страниц, из них 7 рисунков, 8 таблиц, список использованных источников с 57 названиями.

3,000 руб.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 12 июля 2001 г.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ.

3. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. – М.: Юрид. Лит., 1993. – 64 с.

4. Антропов В.А. Организация управления подготовкой кадров промышленности.- Екатеринбург.: УГТУ, 2005. – 208 с.

5. Бабенко О. А. Профессионально важные качества личности менеджера.- М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 551 с.

6. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служащих. Проблемы конкурсного отбора.- М.: ИПК ГС, 2005.- 480 с.

7. Бородин В.А. Процедура оценки и анализа деятельности персонала частного предприятия // Справочник по управлению персоналом.- 2002. — № 9. — С. 37-41.

8. Валова Т.В. Обучение — универсальная технология управления персоналом // Справочник по управлению персоналом.- 2002. — № 11.-С. 79-83.

9. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент. — М.: Гардарика, 2002.- 288 с.

10. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб.- М.: НОРМА, 2001.- 348с.

11. Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Яковлева Н.Г. Оценка профессионализма в развитии компетентности специалиста: Метод. пособие. – Самара: МУЦ, 2002.- 377 с.

12. Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Яковлева Н.Г. Развитие профессионализма в сфере предпринимательства: сущность, модель, методы. Методич. пособие.- Самара.: УДЦ, 2001.- 416 с.

13. Де Джордж Р.Т. Деловая этика. В 2-х томах./ Пер. с англ. — СПб.: Экономическая школа, — М.: Издательская группа «Прогресс», 2001.- 256 с.

14. Деркач А.А., Ситников А.П. Обучение и развитие профессиональных навыков управленческого персонала: социально-психологический тренинг и прикладные технологии.- М.: Луч, 1999.- 388с.

15. Десслер Г. Управление персоналом.- М.: Вершина, 1999.- 210 с.

16. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология.- СПб.: Питер, 2001.- 337 с.

17. Добротворский И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии: учеб.пособие. — М.: ЧеРо, 2000.- 344 с.

18. Друкер П. Задачи менеджмента в ХХI веке.- М.: Диалектика, 2000.- 240 с.

19. Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами // Стратегия развития персонала (Материалы конференции).

Нижний Новгород, 2006.- С. 33-37.

20. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера.- М.: Экзамен, 2005.- 427 с.

21. Законы успеха: Сборник / Пер. в англ. Н. Каныкина. — М.: Агентство «Фаир», 2004.- 448 с.

22. Зельдович Б.З. Основы организационного поведения: учебное пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2006.- 448 с.

10 стр., 4549 слов

Управление персоналом в системе менеджмента организации

... учитывается при разработке стратегических целей. Опираясь на теоретические основы менеджмента, можно определить, что процесс управления персоналом включает такие функции: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, РУКОВОДСТВО ... Рис. 1.1 Основные этапы и направления управления персоналом на предприятии менеджмент персонала является индивидуально сориентированным на каждого работника как личность и предоставляет ...

23. Зигер В., Ланг Л. Руководить без конфликтов.- М: ЮНИТИ, 1990.- 249 с.

24. Иванов В.Н., Пойрушев В.И., Гладышев А.Г. Основы социального управления. — М: ЮристЪ, 2001.- 241с.

25. Иванцевич Дж., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления.- М.: Дело, 2004. — 437 с.

26. Касаткин И.А. Методика статистической оценки эффективности управления персоналом: Автореф. Дис. Канд.экон. наук.- М.:ГУУ, 2001.- 34с.

27. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом организации.- М.: ИНФРА, 2002.- 454 с.

28. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом на предприятии. — М.: Дело, 1999. — 366 с.

29. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов н/Д.: Феникс, 2001.- 258 с.

30. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.- М.: Финансы и статистика, 2002. — 468 с.

31. Кочетков В. Психология менеджмента.- Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. – 244с.

32. Кочеткова А.И. Психологические основы управления персоналом. — М.: Зерцало, 1999. — 348 с.

33. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Академический проект,2002.-560с.

34. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель.- М: Дело, 1993.-260с.,

35. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. Изд. 2-е, перераб. и доп. -СПб.: Питер, 2002. – 174 с.

36. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. — М.: Элник, 2005. – 249 с.

37. Литвак Б.Г. Управленческие решения.- М.: Тандем, 2005. – 311 с.

38. Маслова В.М. Управление персоналом предприятия: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 159 с.

39. Маусов Н. Менеджмент персонала — ключевое звено внутрифирменного управления // Проблемы теории и практики управления. — 2005. — С. 24-26.

40. Основы менеджмента. -2-е изд./ Под ред. В.И. Гончаренко.-М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001. – 213 с.

41. Мескон М.Х.,Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер.с англ.- М.: Дело, 1998. – 792 с.

42. Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб.пособие.- М.: Финансы и статистика, 1998. – 160 с.

43. Планирование и управление трудовой карьерой руководителей и специалистов // Материалы международной конференции. Система работы с персоналом. — Н.Новгород.: НИМБ.- 2003. — С. 61-62.

44. Пономарев Л.Н. Эффективность труда руководителя.- М.: Экономика, 2003. – 224 с.

45. Розанова В.А. Психология управления: Учебное пособие.- М.: Экономика, 1999. — 337 с.

46. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика. Психотехнологии.- М.: Технол шк. Бизнеса, 2005. – 428 с.

47. Социальный менеджмент: Учебник /Под ред. Д.В. Валового.- М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», Акад.труда и соц. Отношений, 1999. – 384 с.

48. Социальная адаптация менеджера в современных условиях // XXIX научно-техническая конференция / тез. докл.. — Пенза.: ПГАСА.- 2005. – 22с.

49. Социология и психология управления / Под ред. Епифанцева С.Н. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 172 с.

50. Супрунова Е.В. Место и роль человеческого капитала в развитии персонала организации в условиях социальной рыночной экономики // История управленческой мысли и бизнеса: Науч. Труд.IV межд. Конф.-М.: МГУ,ТЕИС.- 2001. — С. 157-166.

39 стр., 19467 слов

АНАЛИЗ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ( на примере ...

... момент. Первая глава раскрывает теоретические основы кадровой политики и управления персоналом., Во второй главе проведен анализ кадровой политики и управления персоналом ООО «, В третьей главе даны предложения по улучшению кадровой политики и управление персоналом, В заключении сформулированы выводы ...

51. Управление планированием деловой карьеры перспективных работников // Кадры. – 2002.-№4.- С. 4-7.

52. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под ред. Р. Марра, д-ра Г. Шмидта.-М.: МГУ, 2004. – 280 с.

53. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов.- М.: Издательство «Зерцало», 2000. – 388 с.

54. Хроленко А.Т. Самоменджмент.- М: Экономика, 1999. — 213 с.

55. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология.- М.: Дом педагогики, 2000. – 544 с.

56. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности: социальная психология, менеджмент.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 2004. — 327 с.

57. Шребер Г.А. Руководитель сообразно ситуации. — М.: ИНФРА-М, 2004. – 233 с.

3,000 руб.