Натему»Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Эссе

Проектная деятельность младших школьников в контексте реализации ФГОС.

Изменения, произошедшие в последние годы в практике российского образования, не оставили неизменным ни один аспект школьной истории. Набирающие силу новые принципы личностно-ориентированного обучения, индивидуального подхода и субъективности в обучении требовали, прежде всего, новых методов обучения.

Дети школьного возраста — исследователи по натуре и с большим интересом участвуют в различных исследовательских мероприятиях. Успех исследования во многом зависит от его организации. При организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников необходимо соблюдать методику.

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

— формируют активную, самостоятельную и инициативную мотивацию учащихся в учении;

— развивают в первую очередь УУД;

— формируют не просто умения, а компетенции, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

Инновационный поиск новых инструментов приводит учителей к пониманию того, что нам нужны деятельностные подходы в обучении. Ведущее место среди методов в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основе методики проектов лежит представление о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, получаемый при решении той или иной личностно значимой или теоретически значимой задачи.

Внешний результат

можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат

опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Перед учителем остается непростая задача выбора задач для проектов, и эти проблемы можно взять только из окружающей действительности, из жизни.

Структура учебного проекта., Основные требования к проекту.

как компонент системы образования.

требования к учебному проекту

11 стр., 5280 слов

Анализ и самоанализ педагогической деятельности в процессе обучения технологии

... свою точку зрения; планировать и проводить экспериментальную работу и формулировать ее результаты и т.д. Поэтому тема дипломной работы «Анализ и самоанализ педагогической деятельности в процессе обучения ... труде профессионально значимых личностных качеств ... деятельности, домашней культуры и домашнего хозяйства. Поэтому значительно возрастает роль внедрения технологической подготовки школьников, ...

значимой проблемы

2.Реализация проекта начинается с планирования действий по решению проблемы, другими словами, с дизайна самого проекта, в частности, с определения типа продукта и формы презентации.

Самая важная часть плана — это оперативная разработка проекта, которая содержит перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных лиц.

3.Каждый проект обязательно требует от студентов исследовательских элементов.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск и структурирование информации особым образом , которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, выходом проекта, является продукт .

5.Подготовленный продукт необходимо представить общественности и достаточно убедительно преподнести как наиболее приемлемое и эффективное средство решения проблемы.

Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “шесть П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Образовательный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы понять их, вам понадобится как минимум 3 разных классификации. Начнем с самого основного, который определяет специфику содержания каждого проекта. Итак, как мы уже знаем:

Практико – ориентированный проект

Товар предопределен и может быть использован в жизни учебного заведения, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна: от учебного пособия для офиса до пакета рекомендаций по оздоровлению российской экономики. важно оценить реальность практического использования продукта и его способность решать поставленную задачу.

Исследовательский проект

Он включает доказательство актуальности выбранной темы, обозначение целей исследования, обязательное выдвижение гипотезы с ее последующей проверкой и обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологическое исследование и другие.

Информационный проект

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может стать создание информационной среды в классе или школе.

10 стр., 4816 слов

Положение о курсовом проекте (курсовой работе) кафедры управления ...

... курсовым проектом регламентируется рабочим учебным планом, расписанием занятий и настоящим положением. 2.2 Выбор темы курсового проекта (курсовой работы) студент осуществляет из предложенных преподавателем примерных тем, утвержденных на заседании кафедры в рамках программы учебной ... разделяются пробелами. Пункты и подпункты как правило не имеют названий. Пример: 1 НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ 1.1 Название ...

Творческий проект, Ролевой проект

территории охвата участников

— внутриклассными;

— внутришкольными;

— региональными;

— межрегиональными;

— международными.

Межрегиональные и международные проекты относятся к сфере телекоммуникаций, так как требуют взаимодействия в сети Интернет для координации деятельности участников и ориентированы на использование современных информационных технологий.

Критерии классификации проектов

Критерии

Виды проектов

1

Содержание проекта

  • предметные (выполняются на материале конкретного предмета).

  • межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).

  • метапредметные (выполняются в основном на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу).

2

Включенность проектов в учебные планы

  • текущие (на самообразование и проектную деятельность школьников из учебного курса выносится большая часть содержания обучения).

  • итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала).

3

Продолжительность выполнения проекта

  • мини-проекты (один или несколько уроков)

  • краткосрочные (несколько дней; выполняются во внеурочное время.).

  • среднесрочные (несколько недель; выполняются во внеурочное время).

  • долгосрочные (несколько месяцев; выполняются во внеурочное время).

4

Организационные формы

работы участников в проекте

  • коллективные.

  • групповые.

  • индивидуальные.

Презентация проектов

презентация.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется наглядный материал, на изготовление которого была затрачена значительная часть времени, показан результат практического внедрения и реализации полученных знаний и навыков. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

17 стр., 8222 слов

Анализ финансовой деятельности сбербанка курсовая работа

... Сбербанком Изучить внутреннюю структуру деятельности Сбербанка по обслуживанию клиентов Определить ценности, нормы и правила работы сотрудников Сбербанка Выявить и проанализировать недостатки работы отделения Сбербанка Методы исследования : в работе ... -координация действий по ... Стратегический анализ ... финансовых кризиса, кризис банковской системы, уровень инфляции за 4 года - около 240%), Сбербанк ...

презентативных умений и навыков

К ним относятся умения:

— кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 7-10 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;

— демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

— анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

— демонстрировать найденное решение;

— анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

— проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

Особенности осуществления проекта в начальной школе., Готовность младших школьников к проектной деятельности.

Принимая во внимание безусловные преимущества методики проекта и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также принимая во внимание опыт работы, его реально и целесообразно использовать уже на начальном уровне школьного образования. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации методики проектов с детьми школьного возраста.

Для продуктивного планирования и воспитательной деятельности школьникам также нужна специальная подготовка, «зрелость», которая заключается в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений,

— умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

— умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

— умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);

— умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

8 стр., 3663 слов

«ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ»

... решение следующих задач: - исследовать экономическую сущность эффективности предприятия; - провести анализ показателей оценки успешной работы предприятий; -разработать предложения по повышению экономической эффективности в современный период. ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ ...

Второй показатель готовности младших школьников к проектной деятельности — это развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость”.

Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя :

— развитие аналитико-синтетических действий;

— сформированность алгоритма сравнительного анализа;

— умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

— возможность выделять общий способ действий;

— перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными особенностями развития всех компонентов обобщения мыслительных действий младших школьников являются широта, мера самостоятельности и обоснованности.

«Интеллектуальная зрелость» также включает наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста -теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности , которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

— адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

— обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

— выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

следует подчеркнуть, что формирование избранных показателей готовности младших школьников к проектной деятельности является необходимым условием формирования субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Метод проектов в урочное и внеурочное время.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

20 стр., 9619 слов

Курсовая работа инновационный проект на примере предприятия

... В данной курсовой работе исследуется сущность феномена инноваций в дошкольном образовании, его классификация, происхождение, значение для развития системы дошкольного образования. Цель - изучение инновационных процессов ... творческой продуктивной деятельности и общения. Результатом этого этапа является переход учителей, родителей и детей с позиции субъекта в личную сферу. На этапе индивидуализации ...

этапы, соответствующие учебной деятельности:

— мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

  • планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

— информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;

учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

— рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап

УЧИТЕЛЬ ученик

2-й и 3-й этапы

учитель УЧЕНИК

Последний этап

УЧИТЕЛЬ ученик

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Учебный проект с точки зрения учащегося

10 стр., 4890 слов

Оценочная деятельность учителя как средство формирования учебно-познавательной ...

... физического и психологического насилия в отношении студентов и школьников". Наша работа направлена ​​на выявление влияния оценочной деятельности учителя и его стиля общения со студентами на уровень учебной и ... приводит к нарушению психического равновесия ребенка, расстройствам, неврозам; конфликтному поведению в сфере "учитель - ученик". В законе РФ "Об образовании" от 1999г. в статье 15 "Общие ...

Учебный проект с точки зрения учителя

Организация проектных работ представляют собой один из способов контроля школьников, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:

  • успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;

    — знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;

    — учениками проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

    — ученикам младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.

    Метод проекта актуален и очень эффективен. Он предлагает ученику возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного образования.

    Проект в начальной школе — это не отношения или сухие отношения, наоборот, это красочное действо. В его основе лежит развитие познавательных интересов студентов, умение самостоятельно конструировать собственные знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетентность по вопросам, связанным с темой проекта, а также развивать критическое мышление. Этот метод может быть ориентирован на самостоятельную деятельность студентов — индивидуальную, парную или групповую, которую студенты выполняют в течение определенного периода времени.

    При работе над проектом так важно ничего не упустить: актуальность проекта, его цели, задачи, проблема, гипотеза, ожидаемый результат, этапы работы над проектом, теоретическая и практическая части, выводы и выводы, подведение итогов результаты работы над проектом. Отличные продукты проектной деятельности появляются на свет!

    На мой взгляд, планирование деятельности в современном обществе — это будущее нашей педагогики в целом. Она способствует развитию личности, как детей, так и взрослых. Дети сами выбирают способы решения поставленной задачи, самостоятельно собирают информацию и самостоятельно реализуют проект. Педагог и родители только помогают и направляют.