Этика профессиональной деятельности

Контрольная работа

В конце ХХ века развитие этики пошло в сторону специализации и детализации: стала развиваться профессиональная этика — этика врача, этика журналиста, этика бизнесмена и т.п. В связи с угрожающими тенденциями развития техники появилась этика науки и техники, экологическая этика, биоэтика и т.п. Человечество сталкивается с проблемами, вызванными принципиально новыми отношениями, которые складываются между человеком, обществом и природой. Возникла парадоксальная ситуация: деятельность человека угрожает самому существованию человека. Отсюда — необходимость понять и выработать моральную позицию по отношению к этим явлениям.

Искусственное оплодотворение и появление «донорских» матерей, клонирование животных и предстоящее клонирование человека, эвтаназия (прекращение жизни больного по его просьбе) – все эти и множество других проблем являются не только научными или техническими, но прежде всего проблемами нравственными.

В этой статье мы рассмотрим некоторые из основных областей прикладной этики.

Основные этапы и направления развития этики

Обращение к основным этапам развития этики обусловлено как важностью моральных проблем в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и пониманием сути морально-этических проблем на уровне современного знания. История этических представлений демонстрирует, как формируется круг этических вопросов, как меняются способы их постановки и подходы к их решению, как происходит понимание природы морали, ее цели, функций в жизни и модели жизни углубленное развитие.

Этика зародилась в глубокой древности, в эпоху становления классового общества и разделения труда, отделения духовной и теоретической деятельности от материальной и практической. Этика как разновидность духовно-теоретической деятельности отделяется от стихийно формирующегося нравственного сознания масс и становиться способом теоретического рассмотрения практических нравственных проблем, встающих перед человеком в обыденной жизни: что есть добро и зло? как следует жить? К чему следует стремиться и чего избегать? в чем состоит назначение человека и имеет ли жизнь смысл? Практические жизненные вопросы осмысляются этикой как учением о природе добра и зла, идеала и долга, принципов и норм поведения человека, назначения и смысла его жизни.

Но для того, чтобы убедительно обосновать ответы на эти важные вопросы о значении и нормативности этики, необходимо понять природу морали и человека, источник и содержание морального долга, сущность моральных ценностей.

2 стр., 840 слов

Проблемы развития банковского менеджмента в Российской Федерации

... уделяется недостаточно внимания. Цель работы – проанализировать развитие банковского менеджмента. Объект исследования – Организация банковского менеджмента в банках РФ Предмет исследования – банковский менеджмент в банк. Задачи исследования: Проанализировать банковский менеджмент Исследовать актуальные проблемы банковского менеджмента в РФ Разработать меры ...

Проще говоря, для того чтобы научить человека, как следует жить и поступать, к чему стремиться и во что верить, этика должна была разрешить и собственно теоретические вопросы происхождения и сущности морали, о природе нравственной идеализации, о закономерностях развития морали, о способности человека быть субъектом морали и другие. И чтобы ответить на эти вопросы, необходимо было понять, что такое человек и общество, что такое мир, в котором живет человек, как он развивается и как человек реализует себя в этом мире.

То есть потребность в этических знаниях как бы вызывала к жизни учения о том, что собой представляет мир, какова его природа, какое место занимает в нем человек и как он познает окружающий мир. Этика как «практическая философия» взяла за основу «теоретическую» философию: учение о бытии, учение о человеке, учение о познании. Сама этика как бы завершает пирамиду философского познания, рассматривая ценность и смысл проблем человеческой жизни и стремясь научить человека достойной и правильной жизни.

Поэтому в развитом виде этика состоит из теоретической части — учения о нравственности, ее происхождении, сущности и функциях и практической — нормативной этики, формулирующей цели и принципы жизни человека.

Зачатки первых этических идей относятся к очень древнему периоду развития общества и связаны с распадом первобытного классового общества. Представления людей того времени о добре и зле, добре и зле, счастье и несчастье, о смысле жизни, смерти и бессмертии изначально воплощались в продуктах коллективного творчества — в мифах и легендах, в легендах и легендах. Как известно, сказки по-прежнему остаются школой нравственных представлений для детей.

Первые же авторские размышления на этические темы, дошедшие до нас, возникают в станах Древнего Востока и относятся к III-II тысячелетиям до н.э. («Песня арфиста», «Разговор разочарованного со своей душой», «Диалог господина и раба» и др.) размышления эти отражали воззрения древних на мир, будучи проявлением религиозно-мифологического мировоззрения или сомнений в его правильности.

Появление же этических учений и школ Востока –Индия и Китае – относиться к I тысячелетию до н.э. Учения брахманизма, буддизма, конфуцианства намечают уже собственно этическую проблематику, вычленения ее из космологического взгляда на мир. На европейской почве собственно смысложизненные и поведенческие проблемы становятся предметом рассмотрения начиная с софистов и Сократа – V в. до н.э.

В последних видениях Древнего Востока, досократической Греции, этические вопросы все еще растворялись в естественных космологических и философских взглядах на мир. Эти видения характеризовались трактовкой космоса, характерной для мифологического сознания, через передачу мировоззрения человеческих характеристик и представлений о жизни.

Поэтому нравственные явления древние считали свойством всего мировоззрения, отчего последнее было наполнено животворящей духовностью и добром, справедливость, любовь стали трактоваться как высший закон видения мира гарантия всеобщей гармонии.

В то же время только древнегреческой философии удалось сделать решительный шаг от мифологического к научному пониманию, логике морали и человека, дать толчок развитию этики. Философско-этическая мысль Древнего Востока, по сути, на протяжении многих веков оставалась верной исходным традиционным представлениям.

14 стр., 6898 слов

Принципы этики прав человека

... предусматривает гарантии от необоснованного задержания и нарушений прав человека. В Основном законе РФ провозглашается право на частную жизнь. Личная жизнь означает аспекты личной жизни человека, который не хочет делать собственность других ... как в нашей стране, так и в ряде других запрещено клонирование человека, исходя из принципов признания ценности личности 3 Федеральный закон от 20 мая 2002 г. ...

Таким образом, в историко-этическом процессе можно выделить следующие основные этапы: этические учения Древнего Востока, античная этика, средневековая этика, этика Нью-Эйдж и современные этические теории.

Профессиональная этика. Этика бизнеса и партнерских отношений

Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствует определенные виды профессиональной этики. Появление первых профессиональных и этических кодексов восходит к возникновению ремесленного разделения труда в средневековых мастерских в XI-XII веках. Именно тогда в руководствах для мастерских впервые появился комплекс моральных требований к определенной профессии и характеру труда.

Каждому из видов профессиональной этики – врачебной, педагогической, этики ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т. д. – присущи свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает, прежде всего, такие моральные качества, как научная добросовестность, ответственность и личная честность. Судебная этика требует честности, справедливости, гуманизма (даже к подсудимому), верности закону.

Правда врача и правда пациента, врачебная тайна, ответственность врача — это сложный узел этических проблем, который неразрывно связан с современной медициной. В 1947 году была принята Женевская декларация, современная версия древней Клятвы Гиппократа». Эта декларация стала моральной и этической гарантией независимости медицинской профессии от политических режимов и идеологического диктата. Ее аналог был принят в нашей в 1971 году. Но хотя с тех пор все наши врачи дали клятву не разглашать конфиденциальную информацию о пациентах, на практике до 1993 года указание в справке о нетрудоспособности по конкретному заболеванию было обязательным. Многие годы в профессиональной среде советских врачей официально царил этический нигилизм. Еще в 1920-х годах официальное руководители советского здравоохранения (в частности, Н. А. Семашко) трактовали профессиональную медицинскую этику как «буржуазный пережиток» и были убеждены, что понятие «врачебная тайна» в будущем отомрет.

Не менее важные моральные проблемы связаны с предпринимательской деятельностью и бизнесом. Предпринимательство — это профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это также особый образ мышления, поведения, стиля жизни, культуры жизни, в которой очень выражены свои собственные моральные принципы точно.

Возникновение капитализма в Европе в 16 веке было тесно связано с протестантской Реформацией. Можно сказать, что протестантизм сделал возможным формирование деловой этики, моральных норм эффективной хозяйственной деятельности. В конце концов, средневековая католическая идеология морально осуждала «зарабатывание денег», Фома Аквинский считал, что большинство форм торговли, проводимой с целью извлечения прибыли, аморальны.

20 стр., 9501 слов

Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления. ...

... деятельность, но при этом человек либо производит «брака» в работе, либо сам деградирует как личность); послепрофессионализм (человек может ... на прогулку и расслабиться после школы. 4. Стадия оптанта «оптации» (осознанной подготовки к “жизни”, к труду, ... мнению Е.А.Климова, «чем выше мастерство, профессионализм человека, тем менее он похож на других работников (тоже с высоким уровнем мастерства) ...

Основоположник современной социологии Макс Вебер (1864-1920) в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» показал, что первые капиталистические предприятия и сам дух предпринимательства возникли в протестантской среде. С точки зрения протестантизма успешная работа, приносящая прибыль, — знак того, что ваши действия отмечены Богом. Протестантизм сделал возможным формирование деловой этики в результате религиозного и морального посвящения наживе. Он утверждал, что труд бизнесмена может быть одобрен Богом. к прибыли и к Богу стали не только совместными, но и взаимообусловливающими. И награда за финансовый успех была задумана как знак Божьей благосклонности. Светская версия протестантской деловой этики стала важной частью западной культуры.

Каждый, согласно протестантской морали, должен выполнить свой долг. Этот долг — быть хорошим работником в своей профессии, твердо знающим свое место, призванием и неустанным трудом во имя этого. Применительно к купцу и предпринимателю это понимание долга означает, что нажитые деньги следует использовать для того, чтобы наживать еще больше денег и т. д., а не тратить их ради своего удовольствия. Для протестантской этики зарабатывание денег — это цель жизни человека, а не средство удовлетворения его материальных потребностей.

Заработок денег как самоцель противопоставляется их прямому потреблению, освобождается от каких-либо эвдемонистических или гедонистических мотивов и становится по отношению к «счастью» или «выгоде» отдельного человека чем-то совершенно потусторонним, своего рода высшим законом.

Вебер ссылается на высказывания протестантского богослова Ричарда Бакстера, согласно которым работа две одинаково важные функции: во-первых, дает человеку в руки могучее орудие против всяких плотских (в том числе и сексуальных) искушений; во-вторых, делает осмысленным земное существование человека, становясь основной целью его жизни. Эта вторая функция труда открыла путь к неограниченному производству ради производства. Все, что способствовало личному потреблению, признавалось греховным; все, что развивало и толкало вперед производство, объявлялось богоугодным делом и священной обязанностью верующего.

В наше время такая позиция, но в более мягкой и модернизированной форме, является необходимой составляющей предпринимательской деятельности. можно быть одновременно добродетельным и преуспевать в бизнесе, и моральная добродетель оказывается необходимым условием успеха. Поэтому изобретатель современного конвейерного производства Генри Форд считал, что производимый продукт — это не просто реализованная «теория бизнеса», а «нечто большее», цель которого — превратить мир вещей в источник радости. Власть и машины, деньги и собственность полезны только постольку, поскольку они способствуют свободе жизни. В настоящее время практическое значение имеют этические и экономические принципы Ford.

Экономическая этика — это свод правил поведения предпринимателя, требований, предъявляемых компанией к его стилю работы, характеру общения между деловыми партнерами, приемам и методам конкуренции.

3 стр., 1480 слов

ФОС ОПД.В3 Профессиональная этика юриста

... судебной власти 7. Нравственные основы Кодекса судейской этики 8. Роль судьи в обеспечении нравственного характера судебного процесса 9. Нравственное значение оценки доказательств по внутреннему убеждению 10. Нравственные основы в содержании судебных решений Семинар 7. Этические и нравственные основы ...

В России люди всегда враждебно относились к богатству и успешным людям, что сдерживало развитие экономики. Нет сомнений в том, что пороки нашего зарождающегося предприятия проистекают из общего состояния общественной морали. Многие бизнесмены в разных странах придерживаются принципа: «Деньги не пахнут», «В торговле разрешено все», «Если не обманешь, не продашь».

Между тем у прежнего российского купечества были иные этические нормы. Миллионы сделок заключались простым кивком, слово купца было дороже золота, и гарантом этого слова была честь. Даже сегодня во всем мире рыночные связи в значительной степени основаны на доверии между партнерами, на их честности, на возрастающих требованиях к себе и другим, а также на чувстве долга.

За свою историю человечество выработало всего три принципиально различных управления:

  1. Иерархия, то есть вертикальная организация, в которой основным средством воздействия является давление на человека сверху, принуждение, отношения подчинения власти».

  2. Культура и этика, то есть ценности, выработанные и признанные обществом, социальные нормы, отношения, модели поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя именно так, а не иначе.

  3. рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на равновесии интересов продавца и покупателя продукции и услуг, на отношениях собственности.

В нашей время существовала административно-командная система. Ее основной была иерархия – самым мощный управления. Но в то же время была очень жесткая этика советского общества, традиции и социальные нормы оказали большое влияние на людей в процессе государственного управления. Но в современном постиндустриальном обществе необходима новая этика, роль которой не менее важна, чем роль предпринимательского инстинкта, организации труда или искусства управления.

Главным условием формирования цивилизованной предпринимательской этики являются:

  • политическая и экономическая свобода. Следовательно, и демократическое государство, многопартийность, свобода слова, печати, совести, свободная конкуренция товаропроизводителей, свобода выбора экономического субъекта, свободное ценообразование, равенство физических и юридических лиц в осуществлении предпринимательской деятельности, суверенитет потребителя, антимонопольные механизмы и т. д.;

  • стабильность власти и законодательства, в частности, не только нормативно-правовое закрепление общих социально приемленных стандартов поведения, регламентирующих деятельность предпринимателя, но и борьба с негативным проявлением в среде бизнеса;

  • пропаганда, создающая образ преуспевающего делового человека, обладающего высокими моральными принципами; осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции.

Ни одного из этих условий в полной мере в России не создано. Поэтому наше предпринимательство развивается в нелегкой борьбе с произволом чиновников и бюрократического аппарата, с одной стороны, а с другой — с глухой или откровенной враждебностью массы населения, не умеющей не любит работать. Труд, за который многие годы Советской власти платили в нищете, не стал высшей ценностью для нашего общества.

4 стр., 1570 слов

Основания и принципы судебной этики

... свои решения, поступки и поступки. Проблемы судебной этики весьма актуальны. Уважение этических правил важно как для общества, так и для судебной системы. Только качественное, справедливое, объективное, ... они являются должностными лицами, представителями власти и осуществляют власть. Они наделены этими полномочиями для защиты интересов граждан, общества и государства от различных вторжений, а в ...

Все это не способствовало формированию этики современного предпринимателя, который в идеале убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, реализовать себя вместе с предпринимателем; верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству; при всей необходимости конкуренции понимает и необходимость сотрудничества; уважает себя как личность, а любую личность – как себя; уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы; доверяет себе и другим, уважает профессионализм и компетентность; ценит образование, науку и технику, культуру, сознает важность экологических требований; к инновациям; не перекладывает ответственность за принятие решения на подчиненных; никого никогда не унижает.

Отношения бизнеса и власти в нашей стране очень сложные и противоречивые. Например, широко распространена практика уклонения от уплаты налогов; существует множество приемов и методов такого уклонения. С другой стороны, государство, конфискованные «денежные реформы» и дефолт 1998 года, разоривший массу помещиков, подорвали самоуверенность.

Надо сказать, что государство, власть и бизнес всегда и везде находились в непростых отношениях. Макс Вебер говорил в этой связи о трех основных типах власти: традиционной, харизматической и бюрократической.

Традиционная власть, Харизматическая

бюрократическая

Бюрократический аппарат

В некоторых государствах жизнь общества минимальна, и достижение этого предела считается важнейшей целью демократии. Государство охраняет границы, защищает людей от преступности, собирает налоги и заботится о пенсионерах и безработных. В США, например, государственный сектор не превышает 5 экономики, все остальное – в частных руках. Единственной силой, способной противостоять произволу государства, является частная собственность, только она способна противопоставить власти свой экономический интерес. Если в обществе нет частной собственности, гражданского общества, человек оказывается один на один перед лицом бесконтрольной государственной машины.

У нас государство традиционно очень сильно, и оно вмешивается во все дела граждан. Оно по-прежнему определяет основные направления экономического развития, а сильного класса собственников, которые противопоставляли бы свой интерес государству, по-прежнему нет. Как и раньше, большая часть населения живет в совершенном неведении по поводу своих юридических прав и обязанностей.

Если общество однородно и монолитно, как при тоталитаризме, то оно подобно студню – толкнешь его с одного бока, и толчок, никакого сопротивления, проходит свободно сквозь всю массу. Отсюда и «всенародное одобрение решений партии», и «всенародное осуждение проклятых империалистов или их пособников – инакомыслящих». Отсюда страх, царивший в обществе: человеку некуда было укрываться от вездесущего государства. Все мы были погружены в этот студень и дружно колебались в такт его колебаниям.

Поэтому перед предпринимательством стоят важнейшие, в том числе и нравственные, задачи по созданию в обществе нормального экономического климата и цивилизованной деловой этики.

Рынок, рыночные отношения – не просто место и способ купли-продажи товаров, не «базар», но прежде всего особая логика, психология, целый культурный слой, который необходимо формировать. Не рынок сам по себе является аморальным или жульническим, а те люди, которые приносят в него дух наживы, стяжательства, неуважения к покупателю и конкурентам. Цивилизованный рынок основывается на писаных и неписаных законах и правилах игры, на таких моральных категориях, как надежность, порядочность, солидарность.

15 стр., 7122 слов

Профессиональная этика специалиста

... и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств. По мере изменения условий жизни ... этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, потому что нельзя существовать, не уважая себя, ... приобретает особое значение в демократическом обществе, в котором отсутствует жесткий государственный ... война гуситов, знать не знала, власть первого правительства, разрешение всех споров ...

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/osnovnyie-printsipyi-professionalnoy-morali/

  1. Губин В.Д., Некрасовка Е.Н. Основы этики: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.: ил. – (Профессиональное образование).

  2. Личные конспекты и записи.