Развитие трудовой деятельности дошкольников

Контрольная работа

Задачи программы рабочего обучения дошкольников можно объединить в несколько групп.

В первую группу входят задачи воспитания у взрослых положительного отношения к труду, оказания им всемерной помощи, заинтересованности в результатах труда.

При этом у детей формируются представления о необходимости работать в жизни, об отношении взрослых к работе.

Вторую группу составляют задачи, направленные на формирование тру­довых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать ак­куратно, ловко, в достаточно

Третья группа заданий направлена ​​на воспитание у детей некоторых личностных качеств: трудовых навыков, ответственности, заботы, бережливости, готовности к работе.

В четвертую группу входят задачи по развитию навыков организации общей работы — умения заранее подготовить все необходимое, поставить инструменты на место.

Пятая группа включает задачи по формированию положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда — умение работать согласованно.

При этом следует учитывать, что все запланированные мероприятия выполняются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Комплекс этих задач в педагогическом процессе выполняется одновременно.

1. Особенности труда дошкольников

Основная задача трудового воспитания дошкольников — формирование правильного отношения к работе. Ее можно успешно решить только с учетом особенностей данной деятельности применительно к игре, занятиям, с учетом возрастных особенностей ребенка.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо научить их ставить цели, находить способы их достижения и добиваться результата, соответствующего поставленной цели.

Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они мо­гут иметь место и у детей 4-5 лет.

ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.

Поставленная перед ребенком цель педагогом должна быть рассчитана на возможность ее выполнения. Поэтому при формировании преднамеренной активности детей следует избегать работы сверх их сил.

2 стр., 952 слов

Как выявить цель и задачи исследования дипломной работы. Примеры

... деятельности социального работника Дипломная работа по психологии: Изучение профессиональной направленности подростевеностковемневемневеменев. Цель: Предложить методы по улучшению взаимопонимания в семье между родителями и детьми-подростками-подростками. Задачи дипломной работы ... создании новейшей разработки по теме исследования, написании эффективных рекомендаций, доказательстве труднейшей теоремы, ...

В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели. Необязательно идти по пути привлечения на работу только тех детей, которые уже умеют работать, необходимо привлекать к работе тех детей, которые еще не умеют работать, необходимо научить их тому, что они еще делают не умею делать.

В формировании целенаправленной деятельности по развитию умения и желания работать большое значение имеют причины, определяющие трудовую активность детей, их стремление к достижению высокого результата труда.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его творческая деятельность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, преодоление некоторых трудностей в достижении ожидаемого результата.

Предварительное планирование работы часто выполняется учителем. При этом следует учитывать, что это не должно занимать больше времени, чем сам рабочий процесс.

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 — 7 лет. Умение планировать работу наиболее удачно формируется в процессе работы. На уроках план чаще всего предлагает учитель, так как здесь основная задача — научить ребенка тому, что он еще не умеет делать.

Чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, необходимо подать ему пример. важно приучить ребенка заранее думать о своих занятиях. Детям задают вопросы: «Подумайте, как вы это сделаете, с чего вы начнете? С каким инструментом вы будете работать в первую очередь? Сколько материала вам нужно?».

Детям следует дать возможность заранее продумать процесс деятельности.

Подведение итогов по окончании работы влияет на детей. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, ра­ботали все вместе, дружно, быстро все сделали», — говорит воспитатель.

Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности

Прививая детям интерес к работе, очень важно помнить, что добиваться качественного результата от детей необходимо постепенно, в соответствии с развивающимися у них сильными сторонами и навыками.

2. Разновидность труда

Формирование необходимых навыков в жизни детей связано с деятельностью, во многом направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Самообслуживание является основным видом труда маленького ре­бенка. Правильное обучение детей процессу самообслуживания немыслимо, если педагоги не заинтересованы в результатах их работы.

Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации. Сам рабочий процесс навязывает здесь такую ​​организационную форму, как долгосрочное ежедневное систематическое участие детей в выполнении ими своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей.

9 стр., 4432 слов

Виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность Труд как вид ...

... совместной деятельности. Направленность труда на преобразование внешнего мира. Производство, использование и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактной мысли, речи, языка, развитию историко-социальных отношений между людьми. Продуктивный характер трудовой деятельности; труд, ...

Хозяйственно — бытовой труд создает большие возможности для воспи­тания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организа­ции индивидуальной и коллективной работы, предварительного ее планирова­ния и т.д.

3. Организация труда

3.1. Условия организации труда

Систематическое и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, выполнение задач трудового воспитания возможно при систематическом включении ребенка в трудовую деятельность.

В зависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формам деятельности.

Для того, чтобы к участию в труде привлекались все дети, следует по воз­можности заранее намечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необхо­димость потрудиться возникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был при­влечен к работе.

Систематическое и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, выполнение задач трудового воспитания возможно при систематическом включении ребенка в трудовую деятельность.

В зависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формам деятельности.

Для того, чтобы к участию в труде привлекались все дети, следует по воз­можности заранее намечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необхо­димость потрудиться возникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был при­влечен к работе.

3.2. Формы организации труда, Трудовые поручения

Поручения многообразны по трудности (простые, сложные); характеру выполнения (индивидуальные или совместные ); времени исполнения (кратко­временные, эпизодические, длительные).

Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет.

Учитывая некоторые особенности поручений их можно сгруппировать:

1 группа поручения, связанные с выполнением одного способа действия:

подать, принести, отнести. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны вре­

менной необходимостью.

2 группа- поручения, которые содержат несколько способов действия,

несколько трудовых операций. Сюда можно отнести поручения покормить животных, полить комнатные растения и т.д.

3 группа — поручения, связанные с результатами, которых дети достигают

не сразу: посеять, посадить, принести из дома открытку, расческу и т.д.

Трудовое воспитание в семье

В семье созданы благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это, прежде всего наглядность, доступность разнообразного домаш­него труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде,

Участие в работе по дому позволяет ребенку по-настоящему почувствовать свою причастность к семейным заботам, почувствовать себя частью семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: реактивности, заботливости, бережливости.

В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде. Это расширяет понимание ребенком взрослого труда, формирует к нему интерес и уважение.

Заключение

Педагогические и психологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей дошкольного возраста происходят при условии, если дети получают зна­ния в определенной последовательности, когда в доступной форме перед ними раскрываются основные закономерности тех или иных явлений в действи­тельности.

23 стр., 11270 слов

Диплом игровая деятельность как условие развития детей дошкольного возраста

В игровой деятельности задачи развития речи решаются более продуктивно, поскольку именно данный вид деятельности в дошкольном возрасте является ведущим (Полуполтинных 2014). В основе работы по развитию речи детей лежит комплексный подход, направленный на ...

Знакомство дошкольников со взрослым трудом открывает возможности для расширения содержания детских игр, отражающих представления о разном творчестве взрослых. Повышается нравственно-интеллектуальный уровень этих игр: у детей возникает желание принять участие в труде вместе со взрос­лыми; они более ответственно относятся к выполнению своих обязанностей и поручениям (уборке игрушек, дежурствам и т.д.).

Исследования, проведенные по трудовому воспитанию, показывают, что важнейшим условием для перехода к более высокой ступени деятельности — к учению — является воспитание у дошкольников способности систематически выпол­нять посильные обязанности вне зависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когда ребенок в конце дошкольного возраста хорошо справляется со своими очень простыми задачами, можно предположить, что он подготовлен к более сложным обязанностям, которые школа возложит на него.

Библиографический список:

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/razvitie-trudovoy-deyatelnosti-v-doshkolnom-vozraste/

1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983

2. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. — Минск, 1988

3. Каплан Л. И. Посеешь привычку — пожнешь характер.- М.,

1980

4. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990

5. Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. — М., 2003

6. Труд и наблюдения в природе.- М.,1987

7. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. — М., 1990. — №6. – С. 10-21