Этика античности

Курсовая работа

(греч. ethika, от ethos – обычай) – философская наука, объектом которой является мораль. Этика — одна из старейших теоретических дисциплин, возникших как часть философии в период становления рабовладельческого общества. Для обозначения доктрины морали Аристотель ввел термин «этика. Этика теоретически должна была решать практические нравственные проблемы, которые возникали перед человеком в жизни (как должно поступать, что следует считать добром и что злом и т.д.).

Поэтому с древних времен этика считалась «практической философией» в отличие от «чисто теоретического» познания мира. В Этике постепенно начали различать два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек (нормативная этика), и собственно теоретические вопросы о происхождение и сущности морали. До появления и развития Этики моральные представления людей формировались стихийно и выступали перед ними как неизвестно кем сформулированные законы, происхождение которых теоретики пытались объяснить задним числом (приписывали их авторство богу или выводили из естественной «природы человека»).

С появлением научной теории развития общества, раскрывающей, в частности, законы развития морали, этика стала способной научно подтверждать моральные принципы, демонстрируя рациональность одних и подвергая других рациональной критике. У него была возможность помочь людям сознательно и намеренно развивать те нравственные идеи, которые отвечают их историческим потребностям.

Нельзя говорить о возникновении этики как системы моральных норм в том же смысле, в каком говорят о возникновении наук или философии в целом. Э. не создаётся путём теоретического интереса к той или иной области действительности, как большинство наук, она обусловливается самым фактом общественной жизни. Нравственность не возникает в человеческом обществе в какой-то момент времени, но присуща ему в той или иной форме на всех этапах его развития. Везде и всегда воля человека, живущего в подобном обществе, была связана моральными нормами самого разного содержания, которые принимают форму обычаев, религиозных или государственных институтов. В этом смысле мораль предшествует знанию и часто также является мощным стимулом для его развития: философская мысль возникает особенно в области морали. Первые исторически известные попытки научной этики появляются относительно поздно, уже на основе четко определенной философской космологии. Если мораль, как мирская мудрость социальных законодателей, должна быть признана существующей в глубочайшей древности, то мораль как философская теория может быть утверждена только после Сократа.

11 стр., 5433 слов

Этика, нравственность, мораль соотношение понятий. Этика как наука о морали

... морали в развитии общественного и индивидуального человеческого сознания, первые исторически известные попытки научной этики появляются относительно поздно, уже на основе четко определенной философской космологии. Если мораль, как ... собой. Возникновение этики Мы не можем говорить о возникновении этики как системы моральных норм в том же смысле, в каком мы говорим о возникновении наук или философии ...

Сократ

Сократ родился в месяц Фаргелион (май – июнь по современному календарю), около 469г. до н.э. в семье каменотеса Софрониска и повитухи Фенареты. Фаргелии были праздником рождения Аполлона и Артемиды. Рождение в такой день считалось событием символическим и знаменательным, и новорожденный попадал под покровительство Аполлона,

Следовательно, судьба Сократа, по представлениям того времени, была подчинена «знаку Аполлона». Надпись на Дельфийском храме Аполлона — «Познай себя» — предопределяет тот глубокий и стойкий интерес к философии, занятием которого Сократ считал служение богу Дельф. Он посвятил всю свою жизнь нравственному «очищению», поскольку философия была для него высшим из искусств.

О первых сорока годах жизни до нас дошли противоречивые сведения. По некоторым данным, Сократ в начале своей жизни вел довольно беспокойный образ жизни. Затем он стал простым каменотесом. Но почему-то ему понравился философ Архелай, спасший одаренного человека от тяжелой работы, после чего Сократ в течение ряда лет был учеником и любимцем Архелая.

Другие источники сообщают, что Крито, его ровесник и товарищ, спас Сократа от работы каменщика. Оба они были из одного дома. Влюбленный в духовные качества Сократа и обладая достаточным богатством, Крито дал своему другу возможность совершенствоваться в философии.

Но в обоих случаях, освобожденный от всяческих повседневных проблем, Сократ мог полностью посвятить себя праздности. А что вы могли сделать, если вам ничего не нужно было делать? Сократ задумался.

Он был даже два раза женат и от последней жены имел троих детей. Он любил посмеяться, выпить, подшутить. По моему мнению Сократ чем-то даже похож на Крала Маркса, что видимо объясняет восхищение К.Маркса Сократом. У обоих были покровители, которые не позволяли им заниматься ничем, кроме как посвятить себя науке. Однако Жил Сократ небогато, все его имения оценивались в довольно скромную сумму, за которую нельзя было купить даже раба. Да, и он не обращал особого внимания на свою внешность, ходил в старой оборванной тунике и почти всегда босиком.

Софист Антифон, стремясь уязвить Сократа в присутствии его слушателей, сказал ему: «Ты живешь так, что подобным образом не стал бы жить ни один раб у своего господина; пищу и питье ты употребляешь бедные, а одежду носишь не только бедную, но одну и ту же и летом, и зимой; всегда ты без обуви и без хитона».

Подобные выпады Сократ парировал тем, что счастье не в неге и роскоши. Что страсть к наживе и обогащению уводит людей с пути добродетели и ведет к моральному разложению. Человек, считал Сократ, должен привыкнуть довольствоваться малым, нуждаться как можно меньше, подражая высокому примеру богов, которые ни в чем не нуждаются.

Сократ отвергал излишества и роскошь в одежде, пище, обстановке и т.д. В этой связи он часто любил повторять слова: «Серебряные вазы и пурпурные платья хороши для театра, но в жизни они не ненадежны».

16 стр., 7669 слов

Что такое свобода личности и в чем смысл жизни?

... тема свободы и творчества человека. Он задавал и решал вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертия человека. В конце концов, он увидел призвание человека достичь гармонии в мире, ... не результат собственной деятельности. В целом для философской антропологии Возрождения характерно противопоставление человека природе. Человек ставится выше природы. В философии современности человек исследуется с точки ...

Большую часть времени, которое Сократ проводил в дискуссиях и спорах, это часто приводило к тому, что его били, таскали за волосы, но чаще всего его высмеивали и оскорбляли, но он не сопротивлялся. Учил устно и ничего не записывал. Сначала он изучал натурфилософию, затем обратился к вопросам психологии человека и человеческого поведения.

В 399г. до н.э. по доносу Мелета Сократу было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Согласно приговору суда, Сократ выпил яд — болиголов и через несколько минут скончался в полном сознании.

В соответствии с процедурой судебного урегулирования, после произнесения обвинительных и защитных речей, суд большинством голосов тайным голосованием решил, виновен Сократ или нет. За признание его виновным было 280 голосов, против 221 голос. На суде Сократ оказался перед жестокой альтернативой: либо отречься от своего, как он понимал, божественного призвания и лишь такой непомерной ценой добиться снисхождения, либо оставаясь самим собой, открыто отстаивать дело всей свей жизни. Твердо избрав второй путь, он сознательно отрекся сам от себя. Надежным доказательством правильности избранного им на суде пути служило Сократу то важное для него обстоятельство, что в ходе всего процесса божественное знамение, голос его демона, ни разу не остановил и не удержал его.

В ожидании смерти Сократ провел в тюрьме долгих 30 дней. Это связано с тем, что наступили дни делосского праздника Аполлона. Смертные казни в Афинах в такие праздники приостанавливались. В тюрьме он пребывал в обычном для него светлом и бодром настроении. Его навещали родные и друзья. И до заката мы продолжали говорить о жизни и смерти, добродетелях и пороках, законах и полисах, богах и бессмертии души.

Отсрочка казни дала Сократу возможность переосмыслить значение божественного призыва, определившего его жизненный путь и занятия. В последний день Сократ совершал омовение перед смертью, это омовение имело ритуальное значение и символизировало очищение души от грехов земной жизни. Умывшись, Сократ поприветствовал свою семью, дал им инструкции и приказал идти домой. Раньше в Афинах приговоренного к смерти сбрасывали со скалы. Но с ростом нравственности и увеличением количества смертных приговоров процедура их исполнения также стала цивилизованной. Во времена Сократа приговоренные к смерти пили чашу измельченного болиголова.

Когда принесли цикуту, Сократ мысленно совершив возлияние богам за удачное переселение души в иной мир, спокойно и легко выпил чашу до дна.

Трагический финал Сократа придавал всей его жизни, его словам и действиям неповторимую ценность и завершенность, неиссякаемое притяжение. Смерть Сократа всколыхнула Афинян и приковала к нему их внимание. Они вспомнили пророчество сирийского мага, предсказавшего Сократу насильственную смерть. Обсуждали и его слова о возмездии, которое постигнет его обвинителей. Сразу после сократической казни афиняне раскаялись в своих действиях и сочли их злонамеренно обманутыми. Приговорили Мелета к смерти, а остальных обвинителей – к изгнанию. Бронзовая статуя была воздвигнута Лисипом, которая выставлялась в Афинском музее в Помпеях.

Сократ был современником Демокрита. Он считал, что невозможно познать космос, потому что в этом случае человек запутывается в безнадежных противоречиях. Познать человек может только то, что в его власти, т.е. свою душу. Отсюда принятие Сократом требования «Познай самого себя».

25 стр., 12027 слов

Человек — Личность

... простая сумма знаний частных паук о человеке не даст искомого образа, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания сущности человека и с их помощью выявить его место и значение в ... широком смысле слова как способ деятельности. «Индивид,— писал К. Маркс,— е сть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме ...

Истинное знание, как задумал Сократ, предназначено для того, чтобы дать человеку правильные ориентиры в его повседневной жизни. Следовательно, ценность всех знаний — человеческих и божественных природных явлений и взаимоотношений — состоит в том, чтобы научиться рационально вести человеческие дела.

Путь самопознания приводит человека к осознанию своего места в мире, к пониманию того, «что имеет отношение к использованию себя как личности». «Не ясно ли теперь, — продолжает Сократ, — что вследствие знания себя люди испытывают много хорошего и вследствие ложных представлений испытывают много дурного? Человек знающий себя, знает и то, что для него будет хорошо, и различает то, что может сделать и чего не может».

В философии центральными для него стали не онтологические проблемы, а этические и гносеологические проблемы, которые дополняют этику. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их определения, на роль индукции в их формировании (всё это – преимущественно в применение к этике).

Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело естественное и состоит из природных частиц, то душа имеет представления о своем содержании. Высшие понятие – Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познает вещи, свое место в мире и, самое главное, взаимоотношения человека с человеком, с самим собой. Чтобы действовать, нужна правда, а действия должны быть добродетельными и справедливыми.

Для достижения истины имеются разные способы. Главным из них Сократ считал майевтику. Его суть заключалась в том, чтобы заставить собеседника сначала испытать чувство растерянности, отойти от первоначального ошибочного или одностороннего понимания, а затем прийти к истине через череду вопросов. Другими словами, майевтика — это диалогический способ генерирования новых знаний. Это был поиск истины через противоречия.

Метод этот состоял в восхождении от частного к общему. Сократ владел искусством формирования общих представлений в умах своих собеседников. Для морали это значило создавать более общие моральные ценности. В отличие от софистов, принимавших объективные нормы морали за монету обусловленных потребностей и личного произвола, Сократ внушал своим современникам убеждение в существовании безусловного морального блага. Сократ рассматривал нравственную деятельность с точки зрения целесообразности. Мы поступаем правильно, когда наши действия достигают нашей цели. Отсюда следует, что для правильных действий необходимо знать взаимосвязь между целями и средствами их достижения. Более того, все наши действия имеют моральную ценность только тогда, когда мы правильно знаем о добре. Отсюда следует, что все добрые дела обусловлены знанием или мудростью — и наоборот, знающий добро, согласно Сократу, неизбежно стремится к его достижению. Зло может происходить только от неведения блага и пути к нему. Это установление неразрывной связи между знанием добра и добрыми поступками приводит Сократа к отождествлению мудрости с добродетелью, разумности — с добром, отождествлению весьма характерному для всей греческой философии и проводимому в том или ином смысле во всей истории Этики до наших дней.

4 стр., 1633 слов

Управление знаниями

... к управлению знаниями является следствием различий между формализованными и персонализированными знаниями. На этих различиях базируются 2 основных подхода: № . Управление формализованными знаниями Управление персонализированными знаниями 1 Концептуальная схема 2 Генерация знаний Знание генерируется человеком и ...

Сократовское проникновение в суть человеческих проблем требовало новых, истинных способов познания. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой его разговоров. Цицерон заметил, что он спустил философию с неба на землю. По существу своему, учение Сократа – это философия морали, этика. Этически сориентирована и его теория познания, гносеология. Моральное и этическое значение человеческого поиска истины и овладения знанием предопределено тем фактом, что источники как знания, так и морали восходят, согласно Сократу, к богам. Мера человеческой добродетели — это мера его причастности к божественной мудрости, и процесс познания принимает характер нравственного действия, нравственного поступка. Обозначенный Сократом путь познания и есть его школа добродетели.

Гармония вселенной, предопределенная и пронизанная божественным разумом, служит предпосылкой разумной, преднамеренной и преднамеренной земной деятельности человека и его добродетельной жизни. Знание человека, форм его индивидуальной, социальной и политической жизни, его души и тела, пороков и добродетелей, а также знание мира в целом не являются, по Сократу, разными знаниями, а только разными части единого знания божественной истины бытия.

Философия как любовь к мудрости в сократовской интерпретации предстает как любовь к божественной мудрости. Знание божественно, и только оно возвышает человека и делает его похожим на богов. Сократ считал, что большинство людей уклоняются от знаний и движимы случайными наклонностями и изменяющимися чувствами. «Большинство, — говорит он, — считает, что знание не обладает силой и не может руководить и начальствовать: потому-то (люди) и не размышляют о нем. Несмотря на то, что знание часто присуще человеку, они считают, что им управляет не знание, а что-то еще: иногда страсть, иногда удовольствие, иногда боль, иногда любовь, а чаще страх. Они думают о знании как о рабе: все тянут его в своем направлении».

Вопреки мнению большинства, Сократ отстаивал принцип всеобщего господства разума — в природе, в отдельном человеке и в человеческом обществе в целом. Следовательно, истинное знание, по мнению Сократа, исходит от Бога и ведет к нему. И истинный путь человеческого знания — это понять божественную мудрость, которая управляет всем. Следовательно, мерой вещей у Сократа в конечном итоге оказывается человек, но Сократ в то же время означает разум и знание человека — человека как мыслящего существа. При этом высшее проявление божественной заботы о людях — это разумность человека. В земной жизни человек не видит напрямую образ Бога, но ему достаточно увидеть действия богов. Не видно даже божественного начала в человеке, его разумной души, хотя именно он управляет телом и действиями человека.

По мнению Сократа, человек был бы полностью лишен разума и знаний, если бы в нем, наряду со смертным телом, не было бессмертной души. именно благодаря божественной душе человек соединяется с божественным знанием: подобное познается подобным. Кроме того, душа – хранительница знаний, приобретённых ею ранее в вечных странствиях в этом и ином мире; Человеческое же познание – это по сути дела, воспоминание души о прежних знаниях. Поэтому он считал, что, рождаясь, мы теряем то, чем обладали до рождения, а затем с помощью наших органов чувств восстанавливаем прежнее знание, и поэтому «знание» означает восстановление знания и называл это «запоминанием». Однако подобной гносеологической ролью

13 стр., 6014 слов

Менеджмент знаний

... (системное) исследование менеджмента знаний. Задачи: 1. Рассмотреть знания как ресурс и объект управления. Рассмотреть управление знаниями на предприятии. Изучить процесс управления знаниями. Рассмотрим характеристики ОАО « ... составляют лишь видимую и относительно небольшую часть активов предприятий. Люди и знания, которыми они обладают, интеллектуальный капитал и растущая профессиональная ...