Лидерство, как феномен управления

Курсовая работа
Содержание скрыть

, две главы основной части, заключение, список литературы, глоссарий и приложение, включающий 10 терминов.

Курсовая работа выполнена на 22 л., список литературы включает 12 источников.

Лидерство — одно из самых интересных и изученных явлений в социальной психологии и менеджменте. Исследователи социальной психологии изучают лидерство в существовании и развитии малых групп. Это не случайно. Ведь лидерские качества наиболее полно проявляются именно в небольшой группе, которая в силу специфики взаимоотношений между людьми нуждается в эффективном управлении и лидерстве.

Изучение лидерства позволяет ответить на следующие вопросы: Каким образом лидеры воздействуют на формирование и становление малой группы? Какой стиль поведения избирают лидеры? Какую лидер выполняет роль в малой группе? Отдельно также следует остановиться на изучении теорий лидерства, которых в настоящее время существует более десятка. также важно отделить понятие «лидерство» от понятий «лидерство» и «менеджмент».

Актуальность темы курса обусловлена ​​тем, что в настоящее время нет единых подходов к изучению феномена лидерства и на практике феномен лидерства тесно связан с понятием эффективного управления бизнесом.

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов изучения феномена лидерства в сфере менеджмента и социальной психологии.

В соответствие с целью будут решаться следующие задачи:

— изучить встречающиеся в научной литературе подходы к изучению лидерства как психологического феномена;

  • рассмотреть особенности проявления лидерства в малых группах;
  • изучить типологию лидерства с позиции современного менеджмента;
  • раскрыть роль лидерства в управлении организацией;

— проанализировать проявления лидерства с использованием методов психологического тестирования и дать рекомендации по поведению руководителей.

Объектом работы является лидерство как управленческая и психологическая категория.

Объектом данной работы является проявление феномена лидерства на примере деятельности ЗАО «Полиграфическая компания« Форт-пресс».

В работе использовались следующие методы: анализ научной литературы, формально-логические методы, методы психологического тестирования.

По своей структуре работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованной литературы.

13 стр., 6147 слов

Лидерство как феномен группового развития

... работы - определение лидерства как феномена группового развития В соответствии с целью данной работы поставлены следующие задачи: изучение литературы, в которой рассматриваются проблемы лидерства; определение роли лидера в руководстве ... организует выполнения уже заданной программы лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами. По стилю различают: Авторитарный лидер требует ...

Понятие лидерства необходимо начать с классических определений.

Р. Дафт связывает понятие лидерство со способностью индивида для достижения определенных целей воздействовать или влиять на других людей Дафт Р. Менеджмент. — Спб.: Питер, 2009. — С.466.. Здесь понятие лидерства близко к понятию управления, поскольку управление означает воздействие одного субъекта (субъекта управления) на другого (объекта управления) с целью приведения объекта в желаемое для субъекта управления состояние. Действительно, лидерство и управление есть понятия близкие по смыслу и по сути, но полностью не тождественные, поскольку лидерство означает наличие иных качественных характеристик, присущих лидерам, как личности: субъекту управления (руководителю), участникам управленческих отношений.

Как указывает Е.Ф. Прокушева, лидерство — это наличие качественного комплекса, который может развить менеджер, если он хочет стать настоящим лидером команды. Большинство из них стали бы более успешными в случае последовательного, добросовестного совершенствования своих лидерских и личностных качеств Прокушев Е.Ф. Менеджмент первичного уровня. Издательский дом «Дашков и К». — М., 1999. — С.180..

Выделяются три основных подхода при определении наиболее важных, существенных факторов успешного лидерства: личностная теория лидерства, поведенческий и ситуационный подходы Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с анг. — М.: Финансы и статистика, 2011. — С.273. .

Суть личностного подхода к пониманию лидерства заключается в создании психологически важных личностных качеств руководителя, необходимых для формирования его лидерских качеств. установлено, что на успешное лидерство влияют такие качества, как достаточно высокий уровень интеллекта и знаний, честность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе, дисциплина, настойчивость, определенный социально-экономический статус, активность, ответственность.

Поведенческий подход к лидерству основан на том, что эффективность лидерства определяется поведением, а не личными качествами лидера. Среди множества научных работ, исследующих феномен лидерства, следует отметить работу группы ученых из Мичиганского университета, которая рассматривает проблему лидерства с точки зрения поведенческого подхода к управлению.

Исследование проводилось среди служащих, железнодорожников и заводских рабочих с целью определения типа лидерства в высокопроизводительных коллективах. Исследования показали, что успешное лидерство в менеджменте включает в себя следующие параметры:

  • по сравнению с детализированным, конкретным управлением работников преобладает общее руководство;
  • больше времени уделяется менеджерской работе, а не отдельным указаниям рабочим;
  • много внимания уделяется планированию работ и решению специальных задач;
  • работники регулярно привлекаются к принятию решений;

— используется такой подход к работнику, который ставит его в центр трудовых интересов и способствует повышению производительности труда. При этом выражается и проявляется искренняя забота о нуждах и проблемах работников Прокушев Е.Ф. Менеджмент первичного уровня. — М.: Издательский дом «Дашков и К», 1999. — С.182..

3 стр., 1177 слов

Теория лидерства. Типы лидеров и их функции

... теории лидерства. Изучить различные типы лидеров в социологической науке. Изучить различные функции лидеров и их особенности. Объект изучения – теория лидерства, сущность понятия лидера и лидерства. Объектом исследования являются характеристики и аспекты лидерства, типы лидеров, ... политической системой. Согласно социологическому подходу, сущность власти лидера заключается в социальном взаимодействии. ...

В контексте ситуационного подхода рассматриваются проблемы взаимосвязи стилей лидерства и конкретных рабочих ситуаций. Среди моделей лидерства наибольшую известность получили: модели Ф. Фидлера, ситуационная теория П. Герси и К. Бланчарда, теория «путь — цель М. Эванса и Р. Хауса, концепция субститутов лидерства.

Лидерство по большей части — социально-психологическая категория.

В области управленческой психологии лидерство рассматривается как отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. С этой позиции лидером является член группы, чей авторитет безоговорочно признается остальными членами, готовыми следовать за ним. Группа признает право за лидером принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях Морозов А.В. Управленческая психология. — М.: Академический проспект, 2005. — С.277..

Говоря о лидерстве на социально-психологическом уровне, мы, следуя многим теоретикам в области управления, склонны говорить, что это и черта характера, которая реализуется в действиях конкретного человека, и процесс одновременно. В первом случае мы имеем в виду особенность личности, реализуемой по отношению к его собственной жизни и выражающаяся в самостоятельном принятии решения, категоричности суждений, высокой самооценке и пр. Во втором случае неизбежно понимание лидерства как процесса «управления» (большей частью неформального) другими людьми (малой группой, коллективом).

Наслаиваясь друг на друга, данные контексты расширяют значение понятия «лидер» (равно, как происходит углубление понятия «руководитель» при совмещении контекстов содержания понятий «лидер» и «руководитель»).

В буквальном смысле, лидер — это идущий впереди (также его толкует и словарь русского языка).

Однако понимать это таким образом — значит слишком грубо трактовать значение этого слова. Лидер — это «душа» группы или команды, и поэтому способы, которыми лидер достигает доминирования в команде, основаны на принципах, отличных от принципов лидерства. К таковым относятся: ориентация на личностное отношение к другим людям (в отличие от должностной направленности руководящей линии) и совместную деятельность, «союзничество» с творческими психическими процессами, инициативности в начинаниях, новаторства и решительности.

При этом нельзя отрицать, что лидерство по своей сути не предполагает наличия элемента власти. Но в отличие от руководства эта власть не закреплена в должностных инструкциях, она основана только на личном авторитете. Это означает, что в основе, в их фундаментальном значении, процессы лидерства и лидерства схожи, но проявляются на разных уровнях. Лидерство — это межличностный процесс, а лидерство — это процесс на рабочем уровне.

Следовательно, необходимо четко обозначить интегральные и дифференциальные характеристики лидерства и категорий лидерства в рамках теории менеджмента.

В рамках социальной психологии и менеджмента под руководством понимается управленческая функция, которая может реализовываться как непосредственно личностью (занимающей управляющую должность), так и специализированным отделом или органом Дафт Р.Л. Менеджмент — СПб: Питер, 2009 — С. 808. Когда мы говорим о лидерстве, мы так или иначе затрагиваем три аспекта: люди, влияние и цели. Лидер всегда имеет дело с людьми, пытается повлиять на них или повлиять на них, чтобы побудить их совершить определенные действия.

Воздействие означает, что отношения между людьми не пассивны. Более того, они осуществляются ради определенной цели. Следовательно, согласно нашему определению, лидерство — это способность человека влиять или влиять на других людей для достижения определенных целей. Ожидается, что лидеры будут работать с другими над выполнением конкретных задач.

Руководство — это двусторонний процесс, протекающий между людьми. Лидерство динамично и предполагает использование власти и авторитета.

Лидерство — это, прежде всего, делегирование полномочий от вышестоящего лидера к подчиненному, основанное на реализации принципов рациональности, настойчивости, трезвости мысли, аналитизма, осторожности и контроля. Иными словами, руководство — это большей частью процесс, основанный на формальной реализации тех или иных полномочий, хотя даже при осуществлении руководящей линии неизбежен синтез должностного и личностного (лидерского) отношения между людьми разных социальных уровней.

И лидерство, и руководство, — это, в некоторой степени, идентичные процессы, в ходе которых одна личность способна реализовывать свою волю посредством воздействия на других людей основная разница заключается в подходах, которыми пользуются лидер и руководитель. Таким образом, объединяющие характеристики лидерства и лидерства включают наличие элемента власти, который реализуется на практике различными методами, а также «доминирование», занимаемое индивидом в команде. Кроме того, сходными чертами лидерства и руководства являются: наличие иерархической лестницы в коллективе (и в том, и в другом случае мы имеем дело с приближенными (заместителями) и исполнителями (подчиненными)) и право инициативы при реализации тех или иных планов. Однако, как мы уже отметили выше, и сила власти, и инициатива, и межличностные отношения в этих процессах основаны на разных принципах. Остановимся на них.

Для лидера характерно большей частью установление духовного контакта с людьми посредством воздействия на течение психических процессов (восприятия, воображения, мышления), личностная ориентация в процессе взаимодействия, творчество, умение вдохновить людей, обладание личной властью, инициатива в осуществлении перемен, склонность к экспериментам, новаторство, решительность.

Для руководителя большей частью характерна апелляция к разуму, а отсюда — такие качества, как рациональность, склонность давать советы, настойчивость, умение решать проблемы, трезвость мышления, аналитический склад ума, применение структурного подхода, осторожность, властность, умение стабилизировать ситуацию, обладание должностными полномочиями.

Поэтому мы определили индикаторы, с помощью которых можно определить лидерство и процессы лидерства, а также те, с помощью которых их можно отличить. Вследствие замеченного очевидно одно: обе категории имеют одну и ту же природу, но их реализация проходит, во-первых, при разных коммуникативных условиях, а во-вторых, основывается на разных принципах, главными из которых являются установление духовного контакта (при процессе лидерства) и взаимодействие на основе разума и рациональности (при процессе руководства).

Однако при этом мы можем заметить, что в ряде случаев происходит пересечение этих категорий, что объясняется обязательностью осуществления индивидуального подхода к сотрудникам в организации (школьном коллективе) и некоторой формализацией отношений между разными уровнями неформальной группы при ее длительном существовании.

Формальный лидер

Неформальный лидер

Избегает конфликтных ситуаций, не участвует в процессе их разрешения

В конфликте принимает роль арбитра, то есть лица, контролирующего процесс протекания и разрешения конфликта

Руководство — это двусторонний процесс, протекающий между людьми. Лидерство динамично и предполагает использование власти и авторитета.

Лидерство — это, прежде всего, делегирование полномочий от вышестоящего лидера к подчиненному, основанное на реализации принципов рациональности, настойчивости, трезвости мысли, аналитизма, осторожности и контроля. Иными словами, руководство — это большей частью процесс, основанный на формальной реализации тех или иных полномочий, хотя даже при осуществлении руководящей линии неизбежен синтез должностного и личностного (лидерского) отношения между людьми разных социальных уровней Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с анг. — М.: Финансы и статистика, 2011- С.501..

Выше мы отметили, что и лидерство, и руководство, — это в некоторой степени идентичные процессы, в ходе которых одна личность способна реализовывать свою волю посредством воздействия на других людей основная разница заключается в подходах, которыми пользуются лидер и руководитель. Таким образом, объединяющие характеристики лидерства и лидерства включают наличие элемента власти, который реализуется на практике различными методами, а также «доминирование», занимаемое индивидом в команде. Кроме того, сходными чертами лидерства и руководства являются: наличие иерархической лестницы в коллективе (и в том, и в другом случае мы имеем дело с приближенными (заместителями) и исполнителями (подчиненными)) и право инициативы при реализации тех или иных планов. Однако, как мы уже отметили выше, и сила власти, и инициатива, и межличностные отношения в этих процессах основаны на разных принципах. Остановимся на них.

Для лидера характерно большей частью установление духовного контакта с людьми посредством воздействия на течение психических процессов (восприятия, воображения, мышления), личностная ориентация в процессе взаимодействия, творчество, умение вдохновить людей, обладание личной властью, инициатива в осуществлении перемен, склонность к экспериментам, новаторство, решительность.

Для руководителя большей частью характерна апелляция к разуму, а отсюда — такие качества, как рациональность, склонность давать советы, настойчивость, умение решать проблемы, трезвость мышления, аналитический склад ума, применение структурного подхода, осторожность, властность, умение стабилизировать ситуацию, обладание должностными полномочиями.

Поэтому мы определили индикаторы, с помощью которых можно определить лидерство и процессы лидерства, а также те, с помощью которых их можно отличить. Вследствие замеченного очевидно одно: обе категории имеют одну и ту же природу, но их реализация проходит, во-первых, при разных коммуникативных условиях, а во-вторых, основывается на разных принципах, главными из которых являются установление духовного контакта (при процессе лидерства) и взаимодействие на основе разума и рациональности (при процессе руководства).

Однако, при этом, мы можем заметить, что в ряде случаев происходит пересечение этих категорий, что объясняется обязательностью осуществления индивидуального подхода к сотрудникам в организации (школьном коллективе) и некоторой формализацией отношений между разными уровнями неформальной группы при ее длительном существовании.

Лидерство — важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этой концепции, в современной науке при наличии общих исходных позиций разных авторов лидерство характеризуется неоднозначностью.

Людей, обладающих властью в организации, можно разделить на три категории: формальный лидер, неформальный лидер и формальный лидер. У формального лидера есть полный набор инструментов для влияния, поэтому у него больше шансов на успех.

Анализ природы лидерства показывает, что оно возникает из конкретных потребностей людей и их объединений, которые лидеры призваны удовлетворять.

Следовательно, эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Их основные характеристика как бы находятся в разных измерениях.

Следовательно, лидерство — ключевой компонент эффективного лидерства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этой концепции, в современной науке при наличии общих исходных позиций разных авторов лидерство характеризуется неоднозначностью.

Людей, обладающих властью в организации, можно разделить на три категории: формальный лидер, неформальный лидер и формальный лидер. У формального лидера есть полный набор инструментов для влияния, поэтому у него больше шансов на успех. Анализ природы лидерства показывает, что оно возникает из конкретных потребностей людей и их объединений, которые лидеры призваны удовлетворять.

Типография ЗАО «Форт-пресс» — коммерческое производственное предприятие, специализирующееся на изготовлении индивидуальной полиграфической продукции таких классификационных групп как: этикетка, упаковочная коробка и рекламный буклет.

Данное предприятие работает с 1993 года. В то время у него не было своего офиса, он работал в арендованном помещении и насчитывал около 25 сотрудников.

Изначально предприятие специализировалось на выпуске полиграфической продукции таких классификационных групп как: бланки, визитки и этикеточная продукция малыми тиражами.

В 2008 году рынок полиграфии товаров и услуг стал развиваться более интенсивными темпами, что привело к увеличению количества заказов на тисненую и тисненую готовую полиграфическую продукцию.

В результате были созданы дополнительные структурные подразделения и закуплено соответствующее оборудование.

На втором этапе развития компании было принято решение об организации нового производства, в 2010 году появилось собственное здание и складские помещения, а в 2011 году было построено новое здание.

Текущая фаза развития компании характеризуется стратегическими намерениями ее менеджмента диверсифицировать свою деятельность. Следовательно, в 2012 году началось строительство нового завода по производству изделий из стекла, производственный процесс которого никак не связан с существующим.

Высшим органом Общества является общее собрание его акционеров (рис. 1).

Совет директоров — высший орган управления компании среди собраний акционеров, избираемый общим собранием.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет единоличный исполнительный орган — директор.

К компетенции директора относятся все вопросы, связанные с управлением повседневной деятельностью Компании, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции собрания акционеров.

Административно-управленческий персонал, находящийся в непосредственном подчинении директора предприятия:

  • заместитель генерального директора по производству;
  • коммерческий директор;
  • начальник ПЭО;
  • главный бухгалтер;
  • главный технолог;
  • начальник отдела контроля качества;
  • заместитель генерального директора по режиму;
  • заместитель генерального директора по кадрам;
  • юрисконсульт;
  • заместитель генерального директора по строительству.

Всего в прямом подчинении генерального директора находятся 11 человек. Главному бухгалтеру подчиняется бюро прикладного программирования. Директору по продажам подчиняются отдел маркетинга и продаж, отдел дизайна, отдел допечатной подготовки и вывода фото, склад, отдел отгрузки и транспорта и отдел логистики. Заместитель генерального директора по производству руководит цехом и отделом планирования и отгрузки. Главный инженер подчиняется службе главного инженера, службе главного механика, конструкторскому бюро, лаборатории электроники и службе охраны труда.

Рассмотрим содержание общих функций управления в ЗАО «ПП «Форт-Пресс» (таблица 4).

Цель управления в данном случае — завоевание большей доли рынка.

Таблица 2 — Содержание общих функций управления в ЗАО «ПП «Форт-Пресс»

Функция управления

Содержание функции

Орган, ответственный за выполнение функции

С какими отделами существует связь

Планирование

Планирование предполагаемого увеличения доли рынка

-Планирование увеличения объемов выпуска продукции;

-Расчет затрат, связанных с ним (материальных, трудовых)

-Утверждение сметы по проекту

-Утверждение штатного расписания по подразделениям

-Запрос кредитных средств на инновации

-Принятие финансового плана организации

-Утверждение плана реализации продукции.

Отдел маркетинга и сбыта

ПЭО

ПЭО

Бухгалтерия

Отдел кадров

Бухгалтерия

Бухгалтерия

Коммерческий директор, ген.директор

Производственные подразделения, директор, потребители продукции

ПДО, Производственные подразделения

Бухгалтерия, поставщики

Директор

Директор

Коммерческий директор

Отдел кадров

Производственный отдел

Бухгалтерия

Отдел маркетинга и сбыта

Организация

— Создание новых производственных подразделений

— Открытие филиалов

— Найм дополнительных работников

— Утверждение положений о службах предприятия и должностных инструкций

Зам.ген.директора по производству

Коммерческий директор

Отдел кадров

Отдел кадров

бухгалтерия, ген.директор

Бухгалтерия, отдел кадров, ген.директор

Производственные

подразделения

Генеральный директор

Мотивация

— внедрение новых систем оплаты труда

— внедрение систем поощрений

Отдел кадров

Производственный отдел, директор

Контроль и анализ

— Оценка состояния работ по проекту

— анализ позиции на рынке

— анализ позиций конкурентов

— Оценка финансовых показателей работы предприятия

— Анализ работы служб и подразделений предприятия

— Оценка деятельности исполнителей

Ген.директор

Отдел маркетинга и сбыта

Отдел маркетинга и сбыта

Бухгалтерия

Отдел кадров

Ген.директор

Отдел кадров

Коммерческий директор, отдел маркетинга и сбыта, бухгалтерия

Коммерческий директор

Коммерческий директор

ПЭО

Все подразделения

Регулирование

— распоряжение об изменении сроков проведения работ по проекту;

— корректировка финансовых показателей

— корректировка стратегических показателей

Генеральный директор

Бухгалтерия

Генеральный директор

Производственные подразделения, отдел маркетинга и сбыта

финансовый отдел

Ген. Директор

Коммерческий директор, отдел маркетинга и сбыта

Выделяют следующие основные группы методов управления.

Методы экономического управления — это набор стоимостных инструментов воздействия на контролируемый объект с целью обеспечения максимальной экономической эффективности деятельности организации при наименьших затратах. Они включают:

— планирование экономических результатов деятельности как способ установления целей, пропорций развития, сроков выполнения тех или иных задач;

— материальное стимулирование в форме заработной платы, премий, а также санкций за несоответствующее качество или количество труда;

— нормирование экономических показателей деятельности предприятия как базу для планирования, материального стимулирования и контроля;

  • контроль экономических показателей деятельности как метод сбора аналитической информации.

Организационно-распорядительные методы управления представляют собой совокупность приемов и средств прямого (административного) воздействия на объект управления для выполнения закрепленных за ним функций. Организационно-управленческие методы управления делятся на две группы: методы организационного и управленческого воздействия.

Организационное воздействие проявляется в формах:

  • организационного регламентирования,
  • организационного нормирования
  • организационного инструктирования.

Распорядительное воздействие направляется на контроль и регулирование деятельности посредством приказов, распоряжений, постановлений и указаний.

Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность приемов и способов социального и психологического воздействия на коллектив и отдельные личности для повышения их трудовой и творческой активности.

В систему социально-психологических методов входят:

  • методы социального воздействия,
  • методы управления коллективной деятельностью работников,
  • методы управления индивидуальным поведением работника.

К методам социального воздействия относятся: общие собрания работников, участие в работе общественных советов и т. П.

К методам управления коллективной деятельностью работников относятся: формирование структуры коллектива, обмен передовым опытом работы, ведение рейтингов, проведение конкурсов, торжественных собраний, вечеров и т. П.

К методам управления индивидуальным поведением работника относятся: стимулирование личной инициативы, личный пример руководителя, уважительное отношение к подчиненному, выдвижение работника в резерв на вышестоящую должность, передача подчиненным отдельных прав руководства и т.п.

Из методов управления, используемых на данном предприятии основными являются экономические методы, реализуемые, прежде всего, через систему оплаты труда.

Система оплаты труда базируется на долевом распределении фонда оплаты труда. Каждый работник в пределах единой «тарифной сетки» имеет конкретное соотношение в оплате труда. Отнесение категорий работников к квалификационным группам может изменяться по усмотрению директора по персоналу.

Помимо заработной платы, являющейся основным элементом системы материального поощрения, в компании используются формы поощрительных схем, которые могут быть долгосрочными и краткосрочными. Краткосрочные схемы реализованы в форме бонусов, премий, комиссионных, ценных подарков.

В целях удержания особо ценных сотрудников компания предоставляет кредит, например, на покупку квартиры. Одним из наиболее эффективных факторов материального стимулирования рассматривается отпуск, как обязательный оплачиваемый ежегодный отпуск, положенный по закону, отпуск по беременности и родам, на медицинские нужды, так и дополнительный или дополнительные выходные дни.

Эффективность использования данных методов достаточно высока., Также применяются социально-психологические методы.

Большое внимание уделяется корпоративным мероприятиям. Также существует различного рода программы, такие как «лучший сотрудник месяца»: внутренним голосованием выбирается такой сотрудник: сотрудник отдела, а также проекта. Проводится турнир по волейболу и т.д.

Стиль руководства в организации характеризуется скорее как авторитарный, чем коллегиальный, что выражается в преобладании самостоятельности руководителя в принятии важных решений, неподключенности сотрудников к решению важнейших вопросов производственного развития.

На данном предприятии миссия четко не сформулирована, но, учитывая специфику его деятельности миссию для данного предприятия можно сформулировать следующим образом: удовлетворение потребности потребителей в высококачественной полиграфической продукции.

Основными целями деятельности компании является получение прибыли и захват большей доли рынка.

Определение лидерских качеств среди руководителей высшего звена рассматриваемой нами организации возможно с использование элементов психологического тестирования.

С целью выявления социально-психологических параметров руководителей и оценки лидерских качеств всем руководителям ЗАО «Полиграфическое предприятие «Форт-пресс» был предложен тест: «Можете ли вы быть руководителем?» Морозов А.В. Управленческая психология. Академический проспект. — М., 2005, с. 84-86.. Тест с описанием ключей приведен в Приложении.

По результатам тестирования были получены следующие результаты (см. таблицу 3)., Таблица 3 — Результаты тестирования лидерских качеств руководителей ЗАО «ПП «Форт-Пресс»

Наименование должности

Полученный балл