Одна из самых старых проблем школьного образования — формирование учебной мотивации. Эта проблема рассматривается известными психологами и педагогами, такими, как: А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.К Маркова, . Именно ими была поднята проблема: как повысить у ребенка интерес к учению, т.е. формировать мотив. Наряду с проблемами формирования мотивации студентов к обучению необходимо решить проблемы формирования потребности в самостоятельных и систематических занятиях физической культурой на основе формирования представлений о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний способствует изменению отношения студентов к физической культуре, побуждая их стать сильными, физически развитыми. Вопросы физического воспитания школьников раскрываются в трудах К.Алаас, А.Н.Варламова, В.Х.Иванова, В.П.Кочнева, Н.Н.Курилова, М.И.Лыткина, М.С.Мартыновой, В.К.Павлова, Д.Н.Платонова, И.И.Портнягина, Г.В.Роббека, Н.К.Шамаева. Мотивация к систематическому физическому воспитанию студентов — важное и необходимое направление деятельности учителя. Привлекательность физической культуры также имеет возрастные особенности. Младшими школьниками управляет, прежде всего, интерес к двигательной активности, они и без уроков физической культуры любят бегать, прыгать и играть [10].
Активность учащихся на уроке во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке[12, 37]. Особенностью мотивации большинства учеников начальных классов является безоговорочное выполнение требований учителя. Социальная мотивация к учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда пытаются понять, почему им нужно делать то, что им говорит учитель: раз они приказали, они должны это сделать. Они также осторожно выполняют утомительную и бесполезную работу, поскольку задачи, которые они получают, кажутся им важными. В этом, конечно, есть и положительная сторона, так как учителю будет сложно каждый раз объяснять школьникам важность того или иного вида работы для их обучения.[7, 512]
Родители играют важную роль в развитии потребности в самостоятельном физическом воспитании. Опрос 5000 родителей в различных регионах страны, проведенный А.М. Гендиным и М.И. Сергеевым, показал, что при высоком уровне понимания родителями роли физической культуры в жизни детей 38% последних охотно выполняют утреннюю зарядку и физические упражнения, а при низком уровне понимания родителями роли физической культуры таких детей оказалось только 16%. Физическая подготовка подрастающего поколения в настоящее время в основном возложена на школу. Как считают В.К. Бальсевич и М.М. Лебедева, для большинства школьников занятия физкультурой являются не только основной, но зачастую и единственной формой физического воспитания. В период обучения физическая активность школьников не только не увеличивается при переходе с одного класса на другой, а, наоборот, все больше снижается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности [21].
Физическая культура и профессиональная деятельность
... в течение его жизни, требуют большего физического совершенства, которое должно быть достигнуто с помощью физического воспитания. С физкультурой – по жизни физическая культура профессиональная деятельность Значение физической культуры ... стороны. Физическая активность, активное движение очень благотворно сказываются на успехах в умственном труде, что отнюдь не лишнее для школьников, студентов, рабочих ...
Несмотря на большое количество опубликованных работ по физическому воспитанию школьников, практически не освещается важная составляющая — формирование мотивации школьников к занятиям физкультурой. Теоретическая и практическая значимость и недостаточная проработанность проблемы определили выбор темы курса: «Методы и приемы формирования положительной мотивации к обучению на уроках физической культуры у детей школьного возраста».
Объект исследования — образовательный процесс, способствующий формированию мотивации к учению на занятиях физической культурой у младших школьников.
Предмет исследования — методы и приёмы формирования мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников.
Цель: Определить методы и приемы формирования положительной мотивации к обучению на уроках физкультуры.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
Раскрыть понятие мотивации, её видов, методов и приёмов формирования.
Выбор методов диагностики мотивации к занятиям физкультурой.
Методы исследования : изучение и анализ научно-методической литературы, анализ, синтез, изучение педагогического опыта.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие мотивации. Виды мотивации
Понятие «мотивация» происходит от латинского слова «movere» двигать. Есть несколько определений мотивации; сегодня этот термин понимается разными учёными по-своему. Например, мотивация по — это совокупная система , отвечающих за побуждение и . А считает, что мотивация как явление психическое есть совокупность мотивов.
Мотивация — это система стимулов, побуждающая человека к действию.[13]
Мотивация – это побуждение к действию.
Мотивация – это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности[22].
«Управление учебной мотивацией и стимулированием школьников младших ...
... : учебная мотивация младших школьников. Предмет исследования: основные пути формирования учебной мотивации. Данная цель конкретизируется в следующих задачах: Раскрыть понятие учебной мотивации в младшем школьном возрасте. Выявить основные приемы формирования учебной мотивации. Провести экспериментальное исследование по выявлению уровня учебной мотивации младших школьников. Осуществить работу ...
Мотивация – это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность.[4]
В настоящее время это понятие учёными понимается по-разному. Кто-то считает, что мотивация — это совокупность процессов, отвечающих за мотивацию и активность. Другие определяют мотивацию как совокупность мотивов.
Мотив – это идеальный или материальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Для человека это проявляется в виде определенных переживаний, которые могут характеризоваться положительными эмоциями от достижения этой цели или отрицательными эмоциями, связанными с неудовлетворенностью в текущей ситуации. Чтобы осознать мотив, требуется проделать серьёзную внутреннюю работу[2].
Причину часто путают с потребностью или целью, но потребность — это бессознательное желание устранить дискомфорт, а цель — это результат сознательного процесса постановки цели. Например, голод — это потребность, желание поесть — причина, а еда, до которой дотягиваются руки человека — цель.
Мотивация — сложное психологическое явление, объясняющее ее многообразие.
В психологии принято выделять следующие виды мотивации человека.
Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).
Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.).
Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.).
Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.).
Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.).
Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (бросить курить, сбросить вес и т.п.).
Существуют и дополнительные виды мотивации.
Индивидуальная мотивация , направленная на поддержание саморегуляции (жажда, голод, избегание боли, поддержка температуры и т.д.).
Групповая мотивация (забота о потомстве, поиск своего места в обществе, поддержание структуры общества и т.п.).
Познавательная мотивация (игровая деятельность, исследовательское поведение).
«МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
... - рассмотрение понятия, классификации и методов стимулирования мотивов учебной деятельности школьников ; - изучение роли мотивации в учебной деятельности при обучении младших школьников и мотивов учебной деятельности школьников с учетом гендерной принадлежности; - особенности формирования мотивов учебной деятельности школьников. Метод работы: анализ психолого-педагогической литературы. ...
Различают отдельные мотивы, которые движут поступками людей.
Мотив самоутверждения – стремление самоутвердиться в обществе, получить определённый статус, уважение. Иногда такое стремление относят к мотивации престижа (стремление к достижению и поддержанию более высокого статуса)[11, 183].
Мотив идентификации – стремление к тому, чтобы походить на кого-то (авторитета, кумира, отца и т.п.).
Мотив власти – стремление человека к влиянию на окружающих, руководить ими, направлять их действия.
Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к действиям посредством не внешних факторов, а процессом и содержанием деятельности.
Внешние мотивы – побуждающие к действиям факторы находятся вне деятельности (престиж, материальные блага и т.п.).
Мотив саморазвития — стремление к личностному росту, реализации своего потенциала.
Мотив достижения – стремление достигать лучших результатов и овладевать мастерством в чём-либо.
Просоциальные мотивы (общественно значимые ) – мотивы, которые связаны с чувством долга, ответственностью перед людьми.
Мотив аффилиации (присоединения) – стремление устанавливать и поддерживать связь с другими людьми, к контакту и приятному общению с ними.
Любой тип мотивации играет важную роль в изучении психологии и поведения человека. Что влияет на мотивацию человека? Какие факторы? Для изучения этих вопросов используются теории мотивации.
Теории мотивации изучают и анализируют потребности человека, их содержание и то, как они соотносятся с его мотивацией. В них предпринимается попытка понять, что побуждает человека к той или иной деятельности, какие потребности мотивируют его поведение[19,123]. Изучение этих потребностей повлекло за собой появление трёх главных направлений:
Содержательные теории мотивации
Процессуальные теории мотивации
Теории, в основе которых лежит специфическая картина человека
Хотя изучение мотивации является одной из актуальных проблем в изучении психологов, социологов, учителей, на сегодняшний день нет однозначного определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:
почему и из-за чего человек действует;
на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
почему и как человек выбирает определенную стратегию действий;
какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
Деятельность человека и потребность в управлении
1. Виды деятельности человека. Факторы развития и специализации деятельности. Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Деятельность - это особый вид деятельности человека, направленный на улучшение окружающего мира и самого себя, мотивированный процесс использования определенных средств для достижения цели. Среди компонентов деятельности выделяют: ...
почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.
Группа психологов защищает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации — врожденных и приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые считают, что первопричиной мотивации являются существенные внешние факторы, влияющие на человека из окружающей среды. Внимание третьей группы направлено на изучение основных причин и попытки систематизировать их на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой[9].
Большинство ученых понятие мотивации определяет как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека: вектор направленности действий; собранность, целеустремленность, последовательность, организованность действий; активность и напористость; устойчивость избранных целей; потребность, мотив, цель
Мотив воспринимается индивидом как своеобразные, специфичные переживания, которые можно охарактеризовать как позитивные ощущения от предвкушения достижения предмета потребностей, либо негативные эмоции, возникшие на фоне неудовлетворения, либо неполного удовлетворения от имеющегося в настоящем положениях[18].
Чтобы выделить и понять конкретную причину, человек должен выполнять внутреннюю целенаправленную работу.
Наиболее простое определение мотива представлено А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном в теории деятельности. По заключению выдающихся ученых: причина — мысленно очерченная, «объективированная» потребность субъекта. Мотив по своей сути – отличное явление от понятий потребность и цель. Потребность — это неосознанное желание человека избавиться от имеющегося дискомфорта. Цель – желаемый результат сознательных целенаправленных действий. В современной психологии используются различные способы классификации мотивации.
Экстринсивная и интринсивная
Экстринсивная мотивация, Интринсивная мотивация
Предмет дискуссии о целесообразности такого деления мотиваций освящен в работе X. Хекхаузена, хотя с точки зрения современной психологии подобные споры беспочвенны и безнадежны. Человек, являясь активным членом социума, не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках[32].
Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый тип основан на положительных стимулах и ожиданиях, второй — на отрицательных. Примерами положительной мотивации являются конструкции: «если я совершу действие, я получу какое-то вознаграждение», «если я не выполню эти действия, я буду вознагражден». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых[4].
Психология» : «Мотивация: роль мотивов в развитии человека
... мотивации (содержательных и процессуальных), в которых указаны основные мотиваторы развития человека, двигатели (побудители) деятельности [7]: - иерархическая теория побудительных к действию потребностей (вызывающих мотив деятельности: ... максимальный способ удовлетворения потребностей (Б. Генкин); - мотивация человека к деятельности сопровождается убеждением, что потребности человека разнообразны, а ...
Устойчивая и неустойчивая
В основе устойчивой мотивации лежат потребности и потребности личности, для удовлетворения которых индивид совершает сознательные действия без необходимости дальнейшего подкрепления. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения. При нестабильной мотивации человеку нужна постоянная поддержка, внешние раздражители. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.
Психологи также выделяют два подвида устойчивой и нестабильной мотивации, условно называемые «кнут к прянику», различия которых иллюстрируются примером: я стремлюсь избавиться от лишнего веса и получить привлекательные формы. Дополнительная классификация. Существует разделение мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, когнитивные.
Индивидуальная мотивация
К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.
Примерами познавательной мотивации
1.2 Вопросы мотивации в психологии и педагогической литературе
Одна из наиболее известных и популярных теорий мотивации была предложена известным американским психологом А.Маслоу. Согласно теории А.Маслоу, поведение человека детерминировано его потребностями – состояниями, создаваемыми нуждой в объектах, необходимых для его существования и выступающих источником его активности[14].
А. Маслоу выделил пять качественно разных групп человеческих потребностей:
физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
потребности в безопасности и уверенности в будущем — защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;
социальные потребности — необходимость в социальном окружении. В общении с людьми — чувство “локтя” и поддержка;
потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности могут быть организованы в иерархической последовательности в виде пирамиды, в основе которой лежат первичные потребности, а высшие потребности вторичны. Значение такой иерархической структуры заключается в том, что до тех пор, пока не будут удовлетворены потребности нижних уровней, их влияние на человеческую мотивацию будет иметь приоритет.
Мой взгляд на научно-исследовательскую деятельность в педагогическом ...
... педагогическом колледже этому виду деятельности уделяется достаточное внимание, поэтому Селдимирова Раиса Арсентьевна разработала и практически внедрила принципы организации, этапы подготовки студентов к исследовательской деятельности. ... так как многие студенты не знакомы с научной деятельностью. Исследовательская деятельность дает ... написанию эссе. Постепенно первоначальное представление об этом виде ...
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации профессиональной деятельности достигли Л.С. Выготский и его ученики А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др. Однако их работа не получила развития, так как они изучали проблемы мотивации только на примере педагогической деятельности.
Предметом изучения во многих исследованиях (А.З. Абзалова, Б.И. Додонов, Т.П. Дмитриева, и др.) явилась типология мотивации профессиональной деятельности. Самая распространенная типология мотивационной структуры представлена у Т.Н. Антоновой, К. Замфир, Л.Е. Курнешовой. В основном эти авторы выделяют два типа мотивации профессиональной деятельности: внешнюю и внутреннюю. О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для самого человека и человек получает удовольствие непосредственно от самой деятельности. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей (мотивы социального престижа, зарплаты и т.п.), то это внешняя мотивация.
Более углубленное изучение типов мотивации профессиональной деятельности, предложила К. Замфир. Он исходит из концепции трех типов мотивации: внутренней мотивации, позитивной внешней мотивации и негативной внешней мотивации. Под внутренними мотивами автор понимает то, что порождается в сознании человека самой трудовой деятельностью: понимание ее общественной полезности; удовлетворение, которое приносит работа, т.е. результат и процесс труда. Внутренняя мотивация возникает, по мнению автора, из потребностей самой деятельности, когда человек работает с удовольствием, без какого-либо внешнего давления. Внешняя мотивация содержит те мотивы, которые находятся за пределами самого работника и труда как такового: заработок, боязнь осуждения, стремление к престижу и т.д. К внешней положительной мотивации относятся: материальное стимулирование, продвижение по работе, одобрение со стороны коллег и коллектива, престиж, т.е. те стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К внешней отрицательной мотивации автор относит наказания, критику, осуждение, штрафы и др.
Поэтому вопрос изучения мотивации профессиональной деятельности остается дискуссионным. При этом типология мотивации профессиональной деятельности представлена преимущественно в виде внешней и внутренней мотивации.
В контексте проблемы мотивации профессиональной деятельности рассматривается вопрос о мотивации педагогической деятельности, что является одной из фундаментальных проблем как для отечественной, так и для зарубежной психологии.
Подчеркивая теоретическую и практическую значимость данного вопроса, А.К. Маркова утверждает, что анализ личности учителя следует начинать с изучения мотивации его профессиональной деятельности, т.е. с того, «…на что устремлен учитель в своем труде»[15,12]. «Мотивация педагогической деятельности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека».
Развитие исследовательских умений младших школьников в проектной ...
... различных видов деятельности. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка. По новому стандарту детям предстоит освоить различные виды исследовательской работы. Студент с ...
Выделяя роль мотивации в педагогической деятельности Л.М. Митин
В настоящее время мотивация к педагогической деятельности трактуется по-разному. В одном случае — как профессионально-значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обусловливает его индивидуальное и типическое своеобразие; в другом случае — как система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении; в третьем – в качестве определенной совокупности мотивов, зависящей от направленности личности самого педагога.
Более узкое понимание сущности мотивации педагогической деятельности можно встретить у следующих психологов: С.Х. Асадуллин, С.А. Зимичева, Е.М. Никиреев. Кроме того, их представления отличаются большей уникальностью и конкретизацией определения. В данном случае под мотивацией педагогической деятельности понимается либо «. позитивное отношение к педагогической деятельности», либо «. склонность и готовность заниматься педагогической деятельностью». С.Х. Определение сущности мотивации педагогической деятельности Асадуллин связывает с основным мотивом, доминирующим интересом. При этом существующие теории мотивации педагогической деятельности не противоречат, а дополняют друг друга. Придерживаясь взглядов Н.А. Аминова, Л.М. Митиной и др., в качестве мотивации педагогической деятельности мы рассматриваем определенную совокупность мотивов, которая имеет свою иерархическую структуру.
Вопрос о типах мотивации педагогической деятельности остается актуальным для педагогической психологии. Многие исследователи, характеризуя мотивацию педагогической деятельности, выделяют основные ее виды: внешнюю и внутреннюю. С точки зрения А.К. Марковой, высокая удовлетворенность возможна, в основном, с преобладанием внутренней мотивации педагогической деятельности. Если преобладает внешняя мотивация, то педагогическая деятельность становится просто средством для достижения чего-либо, не являясь самоцелью; он выступает как обязанность чему-то внешнему, как цена за приобретение благ, необходимых человеку. Внутренняя мотивация педагогической деятельности не только стимулирует повышение профессионального мастерства, но и является источником развития как учителей, так и студентов. Внешняя мотивация недостаточно стимулирует профессиональное развитие учителя, она превращает работу в деятельность, осуществляемую под давлением внешних потребностей.
Поэтому проблема мотивации педагогической деятельности пока не теряет своей актуальности и смысла. Выделены внешние и внутренние типы как основные типы мотивации педагогической деятельности. Рассмотрим виды мотивации младшего школьного возраста.
1.3 Мотивы, вызывающие потребность в систематических занятиях физической культурой у младших школьников
Младший школьный возраст характеризуется начальным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебной деятельности. Каждое из учебных действий претерпевает свои процессы становления [16].
Младший школьный возраст среди других жизненных этапов отличается самой низкой заболеваемостью и наибольшим накоплением сил для перехода в следующий период. Продолжается активный рост, развитие и укрепление мышечной ткани, связок, костей скелета, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы и, прежде всего, нервной системы, которая контролирует самые сложные механизмы — организм человека. ЧСС в этот период колеблется между 84 и 90 ударами в минуту, частота дыхания от 20 до 22 раз. ЖЕЛ доходит до 2000 мл. Начинается процесс совершенствования движений, в частности, рабочих движений кисти и пальцев. Позвоночник, хотя уже приобрел свою характерную форму, все еще мягок и подвижен, поэтому легко поддается всевозможным искривлениям под воздействием односторонней нагрузки или неправильного положения тела в течение длительного времени [20].
Этот возраст способствует развитию навыков координации и кондиционирования, устойчивости к умеренным нагрузкам и силовых качеств скорости. Из-за неразвитости центральной нервной системы у ребенка его организм не может работать при длительном напряжении мышц, поэтому у детей быстро проявляется утомляемость. В этот период нельзя допускать переутомление у детей.
С первых дней поступления в школу дети занимают позицию социально значимой активности и социальной оценки. Однако такая широкая мотивация, определяемая новым социальным положением, не может поддерживать обучение в течение длительного времени и постепенно теряет свое значение.
Физкультура на школьных уроках позволяет только поддерживать нормальную физическую форму, но не улучшает физическое развитие учеников. Для этого требуется как высокая частота занятий, так и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физической культурой в свободное время[2].
Учитель физкультуры должен развивать у учащихся потребность в самостоятельном занятии физкультурой на основе формирования у них представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре и спорту, побуждая их стать сильными, физически развитыми.
Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к занятиям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний), мотивы самообразования представлены пока самой простой формой — интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительных книг. В первом и втором классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, но уже в третьем классе приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Школьник может проявить настойчивость в учебной деятельности при занятиях физкультурой. Социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Младшие школьники проявляют активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями (А.И. Высоцкий), чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе преподавателя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем проявлении. Интенсивно развивается в этом возрасте целеполагание в учении. Младший школьник учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, удерживает эти цели в течение длительного времени, выполняет действия по инструкции.
Мотивы занятий физической культурой условно делят на общие и конкретные, что впрочем, не исключает их сосуществования. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще, чем же заниматься конкретно — ему безразлично. Ко вторым можно отнести желание заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями. В начальных классах почти все ученики отдают предпочтение играм: мальчики — спортивным, девочки — подвижным. Затем интересы становятся более дифференцированным: одним нравится гимнастика, другим легкая атлетика, третьим — вольная борьба.
Мотивы посещения уроков физкультуры у школьников тоже разные: те, кто доволен уроками, ходят на них ради своего физического развития и укрепления здоровья, а те, кто не удовлетворен уроками физкультуры (в основном девочки), посещают их ради отметки и чтобы избежать неприятностей из-за прогулов [1].
Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению результатов, к которым относятся:
Самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья).
Самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным для противоположного пола и т.д.)
Подготовка себя к труду и службе в армии.
Удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.)
Различают 4 этапа формирования положительного отношения к занятиям физической культурой.
Первый этап формирование положительного отношения к физической культуре. С первого класса учитель должен ненавязчиво подчеркивать положительную роль занятий физическими упражнениями в развитии детей и укреплении их здоровья.
Второй этап — формирование у учащихся самостоятельно заниматься физической культурой. Намерение, по определению Л.С. Рубинштейна, является внутренней подготовкой отсроченного действия или поступка. Это зафиксированная решением направленность на осуществление цели. На этом этапе задача учителя физкультуры — пробудить у учащихся желание самостоятельно и регулярно заниматься физической культурой. Он может предположить школьникам ежедневно выполнять дома зарядку. Сформировав у учеников это желание, учитель может переходить к следующему этапу.
Третий этап — осуществление школьником намерения самостоятельно заниматься физической культурой. Этот этап связан с созданием условий для самостоятельного выполнения школьниками физических упражнений. К таким условиям относятся: приобретение родителями необходимого спортивного инвентаря, разработка учащимися вместе с учителем физкультуры режима дня, в котором нашлось бы место и для самостоятельного выполнения физических упражнений; разучивание на уроке комплекса упражнений, которые ребята будут выполнять дома.
Четвертый этап — превращение желания школьников самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями в привычку. В силу возрастных психологических особенностей младших школьников и подростков (легкая смена интересов и желаний, недостаточное развитие настойчивости, целеустремленности) регулярное, самостоятельное выполнение ими физических упражнений представляют значительные трудности. Ребенок может 3-4 раза встать пораньше и сделать зарядку, но потом это ему надоест и он найдет для себя много оправданий, которые освободят его от угрызений совести в том, что он не осуществил задуманное (например, «поздно лег спать, поэтому проспал, и на зарядку не осталось времени» и т.д.).
При этом возникают защитные мотивировки: «и без зарядки можно стать сильным, вон Коля зарядку не делает, а у него второй разряд по гимнастике».
В связи с этим учителю необходимо осуществлять ряд мероприятий, которые поддерживали бы сформированные намерения учащихся самостоятельно заниматься физической культурой.
Учитывая, что младшие школьники часто выполняют задания не столько для себя, сколько для других и что у них быстро теряется интерес к выполнению любого задания, если они не видят на себе заинтересованного взгляда родителей или старших братьев или сестер, лучшим вариантом на первых порах было бы совместное выполнение физических упражнений младшими школьниками и старшими в семье, или необходимо просто присутствие старших.
Интерес учащихся к самостоятельному систематическому выполнению физических упражнений будет стимулироваться и в том случае, если учитель обеспечит постоянный контроль за тем, выполняют школьники дома физические упражнения или нет. Этот контроль иногда оказывается даже действеннее, чем контроль родителей, так как авторитет учителя для младших школьников часто весомее слов и увещеваний родителей.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности — возможность проявить к учению умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся[8,30]. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которых они не могут разрешить при позиции, имеющегося у них запаса знаний или применение старых в новой ситуации. Интересна только работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности — важнейшее условие возникновения интереса к ней.
Наивысшей формой самостоятельности учащихся является выполнение ими общественных поручений. Устойчивость мотивов общественной работы во многом зависит от удовлетворения учащихся этой работой. Чем младше школьник, тем в большой степени он находит удовлетворение в полезности своих дел для всех, в их общественной пользе. Для того чтобы пробудить и поддерживать интерес школьников к общественным поручениям, необходимо соблюдать ряд условий.
Даваемое школьнику поручение должно иметь общественную значимость и целесообразность. Учитель должен показать, что выполняемое учащимися задание важно для всего класса, спортивной команды. Так, дежурство на уроке физической культуры обеспечивает своевременную готовность класса к уроку.
Даваемые поручения должны быть конкретными. Часто, назначение школьника физоргом в классе носит формальный характер. Учитель должен разъяснять, в чем конкретно состоят функции физорга.
Качество и сроки выполнения заданий должны контролироваться учителем. Если ученик видит, что учитель не очень интересуется, как выполнено его поручение, то возникает равнодушие и у самого ученика. В следующий раз он будет считать необходимым выполнение данного ему поручения.
У учащегося должна формироваться вера в возможность выполнения поручения. При необходимости учитель физической культуры должен помочь школьнику в организации его общественной работы (как советом, так и практическими делами).
Школьникам должна предоставляться определенная самостоятельность в выполнении общественной работы. Например, ребята сами могут разработать программу спортивного вечера, подготовить стенную газету на спортивную тему и т.д.
При распределении общественных поручений важно учитывать психологические особенности школьников разного возраста: их интересы, способности, социальный статус в группе и в спортивном коллективе[10,237]. Например, школьнику с низким социальным статусом в классе вначале не следует давать задания, требующие руководства товарищами (руководство играми).
Срочные задания не следует поручать школьникам с высокой тревожностью, инертностью: они привыкли заранее планировать свою деятельность и в неожиданно возникшей ситуации чувствуют себя неуверенно, нервозно. Им нужно время, чтобы свыкнуться со своей ролью, с полученным заданием.
Учитывая склонность учащихся к перемене деятельности, целесообразнее давать им разовые и временные поручения, а не постоянные. Особенно это касается школьников с сильной нервной системой, которые часто бывают пассивными в общественных делах только потому, что даваемые им поручения однообразны и не заставляют их преодолевать трудности. Групповые и коллективные поручения должны превалировать над индивидуальными.
Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика; между мотивами и целями существует весьма сложные отношения. Наилучший путь движения — от мотивов к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели.
Таким образом, возникает вопросы: Что лежит в основании зачем ребенок идет в школу? Что лежит в основании мотивации учении?
Основанием того, зачем ребенок идет в школу, не является познавательный интерес, у него еще не сформирована учебная потребность, его интерес в новой социальной роли — быть школьником. Ребенка манит в школу не учение, а стать человеком уважаемым (ему интересно стать учеником).
Мотив лежит социальной роли ученика — стать человеком.
До школы в играх осуществлялось самореализация ребенка. Он вживался в статус субъекта, а школе он начинает терять данный статус, т.е. потребность самореализации себя как субъекта деятельности начинает падать из-за организации учебного процесса. В традиционном обучении возникает необходимость в особой форме учения, в основе которого «лежит» непознавательная потребность, а самоизменение субъекта. В традиционном обучении, как известно, ЗУН — самоцель, в силу которого характер учения приспособительный — внешние мотивы потребности. В концепции В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина речь идет от умений к знанию, как основанию умения, а от него к навыку, что соответствует детской логике и позволяет сформировать иные знания и навыки.
В обновленном традиционном обучении речь идет об изменении характера учения, что предполагает изменение позиции ученика. А суть изменения заключается в том, что у учащегося будет не только мотив — потребность быть субъектом, но и появится потребность — мотив изменить себя, быть другим завтра, чем сегодня[15].
У него выращиваются внутренний мотив, и формирование мотивации учении должно строиться через три следующие способности:
хочу, т.е. это моя потребность — мотив;
хочу, т.е. это я умею делать;
надо, т.е. это мне нужно знать.
Формирование этих способностей — по сути есть содержание мотивации, следовательно, шаги ее формирования. Зная мотивы занятий физической культурой, необходимо знать и применять в практической деятельности методы и приемы формирования мотивации к занятиям физкультурой.
1.4 Методы и приемы формирования мотивации к занятиям физкультурой
Методом обучения принято называть способ взаимодействия педагога и воспитанников для достижения цели. Приемом называется часть метода. Методы обучения представляют собой систему приемов в разном сочетании в зависимости от специфики содержания учебного предмета, конкретных дидактических задач, реальных средств и условий обучения
Различают три группы, Наглядные, Словесные, Практические
Наиболее часто используемым на уроках физической культуры в начальной школе методом является игра. Любой метод, исходя из определения, — это система приемов, которые дополняют и конкретизируют метод.
При обучении детей движениям используются различные приемы наглядности. Рассмотрим приемы, относящиеся к наглядному методу.
К наглядно — зрительным приемам относят показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинопрограммы, кинофильмы, использование ИКТ, имитации (подражания), зрительных ориентиров.
К тактильно-мышечным приемам относят непосредственная помощь учителя,
Приемы, относящиеся к словесному методу. Объяснения, пояснения, указания, беседа, вопросы к детям, подача команд, распоряжения, сигналы, образный сюжетный рассказ, словесная инструкция.
Приемы, относящиеся к практическому методу. Повторение упражнений без изменения и с изменениями, проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме. (Комплексы различных практических приемов, взаимосвязанных с наглядностью и словом.)
В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим
Обоснование и внедрение в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у детей – ближайшая задача физического воспитания. В младшем школьном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные и звуковые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.
Методами формирования положительной мотивации к занятиям физической культуры являются: метод проблемного обучения, соревнования, поощрения, убеждения, требования.
Приемами формирования положительной мотивации к занятиям физической культуры являются: проведение упражнений в игровой и соревновательной форме, наглядно – зрительные приемы, тактильно-мышечные приемы, показ физических упражнений; использование наглядных пособий, объяснения, пояснения, беседы и указаний в доброжелательной и дружеской форме; задания типа разработать программу спортивного вечера, подготовить стенную газету на спортивную тему, индивидуальные консультации, помощь учителя и родителей, взаимопомощь. Особое внимание в работе уделят педагоги проблеме создания и повышения мотивации к изучению физкультуры в школе. Практически, при изучении любой школьной дисциплины можно применять слова, типа: “В современном обществе нельзя прожить без знаний физкультуры (физики, информатики, химии, биологии, истории, …- подставить сюда можно любой предмет из школьного расписания)”. А в действительности дети видят, что многие малообразованные и не занимающиеся физкультурой люди живут куда лучше учителей и преподавателей ВУЗов. Так что такой прием создания мотивации малоэффективен.
Но у детей есть внутренняя мотивация к изучению физкультуры. Хоть и изредка, но от учеников иногда можно услышать фразу “Зачем мне физкультура? — я не собираюсь быть спортсменом и тренером”. Обычно это происходит при необходимости изучать теоретический материал.
Мотивом для изучения физкультуры, конечно, в первую очередь выступает интерес к спорту.
Однако, с каждым днем для большинства детей спорт теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу из-за конкуренции с интернетом, массой других искушений..
Но несмотря на декларации некоторых учеников “Я не буду это учить, потому что это никогда не понадобится”, звучат гораздо чаще, чем “Я не буду учить, потому что это неинтересно”. Таким образом, необходимо взять на вооружение тот факт, что в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой. Хотелось бы остановиться на тех методах создания мотивации, которые позволяют наиболее эффективно начинать или продолжать изучение материала на любом из дидактических уровней.
Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей
Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной. Хочется отметить, что обращение к жизненному опыту детей всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией).
Кроме того, обращение к опыту детей — это не только прием для создания мотивации. Более важно то, учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. Ведь не секрет, что для многих школьных дисциплин, в том числе и физкультуры, ученики не имеют ни малейшего представления, как они могут применять получаемые знания в жизни.
Прием второй: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов
Бесспорно, что для многих этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. В качестве парадоксальной ситуации также используются софизмы- это преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника.
Третий прием: ролевой подход и как следствие — деловая игра.
В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, тренера команды футболистов. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.
Использование такой формы урока как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.
Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.
Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику, По-другому, такой вид работы мы называем “Ломаем голову
Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей.
Пятый прием: игры и конкурсы
Всем нам известно, как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы предлагаем игровые и конкурсные ситуации следующего характера:
Пример1 : Игра “ Веришь, не веришь”
Верите ли вы, что…
Пример2 . Конкурс “Ищи ответы в приведенном тексте ”
Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с физкультурой и компьютерами. Пример2. Конкурс “Ищи ответы в приведенном тексте”
Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с видами спорта, спортивными играми
Шестой прием: кроссворды, квадворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.
Привычные для детей (и многих учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах.
Проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых.
Также очень эффективен в младшем и среднем звене такой вид работы как написание сказки
Вывод: учителю физкультуры, работающему с младшими школьниками, необходимо знать особенности мотивации данного возраста, методы и приемы формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой
2 ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Комплексная диагностика изучения мотивационной сферы младших школьников включает в себя анкетирование и методики «Рамочка для фотографии», «Градусник», «Настроение», «Физкультура будущего », «Ранжирование » , «Сочинение», «Проективная методика».
2.1Результаты анкетирования
Были проведены анкеты, результаты которых представлены в таблицах 1,2,3.
Таблица 1
Цель занятий физической культурой
Наименование мотивов |
% |
1.Достичь физического совершенства |
20,9 |
2.Развить свои физические качества |
13,2 |
3.Стать здоровым |
14,6 |
4.Найти друзей товарищей |
15,7 |
5.Отдохнуть, развлечься |
3,6 |
6.Развить в себе чувство прекрасного |
2,3 |
7.Воспитать морально-волевые качества |
13,8 |
8.Сформировать потребность в регулярных занятиях |
15,9 |
Вывод: Анкетирование выявило низкий уровень мотивации по целям занятий физической культурой и необходимостью проведения практической работы по корректировки полученных результатов.
На данном этапе нами проведено анкетирование для выявления основных мотивов занятий физической культурой среди учащихся и представляет интерес вопрос о предпочтительности различных видов учебной деятельности для учащихся 4 класса. В обследовании приняли участие 25 учеников 4 класса МБОУ СОШ №5 Карасукского района Новосибирской области. В результате проведенного анкетирования определены основные мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой (таблица 2).
Таблица 2
Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой (%)
Мотивы |
% |
|
12,2 |
|
8,1 7,3 6,4 6,7 9,8 13,8 10,5 8,9 5,9 4,1 6,3 |
Из таблицы 2 видно, что среди мотивов первую позицию занимает мотив желания получить хорошую оценку. На втором месте в иерархии мотивов — желание не отставать от друзей. Мотивы занятий физической культурой в 4 классе в основном связаны с процессом деятельности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы).
На данном этапе исследования проведено исследование мотивов, мешающих занятиям физической культурой (Таблица 3).
Таблица 3
Мотивы, мешающие занятиям физической культурой
Наименование мотивов |
% |
|
21,0 |
|
13,3 |
|
14,7 |
|
7,1 |
|
5,8 |
|
17,8 |
|
11,3 |
|
9,0 |
Вывод: наибольшее количество детей выделяют следующие мотивы: «Отсутствие интереса к занятиям физической культурой 21%», «Лень» — 17,8%, «Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений» — 13,3%, По результатам мотивов, мешающих занятиям физической культурой 14,7% учеников высказались, что у них мало свободного времени. В связи с чем исследовали занятость учащихся во внеурочное время и выявили, что детскую музыкальную школу посещают 15,7%, ДЮСШ 9 %, ДДТ- 14,3%, школьные кружки — 11,0% учащихся. 50 % — нигде не занимаются.
2.2 Диагностические методики по определению уровня мотивации
« Рамочка для фотографии».
Ученикам предлагается нарисовать рамочку для фотографии, в которую можно будет поместить фотографию автора рамочки. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки. Данная диагностика позволяет определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника и которые он хотел бы перенести на обрамление своей фотографии.
«Градусник».
Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это- градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно. Такая температура бывает 38˚, 39˚,40˚,41˚(цифры записывает на листочке).
Нормальная температура человека-36,6˚. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура бывает 35˚. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Пример:
русский язык –39˚
физическая культура –36,6˚ и т.д.
Это позволяет определить степень тревожности, которая связана с учебной деятельностью.
«Настроение»
Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы. Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета, и подчеркнуть ее на листочке бумаги.
Например,
Физкультура- 🙂
Математика — 🙁 и т.д.
Методика позволяет увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Это дает возможность классному руководителю использовать ее в работе с учителями, преподающими в классе, а также скорректировать свое взаимодействие с отдельными учениками.
«Физкультура будущего
Учащимся предлагается определить, что должно быть в физкультуре будущего из физкультуры сегодняшнего дня и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком (+), что должно быть, под знаком (-) то, чего быть не должно. Если учащиеся относят к знаку (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствуют формированию положительной учебной мотивации.
«Ранжирование
Учащимся предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в классе, и обосновать значимость предметов одним – двумя словами. Например, физкультура – интересно и т.д. это исследование позволяет выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.
«Сочинение»
Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору).
Такие темы можно предлагать в конце, либо в начале четверти. Темы могут быть такими:
— Что я знаю о физкультуре?
— Мой самый любимый предмет.
— Мое любимое занятие.
— Мой самый грустный день на физкультуре.
— Мой самый счастливый день на физкультуре.
— Что я думаю о уроке физической культуры в школе.
— Мои трудности на уроках физической культуры.
Сочинения можно анализировать по различным критериям. Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, «Мой самый грустный день на физкультуре», значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения. Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: интересы учащегося, его эмоции и чувства, его переживания, поиск решения и определение выхода из ситуации, констатация фактов и проблем и т.д. Самое главное — чтобы сочинения ребят не оставались без внимания взрослого. По результатам работы над сочинением можно организовать внеклассную работу с учащимися: индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т.д.
«Проективная методика»
Проективная методика изучения школьной мотивации.
— хороший учитель физической культуры– это …
— плохой учитель физической культуры– это …
— хороший ученик на уроке физической культуры – это …
— плохой ученик на уроке физической культуры – это …
— хороший урок физической культуры – это …
— плохой урок физической культуры – это …
Проективная методика позволяет выявить отношение ученика к понятиям «плохой» и «хороший» и определить, как соотносит ученик определение с собственными достижениями[17] .
Вывод: Диагностика позволяет учителю физической культуры выявить уровень мотивации к занятиям физической культурой и планировать практическую деятельность по корректировке мотивов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив и проанализировав литературу по теме исследования, были раскрыты понятия «Мотивация, мотив, виды мотивации, методы и приемы мотивации».
В результате анализа научно-методической литературы выявили, что уровень положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом у школьников в настоящее время снижается. Популяризация телевидения и интернета, повышение объема учебной нагрузки снижают двигательную активность школьников. Поэтому важно с началом обучения формировать у обучающегося необходимые для занятия физической культурой мотивы и положительную мотивацию ученика. В работе раскрыты 4 этапа формирования положительного отношения к занятиям физической культурой, и мотивы, вызывающие потребность в систематических занятиях физической культурой у младших школьников.
Методами формирования положительной мотивации к занятиям физической культуры являются: метод проблемного обучения, соревнования, поощрения, примера, убеждения, требования, индивидуальные консультации, помощь учителя и родителей, взаимопомощь.
Приемами формирования положительной мотивации к занятиям физической культуры являются: проведение упражнений в игровой и соревновательной форме, наглядно – зрительные приемы, тактильно-мышечные приемы, показ физических упражнений; использование наглядных пособий, объяснения, пояснения, беседы и указаний в доброжелательной и дружеской форме; задания типа разработать программу спортивного вечера, подготовить стенную газету на спортивную тему.
В работе проведено диагностическое исследование, подтверждающее теоретические положения.
Практическая значимость курсовой работы заключается в использовании материала студентами педагогических учебных заведений при изучении теоретического материала, написании курсовых и выпускных работ. Учителя физической культуры могут использовать данный материал при прохождении аттестации, курсов повышения квалификации, в своем практическом опыте.
Важность исследования методов мотивации подчеркивают слова доктора педагогических наук П.К Дуркина: «Можно после окончания школы не заниматься физикой, математикой, любым другим предметом, но нельзя бросать занятия физической культурой. Интерес к физической культуре является не только общественно необходимым, но и жизненно важным для каждого человека» [4, 128]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/formirovanie-motivatsii-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom/
1. Баландин В.А. Развитие познавательных процессов детей с 6-10 лет средствами физического воспитания //Физическая культура, 2014.- №1- с.34
2. Габышев А.П. Формирование мотивов физической активности у школьников на уроках физической культуры. Сборник тезисов, докладов на республиканской научно-практической конференции, 2013.-№1- с.67
3.Гогунов Е.Н., Б.И. Мартьянов. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Academia, 2015. – 224 с.
4. Дуркин, П. К. Формирование у школьников интереса к физической культуре: учеб. пособие. / Дуркин, П. К. – Архангельск. Гос. техн. ун-т, 2011. – 128 с.
5 .Зимняя И.А. Педагогическая психология: Уч.пособие. / Зимняя И.А. – М., 2015.- 223с.
6 . Ильин Е.П. Мотив и мотивация / Ильин Е.П. — С-П.: Питер, 2015.- 124с.
7. Е. Ильин. Мотивация и мотивы / Е. Ильин. — СПб.: Питер, 2014. —
8. Иосилевич Н.В. Педагогическая риторика / Н.В. Иосилевич. – Владимир: ВлГУ, 2013. – 112 с
9. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп.
10. Ковалев А.Г. Психологические особенности человека. Т.1. .
11. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности.
12. Леонтьев В.Г. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся. / Леонтьев В.Г.- М.: Academia, 2014. – 224 с.
13. Леонтьев В.Г. Исследование мотивационной сферы личности / Леонтьев В.Г.- М.: Academia, 2016. – 224 с.
14. Маслоу А. Психология бытия М. . / А.Маслоу- М.: Academia, 2015. – 132 с.
15. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся.
16. Матюхина М.В. Мотивация учения у младших школьников.
17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.
18. Новикова Е.Ю. Психология мотивов и действий в обновляющемся мире. /Новикова Е.Ю. — М., 2011.-237с.
19. Рудик П.А. Мотивы поведения деятельности. / Рудик П.А. – М., 2014.- М: Академия, 2015.- 136с.
20. Татарникова Л.Г. Российская школа, здоровье и индивидуального развития
21. Холодов, Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов. / Холодов, Ж. К., Кузнецов В.- М.: Педагогика, 2013.- 145с.
22. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1. / Хекхаузен Х. — М.: Педагогика, 2013.- 249с.
23. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Шамова, Т.И. // Педагогика, 2002. — №8 — С. 74
24.Шорохов, Е.В. Психология / Е.В. Шорохов — М.: Просвещение, 2008.- 245 с.