Цели и функции управления в таможенной сфере

Курсовая работа

В теории управления тема функций управления является одной из центральных, поскольку касается сущности и содержания управленческой деятельности. Анализ функций, их четкая, обоснованная классификация имеют важное значение для разработки научных основ аппарата управления, определения и степени централизации и децентрализации, установления круга прав и обязанностей звеньев (отделов, секторов, групп), каждого управленческого работника и др.

В зависимости от задач исследования управление может быть подразделено на функции по признакам:

  • содержание процесса управления;
  • принадлежность к сферам (видам) деятельности;
  • принадлежность к различным видам управленческого труда (технологический, организационный и т.д.);
  • содержание выполняемых работ и операций внутри функции управления (общее руководство, специализированное, техническое обслуживание).

Вышесказанное подтверждает актуальность данной работы. Цель работы — охарактеризовать цели и функции таможенного управления. Исходя из цели, выведите задачи работы, чтобы охарактеризовать общие и специальные функции управления в таможенной сфере и подробно проанализировать их.

1. Общие и конкретные функции управления таможенной деятельностью

Слово «функция» в переводе с латинского языка означает «исполнение», «исполнение».

Деятельность менеджеров можно рассматривать как непрерывный процесс выполнения управленческих функций.

Функции управления – специализированные виды управленческой деятельности; обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющее воздействие.

Любая функция управления включает в себя сбор информации, преобразование, разработку решений, моделирование и обмен информацией с исполнителями.

Функции управления характеризуются свойствами:

  • осуществляются в каждой хозяйственной системе и на каждом уровне управления;

  • присущи управлению любой организацией;

  • разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательностиих выполнения во времени;

  • относительно самостоятельны, и в то же время тесно взаимодействуют.

очень сложно дать исчерпывающий перечень управленческих функций. В научной литературе, как зарубежной, так и отечественной, существуют разные точки зрения на классификацию управленческих функций, хотя, по сути, они различаются лишь некоторыми параметрами. Например, Е.П. Голубков выделяет такие функции, как:

3 стр., 1378 слов

Методы оценки эффективности управления рисками инновационной деятельности

... и оценки негативных воздействий. Стохастические методы позволяют также моделировать результаты инновационной деятельности с учетом разработанных мероприятий по снижению рисков и тем самым оценивать их эффективность - Концептуально теория управления рисками инновационной деятельности базируется ...

  • определение целей и задач деятельности организации;

  • планирование;

  • организация;

  • мотивация;

  • координация и регулирование;

  • учет, анализ и контроль. 1

В свою очередь М. Мескон относит к функциям управления деятельности:

  • планирование;

  • планирование реализации

  • организация взаимодействия и полномочий;

  • организаций;

  • мотивация. 2

Некоторые авторы также рассматривают функцию принятия решений как функцию управления. 3

Но, несмотря на разнообразие, управленческие функции делятся на общие и частные. Этой классификации мы и будем придерживаться в данной работе.

Общими функциями являются, прогнозирование и планирование; организация; координация и регулирование; мотивация; контроль, учет и анализ. Они представляют собой части цикла управления и определяют специализацию работы. Из самого их названия следует, что они присущи не только сфере таможенного администрирования.

Ко второму классу относятся задачи особого характера, присущие только управлению таможней, которые возникают из необходимости поддерживать непрерывность рабочего процесса в контексте таможенной деятельности.

Конкретные функции управления, поскольку более отдельные и автономные области профессиональной деятельности таможни по отношению к новым экономическим условиям занимают ключевые позиции. именно на основе анализа конкретных функций они обучают таможенные органы, проводят подбор и расстановку кадров, разрабатывают информационные системы и организуют делопроизводство.

Конкретные функции управления позволят вам четко определить, что, кому и когда это делать. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления таможенными Отсюда можно сделать основной вывод, что выполнение конкретных функций зависит от компетентности, гибкости, оперативности, предприимчивости таможенных руководителей и, отсюда следует, успешное выполнение заданий, качество работы. Функции управления способствуют созданию и бесперебойному функционированию всех подразделений существующего управления вертикальными и горизонтальными коммуникациями. Исходя из такой посылки А.Я. Кибанов подразделяет все функции управления на внешние, внутренние, главные, основные, вспомогательные, полезные, вредные, неестественные, дублирующие 1 .

2. Планирование и прогнозирование в управлении таможенной деятельностью

Планирование и прогнозирование находятся на переднем крае функций управления. Прогнозы предполагают ход развития конкретной таможенной организации на следующий период. Планирование — это задача с точки зрения демонстрации того, что должно быть достигнуто с помощью рычагов, в соответствии со временем и пространством.

Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и будущее состояние системы, как объекта, так и субъекта управления, вместе взятых. Являясь активным управленческим процессом воздействия на систему, они повышают скорость ее продуктивного развития, способствуют открытию дополнительных резервов, материальных источников, требуют использования передовых методов и форм воздействия на весь ее организм. Чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за неверной или неточной информации, руководство принимает информированные и систематизированные перспективные решения по планированию. Краткосрочное планирование помогает создать в организации единство целей.

11 стр., 5080 слов

Правоохранительная деятельность таможенных органов

... и сущность правоохранительной деятельности таможенных органов РФ. Определяются основные понятия, обуславливается актуальность темы. Во второй главе исследуются правоохранительные управления таможенных органов и практика реализации правоохранительных функций. В третьей главе рассматриваются проблемные вопросы и направления развития правоохранительной деятельности таможенных органов. В ...

В широком смысле планирование — это деятельность по разработке и принятию управленческих решений. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает

Есть три способа планирования: с достигнутого уровня, оптимальный и адаптивный.

Наиболее простой – от достигнутого уровня. Он не стремится к тому, чтобы команда находила резервы для повышения эффективности производства. Консерватизм проявляется в том, что не требует особых усилий и знаний для реализации принятых решений. В этом методе планирования не уделяется должного внимания научно-техническому прогрессу.

Более прогрессивный способ – оптимальное планирование. на системе научно-обоснованных нормативов, экономико-математических методах, совместном рассмотрении планов взаимосвязаных объектов. Цель его – достижение наиболее высоких конечных результатов. Такое планирование часто связано с радикальными качественными изменениями в системе, с концентрацией ресурсов, сил и средств. Его недостаток в том, что не всегда учитываются возможности адаптации задач, возникающих в процессе производства на месте.

Широко внедряется адаптивное планирование – это планирование, которое позволяет гибко реагировать на изменения во внешней среде, т. е. учитывать их в плане и эффективно к ним приспосабливаться. Акцент здесь смещен на факторы и стимулы, обеспечивающие выполнение принятых решений. При этом используются местные инициативы, ищутся резервы, ищутся пути дальнейшего повышения эффективности деятельности. Большое внимание уделяется самому процессу составления плана, его связи с субподрядчиками.

В таможенной системе Российской Федерации используется адаптивное планирование управления таможенными процессами, направленное на перевод таможенных процедур на новый качественный уровень, отвечающий современным условиям экономического роста. В конце прошлого года Правительство России одобрило Концепцию развития таможенной службы на период до 2010 года и далее. Это событие стало переломным в жизни российских таможенных органов.

Основная цель Концепции — создание в России конкурентоспособной таможенной службы, эффективной для государства и «прозрачной» для участников внешнеэкономической деятельности.

Результатом реализации мер, предусмотренных Концепцией, должно стать таможенное управление, которое предполагает свою высокую эффективность при внешней простоте товаров и, другими словами, «контроль в виде услуги».

На современном этапе экономического развития планирование должно быть завершено. Сначала дается анализ состояния экономики, различных аспектов ее деятельности, а затем учитываются такие факторы, как социальная потребность, доступная работа, материальные и финансовые ресурсы. Также во внимание принимается нормативная база, баланс планов по натуральному и стоимостному балансам, баланс производственных мощностей и работ.

7 стр., 3414 слов

Организация и управление внешнеэкономической деятельностью предприятия

... управления внешнеэкономической деятельностью в современной экономике; анализ организационно-экономической характеристики внешнеэкономической деятельности предприятия, а также вопросы техники обеспечения ВЭД на предприятии; разработка рекомендаций по совершенствованию организации и управления внешнеэкономической деятельностью ... 336, 3 млрд. долларов. Федеральная таможенная служба (ФТС России) - ...

Виды планирования зависят от направленности и характера организации: или перспективное; среднесрочной тактическое или текущее. Вышеупомянутая концепция относится к планированию таможенной деятельности. Цель стратегического планирования — это набор проблем, с которыми организация может столкнуться в будущем.

Среднесрочные планы, как правило, охватывают пятилетний срок. Они отражают количественные показатели, в том числе в отношении распределения ресурсов, информацию об источниках финансирования. Текущее планирование охватывает детальные разработки (обычно на один год) оперативных планов для таможенной организации в целом и ее отдельных подразделений.

Методология планирования основана на широком использовании подхода целевой программы. Это требует точной формулировки целей организации и их связи с ресурсами. Цели ставятся на долгосрочную перспективу и отражают основные направления программы развития организации, в соответствии с которыми формулируются конкретные задачи для каждого подразделения.

Благодаря текущему планированию формируются задачи финансово-хозяйственной деятельности на определенный период и конкретные формы их деятельности. В планах предусмотрены материальные и финансовые ресурсы, необходимые для выполнения задач, и методы их эффективного использования. Методология планирования предусматривает связь целей с ресурсами, определение последовательности, средств и способов достижения целей.

В таможенных органах планирование ведется «сверху вниз». Планирование осуществляется на самом высоком уровне правительства и носит характер директивы для самых низких уровней правительства. Высший уровень управления определяет цели, основные направления и основные экономические задачи развития организации. На каждом более низком уровне управления они реализуются с учетом возможностей каждого подразделения.

3. Организация и координация управления таможенной деятельностью

Организация как функция управления на предприятии в основном включает в себя исполнительную и операционную деятельность. Его задача — сформировать управляющую и управляемую подсистемы, установить конкретные параметры, режимы работы подразделений, организаций, взаимосвязи между ними.

Организация выступает как вид бизнеса, направленный на разработку и утверждение схем и структур управления, должностных инструкций и других нормативных документов. Он основан на глубоком экономическом анализе текущего состояния дел, научных расчетах, всестороннем изучении сотрудника и процесса управления.

Через организацию люди и подразделения связаны в единое целое. Однако эта связь не случайна, а подчиняется законам управления, благодаря действию организационной функции устанавливается взаимодействие между объектом и субъектом управления.

Функция организации — установить временные и постоянные отношения между всеми отделами. Она определяет порядок и условия функционирования предприятия. Есть два способа реализовать эту функцию: через административное и организационное управление и через операционное управление.

14 стр., 6641 слов

Эффективность государственного управления: критерии и методология

... системы обучения и повышения квалификации работников органов государственного управления. В последнее время эффективность государственного управления часто рассматривается с точки зрения двух измеримых компонентов: технической эффективности и экономической эффективности. Техническая эффективность государственного управления определяется степенью достижения ...

Посредством административного и организационного управления устанавливаются отношения, функции распределяются между функциями, полномочия делегируются, а обязанности устанавливаются между сотрудниками системы управления.

Оперативное управление заключается в постоянном сравнении достигнутых результатов с показателями текущих планов.

Организационные подразделения состоят из их взаимосвязей, которые определяются целями предприятия, его подразделений и их функциями.

Таможенная служба России сегодня — одна из крупнейших таможенных служб мира. он многофункциональный, технически оснащенный, динамично развивающийся, в нем работает более 60 000 квалифицированных специалистов.

Преодолев разрушительные последствия распада СССР, унаследовав 14 тысяч километров неудобных границ, чувствуя себя профессионалом, он прошел долгий путь становления и развития.

Таможенниками ежегодно оформляется около 3 млн. грузовых таможенных деклараций и каждый день перечисляют в доход государства примерно одиннадцать миллиардов рублей. Кроме того, с каждым годом увеличивается сумма перечисляемых таможенных платежей: если в 1991 году в бюджет поступило более 4 миллиардов. рублей (около 76 млн. долларов США), то в 2005 году – более 2 трлн. рублей (свыше 75,5 млрд. долларов США), то есть почти в 1000 раз больше. Свыше 2 трлн. рублей перечислено уже за 9 месяцев 2006 года, что на 45% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Соответственно возрастала и доля таможенных платежей в федерального бюджета: в 2005 году она составила 41,8%. Для сравнения: в 1991 году эта цифра не превышала 10%.

В ФТС России входят 7 региональных таможенных управлений, 144 таможни, из них 4 специализированных, 688 таможенных постов, 317 пунктов пропуска через государственную границу. Здесь есть высшее учебное заведение — Российская таможенная академия, признанная Всемирной таможенной организацией одним из ее региональных учебных центров.

Федеральная таможенная служба имеет 7 представительств за рубежом — в Беларуси, Украине, Казахстане, Кыргызстане, Финляндии, Германии и Бельгии. Решается вопрос об открытии представительств в Китае и Польше.

Согласно стандартам, признанным Всемирной таможенной организацией, показателем степени развития таможенного администрирования любого государства является развитая инфраструктура, использование современных информационных технологий, нормативно-правовая база и квалифицированный персонал. Этим критериям полностью отвечает современная российская таможенная служба.

Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по предложению экономического и коммерческого развития Российской Федерации.

Руководитель Федеральной таможенной службы несет персональную ответственность за реализацию возложенных на нее полномочий.

Глава Федеральной таможенной службы назначает и освобождает заместителей от должности по экономическому развитию и торговле Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

35 стр., 17265 слов

Реферат система управления рисками в таможенном контроле

... ее роль в работе таможенных подразделений: показаны основополагающие системы управления рисками таможенных органов , даны определения понятиям «риска» и «управление рисками» , исследована нормативно правовая база , регламентирующая применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля , определены роль и место системы управления рисками в деятельности ...

Количество заместителей руководителя Федеральной таможенной службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Федеральной таможенной службе подчинены таможни центрального подчинения:

  • Центральное таможенное управление;
  • Южное таможенное управление;
  • Сибирское таможенное управление;
  • Приволжское таможенное управление;
  • Дальневосточное таможенное управление;
  • Уральское таможенное управление.

В состав каждого управления входят таможни и таможенные посты.

Сущность координации заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержании и совершенствовании установленного режима работы таможенных помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления, и необходимого состояния упорядоченности системы деятельности в случае отклонения от заданных параметров. Цель координации и регулирования – установление взаимодействия в работе таможенных подразделений, руководителей и специалистов помех и отклонений от заданного режима работы. Координация осуществляется с помощью совещаний, личных контактов между руководителями, согласования рабочих планов и графиков, внесения в них корректив, увязки работы между исполнителями.

4. Мотивация в управлении таможенной деятельностью

Огромное значение для достижения целей организации имеет использование функции мотивации. Под мотивацией понимается процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.

Различают внутреннее и внешнее вознаграждение. Внутреннее вознаграждение человек получает от самой работы. Это удовольствие от общения с сослуживцами, чувство достижения результата, удовлетворения от полезности произведенного продукта. Внутреннее вознаграждение обеспечивается путем создания хороших условий труда и точной постановкой задачи.

Внешнее вознаграждение дает организация (предприятие, фирма).

Оно может выступать в виде, как материального вознаграждения, так и морального. Материальное – зарплата, дополнительные выплаты, премии, оплата определенных расходов. Моральное присвоение звания «лучший работник», похвала, отметка в приказе и др.

Для осуществления мотивации, прежде всего, необходимо определить потребности людей. А. Маслоу множество человеческих потребностей разделил на пять групп по приоритетности их удовлетворения:

1) физиологические – вода, еда, жилище;

2) безопасность и уверенность в будущем, защита от физических и физиологических опасностей и уверенность, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем;

3) социальные – социальное признание, взаимодействие, привязанность и поддержка;

4) уважение – самоуважение личные достижения, признание, уважение со стороны окружения;

5) самовыражение – реализация своих потенциальных возможностей.

Первые две группы – первичные потребности, остальные – вторичные, удовлетворить которые человек удовлетворения первичных. В общей массе людей, в основном, выдерживается приведенная последовательность потребностей, хотя а конкретных обстоятельствах какая-то из потребностей может доминировать.

31 стр., 15460 слов

Управление персоналом организации

... системы управления персоналом; исследование целей и функций управления персоналом; анализ системы управления персоналом в ООО «Сеть Связной»; разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом в ООО «Сеть Связной». Предмет исследования - система управления персоналом организации. Объект исследования - совершенствование системы управления персоналом организации. Объектом ...

Из теории Маслоу следует, что мотивация людей зависит от множества их потребностей. С ростом материального благосостояния и стабильности в обществе на первый план выступают вторичные потребности. Однако потребности людей меняются. Поэтому руководителю необходимо следить за способами мотивации в каждом конкретном случае.

Все же в условиях управления людьми следует исходить из того, что четкого разграничения потребностей не существует. Кроме того, руководитель должен учитывать индивидуальные качества людей. Особенно следует учитывать прошлый опыт, который оказывает доминирующее влияние на потребности в настоящем.

Другой исследователь Д. МакКлелланд считал, что мотивация должна основываться на трех потребностях: власти, успехе, причастности. Эта теория в какой-то мере схожа с теорией Маслоу. Так, потребность власти и успеха у Маслоу – это самовыражение и уважение. Потребность в причастности – это социальные потребности.

Еще одна модель мотивации была разработана Ф. Герцбергом. Он выделил два фактора процесса побуждения себя и других к деятельности: гигиенические факторы и мотивации. Гигиенические факторы – это факторы окружающей среды. Герцберг утверждал, что при отсутствии или при недостаточном наличии этих факторов возникает ощущение неудовлетворенности работой. Но если их достаточно, то они ни на что человека не воодушевляют. Человек к ним безразличен.

К мотивациям Герцберг относит успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокую степень ответственности, возможности творческого и делового роста. Их отсутствие не вызывает неудовлетворенности работой, но наличие побуждает к эффективной деятельности.

Анализируя все три теории, можно сделать вывод, что применение их в практике управления безусловно дает положительный результат в целом. Но все же следует внимательно относиться к отдельным группам, отдельным типам людей и использовать предложенные теоретические положения с учетом конкретных условий и конкретной ситуации.

Рассмотренные теории основаны на потребностях, удовлетворение которых влияет на поведение людей. Существует еще три процессуальных теории, в которых мотивация рассматривается как процесс последовательных состояний. Это теория ожидания, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.

Теория ожидания основана на том, как конкретная личность оценивает возможность свершения ожидаемого события. По отношению мотивации к труду теория ожидания рассматривает процесс: «затраты труда – результаты – вознаграждение и удовлетворенность им». Мотивация будет эффективна только в том случае, когда на каждом этапе ожидание будет положительным. Если человек недостаточно удовлетворен вознаграждением, то мотивация будет ослаблена.

Теория справедливости основана на соизмерении вознаграждения с затраченными усилиями и соотношением этого вознаграждения к вознаграждению других людей, выполняющих аналогичную работу. Опыт показывает, что если сотрудники считают, что им недоплачивают – они начинают работать хуже. Если же считают, что им переплачивают, отношение к труду (как правило) не меняется. Поскольку у каждого работника потребности разные, то по-разному будет оценено и конкретное вознаграждение. До тех пор пока люди не будут считать себя справедливо вознагражденными, они будут стремиться к уменьшению интенсивности труда.

3 стр., 1089 слов

Управление денежными средствами организации сферы услуг

... оперативно реагировать на отклонения от нормальной деятельности предприятия. Управление денежными потоками - это инструмент, с помощью которого можно получить желаемый результат деятельности бизнеса, получение прибыли. Этими обстоятельствами обусловлен выбор темы исследования. Одна ...

Элементы обеих процессуальных теорий объединяет теория мотивации, разработанная Портером и Лоулером. Модель содержит пять факторов: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты вознаграждение, степень удовлетворения. В соответствии с модель результаты зависят от приложенных усилий, способностей работника, индивидуальных особенностей и осознания своей роли. Степень уверенности в том, что данный уровень усилий приведет к конкретному уровню ценности вознаграждения способствует приложению этих усилий. Модель ставит вознаграждение в зависимость от достигнутых результатов.

Модель построена на понятии «результативный труд ведет к удовлетворению» вопреки мнению большинства менеджеров, которые считают, что «удовлетворение ведет к достижению высоких результатов».

Исследования последних лет подтвердили теорию Портера-Jloyлера. Ценностью их модели является также то, что она показала эффективность объединения понятий «усилия», «способности», «результаты», «вознаграждение» и «восприятие» в единой взаимосвязанной системе.

В общей системе мотивации особую роль играет заработная плата. Рыночная экономика ориентирована на конечные результаты деятельности. Справедливое общество должно к полной компенсации затраченного труда, которая реализуется через заработную плату. А сама заработная плата удовлетворяет многие потребности – физиологические, безопасности, защищенности и другие.

В настоящее время в таможенных РФ применяются стимулирования служащих:

  • а) повышение престижа труда в таможенной сфере;
  • б) достаточно высокая, регулярно выплачиваемая и индексированная заработная плата, повышаемая с ростом квалификации служащего;
  • б) создание нормальных условий труда;
  • в) государственное гарантированное повышение пенсионного обеспечения;
  • г) обеспечение служебной перспективы (повышение по службе и в звании).

Специальные звания имеют цель повышения ответственности сотрудника к выполнению своего долга и стимулируют Присвоение звания или повышение в должности напрямую связаны с аттестацией, которая бывает общая и персональная.

Специальные звания подразделяются на первичные и очередные и присваиваются в соответствии с занимаемыми должностями. Первое специальное звание и до капитана таможенной службы присваиваются начальниками таможенных органов. Старшему начальствующему составу – ФТС РФ.

Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов и звания по этим должностям делятся на группы:

1) младший состав – прапорщики;

2) средний начальствующий состав (лейтенант – капитан);

3) старший начальствующий состав (майор – полковник);

4) высший начальствующий состав (генералы и действительные государственные советники).

Звания присваиваются случаях:

1) истек установленный срок службы в предыдущем звании;

2) новое звание соответствует должности;

3) служащий положительно себя зарекомендовал.

Кроме того, очередное звание может быть присвоено до истечения срока выслуги в предыдущем звании как поощрение за добросовестное исполнение должностных обязанностей.

Служащие таможенных органов могут поощряться за успешное выполнение должностных обязанностей за общественно-полезные дела, проявление активности и инициативы, за отвагу и высокий профессионализм, за безупречную продолжительную работу. Поощрения могут быть формальными и неформальными. Формальные поощрения (с занесением в трудовую книжку) объявляются приказами. К ним относятся:

8 стр., 3777 слов

Совершенствование управления закупочной деятельностью организации ООО «Контрейд»

... закупочную деятельность, подчеркивается значимость этого процесса, развитие и совершенствование его в исследуемой организации. Практическая значимость заключается в том, что разработанные рекомендации позволят усовершенствовать систему управления закупками, повысят эффективность процессов снабжения организации. Структура ...

объявление благодарности,

вручение ценного подарка,

выдача премии,

вручение почетной грамоты,

занесение в Книгу или на Доску Почета,

присвоение звания «лучший работник»,

нагрудный знак – отличник или почетный,

досрочное присвоение специального звания.

По содержанию различают меры морального, материального и смешанного поощрения: так благодарность – это моральное поощрение, премия – материальное, досрочное звание – смешанное.

За служебные правонарушения таможенные служащие могут привлекаться к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности. Служебные правонарушения в таможенной сфере имеют особенности:

  • а) они связаны с выполнением обязанностей по службе;
  • б) они совершаются виновно (умышленно, неосторожно);
  • в) за их совершение к виновным применяются установленные законодательством санкции;
  • г) к ответственности привлекают компетентные государственные органы в порядке, четко установленном законом.

Непосредственно перед юридическими, физическими лицами таможенный служащий ответственности не несет, даже если он нарушит их права. К нему применяются меры юридической ответственности органами государственной власти.

Уголовная ответственность наступает на основании УК РФ за совершение преступлений таких как:

халатность,

злоупотребления, превышение власти или служебных полномочий,

должностной подлог,

поучение взятки.

К административной ответственности таможенные служащие могут привлекаться на основе КоАП РФ.

За нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестаций;
  • увольнение из таможенных органов.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности регулируется правовыми актами и имеет четыре стадии:

1) служебное расследование;

2) принятие решения;

3) пересмотр дела по разным мотивам (жалоба, протест прокурора);

4) исполнение приказа.

Дисциплинарное взыскание (наказание) действует 1 год, если не снимается досрочно. Во время его действия к служащему нельзя применять поощрительные меры.

5. Контроль в управлении таможенной деятельностью

Управление следует рассматривать как непрерывный процесс целенаправленных действий, потому что цели не всегда достигаются предусмотренном виде, люди не всегда или не так выполняют поручения, изменение окружающей среды ведет к изменению внутренних переменных.

Определение степени достижения цели осуществляется при помощи контроля, который представляет собою процесс установления отклонения от предусмотренных величин и действий людей в деятельности таможенной организации. Благодаря контролю организация имеет возможность помехи на пути выполнения плановых заданий. По тому контроль можно определить как процесс, при помощи которого организация обеспечивает достижение своих целей.

Контроль – одна из функций управления. Как функция, контроль имеет двоякий характер. С одной стороны, – это элемент каждой общей функции управления (организации, регулирования, координации, планирования, учета, анализа), а с другой, – это самостоятельная функция управления, так как деятельность по контролю представляет собой ее самостоятельный вид.

Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать деятельность организации на предотвращение кризисного положения. Контроль позволяет фиксировать свои ошибки и сознательные и несознательные нарушения и исправлять их до того, как они станут на пути достижения цели. Вместе с тем контроль дает возможность определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна.

Имея большой диапазон воздействия на организацию, контроль не должен ограничиваться только рамками деятельности контрольных таможенных органов. Он входит в обязанности руководителя любого ранга.

В замкнутом цикле управленческой деятельности контроль взаимодействует с другими функциями.

Объектом контроля выступают различные таможенные организации. Внутри организации контролю подвергаются происходящие в них процессы или отдельные элементы системы.

Субъектом контроля выступает контролирующее звено. Контроль таможенной деятельности осуществляют государственные органы.

Контроль, осуществляемый до фактического начала работы, называется предварительным. Он предусматривает предупреждение нарушений установленных правил ведения работ. Кроме того, предварительный контроль направлен на предупреждение нарушения законности, нецелесообразного, неэффективного использования хозяйственных средств и принятия необоснованных решений.

Контроль, осуществляемый на стадии хозяйственного процесса, носит название текущего контроля. Его объектом являются подчиненные сотрудники, а осуществляется он начальниками. Задача текущего контроля – оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений, возникающих в процессе выполнения служебных заданий.

За подчиненными текущий контроль осуществляется на основе обратной связи. В роли регулятора системы выступает руководитель, осуществляя контроль за заданными параметрами. Контроль дает возможность также своевременно реагировать на изменяющиеся внутренние и внешние факторы.

Заключительный, или последующий, контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Фактически полученные результаты сравниваются с предусмотренными. Целью этого вида контроля является установление правильности, законности и экономической целесообразности производимых работ, вскрытие недостатков и упущений в работе.

Заключительный контроль дает информацию для учета, если аналогичная работа повторяется в будущем. Эта же информация используется для мотивации труда.

На практике различные типы контроля используются одновременно и очень важно их правильное сочетание. Чтобы результаты контроля можно было оценить наиболее эффективно, конечные цели, ключевые результаты должны быть хорошо определены. Контроль должен быть направлен на результаты как основной, так и вспомогательной деятельности.

Руководитель на стадии контроля должен анализировать и управленческое поведение. Наилучшим является сочетание напористости и гибкости. Худший вариант – агрессивность и вялость.

Заключение

Организация таможенного управления основе шести известных принципов: специализации, пропорциональности, параллельности, точности, непрерывности и ритмичности. Деятельность руководителей – процесс непрерывного выполнения управленческих функций. Функции управления подразделяются на основные и конкретные.

Основополагающее значение имеет классификация основных функций, отражающая содержание процесса управления, его стадии: планирование (перспективное, текущее, оперативное), организация, регулирование (координирование, распорядительство), контроль, учет и анализ. Процесс управления начинается с постановки целей (планирования) и заканчивается учетом и анализом их выполнения. Только всей совокупностью этих функций реализуется цель, для достижения которой и создается управляющая система.

Функция планирования состоит в определении целей организации и выработке мер по их достижению. Это действия, с помощью которых руководство придает единое направление усилиям всех членов организации.

Функция организации деятельности состоит в создании общей структуры управления, определении заданий подразделениям, установлении порядка их взаимодействия, подборе людей для конкретной работы, наделении их полномочиями и ответственностью. Это единственная функция, обеспечивающая взаимосвязь и повышающая эффективность всех других функций управления.

Функция координирования направлена на достижение согласованности и гармоничности в совместной деятельности всех элементов (направлений деятельности, подразделений, служб, отделов, подсистем) таможенной организации. Функцию координирования совместной деятельности можно назвать системы».

Функция регулирования обеспечивает выполнение текущих мероприятий, связанных с отклонений от заданного режима работы организационной системы. Применяется данная функция в процессе оперативного управления совместной деятельностью людей путем диспетчеризации на основе контроля и анализа этой деятельности.

Функция мотивации состоит в побуждении персонала к эффективной добросовестной деятельности для достижения целей таможенной организации. Она направлена на определение потребностей персонала, разработку систем вознаграждения за выполненную работу, использование различных систем оплаты труда.

Функция контроля состоит в наблюдении за происходящими процессами в управляемом объекте, сопоставлении реально достигаемых результатов с запланированными, выявлении отклонений. Наиболее тесно она связана с функцией планирования, поскольку контролирует движение таможенной организации к поставленным целям.

Конкретные функции управления позволят вам четко определить, что, кому и когда это делать. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления таможенной организацией.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/formirovanie-strategii-razvitiya-tamojennyih-organov/

  1. Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента. СпБ., 2000.

  2. Герчикова Р.Н. Менеджмент. М., 1995.

  3. Голубков Е.П. Менеджмент. М., 1993.

  4. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

  5. Кибанов А.Я. Менеджмент – наука управления. М., 1997.

  6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: 1995.

  7. Основы таможенного дела. Учебник. / Под общ. ред. Драганова В.Г.: Рос. тамож. акад. ГТК РФ М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2002.

  8. www.customs

1 Голубков Е.П. Менеджмент. М., 1993. С. 11.

2 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1995. С. 20.

3 Герчикова Р.Н. Менеджмент. М., 1995. С. 25.

1 Кибанов А.Я. Менеджмент – наука управления. М., 1997. С. 19.