Реферат функции органов местного самоуправления

Курсовая работа

Актуальность выбранной темы работы обусловлена, прежде всего, той ролью, которую играет муниципальная экономика в обеспечении жизни местного населения, составляя, по сути, основные сферы его жизни на первичном территориальном уровне. Во-вторых, городское хозяйство — это экономическая основа местного самоуправления. В-третьих, муниципальная экономика мобилизует и использует ресурсный производственный и социальный потенциал первичных территориальных структур — муниципальных образований. В-четвертых, городское хозяйство имеет большое значение в организации отраслей социальной сферы. На современном этапе развития экономики России необходим анализ и обобщение опыта, накопленного за годы реформ муниципальным хозяйством в условиях неработающих правовых норм, нерегулируемых экономических отношений, игнорирования социальных приоритетов. Они должны послужить основой для разработки перспективных подходов к формированию структуры и условий функционирования городского хозяйства.

На сегодняшний день опубликовано множество работ по различным аспектам анализа муниципальной экономики. Это труды М.В. Васильева «Генезис и логика развития местного хозяйства в условиях рыночной трансформации российской экономики» (Ростов н/Д, 2002) и «Структура местного хозяйства в современной России» (Ростов н/Д, 2002), А.Г. Воронина «Муниципальное хозяйствование и управление» (М., 2004), Ю.В. Филиппова и Т.Т. Авдеевой «Основы развития местного хозяйства» (М., 2000), А.Н. Швецова «Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля» (М., 2002) и др.

Однако эти исследования носят скорее юридический, чем экономический характер. Это объясняется тем, что муниципальное хозяйство как экономическая целостность с совокупностью хозяйственных отношений и связей только начинает формироваться, причем скорее на основе правовых решений, принятых на федеральном или региональном уровнях власти, а не на основе потребностей внутреннего развития территорий. Этим во многом объясняется и интерес в исследованиях муниципальной сферы к управленческим (формируются новые властно-управленческие структуры), коммунально-бытовым и жилищным (коммунально-бытовая сфера в результате приватизации оказалась практически вся в ведении муниципальных служб) проблемам. Муниципальный уровень социальной инфраструктуры, как правило, рассматривается в исследованиях последних лет именно в разрезе отдельных отраслей. В результате муниципальная экономика как экономическая целостность, ее политические и экономические основы и место в ней отраслей социальной инфраструктуры были изучены недостаточно, что предопределило выбор темы работы, ее целей и задач.

11 стр., 5491 слов

Региональная политика развития местного самоуправления

... проблемы, целью моей курсовой работы является комплексное исследование региональной политики по развитию местного самоуправления. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, из которых два абзаца и заключение. ГЛАВА 1 РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Из числа предметов ...

Целью работы является анализ социально-экономических основ муниципальной экономики и места муниципального уровня в структуре секторов социальной инфраструктуры.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать место муниципального хозяйства в экономической системе местного самоуправления;
  • исследовать основные модели муниципального хозяйства;
  • изучить ресурсы муниципального образования;
  • выявить пути эффективного развития муниципального хозяйства.

Объект исследования — городское хозяйство, его основы и социально-экономическая структура.

Предмет исследования — система социально-экономических отношений в муниципальном хозяйстве, ее взаимосвязь с региональным и федеральным уровнями в сфере социальных инфраструктур.

1. Муниципальное хозяйство в экономической системе местного самоуправления

1.1. Муниципальное хозяйство: сущность и основные черты

Целью совершенствования и развития экономических основ местного самоуправления является повышение эффективности решения местных проблем, относящихся к компетенции органов местного самоуправления.

Ключевыми задачами в этой сфере являются совершенствование системы местного самоуправления; приведение компетенции муниципальных образований в соответствие с их ролью в системе власти и общественном хозяйстве; совершенствование структуры органов местного самоуправления; создание территориальной структуры местного самоуправления, обеспечивающей его реальное осуществление на всей территории Российской Федерации; обеспечение соответствия финансовых и материальных средств, находящихся в муниципальной собственности, полномочиям органов местного самоуправления; повышение эффективности управления муниципальным хозяйством.

Развитие местного самоуправления основывается на экономических процессах. Следовательно, хозяйственную деятельность местного сообщества можно описать через понятие «городское хозяйство». Городское хозяйство можно рассматривать как инструмент, с помощью которого местные администрации осуществляют хозяйственную и хозяйственную деятельность. Эта категория имеет множество трактовок, предопределенных разными трактовками ее сущности.

3 стр., 1313 слов

Полномочия органов местного самоуправления

... материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления своих полномочий по решению вопросов местного значения. Формы организационного контроля представительного органа местного самоуправления могут определяться уставами муниципальных образований или ...

Мы раскрываем некоторые определения муниципальной экономики, встречающиеся в литературе.

Первая точка зрения представлена классиками муниципальной науки (Л.А. Велихов).

Это деятельность населения и органов местного самоуправления, использующих муниципальное имущество для воздействия на поведение хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности, в интересах населения.

Вторая точка зрения сводит муниципальное хозяйство к совокупности предприятий и организаций муниципальной собственности, т. е. речь идет о коммунальном хозяйстве.

Третья точка зрения относится к хозяйствующим субъектам муниципального хозяйства, которые действуют в границах муниципалитета и в определенной степени по закону подчиняются муниципалитету.

Четвертая точка зрения признает муниципальную экономику как муниципальные, так и другие хозяйствующие субъекты, но только те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

В понимании муниципального хозяйства наиболее полной и системной представляется точка зрения Л.А. Велихова. Под муниципальным хозяйством он понимает совокупность организаций, предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей населения 1

Муниципальное хозяйство имеет целью решение местных вопросов, т.е. вопросов местного значения. Результатом этой деятельности пользуются все жители муниципального образования, которые выступают в качестве «заказчиков» услуг, предоставляемых с помощью муниципального хозяйства. В основе данного процесса находится осуществление собственных полномочий органами местного самоуправления 2

(рис. 1).

Рис. 1. Система муниципального хозяйства

1.2. Структура муниципального хозяйства

Городское хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяется и координируется компетентным органом местного самоуправления. Исходя из этого, можно выделить три элемента в системе муниципального хозяйства: органы местного самоуправления, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующего субъекта на территории муниципального образования, при этом целью такого регулирования является удовлетворение коллективных потребностей населения муниципального образования; предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их устав, назначают и увольняют их руководителей; a предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Их взаимоотношения с органами местного самоуправления построены на договорной основе, что дает право органам местного самоуправления координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность 3

22 стр., 10508 слов

Система органов местного самоуправления муниципального образования ...

... местного самоуправления, понять перспективы развития российской муниципальной системы. Система органов местного самоуправления устанавливается Конституцией Российской Федерации и включает перечень органов местного самоуправления, создаваемых в каждом муниципальном образовании. Система органов местного самоуправления ... состава городскую думу (представительный орган), состоящую из городского главы ...

Можно рассмотреть трактовку субъектов муниципального хозяйства, предложенную Ю.В. Филипповым и Т.Т. Авдеевой. Они также выделяют три элемента муниципального хозяйства:

  • домашние хозяйства;
  • предпринимательский сектор;
  • местное правительство.

Весь мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективно работают отнюдь не муниципальные предприятия, а предприятия, находящиеся в частной собственности, поэтому целесообразно заинтересовать их в производстве товаров и услуг, направленных на удовлетворение общественных потребностей населения муниципального образования. Органы местного самоуправления могут сделать это с помощью муниципального заказа, льгот, предоставляемых такому бизнесу.

Муниципальный заказ, являясь наиболее эффективным способом взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, не находящимися в муниципальной собственности, в на-стоящее время получает все более широкое распространение 4

Реализуя цель муниципального хозяйства, органы местного самоуправления решают вопросы местного самоуправления двух видов: a опросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; a опросы местного значения межпоселенческого характера часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.

4 стр., 1707 слов

Структура местного самоуправления

... Полномочия органа местного самоуправления - это совокупность функций этого органа и его прав. Так как основной целью администрации муниципального образования является осуществление перевода объекта управления данного образования (население, личное хозяйство, окружающая ...

Взаимосвязь экономических субъектов городского хозяйства достигается за счет использования рынков факторов производства и товаров народного потребления.

Для экономики муниципального хозяйства важное значение имеют три типа местных рынков, выступающих основой развития муниципального образования и реализации институтов местного самоуправления:

  • рынок труда;
  • рынок жилья;
  • рынок капитала.

2. Основные модели муниципального хозяйства

2.1. Типы муниципальных образований в системе местного самоуправления

Муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ или городская территория города федерального значения.

Рассмотрим подробнее типы муниципальных образований:

  • сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  • городское поселение — город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  • муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • внутригородская территория города федерального значения -часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  • межселенная территория — территория, находящаяся вне границ поселений 5

Л.А. Велихов выделяет четыре модели муниципального хозяйства:

  • муниципализация;
  • муниципально-подрядная и муниципально-рентная модели;
  • муниципально-концессионная;
  • концессия.

Эти модели различаются степенью вмешательства местных властей в экономическую деятельность фирмы. Максимальное вмешательство, когда местная администрация фактически становится владельцем предприятия, предполагается при муниципализации, минимальное вмешательство предполагает уступку, когда местная администрация по контракту передает управление предприятием частному лицу.

В настоящее время реализуются следующие модели городского хозяйства.

  1. Муниципально-рентная модель, при которой органы местного самоуправления несут основную нагрузку по решению вопросов местного значения и являются полноценными хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования (эта модель соответствует муниципализации в классификации Л.А. Велихова).
  2. Коммунально-рентная модель, при которой доходы органов местного самоуправления складываются из налогов, собираемых с жителей муниципального образования, и, кроме этого, органы местного самоуправления могут облагать (в виде ресурсной ренты, например) хозяйствующие субъекты.
  3. Муниципальная модель, в которой доходы местных властей составляют налоги жителей муниципалитета. Хозяйственную деятельность здесь ведут в основном частные предприятия (эта модель всего ближе к концессии в классификации Л.А. Велихова) 6

Следует отметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых), от собираемости налогов и от компетенции органов местного самоуправления. Таким образом, муниципальная модель существует в наиболее благополучных странах Западной Европы, в то время как в России она практически нигде не используется, действительно, российские органы местного самоуправления претендуют, и зачастую необоснованно, на реализацию муниципальной модели ренты.

2.2. Система муниципального обслуживания

Проблема обеспечения населения товарами и услугами становится особенно острой, и ее решение является прямой обязанностью местного самоуправления этого муниципального образования. Рассмотрим проблему муниципального обслуживания чуть подробнее.

Выделяются 4 типа товаров и услуг:

  • частные — характеризуются индивидуальным потреблением, а также тем, что потребителю легко отказать в доступе к таким товарам (например, пища, одежда, личный автомобиль);
  • общедоступные — отличаются индивидуальным потреблени-ем и тем, что потребителю трудно отказать в доступе к ним (воздух, река, озеро);
  • совместно оплачиваемые — характеризуются совместным потреблением и тем, что в них легко отказать (например, кабельное ТВ, телефон, водопровод, библиотека);
  • коллективные — отличаются совместным потреблением и тем, что в них трудно отказать (пример: маяк, телевещание, оборона).

Основных участников процесса донесения товаров и услуг принято разделять:

  • на потребителя — непосредственно потребляет или получает товар или услугу;
  • производителя — фактически и непосредственно выполняет работу или обеспечивает доставку товара или услуги потребителю 7

;

  • распорядителя (организатора), обеспечивающего товар или услугу — назначает производителя потребителю, и наоборот, выбирает производителя, который будет обслуживать потребителя.

Потребитель, производитель и менеджер связаны определенными отношениями: цель услуги, ее предоставление и оплата. Принято выделять 10 типов (механизмов) донесения товаров и услуг:

1. Муниципальная услуга. Муниципалитет действует как производитель и менеджер услуги. Доставка услуги (с взиманием платы или без таковой) осуществляется органом местного самоуправления, использующим своих служащих (пример: вся деятельность муниципальных предприятий).

  1. Продажа услуг органами местного самоуправления. Физическое или юридическое лицо (частная компания) являются распорядителями, а муниципальное образование — производителем (примеры: покупка прав на пользование природными ресурсами, оплата милицейских услуг на частном предприятии).
  2. Межмуниципальное соглашение. Одно муниципальное образование — производитель, другое — распорядитель (пример: покупка одним муниципальным образованием школьных или пожарных услуг у соседнего муниципального образования).
  3. Контракт. Органы местного самоуправления заключают соглашения (контракт) с частными фирмами и некоммерческими организациями на доставку товаров и услуг. В этом механизме частник — это производитель, муниципальные власти — это менеджер, который платит производителю. Муниципальный заказ является примером контракта.
  4. Привилегия. В услуге, основанной на привилегии, муниципальное образование — распорядитель, частная фирма — производитель, но за услугу платит потребитель (примеры: такси, телефон, автобусные перевозки).
  5. Дотация. Частная фирма — производитель, муниципальное образование и потребитель — сораспорядители (они выбирают определенных производителей, а потребитель выбирает наиболее подходящего производителя).

    Обычно и муниципальное образование, и потребитель платят производителю (примеры: учреждения культуры, дешевое жилье).

  6. Гарантии. Частный торговец — это производитель, муниципалитет платит производителю, а потребитель субсидируется. Система гарантий альтернативна системе дотаций (примеры: продуктовые талоны, жилищные ваучеры, системы перевозок).
  7. Рынок. Потребитель сам организует процесс поставки и выбирает частного производителя.
  8. Добровольные услуги. Распорядителем и производителем является добровольная ассоциация.

10. Самообслуживание.

Три последних механизма (8-10) прямого отношения к муниципальному хозяйству не имеют. На практике используются также смешанные и частичные механизмы донесения услуг населению 8

Рассмотрим деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ. Он направлен, в первую очередь, на обеспечение в пределах своей компетенции социальных гарантий прав граждан.

Жилищно-коммунальное хозяйство является наиболее обременительным, социально значимым и проблемным направлением деятельности органов местного самоуправления.

Местная власть, создавая конкурентную среду в системе ЖКХ, должна опираться на комплексные целевые исследования в данной сфере и дифференцированно подходить к экономическим и управленческим структурам, работающим сегодня в сфере ЖКХ. Здесь необходимо решить ряд вопросов:

  • устранять ли полностью из системы управления жилищным фондом службу заказчика и другие органы местного самоуправления, передавая все управляющим организациям, малому бизнесу и т. д.;
  • каковы сроки проведения реформы, являются ли они достаточными для становления эффективной системы;
  • есть ли ресурсы для осуществления преобразований в данной сфере (материальные, финансовые, правовые, кадровые и т. д.).

Говоря об экономическом развитии малых предприятий в сфере ЖКХ, органам местного самоуправления важно осуществлять следующие мероприятия:

  • создать эффективные механизмы поддержки становления и развития малых и средних предприятий в ЖКХ;
  • организовать бизнес-инкубаторы для поощрения творческой и предпринимательской активности и начального этапа становления малого предприятия в сфере ЖКХ;
  • содействовать созданию рабочих мест и обучению местных жителей новым профессиям и методам работы в сфере управления и обслуживания жилищного фонда.

Зарубежный опыт может быть использован при обучении малого бизнеса в сфере ЖКХ. Например:

  • развивать комплекс самоуправляемых предприятий или кооперативов, базирующихся на ресурсах местного сообщества по примеру Европейского Союза 9

;

  • создавать по примеру Британии коммерческие предприятия местного сообщества (КПМС), работающие в коммунальной сфере;
  • учредить систему самоуправляемого микротерриториального предпринимательства (СМП);
  • по примеру США создать корпорацию развития местных сообществ и т. д.

Не менее важным является определение критериев, позволяющих определить, где необходимо создать новую или сохранить существующую систему управления жилищным фондом и коммунальным хозяйством, какая из них более соответствует современной потребности. На наш взгляд, главными критериями должны быть эффективность и рентабельность работы, качество предоставляемых услуг и степень удовлетворения потребностей населения.

Можно выделить ряд дополнительных критериев поддержки малых предприятий в сфере ЖКХ:

  1. отраслевой критерий (приоритетные отрасли данной территории), т.е. отрасли, в которых малое предприятие будет наиболее эффективным и устойчивым;
  2. критерий финансового состояния и потенциала (отбираются сильные предприятия, а также предприятия, испытывающие сложности, но имеющие потенциал, профессиональную команду и если не план, то хотя бы идею выхода из кризиса);
  3. критерий конструктивности позиции руководства в решении вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Однако определения критериев недостаточно для формирования эффективного механизма их использования. Этому должно способствовать развитие договорных отношений в сфере ЖКХ.

Какой из механизмов лучше, зависит от конкретных обстоятельств, в частности от общих. Приведем сравнительные характеристики различных механизмов, позволяющих органу местного самоуправления сделать выбор в пользу какого-либо из них (табл. 1).

Таблица показывает, что договорные, рыночные или гарантийные механизмы могут успешно работать только там, где есть много производителей на выбор.

Независимо от модели муниципальной экономики, в муниципалитете так или иначе используются все механизмы для предоставления товаров и услуг. Обратите внимание, что в муниципальной модели аренды основным механизмом является муниципальная услуга, а в муниципальной модели первостепенное значение имеет договор.

Рассмотрим, как работает тот или иной механизм при решении вопросов местного значения – при донесении соответствующей услуги населению муниципального образования (табл. 2).

Можно сделать вывод, что городская экономика должна стремиться к эффективности.

Таблица 1

Характеристика различных механизмов донесения товаров и услуг 10

Характеристика

Механизмы

Муницип. услуга

Продажа услуг

Межмун. соглашение

Контракт

Привилегии

Дотация

Гарантия

Рынок

Добровольная

Самообсл.

Обеспечивает неопределенно-специфическую услугу*

+

+

+

+

+

Требует многосторонних производителей

+

+

+

Способствует эффективности и результативности**

+

+

+

+

+

+

Позволяет выбрать экономически целесообразный масштаб***

+

+

+

+

+

+

+

Соотносит затраты и блага

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Отзывчив к потребителю

+

+

+

+

+

+

+

Относительно устойчив к обману ****

+

Способствует перераспределению

+

+

+

+

+

+

Способствует достижению других целей

+

+

+

+

+

+

+

Ограничивает численность госслужащих

+

+

+

+

+

+

+

* Возможность формулировать точные требования-параметры на услугу, давать ей количественную оценку.

** Главный критерий — насколько данный механизм допускает конкуренцию, есть ли у потребителей выбор.

*** Производственная единица должна быть соразмерна потребительской единице.

**** «Ни один механизм не обладает монополией на добродетель или плутовство», за исключением самообслуживания.

Таблица 2

Донесение услуг населению 11

Механизм

Вид услуги

Образование

Охрана (милиция)

Улицы и дороги

Парки и рекреации

Муниципальная услуга

Муниципальные школы

Традиционная милиция

Муниципальное дорожное управление

Муниципальное управление парков

Продажа услуг органам МСУ

Муниципальная школа принимает ученика из другого МО и плату от его родителей за обучение

При проведении концерта спонсор платит милиции за охрану порядка

Цирк платит МО за уборку улиц после проведения представления

Спонсор платит МО за уборку парка после дня здоровья, проведенного в парке

Межмуниципальное соглашение

Ученики из одного МО посещают школу из другого МО, за это платит первое МО

МО совместно оплачивает услуги милиции

МО оплачивает услуги другого МО по очистке дорог от снега

МО входят в особую природоохранную зону

Контракт

МО нанимает фирму для обеспечения программ обучения или переподготовки

МО нанимает частную охрану для защиты гаражей, охраны административных зданий

МО нанимает подрядчика для уборки, очистки и ремонта дорог и улиц

МО нанимает фирму для стрижки травы и деревьев в парке

Привилегия

МО разрешает учителям муниципальной школы бесплатный проезд по территории МО

МО разрешает фирме эксплуатировать теннисные корты МО и взимать входную плату

Дотация

Частные школы Получают дотации от МО на каждого ученика

Гарантия

Ваучер на обучение в начальной школе, стипендии от МО в образовательных учреждениях

Рынок

Частные школы

Банки нанимают частную охрану

Местная торговая ассоциация нанимает работников для уборки улиц

Коммерческие теннисные корты

Добровольная услуга

Приходские, созданные добровольными ассоциациями (школы с преподаванием на языке национальной общины в МО)

Комитет общественного самоуправления образует из числа жителей народные дружины

Ассоциация ЖСК или кондоминиум организуют уборку улиц перед своими домами

Теннисный клуб для постоянных членов

Самообслуживание

Домашнее образование

Житель сам устанавливает замки и сигнализацию

Владелец магазина сам подметает улицу перед своим магазином

Частный теннисный корт у себя дома

3. Ресурсы муниципального образования

3.1. Классификация ресурсов муниципального образования

Муниципальное хозяйство стремится быть эффективным, т. е. получать заданные результаты при минимальных затратах, при этом, как и любая деятельность, деятельность в рамках муниципального хозяйства должна обеспечиваться различного вида ресурсами. Ресурсы территории определяют модель муниципального хозяйства.

Под ресурсами муниципального образования мы понимаем, как и при анализе проблем городского хозяйства, совокупность всех возможностей территории муниципального обучения, предоставление которых отнесено к компетенции органов самоуправления данного муниципального обучения.

В работе Ю.В. Филиппова и Т.Т. Авдеева «Основы развития местного хозяйства» Экономическое развитие городского хозяйства характеризуется определенным сочетанием ресурсов. В указанной работе к наиболее важным ресурсам муниципального хозяйства отнесены:

  • физический капитал;
  • «человеческий капитал»;
  • социальный капитал;
  • рынки;
  • финансовые ресурсы;
  • управление 12

Исследуя проблемы становления и развития муниципального хозяйства, можно сделать вывод, что и в данной системе экономических отношений классификация ресурсов на материальные и нематериальные обеспечивает верное понимание места и роли муниципального хозяйства в экономической системе России.

К материальным ресурсам можно отнести:

  • природные ресурсы;
  • производственные ресурсы;
  • финансовые ресурсы;
  • организационные ресурсы;
  • кадровые ресурсы;
  • иные материальные ресурсы.

Одним из важных ресурсов как городского хозяйства, так и городского хозяйства является муниципальная собственность. На рис. 2 можно проследить способы формирования муниципальной собственности в России.

Рис. 2. Способы формирования муниципальной собственности в России 13

Изучая ресурсный потенциал муниципальной экономики, следует также обратиться к такому понятию, как муниципальные организации.

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает два типа муниципальных организаций: муниципальные предприятия и муниципальные учреждения.

Муниципальные предприятия в соответствии с Кодексом (ст. 7) создаются в форме унитарных предприятий, которые не наделены правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество (ст. 296).

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Муниципальные унитарные предприятия основаны на праве хозяйственного ведения. Владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим на праве хозяйственного ведения, ограничено правом контроля со стороны собственника (муниципального образования в лице органов местного самоуправления) за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, правом собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия, а также запретом на распоряжение имуществом без согласия собственника.

Органом управления муниципального унитарного предприятия является его директор. Допустимые цели и объект деятельности муниципальных предприятий Гражданским кодексом не определены. Эту проблему можно было бы урегулировать отдельным законом о государственных и муниципальных предприятиях, принятие которого предусмотрено кодексом, но этот закон еще не принят.

Муниципальные учреждения, равно как и учреждения иных форм собственности, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 120) и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» создаются для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Наиболее распространены муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, но существует практика создания и других учреждений.

Имущество в муниципальной собственности закреплено за ними на праве оперативного управления. Особенность правового положения имущества, закрепленного за муниципальным учреждением на праве оперативного управления, состоит в том, что собственник имущества вправе изъять излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество, и распорядиться им по своему усмотрению, а учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. В том случае, когда собственником учреждения предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе, но могут использоваться только на цели, предусмотренные уставом учреждения (ст. 296 Гражданского кодекса).

Для внесения полной ясности в вопрос об особенностях правового положения муниципальных учреждений необходим специальный закон, так как Гражданский кодекс Российской Федерации решает этот вопрос в самом общем виде, содержит соответствующую отсылку (п. 3 ст. 120), но, как и в случае с государственными и муниципальными предприятиями, закон о муниципальных учреждениях отсутствует 14

Гражданский кодекс Российской Федерации не допускает участия органов местного самоуправления в хозяйственных обществах (ОАО, ЗАО, ООО) и в товариществах на вере, кроме специально оговоренных законом случаев (п.4 ст. 66), поэтому муниципальное имущество не может быть передано указанным обществам и товариществам. Однако юридические лица могут быть акционерами компаний и инвесторами в партнерстве с разрешения владельца, если иное не предусмотрено законом. То есть муниципальные учреждения с разрешения органов местного самоуправления имеют право вносить вклад в муниципальные активы, находящиеся в оперативном управлении, если это прямо не запрещено законом. Таким образом, создается ситуация, в которой муниципальное имущество может быть передано в хозяйственные общества и товарищества на вере, но непосредственное участие представителя собственника (органов местного самоуправления) в делах этих обществ и товариществ запрещено. Местные финансы включают:

1.Средства местного бюджета.

Особая роль в местной финансовой системе принадлежит фискальным и нефискальным платежам в местный бюджет. Для определения уровня налоговых ресурсов муниципального образования можно рассчитать показатель среднедушевых налоговых и неналоговых ресурсов и использовать его для сравнения ресурсной обеспеченности муниципальных образований 15

Расчет показателя осуществляется по формуле:

Дох. душ. МО = Дох. МО / Чис. МО,

где Дох. душ. МО — среднедушевой налоговый и неналоговый ресурс муниципального образования (МО);

Дох. МО — налоговый и неналоговый ресурс муниципального образования в объеме, направляемом на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования;

Чис. МО — численность постоянного населения муниципального образования.

Можно также использовать для сравнения ресурсов муниципальных образований показатели, характеризующие бюджетный потенциал территории — индекс бюджетных расходов (ИБР), который рассчитывается по формуле:

ИБР МО = (Р. МО/Чис. МО) / (Р. Суб. РФ / Чис. Суб. РФ),

где ИБР МО — индекс бюджетных расходов муниципального образования;

Р. МО — суммарные расходы бюджета муниципального образования;

Чис. МО — численность постоянного населения муниципального образования;

Р. Суб. РФ — суммарные расходы бюджетов муниципальных образований субъекта РФ;

Чис. Суб. РФ — численность постоянного населения субъекта РФ.

  1. Государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие местным администрациям.
  2. Другие финансовые средства.

Важную роль в ресурсном обеспечении муниципального хозяйства выполняют заемные средства, которые используются предприятиями 16

Особенно актуально обеспечить рентабельность использования заемных средств, которую можно рассчитать по следующей формуле:

От имени муниципалитетов права собственника реализуются компетентными органами местного самоуправления.

3.2. Эффективность использования ресурсов муниципального образования

Принадлежность ресурса к системе ресурсов муниципального хозяйства определяется фактом его взаимосвязи с территорией муниципального образования, а также наличием у органов самоуправления муниципального образования полномочий распоряжаться им. Это. Полномочия органа местного самоуправления определяются законом, т. е. именно закон закрепляет те или иные ресурсы за местным самоуправлением (это осуществляется федеральным законодательством), за тем или иным муниципальным образованием (это осуществляется законодательством субъекта федерации и уставом муниципального образования).

Однако одного ресурса недостаточно, необходимо также создать условия и наладить механизм его эффективного использования.

Критерием закрепления ресурсов за тем или иным уровнем власти является наибольшая эффективность его использования, в этом смысле за местным самоуправлением следует закреплять ресурсы, эффективность использования которых связана с тем, что местное самоуправление — наиболее приближенный к населению уровень власти (землю, например).

Создание эффективной системы использования ресурсов муниципального хозяйства требует в первую очередь решения следующих основных задач:

  • разработка системы местных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы экономического развития и распоряжения муниципальной собственностью;
  • оптимизация структур управления муниципальным хозяйством;
  • полная инвентаризация объектов муниципального хозяйства;
  • классификация активов по критериям (приоритетным, функциональным, стоимостным и др.);
  • создание системы мониторинга использования ресурсов муниципального хозяйства;
  • выработка стратегии в отношении использования ресурсов муниципального образования;
  • реализация (продажа), консервация неэффективных в социальном и коммерческом отношении ресурсов;
  • разработка программы эффективного использования муниципальных ресурсов как составляющей комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
  • использование рыночных технологий, механизмов и инструментов при работе с ресурсами муниципального хозяйства;
  • широкое участие и привлечение инвестиционных проектов, имеющих цель развитие муниципального образования.

Все вышеупомянутые ресурсы, технологии и механизмы необходимы для осуществления хозяйственной и хозяйственной деятельности местного самоуправления.

4. Эффективное развитие муниципального хозяйства

4.1. Сущность, цели и результаты развития муниципального хозяйства

Экономическое развитие — последовательная, проходящая определенные стадии деятельность для достижения частных и групповых интересов путем эффективного управления имеющимися ресурсами.

Экономическое развитие предполагает: a остановку целей;

  • определение состава участников, характера и порядка их взаимодействия;
  • оценку сложившейся ситуации и возможных последствий принимаемых решений;
  • поиск новых комбинаций имеющихся ресурсов и возможностей вовлечения новых ресурсов.

Для того чтобы муниципальное образование успешно решало стоящие перед ним задачи, необходимо осуществление особых видов управленческой деятельности, которые обособились под воздействием закона общественного разделения труда. Это функции самоуправления, которые представляют собой обособленные направления деятельности по обеспечению регулирования социально-экономического развития территориального образования. Обособление функций обусловливается разделением и специализацией труда в самоуправлении, так же как и в сфере управления в целом. А это означает их динамичную модификацию и углубление.

Здесь возможно проведение аналогий с функциями управления. Поэтому мы рассматриваем в системе местного самоуправления следующие функции: целепологание, организация, стимулирование, координация, контроль и учет.

Рассмотрим методы, с помощью которых возможна реализация вышеуказанных функций самоуправления.

  1. Функция «целепологание» предусматривает выявление целей субъектов самоуправления: от самых общих до конкретных и частных. Необходима выработка целевых установок в отраслевом резерве по направлениям социально-бытовой инфраструктуры: жилье, здравоохранение, образование, культура, искусство, спорт, физкультура, торговля, общественное питание и бытовое обслуживание. Важно обеспечить также территориальный резерв: вертикаль «город — район — микрорайон», «район — микрорайон» (для городов с районным делением, в которых район является муниципальным образованием).

    Это позволит комплексно оценить потребности конкретных жителей конкретных микрорайонов. Известно, что в одном административно-территориальном районе могут присутствовать микрорайоны с развитой производственной и социальной инфраструктурой и микрорайоны-новостройки, где такая инфраструктура отсутствует.

  2. Функция «организация» при осуществлении местного самоуправления требует формирования системы органов, которые являлись бы подотчетными населению района и обеспечивали бы разработку стратегии, способствующей повышению уровня жизни населения и решению текущих задач жизнеобеспечения 17

Под организацией понимается процесс распределения работы среди сотрудников, их групп или подразделений и т. п., а также координация их действий. Организация есть нечто большее, чем простая сумма ее составляющих. Распределение работы в принципе означает создание формальной структуры органов самоуправления. Наряду с формальной складывается и неформальная структура.

В настоящее время наиболее организованными в достижении своих целей оказываются представители высокодоходных слоев населения. Организационные формы, необходимые для их обслуживания, при достижении поставленных целей интенсивно развиваются: это и соответствующие риэлтерские фирмы по приобретению недвижимости, предприятия по обслуживанию, ориентированные на элитное потребление, и т. д.

3. Функции «стимулирование» и «координация» могут быть реализованы в системе самоуправления на основе бюджетного регулирования и привлечения средств населения.

Исторически сложилась определенная система финансирования социальной сферы. В основном использовались два источника финансирования: это средства бюджетов и средства населения. При этом ряд отраслей, таких как образование, здравоохранение, полностью находился на бюджетном финансировании.

Другие отрасли (например, торговля, общественное питание, общественный транспорт) свои текущие затраты покрывали из средств населения. Однако дополнительные инвестиции в развитие даже этих отраслей осуществлялись из бюджета.

В современных условиях ограниченности ресурсов, и, прежде всего, бюджетных, задача заключается не только в оптимизации использования бюджета, но и в поиске дополнительных источников финансовых ресурсов для решения социальных проблем в муниципальном образовании.

4. Функции «контроль и учет» при организации самоуправления населения в условиях обеспечения реализации всех выше-указанных методов и форм наполняются реальным содержанием. Население может и должно выполнять контрольные функции, заключающиеся, во-первых, в контроле за реализацией антикризисной программы социального развития района и микрорайонов; во-вторых, в контроле за целевым использованием средств районного бюджета, инвесторов и привлеченных средств населения и, в-третьих, в контроле за созданием и функционированием системы социальной защиты 18

Развитие муниципального хозяйства в науке подразделяется на два типа: эндогенное и экзогенное (в зависимости от того, куда идут и как распространяются импульсы и волны развития).

Под эндогенным развитием понимается развитие, вызываемое внутренними причинами; экзогенное развитие — это развитие под воздействием внешних причин. Также выделяют интенсивный и экстенсивный типы развития муниципального хозяйства, ускоренный и замедленный.

В рыночной экономике деятельность местного правительства не связана прямо с повышением эффективности производства и прибыльности предприятий. Функции местного правительства – удовлетворение социальных потребностей населения, повышение качества жизни. Экономика лишь одно из средств реализации социальных интересов. Социальная ориентация четко просматривается даже в экономических целях местных правительств, главными и из которых являются:

  • экономическая стабильность через создание условий для удовлетворения потребностей в факторах производства;
  • создание широкой экономической базы занятости населения 19

4.2. Социально-экономическое развитие муниципального образования

Для наиболее эффективного регулирования социально-экономического развития муниципального образования следует использовать современные технологии и механизмы развития муниципального хозяйства. В системе муниципального хозяйства можно задействовать следующие механизмы и технологии дополнительного ресурсного обеспечения муниципального образования.

  1. Средства самообложения граждан. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Вопросы введения и использования указанных разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).
  2. Выравнивание, которое осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений.
  3. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
  4. Привлечение иных средств финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней. В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд муниципального развития. В целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд софинансирования социальных расходов.
    1. Муниципальные заимствования. Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг.
    2. Создание межмуниципальных хозяйственных обществ. Представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
    3. Образование некоммерческих организаций муниципальных образований. Представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.
    4. Использование временной финансовой администрации. Она создается для преодоления признаков устойчивой неплатежеспособности муниципальных образований.

Целевая комплексная программа социально-экономического развития муниципального хозяйства — это адресный документ, в котором сбалансирован по ресурсам, исполнителям и срокам завершения полный комплекс научно-исследовательских, социальных, экономических, организационно-хозяйственных, производственно-технических и других мероприятий, направленных на решение одной или нескольких народнохозяйственных проблем. Целевая комплексная программа характеризуется четко выраженными конечными результатами в виде набора программных показателей, определяемых исходя из целевых нормативов.

Программа развития муниципального образования позволяет, во-первых, увязать действия участников производственного процесса независимо от их ведомственной подчиненности, а во-вторых, учесть технические, материальные и трудовые ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели.

Вследствие этого разработка комплексных программ направлена на обеспечение тесного взаимодействия и сочетания отраслевого и территориального аспектов, преодоление ведомственных барьеров в развитии территории муниципального образования.

Следует отметить, что программы взаимосвязаны между собой. В частности, социально-экономические выступают целевыми, а научно-технические и производственно-технологические – обеспечивающими условия реализации целевых программ.

Основное содержание долгосрочной программы составляет наиболее значимая цель, а также характеристики комплекса мероприятий, ресурсов, используемых для ее достижения.

Разрабатываемые и утверждаемые местным сообществом комплексные целевые программы являются исходной предпосылкой формирования долгосрочного плана-прогноза, а программы выступают как предплановые документы. Целевая программа муниципального образования не может быть реализована без взаимодействия с системой государственного регулирования и государственных ресурсов.

Все функции муниципального хозяйства должны быть связаны не только с прогнозированием, программированием и с косвенным регулированием, но и с долгосрочным индикативным планированием.

Заключение

Изучение социально-экономических проблем развития муниципальной экономики должно быть системным и непрерывным, взаимоувязанным с исследованиями других уровней территориального, межтерриториального, общественного развития на современном этапе противоречивого становления рыночных отношений в России. Многое нужно переосмыслить в сети действия системы отраслевых и муниципальных интересов и выбора наиболее приемлемых путей их сочетания, следует обобщать первый опыт воздействия рождающихся рыночных отношений на формирование городской инфраструктуры, новой разработки требует система стратегического планирования развития муниципальных ареалов – приоритеты и последовательность осуществления программ, правовое и организационное обеспечение их разработки и реализации.

Вопросы развития муниципальной экономики занимали и занимают значительное место в экономической теории. Проблемы и тенденции развития городского хозяйства (в советские времена являвшегося определенным аналогом муниципального) исследованы и обобщены в работах многих авторов. Здесь глубоко проработаны различные аспекты управления городами, однако большинство этих исследований проведено в дореформенный период и было направлено на совершенствование планово-директивной системы управления городами.

Современная социально-экономическая ситуация отличается значительным обострением противоречий, связанным с переводом экономики на рыночные отношения, приватизацией собственности, формированием рыночной инфраструктуры, обеспечением социальных гарантий населению. Все это обуславливает необходимость критического переосмысления теоретических положений и осуществления новых исследований в области муниципальной экономики.

Список использованной Литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/funktsii-organov-mestnogo-samoupravleniya/

  1. Европейская хартия местного самоуправления (принята 15 октября 1985 года) // Местное самоуправление в Российской Федерации. Сборник нормативных актов. М., 1998.
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 2005 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
  3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Российская газета. 2003. 8 октября.
  4. Васильев М.В. Генезис и логика развития местного хозяйства в условиях рыночной трансформации российской экономики. Ростов н/Д, 2002.
  5. Васильев М.В. Структура местного хозяйства в современной России. Ростов н/Д, 2002.
  6. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.: Л.: Госиздат, 1928.
  7. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление. М., 2004.
  8. Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина Н.Н Основы муниципальной экономики. М.: «Весь Мир», 2000.
  9. Максимова Н.С. Реформирование межбюджетных отношений в РФ // Финансы. 2002. № 8.
  10. Савас Э.С. Приватизация: ключ к рынку. М.: Дело, 1992.
  11. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства: Учебник. М.: «Дело», 2000.
  12. Широков А.Л., Юркова С.П. Основы управления муниципальной собственностью. М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2002.
  1. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.: Л.: Госиздат, 1928. С. 437-439.
  2. Васильев М.В. Генезис и логика развития местного хозяйства в условиях рыночной трансформации российской экономики. Ростов н/Д, 2002.
  3. Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина Н.И. Основы муниципальной экономики. М.: «Весь Мир». 2000. С. 63.
  4. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства. М.: Дело,2000. С. 52-57.
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 8 октября; Европейская хартия местного самоуправления (принята 15 октября 1985 г.) // Местное самоуправление в Российской Федерации. Сборник нормативных актов. М., 1998.
  6. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством: Учебное пособие. М., 1997. С. 22-23.
  7. Савас Э.С. Приватизация: ключ к рынку. М.: Дело, 1992. С. 411.
  8. Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина Н.И. Указ. соч. С. 65.
  9. Европейская хартия местного самоуправления (принята 15 октября 1985 г.) // Местное самоуправление в Российской Федерации. Сборник нормативных актов. М., 1998.
  10. Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина Н.И. Указ. соч. С. 68.
  11. Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина Н.И. Указ. соч. С. 67.
  12. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Указ. соч. С. 112.
  13. Широков А.Н., Юркова С.Н. Основы управления муниципальной собственностью. М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2002. С. 29.
  14. Широков А.Н., Юркова С.Н. Указ. соч. С. 30-32.
  15. Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина Н.И. Указ. соч. С. 89-92.
  16. Максимова Н.С. Реформирование межбюджетных отношений в РФ // Финансы.2002. № 8.
  17. Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина Н.И. Указ. соч. С. 125.
  18. Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина Н.И. Указ. соч. С. 126.
  19. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Указ. соч. С. 100-101.