МЕНЕДЖМЕНТ КАК СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Курсовая работа

Проблема государственного управления как современной модели модернизации государственного управления особенно актуальна в современных условиях. Во многих странах, и прежде всего в США и Западной Европе, происходят процессы отхода от бюрократической модели государственного управления и их замены новой парадигмой постбюрократического управления государственными делами. Важнейшими направлениями совершенствования системы государственного управления являются поиск методов повышения эффективности и надежности государственного управления, укрепления демократической легитимности, улучшения качества и системы предоставления государственных услуг для граждан. Такие процессы связаны с разработкой концепции «Нового государственного управления» (New public management).

Основы менеджмента заложены А. Файолем, Г. Фордом, Ф. Тейлором и другими как термин управления бизнесом. Однако уже в 20-30е. г.г. ХХ столетия одним из важнейших направлений менеджмента является административный менеджмент, причем упор делается на исследование управленческих процессов, происходящих в органах государственной власти (А. Файоль, М. Вебер, Л. Урвик и другие).

В современных условиях процессы реформирования административной системы России идут по методологии «Новой государственной администрации». Эта проблема исследуется Н.И. Глазуновой, Г.Л. Купряшиным, В.В. Лобановым и другими. Однако данная проблема требует дальнейшего исследования.

Предметом исследования в данной курсовой работе является система государственного управления в целом и концепция государственного управления нового государственного управления.

Объектом исследования непосредственно являются сущность, содержание и новые технологии государственного управления.

Целью работы является изучение и понимание теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью государственного управления как современной модели модернизации государственного управления. Данная цель определяет необходимость решения следующих задач:

  • раскрыть понятие, содержание и сущность государственного менеджмента;
  • проследить развитие менеджмента от его зарождения до «нового государственного управления»;
  • проанализировать взгляды зарубежных и отечественных ученых на проблему государственного менеджмента;
  • изучить современные концепции административных реформ;
  • проследить тенденцию появления новых технологий в сфере государственного управления.

Теоретической основой для изучения данной темы была изученная и переработанная литература таких авторов как: Атаманчук Г.В., Глазунова Н.И., Кнорринг В.И., Купряшин Г. Л., Лобанов В.В.; журналы «Государственная служба» за июль 2005г., август 2007 года и сентябрь 2007 года; официальные источники Интернет-сайтов и т.д.

2 стр., 967 слов

Система государственного управления в современных монархиях

... типология и системные характеристики государственного управления . Первые системы государственного управления примерно появились 5-6 тысяч лет назад . Система государственного управления - это целое, состоящее ... элемент вписан через группу однозначных элементов в систему онтологических элементов государственного управления . Государственное управление - это явление субъективное . Значит, «погружаясь» ...

Правовой основой этой работы послужили Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также нормативные акты администрации. Ростовской области.

Эмпирической основой данной курсовой работы послужили данные Федеральной службы государственной статистики РФ, фактические материалы, опубликованные в монографиях по данной теме, учебниках и периодических изданиях.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Любой процесс управления заключается в орга­низационной деятельности, направленной на использование имею­щихся ресурсов для достижения поставленных целей. Государственное управление, как и управление в частном секторе, имеет свои собственные цели и ресурсы. Цели государственного управления включают удовле­творение необходимых потребностей граждан, выходящих за рамки возможностей рынка (т.н. «общественные блага»), справедливое пере­распределение доходов и гарантирование основных социальных прав, а также поддержание общественного порядка.

Термин «государственное управление» все чаще используется для обозначения содержания модернизации государственного управления, подчеркивая необходимость современных технологий управления и растущую роль рыночных отношений в государственном секторе. В этом смысле государственное управление не столько противоположно традиционному государственному управлению, сколько действует как его современная и более технологичная интерпретация.

В результате государственное управление стали называть системой современных подходов к деятельности государственного управления, ориентированных на результаты, а не на процедуры.

В российской практике государственного управления до сих пор не принято называть процессы в бизнес-процессах учреждений и тендеры на поставку товаров для государственных структур и оказание им различных услуг государственными делами.

важно подчеркнуть существенную, а иногда и решающую роль политики в понимании целей и ресурсов государственного управления. Невозможно правильно выработать стратегию реализа­ции какой-либо государственной программы без учета существующих политических ограничений, что, собственно, и определяет одну из важ­нейших составляющих государственного менеджмента, а именно ана­лиз политической целесообразности и политической осуществимости планируемых действий.

1.2 ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА К «НОВОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УПРАВЛЕНИЮ»

Возникновение теории государственного управления обычно связыва­ют с научным направлением, появившимся в XVII в. в Австрии и Германии, где в университетах читали курс «камеральных» наук, т.е. цикл администра­тивных и экономических дисциплин.

28 стр., 13604 слов

Организация государственной статистики в рф. Основные задачи ...

... служба государственной статистики (Росстат) . В Российской Федерации у каждого субъекта есть свой региональный статистический комитет. Отсюда следует, что структура органов государственной статистики совпадает со структурой страны. Районные или городские управления государственной статистики, ...

В конце XIX в. камеральные науки пришли в упадок, так как имен­но в это время началось бурное развитие политической науки и собст­венно теории государственного управления, эпицентр которой пере­местился в США. Основоположником американской науки государственного управления считают двадцать восьмого президента этой страны Вудро Вильсона (1856—1924).

В. Уилсон обосновал государственное управление как научную дисциплину и сферу профессиональной деятельности. В своей небольшой работе «Наука государственного управления» (1887) В. Уилсон постулировал существенную разницу между политикой и государственным управлением и подчеркнул необходимость изучения государственных институтов как государственного аппарата, независимо от влияния политиков. Задачей государственного управления было провозглашено быстрое и грамотное выполнение решений избранных населением политических лидеров.

1.2.1 ПЕРИОД «ПЕРЕОЦЕНКИ» После Второй мировой войны начали развиваться идеи, которые подорвали господствовавшие до этого подходы к государственному управлению Был положен конец классическому пони­манию государственного управления как беспристрастной деятельно­сти, защищенной от политического влияния.

В послевоенные годы и до конца 1960-х гг. осуществлялся период «переоценки», представленный теоретическими работами Д. Истона, Г. Саймона, Д. Смитцберга, В. Томпсона. Идея принятия решений как важнейшей проблемы государственного управления, в отличие от поиска лучшей организационной структуры, получила методологическое подтверждение.

Чарльз Линдблом в статье «Наука «доведение-дел-кое-как-до-кон­ца» (1959) подверг критике рациональные модели принятия решений в управлении. Он рассматривал процесс принятия стратегических ре­шений как зависимый от частных решений, которые должны быть приняты в согласованности с краткосрочными политическими усло­виями

1.2.2 ПЕРИОД РЕФОРМ В 1970-1980-е гг. на теорию государственного управления оказали серьезное негативное воздействие разочарования, связанные с целым рядом провалов государственной политики во многих странах. В результате почти во всех развитых странах были начаты радикальные реформы государственной службы. В результате усилился процесс политизации системы государственной службы.

Произошли большие изменения в системах государственной власти. Пря­мой политический контроль со стороны правящей партии над государст­венным аппаратом, типичный для советского режима, был разрушен, и в рядах управленческого аппарата шла интенсивная смена кадров, по­скольку многие высокопоставленные чиновники переходили на более выгодную работу в нарождающемся частном секторе. Взаимоотношения между государственным управлением и экономикой были поставлены на иную основу, перестали быть полностью обязательными для государства, и начался поиск форм партнерства.

В то же время передача ряда государственных функций коммерческим организациям вызвала возражения многих специалистов, поскольку это подрывало политическую ответственность государства перед своими гражданами.

В конце ХХ века стало развиваться интенсивное проникновение руководящего состава частных компаний в административные структуры государства, нарушившее прежнюю бюрократическую изоляцию госуслуг. Этот тип менеджмента означает, что правительство начинает функционировать как частный сектор.

5 стр., 2222 слов

Организационное поведение и управление персоналом (2)

... экономики характеризуется изменением требований к персоналу предприятия, возрастанием роли этого компонента в организации как единой системе. 1. Сущность управления персоналом кадровый управление корпоративный Управление персоналом ... по управлению персоналом относятся: государство и тс ... управления, тем лучше она работает; ) научность - ориентация на современные достижения науки в сфере управления; ...

Появились призывы к изменению государственных программ с упором на обслуживание клиентов, автономию сотрудников, избирательную конкуренцию и административное дерегулирование. С точки зрения этого нового подхода к управлению, он не должен быть бюрократическим, формалистическим, ориентированным на надзор и жестким.

были предприняты упреждающие действия по проектам обслуживания клиентов, включая новые меры по обеспечению соответствия государственных услуг стандартам частного сектора.

1.2.3 «НОВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» К 1990-м гг. был сделан акцент на структурное разделение органов, формиру­ющих государственную политику, и организаций, оказывающих ус­луги населению, причем значительную часть последних стали прива­тизировать. Иерархические структуры бюрократии были заменены сетевыми структурами, основанными на договорных отношениях. Этот пересмотр стал ключевой задачей в государственной поли­- тике и представлен в концепции «нового государственного управле­ния», предполагающей следующие изменения в системе государственного менеджмента:

  • ориентация на клиента, включая расширение зоны ответственно­сти госучреждений за счет новых сфер потребностей граждан, не вхо­дивших ранее в зону ответственности государства;
  • рыночная оценка деятельности госструктуры, включающая конку­ренцию государственных и частных организаций за наиболее эффек­тивное выполнение бывших ранее исключительно государственными функций;
  • приватизация многих направлений деятельности государствен­ных агентств;
  • децентрализация управления на основе принципа субсидиарности.

В 1992 г. в США вышла книга Дэвида Осборна и Тэда Геблера «Ре­организация управления: как дух предпринимательства преобразует государственный сектор», получившая известность и распространение во многих странах мира. По их мнению, государственный менеджмент должен:

1) быть основан на принципах конкуренции между поставщиками услуг населению, ориентирующимся на рост производительности и сни­жение цен при необходимом качестве поставляемых общественных благ;

2) передавать контроль над деятельностью правительственных уч­реждений из рук чиновников непосредственно местным общинам;

3) оценивать работу государственных учреждений не по затратам, а по результатам;

4) руководствоваться целями и задачами, а не законами и правилами;

5) предоставлять потребителям право выбора производителей услуг;

— С позиций «нового государственного управления», конечная цель государственного менеджмента состоит в переводе всего государствен­ного сектора в сеть эффективных и производительных организаций, по­ставляющих услуги, которые будут функционировать как корпорации частного сектора.

Для России смысл понятия «новое государственное управление» определяется, прежде всего, поиском подходящих подходов, направленных на модернизацию системы управления, а также внедрением рыночных механизмов в государственные и муниципальные структуры управления. В последние годы в таких сферах, как образование, здравоохранение, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, постепенно развивается тесное сотрудничество между государственными и муниципальными органами, с одной стороны, и коммерческими организациями, с другой.

9 стр., 4052 слов

Курсовая работа управление государственной службой

... сторона более значима, здесь управление - это проактивная работа органов и людей, в ходе которой оказывается воздействие на объекты управления. 1.2 Принципы государственной гражданской службы Государственная гражданская служба основана на следующих принципах: ...

1.3 ВЗГЛЯДЫ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ НА ПРОБЛЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Под менеджментом обычно понимается организованное использование человеческих и материальных ресурсов в ходе достижения поставленной цели или реализации стратегии. Управленческая деятельность в государственных организациях стала все больше отставать от растущего уровня потребностей населения и экономики. «Обострились также проблемы реформ государственного управления в странах, где происхо­дили кардинальные политические изменения. Все это чрезвычайно ак­туализировало тематику менеджмента в государственных организациях как деятельность, одновременно связанную с бизнесом, государствен­ным управлением и политикой»[1].

Для обозначения современных задач государства стал использоваться тер­мин «государственный менеджмент» («public management»), акцентиру­ющий возросшую роль технологий бизнеса в государственном секторе. Основные категории, которые в настоящее время доминируют в обсуждениях государственного управления — миссия, проект, эффективность, качество, продуктивность, производительность, кадровый аудит, бюджет и заказчик — исходят в основном из делового мира.

В любом случае, чтобы понять содержание и основные отличия государственного управления, необходимо, прежде всего, определить его как область исследования и вид деятельности.

«Ученые обозначают выбранное исследовательское поле разными способами. Сторонники традиционного подхода используют термин «государственное управление». Многие политологи предпочитают термин «бюрократия». Юристы используют термин «администрация», а экономисты — термин «государственное регулирование». В послед­ние годы в попытках найти новые подходы к разрешению основной дилеммы государственного управления: как добиться производитель­ной и эффективной работы наряду с политической подотчетностью в общественном секторе — все чаще используется термин «государст­венный менеджмент»»[2].

Разные авторы дают разные определения одного и того же публичного управления, но все эти концепции, безусловно, относятся к общему положению: публичное управление — это управление в условиях рыночных отношений.

Конечно, проблема государственного управления как современной модели модернизации государственного управления существует и до конца не изучена. Ученые, профессора, государственные служащие: все эти категории людей вносят свой вклад в развитие науки «менеджмент». Изучение и проработка этой проблемы достаточно обширны, но есть и недостатки. Это: и отсутствие разработанности данной проблемы именно российскими учеными (проблема для России достаточно новая, молодая и, в связи с этим, недостаточно изученная), и нехватка опыта государства в условиях рыночной экономики (т.е. государство в условиях рыночных отношений начало существовать в нашей стране позже многих других держав), и само введение в обиход слова «менеджмент», а не управление у консервативно настроенных чиновников может вызывать некоторое недоверие.

Выявленные недостатки говорят о том, что авторы занимаются исследованием проблемы государственного управления, но есть и определенная область исследования науки, которая недостаточно изучена.

Таким образом, можно дать представление о государственном управлении как о науке, обращающей внимание на необходимость использования современных технологий управления и растущую роль рыночных отношений в государственном секторе. Для России «государственное управление» определяется, прежде всего, поиском подходящих подходов, направленных на модернизацию системы управления, а также внедрением рыночных механизмов в государственные и муниципальные структуры управления.

15 стр., 7058 слов

Особенности управления персоналом государственной службы

... сфере работы с персоналом государственной службы у нас больше практических проблем, чем теоретических ответов на поставленные вопросы. Это свидетельствует лишь о том, что проводимые реформы в вопросах формирования системы управления ...

ГЛАВА II. ИТОГИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ ЗА ПЕРИОД С 2003 ПО 2008 Г.Г..

2.1 СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ

2.1.1. ПЕРВЫЙ ЭТАП (2003-2005 г.г.)

Для достижения эффективности государственной службы в период 2003-2005 гг. Соответствующими государственными органами реализован комплекс мероприятий, направленных на совершенствование правовой, организационной, финансовой и методологической базы государственной службы Российской Федерации.

Реформа государственной службы осуществ­лялась в тесной взаимосвязи с ад­министративной, военной, судеб­но-правовой, образовательной и иными реформами, проходящими в стране, а также с учетом лучшего отечественного и зарубежного опы­та, применимого в российских ус­ловиях[3].

В рамках реализации мероприя­тий федеральной программы «Ре­формирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)» внесены из­менения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», а также подготовлены проекты федеральных законов «О правоохранительной службе Рос­сийской Федерации» и «О муници­пальной службе в Российской Фе­дерации».

В целом созданы условия для открытости и подотчетности деятельности государственных органов и государственных служащих перед гражданским обществом, возможность высказывания публичных оценок госслужащим. В связи с этим активность государственных учреждений страны в этом секторе получила дополнительный импульс.

Создана оптимальная база для финансирования федеральной государственной службы, обеспечивающая достойный материальный, семейный и культурный уровень работников государственной службы.

важно обеспечить чиновнику не только материальную выгоду, но, что, может быть, еще важнее, создать необходимые организационные и технические условия для эффективного выполнения им своих служебных функций. Сотруднику государственного аппарата необходима современная и надежная оргтехника, которая используется постоянно, от этапа получения первичной информации, включая ее анализ и комплексную обработку, до подготовки эффективных проектов управленческих решений.

Судьба реформы государственной службы и ее результаты во многом определялись профессиональной подготовкой людей, работающих в органах управления. Особое внимание уделяется этому направлению реформирования и развития государственной службы.

Время требует от работников государственных органов не только усердия, компетентности и ответ­ственности при исполнении долж­ностных обязанностей, т.е. про­фессиональной пригодности, но и обладания такими качествами, как высокая надежность, ответствен­ность, способность и умение ока­зывать качественные государст­венные услуги гражданам и орга­низациям.

Формирование системы управления государст­венной службой РФ, необходимо для обеспечения единства государст­венной службы РФ, взаимодействия государст­венных органов со структурами гражданского общества, координа­ции деятельности государственных органов в сфере государственной службы, а также профессиональ­ного развития государственных служащих.

Система управления государ­ственной службой создается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. «На органы по управлению государственной службой возлага­ется координация деятельности го­сударственных органов при реше­нии вопросов поступления на госу­дарственную службу, формирова­ния кадрового резерва, прохожде­ния и прекращения государствен­ной службы, ведения Сводного рее­стра государственных служащих Российской Федерации, использования кадрового резерва для замещения должностей государствен­ной службы, подготовки, перепод­готовки, повышения квалифика­ции и стажировки государственных служащих, а также осуществление вневедомственного контроля за со­блюдением в государственных ор­ганах законодательства о государ­ственной службе»[4].

10 стр., 4520 слов

Перспективы развития управления проектами

... Управление проектами должно занять особое место в комплексе мер, реализуемых сегодня в России в контексте государственных программ социально-экономического развития страны, включая новый этап реформ в экономике, социальном и государственном строительстве. Это требует нового подхода к государственному управлению, ...

Заслуживает вни­мания опыт Ростовской области, где областным законом от 21 дека­бря 2005 г. образовано Ведомство по управлению государственной гражданской службой Ростовской области. Этот государственный орган обладает организационной и функциональной независимостью. Руководитель ведомства по представлению губернатора утверждается и освобождается от должности Законодательным собранием Ростовской области. Полномочия Управления соответствуют федеральному законодательству и распространяются на деятельность государственных служащих, работающих в аппарате Законодательного собрания и в органах исполнительной власти Ростовской области.

В целом же процесс формирова­ния системы управления государст­венной службой, как на федераль­ном уровне, так и на уровне субъ­ектов Российской Федерации тре­бует более активной, продуманной и согласованной проработки этих вопросов с заинтересованными го­сударственными органами, чем, собственно, и предстоит нам зани­маться в ближайшей перспектив.

2.1.2. ВТОРОЙ ЭТАП (2006-2008 г.г.)

В концепции адми­нистративной реформы, которая обхватывает период с 2006 по 2008 г., основными целями и задачами значатся: улучшение качества и до­ступности государственных услуг, повышение эффективности взаимо­действия исполнительной власти и гражданского общества, прозрачно­сти и открытости деятельности орга­нов исполнительной власти.

В рамках административной ре­формы предполагается разработать нормативно-правовую и методичес­кую базу и внедрить соответствую­щие механизмы; создать действен­ные каналы влияния гражданского общества — граждан, организаций, деловых кругов — на подготовку и принятие затрагивающих их права и законные интересы решений ор­ганов исполнительной власти.

В качестве мер по обеспечению административной реформы пред­лагается: организовать полноцен­ное информирование общественно­сти о ее целях, задачах и ходе; реализации; сформировать заинте­ресованность в реализации соответ­ствующих мероприятий и их под­держке у различных слоев общест­ва; оказывать содействие прямому участию представителей граждан­ского общества, делового сообщест­ва в мероприятиях административ­ной реформы.

Одновременно в ходе реформы должны решаться такие задачи, пак снижение уровня коррупционности аппарата, повышения эффективно­сти работы и т.д.

Одними из важ­ных составляющих успеха адми­нистративной реформы в целом и реформы госслужбы в частнос­ти рассматриваются ее под­держка в обществе, налаживание обратной связи с населением, что позволит отслеживать ре­акцию граждан на процесс рефор­мирования, степень совпадения их ожиданий и происходящих из­менений. Этим вопросам посвяще­но мониторинговое социологическое исследование, которое проводилось кафедрой политологии и политичес­кого управления РАГС при содейст­вии Социологического центра РАГС и включало: массовый репрезента­тивный опрос населения

4 стр., 1755 слов

Управление человеческими ресурсами проекта

... ролей, строгой и документально оформленной координацией действий. Команда управления проектом - это часть команды проекта; она отвечает за выполнение операций по управлению проектом (например, планирование, управление и ... динамику, такую ​​как манипуляции, страх и недоверие, сопротивление необходимости действовать и борьба за власть. Их можно преодолеть, развивая взаимное доверие, устанавливая ...

Решение проблем, с которыми сталкивается большинство населения, по-прежнему связано с политической волей Президента Российской Федерации и укреплением государства.

Данные мониторинга приведены в табдице1.

Относительно адекватное восприятие населением плана и целей реформы государственной службы еще не гарантирует ее поддержки.

Данные таблиц 2 и 3 проясняют ситуацию.

Уровень поддержки реформы госслужбы гражданами растет, но медленно, и пока он еще явно недо­статочен. Главная причина состоит в том, что люди не видят прямой связи между проводимой ре­формой и своими интересами. Примерно две трети опрошенных считают, что реформа никак не скажется на их жизни, или затруд­няются с ответом.

В сознании россиян сложилась определенная модель первоочеред­ных требований к госслужбе и гос­служащему: соблюдать закон (84%), защищать права и обеспе­чивать интересы граждан (58%), предоставлять услуги гражданам качественно и вовремя (43,5%), проявлять к ним уважение и веж­ливость-(69%), эффективно и доб­росовестно выполнять свои обязан­ности (29%).

Безусловно, общественное мнение не всегда является мерилом истинного состояния дел. Вряд ли рядовые граждане способны доста­точно компетентно судить, в какой мере аппарат служит государству, а в какой — своему ведомству. Это свидетельствует о наличии серь­езных нерешенных проблем к отно­шениях населения и госслужащих. В концентрированном виде мне­ние населения о современном состо­янии (а значит, и итогах реформи­рования) госслужбы дает Таблица 6.

Разрешение обозначенной проблемы — форми­рование атмосферы доверия, готов­ности к сотрудничеству органов власти и граждан. Как отмечается в статье с характер­ным названием «Цена отчуждения: государство отдельно — страна от­дельно», слишком велико высоко­мерие чиновников по отношению к стране, обществу, рядовым гражда­нам»[5].

Судя по данным таблицы 8. ре­спонденты считают наиболее весо­мой причиной своей неинформиро­ванности о деятельности аппарата нежелание высших чиновников сделать его работу открытой и про­зрачной.

На предыдущем этапе исследова­ния был сделан такой вывод: «до­зрев» до требования «быть услышан­ными», наши граждане еще не гото­вы включиться в соответствующей форме в работу государственных или общественных организаций считая, что реформирование госу­дарства, в том числе такого институ­та, как госслужба, это дело главным образом самого государства.

2.2 МЕНЕДЖЕРИЗМ

Современный менеджеризм связан с появлением и развитием требования практики в процессе подготовки управленческих кадров. Именно благодаря этой концепции в практике государственного управления появился такой инструмент менеджмента, как стратегическое планирование.

Современный менеджеризм привлек внима­ние к непоследовательности и противоречивости доктрин, на основе ко­торых строится административная деятельность государства. Современные исследователи государ­ственного менеджмента сосредоточиваются на изучении коммуникаций, связей и взаимодействий между менеджерами государственных, частных и общественных организаций, поскольку именно в этой сфере принима­ются реальные решения и осуществляются управленческие функции.

10 стр., 4816 слов

Положение о курсовом проекте (курсовой работе) кафедры управления ...

... указанием его номера. 4.8 Таблицы, используемые в курсовом проекте (работе), размещают после текста, в котором впервые дана ссылка на них, ... анализа законодательных и нормативных требований, лучших практик управления, стандартов. Результатом исследований и научного поиска является ... разделяются пробелами. Пункты и подпункты как правило не имеют названий. Пример: 1 НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ 1.1 Название ...

Если прежде упор делался на роль государственных либо общест­венных институтов, то теперь возникла перспектива концентрации исследовательских усилий на изучении их взаимодействия, что прямо связано с разработкой проблемы управляемости. Для решения этой проблемы на первый план выступает не принуждение, а кооперация государства в отношениях с частным бизнесом.

Государственный менеджмент объединил в себе различные об­щественные науки с целью формирования междисциплинарного представления о том, какой должна быть государственная полити­ка, как она должна определять содержание и вызывать изменения государственных программ и как должна осуществляться оценка ее воздействия и результатов. Переход от государственного админист­рирования к государственному менеджменту означает уход от тра­диционного институционального подхода в сторону изучения ре­альных процессов управления с использованием современных средств анализа управленческих решений и практики их реализа­ции через конкретные программы (как государственные, так и в сфере бизнеса).

Интерес к применению методов менеджмента в государственных учреждениях во многом определяется необходимостью обеспечить по­дотчетность подразделений в правительственных ведомствах. Тради­ционные способы административного контроля не давали нужных ре­зультатов, поскольку персональная ответственность за качество работы невозможна без оценки результатов деятельности путем сопос­тавления с затратами или другими критериями.

Обычно выделяют пять типов индивидуальной подконтрольности как необходимый минимум для ответственного чиновника:

1. Правовой контроль (законодательное регулирование).

2. Финансовый контроль (расходование государственных средств).

контроль (достижение целей, выполнение обе­щаний и ожиданий).

4. Демократический контроль (информация и консультирование с выборными органами, связи с гражданами).

5. Этический контроль (действия в соответствии с этическими нормами или более общие моральные стандарты).

Традиционно акцент ставился на первых двух типах индивидуаль­ной подконтрольности. Современная трактовка государственного ме­неджмента с учетом идей «руководства» (governance) переносит ударе­ние на последние три типа. При этом третий тип требует высокого профессионализма в принятии стратегических решений.

Критика менеджеризма

Одновременно с развитием и распространением идей нового менед­жеризма возникли довольно основательные возражения рекомендаци­ям развивать конкуренцию между государственными учреждениями, поскольку наряду с ее стимулирующим эффектом есть определенные отрицательные последствия, вытекающие из отличий государственных и коммерческих организаций.

Во-первых, существуют основательные возражения против идеи рас­смотрения граждан как клиентов и против доводов в пользу предприни­мательства. Государство не может ориентироваться исключительно на платежеспособный спрос клиентов, что нарушает основополагающие принципы социальной справедливости.

Во-вторых, утверждается, что нельзя заменить норму закона на рыночное поведение, и реальной опасностью является снижение уровня внутренних связей в государственном аппарате, размывающее необходимую для государственной бюрократии иерархию.

В-третьих, критики считают, что сторонники менеджеризма оши­баются в определении источников основных проблем. Менеджеризм утверждает, что основная проблема — это дисфункции администра­тивной системы, не позволяющие честным и работоспособным чинов­никам проявить свои способности и, прежде всего инициативу. Их критики, напротив, защищают административную систему и настаи­вают на том, что проблемы проявляются в несостоятельных политиче­ских суждениях и волеизъявлении политиков.

Таким образом, критики менеджеризма полагают, что частное и государственное управление настолько различны, что любые по­пытки перенести реформаторские идеи (такие, как обслуживание клиентов и конкуренцию) из частного сектора в государственное управление являются неправильными и опасными. Они полагают воз­можным добиться улучшений в государственном управлении за счет инвестиций в государственный сектор и выступают против слияния административной деятельности и некоторых политических инсти­тутов и тем самым основываются на давно устоявшихся традициях демократической подотчетности и иерархично организованной бю­рократии.

ГЛАВА III. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ХХI ВЕКЕ

3.1 ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Технологии современного менеджмента способны существенно повысить эффективность государственного управления. Сотрудники государственных учреждений все в большей степени озабочены экономией затрат, повышением эффективности, они стремятся учитывать изменяющиеся параметры внешнего окружения и изменяющиеся запросы потребителей услуг правительственных структур. Все больший акцент делается на групповую работу и методы коллективной выработки управленческих решений.

Особенно ярко новые технологии современного менеджмента проявляются в тех областях, где изменения социально – экономической обстановки заставляют постоянно искать новые решения вновь возникающих задач. Гражданин квалифицируется как потребитель услуг, предоставляемых государственными учреждениями и ведомствами, и в связи с этим вся деятельность конкретных государственных учреждений рассматривается через призму удовлетворения потребностей и конкретных запросов потребителя.

Новые подходы к государственному управлению предусматривают постоянное обучение и повышение квалификации, формирование новых знаний, тщательный отбор персонала. В последнее время в научной литературе и практике широкое распространение получил термин «менеджмент знаний». Он понимается как систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые можно создавать, совершенствовать и применять. «Управление знаниями – это стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов и более высокую результативность, эффективность, повышенную конкурентоспособность»[6].

От внутренней установки «знание есть власть, и делиться им не следует», необходимо перейти к новой «командной» установке: «свободный обмен знаниями и есть источник успеха организации и личности». Следует учесть, что переход от одной установки к другой – очень сложный процесс, но именно от успеха этого процесса зависит эффективность стратегии управления знаниями.

Таким образом, технология управления характеризуется как это стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов и более высокую результативность, эффективность, повышенную конкурентоспособность.

3.2 КОНЦЕПЦИЯ РЕИНЖЕНЕРИНГА

В последнее время большое распространение получила концепция реинжиниринга. Ее можно охарактеризовать как действия по реорга­низации, перестройке основного ядра рабочих процессов, которые со­провождаются значительными и быстрыми изменениями в услугах или продукции, а также внутренней структуре организации. Данные изменения проводятся за месяцы, а не растянуты на годы, что отража­ет желание многих руководителей как можно быстрее провести реор­ганизацию в своих структурах.

Истоки этой концепции находятся в стратегическом менеджменте, тотальном управлении качеством, управлении проектами, из ко­торых были заимствованы многие идеи и методы. Цель реинжиниринга — изменение главных управленческих систем и отношений, которые связаны с основными, рабочими процессами, в максимально короткие сроки. Характеристика реинжиниринга:

  • темпы изменений — максимально короткие, а не постепенные;
  • область изменений охватывает не всю организацию, а лишь основное ядро деятельности;
  • большую роль играет не персонал, а руководители, которые дол­жны непосредственно управлять реинжинирингом в организа­ции, уделяя этому не менее 20-30 % своего рабочего времени.

Таким образом, концепция реинженеринга в государственном менеджменте играет свою особенную роль такую, как действия по реорга­низации, перестройке основного ядра рабочих процессов, которые со­провождаются значительными и быстрыми изменениями в услугах или продукции, а также внутренней структуре организации.

3.3 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ

Современный менеджмент представляет собой на практике разработку и реализацию государственных целевых программ. Главные приоритеты расставлены между образованием, здравоохранением, доступным жильем и сельским хозяйством. Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему.

Целевая программа «ЗДОРОВЬЕ»

Основные цели приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения:

  • Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;
  • Повышение доступности и качества медицинской помощи;
  • Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
  • Развитие профилактической направленности здравоохранения.
  • Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.

Направления приоритетного национального проекта «Здоровье»:

  • Развитие первичной медико-санитарной помощи
  • Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью

В 2006 году на реализацию проекта было выделено 78,98 млрд. руб. средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Субъектами РФ и муниципальными образованиями также выделялись значительные дополнительные средства на сопровождение проекта. Реализация проекта в 2007 году осуществляется из средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов в соответствии с ФЗ – от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», от 29 декабря 2006 года № 243-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» и от 19 декабря 2006 года № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2007 год». На реализацию мероприятий проекта предусмотрены в 2007 году денежные средства в объеме 131,3 млрд. рублей.

Новые направления национального проекта «Здоровье» в будущем:

На 2008-2009 годы запланировано расширение приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, которое коснется, прежде всего, мероприятий, направленных на снижение смертности населения Российской Федерации от управляемых причин и сохранение трудового потенциала страны.

Целевая программа «ОБРАЗОВАНИЕ»

Основные цели приоритетного национального проекта в сфере образования:

1. Предстоит выявить возможные «точки роста», т.е. государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым – то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт.

2. Проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов, т.е. создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.

3. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

Направления приоритетного национального проекта «Образование»:

  • Стимулирование образовательных учреждений (вузов и школ), активно внедряющих инновационные образовательные программы;
  • Информатизация образования. За два года школы, не имеющие доступа к Интернету, получат качественное подключение к Глобальной сети;
  • Поддержка инициативной и талантливой молодежи.

Ежегодно 2,5 тыс. молодых людей – победителей всероссийских олимпиад и конкурсов – будут выделяться именные гранты по 60 тыс. руб.;

Результаты реализации проекта «Образование»:

К концу 2008 года прогнозируется достижение следующих основных показателей:

  • 3 тыс. инновационных общеобразовательных учреждений и не менее 10 вузов реализуют собственные годовые программы развития.
  • 10 тыс.

лучших учителей получат поощрения в размере 100 тыс. рублей.

  • С учетом наполняемости классов в сельской местности и в городе классные руководители будут получать ежемесячные доплаты.
  • Школы должны быть подключены к системе Интернет. При этом планируется обеспечить эффективный двусторонний доступ к образовательным ресурсам.
  • Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, под руководством Министерства обороны России в 2006 году в Вооруженных Силах планируется открыть 25 современных учебных центров.

Таким образом, успешная реализация проекта позволит обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России, а также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента.

Целевая программа «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»

Необходимость повышения эффективности государственного уп­равления и сокращения его издержек заставляет все активнее вне­дрять современные информационные технологии в деятельность ор­ганов законодательной и исполнительной власти.

Появление современных технологий, и в первую очередь информа­ционных и коммуникационных технологий (ИКТ), особенно Интер­нета, существенно изменяет характер работы и методы управления в государственных организациях и системе государственной власти в целом. ИКТ используют для поддержки многообразных инициатив в государственной политике и управлении, в частности, большие возможности открываются в про­цессе проведения административных реформ.

Можно выделить несколько целей развития системы электронного правительства на современном этапе:

  • ¦ предоставление услуг для населения по сети Интернет;
  • ¦ преодоление информационного неравенства;
  • ¦ перестройка взаимоотношений с населением;
  • ¦ ускорение экономического развития;
  • ¦ увеличение прозрачности и открытости в работе органов госвласти;
  • ¦ привлечение граждан к принятию решений.

Правительство России в 2000 г. начало реализацию целевой феде­ральной программы «Электронная Россия» с целью вывести страну на передовые рубежи в области современных знаний и информацион­ных технологий. Задача программы — повысить эффективность рабо­ты органов государственной власти, сделать ее доступной для граж­дан и облегчить взаимодействие населения, бизнеса с властью.

В последнее время органы государственной власти все активнее раз­вивают услуги, основанные на использовании электронных систем и ин­формационных технологий, так называемые электронные услуги, вклю­чая е-коммерцию. Все услуги можно разделить на три группы:

  • ¦ информационные услуги по требованию или запросам граждан и организаций;
  • ¦ коммуникативные услуги, основанные на обмене информацией между государственными органами власти и населением;
  • ¦ трансакционные услуги по доставке услуг или товаров индиви­дам или организациям.

Таким образом, электронное правительство включает в себя четыре компонента (рис. 1).

Под электронным правительством понимается се­тевая информационно-коммуникационная инфраструктура, поддер­живающая процесс выполнения органами государственной власти своих задач и функций в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге можно дать понятие государственного менеджмента как науки, уделяющей внимание необходимости использования современных технологий управле­ния и возросшую роль рыночных отношений в государственном секторе. Для России «государственное управление» определяется, прежде всего, поиском подходящих подходов, направленных на модернизацию системы управления, а также внедрением рыночных механизмов в государственные и муниципальные структуры управления.

Административные реформы важны для России. С точки зрения государственного менеджмента были осуществлены реформы с 2003 по 2008 г.г., которые принесли результаты в ряде важных для развития страны решений: начало реализации приоритетных нацио­нальных проектов; осуществление мер, направленных на достижение полной конвертируемости рубля; принятие федерального закона «О за­щите конкуренции»; переход к проведению промышленной политики; создание особых экономических зон, Инвестиционного фонда РФ, Российской венчурной компании; отмена импортных пошлин на обо­рудование; учреждение биржи по торговле газом.

В стране в связи с появлением «Менеджмента» появляется и государственный менеджеризм, связанный с появлением и развитием требования практики в процессе подготовки управленческих кадров. Критики менеджеризма полагают, что частное и государственное управление настолько различны, что любые по­пытки перенести реформаторские идеи (такие, как обслуживание клиентов и конкуренцию) из частного сектора в государственное управление являются неправильными и опасными. Они полагают воз­можным добиться улучшений в государственном управлении за счет инвестиций в государственный сектор и выступают против слияния административной деятельности и некоторых политических инсти­тутов и тем самым основываются на давно устоявшихся традициях демократической подотчетности и иерархично организованной бю­рократии.

В современности существует технология управления, которая характеризуется как стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов и более высокую результативность, эффективность, повышенную конкурентоспособность. Она включает в себя концепцию реинженеринга, которая играет свою особенную роль как действия по реорга­низации, перестройке основного ядра рабочих процессов, которые со­провождаются значительными и быстрыми изменениями в услугах или продукции, а также внутренней структуре организации.

Государственный менеджмент как современная модель модернизации государственного управления достаточно сложный и многоуровневый процесс, который зависит от многих показателей, факторов, элементов. В перспективе, развитие менеджмента в России будет идти благополучно и стабильно, т.к. государственный менеджмент становится неотъемлемым звеном между государством и коммерческими структурами государства, которые успешно функционируют и сотрудничают.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/gosudarstvennoe-upravlenie-i-sovremennyiy-menedjment/

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята народным голосованием 12 декабря 1993 года

2. ФЗ от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»

3. ФЗ от 19 декабря 2006 года № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2007 год»

4. ФЗ от 31.07.1995 п.№119ФЗ «Об основах государственной службы в РФ»

5. Федеральная программа «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 годы)»//Рос. газ., 2002.-№220(223)

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/gosudarstvennoe-upravlenie-i-sovremennyiy-menedjment/

6. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-ое, дополн. – М.: Омега – Л, 2004 г. – 584 с.

7. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 551 с.

8. Дубик С.В. Государственная служба РФ: основные направления реформирования и развития. Журнал «Государственная служба» № 2 2006г.

9. Егоров В.С. Государство ХХI века и новое качество институтов власти в России. Журнал «Государственная служба» № 4 2007г.

10. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций. Изд. 2-ое. – М : ИКЦ «Март» 2005г – 512с.

11. Купряшин Г.Л. Государственный менеджмент: Учебное пособие. – М., 2004г.

12. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. – СПб.: Питер, 2004г. – 448 с.

13. Матюхин В.Л. Информационные технологии предоставления государственных услуг. Журнал «Государственная служба» № 1 2007г.

14. Обухова Л.С. Новые технологии менеджмента в государственном и муниципальном управлении. Журнал «Государственная служба» № 4 2005г.

15. Чиркин В.Е. Государственное управление: Элементарный курс. – М.: Юристь, 2002.

16. Щекатурин Ю.С. История государственного управления России: Учеб. пособие/ Юж. – Рос. гос. техн. ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2003.

Приложение

[1] Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учеб. Для вузов. – М.,2003г.,422с.

[2] Купряшин Г.Л. Государственный менеджмент: Уч. Пособие. – М.,2004г.,254с.

[3] Концепция рефор­мирования системы государствен­ной службы Российской Федерации (утверждена Прези­дентом Российской Федерации 15 августа 2001 года).

[4] ФЗ «О системе государствен­ной службы Российской Федера­ции»

[5] (Эксперт. 2006. № 35. С.21)

[6] Журнал «Государственная служба» №4 2005г. С.13