Государственный долг. Проблемы управления

Курсовая работа

Ни для кого не секрет, что все мировое сообщество берет в долг. Он служит нуждам собственного государства, покрывает государственный дефицит, финансирует какие-то социальные программы или, как африканские государства в 90-е годы, «восстанавливает мир и спокойствие в своих государствах», то есть вооружает население. 1

Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющему большинству стран не хватает собственных ресурсов для внутренних инвестиций, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и погашения долговых обязательств по внешним займам. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически все эти страны имеют систему экономического долга. Кроме того, зависимость национальных экономик от внешнего восстановления будет продолжать расти в ходе либерализации и глобализации финансовых рынков, несмотря на все еще ощутимое сохранение их изоляции.

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этой связи можно увидеть две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время госдолг занимает особое место среди болезненных проблем современной фискальной политики в России. Но не нужно думать, что у России самый большой государственный долг. И в этом мы сильно отстаем от США, у которых по официальным данным государственный долг превышает 18 трлн. долларов, каждую секунду он увеличивается на несколько тысяч долларов. Однако правильнее оценивать долг государств не в абсолютных цифрах, а по отношению к ВВП: чем крупнее экономика страны, тем легче расплачиваться с долгами. В. Кузьмин.// Долг в долг. По данным Всемирного банка, долг США составляет 96,1% ВВП. Это тоже значительный показатель, хотя многие страны десятилетиями живут с высокой задолженностью: например, во Франции, Италии и Японии этот показатель превышает 100%. Государственный долг России составляет 10% ВВП2. Таким образом, российская финансовая система надежна и позволяет получать выгодные кредиты.

Государственный долг — один из макроэкономических параметров, объект и инструмент экономической политики государства. Наличие долга может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для реального, финансового и нефинансового секторов, в зависимости от направления государственных расходов, фазы экономического цикла и уровня экономического развития. Положительное влияние долга проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия выражаются в эффекте вытеснения и перекладывания бремени на будущие поколения.

15 стр., 7073 слов

Статистика государственного бюджета

... государственных учреждений и разработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании национальной статистики в целом и статистики государственного бюджета в частности, национальная статистика ... потребление ос­новного капитала, списанные безнадежные долги и др.). К основным показателям статистики государственного бюджета отно­сятся (см. табл.1): доходы; ...

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что величина государственного долга является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размером и структурой государственного долга является важной социально-экономической задачей.

Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению www.minfin.ru экономического роста. Рано или поздно кредит выходит за рамки возможностей государства, что приводит к необходимости сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная фискальная, денежно-кредитная и валютная политика государства создает на финансовых рынках неопределенность в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов требовать более высокой премии за риск. Чрезмерный рост государственного долга представляет собой угрозу экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

Проблема долга важна и для нас простых граждан, потому что пока государство не выплатит государственный долг, оно не сможет вкладывать больше денег в социальную сферу: в образование, в здравоохранение, в увеличение оплаты социальных нужд и т.д. Следовательно, проблема государственного долга не только важна, но и имеет первостепенное значение.

В статье рассматриваются как теоретические аспекты управления государственным долгом, так и анализ и проблемы управления государственным долгом в Российской Федерации в настоящее время.

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем управления государственным долгом в России. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  • определить понятие и сущность государственного долга;
  • раскрыть основные виды государственного долга;
  • рассмотреть принципы управления госдолгом;
  • определить основные проблемы государственного долга;
  • определить пути преодоления государственного долга;
  • рассмотреть проблемы управления государственным долгом в России;
  • исследовать пути преодоления государственного долга.

    Глава 1.

Понятие государственного долга

1.1. Сущность, формы и виды государственного долга

Государственный долг — это совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. Бюджетный кодекс Российской Федерации дает юридическое определение государственного долга как долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.

13 стр., 6091 слов

Правовые основы медицинской помощи и лечения в Российской Федерации

... собой следующие задачи: рассмотреть правовую природу и источники правового регулирования медицинской деятельности; охарактеризовать формирование и развитие медицинского права в Российской Федерации; проанализировать правовые основы оказания отдельных видов медицинской помощи, таких как медицинская стерилизация человека, а ...

Проблема зависимости от долга государства и, прежде всего, перед лицом иностранных кредиторов всегда была актуальной, поскольку полная реализация государственного суверенитета возможна только при определенной экономической независимости.

Первой причиной возникновения государственного долга является государственная и муниципальная задолженность, с помощью которой обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов

Третья основа — это предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения облигаций для других заемщиков.

Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

По структуре государственный долг РФ состоит из нескольких групп долговых обязательств:

  • задолженности владельцам государственные краткосрочные облигации – облигации федерального займа (ГКО-ОФЗ);
  • задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета;
  • задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан;
  • внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ;
  • вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами.

Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг:

Государственный долг — государственные долговые обязательства перед внутренними юридическими и физическими лицами и существующие внешние государственные займы.

Государственный долг является более широким понятием и включает долг не только правительства Российской Федерации, но и органов управления республик, входящих в состав Российской Федерации, и местных органов власти.

Существуют разные классификации государственного долга в зависимости от основного атрибута классификации.

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий:

Капитальный государственный долг – сумма задолженности

государства по всем своим обязательствам вместе с процентами.

Текущий долг – сумма задолженности, срок который наступает или

наступил в данном году.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и

высокий государственный долг характерны на современном этапе для

29 стр., 14487 слов

Высшего образования российский государственный профессионально педагогический

... задачи: изучить экономическую сущность и значение сбытовой деятельности предприятия; обобщить и систематизировать существующие методы управления сбытовой деятельности; исследовать методические подходы к оценке эффективности управления сбытовой деятельности предприятия; провести анализ и разработать рекомендации по ...

большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя

свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в

целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно

накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным

кредиторам. Это ведет к росту государственного долга — внутреннего и

внешнего.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг — это обязательства,

возникающие в иностранной валюте (график 1).

3

50 млрд.долл.

30

10

01.01.2010

01.04.2010

01.07.2010

01.10.2010

01.01.2011

01.04.2011

01.07.2011

01.10.2011

01.01.2012

01.04.2012

01.07.2012

01.10.2012

01.01.2013

01.04.2013

01.07.2013

01.10.2013

01.01.2014

01.04.2014

01.07.2014

01.10.2014

01.01.2015

Кварталы

График 1.Динамика объемов государственного внешнего долга РФ в 2015 г.

Под государственным внутренним долгом понимаются долговые

обязательства федерального правительства, возникающие в валюте

Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства

http://info.minfin.ru/debt.php обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении (график 2).

4

6000

5000

4000

млрд.руб.

3000

2000

1000

01.02.2012

01.04.2012

01.06.2012

01.08.2012

01.10.2012

01.12.2012

01.02.2013

01.04.2013

01.06.2013

01.08.2013

01.10.2013

01.12.2013

01.02.2014

01.04.2014

01.06.2014

01.08.2014

01.10.2014

01.12.2014

01.02.2015

01.04.2015 График 2. Динамика объема внутреннего долга правительства РФ, выраженного в государственных облигациях.

С формальной точки зрения иностранные займы — это займы, предоставленные в иностранной валюте или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев — кредиторов.

Для государства на федеральном и региональном уровнях могут использоваться два типа долговых обязательств: внутренний долг или внешний долг. Для муниципальных образований это называется возможность использования только одного вида — внутреннего долга.

Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет.

Предоставляя для Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс http://info.minfin.ru/debt_vnutr.php устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.

Для федерального уровня долговых обязательств государства Бюджетный кодекс устанавливает верхний предел государственного внутреннего долга, верхний предел государственного внешнего долга и отдельно предел государственных внешних заимствований на очередной финансовый год. Указанные предельные показатели долговых обязательств установлены для всех уровней балансовой системы. На федеральном уровне конкретные цифры предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, а также отдельно предельные показатели внешних заимствований устанавливаются федеральным законом о бюджете на очередной год, в котором показатели долговых обязательств подлежат конкретизации по формам обеспечения. Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года в сумме составляет 7 218 501 812,0 тыс. рублей, верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года в сумме 64,0 млрд. долларов США, или 49,2 млрд. евро.5

10 стр., 4903 слов

Управление государственным и муниципальным долгом

... и внешним государственным долгом Российской Федерации. При этом, отдельные вопросы, связанные с управлением государственным долгом, операциями с государственными долговыми обязательствами и учетом этих операций регулировались и продолжают в настоящее время прописываться в нормативных документах Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и ...

В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих формах:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет).

Срок погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение условий выданного государственного займа в обращении, включая сроки выплаты и размер процентных платежей, срок обращения.

1.2. Управление государственным долгом

Под управлением государственным долгом понимается комплекс мер, принимаемых государством для выплаты доходов кредиторам, погашения ссуд, изменения условий уже выданных ссуд и определения условий выпуска новых государственных облигаций.

Есть много методов решения проблемы государственного долга. К ним относятся как бюджетно-экспортные, так и финансово-технические. Фискальные методы являются долгосрочными и связывают решение такой проблемы, как внешний долг, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета. Технические методы краткосрочные и могут решить проблему за счет улучшения условий кредита, уменьшения общей суммы долга и изменения временной структуры платежей.

Управление государственным долгом осуществляется следующими финансовыми и техническими методами: конвертация, консолидация, объединение, новация, отсрочка, дефолт, рефинансирование.6

9 стр., 4308 слов

Государственные кредиты

... долговых обязательств РФ прошлых лет. Текущий государственный долг - это стоимость выплаты кредиторам расписок по всем государственным долговым обязательствам и по погашению облигаций, подлежащих выплате. Государственный долг ... заемщика и гаранта, определить функций государственного кредита, определить формы государственного кредита, рассмотреть управление государственным кредитом в узком и широком ...

Конверсия – это изменение доходности займов. Чтобы снизить затраты на управление государственным долгом, правительство часто снижает сумму процентов, выплачиваемых по ссудам. Однако увеличение доходности по гособлигациям для кредиторов также возможно.

Консолидация — это преобразование части существующей задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование данной методики связано со стремлением государства устранить опасность, которая может грозить в случае массового запроса о погашении долга.

Объединение государственных займов обычно происходит одновременно с объединением. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на http://www.grandars.ru/student/finansy/upravlenie-gosudarstvennym-dolgom.html облигации нового займа. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. приравнивая несколько ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации. Новация — это соглашение между государством — заемщиком и кредитором о замене обязательств по одному и тому же кредитному договору. Отсрочка — консолидация, при этом государство отказывается выплачивать доход по кредитам. Отсрочка погашения кредита или всех ранее выданных кредитов осуществляется в условиях, когда дальнейшее развитие операций по выдаче новых кредитов не имеет финансовой эффективности для государства. При задержке не только откладывается срок погашения ссуд, но и прекращается выплата дохода. Дефолт – это отказ государства от уплаты государственного долга. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства и вследствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей. Рефинансирование — это погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств. Минимальная цена заемных средств на рынке определяется ставкой рефинансирования. Ставка рефинансирования — это процентная ставка, по которой предоставляется заем на обслуживание внутреннего долга. Таким образом, государственный кредит регулирует межбанковский кредитный рынок. В основе процесса управления государственным долгом лежит разделение долга на внешний и внутренний. Структурно государственный долг состоит из двух частей: основного долга и остаточного долга, который включает, помимо основного долга, проценты. При этом следует иметь в виду, что государственный долг — это не только объем заемного государственного долга, но и задолженность забалансовых средств. В настоящее время при разработке вариантов оптимизации внешнего долга России внимание концентрируется главным образом на технических средствах решения проблемы: реструктуризации долга, конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Предлагаются и менее традиционные методы: выплата компенсаций, погашение долга в национальной валюте, новый учет долгов для погашения кредитов.7 Под реструктуризацией долга, согласно ст. 105 Бюджетного кодекса РФ, понимается «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения». В некоторой степени этот термин является синонимом консолидации ссуды. Основные схемы реструктуризации включают: аннулирование долга, то есть аннулирование предыдущих займов, обратный выкуп долга, секьюритизацию долга.

9 стр., 4269 слов

Бюджетного дефицита, который влечет за собой последствия в виде ...

... последствия, эффективность принимаемых решений. Регулирование и управление государственным долгом - это набор регулируемых государством мер по закону для использования долговых отношений для погашения долговых обязательств. Бюджет страны выполняет ряд особо значимых ...

В последние годы были предприняты положительные попытки регулирования государственного долга. особенно важно установить максимальные объемы государственного долга России и максимальные объемы государственных займов России. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 106) установлено, что предельный объем государственных годовых внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Необходима достоверная оценка объема государственного внешнего долга, связанная с полной инвентаризацией внешних заимствований и выданных по ним гарантий и поручительств правительства РФ.

С.Грязьев /Политика развития //Наш современник.

Эффективное применение методов управления госдолгом приведет к снижению выплачиваемых процентов по займам, увеличениям сроков погашения, что положительно скажется на экономике страны (график 3) 8.

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

млрд.руб.

2025

2026

2027

2028

2029

2031

2032

2034

2035

2036

0 100 200 300 400 500 600 700

График 3. График погашения государственного внутреннего долга РФ по годам. http://info.minfin.ru/debt_vnutr.php

Глава 2. Проблемы управления российским долгом и пути их

решения

2.1. Основные проблемы и задачи по управлению госдолгом

Целью управления государственным долгом является развитие экономически обоснованной взаимосвязи между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами на их привлечение при сохранении объема долга на экономически безопасном уровне. Поэтому система управления государственным долгом должна быть ориентирована на обслуживание стратегических инвестиционных проектов, а государство должно выступать в качестве координатора и гаранта промышленных инвестиций в рамках разработанной стратегии экономического роста.9

Как уже говорилось, управление государственным долгом — это регулируемая нормами права совокупность мероприятий государства по использованию долговых отношений, направленных на погашение долговых обязательств и формирование благоприятных социально-экономических условий развития страны, одно из направлений финансово-бюджетной политики страны, связанное с деятельностью государства на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве экономического субъекта заемщика и гаранта. Он предусматривает привлечение финансовых ресурсов за счет размещения ценных бумаг или других источников, погашение и обслуживание долговых обязательств.

Для этих целей необходим:

  • анализ социально-экономического развития государства на перспективу;
  • оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия;
  • Е.А.Ермакова./Система качественных критериев для оценки долговой политики субъектов РФ//Финансы и кредит.
  • определение предельно допустимых размеров государственного долга, рационализация его состава и структуры;
  • меры по стабилизации размеров, оценка влияния государственного долга на развитие экономики страны.

Чрезмерный рост государственного долга представляет собой угрозу экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

90 стр., 44752 слов

Управление оборотным капиталом предприятия

... вопросы управления оборотным капиталом в условиях относительной экономической стабильности. Кроме того, специфика российской экономики не приемлет автоматического переноса существующих подходов к управлению оборотным капиталом, ... полностью (за вычетом возвратных долгов) участвуют в формировании затрат на произведенную продукцию (работы, услуги). Третья фаза кругооборота оборотного капитала (Т 1 — Д1 ...

В связи с этим также следует учитывать, что система управления государственным долгом по своей политико-экономической сути должна включать:

  • определение цели и обоснованность государственных заимствований;
  • минимизацию стоимости долга для заемщика;
  • эффективное использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов;
  • усиление инвестиционного характера займов;
  • обеспечение своевременного возврата полученных кредитов.

Это предполагает формирование единой системы управления государственным долгом, включая учет ссуд субъектов Федерации, внешнего долга банков и других корпоративных ссуд. С введением Бюджетного кодекса впервые на законодательном уровне четко проявилась концепция единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств.

Управление государственным долгом Российской Федерации базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности возникновения кризисов ликвидности или платежеспособности, а также на постепенном снижении зависимости федерального бюджета от ситуации на мировых рынках сырьевых товаров и ссудного капитала.

Перед Российской Федерацией в области управления государственным долгом с точки зрения оптимизации его структуры и стоимости обслуживания, поддержания его размера на экономически безопасном уровне формируются следующие задачи:

  • завершение формирования единой системы государственного долга и государственных заимствований;
  • единая базы данных;

— внедрение интегрированной системы аналитического учета федеральных, региональных и муниципальных долговых обязательств и заимствований негосударственного сектора экономики с целью обеспечения экономически обоснованных решений в сфере управления государственным долгом и государственными заимствованиями.

Это предполагает: сокращение объемов долговых обязательств и соответственно оптимизацию стоимости их обслуживания, оптимизацию платежей по внутреннему долгу, а также структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей.10

2.2. Пути преодоления государственного долга

Идеальный способ обслуживания и погашения государственного долга своевременный возврат полученного кредита и процентов по нему. Однако намерения заемщика не совпадают с реальными возможностями. Появляются какие-то непредвиденные обстоятельства, обусловленные экономическими, социальными или политическими трудностями. Возникает необходимость в отсрочке выплаты процентов или уплаты основной суммы долга, изменении условий займа, а иногда и полному отказу от выплат. Явным признаком долгового кризиса является серьезное нарушение графика платежей. Государство — заемщик вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

2 стр., 840 слов

Проблемы развития банковского менеджмента в Российской Федерации

... банковского менеджмента в РФ Разработать меры по совершенствованию банковского управления в коммерческих банках. Все права на диссертацию «Проблемы развития банковского дела в Российской Федерации» принадлежат законным правообладателям. В качестве примера работы ... приводится текст дипломного ...

Н.И.Яшина, Е.В.Поющева, К.С.Яшин/ Методические аспекты оценки эффективности управления государственным//Финансы и кредит.

Механизм регулирования государственного долга в рыночных условиях объединяется понятием «реструктуризация», т. е. основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный (муниципальный) долг, с заменой их долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей еще более увеличивается за счет доначисленных процентов.

В структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и «новых» внешних долговых обязательств.11 С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится, все более, единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

Исходя из макроэкономического контекста проведения государственной политики, управление государственным долгом предполагается использование широкого набора экономических мер. К ним относятся12:

  • формирование долговой стратегии, обеспечивающей экономическую устойчивость и обоснованность уровня и темпов роста (снижения) государственного долга;
  • активное управление рыночной его частью;
  • возможность рефинансирования и обслуживания при меняющейся экономической конъюнктуре, не отступая от целевых установок в отношении стоимости и степени риска;
  • Т.Фомченкова.//Долги уходят в рост.

Ермакова Е.А.// Методические подходы и оценки эффективности долговой политики субъектов РФ.

  • удержание задолженности государственного сектора на экономически приемлемом уровне;
  • жесткий контроль за привлечением новых займов;
  • эффективное управление зарубежными активами России и т. д.

Действующие правовые нормы по вопросам управления государственным долгом нуждаются в существенных дополнениях в связи с существующими экономическими и практическими реалиями. В первую очередь необходимо четко законодательно закрепить цели государственных заимствований, разграничить компетенцию, полномочия и функции органов, осуществляющих управление государственным долгом, а также порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги.

Принятие соответствующих изменений и дополнений действующего законодательства позволит осуществлять достоверный учет состояния государственного долга и операций по его обслуживанию, создать работоспособный механизм управления государственным долгом, повысить эффективность заемной и долговой политики, обеспечить действенный контроль за государственным долгом на основе прозрачности долговой политики для кредиторов и инвесторов, российского общества в целом.13

Для Российской Федерации главной проблемой с момента провозглашения ее суверенитета было отсутствие продуманной стратегии управления государственным внутренним и внешним долгом. Следствием этого стало экономически необоснованное принятие долга бывшего СССР, особенно внешнего государственного долга, и затем стремительный рост «нового» российского долга.

Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов//Российская газета.

Одним из условий эффективного управления государственным долгом Российской Федерации является достоверный учет и контроль за его состоянием в реальном режиме времени. Однако пока, учет долговых обязательств в значительной степени разобщен, а единая база данных государственных долговых обязательств отсутствует.14

Сложности в управлении государственным долгом для Российской Федерации создали ряд обстоятельств, отрицательно влияющих на проведение эффективной политики в области государственных заимствований и управления государственным долгом. Среди таких обстоятельств, следует отметить, нерыночный характер основной доли государственного долга, особенно внешнего.

Основная часть российских долговых инструментов номинирована в долларах, что повышает степень валютных рисков по операциям обслуживания и погашения задолженности, особенно в связи с введением евро и разницы в курсах валют. Это ставит управление государственным долгом, в частности внешним, в жесткую зависимость, как от внешних факторов, так и от валютной политики государства и состояния платежного баланса страны.

С другой стороны, большая часть иностранного долга перед Россией (более 65%) в рублях, что усложняет переговорный процесс и пересчет долга для его погашения, и планирование бюджетных доходов страны, связанных с выплатами по иностранному долгу перед Россией. Другими словами, несоответствие качественной структуры российского государственного внешнего долга структуре задолженности иностранных государств не позволяет производить обмен российского долга на долг перед Россией.

Усложняет ситуацию и законодательное закрепление признака классификации государственного долга на внутренний и внешний. Подобное

С.Муравьев// Долги наши тяжелые… состояние было приемлемым в 1990-х гг., когда в Российской Федерации формировались рыночные отношения. Теперь же, когда эти отношения практически охватили всю социально-экономическую и финансовую сферы, около 90% долговых обязательств России находится в собственности нерезидентов. Иностранные инвесторы оказались владельцами не только инвалютных долговых обязательств, но и большей части рублевых облигаций, которые формально относятся к внутреннему долгу страны. Разграничение государственного долга на внутренний и внешний теряет экономический смысл.

Приведенные обстоятельства усложняют долговое положение России в случае ухудшения мировой экономической конъюнктуры, усиливают риски при возникновении неблагоприятной ситуации в финансовой сфере. Все это обусловливает необходимость реформирования системы управления государственным долгом на основе использования мирового опыта.15

Пока вне правового регулирования остается механизм проведения операций переоформления и реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов.

Необходимы рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей, повышение эффективности использования заемных средств на национальном и мировом рынках ссудного капитала.

В целях совершенствования системы управления государственным долгом требуется также создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации, установление единого порядка ведения государственных долговых книг Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Существенным моментом в реформировании данной системы является разработка критериев и механизмов оценки

В.Ситнина//Россия долговая. эффективности заемной и долговой политики государства и контроля за их соблюдением, включая контроль со стороны Счетной палаты Российской Федерации.

Перспективы погашения внешнего долга РФ объединяют в себе ряд приемов. В настоящий момент для России наиболее удачной представляется конверсия внешнего долга в инвестиции или акции предприятий. Однако необходимо сделать некоторые оговорки. При осуществлении подобного варианта государство должно выбирать для вложений те отрасли, которые важны для развития национальной экономики, действительно нуждаются в значительных внешних ресурсах и не могут привлечь их в обычной ситуации. Как правило, это отрасли с высокой долей добавленной стоимости, значительными незагруженными производственными мощностями. Инвестирование в них не приведет к искусственному расширению совокупного спроса и раскручиванию инфляции.16

Для бюджета страны схемы конверсии долга в инвестиции означают снижение издержек по обслуживанию внешнего долга в перспективе, а также увеличение доходов в результате развития отдельных отраслей национальной экономики. Еще одним преимуществом является использование национальной валюты и тем самым устранение в перспективе валютного риска, а также необходимости для правительства приобретать иностранную валюту.

Представляется целесообразным задействовать в конверсионных операциях, как нерезидентов, так и резидентов. Решающую роль должны играть определение цены конверсии и заинтересованность инвестора в реализации соответствующего инвестиционного проекта развития производства.

И.Благих. /Исследование долгового феномена XXI в.// Экономикс.

К сожалению, отсутствие ясной государственной промышленной политики, в том числе четко обозначенных приоритетов, препятствует эффективному осуществлению схем обмена долга на инвестиции.

Перспективным вариантом урегулирования долговой проблемы является схема обмена долга на товары. Но возможен и другой вариант стимулирование российского экспорта и внутреннего производства в результате осуществления схем конверсии.

Проблема с товарными поставками заключается в том, что странакредитор должна быть заинтересована в приобретении соответствующих товаров, а страна-должник — активно способствовать их продвижению на рынок страны-кредитора. Здесь, решаются вопросы не только долговой политики в узком смысле, но и содействия развитию определенных отраслей национальной экономики со стороны государства. В данном случае должны соблюдаться принципы, схожие с теми, которые были отмечены для варианта конверсии долга в инвестиции. Имеет смысл осуществлять в счет оплаты долга поставки тех товаров, которые в обычных условиях затруднительны в силу тех или иных обстоятельств (например, ограничения со стороны платежеспособного спроса потребителя).

В то же время наращивание производства этих товаров должно способствовать диверсификации структуры национальной экономики. Наиболее удачны в этом отношении поставки продукции машиностроительной отрасли.17

Следующий источник облегчения российской внешней задолженности — реструктуризация государственного долга, включая отсрочку платежа секьюритизацию, т.е. перевод задолженности из краткосрочной в долгосрочную путем выпуска ценных бумаг.

Надо применять новые формы, в частности капитализацию долга. Страны Латинской Америки давно этим занимаются. Речь идет об обращении долга в недвижимость и акции. Однако, следует предостеречь при

С.Грязьев/ Политика развития //Наш современник. этом от одной опасности: акции российских фирм, соответствующих западным по конкурентоспособности, эффективности, объему производимой продукции, численности занятых, продаются на фондовом рынке в 10—20 раз дешевле, чем аналогичные акции западных фирм.

Важным источником погашения внешней задолженности в РФ может стать использование наших финансовых требований к должникам из развивающихся стран (у нас этих требований более 100 млрд. долл.).

Эти требования были использованы РФ при вступлении в Парижский клуб, т.к. мы представляли себя как крупнейшего кредитора и рассчитывали даже на списание значительных сумм нашей задолженности при одновременном списании требований развивающихся стран. К сожалению, это был ошибочный шаг, и Россия проиграла на нем, т.к. члены Парижского клуба заставили РФ списывать задолженность развивающихся стран, в то время как кроме Лондонского клуба списание долгов РФ не осуществлялось. Вместе с тем, возможно реально получить хотя бы 1/3 этих требований при одновременном внедрении в страны-должники, например при приобретении за эти долги недвижимости и других видов собственности, а также предприятий.

В критических случаях при наступлении сроков платежей иностранным кредиторам можно прибегнуть к помощи международных резервных активов Российской Федерации, которые на 1 мая 2015г. составили 358,5 млрд. долл.18

Мало уделяется внимания привлечению долларовых сбережений населения в кредитную систему, что составляет примерно 80 млрд. долл., и часть из них можно было бы занять для погашения государственных долгов. По всем источникам погашения внешней задолженности нужно вести постоянные переговоры. Даже вопрос о списании долга не надо снимать с повестки дня.

www.minfin.ru

Заключение

Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.

Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита, капитализация процентов по ранее полученным кредитам, недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. Внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий: разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год, процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год, исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

В последние годы наметились качественно новые тенденции в сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций – мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования: управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса, кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

Госдолг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования.

Внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Основные направления политики в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом Российской Федерации, на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, направлены на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшение абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними, развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментов долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции.

Внутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. В среднесрочной перспективе за счет роста внутреннего долга увеличится государственный долг. Основными направлениями долговой политики стало достижение превышения внутреннего долга над внешним.

Разработка данной стратегии обусловлена изменениями финансово – экономической ситуации в стране. В условиях мирового финансового кризиса и общего ухудшения экономической конъюнктуры заимствований появилась потребность корректировки проводимой политики государственных внутренних заимствований Российской Федерации, обозначить стратегию управления госдолгом, предметно определить направления долговой стратегии.

Управление государственным долгом является частью системы управления финансовыми ресурсами Российской Федерации, поскольку государственный долг при непродуманной долговой политике является потенциальным источником экономических и политических рисков. Данный фактор предопределяет тесную взаимосвязь управления государственным долгом с вопросами экономической безопасности Российской Федерации.

Качественное и эффективное управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, но и создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долге.

Российская Федерация будет стремиться к проведению максимально гибкой политики заимствований, позволяющей оперативно заменять одни долговые инструменты другими, в зависимости от изменения условий на внутреннем и внешнем рынках в интересах бюджета Российской Федерации.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/gosudarstvennyiy-dolg-problemyi-upravleniya-im/