Корпоративная этика (2)

Курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)

Факультет Социологический

Кафедра Социокультурного туризма

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для студентов заочной формы обучения

(с полным сроком обучения)

по дисциплине «Профессиональная этика и этикет»

наименование дисциплины (модуля)

для направления подготовки (специальности) 43.03.02 — Туризм

код и наименование направления подготовки (специальности)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 ч.

Виды занятий

Распределение по семестрам

Всего часов

3 семестр

4 семестр

1

2

3

Общая трудоемкость

108

108

216

Аудиторные занятия, в т.ч.:

12

10

22

лекционные (ЛК)

6

4

10

практические (семинарские) (ПЗ, СЗ)

6

6

12

лабораторные (ЛР)

Самостоятельная работа студентов (СРС)

96

62

158

Форма текущего контроля в семестре*

зачет

экз./36

36

Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП)

Краткое содержание курса

Семестр 3:

Тема 1. Этика как наука и явление духовной культуры.

Тема 2. Предмет профессиональной этики, его категории и функции помещены в систему профессиональной морали.

Тема 3. Этика туристской деятельности.

Тема 4. Профессиональные и этические стандарты качественного обслуживания клиентов.

Тема 5. Этика сферы бизнеса и предпринимательства.

Тема 6. Служебная этика. Этика руководителя.

Тема 7. Этика подчиненных.

Тема 8. Этика конфликтов в деловом общении.

Семестр 4:

Тема 9. Правила этикета в профессиональной деятельности специалистов в области социально-культурного туризма.

Тема 10. Этикет невербального общения в профессиональной деятельности.

Тема 11. Этикет делового стиля.

Тема 12. Этикет проведения деловых приемов и торжественных событий.

Тема 13. Этикет работы с современными средствами связи.

Тема 14. Этикет организации и проведения различных форм делового общения.

Методические рекомендации для студентов

Целью дисциплины «Профессиональная этика и этикет» является изучение особенностей и сущности коммуникаций в профессиональной сфере, этических принципах и нормах взаимодействия, а также приобретение навыков использования и применения полученных знаний в практической деятельности специалистов сферы социокультурного туризма.

Изучение курса предполагает, что преподаватель проводит уроки, проводит семинары и консультации, организует автономную работу студентов, осуществляет текущую и итоговую формы контроля.

Материалы урока служат основой для подготовки к обсуждению вопросов соответствующей темы. В процессе проведения занятий, подготовке к семинарским занятиям преподаватель организует деятельность обучающихся по изучению учебной и дополнительной литературы, поиску необходимой информации для выполнения индивидуальных (групповых) заданий в форме самостоятельной работы, используя интернет-ресурсы и иные источники информации.

Анализ конкретных ситуаций в ходе выполнения самостоятельных заданий, позволяет студентам формировать учебные профессиональные навыки, необходимые в практической деятельности, развивает аналитические способности, навыки поиска необходимой информации, оценки фактов и разработки альтернативных решений.

Во время занятия необходимо посещать лекции, готовить семинары, проводить самостоятельную работу, принимать активное участие в обсуждении вопросов для успешного изучения и усвоения учебного материала.

В результате изучения дисциплины «Профессиональная этика и этикет» студент должен освоить основные принципы формирования системы межличностного делового общения, содержание профессиональной этики и современного этикета, процедуры и правила корпоративной организации туристских услуг.

Семестр 3

Форма текущего контроля

Тестовые задания

Проводится во время экзаменационной сессии с использованием информационных технологий или бумаги. Преподаватель заранее должен определить студентам исходные данные для подготовки к тестированию: назвать разделы (темы, вопросы), по которым будут задания в тестовой форме, нормативные правовые акты и теоретические источники (с точным указанием разделов, тем, статей) для подготовки.

Каждому студенту дается 30 минут на тест, по 2 минуты на каждое задание. Перед окончанием теста студент может просмотреть все свои ответы на задания и, при необходимости, внести изменения. При прохождении теста использование раздаточных материалов, учебников и других материалов не допускается.

Примерные тестовые задания:

Тест № 1.

1. Этика общения отражает:

а) природные особенности, индивидуальность партнера;

б) корыстные, эгоистические интересы личности;

в) уровень нравственной культуры личности;

г) социальный статус личности в обществе.

2. Какое основное этическое требование предъявляется к бизнесу:

а) деловитость;

б) честность;

в) конструктивность;

г) предприимчивость.

3. Формами какого этикета являются: приветствие, извинение, просьба:

а) делового;

б) речевого;

в) общегражданского.

4. Согласно этическим нормам не следует представлять:

а) младшего по возрасту – старшему по возрасту;

б) женщину – мужчине;

в) одного сотрудника — группе сотрудников.

5. Будучи руководителем, кого бы вы приветствовали первым:

а) вашего секретаря;

б) рядового сотрудника;

в) уборщицу вашей организации;

г) любого, кого встретите;

д) руководителя вышестоящей структуры.

6. Укажите, что недопустимо за столом:

а) вилку и ложку следует держать пальцами, а не ладонью;

б) локти на стол не кладут;

в) на деловых приемах чокаться не принято;

г) представители приглашающей фирмы садятся за стол первыми.

7. Совещание назначено на 10.00, но двое его участников задерживаются. Каким должно быть решение?

а) задержать начало совещания можно не более чем на 10-15 минут;

б) необходимо задержать начало совещания до прихода всех его участников;

в) совещание должно начаться вовремя независимо ни от чего.

8. Деловой этикет в ряде случаев отдает преимущество женщине. Какая из указанных ситуаций некорректна?

а) женщина первая протягивает руку для рукопожатия;

б) женщину представляют мужчине, а не наоборот;

в) мужчина уступает женщине дорогу;

г) в служебном автомобиле женщина занимает более почетное место и первой садится в автомобиль.

9. Выберите правильную схему написания делового письма:

а) интерес – внимание – действие – просьба;

б) просьба – интерес – внимание – действие;

в) внимание – интерес – просьба – действие;

г) внимание – действие – просьба – интерес.

10. Укажите вербальное средство общения:

а) кивок головой;

б) взмах руки;

в) «Добрый день!»;

г) поклон.

11. Общая характеристика состояния малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений, сложившихся в ней, называется:

а) дисциплина;

б) социально-психологический климат;

в) этический кодекс;

г) корпоративная культура.

12. Поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил, называются:

а) нравственность;

б) мораль;

в) деловое общение;

г) культура поведения.

13. Укажите характерный признак делового общения:

а) личные чувства (симпатия – антипатия) роли не играют, интересы дела превыше всего;

б) собеседники могут иметь разную степень осведомленности по обсуждаемому вопросу;

в) цель общения может быть неосознаваемой;

г) партнер по общению выбирается по принципу личной симпатии (допускается выражение антипатии по отношению к неприятному собеседнику).

14. Отметьте характерные особенности формального (ролевого) общения:

а) определяется личностными статусами и личными целями людей;

б) определяется использованием невербальных средств;

в) определяется соблюдением речевого этикета;

г) определяется служебными и социальными статусами людей.

15. Какие из нижеперечисленных норм можно отнести к специфическим ценностям, проявляющимся только в процессе общения:

а) справедливость, равенство;

б) активность, пассивность;

в) корректность, обходительность;

г) нет правильного ответа.

Тест № 2.

1. К аспектам, в которых может пониматься термин «мораль» относится

мораль как способ достижения цели

2. Мораль как один из способов регулирования поведения людей в обществе есть…

сознание людей

особую структуру правоотношений

3. Учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться это …

прикладная этика

4. Категории этики представляют собой …

общую и особенную части этической науки

все понятия и термины этической науки

основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали

5. Этика – это философская наука, которая изучает

право

Контрольная работа

Студенты выполняют письменную контрольную работу. Цель работы – текущая проверка знаний. Задачи контрольной работы — систематизация и контроль знаний студентов в процессе изучения дисциплины. Успешная и защищенная тестовая работа является обязательным условием для допуска к экзамену.

Вопросы к контрольной работе

  1. Напишите основные функции общения.
  2. Перечислите, какие могут возникнуть барьеры делового общения.
  3. Опишите, как можно достичь взаимопонимания в процессе общения.
  4. Решите ситуационную задачу. Ответьте на вопросы.

Примеры ситуационных задач:

Ситуация 1. Подчиненный вам работник – талантливый специалист творческого типа, в возрасте, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые проблемы и великолепно взаимодействует. Вместе с тем у вас не сложились отношения с этим работником. Он не воспринимает вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно и амбициозно. В его работе вы нашли некоторые недочеты и решили высказать ему критические замечания, однако, ваш предыдущий опыт свидетельствует о его негативной реакции на критику: он становится раздражительным и настороженным. Как вести себя?

Ситуация 2. Ваш заместитель – очень опытный специалист, он действительно знает работу как “свои пять пальцев”, практически незаменим; когда он рядом, вы уверены, что все будет хорошо, однако знаете, что это бесчувственный человек и никакие гуманные проблемы его не интересуют. По этой причине в последнее время коллектив забеспокоился, некоторые коллеги попросят об увольнении, так как это их обидело. Вы пытались в неформальной беседе с ним это обсудить, но он даже не понимает, о чем вы говорите, его интересуют только план и прибыль. Как нужно воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить его стиль взаимодействия с персоналом? Что вы предпримете?

Семестр 4

Форма текущего контроля

Тестовые задания

Проводится во время экзаменационной сессии с использованием информационных технологий или бумаги. Преподаватель заранее должен определить студентам исходные данные для подготовки к тестированию: назвать разделы (темы, вопросы), по которым будут задания в тестовой форме, нормативные правовые акты и теоретические источники (с точным указанием разделов, тем, статей) для подготовки.

Каждому студенту дается 30 минут на тест, по 2 минуты на каждое задание. Перед окончанием теста студент может просмотреть все свои ответы на задания и, при необходимости, внести изменения. При прохождении теста использование раздаточных материалов, учебников и других материалов не допускается.

Примерные тестовые задания:

Тест № 1.

1. Социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе, — это …

правые нормы

2. Нравственная этика — это

учение о нравственной морали

3. Профессиональная этика важна, прежде всего, для тех профессий, которым она подчиняется …

культура

4. Категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности, — это …

честь

достоинство

5. Повышая эффективность своей профессиональной деятельности, необходимо рассматривать ее в общем контексте психической и социальной жизни с учетом общей жизненной стратегии.

верно

неверно

Тест № 2.

Выберите правильное поведение в конфликтной ситуации:

1. Приспособление.

2. Компромисс.

3. Сотрудничество.

4. Игнорирование.

5. Уход.

Какие можно выделить правильные способы, чтобы начать беседу:

1. Метод снятия напряжения.

2. Метод зацепки.

3. Метод риторических вопросов.

4. Метод открытых вопросов.

5. Метод прямого подхода.

Как можно повлиять на партнера во время переговоров:

1. Не садиться друг против друга, а использовать угловое расположение.

2. Не использовать угловое расположение, а садиться друг напротив друга.

3. Копировать жесты собеседника и принимать позу подражания.

4. Использовать способ привлечения внимания собеседника.

5. Использовать противоположные жесты и позу.

Основные принципы грамотного телефонного общения:

1. Положительные эмоции.

2. Хорошее настроение собеседника.

3. Жаргон.

4. Четкость и правильность произношения слов.

5. Нецензурное общение.

Наиболее распространенные ошибки в телефонном общении:

1. Цель не конкретизируется.

2. Неправильно выбрано время для разговора.

3. Излишняя эмоциональная насыщенность.

4. Длительные телефонные переговоры.

5. Использование жестов.

Реферат

Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Тематика рефератов не ограничивается темами, указанными в дисциплинарной программе. Студент вправе сформулировать собственную тему. Тема должна быть заранее согласована преподавателем, до начала работы.

Требования к написанию реферата

Реферат должен иметь объем не менее 10 стр. формата А4 и представлен в печатном виде.

Оформление: титульный лист в соответствии с ГОСТом; содержание с указанием страниц разделов включает следующие части:

1. Введение

2. Основная часть структурно должна иметь две главы с обязательным названием каждой из них, причем каждая глава может подразделяться на несколько подпунктов

3. Заключение

4. Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/korporativnaya-etika/

Во введении студент должен самостоятельно сформулировать цели и задачи эссе, раскрыть актуальность темы и показать ее важность для социокультурного туризма.

В основной части студент должен последовательно рассмотреть основные проблемы, составляющие суть темы, и показать навыки самостоятельной работы с литературой. Главное требование — это анализ разных точек зрения на проблему этики или этикета и умение делать выводы по поднятым вопросам. Желательно завершить основную часть, высказав свою точку зрения на предмет.

В заключение студент обобщенно дает резюме в соответствии с поставленными целями и задачами реферата и показывает возможность и перспективы использования теоретических наработок в практической деятельности специалиста СКТ.

В списке источников литературы должно быть не менее 5 наименований, включая материалы из периодических изданий и Интернет-ресурсов. категорически недопустимо переписывать тексты из учебников или копировать готовые рефераты. Стиль изложения должен быть адаптирован к индивидуальным навыкам и способностям конкретного студента.

Реферат по данной дисциплине может быть представлен по одной из следующих тем:

  1. Система профессиональных и этических мнений в туристической деятельности.
  2. Профессиональные и этические стандарты и принципы, регулирующие туристический сектор.
  3. Специфика профессиональной этики и профессиональной морали.
  4. Методы, которые помогают формировать этические стандарты, необходимые для качественного обслуживания клиентов.
  5. Понятие и структура этики бизнеса (деловой этики).
  6. Общие этические нормы руководителя. Этические проблемы взаимоотношений «руководитель-подчиненный».
  7. Этика межличностных отношений на работе. Нравственные эталоны и образцы поведения руководителя.
  8. Этические стандарты и принципы корпоративного общения подчиненных и руководителя. Понятие субординации.
  9. Система этических норм речевого общения в профессиональной сфере.
  10. Речевой этикет специалиста социально-культурного туризма.
  11. Культура деловой одежды. Принципы подбора и ношения деловой одежды.
  12. Этика оформления офиса.
  13. Особенности деловых переговоров.
  14. Виды и функции вопросов в корпоративном общении и их использование сотрудником туристического агентства.
  15. Способы убеждения и аргументирования при продажах турпродукта.
  16. Особенности подготовки презентаций турпродукта.
  17. Правила этикета в деловом общении.
  18. Типы культур.
  19. Национальные особенности делового общения.
  20. Особенности построения деловых отношений с типичными представителями различных стилей корпоративного общения.

Тезисы, не соответствующие требованиям, имеющие ошибки в содержании и оформлении, а также тезисы, взятые из сети Интернет, к защите не принимаются.

Форма промежуточного контроля

Зачёт (семестр 3)

Зачёт проводится в устной форме.

Вопросы к зачёту

  1. Понятие, содержание и основные категории профессиональной этики.
  2. Этика как явление духовной культуры. Этические аспекты служебной деятельности.

3.Характеристики профессиональных деформаций в системе внутригрупповых отношений и нравственности.

4. Трудовая (профессиональная) нравственность.

5. Этические учения Древнего востока.

6. Этика Античности.

7. Этика Средневековья.

8. Этика Возрождения.

9. Этическая мысль Нового времени.

10. Современные этические теории.

11. Основные исторические типы морали. Специфические черты морали.

12. Профессиональная мораль и ее место в системе нравственности.

13. Кодексы профессиональной этики как способ закрепления стандартов профессионального поведения.

14. Глобальный этический кодекс туризма.

15. Кодекс корпоративной этики сотрудников и студентов ЗабГУ.

16. Выявление и содействие в пресечении проявлений коррупции в коллективной службе как одна из важнейших задач специалиста.

17. Содержание общения. Вербальное и невербальное общение Тактика общения.

  1. Организация пространства общения.

19. Этика группового общения. Требования к грамотной и культурной речи. Правила приветствия в деловой сфере.

  1. Деловая беседа как форма делового общения. Деловое совещание.
  2. Этика деловых переговоров.
  3. Культура оформления служебной документации.
  4. Модели поведения делового человека.
  5. Авторитет и имидж руководителя. Принципы служебной этики руководителя.
  6. Культура и этика проведения тестирования работников.
  7. Технологии манипулирования при воздействиях на людей.
  8. Этические нормы создания имиджевой рекламы.
  9. Структура конфликта. Этапы и фазы развития конфликта.
  10. Классификация конфликтов. Предупреждение конфликтов.
  11. Стратегии и тактики поведения в конфликтных ситуациях.
  12. Управленческая и корпоративная этика в условиях конфликта.
  13. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов.

Экзамен (семестр 4)

Экзамен проводится в устной форме. В конце семестра по данной дисциплине заочники сдают экзамен по экзаменационным билетам. Экзаменационный билет включает 2 вопроса.

Вопросы к экзамену

  1. Понятия «этика», «мораль», «нравственность», «этикет». Чем отличается «этика» от «морали» и «мораль» от «нравственности»?
  2. Происхождение терминов «этика», «этикет» .
  3. Этические учения Древнего востока. Этика Античности.
  4. Этика Средневековья. Этика Возрождения.
  5. Этическая мысль Нового времени. Современные этические теории.
  6. Структура этики. Фундаментальные категории этики. Основными характеристиками категорий этики являются «долг», «совесть», «честь», «достоинство».
  7. Понятия профессиональной этики и профессиональной морали. Специфические категории профессиональной этики.
  8. Основные функции этического кодекса. Виды этических кодексов. Структура этических кодексов.
  9. Система профессиональных и этических мнений в туристической деятельности.
  10. Профессиональные и этические категории, принципы, правила, регулирующие туристический сектор.
  11. Моральный портрет идеального специалиста в сфере туристического общения.
  12. Профессиональные и этические стандарты качественного обслуживания клиентов. Пути формирования приветливости, спокойствия, вежливости.
  13. Понятие об управленческой этике. Стили руководства.
  14. Виды слушания (направленное, эмпатическое, рефлексивное, нерефлексивное).
  15. Понятие о субординации, закон субординации.
  16. Понятие конфликта. Причины конфликтов. Структура конфликта (основные и неосновные элементы).
  17. Основные этапы и фазы развития. Классификация конфликтов.
  18. Формы завершения конфликта. Способы конструктивного разрешения конфликтов (стратегии выхода из конфликтов).

19. Система этических норм речевого общения. Основные требования к культуре деловой речи.

20.Вербальные и невербальные средства общения. Экстралингвистические средства общения.

21. Характеристика пространственных зон при общении.

  1. Культура одежды, внешний облик и манеры делового человека.
  2. Требования этикета к рабочему месту и служебному помещению.
  3. Формы делового общения.
  4. Официальные мероприятия в системе служебного взаимодействия.
  5. Этикет работы с современными средствами связи.
  6. Этикет проведения деловых приемов , презентаций и торжественных событий. Деловой подарок.
  7. Этикет проведения деловой беседы, делового совещания, переговоров.
  8. Корпоративная культура. Обстановка общения и этикетные формулы.
  9. Телефонный разговор: правила и нормы.
  10. Визитная карточка, ее значение в деловом общении.
  11. Культура деловых споров и дискуссий.
  12. Искусство письма (деловая переписка).

34. Особенности делового общения в России. Проблемы этики бизнеса и делового общения.

35. Особенности делового общения в европейских странах (2-3 страны по выбору, примеры).

36. Особенности делового общения в арабских странах (2-3 страны по выбору, примеры).

37. Особенности делового общения в азиатских странах (2-3 страны по выбору, примеры).

38. Этикет управленческого общения.

  1. Нравственный пример и культура управления.

40.Аспекты этикета управленческих решений и их информационное обеспечение.

Оформление письменной работы согласно МИ 4.2-5/47-01-2013 Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/korporativnaya-etika/

Печатные издания

  1. Дусенко, С.В. Профессиональная этика и этикет : учеб. пособие / С.В. Дусенко. – М.: Академия, 2011. — 224с.
  2. Егоров, П.А. Основы этики и эстетики : учеб. пособие / П.А. Егоров, В.Н. Руднев. — 3-е изд., перераб. – М.: Кнорус, 2012. — 224 с.

Издания из ЭБС

1. Лавриненко, В.Н. Деловая этика и этикет : учебник и практикум / В.Н. Лавриненко, Л.И. Чернышова, В.В. Кафтан. — М.: Изд-во Юрайт, 2017. — 118.

2. Беспалова, Ю.М. Деловая этика , профессиональная культура и этикет / Ю.М. Беспалова. – M.: Флинта, 2016.

Дополнительная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/korporativnaya-etika/

Печатные издания

  1. Золотухина-Аболина, Е.В. Этика : учеб. пособие / Е.В. Золотухина-Аболина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. — 524 с.
  2. Медведева, Г.П. Деловая культура: учебник / Г.П. Медведева. — 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. — 272 с.

Издания из ЭБС

1. Спивак, В.А. Деловая этика : учебник и практикум / В.А. Спивак. — М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 522 с .

2. Чернышова, Л.И. Этика, культура и этикет делового общения: учеб. пособие / Л.И. Чернышова. — М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 161 с.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Деловой туристический портал. Режим доступа: http://www.btp.ru
  2. Ежедневная электронная газета RATA news . Режим доступа: http://www.ratanews.ru/
  3. Журнал «Турбизнес». Режим доступа: http://www.tourbus.ru/
  4. Официальный сайт Ассоциации Туроператоров России. Режим доступа: http:// www.atorus.ru
  5. Официальный сайт Всемирной Туристской Организации. Режим доступа: http:// www.unwto.org . ru
  6. Официальный сайт Российского Союза Туриндустрии. Режим доступа: http:// www.rata.ru
  7. Росиийский туризм. Режим доступа: http://www.tourism.ru
  8. Туристические серверы. Режимы доступа: www.tours.ru; http://www.100 dorog.ru; http://www.tarantas.ru; http://www.turgid.ru; http: //www. tours. e-burg. ru; http: / /www. tourism. mobile. ru и другие серверы.
  9. Туристская информационная система. Режим доступа: http : // www . tos . ru
  10. Туристический еженедельник Инфо-СИТИ. Режим доступа: http : // www . infocity . ru
  11. Федеральное агентство по туризму. Режим доступа: http://www.russiatourism.ru
  12. ЭБС «Троицкий мост»; www.trmost.ru
  13. ЭБС «Лань»; www.e.lanbook.ru
  14. ЭБС «Юрайт»; www.biblio-online.ru
  15. ЭБС «Консультант студента»; www.studentlibrary.ru

Ведущий преподаватель:

канд. филос. н., доцент каф. СКТ __________ Титова М.П.

подпись

Заведующий кафедрой СКТ ___________ Крылова Е.В.

подпись