Культурно-досуговая деятельность детских библиотек в современный период

Курсовая работа

Организация свободного времени на современном этапе является одной из главных проблем КДД. Правильная организация основного сегмента досуга — досуга — приоритетная задача специалистов.

Эта ситуация проблематична из-за растущих потребностей и запросов в информационной сфере для каждого человека. Кроме того, содержание информационных запросов и приоритетные области познания формируются с раннего возраста, а детская библиотека с помощью форм развлечения способствует компьютеризации личности. Ведь наибольший объём информации ребёнок получает через игру (а это — наиважнейшая часть КДД).

Сфера культурного и свободного времени работает на инкультурацию ребенка через организацию его свободного времени.

При всём этом КДД должно быть приоритетным направлением в деятельности современных детских библиотек, т.к. библиотека уже не является единственным способом удовлетворения информационных потребностей. Это связано с растущей ролью Интернет-источников и растущим влиянием СМИ на социализацию и инкультуризацию личности. Однако ниша на рынке услуг досуга по-прежнему способна разместить библиотеки и предоставить возможность выживания в информационном обществе. Предоставление как можно большего количества НЕОБХОДИМЫХ услуг сейчас является конечной задачей любой библиотеки, особенно для детей. А организация культурно-развлекательных мероприятий — лучший способ поддерживать высокий уровень спроса в условиях жесткой конкуренции в сфере медиакультуры.

Детская библиотека должна быть многофункциональным и полностью функционирующим учреждением и иметь приоритет среди источников, необходимых для удовлетворения потребностей в информации, культуре и досуге.

Объект: детские библиотеки.

Предмет: культурно-досуговая деятельность в детских библиотеках.

Цель: рассматривать детскую библиотеку как культурно-досуговое учреждение.

Задачи: 1) определить роль и место культурно-досуговой деятельности в деятельности детских библиотек.

выявить основные проблемы, связанные с организацией КДД в детских библиотеках.

Гипотеза: детская библиотека в современных условиях может существовать только как синтез образовательного, познавательного и культурного центра и свободного времени, востребованного обществом.

Методы исследования: При изучении вопросов, рассматриваемых в данном исследовании, использовалось сочетание следующих методов: анализ и изучение различных печатных работ и электронных ресурсов по теме курсовой работы. Синтез полученных сведений в единое целое, выведение гипотезы.

13 стр., 6445 слов

Проектная деятельность как средство формирования представлений ...

... проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы, стимулирующие активность ... развитию познавательных способностей, позволяющих адекватно оценить происходящие вокруг него изменения, историю своего народа, города, семьи, с другой - детская ...

Метод обобщения: по результатам исследования сделаны выводы о КДД детских библиотек в современный период в целом.

также было проведено действие основных понятий, использованных в исследовании.

При этом в работе использовался также следующий метод эмпирического познания: наблюдение на базе детских библиотек непосредственно организации КДД.

Структура курсовой работы представляет собой комплекс из следующих элементов: введение, две главы, заключение, библиография и другие использованные источники.

Глава первая «Общие понятия культурно-досуговой деятельности. Детская библиотека как культурно-досуговый центр. Общие проблемы деятельности »определяет значение и основные понятия термина культурно-досуговая деятельность. А также в этой главе определяется место культурной деятельности и досуга в работе детских библиотек в наше время. Затронута проблема поиска новых форм досуга, а также недостаточная популярность библиотеки как культурно-досугового центра. Обращает на себя внимание также низкий «медиаконтент» малых и средних библиотек, то есть внимание сосредоточено на низком уровне мультимедийного оборудования: проекторов, компьютеров и других технических средств.

Возрастающая информатизация общества диктует новые законы существующей системе библиотек и, поэтому, необходимо детским библиотекам сегодня решать новые задачи и находить новые способы организации досуга своих пользователей и их инкультурации и социализации.

Глава вторая «Проблема конкуренции детских библиотек с другими учреждениями в культурно-досуговой сфере. Статус библиотеки на рынке услуг для досуга »рассказывает о проблемах, с которыми детские библиотеки сталкиваются сегодня на рынке услуг для досуга. Также подчеркивается мысль о взаимодействии детской библиотеки с другими информационными, досуговыми, культурными учреждениями и о необходимости появления синтетического, т.е. вобравшего в себя все положительные черты от других, института, который придет на смену библиотеке. И детская библиотека должна превратиться в совершенно новое образование, чтобы быть конкурентоспособной в это время и выполнять свои задачи и функции, которые в настоящее время также требуют доработки.

В «Заключении» обобщены результаты исследования, рассмотрены возможности развития и существования детской библиотеки в 21 веке как учреждения ярко выраженной культурно-развлекательной направленности.

Исследование показало, что будущее существование детских библиотек и их дальнейшее развитие возможно только с упором на культурно-досуговую составляющую. именно такой подход оказывается наиболее эффективным и действенным для современной детской библиотеки.

детский библиотека досуг

1. Общие понятия культурно-досуговой деятельности. Детская библиотека как культурно-досуговый центр. Общие проблемы деятельности

1 Общие понятия культурно-досуговой деятельности. Понятие «свободное время», «досуг» и «культура», «культурно-досуговая деятельность» (КДД)

2 стр., 929 слов

Культурно-досуговая деятельность различных сословий Российского ...

... музыкальные и др., а также культурно-просветительские учреждения. Купеческий досуг можно охарактеризовать такими его ... деятельность крестьянства вошли «гостьба», заменившая «братчину», еще позже произошло усиление связи деревенских жителей с городом, оживление торгового обмена, появились читальни, библиотеки, ... также ссуды и чередование занятий в свободное время. Свободное время крестьян в целом за ...

Прежде чем говорить о культурно-досуговой деятельности, осуществляемой детскими библиотеками в наше время, стоит определить главные, ключевые понятия КДД.

Одним из важнейших понятий является свободное время. это неотъемлемая часть жизни каждого человека, независимо от пола, возраста, социального статуса и расы. А если принять за условие, что все время человека можно назвать своего рода «балансом времени», то свободное время — это треть всего времени, которое человек проводит в процессе своей жизни.

Таким образом, бюджет времени состоит из 3 компонентов или частей: 1) время, в течение которого человек осуществляет рабочую деятельность или «рабочее время» (индивидуально для каждого); 2) время, в течение которого индивид удовлетворяет свои потребности в сне, пище, поездке на рабочее место, физические потребности или, иначе, «внерабочее время»; 3) время, которое остается после осуществления деятельности, названной в пунктах 1 и 2 и является свободным временем.

Иными словами, свободное время человек использует для удовлетворения своих интересов и в соответствии с имеющимися у него возможностями по своему усмотрению.

Сегодня досуг начинается в его общем объеме, если не превышать время трудовой деятельности, то как минимум два показателя примерно одинаковы. В пример можно привести развитие фриланса (свободной занятости и выполнения заказов не выходя из дома), когда работник сам контролирует количество времени, затрачиваемого на работу и его деятельность оплачивается сообразно количеству выполненных заданий работодателя. В современных условиях общество заинтересовано в эффективной организации и целевом использовании свободного времени.

То есть можно говорить о слиянии двух понятий: «свободное время» и «свободное время» в единое целое под общим названием «свободное время», что более конкретизирует само определение.

В этом случае под свободным временем можно понимать количество времени, которое человек имеет после выполнения своих основных обязанностей.

Таким образом, понятие досуга рассматривается как часть свободного времени, которое можно рассматривать как особое «пространство» для творческой деятельности. Таким образом, досуг — это деятельность в свободное время.

Из понятия «досуг» можно выразить также понятие деятельности.

Деятельность — форма активности человека, которая характеризуется преобразованием человеческой среды (то есть того пространства, в котором существует человек) и самого человека, а не ограничивается простым приспособлением к ней (природе, в которой существует человеческий индивид).

Проанализировав приведенные выше определения досуга, можно вывести основное понятие, полностью отражающее сущность этого элемента человеческой деятельности. Итак, досуг это сфера свободного времени, связанная с личным (индивидуальным) потреблением материальных и духовных благ, которая направлена на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечении и самовыражении. Таким образом, можно сказать, что свободное время — это инструмент раскрытия духовного, нравственного, физического, эстетического, интеллектуального потенциала человеческой личности.

23 стр., 11270 слов

Диплом игровая деятельность как условие развития детей дошкольного возраста

В игровой деятельности задачи развития речи решаются более продуктивно, поскольку именно данный вид деятельности в дошкольном возрасте является ведущим (Полуполтинных 2014). В основе работы по развитию речи детей лежит комплексный подход, направленный на ...

Следующая концепция, необходимая для раскрытия сути культурного досуга и свободного времени, пожалуй, самая многогранная. Существует более сотни определений сущности того, что такое культура. Однако в культурной и развлекательной деятельности часто упоминается следующее: Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных в результате трудовой, общественной и исторической деятельности человека. Также из этого понятия берут своё начало такие категории культуры как «культурная деятельность», «культурные ценности» и «культурные блага» без которых понимание сущности культурного компонента в культурно-досуговой деятельности будет поверхностным и неполным.

Рассмотрим эти термины подробнее. Культурная деятельность — это вид деятельности, направленный на выявление, сохранение, формирование, распространение, усвоение культурных ценностей, независимо от того, существовали ли они ранее или уже возникли в современном обществе. (3)

Культурные ценности — в узком смысле — продукт культурной деятельности человека, всё то, что создано им. В широком смысле понятие ценностей в культуре может включать в себя многообразие языков и диалектов, наречий различных наций, народов, этносов, народностей, а также нравственные идеалы и эстетические, образцы и нормы поведения, национальные традиции и обычаи и многие другие элементы, например: фольклор, ремёсла и произведения изобразительного искусства, методы и результаты научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. (3)

И третья составляющая понятия «культура» — культурные блага. Блага представляют собой услуги и условия, которые поставляются организациями, учреждениями и иными юридическими и физическими лицами клиентам (то есть потребителям, любому желающему человеку) с целью удовлетворения их культурных потребностей. (3)

Изучив ключевые понятия, связанные с культурно-досуговой деятельностью можно говорить о том, что же представляет собой КДД.

Культурно-досуговая деятельность является результатом синтеза двух относительно независимых видов деятельности: культурной и досуговой. Поэтому культурно-досуговой деятельностью является такая деятельность, целью которой является инкультурация индивидума (то есть организация его взаимодействия с культурной сферой) и эффективная организация его досуга (поиск новых форм досуга, изучение запросов человека и так далее).

Однако, поскольку в современном мире фактор социального влияния на формирующуюся личность возрастает, можно скорее говорить о социокультурной деятельности, поскольку досуг по сути является частью культуры, процессом существования человека в культуре. В этом случае социальная составляющая указывает на направленность деятельности на организацию общения человека с другими людьми, входящими в состав компании. В контексте данного исследования представляется возможным выделить понятия «культурно-досуговая деятельность» и «социальная и культурная деятельность», поскольку их конечная цель одна и та же: формирование полноценной личности через эффективную организацию свободных время.

67 стр., 33380 слов

Диплом: Совершенствование деятельности культурно — досуговых ...

... вопросов и проблем по этой теме остаются на стадии изучения. Объект исследования – молодежный досуг., Предмет исследования – деятельность культурно-досуговых центров по организации ... Задачи исследования:, Определить сущность и функции досуга молодежи., Рассмотреть социокультурные технологии молодежного досуга., Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по организации досуга ...

2 Детская библиотека как учреждение культурно-досугового характера

Детскую библиотеку нельзя рассматривать только как информационное учреждение. Фактически, помимо образовательной, он выполняет также образовательные, развлекательные и другие функции.

Современное общество требует формирования нового типа личности с более высоким уровнем запросов и потребностей в информации. Это, в свою очередь, определяет потребность в ином мышлении у человека, который ежедневно сталкивается с постоянно увеличивающимся потоком аудиовизуальной информации, что, в свою очередь, является предпосылкой для формирования высокого уровня интеллекта. Причём перевод деятельности в интеллектуальную сферу требует, чтобы человек с детства обучался, пусть и не явно, и накапливал по мере взросления огромную базу знаний и постоянно актуализировал её. Библиотека должна играть здесь важную роль, особенно для детской библиотеки. Через игру ребенок социализируется, приобретает культурный опыт и учится обустраивать свое пространство для свободного времени. А детская библиотека для культурно-развлекательных мероприятий — любимое заведение. Это позволяет проводить такую ​​деятельность комплексно, не зацикливаясь только на образовательном или ином элементе. Поэтому основное внимание следует уделять культурному и социальному воспитанию личности. Ведь именно в детской библиотеке (которую посещают не только дошкольники и младшие школьники, но также и старшеклассники) пользователи могут не только получить необходимую информацию, но и, что не менее важно, провести своё свободное время с пользой. Создайте комфортные условия посетителю, для его всестороннего развития.

В проекте «Концепции библиотечного обслуживания детей в России» названы следующие задачи, цели и миссия в детских библиотеках (которые, однако, применимы к культурно-досуговой деятельности, так как КДД в библиотеках, обслуживающих детей и подростков является основой деятельности) (1, с.10):

  • миссия библиотек, обслуживающих детей, — приобщение детей к ценностям мировой и отечественной культуры;
  • удовлетворение потребностей в духовном и интеллектуальном росте, образовании и самообразовании;
  • обеспечение равного доступа к информации;
  • создание комфортных условий для творческого развития.

Основная цель библиотек, занимающихся обслуживанием детей, — содействие успешной социализации подрастающего поколения путём предоставления широкого спектра качественных информационно-библиотечных ресурсов и услуг, в соответствии с их ожиданиями, возрастными и иными особенностями и потребностями.

Задачи у детских библиотек, по мнению разработчиков концепции, следующие:

  • стимулирование активности детских библиотек в сфере образовательной деятельности и на рынке досуговых услуг;
  • внедрение современных технологий и практик во все направления библиотечной деятельности;
  • выстраивание эффективной сети детских библиотек и развитие корпоративного взаимодействия;
  • формирование позитивного восприятия чтения у детей — посетителей библиотек;
  • формирование информационной культуры у детей;
  • повышение привлекательности и комфортности библиотек для детей;
  • обеспечение защищенного библиотечного и информационного пространства;
  • выработка профессиональных стандартов и критериев эффективности библиотечной деятельности;
  • укрепление материально-технической базы детской библиотеки;
  • совершенствование механизма кадрового обеспечения детской библиотеки;развитие коммуникаций с образовательными и воспитательными институтами, работающих с детьми;
  • Все вышеперечисленные задачи в равной степени относятся к задачам KDD, поскольку в этом виде бизнеса важны все аспекты: от правовой защиты потребителей до организации их творческой деятельности.

З.С. Тинькова в своих лекциях по дисциплине «Теория и методика культурно-досуговой деятельности» (2, с.43-44) говорит о том, что разные учреждения, осуществляющие культурно-досуговую деятельность, имеют свой набор функций, который, однако, полностью или частично совпадает с приведённым ниже. Эти функции также применимы к деятельности по инкультурации человека и организации свободного времени даже в детских библиотеках. В целом функции КДД выглядят следующим образом:

10 стр., 4948 слов

Особенности рекламной деятельности в сфере услуг

... работы является рекламная деятельность гостиничной компании. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЛЕЬНОСТИ В СФЕРЕ УСЛУГ 1.1 Организация рекламной деятельности гостиничных предприятий Гостиничный сектор сегодня является одним из самых перспективных и динамично развивающихся секторов. Количество гостиниц ...

  • развивающая функция — обеспечивает самоутверждение личности индивида и его саморазвитие. Это главная функция КДД;

— информационно-просветительная функция — сущность её заключается в создании системы знаний и получении необходимой информации сообразно потребностям личности. Эта функция является постоянной и применима к деятельности любого учреждения культурно-развлекательного характера. Также информационно-просветительная функция обладает рядом отличительных особенностей, таких как:

  • добровольность и инициативности, а также отсутствие регламента;

·ориентация на удовлетворение различных запросов и интересов групп населения разного возраста (услугами детских библиотек могут в большинстве случаев пользоваться и взрослые, как это, например, происходит в ЦГДБ им. Н. Островского в городе Минске — прим. авт., С.Г.);

·наличие большого количества средств, форм и методов, необходимых для обретения знаний и формирования навыков и умений;

·дополнение и более широкое развитие уже имеющихся знаний.

) культуротворческая функция направлена на реализацию различных способностей индивидов. К этим способностям принято относить различные виды самодеятельности (любительские театры, например).

Сегодня внимание, главным образом, акцентируется на развитии, сохранении и возрождении культурных традиций нации, фольклора, и народных промыслов/ ремёсел (последнее, однако, к сфере КДД детских библиотек не относится).

) рекреативно-оздоровительная функция — разработка и организация развлекательных программ для различных групп населения. Эта функция призвана обеспечить психологическое расслабление и расслабление.

) гедонистическая функция, то есть такая функция, суть которой состоит в том, чтобы сделать существующие в детской библиотеке формы культурно-досуговой работы привлекательными для пользователя.

14 стр., 6556 слов

Профессиональные качества и характеристики менеджера библиотеки ...

... и концепциях менеджмента изучались элементы профессиональной деятельности менеджеров: экономические и социальные функции (Э. Мейо [10 с.100]); неформальные моменты осуществления властных полномочий и лидерства (“школа межличностных отношений”); проявление личностных качеств в работе ...

верно, что эти функции носят реабилитационный и социальный защитный характер.

Однако стоит помнить, что помимо основных функций KDD по отношению к детским библиотекам, есть еще несколько дополнительных: функция адаптации личности, духовная реабилитация и стимуляция социальной активности.

И, наконец, следует отметить, что под влиянием складывающихся в обществе социально-экономических факторов и рыночных отношений функции КДД, тем не менее, носят подвижный характер и могут меняться.

Что касается принципов КДД, то З.С. Тинькова в своей работе приводит следующий список, цитирую: «Среди принципов культурно-досуговой деятельности выделяют следующие:

·принцип плюрализма в культурно-досуговой деятельности, альтернативности подходов в ее содержании и организации.

·Принцип приоритета общечеловеческих интересов над интересами социального класса в процессе усвоения духовно-нравственных ценностей.

·Принцип универсального массового культурного творчества как доминанта.

·Принцип гуманизации содержания и всего образовательного потенциала, их подчинение интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения.

·Принцип диалектического единства и преемственности историко-культурного, социально-педагогического и национально-этнического опыта, синтез традиций и нововведений в развитии сферы культуры и досуга.

·Принцип общественно-государственного соуправления культурно-досуговыми процессами в регионе, основанного на децентрализации и суверенности региональной, социальной и культурной политики» (2, с.44-45).

также необходимо помнить о принципах, которые находятся в состоянии трансформации, вызванной, в свою очередь, процессами духовного и социально-экономического обновления общества.

Только сознание сотрудниками библиотеки того, что детская библиотека должна быть мультизадачным социокультурно-досуговым центром позволит в современный период детской библиотеке оставаться востребованной и воспитывать новое здравомыслящее поколение людей, а также успешно конкурировать в своём сегменте рынка услуг.

.3 Общие проблемы КДД детских библиотек и подготовка специалистов-организаторов КДД для библиотек

При всей востребованности детских библиотек сегодня и при всей уникальности предоставляемых ими услуг в области детских библиотек возник ряд проблемных вопросов. Наличие в детских библиотеках редкой и дорогой литературы не решает проблему посещаемости библиотеки. Сегодня ребенку или подростку намного проще воспользоваться услугами всеведущего информатора — Интернетом — для получения необходимой информации и узнавать о новостях книжной индустрии. Относительна низкая скорость обновления информации в библиотеках — это та проблема, которая вызывает сокращение потока пользователей. Однако, чтобы ликвидировать данный пробел детские библиотеки организовывают мультимедийные отделы, которые предоставляют доступ к разнообразному познавательному и развлекательному контенту, созданному для удовлетворения информационных и досуговых потребностей детей и подростков.

26 стр., 12641 слов

Совершенствование качества предоставления услуг предприятия (на ...

... услуг. 3. Проанализировать качество услуг в ООО «АРТ». 4. Разработать мероприятия по совершенствованию качества услуг ООО «АРТ». 8 1. Теоретические основы управления качеством услуг на предприятии 1.1. Сущность понятия качества услуг ... личных характеристик субъектов, которые предоставляют услуги, и тех, кто их получает. В области экономических аспектов организации общественного питания также есть ...

Вторая проблема: низкий уровень финансирования. Детские библиотеки сегодня вынуждены искать дополнительные источники дохода и зарабатывать деньги, которые идут в государственную казну. Таким образом, библиотеки (детские библиотеки!) работают не только для того, чтобы обеспечить свои текущие расходы, но и выполнить государственный план и отчислить в бюджет государства часть денег согласно плану. Конечно же, это вполне нормально в условиях рыночной экономики, где каждый субъект должен находить источники средств для своего бюджета самостоятельно, а детская библиотека в это случае полноправный участник рынка услуг и чтобы успешно конкурировать за целевую аудиторию с теми же парками развлечений (досуговая сфера охватывает, на первый взгляд, совершенно разные учреждения и предприятия), нужно иметь средства. Но детская библиотека сделать все свои услуги платными не может, так как её доступность и бесплатность привлекает большое количество посетителей, которые не всегда пока ещё готовы отдать деньги за чтение интересной книги. Поэтому финансирование спонсорами является добровольным жестом, позволяя детским библиотекам осуществлять образовательную деятельность в совокупности с культурно-досуговой и при этом не требовать за комплекс таких услуг платы.

Следующая, третья проблема, заключается в том, что даже при проведении программ по информатизации библиотек уровень обеспечения техническими средствами и стабильным интернет-соединением остаётся невысоким. Что в свою очередь вытекает из второй проблемы, а именно: недостатка финансирования. Также одним из факторов, тормозящих информатизацию библиотек в целом и детских библиотек в частности является несоответствие помещений учреждения современным реалиям. Ведь библиотеки сегодня делят здание с самыми различными предприятиями. Та же Центральная детская библиотека имени Н. Островского в столице Беларуси вынуждена делить здание с магазином и прокатом бытовой техники и других вещей. А ведь эти огромные площади можно было использовать для целей библиотеки, у которой могли бы появиться дополнительные площади для организации и проведения различных мероприятий. А также причиной низкого уровня информатизации является и устаревшее оборудование, которое зачастую просто списывается и переводится на баланс детской библиотеки. О том, насколько комфортно чувствует ребёнок, используя такое техническое обеспечение и говорить не стоит.

Проблема четвёртая — отсутствие грамотной программы по рекламе библиотек. О детских библиотеках информации в СМИ довольно мало, упоминания о мероприятиях встречаются только в случае высокого уровня гостей, посетивших библиотеку или мастаба и исключительности события. Выходом для учреждения становится использование ресурсов всей сети интернет, так и отдельных её сегментов: байнета и рунета, а также некоторых других, если проект затрагивает культурные интересы нескольких государств.

24 стр., 11758 слов

Организация деятельности по подбору и отбору персонала

... отбора персонала учреждения; дать характеристику деятельности и провести анализ персонала МБОУ «СОШ № 1» округа Муром; изучить особенности подбора и отбора персонала в МБОУ «СОШ № 1» округа Муром; разработать рекомендации по организации ... и др. Методы и технологии подбора и отбора персонала в образовательных учреждениях освещены в работах М.А. Гончарова, А.И. Ломова, Г.М. Пономаревой, Е.А. ...

Пятой проблемой является проблема специализированных кадров. Специалистов-организаторов культурно-досуговой деятельности для библиотек практически нет (что вовсе не означает полного отсутствия названных специалистов, однако, их доля в библиотеках, работающих с детьми действительно мала).

А ведь в детской библиотеке такой кадровый сотрудник наиболее востребован, так как на его плечи ложится подготовка всех плановых и внеплановых развлекательных и информационных мероприятий, от результата его деятельности, по большей части, зависит приток новых пользователей в библиотеку и их заинтересованность в использовании её услуг. Даже на уровне высшего образования вопросам подготовки библиотекарей-организаторов КДД уделяется непозволительно мало времени. На это, в свою очередь, влияет сокращение времени обучения и подготовки специалиста, однако такое решение не является оптимальным. Причём акцент в обучении делается не на узкую профильность и специализацию, а на подготовку сотрудника-универсала. Что, несомненно, не может дать положительного эффекта. Достаточно привести пример: ведь режиссёра массовых мероприятий готовят с первого дня обучения и учат эффективной организации досуга человека уже с первого курса. В итоге, при аттестации на предмет профессиональной пригодности государство и министерство-заказчик получает первоклассного специалиста, владеющего не только общими необходимыми навыками, но и узкого специалиста в одном лице. Итак, пятая проблема заключается в том, что нынешней системе подготовки библиотечных кадров сложно создавать профессионала сочетающего универсализм и узкую специализацию единовременно, что вызывает дисбаланс в наполнении кадрами.

Также одним из проблемных пунктов в культурно-досуговой деятельности библиотек в современный период необходимо назвать постоянную нехватку новых форм организации досуга посетителей. Различные выставки — довольно интересное мероприятие, однако классических форм организации свободного времени своих пользователей явно недостаточно. Поэтому поиск новых путей и способов вовлечения в творческую полезную деятельность становится одним из приоритетов развитися детской библиотеки. Как результат такой деятельности — появление в пространстве библиотеки театральных кружков, организация игровых клубов («Литературная мафия»), взаимодействие с зарубежными библиотеками… Эта проблема, пожалуй, одна из наиболее успешно решаемых сегодня. Детские библиотеки, открывая новые досуговые формы и трансформируя старые, создают неповторимое пространство для творчества своих пользователей.

Стоит понимать, что сложившаяся ситуация и столь широкое проблемное поле вовсе не говорят об утрате детскими библиотеками своего места на рынке услуг. Напротив, нынешнее поколение специалистов старается найти выход из кризиса, так как библиотекари понимают, что излишняя инертность и затягивающийся поиск места детской библиотеки не пойдут самой библиотеке на пользу. Культурно-досуговая деятельность, её эффективная организация являются ядром деятельности любой библиотеки работающей с молодым поколением. Конечно, КДД не всегда инновационна, часто даже, наоборот, основывается на старых, проверенных временем методах организации и уже устоявшимися, однако, не менее востребованных и сегодня формах организации досуга, таких как кружки, литературные клубы и прочих.

Органичный сплав новых и старых, но эффективных методик организации работы с детьми и подростками, а так же включение в деятельность детских библиотек новых форм организации досуга и инкультурации человека позволяют детской библиотеке занимать свою нишу на рынке услуг и среди социальных институтов и участвовать в конкурентной борьбе за право формирования личности ребёнка со СМИ, развлекательными фирмами и иными предприятиями-поставщиками услуг досугового характера.

Об этом как нельзя лучше говорит список реализуемых в течение года программ и проектов, затрагивающих как культурные, социальные, так и досуговые сферы: полиэтническая программа Диалог культур, программа ММ центра Искусство и эстетическое воспитание подрастающего поколения, проект «KINOмания», проект Казкатэрапія для самых маленьких читателей и их мам, программа летнего чтения «Вакол свету за 90 дзён», проект «Библиотека — центр возрождения национальной культуры, литературы, традиций и обрядов», комплексная программа для детей с ограниченными возможностями Глубинная экология души, социальная программа со спецучреждение №51 Я в мире людей, а также многие другие. В их числе также и мероприятия, направленные на реализацию главной задачи библиотеки: привлечение пользователей к книге и чтению. Культурно-досуговая деятельность включает участие учреждений в таких праздниках как: Неделя белорусской письменности, Неделя детской книги, различные акции приуроченные к государственным праздникам и памятным датам и многие другие события. Однако, даже при таком широком спектре проводимых мероприятий и постоянной «работой над ошибками» детским библиотекам приходится конкурировать с различными фирмами и предприятиями, которые также занимаются оказанием услуг по организации досуга. Как детские библиотеки в современный период решают вопросы конкуренции на рынке услуг и какой статус обрели среди соперников — в следующей главе.

2. Проблема конкуренции детских библиотек с другими учреждениями культурно-досуговой сферы. Статус библиотеки на рынке услуг по организации досуга

.1 Детские библиотеки в условиях конкуренции культурно-досугового сегмента рынка услуг

На протяжении веков рынок менялся. С течением времени на продажу выставлялись всё новые товары и постепенно торговля разделилась на торговлю материальными продуктами труда и нематериальными, продуктами интеллектуального творчества человека, в том числе и различными услугами. А так как вопрос о том, каким способом проводить свой досуг всегда довольно сильно волновал человека, то рынок развлекательных услуг стал развиваться быстрыми темпами. Однако, человеку хотелось не только развлечений, но и развития своей личности, поэтому на рынке услуг выделился также сегмент образовательных услуг. И если в развлекательной области господствовали театры, кинотеатры, цирки, парки развлечений, выставки, клубы и прочие подобные заведения досугового плана, то в сфере образовательных услуг предприятий, самих форм услуг было не так много: частные школы, лицеи, университеты, музеи — то есть те услуги, которые можно продавать потребителю. Ведь рынок услуг, как и любой другой рынок, ориентирован прежде всего на продажу услуги (организация мероприятий, обучающие курсы и так далее) и привлечение клиентов одновременно с поддержкой сложившейся клиентской базы. Со стороны потребителя выдвигались требования к цене и качеству предоставляемого товара, что было очевидно в условиях рыночной торговли. Надо сказать, что со времени расцвета рынка услуг и до нынешнего момента условия предлагаемые продавцом и покупателем в названных сегментах мало изменились. Однако изменилась форма, в которой услуги предоставляются и к требованиям, предъявляемым покупателем всё чаще добавляется ещё одно: полная или частичная бесплатность. В эпоху, когда фирменный ярлычок или брэнд уже не гарантирует качества, способ предоставления услуг даром оправдывает себя. Ведь набрав определенное количество клиентов всегда можно постепенно повышать цены на оказываемые услуги или вводить платное посещение мероприятий, ведь постоянные пользователи знакомы с производителем товара, знакомы с качеством услуг и охотно будут платить за то, чтобы получать стабильно высококачественный продукт в удобное время, в удобном месте и в удобной им (покупателям) форме. Это именно та причина, по которой сегодня всё ещё библиотеки/ детские библиотеки пользуются спросом, несмотря на определённое несоответствие современным требованиям, которые предъявляет экономика, государство и общество. Ведь именно библиотека смогла объединить в себе, в своей деятельности два сегмента рынка: досуг и образование/ самообразование. Такой подход к организации естественно позволяет конкурировать на рынке, однако, в гораздо меньшем масштабе, оставляя главным поставщиком услуг по организации досуга и инкультурации (которая в условиях глобализации происходит весьма своеобразно — детской аудитории сегодня сложно усваивать национальные культурные традиции и обряды, не говоря уже о фольклоре) Интернет, телевидение, развлекательные комплексы и парки аттракционов. Результатом является бесконечный поиск новых форм КДД, а также интеграция детских библиотек с конкурентами на рынке. К примеру, библиотеки размещают полезную информацию на собственных страницах в сети Интернет, публикуют афишу проводимых мероприятий в печатных средствах массовой информации, сотрудничают с теми же центрами детского и юношеского творчества, проводя совместные акции к памятным датам и праздникам. Однако, культурно-досуговая деятельность это, прежде всего, деятельность творческая и требующая соответствующей отдачи не только от читателей, но и от самих библиотекарей. Поэтому для работы требуются специализированные знания, но в сфере КДД сегодня организацией различных мероприятий занимаются библиотекари-энтузиасты. Нехватка специализированных кадров именно в этой области не даёт вырваться библиотекам в лидеры на рынке. В довершение ко всему рекламная деятельность библиотечных услуг всё ещё не смогла выйти на достаточно высокий уровень и сделать посещение библиотеки модным, а саму её местом для проведения отдыха. Переход к новой форме существования затягивается, детская библиотека не может угнаться за новыми технологиями, придумывать новые формы досуга, способные увлечь ребёнка так же как и разнообразные аттракционы в парке. Именно привлекательного компонента не хватает сегодня детской библиотеке, хотя это вовсе и не значит, что в здании надо обустраивать парк развлечений. Можно и нужно соблюдать золотую середину и тогда на каждый возраст будет своя интересная находка. Требование нынешнего дня — зрелище и знания.

Итак, какой же статус или место среди конкурентов занимают детские библиотеки как организаторы культурно-досуговой деятельности? Безусловно лидерские позиции уже давно заняты масс-медиа (тенденция преобладания среди развлечений просмотра телевизионных программ и «сёрфинг» в сети Интернет (около 75%), к сожалению, сегодня занимает высшую строчку «рейтинга») (5).

Далее, чуть менее популярны, в нашем государстве — из-за сравнительно высокой стоимости посещения и малой распространённости парки аттракционов и развлечений (ведь лучше места для встречи с компаний друзей, особенно в летний период, не найти).

Ещё чуть более популярны различные театры, кинотеатры, различные представления — то есть места, где проводятся концерты, фестивали и прочие массовые события. Нельзя также не упомянуть и про Дома культуры, Дворцы молодёжи, Центры творчества… Большой процент составляет досуг в виде занятий спортом и увлечения компьютерными играми — 43,6% и 37% соответственно (5).

Где же в этом списке место детских библиотек? Конкуренции, как таковой библиотеки для детей и молодёжи не представляют. У них зачастую уже имеется своя аудитория, которая в свободное время находится в состоянии свободного выбора — что предпочесть? Посетить парк или погрузиться в заседание клуба литературной мафии? Поэтому детские библиотеки находятся «между». Они вынуждены брать у конкурирующих с ними продавцов услуг их (поставщиков развлечений) формы организации КДД и приспосабливать под свою специфику. Ограничение накладывает также сохраняющаяся зависимость от бюджетных средств государства, детские библиотеки не могут полностью окупать себя. Культурно-досуговая деятельность сегодня в библиотеках для детской и подростковой аудитории, несомненно, осуществляется в том объёме, в котором она востребована, однако, в наше время используются далеко не все возможности, что не позволяет детским библиотекам состязаться за пальму первенства, а только участвовать вне конкурса по социализации и инкультурации индивидумов.

Заключение

Современное общество требует от социальных и культурных институтов и учреждений, их представляющих постоянной актуализации методик работы с людьми. Новые условия существования на рынке услуг требуют постоянной трансформации общественных институтов и увеличениях их взаимодействия с масс-медиа и современными разработками в сфере высоких технологий. Как показывает практика такой подход наиболее эффективен как в образовательном, так и развлекательном сегментах рынка.

В данном исследовании представлены далеко не самые исчерпывающие результаты по изучению опыта культурно-досуговой деятельности в детских библиотеках. Список проблем, приведённых в тексте работы, далеко не полный, ведь помимо пяти основных спорных вопросов, имеющих отношение к КДД, существуют также и проблемы локального характера, свойственные каждой детской библиотеке в отдельности.

Рассмотренный опыт свидетельствует о том, что, несмотря на то, что в современный период детские библиотеки остаются востребованными, удерживают своё место в сегменте рынка услуг, библиотеки не смогут существовать без трансформации в иное, качественно новое и, главное, конкурентоспособное образование. Поэтому библиотеки сегодня ищут возможности к улучшению и преобразованию, формируют имидж места привлекательного для пользователей. Культурно-досуговая деятельность в таком случае является наиболее мощным инструментом создания положительного образа в обществе. Поэтому, для обеспечения дальнейшей деятельности детских библиотек необходимо: принятие комплекса мер по сохранению существующей сети детских библиотек как гарантов обеспечения и осуществления прав молодого поколения на доступ к информации, достижениям мирового и отечественного культурного фонда. Также необходимо включать детские библиотеки в различные программы по развитию, чтобы предоставить им поддержку со стороны государственного аппарата управления и закрепить соблюдение прав законодательно. Не стоит забывать и про то, что сегодня детские библиотеки нуждаются в финансировании со стороны государства в гораздо большем объёме, чем это происходит на данный момент (1,7% от общих расходов нашего государства приходится на сферу культуры, что более чем недостаточно, поскольку это важная часть нации) (4, с.63).

Только полное государственное обеспечение поможет библиотекам осуществить информатизацию и развивать свою культурно-досуговую деятельность в полной мере. Это обеспечит на начальном этапе детским библиотекам возможность конкуренции на рынке услуг и предоставит возможность продвижения своего продукта, то есть возможность преобразования в культурно-досуговый центр. А это, в свою очередь, поможет детским библиотекам всё меньше зависеть от госбюджета и даст шанс перейти на самоокупаемость, так как услуга по организации культурно-досуговой деятельности будет востребована именно в библиотеках, самоокупаемость же поможет снизить расходы государства в финансовой сфере. Поэтому страна должна быть заинтересована в том, чтобы расходы на поддержание деятельности детских библиотек на нынешнем этапе были включены в обязательную статью расходов государственного бюджета. Поддержать осуществляеммую библиотеками КДД на современном этапе — значит дать дполнительный доход и окупаемость детских библиотек в ближайшем будущем.

Ведь именно передача культурного опыта, воспитание культурной личности, её социализация и эффективная организация досуга — наиболее действенный способ воспитать молодое поколение, основу общества, людьми мыслящими, всесторонне развитыми и умеющими верно организовывать своё свободное время.

Таким образом, существование детских библиотек на нынешнем этапе развития общественных отношений возможно лишь при акцентировании внимания самими библиотеками на культурно-досуговой составляющей проводимой работы.

Культурно-досуговая деятельность детских библиотек в современный период находится в состоянии постоянного развития и библиотекам, особенно детским, нужно осознать необходимость срочных преобразований в своей работе, так как исследования Национального статистического комитета Республики Беларусь показывают падение показателей по деятельности и количеству библиотек в целом (4).

Проведение эффективных рекламных компаний, интеграция с информационными технологиями, использование инноваций в работе — вот что сделает культурно-досуговую деятельность в библиотеках, обслуживающих детей и подростков реально эффективным инструментом для создания гармонично развитой творческой личности.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/kulturno-dosugovaya-deyatelnost-bibliotek/

1. Концепция библиотечного обслуживания детей в России

/ Российская государственная детская библиотека.

. Тинькова, З.С. Теория и методика культурно-досуговой деятельности/ З.С. Тинькова. — Орел: Госуниверситет — УНПК, 2012. — 270, [3] с.

. Воробьева, И.В. Социально-культурная деятельность: учебно-методический комплекс/ И.В. Воробьева. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. — 106 с.

. Изучаем Беларусь: статистика для школьников / редкол.: И. А. Костевич (гл. ред.) [и др.]. — Минск: Пачатковая школа, 2013. — 144 с. : ил.

. Чем занимаются в свободное время молодые белорусы/ NEXT24.