Нормативный правовой акт как источник права

Курсовая работа

Чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называется формой или формами права, в других — источниками, а в третьих — они называются как формами, так и источниками права. Источниками права можно считать те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом.

Термин «источник права» имеет также философский смысл, который указывает на то, какие по своему характеру (либеральные, консервативные и пр.) философские идеи легли в основу той или иной правовой системы. Однако это не меняет дела.

Под формой (источником) права понимается объективированное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках. За долгую историю существования права как социального института взгляды на форму права развивались и менялись. И связано это было с разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного развития, прежде всего в Европе 1

В. О. Котюк, например, считает, что понятия формы и источника права имеют разное значение и не могут быть идентифицированы. По его мнению, термин «источники права» имеет много значений: под ним понимаются силы, создающие право. Они могут иметь материальное и идеальное содержание; материалы, положенные в основу того или иного законодательства; к

Юристы Древнего Рима уже выделили в праве всех народов нечто общее, присущее всем правовым системам, и особые, те особенности права, которые были характерны для отдельных государств и правовых систем. В XVIII-XIX веках резко усилилась дискуссия о соотношении естественного и позитивного (законодательного) права. Однако уже в двадцатом веке по критерию юридической формы исчезла разница между естественными юридическими диспозициями, вытекающими из самого существования человека, и другими юридическими диспозициями. Форма становится единой для всех сфер права: все правила поведения в актах и ​​других источниках получают объективное закрепление. Некоторые ученые считают, что в этой связи следует говорить о двух формах права: внешнем и внутреннем. По их мнению, внешняя форма — это закрепленные в актах и иных источниках объективированные правила поведения, а внутренняя — эта та самая формальная определенность, которая четко закрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме, устанавливает ее иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройства права как системы 2

2 стр., 826 слов

Предмет, цель, задачи и методологические особенности организационного ...

... каждый на многообразие организаций, все они имеют общие параметры, каждый из которых в той или иной мере определяет организационное поведение: цели организации; организационная ... задачи Организационного поведения 1) освоение основных структурных элементов системы организационного поведения (человек, его личность и поведение) 2) знать основные теории моделирования организационного поведения ...

2 Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. С. 87

Следует отметить, что в теории национального права разрабатывается другой подход к определению формы права — информативный. Словом, существуют разные подходы к определению форм права. Но в современной теории права особых проблем с этим понятием нет. Самый распространенный вывод состоит в том, что понятие формы права синонимично понятию источника права.

В прошлом и сегодня к понятию “источники права” подходят, по сути, с двух позиций:

1) его понимают как материальный источник права, т.е. откуда идет

содержание нормы или правотворческая сила;

2) формальный источник права — способ выражения содержания правил

поведения или то, что дает правилу общеобязательный характер.

Таким образом, все когда-либо имевшие место формы (источники) права перечислить трудно, но наиболее важными и широко известными являются следующие. Это — правовые обычаи; правовые договоры; прецеденты; нормативно-правовые акты; правовые доктрины 3

1.2. Виды источников права

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/normativnyiy-pravovoy-akt-kak-istochnik-prava/

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения).

В данном случае нормативность служит критерием разграничения правовых актов и означает лишь то, что в правовых документах содержатся нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный (нормативно-правовой) акт, юридический (правовой) прецедент, санкционированный (правовой) обычай, договор (договор с нормативно-правовым содержанием).

23 стр., 11329 слов

Cистема субъектов трудового права, их правовой статус, закрепленный ...

... юридических отношений, будут подчиняться закону. Такое понимание о субъектах относится к любой отрасли права. Тема дипломной работы cубъекты трудового права и их правовое положение, ... -правовой и сравнительно-правовой анализ трудового права Российской Федерации. При написании дипломной работы были использованы следующие такие нормативно-правовые акты как Конституция Российской Федерации, Трудовой ...

Исторически первой формой права (или источником права в формальном смысле) явился правовой обычай — обычай, санкционированный государством. Эта форма права возникла на ранних этапах правового развития первоклассных городов-государств. Тогда обычное право регулировало, в первую очередь, брак и семью, родовые отношения, порядок использования земли и воды. Эта форма закона проистекает из обычаев, из тех моделей поведения, которые складывались тысячелетиями и объединяли полезный опыт человечества. Изначально этот опыт был направлен на смягчение агрессии в отношениях между клановыми сообществами, а затем и между соседними сообществами. Обычаи были усилены такой мощной этнокультурой, что даже после возникновения государства некоторые из них сохранили свое значение и попали под защиту судебной системы, то есть стали легальными обычаями. Примером правового обычая в римском праве можно считать талион (то есть причинение виновному такого же вреда, который причинён им самим), а также виру (штраф за убийство) 4 Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. с.66

Вначале правовой обычай не имел материальной фиксации, что усложняло его применение необходимостью сначала доказать существование этого юридического обычая в суде. На определённом этапе развития правовой обычай начал письменно санкционироваться или письменно закрепляться, модернизируясь в нормативно-правовой акт. Пример такой модернизации — законы XII табличек Русской Правды.

Однако не каждый обычай может стать правовым.

По мнению Рене Давида, для этого необходимо наличие следующих условий: признание обычая в качестве правового обществом, в котором он сложился; наличие определённого возраста обычая, то есть срока существования; обычай не должен противоречить публичному порядку либо должен быть разумным. Действительно, в странах с развитой правовой системой доля юридических практик может быть небольшой. Однако есть системы, в которых этот источник права широко распространен. Особенно эта тенденция прослеживается в странах Азии и Африки. В Африке, например, нормам неписаного обычного права всё ещё следуют свыше 80% населения, а в отдельных регионах тропического пояса — 95%.

Более того, правовой обычай по-прежнему является одним из источников шведского права, в основном коммерческого права.

С точки зрения содержания, это остается тем же правилом поведения, но оно приобретает возможность обязательной государственной реализации: если сила привычки не работает, государство присоединяется к делу. Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:

а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);

11 стр., 5333 слов

Правовые нормативно тех и организационные основы бжд. Правовые, ...

... надлежащего качества. Тема №13 Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах РФ, Управление безопасности жизнедеятельности, Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности Управление безопасностью жизнедеятельности имеет правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, руководящие и контролирующие ...

б) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного решения. Если норма (правило) обычая полностью воспроизведена в тексте нормативно-правового акта или положена в основу судебного прецедента, то качества самостоятельного источника права (правового обычая), обычай не обретает.

В российской правовой системе роль правового обычая как источника права незначительна. Ссылки на применение международных обычаев можно найти в Консульской хартии, Кодексе торгового мореплавания. Однако правоведы предполагают, что с развитием рыночной экономики и частного права значение обычая для российского права должно возрасти, о чем свидетельствует, например, введение в Гражданский кодекс Российской Федерации ст. 5 «Обычаи делового оборота» 5

Очевидно, что с развитием рынка в нашей стране роль юридической практики может возрасти. Юридическая практика имеет особое значение в сфере международного права. Он становится источником международного права, когда отношения между участниками международного сообщества не регулируются международным договором. Для этого правовой обычай должен признаваться всеми или некоторыми сотрудничающими государствами, на которых и будет распространяться 6

В этой системе права роль правового обычая велика. это более гибкий источник права, чем международный договор, поскольку для проявления последствий международного договора необходимо согласовать волю многих членов международного сообщества, что технически сложно.

также возможно, что государства по политическим причинам опасаются брать на себя юридическую ответственность, подписывая международный договор, но соглашаются выполнять его требования по соблюдению правовых обычаев. Если договор еще не вступил в законную силу, может возникнуть необходимость в соблюдении правил международного договора в порядке, установленном законом. Обычное право преобладало на ранних этапах развития правовых систем. Однако он также используется в современных правовых системах США, Англии, Германии и в мусульманском праве. Велико значение обычая в развивающихся странах Азии, Африки и Океании.

Второй вид источников права — юридический прецедент, который признавался источником права еще в Древнем Риме (преторское право).

Был распространен в средние века. Важным источником права судебный прецедент в настоящее время является в странах, в которых получило распространение англо-саксонское общее право (в Англии, США, Канаде, Австралии).

Во всех этих странах публикуются судебные документы, из которых можно получить справочную информацию. Родиной юридического прецедента по праву считается Англия. Признание прецедента источником права означает признание у суда правотворческой функции, условием чего, в принципе, являются высокая правовая культура и развитое правовое сознание, как судебной системы, так и общества в целом, демократические традиции, отлаженные системы информации и социального контроля. С помощью прецедентов суды официально закрепляют уже фактически сложившиеся в обществе нормы 7

7 стр., 3329 слов

Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

... право возникло из системы социального регулирования, как нормативная формулировка морали и этики. Сегодня в систему регулирования входят такие типы социальных норм, как политические, обычаи, религиозные, моральные, эстетические, правовые и другие. Однако в общем числе правовые нормы ...

Суд может создать прецедент как при отсутствии соответствующего закона, так и при его наличии. Прецеденты устанавливаются не всеми судами, а только вышестоящими судами. В Англии к таким инстанциям относятся Высокий суд. Апелляционный суд, палата лордов.

Юридический прецедент — это решение государственного органа (судебного или административного) по конкретному юридическому делу имеющее обязательное значение нормы права при разрешении аналогичных дел в дальнейшем.

Как известно, господствующий источник права в странах романо-германской правовой системы — нормативно-правовой акт. Статьи нормативной правового акта представляют собой обобщённые правила, рассчитанные на неопределённое количество случаев 8

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Под источником позитивного (исходящего от государства) следует понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование, изменение или констатацию факта прекращения существования права отдельного содержания.

В настоящее время принято выделять следующие источники права: нормативный (нормативно-правовой) акт; юридический (правовой) прецедент; санкционированный (правовой) обычай; договор (договор с нормативно-правовым содержанием).

Первым источником права по праву является обычай.

Глава 2 Правовая характеристика нормативно-правового акта

2.1. Понятие, признаки нормативно-правового акта

Нормативный правовой акт — основная и наиболее совершенная форма современного права. Их большая распространенность по сравнению с другими формами права связана с усилением роли государства в управлении общественно значимых отношений, а способность быстро реагировать на изменение потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний помогают их развитию.

К нормативным актам относятся конституции, другие законы, решения органов исполнительной власти. именно в нормативных правовых актах устанавливаются правила, учитывающие интересы большинства и меньшинства в целом, согласовывающие их на основе конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период. Переход к универсальному правовому регулированию осуществлялся эволюционным путем. Поначалу нормативное регулирование распространялось только на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти, а частная собственность и семейные отношения оставались под влиянием обычного права и судебной практики. Однако со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становятся, таким образом, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений 9

10 стр., 4932 слов

Локальные нормативные акты как источники трудового права

... Установить порядок разработки и принятия локальных правовых актов. 6. Юридическое сопровождение прав работодателей и работников в сфере местного регулирования. 7. Закрепление в федеральных нормативных актах правовых норм, локального регулирования, которые широко применяются ...

первых, это очень удобная форма права, ведь нормативно – правовой акт позволяет быстро реагировать на изменение потребностей жизни. Во-вторых, нормативные акты исходят из единого центра: они объединены Конституцией и не могут ей противоречить. Эта особенность позволяет направить развитие общества в одно русло. В-третьих, нормативно-правовые акты позволяют максимально точно фиксировать правовые нормы, поскольку имеют письменное подтверждение. Так же стоит отметить несколько признаков нормативно – правовых актов:

1. Нормативный правовой акт создается в результате законодательной деятельности компетентных органов государства или по результатам референдума. Законотворчество — это государственная деятельность, заключающаяся в публикации правовых норм, а также в улучшении или изменении устаревших норм. Законодатель — это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативных правовых актов. Он может быть двух видов: прямой и косвенный. Прямая законодательная власть проявляется в проведении референдумов, на которых принимаются или отклоняются нормативные акты, предложенные законодательной властью. Опосредованное или государственное законодательство — это установление, изменение или отмена верховенства закона в порядке, определенном законом. К нему относится так же нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством 10 Ображиев К.В.Формальные (юридические) источники российского уголовного права: Монография — Юрлитинформ-2010. С. 42

2. Нормативный акт устанавливает нормы права, которые являются общеобязательными, формально определенными постановлениями, выраженными в виде абстрактно сформулированных императивных государственных приказов, адресованных кругу неперсонифицированных лиц и рассчитанных на многократное использование. То есть правовые нормы распространяются на всех участников правоотношений, либо на определенную категорию лиц, они действуют постоянно и непрерывно и многократно применяются в регулировании общественных отношений до тех пор, пока не будут отменены органами, их выдавшими. Причем, адресаты норм персонально не названы в тексте самой нормы.

3. Нормативный правовой акт имеет официальную документальную форму и особую структуру. В нем в обязательном порядке должны содержаться:

вид акта; наименование органа, его принявшего; заголовок; дата принятия акта; номер акта; сведения о должностном лице, подписавшем акт.

Все эти детали обязательно должны быть в каждом нормативно-правовом акте. Исключение делается только в отношении заголовка. Некоторые акты, например распоряжения правительства РФ, принимаются без заголовка 11

9 стр., 4173 слов

Пределы действия нормативно – правовых актов

... Все другие правовые акты призваны детализировать и конкретизировать нормативные положения законов. Законы принимаются в особом процессуальном порядке. В свою очередь, законы по своему значению ... Основы законодательства составляют правовую основу для кодификационной деятельности членов федерации. 2. Кодекс — наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах ...

Официальные реквизиты выполняют несколько функций. Они идентифицируют нормативный акт, выделяют его из совокупности других нормативных актов — юридические, одним словом, играют ту же роль, что и имя и фамилия человека. Данные характеристики содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт. Наконец, официальные данные подтверждают подлинность нормативного акта. В нем есть вся необходимая информация о том, что законодательный орган действительно выразил свою волю таким образом. Отсутствие деталей вызывает сомнения в подлинности нормативного акта.

Каждый нормативно-правовой акт делится на отдельные и относительно самостоятельные части. Назначьте: преамбулу, статьи и абзацы главы, разделы, части, примечания и приложения. Преамбула определяет цели задачи нормативного акта, она является вводной частью акта. Нормы права формулируются в статье либо в пункте. Статьи подразделяются на части, а пункты – на абзацы и подпункты. Если объем нормативного правового акта достаточно велик, статьи и пункты объединяются в главы, а те, в свою очередь, — в разделы. Для примера: Уголовный кодекс Российской Федерации 12

состоит из двух частей, двенадцати разделов, тридцати четырех глав и трехсот шестидесяти одной статьи.

Примечания используются для пояснения текста соответствующей статьи или для обозначения положений, не относящихся к предмету нормативного акта.

4. Нормативный правовой акт имеет особый порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу. Неслучайно эксперты говорят о «технологии создания нормативного правового акта». Она состоит из последовательных операций, в результате осуществления которых в правовую систему вливается новый официально действующий акт. Соблюдение специально установленного законодательного порядка является обязательным условием законности и эффективности подготовленных регулирующих решений.

Как справедливо указывает А. С. Пиголкин, понимание нормативно –

правового акта, как акта, содержащего нормы права, правильно фиксирует его основное предназначение – закреплять властные веления государства в форме нормы права, вносить коррективы в систему права. Но, не всякий правовой акт, содержащий нормы права, является нормативным и, наоборот, в систему нормативно – правовых актов входят акты, которые не содержат непосредственно нормы права 13

Есть два типа правовых актов, которые содержат правовые нормы, но не являются нормативными. Первый тип — это акты органов исполнительной власти, доводящие до сведения подчиненных им органов и учреждений нормативные акты, принятые вышестоящими органами: федеральные законы, указы Президента Российской Федерации. Издание таких актов раньше широко практиковалось в СССР, т.к. значительная часть нормативных постановлений Совета Министров СССР не помещалась в источниках официального опубликования, а рассылалась госорганам в нескольких экземплярах. В настоящее время, когда все нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации публикуются в источниках официального опубликования, необходимость в их издании отпала. Однако значительная часть федеральных министерств до сих пор издает правовые акты с целью доведения актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации до подведомственных им органов. Такие акты являются законными, но не обладают характеристиками нормативного правового акта.

21 стр., 10364 слов

Нормативные правовые акты понятие и классификация

... законы, нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников. В первом разделе рассматривается понятие, юридическая природа и классификация нормативных правовых актов, ...

Второй тип — это правовые акты, принимаемые органами государственной власти с целью уточнения содержания действующих законодательных актов. Они представляют собой особую систему общеобязательных актов нормативного толкования. Но не могут применяться самостоятельно, без акта, положения, которого они разъясняют 14

Нормативные правовые акты следует отличать от ненормативных актов или индивидуальных актов.

Индивидуальный правоприменительный акт можно охарактеризовать как официальное решение государственного органа по конкретному судебному делу, содержащее императивное распоряжение государства, направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Существенное отличие индивидуального правоприменительного акта от нормативно – правового акта, в том никаких изменений в действующее законодательство он не вносит, и вносить не может. Он всегда обращен к конкретным, индивидуально – определенным субъектам права, в то время как нормативно- правовой акт затрагивает неопределенно большой круг лиц. И, наконец, нормативно – правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны на строго определенный вид отношений. Индивидуальный акт и потому называется индивидуальным, потому что исчерпывает свою силу после однократного применения. В то время как нормативно – правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют ли конкретные акты, предусмотренные данным актом.

Таким образом, из всего вышесказанного, нормативно-правовой акт – это официальный властный документ компетентного правотворческого органа, направленный на установление, изменение, отмену, утверждение правовых норм.

Нормативно-правовой акт характеризуется следующими признаками:

– имеет письменную форму;

– имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества других нормативно-правовых актов,

– наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностного лица и т.д. (реквизиты) 15

10 стр., 4903 слов

Управление государственным и муниципальным долгом

... с управлением государственным долгом, операциями с государственными долговыми обязательствами и учетом этих операций регулировались и продолжают в настоящее время прописываться в нормативных документах Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих нормативных актах Банка России и ...

;

– обладает определенной юридической силой в зависимости от места акта в системе нормативно-правовых актов и уровня принявшего его органа. «Официальный характер акта заключается в его издании от имени органа, организации либо государства. Управомоченность названных субъектов принимать правовые акты предопределяется Конституцией, законом, положением, уставом, т.е. статутным актом. Отсюда следует важное правило об издании каждым субъектом только тех видов актов, которые за ним закреплены. Нередко же на практике государственные органы произвольно избирают форму правового акта и нарушают тем самым законность».

– имеет внутреннюю структуру – разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права;

–имеет определенный предмет регулирования (то есть соответствующую сферу общественных отношений).

Это достигается с помощью разных способов – путем установления правовых норм, возникновения, изменения и прекращения правоотношений, признания, создания и изменения юридического состояния, посредством обеспечения реализации правовых норм, защиты правовых интересов.

– действует в течение определенного срока (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом); – охватывает своим действием конкретную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т.д.)

– входит в единую иерархию нормативно-правовых актов, занимает в ней свое место, взаимосвязан с другими нормативно-правовыми актами;

– содержит правила поведения общего характера, общеобязателен для всех, кому он адресован. «Игнорирование правовых актов, их нарушения, воспрепятствование реализации актов являются нарушениями законности и недопустимы. 16

Они влекут различные способы восстановления «баланса актов» и их юридической силы и авторитета, с одной стороны, применение мер дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности к виновным лицам – с другой. Словом, юридическая защита правового акта служит его прочной гарантией.

– подкреплен возможностью государственного принуждения в случае нарушения его предписаний.

2.2. Виды нормативно правовых актов

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов)

  • основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы

  • принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией Российской Федерации.

3) федеральные законы

  • это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества.

4) законы субъектов Федерации

  • издаются их представительными органами, и действие их распространяется только на соответствующую территорию 17

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента Российской Федерации

  • высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4)решения и постановления местных органов государственной власти;

5)решения, распоряжения, постановления местных органов

государственного управления;

6)нормативные акты муниципальных органов;

7)локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка) 18

В Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15) установлено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. В данном случае соотношение Конституции со всеми остальными актами установлено в общем виде. Оно не позволяет нам определить юридическую силу каждого конкретного вида нормативного правового акта, издающегося в Российской Федерации.

Оно определяет только юридическую силу Конституции Российской Федерации и закрепляет ее верховенство по отношению ко всем остальным видам нормативных правовых актов, другим источникам права Российской Федерации и правовым актам ненормативного характера. Данное соотношение не устанавливает, что основанием издания каждого вида нормативных правовых актов или конкретного акта является Конституция. Оно устанавливает только то, что все нормативные правовые акты и другие источники права не должны иметь содержательных расхождений с Конституцией. Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку принятия, внесения в них изменений и дополнений. Любая конституция в силу широты охвата ею самых разнообразных сфер жизнедеятельности общества и государства, а также многих других причин является не только сугубо юридическим, но и политическим и идеологическим по своему характеру документом. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения формам (источникам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве.

Порядок принятия, внесения изменений и дополнений в конституцию предусматривается, по общему правилу, самой конституцией. Конституции многих государств содержат целые главы, разделы или обширные статьи, посвященные порядку внесения конституционных поправок и пересмотра конституций. Особое внимание в них уделяется, помимо прочего, инициативе пересмотра конституции, процедуре пересмотра и условиям принятия решения.

Федеральные конституционные законы — это законы, вносящие поправки к главам 3-8 Конституции, а также законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции. Таковы Федеральные конституционные законы: «О Конституционном Суде Российской Федерации» 19

, «О референдуме Российской Федерации» 20

Федеральные конституционные законы принимаются не простым большинством, а в особом порядке — для его принятия требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а для одобрения в Совете Федерации не менее трех четвертей голосов от общего числа членов этой палаты.

Все остальные законы, принятые Федеральным Собранием Российской Федерации в пределах его компетенции и в порядке реализации своих функций, являются обыкновенными (текущими).

Таковы, например: Федеральные законы, как Уголовный кодекс Российской Федерации 21

, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации 22 Федеральные обыкновенные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов каждой палаты Федерального Собрания. При этом датой принятия обыкновенного федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации предложения о поправках и пересмотре ее положений могут вноситься Президентом Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством России законодательными (представительными) органами субъектов Федерации, а также группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134).

В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. В свою очередь, федеральные законы делятся на федеральные конституционные и федеральные обыкновенные законы. Законы, принятые субъектами Федерации, также подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие. Федеральные законы издаются высшими органами государственной власти Федерации и распространяются на всю ее территорию, остальные — высшими органами государственной власти субъекта Федерации и соответственно имеют юридическую силу лишь на его территории. По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов Федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы 23

Согласно Конституции Российской Федерации «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам», принятым по предметам исключительного ведения Российской Федерации или же по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. «В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным Российской Федерацией, действует федеральный закон». В случае же противоречия между федеральными законами и нормативно-правовыми актами субъектов Федерации, изданными по предметам исключительного ведения последних, «действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации». В рамках действующей Конституции и федеральных законов издаются также указы Президента Российской Федерации, содержащие в себе правила общего характера. Вместе с распоряжениями Президента, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, «обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации». Они задаются по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенции Президента Российской Федерации. Наряду с названными нормативно-правовыми актами на основе действующих законов издаются и другие аналогичные им по своему характеру акты. На уровне Федерации — это акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, ведомств).

На уровне субъектов Федерации — это республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, другие нормативные акты республиканских органов исполнительной власти. К этой же категории актов, издаваемых на уровне субъектов Федерации, Конституцией Российской Федерации отнесены уставы краев и областей, определяющие правовой статус данных субъектов Федерации, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных, округов 24

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

— нормативные акты государственных органов;

— нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

— нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

— нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

общефедеральные;

  • нормативные акты субъектов Российской Федерации;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

нормативные акты неопределенно длительного действия; временные нормативные акты.

Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль.

По органу, принимающему закон, следует различать в Российской Федерации законы общефедеральные и законы субъектов Федерации. Особенность последних в том, что они не могут противоречить (во всяком случае не должны) общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации.

По объему и объекту регулирования — общие и специальные законы. Общие законы посвящены целой сфере общественных отношений. Например, кодексы. Специальные законы регулируют более узкие области общественных отношений. Федеральный закон по своей структуре может быть представлен общим составом статей, формулирующих правовые нормы, либо он может содержать отдельные части, главы и пакет (набор) статей. Структура, основанная на главах, в большей степени определенности систематизирует содержание закона и позволяет легче его воспринимать с точки зрения, как его предмета, так и методов регулирования, выявления ответственных субъектов при нарушении закона 25

Итак, подводя небольшой итог, следует сказать следующее: нормативно-правовые акты классифицируются по двум основаниям (НПА определяемые по значимости и юридической силе, и НПА в зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества и срока действия).

По их юридической силе могут быть разделены на обычные и конституционные. Понятие последних носит полемический характер, так как их формулировка у различных авторов неодинакова.

Так, некоторые правоведы относят к ним Конституцию и законы, которыми вносятся изменения и дополнения в Основной Закон.

Нормативно-правовые акты различаются по пространству их действия на общие и местные. Под первыми понимаются законы, в сферу действия которых входит вся территория определенного государства, местные же законы действуют только на определенной его части. Однако следует отметить, что такая дифференциация присуща в основном государствам федеративного устройства.

По содержанию нормативно-правовые акты делятся на общие, которые распространяются на всех граждан определенного государства, и специальные, действующие только в отношении определенного круга лиц, имеющих специфический признак, отличающий их от других людей. Также в юридической литературе существуют деления, классифицирующие законы по субъектам законотворчества, по отраслевой принадлежности, по форме выраженности и другие.

2.3 Место нормативно правового акта в системе источников права

Нормативно-правовой акт занимает особое место среди иных источников права. Прежде всего, он является ведущим источником права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в отечественной правовой системе. Кроме этого, он специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной формой права. По сравнению с другими источниками права нормативно-правовой акт имеет ряд преимуществ. А.С. Пиголкин считает, что нормативно — правовые акты как источники права имеют организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. Во-первых, в том, что у издающих их государственных органов гораздо больше координационных возможностей, чем у всех иных нормотворческих институтов, для выявления и отражения вправе не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов. Во-вторых, в том, что благодаря четким, традиционно сложившимся правилам изложения содержания нормативно-правового акта он считается лучшим способом оформления устоявшихся норм. В-третьих, в том, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок в «обращении», чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить в него коррективы, осуществлять контроль за его исполнением 26

Достоинства нормативно-правового акта как источника права:

– нормативный акт, благодаря определенным правилам изложения, содержит точные, лаконичные формулировки правовых норм, которые исключают возможность разночтений и обеспечивают единообразие применения нормативного материала. Это качество соответствует такому свойству права как формальная определенность.

возможность разночтений и обеспечивают единообразие применения нормативного материала. Это качество соответствует такому свойству права как формальная определенность.

– нормативные акты в совокупности образуют единую систему законодательства. Каждый нормативный акт имеет свое определенное место в иерархии нормативного материала, связан с иными актами, рассчитан на комплексное применение правовых актов. Нормативные акты издаются в соответствии с потребностями той или иной отрасли права, либо же освещают определенный круг однотипных общественных отношений, т.е. соответствуют в той или иной степени системе права. Это позволяет беспрепятственно пользоваться нормативным материалом по мере необходимости, облегчает поиск нужных нормативных предписаний, помогает избегать противоречий, возможных в отдельных нормативных предписаниях. Эти качества нормативно-правового акта соответствуют такому свойству права как системность.

– нормативно-правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости. В результате они лучше других источников права соответствуют потребностям общественного развития, более соответствуют типу и уровню общественных отношений, чем иные источники. Это качество нормативных актов называется оперативностью и соответствует такому свойству права как динамизм. Нормативный акт является наиболее распространенным и даже первостепенным источником права для всех стран, включаемых в систему «писаного права».

2.4 Нормативно-правовой акт в сфере государственного управления

К основным формам государственного управления, определяющим своеобразие управленческого процесса, относятся две: акты государственного управления и административные договоры. Акт государственного управления — центральная, ключевая форма государственного управления. Абсолютное большинство управленческих решений реализуются посредством данного инструмента. В литературе встречается определение данной формы как административного акта, правового акта управления и т.п. Все они более или менее корректны и могут применяться наравне с основным. Дело в том, что акт государственного управления в качестве существенной характеристики обладает свойствами правового акта и административного акта одновременно, поскольку является правовой формой государственного управления. Д.Н. Бахрах употребляет также термин «акт государственной администрации» 27

, обозначая исследуемое явление, поскольку представление указанного ученого о государственной администрации совпадает с представлением о системе субъектов государственно-управленческой деятельности, которую он обозначает термином «администрация».

Что же представляет собой нормативно-правовой акт государственного управления? Прежде всего, акт государственного управления — это правовой документ, содержащий в себе словесно выраженное решение субъекта государственного управления. Ю.Н. Старилов приводит следующее развернутое определение акта государственного управления 28

:

— «это правовой акт, регулирующий управленческие отношения либо разрешающий конкретное управленческое дело (спор), устанавливающий новый правовой статус субъектов права, обладающий государственно-властным характером, издаваемый субъектами публичного управления в одностороннем порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой (в рамках управленческого процесса) с целью достижения целей государственного управления, решения его задач и осуществления управленческих функций». Нормативные акты государственного управления (как и смешанные) в настоящее время могут приниматься ограниченным кругом субъектов управления. К ним относятся: Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, а также уполномоченные на нормотворчество органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, определенными полномочиями нормотворческого характера обладает Банк России. Нормативные акты управления принимаются в виде постановлений, указов, приказов, инструкций, положений и т.п. Такие акты носят подзаконный характер и направлены на разъяснение, детализацию, претворение в жизнь более общих норм действующего законодательства.

Являясь подзаконным актом, акт государственного управления должен отвечать определенным установленным нормами действующего законодательства требованиям. К сожалению, большинство требований к актам государственного управления не закреплены прямо в законодательных актах, однако, систематическое толкование позволяет выделить следующие из них:

1. Основные требования к актам государственного управления связаны с принципом законности:

а) прежде всего, акт государственного управления должен соответствовать нормам Конституции РФ и федеральных законов. Для актов разных уровней требование о соответствии закону предполагает различный круг нормативно-правовых документов, которым должен соответствовать акт. Если мы говорим об актах Президента РФ, то для них критерием законности выступают только нормы основного закона и федерального законодательства. Акты государственного управления, издаваемые в субъектах Российской Федерации, помимо этого должны соответствовать актам Президента РФ, Правительства РФ, а также нормам регионального законодательства;

б) акт государственного управления должен быть принят с учетом существующего в нашей стране разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации;

в) акт государственного управления должен быть принят в рамках компетенции издающего органа государственного управления и должен соответствовать актам вышестоящих органов государственного управления;

г) акт государственного управления должен быть юридически обоснованным, т.е. содержать четкие целевые установки, порядок исполнения решения, предусматривать возможные последствия введения акта и т.п., а также приниматься в связи с определенными обстоятельствами, являющимися достаточным основанием для издания акта государственного управления.

2. Еще одну весьма важную группу требований составляют требования к подготовке, изданию и действию актов государственного управления, т.е. процедурные требования, связанные с процессом создания и обретения юридической силы актом государственного управления:

а) требования к подготовке актов государственного управления разрозненны и неоднозначны. На каждом уровне государственного управления существуют собственные правила создания актов управления. На федеральном уровне упорядочено принятие в основном нормативных актов управления, однако, есть нормы, посвященные и индивидуальным актом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права. Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы. Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль. Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям: 1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты. Нормативно правовой акт является ведущим источником права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в отечественной правовой системе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/normativnyiy-pravovoy-akt-kak-istochnik-prava/

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации от 1993 г. М., 2016. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. (ред. От 31.12.2017)

Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии

Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999. -530с Бабаев В.К. Теория государства и права. Учебное пособие. -М.: Юрист, -2002. -592 с. Бахрах Д.Н. . Административное право. Учебник для юридических вузов. М.:Кнорус,2008. С.375 Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.- 528с Воротников А. А. Теория государства и права: курс лекций: учебник / и др. – Москва: Норма: Инфра–М, 2013. – 639 с. Емельянов Б.М. , С.А. Правкин. Теория государства и права. Учебник. — Москва, МИЭМП, 2006. С.123- 434с Корельский В. М. и В.Д Перевалов. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.- 643с Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. -1994. -№3.-с.23. Лазарев В.В., С.В. Липень. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. М., 2003.-429с Лазарев В.В. Теория права и государства. Учебник. — М., 2005.С.116- 548с. Манова Г. Н. Теория права и государства. М., 1995.-725с Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-505с Марченко М. Н.. Источники права— Москва, Проспект, 2011 г.-543с Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник.- М., 2006. С.159-163с. Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник / – Москва: Норма: Инфра–М, 2015. – 463 с Назаренко Г.В.. Теория государства и права. — М.: Феникс, 2005.-501с Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов /. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 560 с Пиголкин А. С..Общая теория права. Учебник для юридических вузов. М.:Кнорус,2006.- 527с. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 2012.-662с Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебное пособие / Л. П. Рассказов. – Москва: РИОР: Инфра–М, 2013 – 297 с Старилов Ю.Н.. Административное право. Учебник для юридических вузов. М.: Норма, 2009. С.425 Хропанюк В.Н. Теория государства и права, учебник для высших учебных заведений Омега-Л- 2011.-453с Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов. -М.: Юрайт-М. -2001.- 432 с Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права:Учебник.М.2005г Шагиев Р.В., Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Р.В. Шагиева. — М.: Норма, 2015. — 214 с.

Электронные ресурсы

Бошно С.В. — Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике. Журнал российского права, № 2,февраль 2004 год. LawMix.ru — актуальная правовая информация. Бошно С.В.

— Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов. Журнал российского права, № 12, декабрь 2004 год.LawMix.ru — актуальная правовая информация. Иванюк О.А. — Источник права: проблема определения. Журнал российского права, № 9, сентябрь 2007 год. Юридическая библиотека ЮРИСТЛИБ.

  1. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.С.505
  2. 1 В. М. Корельский и В.Д Перевалов. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. с.64
  3. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Юрист, 2007. С.103
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
  5. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С.98
  6. М. Н. Марченко. Источники права— Москва, Проспект, 2011 г. С. 34
  7. Малько А.Е.Теория государства и права: Учебник -М.:Кнорус,2008 С.159
  8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права, учебник для высших учебных заведений Омега-Л- 2011. С. 177
  9. Лазарев В. В. Общая теория права и государства. М., 1994. С. 139
  10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
  11. А. С. Пиголкин .Общая теория права. Учебник для юридических вузов. М.:Кнорус,2006. С.152
  12. В.В. Лазарев, Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. С.В. Липень. М., 2003. С.116
  13. Б.М. Емельянов, С.А. Правкин. Теория государства и права.- Москва, МИЭМП, 2006. С.123
  14. Б.М. Емельянов, С.А. Правкин.Теория государства и права..- Москва, МИЭМП, 2006. С.125
  15. Малько А.Е.Теория государства и права: Учебник — М.:Кнорус,2008. С.161
  16. Малько А.Е. Теория государства и права: Учебник -М.:Кнорус,2008. С.163
  17. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации»
  18. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации»
  19. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
  20. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.(ред. От 31.12.2017)
  21. В.В. Лазарев. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т., С.В. Липень. М., 2003. С.121
  22. В.В. Лазарев. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т., С.В. Липень. М., 2003. С.122
  23. Манов Г. Н. Теория права и государства. М., 1995. С.97
  24. А. С. Пиголкин .Общая теория права. Учебник для юридических вузов. М.:Кнорус,2006. С.167
  25. Д.Н. Бахрах. Административное право. Учебник для юридических вузов. М.:Кнорус,2008. С.375
  26. Ю.Н. Старилов. Административное право. Учебник для юридических вузов. М.: Норма, 2009. С.425