Поиск репетиторов (3)

Курсовая работа

Описание психологической многомерности человека, различных образов человеческой субъективности предполагает предварительное выяснение вопроса о способе жизни (бытия, существования) человека, об условиях и предпосылках становления его внутреннего мира.

Зафиксируем первое достаточно очевидное, но фундаментальное основание онтологии человека: ребенок рождается и живет в системе реально-практических, хотя и разнородных связей с другими людьми (первоначально — с матерью, затем — с близкими, впоследствии — с дальними).

Усиливая это мышление, можно постулировать: нигде и никогда мы не сможем увидеть человека до и за пределами его связи с другими — он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Случаи его социальной изоляции и изоляции подтверждают это правило: в их крайнем выражении они просто губительны для человека.

Другое обстоятельство, легко обнаруживаемое эмпирически, состоит в том, что человек — существо сознательное и активное. Сознательная деятельность — это форма бытия и способ существования человека. Упоминаемый выше С.Л.Рубинштейн писал: «Наличие сознания и действия — фундаментальная характеристика человеческого существования в мире».

Но человек также живет общественной жизнью, а это значит, что человеческая деятельность — это совместная деятельность, в ходе которой люди вступают в общение и взаимодействие друг с другом. Совместный характер деятельности вынуждает людей обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять их общим задачам и достигать взаимопонимания.

Совместность (общение и взаимодействие с другими), деятельность, сознание составляют онтологические основания человеческого способа жизни. Эти основы поддерживают друг друга, но они не сводятся друг к другу, каждая из них имеет определенное содержание. Деятельность с самого начала предполагает сознание в качестве своего необходимого момента (например, постановка цели), а сознание, в свою очередь, предполагает в качестве своей предпосылки социальную связь (в частности, сознание немыслимо без языка, а язык — изначально социальное явление).

Таким образом, все три стороны целостной человеческой реальности (субъективности) или способа бытия человека (общность, деятельность, сознание) являются здесь одновременно и следствиями, и предпосылками. И поэтому психологический анализ изначально должен быть сфокусирован на целостности человеческого образа жизни или образа жизни.

4 стр., 1538 слов

Эссе без деятельности нет жизни

... между деятельностью, интересами, целями и человеческой жизнью в целом. Совершенно прав автор, когда говорит, что деятельность зависит от цели, а цель зависит от интересов, и что без деятельности нет жизни. В ... может структурировать свое время и деятельность, может жить полноценно, что возможно только благодаря рефлексии. Эссе 3 «Образование создает разницу между людьми» Д. Локк Джон Локк, английский ...

В обычном использовании под деятельностью понимается любой вид деятельности человека. Это значение зафиксировано в толковых словарях: «деятельность» — это работа, занятость в какой-либо сфере.

В науке понятие «деятельность» определено недостаточно четко. Хотя в последнее время он привлекает все больше внимания психологов, единой и точной интерпретации он пока не получил.

Вокруг этого понятия ведутся серьезные дискуссии. Соотношение категории «деятельность» с тесно связанными понятиями, такими как «активность», «жизнедеятельность», «поведение», «практика», четко не определено». Еще в 1940 г. С. Л. Рубинштейн отмечал, что понятие «деятельность» употребляется в очень широком и расплывчатом смысле. Он писал, что в психологии мы часто говорим о умственной деятельности, отождествляя, по сути, деятельность и деятельность. Но эти понятия необходимо различать. Можно зафиксировать, по крайней мере, четыре различных смысла, которые вкладываются в это понятие:

  • деятельность как совокупность результатов и последствий — продуктов, достижений, произведений и т.п. В этом понимании деятельность предстает как производство;
  • деятельность как процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач, как средство их решения. В этом смысле деятельность предстает как труд в истинном смысле этого слова;
  • деятельность как процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни. Так понимаемая деятельность — это самодеятельность;
  • деятельность как таковая, вне ее результативности, как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние.

Здесь деятельность — это практика.

Практика является фундаментальным, основополагающим среди выбранных значений категории «деятельность. это практика, которая является целостным и поистине генетическим источником человеческой реальности. Практическое, активное бытие человека — основа его сущности и сама возможность его существования как субъекта.

Являясь универсальным, т.е. простым, всеобщим способом отношения человека к миру и самому себе, практика задает и исторически конкретные формы этим отношениям и определяет характер их взаимосвязи. Практика одномоментно и всегда социальна, предметна и сознательна. Не может быть бессознательной (вне и помимо сознания) практики, не может быть бездеятельной и внесоциальной практики, как не может быть непрактического сознания, непрактической деятельности, непрактического сообщества. В целостном процессе человеческой жизнедеятельности практикуемые основания человеческого способа существования (производства, сознания, общности) постоянно опосредствуют друг друга, выступая сторонами целого.

Деятельности присуща такая характеристика, как субъектность; она реализуется как отдельным, так и коллективным субъектом.

Деятельность человека всегда общественна. В своей истинной общественной деятельности человек действует не как Робинзон, а как представитель человеческого рода, учитывая как результаты деятельности других людей, так и их позиции в совместной деятельности. Понятия «деятельность» и «общение» тесно связаны между собой. По своему происхождению общение возникает из нужд деятельности.

Психологическое изучение деятельности в качестве особого предмета было начато отечественными психологами Л. С. Выгодским и С. Л. Рубинштейном, но особенно интенсивно в течение многих лет оно проводилось А. Н. Леонтьевым и его последователями. Именно А. Н. Леонтьев заложил основы так называемого деятельностного подхода в психологии. Он рассматривал объективную деятельность как процесс, в котором психическое «вообще» возникает как необходимый его момент». Деятельность рассматривалась им как одинаково присущая и человеку, и животным; правда, в последнем случае она трактовалась как жизнедеятельность.

2 стр., 857 слов

Человеческая деятельность и практика

... языка. Язык изначально принадлежит к «системе глаза-руки». Практика - это систематическая, чувственно-объективная материальная деятельность людей. Практика включает в себя преднамеренную деятельность, субъект, на которого она ... окружающего мира прорабатываются в сторону овладения ими, использования их. В то же время они наделены символикой, так что глаз приобретает способность видеть ...

А .Н .Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность — это сенсорно-объективная, материальная деятельность. Внутренний — это деятельность по работе с образами, представлениями об объектах или идеальная деятельность сознания.

Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней объективной деятельности. Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность именуется в психологии «интернализацией».

При этом подчеркивается, что интернализация заключается не в простом переносе внешней активности на внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Существует и обратный переход — от внутренней деятельности к внешней. Такой переход обозначается термином «экстериоризация». Объективация наших идей, создание объекта в соответствии с заранее установленным планом — это примеры экстернализации.

А. Н. Леонтьев и его последователи считали, что категорию деятельности можно положить в основу всей психологии. Уточним: не категория практики, а деятельность, исходная форма которой мыслилась как материально-объективное преобразование или производство.

2.Человек как субъект деятельности

Субъективность человека в своей изначальной основе связана со способностью человека трансформировать свою жизненную деятельность в объект практического преобразования. Существенные свойства этого процесса — способность человека контролировать свои действия, конкретно преобразовывать реальность, планировать способы действий, реализовывать запланированные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий.

Практическое отношение человека к действительности включает в себя три составляющие:

1) субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов;

2) объект, на который направлена активность субъектов;

3) активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта с объектом. В роли субъектов деятельности могут выступать: а) конкретный индивид, б) социальная группа, в) общество в целом. В соответствии с этим различают индивидуальную, коллективную или групповую деятельность, историко-социальную деятельность и деятельность или практику. Психология в первую очередь занимается первыми двумя формами деятельности.

Формирование предмета деятельности — это процесс усвоения индивидом основных ее структурных составляющих: смысла, целей, задач, способов преобразования человеком предметного мира.

Целостная деятельность имеет следующие составляющие: потребности — мотивы — цели — условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу) и соотносимые с ними: деятельность — действия — операции.

15 стр., 7177 слов

ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей

... по учебной практике 11.11.2017 15. Проведение миниконференции по результатам учебной практики по ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей 11.11.2017 Студент (ка) Е.В. Чистякова (подпись студента) ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ, ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ... приложение 3). Целью было: дать детям знания о некоторых профессиях; воспитывать уважение к людям разных профессий. И выслушала беседу ...

Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляет ее предметное содержание. Это внутренний план его реализации, его образ, тот, на котором он построен. Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, действия, операции) составляют ее структурные элементы. Это реализация деятельности, сама деятельность во плоти. В своем единстве оба эти слоя деятельности составляют его психологическое содержание.

В деятельности есть и третий пласт: взаимные переходы и превращения ее отдельных структурных элементов (мотива — в цель и, соответственно, деятельности — в действие; цели — в условие ее реализации и т.д.).

Это уже динамика деятельности, ее трансформация.

Содержание целостной деятельности соотносится с понятиями потребности и мотива, с процессом определения их предметного содержания. Следовательно, анализ конкретной человеческой деятельности может проводиться только тогда, когда потребности и мотивации этой деятельности определены с достаточно четкой формулировкой их объективного содержания. И, наоборот, если речь идет о необходимости и конкретизирующих ее причинах при определении их субъективного содержания, то эти психологические образования должны соответствовать той или иной деятельности, направленной на их удовлетворение.

Источником деятельности человека, его деятельностью являются разные потребности. Потребность — это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных объектов и условий существования, находящихся вне личности. В психологии под потребностями человека понимается переживание потребности в том, что необходимо для поддержания жизни его тела и развития его личности.

Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к совершению деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Предмет потребности есть ее действительный мотив. Причина — это форма проявления потребности, стимул к определенной деятельности, объект, ради которого эта деятельность осуществляется. Причина — это мотивация к деятельности, в которую выливается определенная потребность. Мотив — это опредмеченная потребность. Или — что то же самое — предмет потребности есть мотив. На основе одной и той же потребности могут быть сформированы причины для разных занятий. Одна и та же активность может быть вызвана разными причинами, соответствовать разным потребностям.

Тот или иной мотив побуждает человека сформулировать задачу, обозначить ту цель, которая, будучи поставленной в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение объекта, отвечающего требованиям мотива и отвечающего потребности. Цель — это представляемый или мыслимый результат деятельности.

Деятельность в целом — это единица жизни человека, деятельность, удовлетворяющая конкретную потребность, мотив. Деятельность всегда соотносится с определенным мотивом.

Действие выступает как составная часть деятельности. Оно отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Это означает, что когда мы наблюдаем какой-либо внешний или внутренний процесс деятельности человека, то по отношению к его мотиву эта деятельность является деятельностью, а по отношению к цели — отдельным действием или целым, цепочкой действий. Деятельность и действие жестко не связаны. Одно и то же действие может быть выполнено несколькими действиями, и одно и то же действие может быть включено в разные типы действий.

9 стр., 4082 слов

Деятельность человека и потребность в управлении

1. Виды деятельности человека. Факторы развития и специализации деятельности. Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Деятельность - это особый вид деятельности человека, направленный на улучшение окружающего мира и самого себя, мотивированный процесс использования определенных средств для достижения цели. Среди компонентов деятельности выделяют: ...

Действие, имеющее конкретную цель, выполняется по-разному, в зависимости от условий, при которых это действие выполняется. Способы осуществления действия называются операциями. Операции — это преобразованные действия, действия, которые стали способами выполнения других более сложных действий.

Например, когда ребенок учится писать буквы, написание буквы для него — это действие, руководствующееся сознательной целью: правильно написать письмо. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов (более сложного действия) и, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию.

Навыки и способности — это характеристики выполнения человеком различных действий. При этом в психологии есть две трактовки этих понятий. Согласно первому из них, навыки и умения рассматриваются как этапы, уровни усвоения человеком определенных действий, совершаемых на основе знаний. При этом навык считается первым этапом освоения какого-либо действия, а навык — вторым этапом, что означает уже хорошее, полностью успешное и безошибочное выполнение этого действия. Умение означает, что человек овладел соответствующими знаниями и может применять их, контролируя каждый свой шаг в соответствии с этими знаниями.

Умение означает, что применение этих знаний стало автоматизированным. «Навык, — указывал С. Л. Рубинштейна — возникает как сознательно автоматизированное действие и, следовательно, функционирует как автоматизированный способ выполнения действия. Тот факт, что это действие превратилось в навык, фактически означает, что человек, следуя упражнению, приобрел способность выполнять эту операцию, не делая ее своей сознательной целью».

3.Понятие общения в психологии

Активность и общение — две стороны общественной жизни человека, его образа жизни. Поэтому, когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается, т.е. сферу, формы, способы общения.

Реальность и необходимость общения определяются совместной жизнедеятельностью людей. Корни общения мы находим в самой их материальной жизнедеятельности. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. «Отдельный человек, — писал Л. Фейербах как нечто обособленное не содержит в себе человеческой сущности ни как нравственное существо, ни как мыслитель. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты».

В психологии установлено, что развитие человека, его социализация,

превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно эмоциональное общение ребенка с матерью — это первый вид его деятельности, в которой он выступает субъектом общения.

12 стр., 5962 слов

Этикет в деятельности современного делового человека

... - обрядов не проводят, грубы и бестактны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании. Современный этикет регулирует поведение людей в повседневной жизни, на работе, ... их деятельности; общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом. Большинство правил дипломатического, военного и гражданского этикета так ...

И дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка напрямую зависит от того, с кем он общается, какой круг и характер его общения.

Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в

процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, формируется его характер.

Осуществление обучающих и воспитательных функций подрастающего поколения также происходит через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя, школьники, родители — взрослые и дети. Все без исключения исследователи включают коммуникативные навыки в обучение.

Коммуникация имеет большое значение в развитии не только человека, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Коммуникация действует в обществе как фундаментальное условие для связывания людей и в то же время как способ развития этих же людей. Видимо, это позволило известному французскому военному летчику и писателю Антуану де Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».

В психологии принят тезис о взаимосвязи, единстве общения и деятельности. Это происходит из понимания общения как реальности человеческих отношений. Любая форма общения — это специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения различных социальных функций, но всегда общаются в какой-то деятельности, даже в процессе «бездействия». Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенное отношение этого деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям.

Факт связи общения с деятельностью констатируется психологами. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то же время саму деятельность можно рассматривать как условие и основание общения.

В психологии установлено, что общение представляет собой сложный и многогранный процесс, оно есть образование, в котором можно выделить отдельные стороны, т.е. описать его структуру. При характеристике структуры общения в ней выделяют три взаимосвязанные стороны:

  • коммуникативную;
  • интерактивную;
  • перцептивную.

Эти стороны общения определяются в качестве функций, которые общение реализует в совместной жизнедеятельности людей.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

15 стр., 7449 слов

Проблема деятельности в психологии

... проблемы. Человек не рождается мужчиной или женщиной, но становится таковым, и социальные и культурные факторы играют важную роль в этом процессе. В отечественной психологии ... основное внимание уделялось изучению закономерностей психической деятельности. ... почвы являются плодородными» и т.п. В отдельных суждениях речь идет об отдельном понятии, например: ...

В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других и выделение их возможно лишь при анализе. Все обозначенные здесь стороны общения выделяются и проявляются в случаях организации общения в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.

В психологии отсутствует общепринятое определение общения. Как правило, используется описательное определение, указывающее на основные стороны (функции) общения. Общение — это «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».

4.Человек как субъект общения

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами. Но общение не может быть приравнено ни к передаче сообщений, ни даже к обмену информацией. Информация в процессе общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому коммуникативное сообщение — это всегда процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность.

Исходной предпосылкой общения является прежде всего факт наличия индивидов, которые оказываются в состоянии наладить между собой какой-то контакт.

Исследование психологических особенностей общения можно проводить, ориентируясь на предложенную модель, посредством изучения выделенных элементов общения. С этих позиций может быть проанализировано и юридическое общение. Эффективность юридического общения невозможно понять вне особенностей коммуникатора, т.е. юриста: его авторитета, компетентности, способов построения общения и т.п. С другой стороны, важны особенности аудитории: возрастные, социально-психологические, индивидуально-психологические. Соединяющим оба полюса является содержание общения (сообщение, текст и др.).

В свою очередь, для оценки каждого из выделенных элементов можно предложить свои критерии и показатели.

Передача любой информации возможна посредством знаковых систем. В психологии выделяют вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию, использующую различные неречевые знаковые системы.

Речь является самым универсальным средством коммуникации. Речь есть процесс общения человека с другими людьми посредством естественного языка.

Язык общественно — историчен и социален. Разные общественные условия, разные пути развития порождают разную лексику, разный строй языка. Поэтому эффективность общения предполагает общий для общающихся язык. Важны и такие факторы, как образование, общая культура и культура речи.

7 стр., 3186 слов

Эссе культура речи в профессиональной деятельности

... тема № (в часах) успеваемости дисциплины п/п Практич. Лаборат. Семинар Самост. Лекции раб. Культура речи в профес 1. сиональной деятельности 3 3 3 4 юриста Язык, речь, общение в Устный опрос, эссе 1.1. профессиональной ... свою позицию. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - что такое культура речи, какова ее роль в личностной характеристике человека; особенности устной ...

В психологии и психолингвистике речь разделяют на внешнюю, ориентированную на других, и внутреннюю, предназначенную для самого себя. В свою очередь, внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь разделяется на монологическую и диалогическую. Монологическая речь существует в форме оперативного доклада, свидетельских показаний и т.д. Каждый из выделенных видов речи имеет свои социально-психологические особенности.

Важнейшим способом общения является диалогическая речь, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Диалог предполагает и включает: уникальность и равенство партнеров; различие и оригинальность их точек зрения; ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точек зрения партнером; ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании; взаимодополнение позиций участников общения, соотнесение которых и является целью диалога. Например, деловые переговоры по заключению гражданско-правового договора.

Развернутость, полнота и расчлененность диалогической речи могут быть различными. Речь может быть сокращена настолько, что разговаривающие могут понимать друг друга буквально «с полуслова». Это определяется тем, насколько они представляют то, о чем идет речь, насколько это ясно из того, что сказано раньше, что происходит сейчас; тем, как много общего между собеседниками, как велико их стремление понять друг друга. Напротив, отсутствие внутреннего контакта между собеседниками, различие в отношении к предмету речи может создавать трудности в понимании истинного смысла речи и требует более полного и развернутого

В процессе общения наиболее часто встречаются фатический, информационный, дискуссионный и исповедальный типы диалогов.

Фатический диалог — это обмен речевыми высказываниями единственно для поддержания диалога, разговора. В некоторых культурах фатическое общение имеет характер ритуала, ибо создает индивиду ощущение сопричастности своим соплеменникам.

Информационный диалог — это обмен информацией самого различного свойства. Часто имеет место в юриспруденции (в форме сообщения, выступления и последующего обсуждения).

Дискуссионный тип диалога возникает при столкновении различных точек зрения, в случае, когда проявляются различия в интерпретации тех или иных фактов, событий и т.п. Дискутанты особым способом воздействуют друг на друга, убеждают друг друга, стремятся достичь определенного изменения поведения. Дискуссионный диалог сопутствует общению во всех сферах жизнедеятельности, так как взаимодействие в каждой из них обычно требует согласования индивидуальных усилий партнеров, что, как правило, происходит в процессе дискуссии.

Исповедальный диалог — самое доверительное общение — происходит в том случае, когда человек стремится выразить и разделить свои глубокие чувства и переживания. Это интимное общение, основанное на взаимопринятии индивидов, на разделении ими общих смыслов и ценностей жизни.

Хотя вербальная речь и является универсальным средством общения, она дополняется употреблением неречевых, или невербальных, средств общения. В психологии выделяют четыре формы невербального общения: кинесику, паралингвистику, проксемику, визуальное общение. Каждая из форм общения использует свою знаковую систему.

2 стр., 838 слов

Понятие, содержание и функции служебного этикета юриста

... речи, ее актуальность. В суде, рассматривающем драматические эпизоды жизни, элементы юмора и иронии часто нежелательны и неуместны. Заключение Поэтому юристу особенно важно владение правилами профессионального этикета. Требования этикета ... этикета в процессуальной деятельности на ... речи. Сейчас все более укрепляется в сознании людей то, что речь человека ... закреплены в различных словарях (орфоэпических, ...

Кинесика — это система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику. Кинетическая система предстает как отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики, различных частей тела (рук — жестикуляция; лица — мимика; позы — пантомимика).

Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека. Включение оптико-кинетической системы в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов в различных национальных культурах. Например, кивок головы у русских и болгар имеет прямо противоположное значение: согласие у русских и отрицание у болгар. Выразительные движения представляют своего рода «подтекст» к некоторому тексту, который необходимо знать, чтобы правильно раскрыть смысл происходящего. Язык движения раскрывает внутреннее содержание во внешнем действии. «Этот язык, — писал С. Л. Рубинштейн, — располагает утонченнейшими средствами речи. Наши выразительные движения — это сплошь и рядом метафоры. Когда человек горделиво выпрямляется, стараясь возвысится над остальными, либо наоборот, почтительно, униженно или подобострастно склоняется перед другими людьми и т.п., он собственной персоной изображает образ, которому придается переносное значение. Выразительное движение перестает быть просто органической реакцией; в процессе общения оно само становится действием и притом общественным действием, существеннейшим актом воздействия на людей».

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливаний, плача, смеха, сам темп речи.

Проксемика — особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Пространство и время организации процесса выступают в качестве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку, являются компонентами коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему; окрик в спину может иметь значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по общению, так и в массовых аудиториях. Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных культурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации.

Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти вычлененные наборы получили название «хронотопов». Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп «вагонного попутчика» и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это «вагонный попутчик».

Визуальное общение — это контакт глазами, первоначальное изучение которого связывали с интимным общением. Однако сейчас спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. Такое общение имеет важное значение в работе юристов, что мы будем обсуждать на семинарских занятиях.

5. Общение как взаимодействие

Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее. Это и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В психологии все возможные виды взаимодействия разделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт).

Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности, достижению групповой цели. Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Традиционно конфликт рассматривался как негативный тип взаимодействия. В настоящее время в психологии проведено много исследований, обнаруживающих позитивные стороны конфликта. Их общий лозунг: «Конфликт — какая прекрасная возможность!»

Описывает несколько типов конфликтов в профессиональной деятельности юриста:

1. Конфликты, обусловленные многообразием профессиональных обязанностей юриста. Осознание невозможности одинаково хорошо выполнить все свои дела может привести добросовестного юриста к внутреннему конфликту, к потере уверенности в себе, разочарованию в профессии. Такой конфликт является следствием плохой организации труда юриста; его преодоление возможно на путях выбора главных, но в то же время реальных и посильных задач и рациональных средств и методов их решения.

2. Конфликты, возникающие из-за различных ожиданий тех людей, кто оказывает влияние на исполнение профессиональных обязанностей юриста. Адвокат, работники прокуратуры, коллеги могут оспаривать выбор следователем (процессуально допустимых) средств, методов, форм работы и т.д. Наличие позиции, высокая профессиональная культура помогут юристу психологически грамотно преодолевать подобные конфликты.

3. Конфликты, возникающие из-за низкого престижа отдельных видов юридической деятельности. Правовую статистику, право социального обеспечения иногда относят к «второстепенным» видам деятельности, что является следствием преобладания сциентистской установки. В то же время престиж любого вида юридической деятельности зависит в конечном счете от личности юриста и качества его работы.

4. Конфликты, связанные с чрезмерной зависимостью поведения юриста от различных директивных предписаний, правовых норм, оставляющих мало пространства для самодеятельности. При этом деятельность юриста находится под пристальным вниманием и контролем руководства, прокуратуры и общественности.

5. Конфликты, в основе которых лежит противоречие между многогранными обязанностями и стремлением к профессиональной карьере. В условиях провинциального РОВД юрист имеет мало возможностей сделать блестящую служебную карьеру — не каждый выпускник юридического факультета, поднимающийся по служебной лестнице в органах МВД занимает пост начальника РОВД и его заместителей. Вместе с тем у юриста неограниченные возможности профессионального роста и личной самореализации.

6. Конфликты, обусловленные несовпадением ценностей, которые пропагандирует юрист на предприятии (различных форм собственности) с ценностями, которые наблюдают сотрудники вне его стен. Юристу важно быть психологически готовым к проявлению эгоистичности, грубости, бездуховности в социуме и на предприятии, чтобы отстоять свою профессиональную позицию.

Конфликтная ситуация при выполнении процессуальных действий (обыск, допрос и т.д. описываются нами в курсе юридической психологии).

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять мотивы его поступков, основанная на этом стратегия изменения его поведения, построение стратегии собственного поведения и т.п. Однако в эти процессы включены как минимум два человека и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы, установки своего собеседника. Иными словами, восприятие человека человеком предполагает особые процессы: идентификацию и рефлексию.

Термин «идентификация» буквально означает уподобление другому. Это один из самых простых способов понимания другого человека. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. И в этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Близким по значению к идентификации выступает другой механизм познания другого — эмпатия. В отличие от идентификации при эмпатии происходит не рациональное осмысление проблем другого человека, а скорее стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия — это эмоциональное понимание другого. Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

При характеристике общения как познания особое значении имеет и другой механизм — рефлексия. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого или понимание его, но и знание того, как этот другой понимает тебя.

В процессе восприятия и понимания человека человеком важную роль играют установки, приводящие к возникновению различных социально-психологических эффектов. Более всего исследованы три из них: эффект ореола, эффект новизны (или первичности), эффект стереотипизации.

Эффект ореола заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, «прочитывается» определенным образом, она накладывается на то представление о нем, которое было создано заранее. Ранее выработанное представление выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола ярко проявляется при формировании первого впечатления о человеке: общее благоприятное впечатление о нем приводит к позитивным оценкам и его неизвестных качеств. И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

В психологии было установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств.

С этим эффектом тесно связаны и эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

В более широком плане все эти эффекты можно рассматривать как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, — явления стереотипизации. Стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются в общении как средством «сокращения» процесса узнавания. Стереотипы в общении имеют специфические происхождение и смысл. Как правило, они возникают в условиях ограниченного прошлого опыта, при стремлении строить выводы на основе ограниченной информации.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. В первом случае, это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в определенном смысле необходим, поскольку помогает сокращать процесс познания.

Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

Предубеждения особенно отрицательно проявляются в жизни, когда могут нанести серьезный вред взаимоотношению людей между собой. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Общение включает в себя определенные способы воздействия индивидов друг на друга; основные из них — это заражение, внушение, подражание.

Заражение — это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.

Особой ситуацией, в которой усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобразный шок.

Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообщения или информации.

В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер (музыка, эмоции и т.п.), внушение носит, напротив, вербальный характер, т.е. осуществляется посредством речевого сообщения. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе.

Подражание как способ воздействия проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения. Особое значение подражание имеет в процессе психического развития человека.

14