Органы управления земельным фондом

Курсовая работа

Актуальность темы. В общей системе экономических отношений особое место занимают земельные отношения, то есть те, которые складываются в отношении владения, пользования и распоряжения землей. Ключевым элементом земельных отношений является вопрос собственности на землю, который во многом определяет содержание экономической модели в целом.

Характер территориальных отношений определяется рядом факторов, включая сложившуюся социально-экономическую систему, наличие территориальных ресурсов и их характеристики, уровень развития производительных сил, традиции. В постсоветский период в Российской Федерации земля была разгосударствлена ​​и передана в частную собственность прямым производителям, купля-продажа земли была разрешена под контролем и регулирующим влиянием государства, а инфраструктура была создана корреспондентами.

Несмотря на произошедшие изменения, многие вопросы, связанные с формированием и развитием территориальных отношений, все еще находятся в процессе формирования. В связи с этим актуален анализ сущности земельных отношений, складывающейся структуры земельной собственности, экономических процессов, происходящих в этой сфере.

Целью данного курса является анализ теоретических подходов к организации земельных отношений, а также современного состояния и перспектив развития земельных отношений и земельной собственности в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:

  • раскрыть понятия и сущность «земли» как особого фактора производства;
  • проанализировать специфику земельных отношений как форму производственных отношений и собственности на землю;
  • обобщить данные о состоянии и структуре земельной собственности в Российской Федерации на современном этапе;
  • выявить особенности нормативно-правового регулирования земельных отношений в России;
  • определить перспективы развития земельных отношений в Российской Федерации.

Объектом исследования в работе является земля как особый экономический ресурс.

Объектом исследования являются социально-экономические отношения, складывающиеся между экономическими агентами по вопросам владения, пользования и распоряжения землей.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы земельных отношений впервые были раскрыты в трудах классиков экономической науки А. Смита, Д. Рикардо, Ж.Б. Сэя, А. Маршалла, Д. Милля, В. Петти. Эти ученые открыли роль земли как одного из основных ресурсов, сформулировали и развили фундаментальную теорию земельной ренты.

13 стр., 6157 слов

Управление земельным фондом Российской Федерации

... управления земельными ресурсами, принадлежащими государству Международный практический опыт управления земельной собственностью имеет большой потенциал регулирования земельный отношений, ... Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ Земельный кодекс Российской Федерации ... контролирует приобретение земельных участков, которые ...

В числе современных ученых, обращавшихся к вопросу земельных отношений и земельной собственности можно назвать Н.Н. Аверьянову, М.Х. Вахаева, С.А. Фокина, О.Н. Шпартько, Р.В. Шафеева и др. Отдельные аспекты исследуемой темы раскрыты в работах М.Л. Альпидовской, Т.В. Волковой, С.А. Гречун, Е.А. Конюх, Д.С. Рудьман и др.

Вопросам собственности на землю посвящены труды Н.И. Дорогова, Р.И. Капелюшникова, А.К. Курбонова, В.П. Пашкова, В.Н. Прокопьева, Е.В. Устюжанина и др.

Методологическую основу исследования составляют концепции регулирования земельных отношений и эволюция института частной собственности на землю.

При написании курсовой работы были использованы такие методы исследования, как логический и системный подходы, методы структурного, сравнительного, экономико-статистического анализа и др.

В качестве информационной базы исследования были использованы данные о составе земельных ресурсов и структуре собственности на землю, публикуемые Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Также при написании курсовой работы использовались материалы парламентских слушаний по вопросу развития земельного законодательства Российской Федерации, проведенных в 2017 г.

Структура работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, в том числе 21 источник и два приложения.

1 Теоретико-методологические аспекты исследования земельных отношений и земельной собственности

  • Земля как фактор производства: понятие и сущность

Земля – термин, имеющий много значений. Так, в толковом словаре Ушакова упомянуты следующие основные его значения:

планета, на которой мы живем; в мифологии и поэзии – реальная действительность, в противоположность миру идеальному, небу; суша (в отличие от водных пространств); почва, верхний слой коры нашей планеты; территория с находящимися на ней угодьями, состоящая в чьем-нибудь владении, в собственности кого-нибудь [19].

Вместе с астрономическим, географическим и культурным определениями термин «земля» имеет экономическое содержание. С экономической точки зрения земля — ​​это природный ресурс, используемый для производства товаров и услуг.

Впервые объектом экономического анализа земля стала в теории французских физиократов – Ф. Кенэ, Ж. Тюро и др. Считая землю единственным производительным ресурсом, они строили все свои экономические рассуждения вокруг ее использования. Несколько позже анализ роли земли был проведен в трудах таких классиков экономической науки, как А. Смит, Д. Рикардо, Дж-Б. Сэй и др., сформулировавших основы теории факторов производства, в соответствии с которой все богатство создается благодаря использованию труда (человеческих усилий, используемых в процесс производства), капитала (денежные ресурсы и товары, используемые при производстве других товаров) и земли, под которой понимаются все природные ресурсы, которые могут быть использованы для производства различных товаров и услуг [12].

29 стр., 14055 слов

Принципы управления муниципальной собственностью

... курсовой работе решались следующие задачи : изучить теоретические аспекты понятия муниципальной собственности; изучить литературные источники по теме эффективности управления недвижимым имуществом муниципального образования; рассмотреть основы управления муниципальным имуществом; кратко охарактеризовать систему управления имущественным комплексом муниципального ...

Несмотря на последующее развитие теории факторов, позиция, согласно которой земля является основным и наиболее важным ресурсом, в целом осталась неизменной.

К землям принято относить следующие природные элементы:

сельскохозяйственные земли; леса; воды океанов и морей, озер, рек, а также подземные воды; химические элементы земной коры, именуемые полезными ископаемыми [3].

Земля как фактор производства обладает рядом особенностей:

земля является природным фактором, а не продуктом человеческого труда; земля является не воспроизводимым ресурсом из чего следует ограниченность данного ресурса; в отличие от других факторов производства земля имеет неограниченный срок службы; земля не поддается перемещению, свободному переводу из одной отрасли производства в другую, с одного предприятия на другое [12].

Рассмотрим каждую из этих особенностей. «Природность» земли заключается в том, что она не может быть создана человеческим трудом, в отличие от других видов ресурсов и товаров. Земля — ​​это своего рода «дар природы» и фундаментальное условие не только экономической деятельности, но и самого существования человека.

Естественное происхождение земли также предопределяет ее невоспроизводимость. Если объемы вкладываемого человеческого труда могут увеличиваться или уменьшаться, а необходимые для производства основные средства и капитал произведены в необходимом для экономической деятельности количестве, то земля является исключительным ресурсом, произведенным природой и недоступным для воспроизводства человеком.

Из этого следует, что количество земли ограничено, т.е. в конкретный момент времени в конкретном регионе предложение земли всегда постоянно. Конечно, объем земли определенного назначения может меняться, например, в результате осушения земельных участков или мелиорации может увеличиваться объем земель сельскохозяйственного назначения [13].

Но эти изменения могут происходить только в определенных пределах и путем перевода одного типа земли в другой, что не влияет на его общий объем, который существенно ограничен масштабом планеты Земля или государственными границами той или иной страны.

Неограниченность срока использования земли имеет свои оговорки. Так, если речь идет о сельскохозяйственных землях, то они от долгого использования могут истощаться [19].

Однако на определенном уровне развития цивилизации люди научились сохранять землю в плодородном состоянии и даже улучшать качество земли. Таким образом, можно сказать, что для неограниченной эксплуатации и использования определенных типов земель требуются постоянные вложения труда и капитала.

Специфической особенностью земли является ее неподвижность. Земельный участок не поддается перемещению из одной отрасли в другую, его нельзя приблизить к рынкам сбыта для получения большего дохода, в то время как рабочая сила и капитал могут перетекать в те отрасли, где они принесут большую прибыль. по этой причине земля обычно классифицируется как недвижимость.

Термин «почва», используемый для характеристики данного экономического ресурса, не означает, что это всего лишь несколько конкретных областей, например, плодородных. Так, например, в соответствии с Земельным кодексом РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017), земля рассматривается как природный объект и природный ресурс [5].

9 стр., 4278 слов

Права собственности

... Собственность - это отношения собственности, и в ряде отношений собственности она занимает доминирующее место . Этого для характеристики собственности недостаточно. Необходимо показать, в каких именно формах могут выражаться злонамеренные действия собственника по отношению ... о праве собственности Закон о собственности регулирует отношения между людьми по поводу вещей, форму собственности на вещи ...

Обобщая проведенный анализ, мы можем сделать следующие выводы:

С экономической точки зрения земля — ​​это природный ресурс, используемый для производства товаров и услуг. Земля — ​​один из трех основных факторов производства, наряду с трудом и капиталом.

Как экономическая категория земля обладает рядом особенностей, основные из которых: природное происхождение, невоспроизводимость, неограниченность срока использования, неподвижность (недвижимость).

  • Специфика земельных отношений как формы производственных отношений. Собственность на землю

Для анализа земли как особого экономического ресурса часто используется понятие земельных отношений. Дело в том, что экономическое содержание земля приобретает только, выступая в качестве объекта взаимоотношений между индивидуумами, различными социальными группами и иными субъектами экономических отношений, вследствие ее непосредственного использования или использования ее полезных свойств и присвоения получаемых продуктов.

Н.Н. Аверьянова, анализируя особенности земельных отношений, отмечает, что они: «непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства; являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли; являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и конституционного, гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства» [1].

Наиболее значимыми элементами земельных отношений являются вопросы владения, пользования и распоряжения землей, поэтому большинство экономистов вкладывают эти аспекты в содержание земельных отношений. Так, например, Р. Шафеев определяет земельные отношения, как совокупность отношений в обществе по поводу владения, пользования и распоряжения землей, включая количественную и качественную оценку земли, распределение ее по земельным собственникам (государство, юридические и гражданские лица), установление правового регулирования (права продажи, наследования, дарения, сдачи в аренду, залога, обмена, использования в качестве взноса), порядка выкупа, образования общей или общей долевой собственности, правил функционирования рынка земли, методов и форм регулирования этих отношений со стороны государства [21].

Одним из ключевых вопросов земельных отношений является собственность на землю. Собственность – это исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности.

В первобытном обществе вначале не существовало концепции собственности. Но постепенно орудия труда, предметы быта, жилье, скот, а позже и земля перешли в частную собственность. Поскольку экономическая деятельность может осуществляться только с использованием комбинации ресурсов, наиболее важным является возможность владения не только землей, но и рабочей силой. Так, при античном способе производства было установлено право собственности на рабов, а в период феодализма – право собственности на личность как носитель трудовой функции и на землю одновременно [18].

15 стр., 7217 слов

Решения на основе инструментов управления активами. корпоративная ...

... на сегодняшний день произошли существенные изменения в отношениях собственности. Во-первых, доля инсайдеров в целом уменьшается ... Существует несколько механизмов эффективного контроля над корпоративным управлением. Сформированные товарные рынки служат первым механизмом контроля: ... для получения ренты в виде дивидендов - части чистой прибыли, что является целью акционеров. Акционерная собственность, с ...

В России долгое время частная собственность на землю практиковалась при отсутствии частной собственности на землю. Землевладение было совместное (общинное) и частное наследуемое (княжеские и боярские вотчины).

Земли были переданы монастырям в безраздельное вечное пользование. В XV-XVI вв. право распоряжения свободными, а потом и заселенными землями переходит к верховной власти. Так возникла государева (государственная) собственность на землю.

Частная собственность на владельческую землю была введена указом о вольностях дворянства в 1762 г., но полностью от регламентации правительства дворянская собственность освободилась лишь после реформы 1861 г. Еще труднее был процесс освобождения крестьянской помещичьей собственности. В XVII в. наметился выход государственных крестьян из общины. Но крестьянская частная собственность на землю была отменена Петром I, который вместо земельного налога ввел уравнительный избирательный налог и присоединил крестьян к общине. Индивидуальную собственность на землю, находящуюся в общинном землепользовании, узаконили лишь 14 июля 1910 г. [18]

В советский период основу земельных отношений составляла исключительная государственная собственность на землю, а реформы конца 90-х гг. ХХ в. включили и денационализацию государственной собственности, означающую передачу принадлежащих государству объектов в собственность граждан и негосударственных организаций. Важнейшей частью экономических преобразований стала земельная реформа, воплотившая идею приватизации земель, отказа от исключительной государственной собственности и перехода к множеству форм собственности [11].

Следовательно, содержание земельной собственности напрямую зависит от типа производства.

Земельная собственность не всегда связана с ее непосредственным использованием собственником. Земля может передаваться во владение, управление, пользование и др. Поэтому понятие земельной ренты тесно связано с вопросом о земельных отношениях.

Экономисты по-разному определяют сущность ренты. Некоторые рассматривают ренту как один из видов доходов от собственности, когда владельцы платят за использование природных ресурсов. Другие рассматривают ренту как регулярный доход от капитала или земли, получаемый их владельцами без ведения бизнеса. Ренту определяют и как особый вид относительно устойчивого дохода, непосредственно не связанного с предпринимательской деятельностью [2].

Определение ренты неразрывно связано с понятием земли. Внешне арендная плата — это плата за использование земли, которую арендодатель получает от арендатора. Очевидно, это часть стоимости продукта, полученного предпринимателем.

Также следует учитывать, что термин «рента» имеет два значения: юридическое и экономическое. В юриспруденции аренда — это автономные правоотношения, касающиеся прямых отношений между субъектами договора аренды, каким-либо образом связанных с арендой имущества. Экономические отношения между арендатором и его плательщиком напрямую связаны с использованием кредитных средств или сдачей в аренду недвижимости.

6 стр., 2587 слов

Правовой режим земель лесного фонда, земель водного фонда и земель запаса

... использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Правовой режим земель лесного фонда определяется на основании деления лесов, расположенных на землях лесного фонда, по назначению защитных лесов, производственных ... или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев: 1) осуществления видов деятельности в ...

С точки зрения марксистской экономической теории рента — это преобразованная форма прибавочной стоимости наряду с прибылью, заработной платой и процентами. Трудовая теория стоимости, согласно которой стоимость может создаваться только живым трудом полагает, что источником ренты является неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих [6].

Следовательно, рента — это часть прибавочной стоимости, полученной предпринимателями — арендаторами земли и выплаченной собственнику земли.

В интерпретации теории факторов производства и теории предельной производительности рента рассматривается как вознаграждение, которое получает владелец природных ресурсов, в частности земли, в зависимости от предельной производительности этих факторов.

Земельная рента — это доход, который получает владелец земли, но получение этого дохода может происходить по-разному, поэтому существуют абсолютные, дифференциальные и монопольные ренты.

Абсолютная арендная плата за землю — это плата собственнику за разрешение применить капитал на землю. Абсолютная арендная плата за землю выплачивается арендатором собственнику земли.

Дифференциальная рента — это доход, получаемый от использования более плодородных земель и от более высокой производительности труда. Дифференциальная рента может существовать в двух формах: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II.

Дифференциальная рента II предполагает, что в определенный участок земли вкладывается больший по размеру капитал, что и обеспечивает получение добавочной прибыли [12].

Наконец, монопольная рента — это особая форма земельной ренты, которая образуется, когда продукты, полученные с данного участка земли, продаются по монопольной цене, превышающей затраты на извлечение этих продуктов. Эта рента появляется по монопольным ценам на чрезвычайно редкие сельскохозяйственные и минеральные продукты, которые не могут быть воспроизведены где-либо еще.

Представители неоклассического направления экономической теории выделяют также категорию «квазирента», то есть дохода, получаемого владельцем отдельного фактора производства (в данном случае – земли), в результате внедрения передовой технологии на протяжении относительно короткого промежутка времени в условиях ограниченности предложения данного фактора со стороны конкурентов и установления вследствие этого более высокой цены. Если объем предложения со стороны конкурентов растет (они также внедряют передовую технику), цена снижается и квазирента исчезает [20].

Характер и формы земельной ренты зависят от содержания отношений собственности в конкретный исторический период. Изменения в отношениях собственности порождают новые формы земельной ренты. Например, в условиях феодализма рента как экономическая форма реализации собственности феодала на землю выступала сначала как барщина, затем как оброк, который был заменен денежной формой.

9 стр., 4253 слов

Практика земельно-имущественные отношения. Дневник ПП01 Демченко. ...

... Николаевна, преподаватель Ф.И.О., занимаемая должность, подпись прохождения производственной практики обучающимися по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения ПП.01 УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ № п/п Наименование видов работ (тематика заданий практики) Компетенции Кол-во часов 1 Знание организационной ...

Земельная рента при капитализме действует в виде ренты землевладельцу за временное пользование землей арендатором. Если на этой земле есть сооружения (склады, ирригационная система и т. п.), то за пользование ими арендатор платит дополнительно. В этом случае арендная плата превышает ренту.

В рыночной экономике земля покупается и продается как основной капитал. В связи с этим важно выяснить, чем же определяете цена земли. Если земельный участок рассматривать как капитальное благо приносящее поток доходов, то становится понятно, что цена земли зависит от двух величин:

  • размеров земельной ренты, которую можно получать, став собственником данного участка;
  • ставки ссудного процента [18].

Покупатель земли старается приобрести ее именно из соображений ренты, постоянного годового дохода, который эта земля может приносить. Поскольку любой актив, приносящий доход, считается формой капитала, процентная ставка используется для расчета цены земли. Владелец определенной суммы денег может положить ее в банк и получать доход в виде процентов или потратить эти деньги на покупку земли. Следовательно, цена земли – это дисконтированная ценность

Цена земли определяется по формуле:

, (1)

где Ц – цена земли;

  • Р – ежегодный размер земельной ренты;

n – рыночная ставка процента.

Например, если ежегодный доход в виде ренты составит 1000 условных единиц, а ставка ссудного процента – 5%, то цена земли составит: 1000/0,05=20000 условных единиц.

Покупатель и продавец земли всегда сравнивают арендную плату с процентами по ссуде, которую они могли бы получить, положив деньги в банк. Таким образом, рыночная цена земли есть капитализированная арендная плата, т.е. сегодняшняя дисконтированная стоимость всех ожидаемых в будущем арендных платежей.

Обобщая проведенный анализ, мы можем сделать следующие выводы:

Земельные отношения — это совокупность отношений между экономическими агентами относительно владения, пользования и распоряжения землей. Ключевым вопросом в этом комплексе отношений является собственность на землю, то есть право собственности на землю определенных физических или юридических лиц. Содержание земельной собственности напрямую зависит от типа производства и изменений в историческом процессе развития. Наиболее яркий пример — запрет частной собственности на землю при административно-командирской системе и развитая частная собственность на землю в условиях рыночной модели.

Вопрос земельных отношений тесно связан с земельной арендой — доходом, который получает землевладелец. Выделяют абсолютную (уплачиваемую арендатором владельцу земли), дифференциальную (I типа, источником которой является более производительный труд и II типа, источником которой является больший вложенный капитал) и монопольную (образующуюся при продаже продуктов, получаемых от данного участка земли по монопольной цене, превышающей себестоимость извлечения этих продуктов) ренты.

Размер арендной платы за землю является одним из факторов, влияющих на цену конкретного земельного участка. Цена земли определяется как отношение годовой суммы арендной платы за землю к процентной ставке по ссуде.

5 стр., 2436 слов

В отделе земельных отношений управления по имуществу администрации ...

... работ. За период прохождения практики ознакомилась с деятельностью управления по распоряжению муниципальной собственности администрации города Чусового, её целью является исполнение законодательства, регулирующего вопросы имущественных и земельных отношений на территории Чусовского муниципального ...

Анализ земельных отношений в Российской Федерации
  • Общая характеристика и структура земельной собственности в РФ

Российская Федерация – крупнейшее по площади государство планеты. В соответствии с данными государственной статистической отчетности площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2018 года составляет 1712,5 млн. га без учета внутренних морских вод и территориального моря. Крупное изменение размера земельного фонда России произошло в 2014 г. когда его площадь увеличилась на 2.6 млн га в связи с присоединением Республики Крым [16].

Географическое положение нашей страны, характер природных территорий определяют структуру земельного фонда. Данные о структуре составе земель различных фондов представлены в Приложении А, а о площади различных видов земель и их динамике за период 2016 – 2017 гг. в Приложении Б.

Из представленного рисунка А1 и таблицы Б1 мы можем видеть, что наибольшую долю – 65,8% – составляют земли лесного фонда, общая площадь которых 1126,3 млн квадратных километров. Площадь земель водного фонда – 28,1 млн квадратных километров или 1,6% от общей площади страны. Важное место занимают земли особо охраняемых территорий – заповедников, уникальных природных объектов и др. Их площадь – 47 млн квадратных километров или 2,8 % площади РФ [15].

Значительную долю земель составляют земли, вовлеченные в сельскохозяйственный оборот. Они составляют 383,7 млн квадратных километров или 22,4% земельного фонда. В России находится 10 % всех пахотных земель мира, причем наибольшие объемы пашни – около 80% приходятся на такие регионы, как Центральное Поволжье, Северный Кавказ, Урал и Западная Сибирь [15].

Огромная площадь России при численности населения около 143 млн человек обуславливают одну из самых низких в мире плотность населения – 8,56 человек на квадратный километр. По этому показателю наша страна занимает 181 место в мире из 200 стран. Как следствие, сравнительно невелика доля земель населенных пунктов. Она составляет всего 1,2% или 20, 3 млн га. Сопоставимы по масштабам и земли промышленности и иного специального назначения – 1% или 17,4 млн га [15].

Достаточно велика в Российской Федерации и доля, так называемых, земель запаса, т.е. земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию. Основной объем земель запаса сосредоточен в малоосвоенных регионах, таких как Дальний Восток и Сибирь, но отдельные участки земель запаса расположены и в густонаселенных районах. Им присваивается категория в том случае, когда необходимо их использование для развития определенных отраслей экономики.

Важно отметить, что официальные статистические сведения о наличии и распределении земель отражают фактическое правовое положение земель, сложившееся в том числе в периоды ранее действовавшего законодательства. С целью реализации норм действующего в настоящее время законодательства в отношении части земель необходимы действия компетентных органов власти, заключающиеся в издании соответствующих актов (об установлении категории земель или переводе земель из одной категории в другую, прекращении действия права на землю) и в отдельных случаях в инициативах, связанных с формированием и кадастровым учетом земельных участков. В частности, такие действия необходимы в отношении большого количества земель, покрытых лесом и водой, не отнесенных к категориям земель лесного и водного фонда.

24 стр., 11871 слов

Управление земельными ресурсами в Энгельсском районе

... деятельности, как управление земельными ресурсами, государственный земельный кадастр, мониторинг земель и многое другое. Таким образом, система землеустройства может быть государственной, муниципальной и внутрифирменной, в зависимости от формы собственности на землю и ...

В период с 1917 г. до 1990 г. на территории Российской Федерации была запрещена частная собственность на землю. Только в позднем СССР стала реализовываться возможность приобретения земель частными лицами. Позже это право было закреплено в Конституции 1993 г. По данным на начало 2017 г. доля земель, находящихся в частной собственности граждан составила 6,7% или 115,3 млн га. Еще 18,1 млн га или 1,1% от общего земельного фонда находится в собственности юридических лиц. 92,2 % земельного фонда России находится в собственности государственных или муниципальных органов власти [16].

Если мы проанализируем изменение структуры собственности на землю в Российской Федерации за 2016 год, то увидим, что наблюдается некоторое сокращение площади земель, находившихся в собственности граждан и, соответствующее увеличение собственности юридических лиц (на 908,4 тыс. га), а также государственной и муниципальной собственности. Изменения в значительной степени касались земельных участков, находящихся на праве общей (долевой или совместной) собственности граждан; смена собственника доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (земельной доли) в пользу юридических лиц или государства. Так, например, по данным официальной статистической отчетности за 2016 год юридическими лицами приобретено прав на долю в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на площади 523,7 тыс. га [16]. Часть земель общей долевой собственности зарегистрировано в качестве доли в праве субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Одновременно с этим продолжается и процесс приватизации, то есть передачи из государственной в частную собственность земельных участков. Наибольшее увеличение площади земельных участков, находящихся в собственности граждан, отмечается на территории Республики Саха (Якутия) (на 19,6 тыс. га), Астраханской области (на 13,6 тыс. га), республик Калмыкия (на 8,5 тыс. га), Тыва (на 7,7 тыс. га), Ростовской области (на 6,2 тыс. га), Чеченской Республики (на 4,9 тыс. га), Новосибирской области (на 4,2 тыс. га) [15].

Существенное уменьшение площади земель, находящихся в собственности граждан, наблюдалось на территории Пензенской (на 134,2 тыс. га), Кировской (на 81,7 тыс. га), Курганской (на 66,2 тыс. га) областей, Краснодарского (на 61,5 тыс. га) и Пермского (на 58,7 тыс. га) краев [15].

Переоформление права затрагивает незначительное по площади количество земель и касается преимущественно земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и розданной в качестве паев работникам сельхозпредприятий. Образование крупных агропромышленных предприятий, в том числе акционерных обществ ведет к передаче собственниками земель в пользование юридическим лицам в обмен на долю в капитале или акции компании.

В Российской Федерации для сельскохозяйственных целей гражданами используются как земли, находящиеся в частной собственности, так и государственные земли, при этом сохраняется возможность выкупа этих земель или их безвозмездной передачи частным собственникам. Так, по данным на начало 2017 г., в соответствии с действующим законодательством на площади более 7 млн. га из них может быть оформлено право частной собственности на землю [15]. Также продолжаются процессы приватизации земель, на которых распложены частные домовладения и дачные участки. Таким образом, процесс изменения структуры земельного фонда в российской Федерации не является законченным.

Обобщая анализ земельного фонда и структуры земельной собственности в Российской Федерации, можно сделать следующие выводы:

Российская Федерация – страна, обладающая самым большим земельным фондом в мире. Он составляет на 1 января 2018 года 1712,5 млн. га, в том числе 1126,3 млн га или 65,8% – земли лесного фонда; 28,1 млн га или 1,6% – земли водного фонда; 47 млн га или 2,8 % – земли особо охраняемых территорий; 383,7 млн га или 22,4% – земли сельскохозяйственного назначения; 20,3 млн га или 1,2% – земли населенных пунктов; 17,4 млн га или 1% – земли промышленности и иного специального назначения. – 1% или 17,4 млн га. 5,2 % земельного фонда представлены землями запаса.

Частная собственность на землю стала формироваться только, начиная с 1990 г. По данным на начало 2017 г. доля земель, находящихся в частной собственности граждан составила 6,7% или 115,3 млн га.; 18,1 млн га или 1,1% от общего земельного фонда находится в собственности юридических лиц; 92,2 % земельного фонда – в собственности государственных или муниципальных органов власти.

Структура собственности на землю меняется под влиянием двух процессов – продолжающейся приватизации и изменения статуса земель, находящихся на праве общей (долевой или совместной) собственности граждан, прежде всего, земель сельскохозяйственного назначения в пользу юридических лиц. Как правило это происходит при формировании новых или развитии существующих агропромышленных предприятий.

  • Нормативно-правовое регулирование земельных отношений

Земельные отношения в Российской Федерации на сегодняшний день регулируются Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, а также федеральными законами и иными нормативными актами, регулирующими различные аспекты земельных отношений.

Конституция РФ содержит следующие базовые положения [10]:

– земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9);

– граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36).

Ст. 36 Конституции РФ определяет только рамочные условия частной собственности, подчеркивая необходимость дополнительного регулирования, которое осуществляется следующими нормативными актами:

– Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017), глава 17 которого полностью посвящена вопросу земельных отношений. Она называется «Право собственности и другие вещные права на землю» и включает 27 статей (ст. 260 – ст. 287);

– Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017), который регулирует весь спектр земельных отношений и земельных вопросов, включая отнесение земель к той или иной категории, перевод их из одной категории в другую, полномочия субъектов земельных отношений, порядок образования земельных участков, охрану земель, вопросы собственности на землю, а также отдельные права (аренда, сервитут, безвозмездное пользование), возникновение и прекращение прав на землю и др. [5];

– федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующий такие вопросы, как право и формы собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, порядок их изъятия, изменения статуса участков, отношения между субъектами земельных отношений и др. [14]

Необходимо отметить, что законодательство, относящееся к земле, ведется на равноправных основах государством и его субъектами. Это связано с большим разнообразием земель. Например, оборот земель в Мурманской области и Краснодарском крае будет обладать огромными различиями, поэтому федеральное законодательство формирует рамочные условия земельных отношений, а региональное и даже местное законодательство уточняет эти положения.

Также из перечисления основных нормативных актов, мы видим, что устанавливается их определенная иерархия. На первом уровне регулирования находится Конституция РФ, отличающаяся от других источников отношений различного характера особыми юридическими свойствами, которые заключаются в верховенстве и высшей юридической силе этого документа. К земельным участкам, их природным свойствам и роли в экономике, Конституция относится особенным образом, отмечая неповторимую уникальность земли по сравнению с другими объектами, которые могут подвергаться правовому регулированию.

На следующей ступени находятся кодексы и федеральные законы, в тексте которых затронуты те или иные вопросы, имеющие влияние на регулирование земельных отношений России.

Следующий уровень занимают указы Президента и постановления, распоряжения и указы Правительства РФ, нормативно-правовые акты министерств и региональное законодательство.

Важно отметить, что принцип иерархии заключается в непротиворечивости документов нижестоящего уровня, более высоким по значимости нормативно-правовых актов. Таким образом уточняются и детализируются все положения земельных отношений.

В Российской Федерации регулирование земельных отношений базируется на использовании и охране земель, принимая их за основу для жизнедеятельности населения, проживающего на определенной территории, то есть под объектом использования и охраны понимается земля любой категории и назначения, которая относится к территории, где органы власти имеют право устанавливать собственный земельный правопорядок. Таким образом, участниками земельных отношений могут являться: физические лица (граждане); юридические лица; государство; субъекты РФ; муниципальные образования [10].

Согласно нормативной концепции понятие земельного законодательства – это система юридических норм и соответствующих им нормативных правовых актов: законов и указов, постановлений и решений, распоряжений, правил, положений и прочих документов. Существуют также законодательные документы, осуществляющие муниципальное регулирование земельных отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования, они тоже относятся к источникам земельного права.

Поскольку понятие земли включает в себя самые разные природные объекты, при регулировании земельных отношений учитываются и такие нормативные акты, как:

– Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 30.09.2017) «О недрах», устанавливающий порядок выдачи лицензий на использование недр, регулирующий земельные отношения в части использования недр собственниками земли, которое ни в коем случае не должно противоречить мерам, необходимым для охраны и сохранения природы и ее ресурсов; регулирование застройки площадей, где залегают полезные ископаемые;

– Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017), определяющий порядок охраны и использования земель лесного фонда;

– Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017), регулирующий все правоотношения в части использования и охраны земель водного фонда.

Главным вещным правом по вопросам, связанным с земельными участками, считается право владения (собственности).

Оно включает в себя права на владение (распоряжение) и использование участка. Это означает, что люди, в чью собственность передан участок, могут продавать или подарить его, сдавать в аренду или же распоряжаться им любым другим способом, который разрешен в законодательстве, и, если земля не исключена из оборота или не ограничена в нем. Регулирование взаимоотношений, связанных с участками земли (особенно теми, которые находятся в муниципальных зонах), является предметом гражданского законодательства. Вместе с тем, населенные пункты и особенно города требуют особого подхода к использованию земель. Она должна быть направлена на развитие территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, благоустройства территорий.

Чрезвычайно важно и обеспечение устойчивого развития территорий населенных пунктов, т.е. обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Территория городов включает зоны с особыми условиями использования: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия; водоохранные зоны, зоны затопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и др. [13]

В этой связи некоторые вопросы земельных отношений регулируются также нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017).

Подводя итог анализу нормативно-правового регулирования земельных отношений и земельной собственности в Российской Федерации, мы можем сделать следующие выводы:

Земельные отношения в Российской Федерации регулируются широким кругом нормативных документов. Этот пакет документов имеет иерархическую структуру. На первом уровне находится Конституция РФ, определяющая рамочные положения использования и охраны земель. Конституция предусматривает разнообразие форм собственности на землю – частная, государственная, муниципальная и иные формы.

Следующий уровень составляют такие документы как Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Учитывая разнообразие земельного фонда, важное место в общем пакете законов, регулирующих земельные отношения занимают Лесной, Водный и Градостроительный кодексы.

На третьем уровне регулирования находятся постановления, распоряжения и указы Правительства РФ, нормативно-правовые акты министерств и региональное законодательство.

Система нормативно-правового регулирования земельных отношений в Российской Федерации достаточно сложна. Также важно отметить, что до 1990 г. земли в РФ могли находиться исключительно в государственной собственности, поэтому практика разнообразия собственности на землю составляет менее 30 лет. Отсюда и продолжающееся развитие такой отрасли законодательной базы, как земельная.

  • Перспективы совершенствования земельных отношений в России

Главной проблемой земельных отношений, является рассмотренная в предыдущем параграфе нестабильность земельного законодательства АВ 2017 г. были проведены парламентские слушания о состоянии земельных отношений в России, где отмечалось, что на протяжении последних лет Земельный кодекс претерпел серьезные изменения. В частности, только Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес 19 важных изменений и дополнений [5]. Это связано со следующими факторами:

– стремительное развитие общественных отношений в указанной сфере в ситуации, когда законодатель должен обеспечить соответствие закона уровню развития общественных отношений;

– наличие определенных пробелов и изменение правовых подходов к регулированию общественных отношений, которое может быть обусловлено изменением и развитием иных отраслей законодательства, необходимости координации законодательных актов.

К наиболее значимым тенденциям в развитии земельных отношений в России можно отнести следующие:

– объективное усиление взаимодействия градостроительного и земельного законодательства;

– отказ от прежних институтов и появление новых, что обусловлено изменением концептуального подхода к регулированию общественных отношений и стремлением к качественно новому уровню развития земельных отношений, направленному на обеспечение равного доступа к земельным ресурсам заинтересованным лицам, в частности, введение практики зонирования территории, развитие аукционов и др.;

– обстоятельная и детальная регламентация процедур предоставления земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, что должно стать гарантией реализации прав на землю заинтересованными субъектами и сделать прозрачными процедуры предоставления, оформления и вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков;

– дифференциация регулирования земельных отношений. Например, в городах федерального значения, таких как Москва, Санкт-Петербург, Севастополь вводятся особые правила. Передача субъектам Российской Федерации больших полномочий обусловлено объективной необходимостью решения земельных вопросов на местах [15].

Можно привести и другой пример. Так, в Краснодарском крае усилия региональной власти традиционно направлены на сохранение наиболее развитых предприятий аграрного сектора. Закон Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» от 05.11.2002 № 532-КЗ (ред. от 25.12.2017) еще в первой своей редакции утверждал, что земли Краснодарского края являются уникальным и наиболее ценным природным ресурсом, составляют основу жизни и деятельности жителей края и должны гарантированно использоваться в интересах населения Краснодарского края. Приоритетными направлениями земельной политики Краснодарского края были определены:

обеспечение государственного регулирования земельных отношений в целях сохранения особо ценных земель, земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природных территорий; реализация прав жителей Краснодарского края на землю; сочетание интересов Краснодарского края, муниципальных образований Краснодарского края и иных участников земельных отношений при принятии решений по вопросам регулирования земельных отношений; сохранение земель сельскохозяйственного назначения как основного средства производства в агропромышленном комплексе; использование земель способами, обеспечивающими сохранение экологических систем; сохранение традиционных форм казачьего землепользования.

Как мы можем видеть, в Краснодарском крае предусмотрены особые формы землепользования, например, казачье, а главный акцент делается на сохранение земель сельскохозяйственного комплекса и уникальных природных ресурсов Кубани, которая является еще и одной из ведущих здравниц страны.

К наиболее актуальным и значимым проблемам земельных отношений можно отнести:

несистемность и сложность изложения некоторых норм и правил; необоснованную чрезмерную регламентацию некоторых процедур при наличии пробелов в других сферах; недостаточно развитую систему уполномоченных институтов. Необходимо упрощать порядок предоставления и оформления прав на земельные участки, делать его более прозрачным и понятным.

Другая проблема – открытость информации о состоянии земельного фонда и собственности на землю. В 2008 г. была учреждена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Несмотря на то, что Росреестром за последние 10 лет проделана огромная работа, еще не весь земельный фонд России полностью описан. Так, например, Федеральная целевая программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости» рассчитана на период с 2014 по 2020 гг. Объем работ в этой сфере увеличился в связи с присоединением Республики Крым.

Следующий вопрос – продолжение развития рынка земли. Россия обладает огромными земельными ресурсами и развитие рынка земли в условиях рыночной экономики могло бы способствовать расширению класса собственников, то есть повышению благосостояния и рядовых граждан и представителей предпринимательского сообщества. Формирование цивилизованных рыночных отношений предполагает, что земля будет рассматриваться как реальный высокодоходный производственный ресурс [18].

Конечно, перечисленные проблемы и перспективные направления развития земельных отношений не представляют собой исчерпывающий, закрытый перечень. Земельные отношения в Российской Федерации – динамично развивающаяся сфера общественных отношений. Земельное законодательство Российской Федерации на современном этапе находится в стадии прогрессивного развития, при этом предпринимаются попытки формирования наиболее эффективного механизма обеспечения баланса публичных и частных интересов в сфере правового регулирования земельных отношений. Продолжаются процессы приватизации земли, одновременно с этим совершенствуются вся структура земельной собственности. Земля активно используется как капитал, что способствует развитию рынка земли и повышению роли земли как финансового и производственного ресурса.

Завершая исследование, мы можем сделать следующие выводы:

  • Основными проблемами земельных отношений в Российской Федерации являются: нестабильность законодательной базы;
  • необходимость координации законодательных актов, регулирующих земельные отношения;
  • несистемность и сложность изложения некоторых норм и правил;
  • необоснованная регламентация некоторых процедур при наличии пробелов в других сферах;
  • недостаточно развитая система уполномоченных институтов.

Перспективные направления развития земельных отношений:

  • изменение концептуального подхода к регулированию общественных отношений, переход к качественно новому уровню развития земельных отношений, направленному на обеспечение равного доступа к земельным ресурсам заинтересованным лицам, в частности, введение практики зонирования территории, развитие аукционов и др.;
  • совершенствование процедур предоставления земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, что должно стать гарантией реализации прав на землю заинтересованными субъектами и сделать прозрачными процедуры предоставления, оформления и вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков;
  • дифференциация регулирования земельных отношений, делегирование полномочий в этой части субъектам РФ и муниципальным органам власти;
  • совершенствование системы кадастрового учета и повышение прозрачности в этой сфере (открытость информации);

— – развитие рынка земли, облегчение условий приватизации, что способствует расширению класса собственников, повышению благосостояния рядовых граждан (приватизация земельных участков на которых расположены жилые дома и дачных участков) и представителей предпринимательского сообщества (крестьянские и фермерские хозяйства, земли, принадлежащие юридическим лицам, ведущим хозяйственную деятельность).

Заключение

Земельные отношения — это совокупность отношений между экономическими агентами относительно владения, пользования и распоряжения землей. Ключевым вопросом в этом комплексе отношений является собственность на землю, то есть право собственности на землю определенных физических или юридических лиц.

Вопрос земельных отношений тесно связан с земельной арендой — доходом, который получает землевладелец. Выделяют абсолютную, дифференциальную и монопольную ренты. Размер арендной платы за землю является одним из факторов, влияющих на цену конкретного земельного участка. Цена земли определяется как отношение годовой суммы арендной платы за землю к процентной ставке по ссуде.

Российская Федерация – страна, обладающая самым большим земельным фондом в мире. Он составляет на 1 января 2018 года 1712,5 млн. га, в том числе 1126,3 млн га или 65,8% – земли лесного фонда; 28,1 млн га или 1,6% – земли водного фонда; 47 млн га или 2,8 % – земли особо охраняемых территорий; 383,7 млн га или 22,4% – земли сельскохозяйственного назначения; 20,3 млн га или 1,2% – земли населенных пунктов; 17,4 млн га или 1% – земли промышленности и иного специального назначения. – 1% или 17,4 млн га. 5,2 % земельного фонда представлены землями запаса.

Частная собственность на землю стала формироваться в 1990 г. По данным на начало 2017 г. доля земель, находящихся в частной собственности граждан составила 6,7% или 115,3 млн га.; 18,1 млн га или 1,1% от общего земельного фонда находится в собственности юридических лиц; 92,2 % земельного фонда – в собственности государственных или муниципальных органов власти. Структура собственности на землю меняется под влиянием продолжающейся приватизации и изменения статуса земель, находящихся на праве общей собственности граждан.

Земельные отношения в Российской Федерации регулируются широким кругом нормативных документов: Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Лесным, Водным, Градостроительным кодексами, постановлениями, распоряжениями и указами Правительства РФ, нормативно-правовыми актами министерств и региональным законодательством.

Основными проблемами земельных отношений в Российской Федерации являются: нестабильность законодательной базы; необходимость координации законодательных актов, регулирующих земельные отношения; несистемность и сложность изложения некоторых норм и правил; необоснованная регламентация некоторых процедур при наличии пробелов в других сферах; недостаточно развитая система уполномоченных институтов.

Перспективные направления развития земельных отношений:

  • переход к качественно новому уровню развития земельных отношений, направленному на обеспечение равного доступа к земельным ресурсам заинтересованным лицам, в частности, введение практики зонирования территории, развитие аукционов и др.;
  • совершенствование процедур предоставления земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, что позволит сделать прозрачными процедуры предоставления, оформления и вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков;
  • дифференциация регулирования земельных отношений, делегирование полномочий в этой части субъектам РФ и муниципальным органам власти;
  • совершенствование системы кадастрового учета и повышение прозрачности в этой сфере (открытость информации);
  • развитие рынка земли, облегчение условий приватизации, что способствует расширению класса собственников, повышению благосостояния рядовых граждан (приватизация земельных участков на которых расположены жилые дома и дачных участков) и представителей предпринимательского сообщества (крестьянские и фермерские хозяйства, земли, принадлежащие юридическим лицам, ведущим хозяйственную деятельность).

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    [Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/organyi-upravleniya-zemelnyim-fondom/

    Аверьянова, Н.

Н. Конституционно-правовое регулирование земельных отношений в Российской Федерации / Н. Н. Аверьянова. – М.: Юстицинформ, 2017. – 264 с. Вахаев, М. Х. Регулирование земельных отношений в условиях рынка / М. Х. Вахаев. – М.: Юридический центр, 2006. – 368 с. Волкова, Т. В. Принципы управления земельными ресурсами / Т. В. Волкова // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2017. – № 11. – С. 93-98. Гречун, С. А. Новейшие тенденции в совершенствовании правового регулирования земельно-имущественных отношений / С. А. Гречун // Актуальные проблемы российского права. – 2016. – № 3. – С. 116-122. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017).

СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru . – 11.05.2018. Иохин, В. Я. Экономическая теория. Введение в рынок и микроэкономический анализ / В. Я. Иохин. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 260 с. Камышанский, В. П. Право собственности: пределы и ограничения / В. П. Камышанский. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 342 с. Капелюшников, Р. И. Теория прав собственности / Р.И. Капелюшников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.libertarium.ru/10622 : – 05.04.2018. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. С. А. Боголюбова. – М.: Проспект, 2017. – 784 с. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 11.05.2018. Курбонов, А. К. Развитие отношений собственности в условиях перехода к рыночной экономике: автореф. дисс. … д-ра экон. наук / А. К. Курбонов. – М.: МГУ, 2006. – 44 с. Курс экономики / под ред. Б. А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 345 с. Нарышева, Н. Г. Государственная политика и правовое регулирование земельных отношений / Н. Г. Нарышева // Экологическое право. – 2016. – № 3. – С. 35-41. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: федер. закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru . – 11.05.2018. О концепции развития земельного законодательства Российской Федерации: материалы парламентских слушаний. – М.: Юрист, 2017. – 34 с. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_11/IssWWW.exe/Stg/d01/14-02.doc – 11.05.2018. Пашков, В. П. Земельная собственность в России: формы, отношения, эффективность пользования / В. П. Пашков // Россия и совр. мир. – 2010. – № 3. – С. 43-58. Устюжанина, Е.В. Эволюция отношений собственности как процесс мультипликации социально-экономических ролей собственника / Е.В. Устюжанина // XVII Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества – М.: ВШЭ, 2016 – С. 12-14. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru. 05.04.2017. Фокин, С. А. Земельно-имущественные отношения / С. А. Фокин, О. Н. Шпортько. – М.: Инфра-М, 2014. – 272 с. Шафеев, Р. В. Современные земельные отношения в России / Р. В. Шафеев. – М.: LAP , 2011. – 236 с.

Приложение А

Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель и формам собственности

Рисунок А.1 – Структура земельного фонда РФ по категориям земель, 2017 г. [15, 34 с.]

Рисунок А.2 – Структура земельного фонда РФ

по формам собственности, 2017 г. [15, 36 с.]

Приложение Б

Распределение земельного фонда России

Таблица Б.1 – Распределение земельного фонда Российской Федерации по категориям земель, млн га [15, 35 с.]

№ п/п

Наименование категорий земель

На 1 января 2016 г.

На 1 января 2017 г.

2017/2016, %

2017/2016, +/–

1

Земли сельскохозяйственного назначения

385,5

383,7

–1,8

–0,47

2

Земли населенных пунктов, в том числе

20,1

20,3

0,2

0,99

2.1

Городских населенных пунктов

8,3

8,3

2.2

Сельских населенных пунктов

11,8

12,0

0,2

1,67

3

Земли промышленности и иного специального назначения

17,2

17,4

0,2

1,15

4

Земли особо охраняемых территорий и объектов

47,0

47,0

5

Земли лесного фонда

1122,6

1126,3

3,7

0,33

6

Земли водного фонда

28,0

28,1

0,1

0,36

7

Земли запаса

89,5

89,7

0,2

0,22

Итого земель в Российской Федерации

1712,5

1712,5

Таблица Б.2 – Распределение земельного фонда Российской Федерации по формам собственности, млн га [16, 36 с.]

№ п/п

Форма собственности на землю

На 1 января 2016 г.

На 1 января 2017 г.

2017/2016, %

2017/2016, +/–

1

В государственной и муниципальной собственности

1579,1

1579,1

2

В собственности юридических лиц

17,2

18,1

5,2

+0,9

3

В собственности граждан

116,2

115,3

-0,8%

–0,9