Курсовая работа профессиональное обучение персонала

Курсовая работа

Бизнес развивается, конкуренция растет, и в результате организации должны прилагать все больше и больше усилий, чтобы активно развиваться и преуспевать. Успех любой компании напрямую связан с управлением персоналом, с постоянным развитием персонала организации. Подготовка и переподготовка кадров приобретают стратегическое значение. Подготовка кадров в таких условиях становится одним из главных ключей к успеху, поскольку позволяет переходить на профессиональные технологии даже в управленческой сфере. Организация учебного процесса предполагает выбор определенных методов обучения, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Не существует универсального сочетания методов обучения, дающего наилучшие результаты. Чтобы составить наиболее эффективную программу обучения персонала конкретной компании, необходимо знать и учитывать особенности каждого метода, что определяет практическую важность анализа различных методов обучения на рабочем месте.

Теоретической основой исследования послужили труды Ципкина Ю. А. «Управление персоналом», Корякина А. М. «Управление персоналом. Учебное пособие», Кибанова А.Я. «Управление персоналом организации. Учебник», Бычковой А.В. «Управление персоналом. Учебное пособие», статьи Е. Ляховой, А. Ткаченко, А. Дорофеевой.

Цель исследования — анализ методов обучения персонала на рабочем месте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определите понятие дидактического метода, представьте классификацию методов.

2. Рассмотреть различные методы обучения персонала на рабочем месте.

3. Проанализировать методы обучения персонала на рабочем месте, применяемые в ОАО «Энергосбыт».

4. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса обучения персонала ОАО «Энергосбыт» на рабочем месте.

Предмет исследования — открытое акционерное общество «Энергосбыт».

Предмет исследования — система обучения персонала ОАО «Энергосбыт» на рабочем месте.

В ходе исследования использовались такие методы, как анализ, обобщение, наблюдение, исследование, сравнение.

Информационная база состояла из материалов годового отчета ОАО «Энергосбыт», результатов наблюдений, данных локальных нормативных документов, результатов исследований, информации, представленной на официальном сайте ОАО «Энергосбыт».

25 стр., 12039 слов

Обучение персонала

... методов обучения персонала. Разработать рекомендации по совершенствованию форм и методов личностного обучения. Объектом данной курсовой работы–является филиал ОАО «УФАНЕТ». Предметом курсовой работы - являются формы и методы обучения персонала. Методы ... современного производства все больше возрастает значение психологического фактора рабочей силы, роста ее производственной и общей культуры, ...

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ, ПЕРСОНАЛА

1.1 Методы обучения персонала: понятие, классификация

Вместе с профессионально организованными процессами найма и найма персонала, их стимулированием, руководством и оценкой, это один из способов помочь генерировать новые идеи для бизнеса, разработать и внедрить современные технологии и системы обучения персонала. В связи с этим перед руководителем кадровой службы компании встает вопрос: «Как построить систему обучения, и какие методы выбрать?»

«Обучение персонала — это основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.» [18].

Обучение персонала основано на использовании различных методов обучения.

Есть несколько определений методов обучения персонала, которые очень похожи по содержанию. Представим два из них, наиболее полных, на наш взгляд.

«Метод обучения персонала — это способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся» [20].

«Метод обучения персонала — ориентированный на достижение дидактических целей способ организации учебно-познавательной деятельности работника с заранее определенными:

  • задачами;
  • уровнями познавательной активности;
  • учебными действиями и ожидаемыми результатами» [4].

Выбор методов обучения персонала зависит от многих факторов, основными из которых являются: цели обучения, ожидаемые результаты обучения, индивидуальные характеристики обучаемых и многие другие.

Хорошее обучение требует индивидуального подхода к потребностям каждого сотрудника. Любой метод имеет свои преимущества и недостатки. Это необходимо учитывать при составлении программы обучения.

К выбору метода обучения нужно подходить иначе: программы обучения различаются по уровню сложности, стоимости, времени перехода и продолжительности воздействия.

Методы обучения классифицируются на:

По типологии обучение делится на: обучение новых сотрудников, переподготовка, повышение квалификации, повышение квалификации. По формам обучение бывает: групповое и индивидуальное обучение. По длительности можно выделить долгосрочное и краткосрочное обучение [3].

Все методы обучения можно разделить на две большие группы: методы обучения на рабочем месте и методы обучения вне рабочего места.

К пассивным (традиционным) относятся:

  • лекции;
  • семинары;
  • учебные видеофильмы и другие.

Эти методы являются преобладающими при передаче и закреплении знаний. Хотя сегодня преобладают традиционные методы, они имеют ряд недостатков: они не позволяют учитывать разные уровни знаний, они не предполагают обратной связи, демонстрируя степень усвоения материала.

25 стр., 12489 слов

Совершенствование управления обучением персонала организации ...

... по совершенствованию управлением обучением персонала организации в Красноярском ИВЦ. Предмет исследования - Красноярский информационно-вычислительный центр ИТЦ - структурное подразделение Главного вычислительного центра - филиала ОАО «РЖД». Предмет исследования – система обучения персонала Красноярского ...

При активных методах обучения большое внимание уделяется практической основе знаний, навыков и умений, передаваемых слушателям. В настоящее время распространены:

  • тренинги;
  • программированное обучение;
  • групповые обсуждения;
  • деловые и ролевые игры;
  • кейсы и другие.

Однозначно разделить методы обучения на активные и неактивные непросто. Некоторые из них являются переходными к практическим занятиям и самостоятельной работе [7].

Несомненно, активные методы обучения включают в себя разбор конкретных ситуаций, лекции — обсуждения проблем бизнеса, а также учебные и практические лекции для обмена опытом. Разновидностями активных методов обучения со специальными возможностями формирования и развития социально-психологических качеств являются ролевой разбор конкретной ситуации (инсценировка) и методы социально-психологического тренинга[13].

К наиболее распространенным методам обучения на рабочем месте относятся:

  • метод усложняющихся заданий;
  • смена рабочего места;
  • направленное приобретение опыта;
  • производственный инструктаж;
  • метод делегирования ответственности и другие методы.

В литературе есть и другие примеры методов обучения на рабочем месте. Например, в учебном пособии Бычковой А.В. описывается метод копирования. Профессор А.Я. Кибанов определяет обучение в проектных группах как один из методов обучения без отрыва от производства. Ю.А. Ципкин описывает такие методы, как «дидактическое обучение» и «наставничество», точно так же, как методы ученичества и наставничества.

К основным методам обучения вне рабочего места относятся:

  • чтение лекций;
  • проведение деловых игр;
  • разбор конкретных производственных ситуаций;
  • проведение конференций и семинаров;
  • формирование групп по обмену опытом;
  • создание кружков качества и другие методы.

Эти методы обучения не исключают друг друга, поскольку обучение в стенах организации может проводиться с перерывом в работе или без него. Кроме того, они могут дополнять друг друга, поскольку обучение без отрыва от производства часто сочетается с обучением в других образовательных организациях или учреждениях.

Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника и, как правило, предлагает значительные возможности для повторения и закрепления того, что только что изучено. Метод обучения на рабочем месте включает в себя следующие методы[10].

Методы обучения вне рабочего места дают учащемуся возможность абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения [2].

Такое обучение способствует формированию принципиально новых поведенческих и профессиональных навыков. Обучение вне рабочего места связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением сотрудника от служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, работник отрывается от повседневных дел; обучение осуществляется в процессе чтения лекций, практических занятий тренинга (деловые игры, производственные ситуации).

13 стр., 6357 слов

Трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов

... профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости); временно отсутствующие на рабочем ... средств для финансирования деятельности по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов; 4) ...

Приведенная выше классификация методов обучения персонала суммирует несколько классификационных характеристик, выделенных разными авторами, но является исчерпывающей.

Таким образом, можно сказать, что существует множество методов обучения персонала, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Это необходимо помнить при составлении программы обучения. Основным критерием при выборе того или иного метода должна быть его эффективность в достижении целей обучения каждого конкретного сотрудника.