Стратегическое планирование развития дзюдо

Курсовая работа
  • Современный спорт тесно связан с таким явлением, как коммерциализация. Это касается как профессионального, так и любительского спорта, специфика которых несколько отличается от профессиональных. Наибольшая коммерциализация наблюдается в зрелищных видах спорта.
  • В последние годы в нашей стране наблюдается устойчивый рост общественного интереса к физической культуре и спорту, что связано, в значительной степени, с проведением в 2014 г. зимней Олимпиады в Сочи. Это привело к активизации деятельности федеральных органов государственной власти и привело к «спортивному буму» во всех сферах, как организационных, так и соревновательных.
  • Государственное стратегическое планирование и финансирование спорта, как любительского, так и профессионального, — одна из важнейших задач государства.
  • Цель курсовой работы — выявить основные этапы стратегического планирования развития дзюдо. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:
  • 1. Рассмотрим формирование маркетинговой стратегии спортивных организаций.
  • 2. Проанализировать взаимодействие государства со спортивным бизнесом.
  • 3. Разработать стратегию спортивно — массового мероприятия по дзюдо.
  • Объектом исследования является дзюдо.
  • Объект исследования — стратегическое планирование развития дзюдо.
  • Работа состоит из двух глав. В первой главе раскрываются организационные особенности и проблемы проведения турниров по дзюдо. Во второй главе исследуются соревновательные характеристики и задачи в турнирах.
  • 1.1 Стратегическое планирование в физической культуре и спорте

    Выстроить эффективно работающую систему физической культуры и спорта в стране невозможно без определения основных направлений ее будущего развития, без сопоставительного анализа возможностей инвестирования и получения желаемого результата, без учета мнений профессионального физкультурно-спортивного сообщества и широких слоев населения. Государственный орган управления физической культурой и спортом должен отчетливо понимать, какие цели и задачи перед ним стоят, какими силами и в какие сроки должны быть достигнуты те или иные результаты, какой должна стать вся система физкультуры и спорта через десять или пятнадцать лет.

    Без понимания тенденций развития индустрии физической культуры и спорта, без единого долгосрочного плана ее совершенствования менеджмент становится хаотичным и бессистемным, а руководство превращается в «пожарного», работающего в условиях постоянного кризиса. Ресурсы в такой ситуации расходуются нерационально, а коэффициент полезного действия системы управления чрезвычайно низок [1].

    4 стр., 1758 слов

    Проектная деятельность в образовательной области Физическое развитие

    ... Проектная деятельность «Навстречу ГТО!» Основная идея проекта - совершенствование физической культуры и работа по оздоровлению в новом современном формате с учетом современных приоритетов в области физической культуры и спорта. ... собой следующие задачи: формирование здорового образа жизни, приобретение дошкольниками разносторонней физической подготовки, а именно развитие скорости, развитие силовых и ...

    Эта истина подтверждена на практике многими тысячами министерств, ведомств, государственных и частных структур. В отсутствие стратегического плана каждое новое руководство или административная команда работала по собственному сценарию. Пришедшее им на смену руководство отказалось от преемственности и придерживалось собственной линии. Как следствие: невыполненные планы и незавершенные дела, растрата ресурсов, недовольство и разочарование сотрудников и больших масс потребителей. Поэтому запуск и непоследовательность работы, отсутствие стратегических планов и указание способов их выполнения очень вредны для менеджмента, во многом дезорганизуя его работу.

    Ситуация значительно улучшилась с внедрением в процессы управления стратегического планирования, то есть разработки стратегий долгосрочной работы организации с учетом поставленных целей. Стратегия охватывает вопросы теории и практики управления отраслью или организацией, разрабатывает способы и формы проведения стратегических мероприятий, определяет цели и задачи структурным подразделениям, распределяет финансовые, кадровые и иные ресурсы по тем или иным направлениям.

    Стратегический менеджмент в физической культуре и спорте начинается с определения целей, то есть формулирования своей миссии государственным органом управления спортом на будущее с разным горизонтом событий — в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе.

    Определение роли и значения государственного органа управления спортом на продолжительный период называют миссией организации (рисунок 1).

    Рисунок 1 — Миссия, цели и задачи государственного органа по управлению физической культурой и спортом.

    Переходя на следующий, более конкретный уровень управления, государственный орган по физической культуре и спорту формирует свои долгосрочные и среднесрочные стратегии, которые называются целями. Цели могут быть индикативными (примерно заданными в качестве ориентира) и директивными, подлежащими исполнению в обязательном порядке.

    Однако политическая ситуация на внутреннем и внешнем рынках часто развивается непредсказуемо. Как показывает практика, ситуация может динамично меняться под влиянием возникающих событий, таких как глобальные финансовые кризисы, революции, стихийные бедствия и другие обстоятельства непреодолимой силы. В этом случае государственный орган управления физкультурой и спортом в стране должен корректировать свою стратегию, вносить изменения в прогнозы и сценарии развития физкультурно-спортивной системы, уточнять показатели [2].

    Наконец, на нижнем уровне управления формируются подцели развития системы физической культуры и спорта, также называемые задачами.

    После формулировки миссии, целей и задач органа управления физической культурой и спортом в стране, начинается процесс сбора исходных данных для планирования будущей деятельности, ? о состоянии дел в отрасли, об удовлетворенности или неудовлетворенности работников физкультурно-спортивной сферы своим материальным и социальным положением, о запросах потребителей физкультурно-спортивных услуг и профессиональных спортсменов. Высшим менеджерам государственных структур, ответственных за физкультуру и спорт, необходимо также иметь оперативные данные о состоянии детско-юношеского и инвалидного спорта в стране, о проблемах физкультурно-спортивного образования и науки, о количестве и качестве спортивных сооружений на региональном и федеральном уровне. Не менее важны и сведения, косвенно дающие представление о состоянии дел в сфере физкультуры и спорта — это и количество людей, занимающихся спортом, и средняя продолжительность жизни в стране и за рубежом, и численность курящих, наркоманов, алкоголиков, людей, страдающих от избыточного веса.

    11 стр., 5351 слов

    Теория управления : «Культура управленческого труда»

    ... эффективной управленческой культуры труда. Целью данной курсовой является анализ культуры управления и в ходе работы поставлены задачи: 1. Охарактеризовать теоретические аспекты культуры управленческого труда. 2. Исследовать пути повышения эффективности труда менеджера. ...

    Вся эта информация собирается лидерами индустрии физической культуры и спорта по разным каналам и из разных источников. Перечислим основные из них:

    1.Данные службы государственной статистики. Некоторые виды официальной информации руководителей физической культуры и спорта можно почерпнуть из официальных данных государственной статистической службы, которая ведет учет по установленным перечням наблюдаемых показателей. Службой госстатистики, например, ежеквартально рассчитываются показатели продолжительности жизни населения в городской и сельской местности, указываются причины смертности (от различных видов заболеваний, в дорожно-транспортных происшествиях и проч.).

    Кроме того, органы государственной статистики публикуют информацию об уровне доходов населения, его составе по полу и возрасту, размере прожиточного минимума и уровне заработной платы в сфере физической культуры и спорта. Данные, предоставляемые статистической службой, являются одним из важнейших источников информации для лидеров индустрии физической культуры и спорта.

    2.Данные маркетинговых исследований. Многие виды данных, необходимых для стратегического планирования физкультурно-спортивной отрасли, служба государственной статистики предоставить не может, так как не отслеживает их. К числу таких данных относятся:

    • численность людей, занимающихся физкультурой и спортом;

    • численность болельщиков в целом или по видам спорта;

    • численность людей, ведущих здоровый образ жизни и т.д.

    Служба госстатистики не может также ответить на вопросы о том, какие виды спорта набирают популярность, а какие, напротив, ее утрачивают; какие виды физкультурно-спортивного досуга предпочитает население в различных регионах нашей страны; какое физическое воспитание считает наиболее целесообразным и оптимальным. Никто не может ответить на эти и многие другие вопросы без специального исследования. Маркетинговые исследования могут уменьшить неопределенность и воссоздать картину истинного положения дел в определенной области физической культуры и спорта. Эти исследования проводятся нашими специалистами по маркетингу в области физической культуры и спорта или заинтересованными организациями. Чтобы определить взгляды и настроения людей, занимающихся физической культурой и спортом, маркетологи и социологи проводят опросы в целевых группах. Это могут быть личные опросы, по телефону, с использованием анкет или других инструментов. Полученные данные обрабатываются, и на их основе конструируется картина мнений и намерений [3].

    9 стр., 4408 слов

    Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

    ... культура и спорт». В данном случае под «физической культурой» в строгом смысле слова «физическая культура» может подразумеваться просто массовая физическая культура и лечебная физическая культура. Массовая физическая культура Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и ...

    1.Данные фокус-групп. Комплексное исследование рынка — очень эффективный инструмент для выявления рыночных предпочтений, мнений и намерений респондентов. Однако он имеет свои недостатки. В частности, точность результатов опроса зависит от количества респондентов, что, в свою очередь, приводит к задержке исследования, увеличению текущих расходов и устареванию информации. Кроме того, целевые группы могут быть малыми по численности (если, например, опросы ведутся среди руководителей спортивных организаций и федераций) или значительно рассредоточены по территориям. В этих случаях используется метод фокус-группы, который является недорогим и достаточно точным инструментом опроса целевых групп. Выборка в фокус-группе составляет от 5 до 20 человек (тогда как в объемных маркетинговых исследованиях эта цифра колеблется от 300 до 2 тыс. респондентов), которые представляют какое-либо профессиональное или иное сообщество. фокус-группы удобно использовать при опросе тренеров, профессиональных спортсменов, топ-менеджеров, болельщиков, простых граждан различных возрастных и гендерных категорий.

    2.Экспертные оценки. Важным источником информации о состоянии и перспективах развития физической культуры и спорта являются экспертные мнения, то есть мнения, высказываемые авторитетными специалистами в данной сфере — руководителями организаций физкультурно-спортивной направленности, представителями международных спортивных федераций, аналитиками и маркетологами предприятий спортивной индустрии и т.д. Мнения экспертов незаменимы в тех областях, где сложно работать с конкретными числовыми показателями — например, при оценке перспектив развития вида спорта или оценке аудитории на стадионах или перед телеэкранами. Метод экспертной оценки — недорогой и часто используемый инструмент для получения необходимой информации.

    3.Данные служебной отчетности. Каждая спортивная организация собирает и обрабатывает служебную информацию по специально установленным формам и образцам. Такие модули устанавливаются, как правило, вышестоящими организациями или органами государственной статистики. Спортивные организации ведут финансовый и бухгалтерский учет всех выполненных операций, ведут кадровый и воинский учет, материальный учет и так далее. Руководители отделов и организаций физической культуры и спорта регулярно составляют отчеты о проделанной работе, указывают процент выполнения или невыполнения плановых мероприятий, анализируют причины отклонений от плановых показателей. Данные официальной отчетности являются одним из важнейших каналов потока информации как в органы государственной статистики, так и в вышестоящие организации, отвечающие за состояние физической культуры и спорта в стране.

    После того, как необходимая служебная информация получена, классифицирована и обработана, на ее основе проводится анализ как в отдельных отраслях физической культуры и спорта (в физкультурно-спортивном образовании и науке, в инвалидном и детско-юношеском спорте, спорте высоких достижений и т.д.), так и по отрасли в целом. По результатам анализа обработанных данных делаются выводы о состоянии здоровья нации, о наиболее проблемных направлениях физической культуры и спорта, о необходимых ресурсах, способных сгладить или устранить недостатки.

    Кроме того, по динамике наблюдаемых показателей, по результатам маркетинговых исследований, по другим признакам можно установить тенденции развития физической культуры и спорта в стране, сравнить их с аналогичными показателями в зарубежных странах. На основе этого сравнения и всестороннего анализа всех поступающих данных производятся расчеты различных альтернативных вариантов развития физической культуры и спорта в стране с учетом существующих тенденций и уровней финансирования отрасли. В зависимости от выбранной модели стратегического развития физической культуры и спорта в стране устанавливаются приоритеты адресной поддержки отдельных направлений. В качестве альтернативных вариантов могут быть избраны:

    1.Вариант стратегической поддержки государством сферы физической культуры и спорта. Данная стратегия заключается во всесторонней поддержке государством всех сфер физической культуры и спорта в стране — профессионального и массового спорта, детско-юношеского и инвалидного спорта, спортивной индустрии и спортивного бизнеса, строительства спортсооружений, студенческого спорта, спортивно-образовательных программ и проч. Финансовые затраты на реализацию этой стратегии очень высоки, поскольку финансирование осуществляется в широком диапазоне секторов без концентрированных приоритетов. Эта стратегия может быть использована в антикризисном управлении сектором.

    2.Стратегия «разумной достаточности» в области физической культуры и спорта. Суть этой стратегии — минимизировать государственные расходы на физическое воспитание и спорт. Стратегия основана на постулате о том, что спорт — дело выбора каждого гражданина. Если вы считаете, что физкультура и спорт полезны и необходимы, покупайте оборудование и услуги для физического и спортивного образования, а также все другие товары на рынке. Государство в такой системе отношений поддерживает лишь самый минимум в части оказания физкультурно-просветительских услуг и помощи наиболее выдающимся спортсменам. Реализация данной стратегии предполагает низкие затраты в сфере физического воспитания и спорта и смещение акцента на их самофинансирование и саморегулирование.

    3.Стратегия выборочной поддержки отдельных направлений физической культуры и спорта. Государство может выбрать избирательную стратегию поддержки ограниченного числа сфер физической культуры и спорта. Такими направлениями могут стать:

    • профессиональный спорт, с помощью достижений которого государство добивается идеологических, политических или иных целей;

    • массовый и оздоровительный спорт, посредством которого улучшается здоровье нации и утверждается здоровый образ жизни;

    • поддержка отдельных «национальных» видов спорта или определенных «прорывных» направлений в физкультуре и спорте, которые могут дать наилучшие результаты.

    Та или иная стратегия развития физической культуры и спорта в стране выбирается исходя из сложившегося общественного мнения, а также финансовых и организационных возможностей государства. Предлагаемые альтернативные стратегии оцениваются законодательной и исполнительной властью по критериям стоимости, скорости получения ожидаемого результата, по охвату населения (массовости), по целесообразности и эффективности. В процессе рассмотрения различных учений и направлений развития физической культуры и спорта предлагаются различные пути решения тех или иных проблем, ведутся обсуждения, проводятся расчеты экономических и социальных показателей. После всех этих процедур выбирается наиболее приемлемая стратегия, которая служит основной. Необходимые ресурсы устанавливаются в рамках выбранной стратегии: планируются финансовые, материальные, трудовые и конкретные меры и устанавливаются сроки их реализации.

    1.2 Управление маркетинговой деятельностью в физкультурно-спортивной организации

    физкультура спорт соревнование дзюдо

    Маркетинг, являясь неотъемлемой частью эффективного управления физкультурно-спортивными организациями, работающими в условиях рыночной экономики, сам является объектом управления. Российская и зарубежная практика свидетельствует о том, что эффективность управления рыночной деятельностью повышается при совмещении стратегического и конъюнктурного типов управления с преобладанием стратегического типа [4].

    Исходя из этого процесс управления маркетинговой деятельностью включает в себя следующие элементы: анализ рыночных возможностей спортивной организации, формулировка миссии организации, установление целей маркетинговой деятельности, выработка модели рыночного поведения организации, разработка маркетинговой стратегии (включая формирование и отбор оптимальных вариантов стратегии), разработка программы и бюджета действий, претворение в жизнь маркетинговых мероприятий, контроль результатов, коррекция предпринятых ранее действий и стратегии маркетинга.

    Как показывают результаты анализа и обобщения литературных первоисточников, а также первых практических шагов отечественных физкультурно-спортивных организаций в управлении маркетингом, анализ рыночных возможностей предусматривает изучение и оценку внешней и внутренней среды организации, а именно:

    • анализ образа и стиля жизни населения, изучение нужд и потребностей различных категорий и групп населения в занятиях физическими упражнениями и спортом, выявление реальных и потенциальных клиентов физкультурно — спортивной организации;

    • сегментирование рынка, представленного реальными и потенциальными клиентами спорторганизации, выбор рыночных сегментов, которые организация может обслужить лучше всего и на которых она сосредоточит свои основные усилия;

    • анализ внутренней среды спортивной организации: оценка финансовых, материально-технических, кадровых и других возможностей, профессиональной готовности коллектива организации к работе с целевыми группами клиентов;

    • изучение конкурентной среды: анализ положения, потенциала и перспектив развития ближайших конкурентов — физкультурно-спортивных организаций и сооружений с точки зрения их финансовых, материально-технических, технологических, кадровых и других возможностей, ассортимента и качества предлагаемых ими физкультурно-спортивных, дополнительных и сопутствующих услуг, характеристик обслуживаемых клиентов;
    • сопоставление (позиционирование) возможностей и ресурсов собственной организации, параметров ее услуг с аналогичными характеристиками организаций и услуг конкурентов в первую очередь по интересующим сегментам рынка;
    • анализ возможностей сотрудничества с конкурентами на предмет выполнения их (размещения у них своих) заказов, объединения рекламных усилий, повышения уровня маркетинговой подготовки сотрудников и др.;

    — изучение возможностей привлечения дополнительных бюджетных и внебюджетных средств за счет программно-целевого финансирования физкультурно-спортивной работы с населением из государственных, муниципальных бюджетов, государственных внебюджетных фондов и негосударственных источников финансирования, получения беспроцентных и льготных кредитов, льготного налогообложения и др.

    После того как было проведено изучение внешней (в первую очередь рыночной) и внутренней среды физкультурно-спортивной организации, состоялась оценка рыночной ситуации и ее перспектив, наступает этап формулировки миссии и маркетинговых целей организации.

    Таблица 1 — Примеры моделей рыночного поведения, реализуемых условными «слабыми» и «сильными» физкультурно-спортивными организациями

    «Сильная» организация

    «Слабая» организация

    Стратегия устойчивого развития

    Стратегия выживания; стратегия сокращения или «последнего средства»

    Наступления

    Сжимающейся обороны

    Эксплерентная стратегия (ориентация на радикальные инновации)

    Генерики (копирования продуктов ведущих спорторганизаций)

    Виолентная (силовая) стратегия — «выдавливание» конкурентов

    Симбиоза (кооперирования с более сильными партнерами)

    Дифференциации (уникальной услуги)

    Массового маркетинга

    Интенсивного маркетинга

    Пассивного маркетинга

    Плановая стратегия; матричные модели стратегии

    Обучения на опыте (проб и ошибок)

    Как известно, миссия определяет основную цель организации — четко выраженную причину ее существования и содержит ответ на вопрос о том, чего организация хочет достичь в самом широком смысле [5].

    Формулировка миссии должна отражать позицию физкультурно-спортивной организации по отношению к внешней среде (физкультурному движению, потенциальным и реальным клиентам, конкурентам, обществу, государству и др.), содержать задачи ее физкультурно-спортивной и рыночной деятельности, отражать и демонстрировать уровень культуры и рабочей атмосферы организации. Несмотря на то, что вопрос разработки миссии для физкультурно-спортивных организаций до сих пор остается открытым и ждет своих исследователей, очевидно, что конечной целью маркетинга как коммерческих, так и некоммерческих спорторганизаций должно быть признано стремление к наиболее полному удовлетворению потребностей человека в физическом совершенствовании, занятиях физическими упражнениями и спортом.

    Заявление о миссии организации должно быть распространено в виде подробного списка целей и задач. Учитывая недостаток информации в специальной литературе о маркетинговых целях организаций физической культуры и спорта, мы провели собственное исследование, чтобы восполнить этот пробел. Для этого нами были опрошены 159 руководителей (в том числе отделов маркетинга) и представителей администрации 56 московских физкультурно-спортивных организаций; материалы опросов были обработаны посредством кластерного анализа (использовался метод минимальной дисперсии; метрикой послужило квадратное евклидово расстояние).

    В результате было установлено, что вся совокупность выявленных целей разбивается на семь групп, отражающих основные стратегические направления маркетинговой деятельности московских спорторганизаций:

    • цели объема услуг — увеличения (или удержания) удельного веса услуг организации, а также цели сбыта (получения заказов), реализуемые посредством поиска новых сегментов рынка;

    • цели повышения конкурентоспособности основных (физкультурно-оздоровительных, спортивных) и сопутствующих услуг, предлагаемых организацией;

    • цели коммуникаций — достижения необходимой степени известности организации за счет рекламы и формирования (улучшения) имиджа;

    • цели сбыта — организации и совершенствования распространения (продаж) услуг спортивной организации;

    •достижение (повышение) рентабельности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

    • кадровое развитие организации;

    • цели ценовой политики.

    Реализация целевой функции также предполагает выбор модели рыночного поведения спортивной организации, о которой можно судить по характеру поставленных маркетинговых задач. Нами было отмечено, что чем крупнее организация и чем выше категория физкультурно-спортивного сооружения, ею арендованного, тем выше уровень ее притязаний, что выражается в количестве, разнообразии, степени агрессивности и четкости формулировок маркетинговых целей, тем выше степень наступательности, масштабности и научной обоснованности применяемых моделей рыночного поведения.

    Так, организации, функционирующие на базе физкультурно-спортивных сооружений высших (первой и второй) категорий, ставят перед собой широкий спектр рыночных целей; их стратегия маркетинга комбинируется из нескольких стратегий (реализуемых в отношении конкурентов, различных типов услуг, рыночных сегментов, спортивных площадок, элементов маркетинга-микс и др.) и носит характер выраженной экспансии. Эти организации ведут политику вытеснения конкурентов за счет отвоевывания (повышения и удержания) своей рыночной доли, повышения рентабельности и конкурентоспособности своих услуг, расширения охвата потенциальных клиентов рекламой.

    Гораздо скромнее претензии физкультурно — спортивных организаций, избравших в качестве базы сооружения третьей категории; их стратегия также представляет собой комбинацию, но уже из меньшего числа стратегий, и носит оборонительный характер. Учитывая ограниченность своих ресурсов, они предпочитают следовать за рыночными лидерами по параметрам основных (физкультурно-оздоровительных и спортивных) услуг и направлениям маркетинга. Они только стремятся сохранить существующую долю рынка, достичь прибыльности, будучи более активными в направлении улучшения основных и сопутствующих услуг. Разработка предложения дополнительных услуг, обширная рекламная и маркетинговая подготовка персонала не в их силах.

    Стратегия физкультурно-спортивных организаций, базирующихся на сооружениях четвертой категории, может быть обозначена как стремление выжить. Они стремятся сохранить свои позиции по всем направлениям и предпринимают активные действия лишь в отношении привлечения новых клиентов и совершенствования предложения физкультурно-спортивных услуг.

    Зависимость между величиной, категорией и выбором модели стратегий маркетинга иллюстрирует таблице 1, в которой приведены так называемые «крайние» варианты моделей рыночного поведения, применяемые условными «слабыми» и «сильными» физкультурно-спортивными организациями.

    Таблица 2 — Общая схема построения матрицы стратегии маркетинга физкультурно-спортивных организаций

    Маркетинговые проблемы

    Основные пути решения маркетинговых проблем

    I. Проблемы формирования пакета услуг

    1. Тип услуги

    1

    Образовательные

    2

    Физкультурно-оздоровительные, спортивные

    3

    Сопутствующие основному заказу

    4

    Дополнительные услуги

    2. Уровень качества услуг

    1

    По предоставляемым документам

    2

    По степени соответствия ожиданиям клиентов

    3. Разнообразие ассортимента

    1

    По широте

    2

    По полноте

    3

    По глубине

    4

    По степени соответствия запросам потребителей

    5

    Узкий по большинству аспектов

    6

    Узкий по всем аспектам

    4. Приоритеты в отношении целевых потребителей (занимающихся)

    1

    Юридическое введение ограничений по ряду критериев

    2

    Фактическое введение ограничений по ряду критериев

    3

    Отсутствие ограничивающих условий

    5. Объем и режим оказания услуг

    1

    Объем услуг (длительность программы занятий)

    2

    Готовность организации к началу занятий

    3

    Степень регулярности оказания услуг

    4

    График предоставления услуг: количество занятий (уроков, сеансов) в неделю; длительность единицы услуг

    П. Блок проблем ценовой политики

    6. Цены на услуги

    1

    Уровень цен

    2

    Условия и формы оплаты

    3

    Адаптация цен — скидки

    4

    Адаптация цен — наценки

    III. Блок коммуникационных проблем

    7. Проблемы коммуникативной деятельности

    1

    Адресаты рекламы, других средств коммуникации и продвижения услуг

    2

    Каналы распространения информации (рекламы)

    3

    Виды рекламы

    IV. Проблемы организации продвижения и продаж услуг физкультурно-спортивной организации

    8. Проблемы организации продвижения и продаж

    1

    Посредники продвижения услуг

    2

    Организация продвижения и продаж

    3

    Стимулирование продаж услуг физической культуры и спорта

    V. Комплекс проблем кадровой политики

    9. Приоритеты в отношении персонала

    1

    Профессиональные приоритеты

    2

    Приоритеты в отношении личности персонала

    Следующий элемент управления маркетинговой деятельностью — содержательное формирование стратегии маркетинга, которое требует последовательного решения трех задач [6]:

    •установления спектра маркетинговых проблем, с которыми приходится сталкиваться организации, действуя в русле выбранной модели рыночного поведения;

    • определения конкретных способов разрешения данных проблем;

    • принятия решения о способах (критериях) отбора вариантов, наиболее приемлемых для конкретной организации и ее клиентов.

    Суть предлагаемого подхода состоит в выборе вариантов и принятии решений, трактуемых как выбор оптимального варианта из нескольких профессиональных ситуаций. В конечном итоге эта работа сводится к выбору конкретных видов (ассортимента и характеристик) физкультурно-спортивных, дополнительных и сопутствующих услуг, цен, коммуникаций, продвижения услуг, а также персонала, т.е. основных компонентов маркетингового комплекса.

    1.3 Финансирование и перспективное развитие физической культуры и спорта

    Значение физической культуры и спорта для экономики и общества чрезвычайно высоко. Учитывая это обстоятельство, государственные органы в России и за рубежом активно содействуют развитию профессионального и любительского спорта в своих странах и на межгосударственном уровне.

    Государственная поддержка физической культуре и спорту осуществляется по широкому спектру направлений. В частности, поддержка оказывается: на законодательном уровне, закрепляя благоприятные условия для функционирования и развития физкультуры и спорта; в части прямого финансирования физкультуры и спорта. Государство выделяет денежные средства из бюджетов всех уровней на содержание управленческого аппарата, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области физкультуры и спорта, на спортивное образование, на содержание спортивных команд и некоторые другие мероприятия; в виде косвенного финансирования. Например, если государство в законодательных и нормативных актах предусматривает льготное налогообложение и кредитование, частичное или полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, то это, в сущности, эквивалентно предоставлению финансовой помощи, так как позволяет работать спортивным организациям на более выгодных экономических условиях; в виде прямого участия в строительстве стадионов, бассейнов, спортивных и туристических комплексов, обслуживающих крупные соревнования (например, государство берет на себя расходы по строительству Олимпийской деревни).

    В создании и укреплении материальной базы физической культуры и спорта также принимают участие муниципалитеты и местные власти — они возводят за счет своих бюджетов новые спортплощадки и гимнастические залы, несут расходы по ремонту и содержанию уже существующих объектов спортивного назначения, финансируют местные соревнования.

    Государство осуществляет финансирование по всем перечисленным направлениям не хаотично и бессистемно, а на основе специально разработанных перспективных планов. Планы развития физической культуры и спорта формируются на федеральном, республиканском, областном и муниципальном уровнях, а также на уровне отдельных районов и спортивных организаций. Все эти планы взаимоувязываются и согласуются друг с другом, образуя целостный единый план государственного развития физической культуры и спорта с обоснованием выделения определенных денежных сумм на запланированные мероприятия.

    Планирование обеспечивает целенаправленное и согласованное общественное воздействие на развитие физкультуры и спорта на основе единого плана в целях наиболее полного удовлетворения потребностей общества и каждой отдельной личности в физическом совершенствовании. С помощью планирования физической культуры и спорта решаются следующие задачи:

    • определяются общие направления и выделяются приоритеты развития физкультуры и спорта в стране в долгосрочной и краткосрочной перспективе;

    •устанавливается численность аппарата управления физической культурой и спортом;

    • устанавливается количество научно-исследовательских организаций в области спорта, а также вырабатываются перспективные направления научно-технического прогресса в сфере физкультуры и спорта;

    •устанавливаются конкретные задания по развитию массового и профессионального спорта;

    •устанавливается оптимальная численность занятых в сфере физической культуры и спорта кадров;

    • обеспечивается комплексное развитие всех элементов единой системы физкультуры и спорта;

    •устанавливаются ориентиры по дальнейшему повышению уровня мастерства всех участников спортивных отношений;

    •приводятся в соответствие с финансовыми и материальными ресурсами все запланированные мероприятия.

    На основе составленных и утвержденных правительственными органами планов развития физической культуры и спорта формируются бюджеты соответствующих уровней по статьям расходов на спортивные мероприятия. Таким образом, налоговые платежи от физических и юридических лиц государственные и муниципальные органы направляют на развитие физкультуры и спорта в стране. Федеральный бюджет финансирует наиболее значимые для государства направления, осуществляет финансирование центрального аппарата управления, высшие и средние специальные учебные заведения физической культуры, выделяет средства на фундаментальные научные исследования [7].

    Федеральный бюджет, как известно, рассматривается и утверждается Государственной думой России. Прежде чем утвердить заявленные на развитие физической культуры и спорта суммы, Государственная дума принимает бюджет поэтапно, в нескольких чтениях. Перед этой процедурой и непосредственно в момент ее прохождения, над бюджетом работают соответствующие комитеты и комиссии, которые в свою очередь привлекают к своей работе экспертов и специалистов по физической культуре, спорту, туризму и финансам. Пройдя все согласительные и законодательные процедуры, федеральный бюджет страны в части физической культуры и спорта принимается в окончательном, четвертом чтении. После того как утвержденный Государственной думой федеральный бюджет одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом России, он должен быть выполнен исполнительной властью по всем статьям расходов. Так, федеральный бюджет на 2006 год предусматривает финансирование через структуру Министерства здравоохранения и социального развития физической культуры и спорта (совместно со здравоохранением) в размере более 85 млрд руб. В эту сумму включаются расходы на содержание аппарата управления, учреждений образования и науки в области физической культуры и спорта, а также ряд других статей.

    Из местных бюджетов денежные средства выделяются на финансирование соревнований, на первенство города и области, на покупку спортивного инвентаря, на содержание спортивных школ и спортивных команд; из бюджетных средств выплачиваются стипендии отдельным спортсменам, оказывается помощь ветеранским спортивным организациям. За счет областных, районных и муниципальных бюджетов ведется строительство и ремонт спортивных площадок и сооружений в жилых районах города и в сельской местности [8].

    Прохождение бюджетов на уровне субъектов Федерации (краев, областей, республик) происходит определенным образом по установленному порядку. Вначале местными спортивными комитетами и департаментами разрабатывается комплексная программа развития физической культуры и спорта в регионе. При этом учитывается календарь спортивно-массовых мероприятий и соревнований, количество штатных и внештатных сотрудников и величина их зарплаты, количество ДЮСШ, школ олимпийского резерва, затраты на приобретение спортинвентаря, ремонт и строительство новых спортивных сооружений и другие факторы.

    Далее разработанный план физкультурно-спортивных мероприятий с постатейным указанием расходов согласовывается спорткомитетом с другими структурными подразделениями исполнительной власти — с финансовым управлением, с юридическим отделом и другими департаментами. После этого проект бюджета передается для изучения в областную думу. Вначале проект изучается Постоянной комиссией по делам молодежи, туризма и физической культуры; здесь проект уточняется, корректируется и дополняется.

    2.1 Организация и проведение соревнований по дзюдо

    Соревнования стимулируют систематические занятия и популяризируют спорт.

    Показатель хорошо организованного соревнования — присутствие многочисленных зрителей. Внимание публики вдохновляет спортсмена, он демонстрирует смелую тактику, разнообразную технику, волю к победе и добивается более высоких результатов.

    Организация соревнования начинается с разработки и утверждения Положения. Положение о проведении соревнования согласуется по срокам с общим спортивным календарем и рассылается за несколько месяцев до начала соревнования в другие секции.

    В положении освещаются следующие вопросы:

    • цель и задачи соревнования;

    •кто

    • время и место проведения соревнования;
    • условия соревнования (кто допускается к участию, состав команд, зачет и оценка);
    • условия приема участников (расходы по командировкам, размещение участников и их питание, форма участников, документы, представляемые в мандатную комиссию);
    • когда и куда направлять заявки;
    • награждение победителей.

    После утверждения Положения создаются и утверждаются судейская коллегия, мандатная комиссия и организационный комитет.

    Всю подготовительную работу выполняет организационный комитет, в обязанности которого входит:

    • заранее подготовить помещение для проведения соревнования и места проживания для участников и судей;
    • обеспечить участников соревнования питанием;
    • организовать вызов участников;
    • обеспечить своевременное оповещение о предстоящих соревнованиях (афиши, радио, газету, пригласительные билеты);
    • обеспечить соревнование протоколами, судейскими записками, писчебумажными принадлежностями, секундомерами, судейскими свистками, нарукавными повязками для судей, призами и грамотами для победителей соревнования;
    • выделить врача и санинструктора для обслуживания соревнования;
    • назначить коменданта соревнований;

    — подготовить к предстоящим соревнованиям ковер для борьбы, микрофон для объявлений и вызова борцов, места для зрителей, судей и участников, гардероб, раздевалки, душ, комнаты для врача и судей, комнату для взвешивания участников и выверенные весы, щиты, освещающие ход соревнований, лозунги, знамена и вымпелы, флаг соревнования и освещение.

    Мандатная комиссия проверяет наличие необходимых документов у участников и допускает их к соревнованию [9].

    К соревнованию должен быть подготовлен судейский аппарат. С судьями необходимо провести специальный семинар.

    Главный судья накануне соревнования проводит собрание с участниками и с судьями. На собрании участников говорится о дисциплине, уточняются правила соревнований, объявляется расписание соревнований (начиная со взвешивания), даются ответы на вопросы участников. На собрании судей распределяются обязанности, уточняются наиболее сложные пункты правил соревнований и объявляется порядок проведения соревнования. За двадцать минут до открытия соревнования производится построение участников для парада.

    Схема открытия соревнований:

    1.Парад участников и судей.

    2.Рапорт командующему парадом.

    3.Открытие соревнования: краткое приветствие представителя командования и подъем флага соревнования.

    4.Для ведения дальнейшего хода соревнования предоставляется слово главному судье. Он сообщает план соревнования первого дня и дает сигнал к уводу участников парада.

    5.На ковер вызывается первая пара.

    Схема закрытия соревнования:

    1.Построение участников.

    2.Рапорт о построении.

    3.Поздравление участников с успешным окончанием соревнования и предоставление слова главному судье для оглашения результатов.

    4.Награждение участников и команд-победительниц.

    5.Объявление соревнования закрытым и спуск флага соревнования.

    6.Уход участников парада.

    Каждое соревнование должно быть спортивным праздником. Оно должно проводиться в торжественной обстановке и агитировать за широкое и массовое развитие спорта.

    2.2 Подготовка, организация и проведение чемпионата Европы по дзюдо в г. Челябинске

    По уровню организации и проведения челябинские соревнования были признаны лучшими за всю историю чемпионатов Старого Света. Такую оценку дали иностранные гости и представители Европейского союза и международной федерации дзюдо.

    Организаторы отмечают небывалую популярность: увидеть евро по дзюдо в Челябинске пришли 7 тысяч зрителей. Билеты на чемпионат были распроданы мгновенно, организаторам пришлось печатать дополнительную партию. Сувенирную продукцию с фирменной символикой чемпионата раскупили в первые дни: более 30 тысяч экземпляров разошлись среди гостей как горячие пирожки.

    По словам директора Центра олимпийской подготовки по дзюдо Ивана Першина, соревнования прошли на высочайшем уровне благодаря грамотно выстроенной работе оргкомитета, продолжавшейся на протяжении 2 лет. Опыт проведения соревнований такого уровня, возможно, будет не последним для южноуральской столицы. На встрече советника по спорту губернатора Челябинской области Дмитрия Черных с президентом всемирной федерации дзюдо прозвучало предложение провести в Челябинске Чемпионат мира.

    «Есть пока только предложение. Если нам удастся решить ряд технических нюансов, возможно, Чемпионат мира состоится в Челябинске. Но хочу подчеркнуть — это огромная ответственность, большая работа. Это в 2 раза сложнее, чем чемпионат Европы. Это и большее количество участников и гостей. Здесь решает не Челябинская область. Хотя мы готовы к проведению соревнований такого уровня», — отмечает Иван Першин.

    Губернатор Челябинской области Михаил Юревич также дал оценку прошедшим соревнованиям. «Организаторы соревнований два года ездили в города, где проходили аналогичные турниры, и смотрели, как работают там. В Челябинске будет продолжена работа по оснащению города инфраструктурой, необходимой для проведения крупных спортивных соревнований. В частности, появится несколько новых гостиниц. Считаю, что регион должен позиционировать себя через сильные стороны. Для нас это спорт. И благодаря спортивным соревнованиям международного уровня в мире лучше узнают о Челябинске», — отметил Михаил Юревич.

    Кстати, небывалый ажиотаж вокруг чемпионата по дзюдо и успешное выступление отечественной сборной вызвало повышенный интерес у челябинцев к этому виду спорта. Как отмечают в центре олимпийской подготовки, в сентябре ожидается волна обращений от родителей, желающих отдать детей в секции дзюдо [10].

    Рисунок 2 — Талисман чемпионата Европы в Челябинске

    Руководители ФДР и МФД дали высокую оценку организации первого в новой истории России чемпионата Европы по дзюдо и поздравили федерацию дзюдо Челябинской области (вице-президент — Денис Лапотышкин) с золотой и бронзовой медалями, которые завоевали Сиражудин Магомедов и Зафар Махмадов соответственно.

    В письме, в частности, говорится: «Чемпионат в вашем городе прошел на высочайшем организационном и спортивном уровне и стал большим событием для всех любителей дзюдо в России и за ее пределами. От Федерации дзюдо России и Международного фонда дзюдо хотим поблагодарить Вас за прекрасную организацию и всестороннюю поддержку чемпионата Европы по дзюдо 2012 года и за огромный труд по пропаганде спорта в регионе».

    Чемпионат Европы по дзюдо прошел на арене «Трактор» с 26 по 29 апреля. В личных и командных состязаниях участвовали 379 спортсменов из 45 стран. В личном зачете россияне выиграли 9 наград, в том числе 5 золотых, 3 серебряных и бронзовую. В командных поединках по системе «стенка на стенку» женская сборная России завоевала «золото», мужская — «серебро». Состязания в столице Южного Урала названы лучшими за всю историю проведения чемпионатов Старого света по дзюдо.

    Рисунок 3 — Официальные спонсоры чемпионата Европы в Челябинске

    2.3 Стоимость занятий по дзюдо

    Сколько стоят занятия по дзюдо? Представляю вам данные опроса, который проводился одним спортивным ресурсом. Посетителям был задан вопрос «Сколько Вы тратите в месяц на занятия дзюдо?» В опросе принимали участие спортсмены-дзюдоисты всей России (Таблица 3).

    Таблица 3 — Сколько Вы тратите в месяц на занятия по дзюдо

    Сумма, тыс. руб.

    Количество респондентов (процент)

    2

    33,60%

    4

    16,00%

    7

    11,90%

    10

    7,50%

    15

    6,60%

    20

    5,10%

    30

    3,90%

    50

    3,10%

    100

    3,10%

    График 1 — Затраты на занятия по дзюдо

    Для того чтобы интерпретировать эти данные в другом ракурсе, представляю вам результаты еще одного опроса, проводимого тем же ресурсом примерно в то же время.

    Таблица 4 — Класс по занятиям дзюдо

    Класс

    Процентная доля

    M

    3,90%

    S

    3,40%

    A

    12,70%

    B

    16,70%

    C

    25,90%

    D

    21,00%

    E

    9,70%

    N

    6,60%

    Количество денег, которые уходят на занятия, растут с твоим продвижением вверх по спортивной лестнице (напомню, что в опросе эта самая лестница представлена «сверху вниз» — от самого сильного класса к самому слабому).

    То есть, большинство тех, кто занимается не выше С класса тратят на занятия не более 2 — 4 тысяч рублей. Далее, от В класса идут «средние» цифры — от 10 тысяч в месяц. И высшие классы (от А до М) тратят на занятия впечатляющие суммы денег (График 2).

    График 2 — Соотношение класса и затрат по занятиям дзюдо

    Таблица 5 — Соотношение стоимости индивидуальных занятий

    Класс тренера

    Стоимость 45 минут, руб

    МС

    1500

    КМС

    3000

    МСМК

    10000

    Если у тренера занятия стоят, к примеру, 1500 рублей, то спортсмена А класса в этом же клубе занятия будут стоить рублей 400. Тем более, вспоминаем о том, что тренер должен быть на два класса сильнее ученика.

    График 3 — Соотношение стоимости индивидуальных занятий

    1. Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. — СПб.: Питер, 2000. — С. 175-180.