«Метод проектов в преподавании информатики и ИКТ»

Курсовая работа
Содержание скрыть

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы эффективности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории когнитивного управления. Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Поэтому к важнейшим целям общего образования на современном этапе можно отнести следующие:

  • научить организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

  • научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;

  • научить решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, и т.д.)

  • сформировать способность анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;

  • сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности – навыки решения проблем, принятие решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества;

  • подготовиться к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.

    8 стр., 3860 слов

    Компетентностный подход в образовании

    ... с), список литератур ( 20 наименований). ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ 1.1. Сущностные характеристики компетентностного подхода в образовании. Обучение навыкам - очень противоречивая тема, которая до сих пор остается малоизученной. Само понятие ...

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование педагогических технологий, которые и формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Эти технологии могут включать методы проектного обучения, используемые учителями-предметниками в классе, а также во внеклассной и внеклассной работе.

Давно возник вопрос: как при малом количестве часов (1 час в неделю), довольно обширной программе и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса информатики и ИКТ интересным, наглядным, изучаемый материал запоминающимся надолго, а не на один урок. При 1 часе в неделю сложно добиться устойчивых навыков у детей, у которых нет дома компьютера: выполнение необходимых, но скучных упражнений для закрепления того или иного навыка не дает высокого результата. А у некоторых студентов постепенно ослабевает интерес к теме, что приводит к снижению качества обучения.

Возникла необходимость преодолеть эти трудности, развить положительную мотивацию к учебной деятельности. Метод проектов играет в данной ситуации значительную роль. Одним из методов, позволяющих получить положительную мотивацию к обучению и хорошие результаты в совершенствовании познавательных процессов, является метод проекта.

Современные мультимедийные образовательные комплексы предоставляют, конечно же, большие возможности для эффективного изучения школьных дисциплин, но опыт последних нескольких лет свидетельствует, что метод проектов, как ни какая другая методика повышает качество обученности по информатике, формирует межпредметные связи и повышает эффективность изучения той школьной дисциплины, проект для которой реализовывался [1,20].

На предмете информатика проектный метод помогает реализовать

проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию. В этом случае образовательная деятельность ориентирована на успешную деятельность в реальной компании. Результатом обучения становится уже не усвоение знаний, навыков и умений, а формирование ключевых компетенций, гарантирующих успех практической деятельности.

Важной чертой дизайнерского подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, положительный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности ученика. При организации работы над проектом вы должны начать с изучения интересов ваших студентов, выбора тем для проектов и подготовки студентов к работе над этими проектами. Прежде всего, необходимо определиться с интересами: должны ли они быть связаны с изучаемым предметом или могут относиться к широкому кругу познавательных и творческих интересов учащихся; насколько эти интересы могут оказаться, актуальны для региона, для развития интеллектуальных и творческих способностей ваших учеников. Вы должны попытаться увидеть в каждом предложении учащихся проблему, решение которой может помочь кому-то на практике.

Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

8 стр., 3706 слов

Как оформить титульный лист пошагово. Как писать и оформлять ...

... как записывать их роль в вашей работе. Если учитель давал вам советы и рекомендации во время работы над проектом, ... проводить исследования. Надо уметь его правильно описать и оформить (за это ставятся определенные баллы, которые потом будут ... одинарный). Указываем тип студенческой работы (курсовая, дипломная, контрольная, реферат и т.д.). Пишем тему работы. Далее указываем автора и преподавателя ...

очень важно уделять как можно больше внимания самостоятельным видам студенческой деятельности, которые помогут каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, но в рамках урока это вряд ли возможно. следует искать дальнейшие формы организации самостоятельной деятельности студентов. возможно обращение к системе отчетов, рефератов и, конечно же, проектов, курсовых работ по отдельным темам изучаемой темы. Студенты, некоторые в одиночку, некоторые в парах и некоторые в небольшой группе, могут систематически выполнять самостоятельную работу, требуя от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа и понимания фактов. Эти разные детские работы могут быть рассчитаны на неделю или две, на месяц или больше. Студенты, которым необходимы определенные условия для выполнения работы, будут иметь возможность выполнять определенные виды работы непосредственно в классе, в часы, специально отведенные для этой работы, или после занятий. Некоторые из этих проектов могут быть предложены для совместной деятельности с детьми из других школ, а телекоммуникации обеспечат оперативную связь между ними. Это особенно полезно в научном и социальном плане, когда речь идет об экологии, социологических проблемах.

2. Метод проектов.

2.1. Особенности метода проектов.

Метод проектов впервые возник в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, которые активно разрабатывались американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком[3,15]. Идея Дж.Дьюи должен был вовлечь каждого ученика в активный познавательный и творческий процесс. При этом направление этого процесса должно быть достаточно прагматичным, чтобы студенты знали, зачем им нужны те или иные знания, для решения каких жизненных проблем они могут быть полезны. Надо сказать, что Дж.Дьюи и его ученики пытались организовать не просто активную познавательную деятельность учащихся, но деятельность на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации [1,7]. То, что не смог сделать студент, в совместной деятельности оказалось вполне достижимым и на основе его самостоятельных усилий.

Под методом понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной цели, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. [1,6]. Метод проектирования обязательно требует исследования проблемы. Это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организации процесса достижения этого результата. Этот процесс должен быть достаточно технологически развит, чтобы создать для студентов ситуацию, стимулирующую их к совместным исследованиям и познавательной деятельности. Так же, как обычная групповая работа отличается принципиально от технологии сотрудничества, так и работа над тем или иным проектом (если кому-то хочется именно так именовать запланированный практический выход) отличается от метода проектов, т.е. способа организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.

10 стр., 4816 слов

Положение о курсовом проекте (курсовой работе) кафедры управления ...

... 4.8 Таблицы, используемые в курсовом проекте (работе), размещают после текста, в котором впервые дана ссылка ... и методов организации деятельности. Содержание практического решения (проекта) должно включать разработку ... Пункты и подпункты как правило не имеют названий. Пример: 1 НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ ... этап. Проведение эмпирического исследования практической проблемы путем анализа контекста (условий) ...

2.2. Классификация метода проектов.

 классификация метода проектов  1 Когда учитель осваивает методику проектов, в первую очередь необходимо понимать, что проекты могут быть разными. Типология проектов, предложенная Е.С. Полат, может быть условно определена по следующим признакам:

2.2.1.Классификация по доминирующему виду деятельности.

Исследовательские проекты, Творческие проекты, Приключенческие (игровые) проекты, Информационные проекты, Практико – ориентрованные проекты, Классификация проектов по количеству участников.

Проектный метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов — индивидуальную, парную, групповую, которую студенты осуществляют в течение определенного периода времени. П.И.Пидкасистый выделяет два критерия, по которым можно определить деятельность учащихся как самостоятельную:

1. Является ли содержание данного познавательного акта непосредственной целью познавательных действий школьника?

2. Соотносится ли это содержание с мотивом совершаемой школьником познавательной деятельности?

Когда речь идет о проектной деятельности, индивидуальной или групповой, необходимо, чтобы целью познавательных действий учащихся было не просто усвоение содержания, а решение определенной проблемы на основе этого содержания, т.е. активное применение получаемых знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания [4,18].

Студенты должны иметь четкое представление о том, как они могут использовать свои теоретические результаты на практике. Вся проблема принимает очертания исследовательской деятельности проекта. Таким образом, родившись из идеи бесплатного образования, теперь идея проектного метода становится интегрированным, полностью разработанным и структурированным компонентом системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес ребят к решению определенных проблем, предполагающих достаточно свободное владение суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, сочетая академические и прагматические знания с правильным балансом на каждом этапе обучения.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы), развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Само по себе совместное обучение является, так сказать, частью метода проекта. Дело в том, что этот же метод, используемый в отрыве от совместного обучения, очень быстро выявляет значительные трудности в совместной деятельности студентов. Ведь при работе над проектом (если это не индивидуальный проект) объединяются учащиеся разной степени подготовленности, и очень часто оказывается, что одни ребята готовы к поисковой, исследовательской, творческой деятельности — они обладают достаточным запасом знаний для такой деятельности, другие абсолютно не готовы и потому могут выполнять лишь роль статистов. Поэтому возникла педагогическая проблема: подготовить всех учеников к познавательной деятельности, доступной для всех, но обязательно активной в проекте.

10 стр., 4520 слов

Перспективы развития управления проектами

... методология и инструментарий Управления Проектами. Конечно, в России уже пора обратить серьезное внимание на этот вопрос в контексте решения проблемы совершенствования государственного управления и социально-экономического развития страны. В основном, деятельность организаций и предприятий ...

Американские ученые первые предложили обучение в сотрудничестве, в процессе которого, кроме всего прочего, идет тщательная подготовка к совместной проектной деятельности, которая, естественно, требует от учащихся более сложных и комплексных умений интеллектуальной деятельности. Метод обучения в сотрудничестве позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником группы на доступном ему уровне и таким образом при совместной в дальнейшем проектной деятельности (на уровне творческого применения усвоенных знаний) все учащиеся могут принимать активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта. очень важно! Это огромный стимул для активной познавательной деятельности, для прочного усвоения знаний и поиска новой информации. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема — то конкретное ее решение с осознанием практической значимости, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. [6,16].

Классификация по продолжительности проекта

Студенческая деятельность может быть индивидуальной, парной или групповой. Работа проводится в течение определенного периода времени и направлена ​​на решение конкретной проблемы.

Мини-проекты, Краткосрочные проекты, Недельные проекты, Годичные проекты

2.3. Основные требования к использованию метода проектов.

Работа по методике проекта — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если для большинства известных методов обучения требуются только традиционные компоненты образовательного процесса: учитель, ученик и учебный материал, который необходимо усвоить, то требования к образовательному проекту очень особенные.

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий).

11 стр., 5210 слов

Формирование и оценка деятельности команды проекта строительной организации

... она выше, тем эффективнее инвестиционная деятельность. Управление инвестиционными проектами в строительстве предусматривает четыре подхода к формированию команды: § Целеполагающий (основанный на целях); §  ... команды обязательным условием успеха проекта является взаимодополняемость. Основная цель тимбилдинга - управлять самостоятельно и преодолевать свои проблемы. Создание команды проекта ...

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров, презентаций и пр.).

2.4. Структура учебных проектов., Структура учебных проектов включает ряд последовательных этапов:

  • замысел, который возникает в различных ситуациях учебного процесса;

  • планирование проектной деятельности, выделение отдельных ее этапов и распределение во времени;

  • собственно выполнение проекта, которое происходит, как правило, вне рамок класса и урока и определяется содержанием проекта;

  • презентация результатов проекта – важнейший этап проектирования, который организуется в различных формах: специально организованных уроках, тематических праздниках, конференциях.

Реализация проектной деятельности осуществляется как в традиционной системе аудиторско-урока, так и вне уроков. На уроке обсуждаются и выбираются темы, формируются проектные команды, изучается определенная часть материала, обсуждаются промежуточные результаты, полученные в ходе реализации проекта. Во внеурочное время проводится вся исследовательская работа, проводятся консультации с педагогами, ведется работа в проектных группах, результаты оформляются. Выбор продуктовой формы проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта. Ее решение зависит от того, насколько увлекательной будет реализация проекта, насколько презентабельной и убедительной будет защита проекта, а предложенные решения будут полезны в решении выбранной социально значимой проблемы.

Возможные выходы проектной деятельности:

  • анализ данных социологического опроса;
  • презентация;
  • видеофильм;
  • выставка;

После окончания работы над проектом на уроках по предметам происходит синтез полученных в процессе выполнения проекта знаний, происходит обсуждение общих “находок” и фиксируются новые полученные сведения, приемы, методы научного и предметного характера.

Умение использовать проектный метод, совместное обучение — показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики преподавания и развития учеников. Недаром эти технологии классифицируются как технологии 21 века, которые в первую очередь дают возможность адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни человека в постиндустриальном обществе.

15 стр., 7184 слов

Курсовая работа предпринимательская деятельность

... ответственность за результаты работы. Предпринимательская деятельность находится в центре рыночных отношений, которые формируются и развиваются вместе с ними. Существуют разнообразные точки зрения на сущность предпринимательства, тем не менее, все ...

2.5. Психолого-педагогические теории.

Специфика подросткового возраста заключается в стремительном развитии специальных навыков, зачастую напрямую связанных с выбранной профессиональной сферой. Специализация навыков и интересов делает более заметными многие другие индивидуальные различия.

Общие умственные способности уже сформированы, но они продолжают улучшаться. Подростки и подростки осваивают сложные интеллектуальные операции, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь к активности взрослых. При этом продолжается процесс развития самосознания. Главным новообразованием является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению.

Подростковый и подростковый возраст — важный этап в развитии умственных способностей. Старшеклассники все чаще и настойчивее задают вопрос «почему?» и выразить сомнения в достаточности и обоснованности предложенных объяснений. Их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна. Они более критично относятся учителям. Им интересно то, что требует самостоятельного обдумывания. Для них характерно стремление к обобщениям, поиск общих принципов и законов, лежащих в основе конкретных фактов. В то же время индивидуальные различия в уровне и направленности интересов и умственных способностей учащихся увеличиваются.

На обучение старших школьников нужно смотреть с точки зрения того, насколько сильны в нем элементы подготовки к самообразованию. Если в младших классах стояла задача «учить учиться», то теперь она трансформировалась в «учить учиться самостоятельно», т.е. старшеклассников надо учить технике самообразования, растить у них потребность в знаниях, постоянном самосовершенствовании.

Им надо помочь найти собственный, индивидуальный стиль и темп работы, который позволили бы полнее раскрываться особенностям личности, учитывали своеобразие темперамента и характера, эмоций и черт ума.

Обучение заключается в педагогической деятельности учителя и в учебно-познавательной деятельности ученика. Например, преподавание информатики состоит в работе учителя и его общении со студентами во время обучения. В свою очередь обучение выступает как познавательная деятельность ученика с учителем. Поэтому на уровне обучения могут быть использованы все стимулы, повышающие мотивацию учащегося к работе, общению и самостоятельности.

В чем же специфика мотивации учащегося именно на уровне обучения? В новизне! И.П.Павлов называл его рефлексом «что такое?» [5,10].

зоной ближайшего развития.

В коллективном творчестве помощь учителя должна быть очень тонкой. По словам замечательного специалиста в области педагогики А.И.Мещерякова: «Помощь взрослого человека должна быть строго дозированной: она не должна быть настолько большой, чтобы ребенок полностью отказался от самостоятельности, и достаточно большой, чтобы получить полезный результат».

2.6. Проектирование в контексте профильного обучения.

В профильном образовании дизайн следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников. Как пишет П. С. Лернер, «в старшей школе вам, вероятно, следует стремиться измерить успех вашего владения универсальными знаниями и навыками, основанными на достижениях дизайна, которые проявляются в общественной защите проектов». Используя дизайн как метод познания, студенты переосмысливают роль знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогает им осознать, что знания — это не только самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения. Адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.

  • Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования формируют осмысленное исполнение жизненно-важных умственных и практических действий;

  • умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы или ее частей;

  • умение планировать конечный результат работы и представлять его в вербальной форме;

  • умение планировать действия, то есть распоряжаться бюджетом времени, сил, средств. Составлять последовательность действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;

  • умение выполнять обобщенный алгоритм проектирования;

  • умение вносить коррективы в ранее принятые решения;

  • умению конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования; формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи;

  • умения поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;

  • умение оценивать результаты по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;

  • умение оценивать проекты, выполненные другими;

  • умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты проектов;

  • умение конструировать представление о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии.

Таким образом, динамическое развитие в процессе допрофессиональной практической подготовки личностных качеств и ключевых компетенций становится стержнем содержания профильного образования. А ядром педагогической технологии, позволяющей внедрять новый контент, сегодня является метод проекта.

3. Метод проектов в моей педагогической деятельности

Познакомившись с многими изданиями в области технологии метода проектов, я использую в своей педагогической деятельности « Метод проектов – технология компетентностно — ориентированного образования», авторами которой являются Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В. Чуракова.

Мною были изучены работы М.Б.Павловой, В.Д.Симоненко, П.С.Лернера, Е.С.Полат, И.Д.Чечель, Ю.Л. Хотунцева, И.А. Сасовой, М.Б. Романовской, Е.А. Фураевой и др. В учебниках под редакцией В.Д.Симоненко, в работах М.Б.Павловой и Дж.Питта, в пособиях под редакцией И.А. Сасовой, И.Гуревича и др. я нашла подробное описание метода проектов в 5-9-х классах.

При организации работы по методу проектов от учителя требуется:

  • уметь увидеть и отобрать интересные и практически значимые темы проектов;

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся;

  • владеть искусством коммуникации;

  • генерировать новые идеи, направлять учащихся на поиск путей решения проблем;

  • уметь интегрировать знания из различных областей.

От учащихся требуется:

  • знать и владеть основными исследовательскими методами;

  • владеть компьютерной грамотностью;

  • владеть коммуникативными навыками;

уметь самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач

В начале учебного года, начиная работу с проектантами, я ставлю перед собой задачи:

  • создать мотивацию;

  • создать образовательную среду;

  • определить чему должны научиться учащиеся в результате работы;

  • представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;

  • организовать работу;

  • владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, аргументирования выводов;

  • консультировать и иметь критерии объективной оценки;

  • иметь критерии объективной оценки.

Чтобы заинтересовать студентов в проектной деятельности, полезно организовывать выставки и конференции разного уровня, где можно познакомиться с опытом предыдущих «дизайнеров» среди старшеклассников. Участие в таком мероприятии обычно вызывает интерес школьников и желание попробовать свои силы. Предлагаемые преподавателем на выбор проектные задания обязательно должны предусматривать использование учащимися хорошо известных им знаний в сочетании с новыми, которые необходимо усвоить. Знакомое вызывает чувство уверенности в себе, а неизвестное ведет к новым знакомствам.

При использовании метода проектов по информатике и ИКТ я заранее тщательно готовлюсь к таким урокам. Это не «ежедневные» технологии. В начале учебного года выделяю те темы (наиболее сложные в плане понимания, усвоения) программы, по которым желательно было бы провести проект, чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания.

Использование метода проектов при изучении темы «Графическая информация и компьютер» (7 класс).

Учащиеся должны познакомиться с прошлым и настоящим компьютерной графики, изучить способы представления графической информации в компьютере, получить начальные сведения о назначении и основных возможностях графического редактора, сформировать навык работы в графическом редакторе.

В ходе изучения данной темы после разбора теоретического материала («Технические средства компьютерной графики», «Кодирование изображения», «Основные приемы работы с графическим редактором MS Paint» по которым имеются сборники заданий и видеофайлы), учащимся предлагается выполнить два проекта: «Чертеж дома вашей мечты» и «Поздравительная открытка». Подготовительным этапом работы над проектами является выполнение тренировочных упражнений для освоения основных приемов работы в графическом редакторе MS Paint, подготовка чертежа (открытки) на бумаге. Практическая часть работы выполняется за компьютером с использованием изученных основных приемов работы в графическом редакторе: рисования прямых и кривых линий, окружностей и эллипсов, прямоугольников, операций копирования, вырезки, вставки фрагментов рисунка и других простейших операций.

На уроке чаще всего приходится использовать групповую форму работы, т.к. дети редко сидят за компьютерами по одному, поэтому ученикам приходится решать, кроме образовательной, коммуникативную задачу – необходимо прийти к общему мнению, наметить и согласовать план работы, выполнить ее. Чем больше возникает споров и обсуждений, тем совершеннее получается работа, тем лучше результат.

Подводя итог можно сказать, что в изучении темы «Графическая информация и компьютер» применение идей метода проектов вполне оправдано. Отработка навыков работы в графическом редакторе MS Paint с использованием метода проектов позволяет добиваться лучших результатов, чем при работе с обычными упражнениями.

Использование метода проектов при изучении темы «Текстовая информация и компьютер» (7 класс).

Поскольку изучается текстовый процессор (в нашем случае это MS Word), предназначенный для работы с текстом, нужно работать с текстом, но с таким, который будет интересен и познавателен для учеников. В этом случае не подойдет простое, механическое перепечатывание чужого, часто скучного и непонятного текста, а вот увидеть собственный текст в печатном виде, да еще и красиво оформленным, без ошибок, с иллюстрациями приятно каждому. Выход нашелся легко: учитель русского языка и литературы предварительно дал детям задание сочинить сказку, рассказ на любую понравившуюся им тему, а учащиеся получили оценки не только по информатике, но и по русскому языку и литературе. На уроках информатики они должны были набрать свой текст на компьютере, отформатировать его, подобрать и вставить подходящие иллюстрации. Учащиеся еще очень медленно набирают текст, однако это задание дает им возможность усовершенствовать навыки работы с клавиатурой. Итогом работы с данными проектами стала выставка работ учащихся и издание литературного альманаха.

Сравнивая работу с текстовым редактором в «режиме упражнений» и в «режиме выполнения проекта» можно сказать, что во втором случае и знаний, и удовольствия дети получили намного больше. Подобная работа позволила детям осознать преимущества работы с электронным текстом и они увидели возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике.

Итак, заранее готовых решений нет. Есть только процесс работы над проектом. Прежде всего необходимо глубоко вскрыть суть проблемы, выбрать оптимальный путь ее решения, то есть определить продуманную последовательность шагов по реализации некоего принятого самим учащимся решения. Это путь работы в структуре, где творчество опирается на знание основ наук и способствует трудовому и творческому становлению личности.

4. Заключение.

В начале нового века, нового тысячелетия еще раз задумываешься над тем, какие достижения экспериментальной педагогики прошлого столетия, возможно, использовать и сейчас. Одним из таких достижений было выявление принципа саморазвития личности. Педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося.

Репродуктивные методы обучения не всегда сопровождаются развитием способностей учащихся, и, более того, подчас школа формирует такие качества, как пассивность, потребительское отношение к процессам познания, несамостоятельность, готовность работать в основном по заранее заданным алгоритмам, неумение и нежелание, а может быть, и страх проявлять свою инициативу и выражать свое собственное мнение. Потенциальные способности многих учеников остаются нереализованными, что ведет к подавлению личности и необъективной самооценке.

«Технократический характер школьного образования проявляется в целях, содержании и организации образовательного процесса. Целями являются усвоение учащимися заданных взглядов, определенных правил, ориентации на выполнение конкретных обязанностей, в том числе в сфере профессиональной деятельности. Такая утилитарная направленность, тем не менее, не обеспечивает формирования у учащихся умений социальной практики коммуникативности, ориентации в определенном социальном пространстве, в системе деловых отношений. Кроме того, такой тип

образования в слабой степени способствует самопознанию личности, выявлению и развитию ее индивидуальности».

Поэтому потребовалось разработать новые методы обучения, основанные на активности личности, так и зародились идеи «свободного воспитания». При всем их разнообразии объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать творческие задатки учащегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир.

В последнее время все больше внимания уделяется применению метода проектов в процессе преподавания различных предметов школьной программы. В проекте концепции структуры и содержания общего среднего образования подчеркнуто, что главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности. Исходя из этого одна из задач школы — разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.

В содержании образования предполагается также: его личностная ориентация, предполагающая развитие личностных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов, способностей и склонностей; усиление деятельностного компонента; креативность, предусматривающая содержание, формируемое самими учащимися в виде их творческой образовательной продукции.

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения.

Можно высказать предположение, что данный метод просто незаменим на уроках информатики и ИКТ. На предмете информатика проектный метод помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию. В этом случае образовательная деятельность ориентирована на успешную деятельность в реальной компании. Результатом обучения становится уже не усвоение знаний, навыков и умений, а формирование ключевых компетенций, гарантирующих успех практической деятельности.

Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать следующее обобщение. Проектный метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов — индивидуальную, парную, групповую, которую студенты осуществляют в течение определенного периода времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.).

По результатам работы с применением проектного метода можно сделать следующий вывод: при применении данного метода достигаются высокие результаты обучения школьников информационным технологиям. Сильно повышается интерес учащихся к предмету «Информатика и информационные технологии», хорошо просматриваются межпредметные связи. Дети с удовольствием выполняют учебные проекты, участвуют в различного рода конкурсах, конференциях, выставках, занимают призовые места. При окончании школы абсолютно все учащиеся владеют всеми навыками и знаниями, оговоренными в стандарте, причем на профессиональном уровне. Увеличилось и число учащихся, продолжающих после школы свое образование в ВУЗе по специальностям, связанным с компьютером, информатикой, информационными технологиями.

Библиографический список:

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/tehnologii-proektnogo-obucheniya/

  1. Ларина Э.С. Информатика 9-11 классы. Проектная деятельность учащихся/ авт.-сост.Э.С. Ларина. Волгоград: Учитель, 2009-155с.

  2. Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч. пособие для старших классов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF, 2002-30с

  3. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ.–М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с.

  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е.С. и др. Под ред Е.С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999. — 224 с.

  5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000. — с. 151-157.

  6. Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001

  7. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.-512с

  8. Зигуненко С.Н. Я познаю мир. Компьютеры и Интернет: Дет. Энциклопедия. – М.: ООО «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 2002

  9. Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. Информатика. Базовый курс. Учебник для 7-9 кл. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003

  10. Симонович С., Евсеев Г. Страна Интернет и Я. Популярный самоучитель работы в Интернете. — М.: «ДЕСС КОМ» «I-Press», 2002

  11. Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. «Практикум по информатике и информацианным технолониям» М.: Бином, 2002

  12. . «Информатика», Еженедельная методическая газета для учителей информатики, www.1september.ru

  13. 11. Босова, Л. Л., Разноуровневые дидактические материалы по информатике. Кн. I. – М.: Образование и Информатика, 2001. —

  14. Босова, Л.Л., Чомова Т.Н., Савельева В.С. Обработка текстовой информации.

  15. Дидактические материалы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002

  16. Горячев, А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. – М.:

Лаборатория базовых знаний, 2000

  1. Макарова, Н.В. Информатика. Практикум по информационным технологиям. –СПБ.: Питер, 2001

  2. Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики. //Информатика и образование, №1, 2, 1996.

  3. Барыкова, Н.А. «Метод проектов в преподавании информатики в системе общего среднего образования» (),

19. Горлицкая, С.И. «О методе проектов»/ Ресурсы Интернета.

Нравится материал? Поддержи автора!

журнал;

— игра;

— справочник;

— сценарий и т. д.