Реферат управление государственным сектором экономики

Курсовая работа

Актуальность темы исследования . Госсектор возник из возникновения государства, уже в то время компания осознавала необходимость государственного вмешательства. По сей день вопросы, связанные с его исследованием, являются предметом споров и дискуссий среди многих экономистов. На эту тему написано множество научных статей, поэтому тема данной работы актуальна и вызывает интерес у многих окружающих.

Степень разработанности проблемы. Различные научные аспекты проблемы формирования государственного сектора российской экономики отражены в многочисленных работах многих исследователей. Среди отечественных авторов стоит выделить Л.И. Якобсона, А.В. Пикулькина, А.Ю. Лившица, Г. В Атаманчук и др. Среди зарубежных авторов, рассматривающих данную проблему, назову Дж. Стиглица, С. Фишера, Э. Аткинсона и многие другие.

Цель данной работы дать целостное представление о тех проблемах, которые решает экономика государственного сектора, рассмотреть позиции государственного сектора в экономике современной России на основе самых последних статей, книг, постановлений правительства, таблиц, которые показывают самые последние данные.

Задачи данной работы :

– определить понятие и структуру государственного сектора;

– обозначить методы регулирования государственного сектора;

– установить роль государственного сектора в функционировании национальной экономики;

– исследовать состояние и особенности развитие российского государственного сектора;

– изучить основные проблемы в функционировании российского государственного сектора;

11 стр., 5316 слов

Государственный долг. Проблемы управления

... аспекты управления государственным долгом, так и анализ и проблемы управления государственным долгом в Российской Федерации в настоящее время. Целью курсовой работы является рассмотрение проблем управления государственным долгом ... данной курсовой работы состоит в том, что величина государственного долга является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга ...

– рассмотреть дальнейшие перспективы развития государственного сектора РФ.

Объект исследования – государственный сектор.

Предмет исследования – изменения структуры и объема государственного сектора экономики, а также его роль и значение для национальной экономики.

Методологическая база исследования . При написании диссертации использовались такие методы исследования, как анализ, синтез, описание, сравнительный и исторический методы.

Информационной базой исследования послужили официальные статистические данные.

В первой главе будут рассмотрены теоретические вопросы, связанные с изучением существенных характеристик государственного сектора, проанализированы основные способы его регулирования и функционирования в экономике.

Во второй главе рассмотрены вопросы, связанные с изучением общей характеристики государственного сектора в России, выяснены проблемы развития государственного сектора в России и пути их решения, а также предложен механизм поддержки государственного сектора в РФ и перспективы его развития.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, отражающего актуальность произведения, предмета, объекта, целей и задач работы, двух глав, раскрывающих суть произведения, а также заключения и списка использованной литературы.

1 Теоретические основы изучения государственного сектора

  • Понятие и структура государственного сектора

Прежде чем анализировать сущность, структуру и роль государственного сектора в экономике, необходимо принять во внимание тот факт, что в экономической науке нет единой терминологии и есть разногласия в определении основных понятий. В основном это относится к интерпретации отношений между государственным сектором и государственной собственностью.

Под государственным сектором экономики чаще всего понимают комплекс хозяйственных объектов, которые полностью или частично находятся в собственности государственных органов [1]. Такое определение государственного сектора сужает его понимание и по существу сводит его к государственной собственности. Действительно, государственная собственность является ключевым звеном в государственном секторе, но ее концепция гораздо шире. Государственный сектор и государственная собственность – разные понятия и различна их роль в системе регулирования [1].

9 стр., 4414 слов

Глобализация и выбор стратегии экономики России на современном этапе

... и анализ глобализации и выбор стратегии развития экономики России на современном этапе. В ходе работы следует выполнить ряд задач: рассмотреть теоретический аспект стратегии развития экономики; выполнить практический анализ глобализации и выбора стратегии развития экономики в современной России; ...

Некоторые авторы под понятием государственной собственности подразумевают предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность), а под государственным сектором объем вмешательства государства в экономическую жизнь [1]. При таком подходе государственный сектор представляет собой набор экономических ресурсов, доступных государству. При этом ресурсы, которые контролирует государство, — это не только принадлежащие ему организации, но и финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения возложенных на него функций и задач. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором – об их потоке.

Поскольку главной ролью государственного сектора является сбор и перераспределение денежных средств на социальные и экономические цели согласно принципу определенной модели экономики, значит государственный сектор не тождествен совокупности государственных предприятий и учреждений, то есть государственной собственности. Он также работает в форме программ налогообложения и государственных расходов. В современной смешанной экономике именно эти формы в первую очередь определяют облик государственного сектора.

Другие авторы, под государственной собственностью понимают все материальное и нематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства, а под государственным сектором совокупность государственных организаций и учреждений, либо комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам [1].

определить точность и правильность только одной точки зрения довольно сложно, поэтому подтверждается наличие обеих. Можно также сделать вывод, что государственный сектор и государственная собственность не являются идентичными понятиями, которые следует различать.

В государственной системе регулирования экономики государственный сектор является частью экономики, которая полностью или частично контролируется государством. Теоретически границы распространения государственной собственности определяются недостатками рынка, историей становления государства и внешними условиями жизни страны. Экономические функции государства выполняются с помощью ресурсов, сосредоточенных в государственном секторе.

6 стр., 2728 слов

Шведская модель смешанной экономики

... роль государство и рынок играют в смешанной экономике, приводится описание двухсекторной модели смешанной экономики. Во второй главе я рассмотрел компоненты шведской смешанной экономики: частную, государственную и ... система рыночных цен. государ­ственная собственность Исторически во многих странах государственный сектор включает в себя объекты транспортной системы, объекты энергоснабжения, которые, ...

Цели функционирования государственного и частного сектора принципиально различны, так как первый ориентирован на создание продукта безотносительно к затратам и выгодам и может воспроизводить свою деятельность за счет налогов, а второй вынужден будет покинуть рынок, если его производство не обеспечивает прибыль. При этом возможные потери таких государственных активов покрываются за счет государственного бюджета.

Государственный сектор должен включать отрасли, которые объективно не могут существовать на чисто рыночных принципах, такие как образование, здравоохранение, энергетика, транспорт, социальные предприятия. Обязательным в составе данного сектора экономики представляется наличие предприятий отраслей, характеризующихся высоким уровнем риска, и предприятий, сфера деятельности которых имеет общенациональное значение и в которых существующий рыночный механизм недостаточно эффективен. Таким образом, структура государственного сектора состоит из предприятий следующих форм и типов.

Государственный сектор

Инновационные центры

Бюджетные учреждения

Фонды в виде НКО

Государственные корпорации

Государственные унитарные предприятия

Рисунок 1 – Структура государственного сектора [1]

3 стр., 1066 слов

Государственное и муниципальное регулирование социально-экономического развития

... систему государственного управления; местная и государственная власти в пределах «вопросов местного значения» независимы друг от друга. Государственное регулирование ... государственного управления социально-экономическим развитием. Первый направлен на процессы, связанные с фазами экономического цикла или реализацией экономических реформ и их социальными последствиями. В этом направлении государство ...

Таким образом, государственный сектор является важным и необходимым звеном для всей страны в целом. Его концепция имеет сложный многомерный характер из-за неоднозначности определения структуры государственного сектора. В целом, его можно определить как систематически структурированный набор взаимосвязанных элементов, которые выполняют определенные функции в интересах достижения целей, поставленных государством. Реализация этих целей становится возможной благодаря государственному регулированию, которое становится частью системы организации функционирования современной рыночной экономики и управления ею.

  • Методы регулирования государственного сектора

В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования, в котором государство является предпринимателем, инвестором и организатором НИОКР. С другой стороны, государственный сектор – самостоятельный инструмент, с помощью которого осуществляется государственное регулирование экономики и обеспечивается выполнение принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом [14].

Он охватывает капиталоемкие и низкоприбыльные отрасли, в которых невозможно даже получение средней нормы прибыли: энергетика, транспорт, образование, здравоохранение. Они также не влияют на частный сектор, который не может полностью удовлетворить общественные потребности. Здесь государство участвует в производстве государственных товаров и услуг. Их интерес не в получении прибыли, а в основном в удовлетворении необходимых потребностей большинства населения. Преимущество государства в этом секторе заключается в том, что оно способно привлечь большие финансовые и производственные ресурсы своими долгосрочными инвестициями.

Так как государственный сектор в экономике выполняет ряд важных функций, в первую очередь, он способствует формированию экономического потенциала страны, который обеспечивает хозяйственную жизнь общества [13]. С его помощью государство регулирует хозяйственную деятельность соответствующими рычагами.

Эти рычаги представляют собой различные способы регулирования государственного сектора, с помощью которых государство вмешивается в экономическую сферу общества.

5 стр., 2220 слов

Международная экономика

... - Экономическая политика государств, механизмы государственного регулирования экономики в целом и ее внешних аспектов в частности. Основные формы регулирования международной экономики на национальном микроуровне — государственное регулирование внешней торговли (тарифные и нетарифные методы), государственное регулирование ...

На рисунке 2 они представлены:

Законодательные

прямые

Методы регулирования государственного сектора

Приватизация

Инвестирование

Налоговая политика

ГЧП

косвенные

Стимулирование спроса

Рисунок 2 – Методы регулирования государственного сектора [1]

Данные методы делятся на две группы: прямые и косвенные [1].

3 стр., 1072 слов

Основные показатели статистики государственных финансов

... том же бюджетном уровне государственного управления. Чистые расходы сектора государственного управления., Дезагрегированное сальдо бюджетного финансирования, Дезагрегированное сальдо финансирования Статистика государственных финансов отражает ведомственную структуру и практику государственных органов. Статистика государственных финансов основана на отчетных ...

Прямые методы — это методы, которые могут влиять на структуру и размер государственного сектора и предоставляются принудительной властью правительства. К ним относят:

Законодательные методы . Правовые нормы, которым должны следовать все субъекты хозяйствования в стране. Они определяют, будет ли тот или иной субъект уполномочен осуществлять свою производственную и хозяйственную деятельность. Такие методы способны повышать не только эффективность хозяйственных процессов, но и ускорить экономическое развитие страны, при это важно, чтобы система законодательных методов соответствовала реальному состоянию экономики [13].

С этой целью государство создает барьеры для входа в сектор, тем самым обеспечивая возможность ведения бизнеса только надежным и ответственным организациям, а также регулирует процедуру регистрации, ликвидации и банкротства. В этом значительную роль играет антимонопольное законодательство, которое отслеживает состояние конкуренции в экономике, когда она отклоняется от нормы, регулирует положение монополиста на рынке, влияет на ценовую политику и контролирует качество монополии продукты.

Еще один эффективный метод регулирования государственного сектора — приватизация. Приватизация – это передача государственного имущества в частные руки. Она направлена на получение финансового результата, который затем направляется в государственный бюджет [11].

Что касается инвестиций, то государство вкладывает средства в некоторые отрасли, чтобы стимулировать производителей производить высококачественные и востребованные товары и услуги. Плюс ко всему совершенствуется материально-техническая база. И государство также оказывает поддержку некоторым компаниям, чтобы остановить остановку производства и увольнение персонала.

Косвенные методы :

Налоговая политика . Благодаря этому методу государство гарантирует поступление средств в госбюджет.

Стимулирование спроса. Регулирует движение спроса при его спаде. Например, при увеличении доходов населения возрастет и спрос на определенный набор товаров и услуг. Кредитование также выступает методом стимулирования спроса. Если правительство снизит учетную ставку и норму обязательных резервов, ссуды будут доступны для большинства предприятий и населения.

Еще одним не менее эффективным методом регулирования является государственно-частное партнерство (ГЧП).

ГЧП – это юридически оформленное сотрудничество, которое заключается на определенный срок и основой которого является объединение ресурсов и распределение рисков публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, в целях решения социально-экономических задач [16]. Интересы взаимодействующих субъектов часто не совпадают. Частный сектор стремится удовлетворить индивидуальную потребность, которая заключается не просто в получении прибыли, а в устойчивом получении доходов от совместного проекта, а государственный сектор стремится увеличить объем и улучшить качество социально-необходимых товаров и услуг. Поэтому их общая цель — эффективная и результативная реализация проекта.

Вкладом субъектов частного сектора являются: профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству, а государства – правомочия собственника, налоговые и иные льготы, а также получение определенных объемов финансовых ресурсов. Основная причина сотрудничества между государством и частным сектором — минимизация государственных расходов в соответствии с общественными интересами. Действительно, очевидно, что в условиях свободной конкуренции субъекты частного сектора могут производить товары и услуги более высокого качества по самым низким ценам.

Таким образом, прибегая к помощи частного сектора, государство при выполнении своих экономических и социальных задач сокращает расходы и улучшает качество товаров и социальных услуг.

Совместное выполнение проекта является эффективнее. Это происходит из-за разделения рисков между государством и частным лицом. Частное предприятие снимает риски, которые оно может контролировать, например риски перерасхода капитальных затрат, а государство берет на себя те риски, которыми частный сектор не может управлять, например, политические и законодательные. Принципы ГЧП в основном применяются в связи с реализацией инвестиционных проектов в капиталоемких отраслях национальной экономики, за развитие которых государство должно нести ответственность.

1.3 Роль государственного сектора в развитии экономики

Прежде чем говорить о роли государственного сектора в развитии экономики, необходимо вспомнить истоки государственного устройства общественных отношений.

Во-первых, целью объединения общин в одно государство была необходимость обеспечения безопасности территориальных границ, что влекло за собой необходимость создания и содержания армии и, как следствие, сбора налогов.

Во-вторых, внутри объединенных территорий возникали спорные вопросы, которые приходилось решать сначала самостоятельно, а затем коллективно, что также требовало средств для выполнения этих функций.

В-третьих, обеспечение развития государственной инфраструктуры требовало соответствующих ассигнований, которые также опосредовали необходимость соответствующих расходов. Так и далее дополнялись функции и задачи государства [17].

Сегодня государство — крупнейший участник национальной экономики любой страны. Уровень участия определяется существующей моделью экономики данного государства, политической структурой, социальной ролью государства в развитии общества и другими факторами.

Государственный сектор в экономике активно используется как средство регулирования для достижения многих государственных социально-экономических целей. Например, в условиях ухудшения деловой среды, депрессии или кризиса, когда частные инвестиции сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, остаются неизменными, поскольку государственные органы пытаются противодействовать спаду производства и росту безработицы.

Регулирующее влияние государственного сектора на экономику многогранно.

Стоит заметить, что все экономические функции государства реализуются через его главную особенность – способность к узаконенному принуждению, то есть государство обязывает участников сделок выполнять принимаемые на себя обязательства. Например, гарантии соблюдения условий сделки — частный случай выполнения государством функций по обеспечению прав собственности, если права собственности четко не определены и не защищены принуждающей силой государства, регулярная экономическая деятельность невозможна.

Следовательно, государство — это форма насильственной организации. Принуждение — это, прежде всего, ограничение доступа к определенным экономическим возможностям, которые могут принести пользу определенным людям.

Формирование государственных финансов

Регулирующие функции государственного сектора

Производство общественных благ

Деятельность по отношению к определенным объектам экономкии

Увеличений инвестиций

Рисунок 3 – Регулирующие функции государственного сектора [1]

К регулирующим функциям можно отнести:

Формирование государственных финансов . Если государство вмешивается в экономическую жизнь общества, то оно должно располагать ресурсами: материалами, работой, деньгами, необходимыми для производства товаров и услуг.

Основной источник финансирования — фискальная политика. Государство обязывает лиц, находящихся под его юрисдикцией, участвовать в финансировании его расходов.

Проблема с налогообложением состоит в том, что необходимо одновременно гарантировать необходимый уровень государственных расходов и, с другой стороны, стимулировать достоверность налоговой и отчетной документации.

Производство общественных благ. Общественные блага обладают двумя свойствами: несоперничеством в потреблении и неисключаемостью [9].

Несоперничество – доступность многим потребителям, при это издержки их предоставления индивидуальному потребителю равны нулю.

Неисключаемость – техническая невозможность предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей.

Блага, которым оба свойства присущи в высокой степени, называются чистыми общественными благами. Например, чистым общественным благом является национальная оборона или законодательство. Эти блага приносят выгоду каждому, причем размер этих выгод не зависит от количества потребителей.

C оздание новых объектов либо их расширение и реконструкция старых в тех сферах деятельности, куда частный капитал поступает недостаточно.

Например, государственный сектор играет огромную роль в научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, подготовке и переподготовке кадров.

Увеличение инвестиций в государственный сектор. Регулирующее воздействие на экономику государственный сектор оказывает через воздействие на политику смешанных компаний, в которых государству принадлежит контрольный или значительный пакет акций. Управляя пакетами акций компаний, государственные органы имеют возможность регулировать инвестиции, а за счет управления пакетами акций банков можно направлять определенные ресурсы коммерческих банков с государственным участием на кредитование инвестиционных проектов в соответствии с государственными программами.

Например, государственный сектор через Центральный банк РФ выполняет регулирующие функции на финансовом рынке:

– определяет процентные ставки;

– осуществляет операции на рынке ценных бумаг;

– оказывает воздействие на валютный курс и т.п.

Тем самым государственный сектор активно влияет на экономический рост через кредитно-денежную политику.

Аккумулируя значительные средства в бюджете, государство выступает в роли кредитора коммерческих банков, частных фирм и компаний, а нередко оно само становится заемщиком.

Сложнее обстоит дело с определением роли и места приватизации объектов государственной собственности как финансового инструмента. Приватизация должна быть не единовременным источником пополнения бюджета, а инструментом управления государственным имуществом в соответствии единой государственной политикой [11].

Государственный сектор представляет собой важный инструмент реализации социальной политики.

Активно участвуя в рыночных отношениях путем свободного заключения договоров купли-продажи, контрактов, заказов и т.п., государство как собственник тем самым воздействует на рынок, на его цены, соотношение спроса и предложения, использование ресурсов.

Государство на предприятия государственного сектора влияет в направлении развития импортозамещения, выравнивания территориальных условий для развития бизнеса.

Таким образом, государственный сектор экономики представляет собой совокупность механизмов, с помощью которых государство осуществляет своё функционирование. Эти механизмы распределены в обществе в соответствии с потребностями государственного регулирования, при это основные функции государства представлены именно в тех сферах, в которых рыночного регулирования оказывается недостаточно, и оно не может обеспечить необходимые потребности общества.

2 Оценка состояния государственного сектора на современном этапе

2.1 Особенности гос. сектора в современной экономике России

В России в 1990-е годы в результате рыночных преобразований появились различные формы собственности, устранена монополия государственной собственности и были заложены основы многоукладной, смешанной экономики, в которой удельный вес государственной собственности заметно уменьшался. Таким образом, размеры российского государственного сектора за прошедшие годы стали незначительными, его финансирование урезано до предела, а результаты деятельности неудовлетворительны, при этом такая ситуация наблюдается и по сей день.

Проводимая приватизация в 90-е годы привела к резкому сокращению границ государственного сектора, поэтому динамика изменений доли предприятий и организаций государственной и муниципальной форм собственности на протяжении 1996-2015 гг. неуклонно сокращалась [5].

Рисунок 1 – Динамика изменения числа предприятий и организаций

РФ по формам собственности за период с 1996 г. по 2015 г. [19]

На сегодняшний день доля государственного сектора составляет около 10%, при этом, доля государственной собственности в экономике Японии-35%, Англии-40%, Канады-43%, Германии-48%, Швеции-62% [8].

Чтобы определить доли государственного сектора в современной экономике используют следующие показатели: распределение предприятий и организаций по формам собственности и распределение занятых в экономике по формам собственности.

Таблица 4 – Среднегодовая численность занятых по формам собственности [19]

1992

2000

2005

2011

2012

2013

2014

2015

Всего в экономике

71905

54517

66683

67644

67968

67901

67813

68495

Государственная

49660

24371

22308

19896

19494

19029

18713

18995

Частная

13887

29776

36202

39744

40615

40988

41948

42467

Как видно из таблицы среднегодовая численность занятых в отечественном государственном секторе снизилась. Еще в 90-е годы количество занятых на государственных предприятиях составляло 69,1%, а уже в 2015 году – 27,7%.

В 2005-2008 годах наше государство возвращало себе то, что в результате реформ было распродано за бесценок. В этот период в российской экономике наблюдаются циклы «приватизации — национализации», когда государство выборочно возвращает отданные ранее в частный сектор ряд стратегических производств добывающих и перерабатывающих отраслей, а затем частично возвращает их в частный сектор.

Уже в 2010 году происходит приватизация федерального имущества, которое не способно было выполнять государственные функции, сокращается число ФГУП, тем самым наблюдается пополнение государственного бюджета.

Это считалось необходимой мерой в условиях формирования частной

собственности как основы рыночной экономики.

Что касается акционерных обществ, за период 2010-2012 годов государство активно распродавало свои пакеты акций в госкомпаниях, что привело к сокращению числа акционерных обществ со 100%-ным государственным участием почти на 30% [3].

Таким образом, приватизационные процессы первого десятилетия ХХ I в. привели не только к количественному сокращению государственного предпринимательского сектора, но и к структурным изменениям в его составе. Унитарные предприятия составляют в настоящее время менее половины (43%) общего числа субъектов государственного сектора, количественно преобладают акционерные общества (57%), доля участия государства в которых неизменно сокращается [19].

Таблица 5 – Относительные масштабы государственного сектора России, % [19].

Отрасли промышленности

Доля в общем объеме выпуска

Доля в общей численности работников

Доля в полной балансовой стоимости основных фондов

Интегральная доля гос. сектора

Электроэнергетика

9,3

10,4

7,1

8,9

Топливная

3,9

13,6

4,8

7,4

Черная металлургия

2,6

5,7

3,9

4,1

Цветная металлургия

15,6

16,7

27,2

19,8

Химическая и нефтехимическая

8,0

14,5

13,5

12,0

Машиностроение

20,9

21,7

20,6

21,1

легкая

4,9

6,2

5,6

5,6

Как правило, во время кризисных явлений политика государства направлена на увеличение масштаба государственного сектора экономики. Но Правительство России продолжает исходить из того, что государственный сектор экономики все еще остается слишком большим, что затрудняет эффективное управление им [2].

Государственный сектора, как правило, доминирует в тех отраслях, которые является традиционной нишей именно для государственного предпринимательства. Но даже на современном этапе в них ослабляются его позиции. Наиболее болезненным сегментом является его промышленная часть.

Таким образом, вклад государственного сектора в общие объемы производства в России уже опустился ниже своей естественной отметки.

Например, доля государственного сектора в электроэнергетике оказалась более чем в 10 раз меньше, чем, например, во Франции, в топливной промышленности: доля государственного сектора во Франции, например, не опускалась ниже 40%, а в России она не достигает и 4%. Имеют место и противоположные тенденции: в пищевой промышленности государственный сектор России составляет 9,3 %, тогда как в западных странах – лишь около 2% [10].

Приведенные данные говорят о том, что там, где присутствие государственного сектора было целесообразно сохранять, Россия от него активно избавлялась, а там, где от него можно было избавиться, она этого не сделала. Таким образом, сегодняшняя отраслевая структура промышленного сектора России весьма далека от оптимальной.

2.2 Проблемы в функционировании государственного сектора

Проблемы экономической эффективности государственного сектора являются определяющими в его существовании.

Главной причиной низкой его рентабельности является неэффективность управления, некомпетентность и другие. Эффективность высокая – значит объемы государственного сектора можно считать оправданными, если низкая – это проблемный элемент национальной экономики [6].

Сравним государственные и негосударственные сектора экономики.

На сегодняшний день отраслями с наиболее эффективным государственным сектором являются электроэнергетика, машиностроение, в остальных отраслях экономики функционирование государственного сектора оправдывается социальными императивами.

Поэтому государственный сектор является неконкурентноспособным по сравнению с другими секторами промышленности.

Существует также различие в развитии государственного сектора с общемировыми показателями.

Это соотношение эффективности работы государственного и негосударственного секторов России, где лишь производительность труда государственного сектора выше, чем негосударственного. Если же рассматривать только промышленный сегмент, то в нем преимущества государственного сектора проявляются особенно ярко. Для сравнения: в европейских странах производительность труда в промышленном государственном секторе в 1,4 выше, чем в частном, тогда как в России – в 1,6 ниже. Причина состоит в неадекватной системе управления отечественным государственным сектором [12].

В России вопросы функционирования государственного сектора экономики на макроуровне никогда не находились в компетенции какого – либо одного органа исполнительной власти, они всегда были распределены по разным ведомствам. Лишь из – за неумения управлять государственным сектором рыночной экономики управленческая проблема перешла в русло разработки программы по окончательной приватизации того, что еще не было приватизировано [7].

Таким образом, можно выделить основные проблемы российского государственного сектора:

– неконкурентоспособность;

– низкая производительность труда на государственных предприятиях;

– низкая доля государственного сектора в экономике;

– несовершенная система управления государственным сектором;

– ошибки приватизации;

– недостаточное финансирование отраслей государственного сектора;

– отставание развития отечественного сектора, науки и прикладных научных разработок от общемировых тенденций.

2.3 Перспективы развития государственного сектора

На сегодняшний день государству необходимо расширять сферы влияния государственного сектора в отраслях промышленности, в отраслях черной и цветной металлургии, восстанавливать роль государственного сектора в добывающих и перерабатывающих отраслях, создавать крупные металлургические производства, чтобы была возможность обеспечить сырьем отрасли машиностроения, двигателестроения, причем не только в центральной части России, но в северных районах страны.

Насущную актуальность приобретает восстановление разрушенного агропромышленного комплекса РФ. Этой сфере на данный момент выделяют недостаточное финансирование, а ее роль в условиях обеспечения продовольственной безопасностью возрастает.

Поэтому развитие и расширение масштабов деятельности государственного сектора в современной экономике, повышение эффективности работы его предприятий является главной целью при создании предпосылок для экономического роста. Государству необходимо в сложившей ситуации искать новые источники экономического роста.

На сегодняшний день существует необходимость усилить роль государственного сектора в наиболее емких по денежному потоку и доходных сырьевых отраслях, например, нефтяной, газовой, алмазодобывающей промышленности, горнодобывающей промышленности, металлургии и т.д. При этом наиболее важными источниками средств, которые необходимы для того, чтобы была возможность обеспечить государственную поддержку инновационно-инвестиционного процесса, а также процесса воспроизводства человеческого капитала, может стать полное изъятие государством природной ренты (государственная монополия на экспорт энергоносителей и сырья), что будет являться дополнительным источником средств государственного бюджета [4].

Другим важным способом стимулирования инновационной деятельности предприятий государственного сектора является, к примеру, снижение налоговых поступлений с прибыли, идущей на НИОКР, внедрение инноваций и т.п. Тогда в этих условиях можно говорить о возможности построения инновационной экономики.

Не менее эффективным представляется создание холдингов локального масштаба на региональном уровне, где в качестве их основы будут использоваться как пакеты акций, оставшиеся в собственности государства после приватизации, так и внесение в их уставный капитал вкладов в иной форме для выравнивания уровней социально – экономического развития регионов [15].

Стоит сказать, что государственные корпорации способны развиваться намного интенсивней, чем компании частного сектора в конкретных экономических ситуациях. Это доказывает опыт развитых стран. Например, при значительном износе инфраструктурных объектов, когда требуются прямые значительные инвестиции [10].

Тем более, стоит заметить, что на данный момент состояние отраслей инфраструктуры является неудовлетворительным. Модернизация осуществляется медленно, а инвестиционная активность в ней низка. Поэтому возникает необходимость перестройки инфраструктуры, которая и включает в себя институциональные реформы в экономике, полную национализацию природной ренты и перераспределение доходов в пользу социальной сферы.

К тому же имеется ряд факторов, которые увеличивают потребность роли государства в экономике, например:

– осложнение внешнеполитической обстановки;

– устаревшая материально-техническая база;

– неравномерность в развитии регионов;

– демографические проблемы.

Все это говорит о необходимости увеличить роль государственного сектора в современной экономике России.

Таким образом, в российском государстве складывается ситуация, когда существуют проблемы, решение которых должно быть незамедлительным, а частный сектор является экономически неэффективным для их преодоления.

Поэтому механизм регулирования экономики, который представляется собой смену процессов национализации и приватизации, применяемый во всех странах, является необходимым и закономерным. Это связано с наличием в этом процессе такого компонента, как права собственности на ограниченные ресурсы. Экономический смысл и цель состоит в том, чтобы сформировать все необходимые условия для приобретения прав собственности теми, кто способен извлечь из них максимальную прибыль. Если частный собственник не может или не заинтересован удовлетворять потребности общества в каких-то благах, то их удовлетворение берет на себя государство, и наоборот. Это способствует повышению эффективности распределяемых ресурсов между государственным и частным секторами.

Еще одной важной проблемой является неэффективность системы управления российским государственным сектором.

Разрешить ее можно за счет усовершенствования политики развития государственного сектора, которая должна предусматривать два относительно самостоятельных блока: политику в отношении предприятий государственного сектора, действующих в рыночных условиях, и политику в отношении предприятий государственного сектора с общественными интересами (частно-государственное партнерство) [18].

Но только при достаточном финансировании государственный сектор может превратиться в высокоэффективный сегмент национальной экономики, если же ему недодавать финансы, то он быстро оказывается низкоэффективным и становится обузой для населения страны.

Таким образом, государственный сектор является системой взаимосвязанных элементов, которые должны выполнять и достигать определенные функции и цели, устанавливаемые государством. Он обязан обеспечивать нормальное функционирование национального хозяйства в целом, не допускать сбоев в его работе, сглаживать цикличность развития рыночной экономики. Иными словами, сильного государства не может быть без сильного и эффективного государственного сектора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Государственный сектор играет важную роль в экономике страны. Он является определяющим и необходимым звеном для всей страны в целом.

Понятие государственного сектора носит сложный многоаспектный характер. В настоящее время при определении понятия государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии.

В обобщенном виде государственный сектор экономики можно представить как системно структурированное множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции в интересах достижения установленных государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом системы организации функционирования современной рыночной экономики и управления ею.

Большое значение в настоящее время имеет проблема управления государственным сектором, регулирования его доли в экономике. Основные методы регулирования государственного сектора можно разделить на две группы: прямые и косвенные.

Как показывает практика, в состав государственного сектора должны входить отрасли, которые на чисто рыночных принципах объективно существовать не могут, например, образование, здравоохранение, предприятия социальной сферы. Обязательным в составе данного сектора экономики представляется наличие предприятий отраслей, характеризующихся высоким уровнем риска, и предприятий, сфера деятельности которых имеет общенациональное значение и в которых существующий рыночный механизм недостаточно эффективен.

В России в ходе рыночных реформ в 1990-е годы были образованы различные формы собственности, устранена монополия государственной собственности, существенно уменьшился удельный вес государственного сектора. Таким образом, размеры российского государственного сектора за прошедшие годы стали незначительными, его финансирование резко сократилось, а результаты деятельности неудовлетворительны.

К основным проблемам деятельности российского государственного сектора можно отнести следующие:

– неконкурентоспособность;

– низкая производительность труда на государственных предприятиях;

– низкая доля государственного сектора в экономике;

– несовершенная система управления государственным сектором;

– недостаточное финансирование отраслей государственного сектора;

– отставание развития отечественного сектора и науки от общемировых тенденций.

Решение данных проблем связано с необходимостью модернизации отечественного государственного сектора.

Это увеличение доли данного сектора в экономике, а именно в наиболее емких по денежному потоку и доходных сырьевых отраслях: нефтяной, газовой, алмазодобывающей промышленности, горнодобывающей промышленности, металлургии.

Совершенствование политики развития государственного сектора, которая должна предусматривать два относительно самостоятельных блока: политику в отношении предприятий государственного сектора, действующих в рыночных условиях, и политику в отношении предприятий государственного сектора с общественными интересами (частно — государственное партнерство).

Перестройка экономики на инвестиционно-инновационную модель развития общества.

В России сильное государство невозможно без укрепления государственного сектора экономики, а это невозможно без его трансформации, необходимость которой связана с оптимизацией и модернизацией последнего.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/upravlenie-gosudarstvennyim-sektorom-ekonomiki/

Савченко, П.В. Экономика общественного сектора / П.В. Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова. – М.: ИНФРА-М, 2010. Чеберко, Е.Ф. Государственный сектор экономики страны и перспективы его развития / Е.Ф. Чеберко, А.В. Бобров // Экономика. – 2014 – №2 Варга, В.А. Роль государства в рыночном хозяйстве / В.А. Варга // МЭиМО. –2013 –№10-11 Макаренко, О.С. Структура и перспективы развития государства венного сектора российской экономики / О.С. Макаренко // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2016. – № 1. Шерстобитова, О.В. Проблема экономической эффективности государственного сектора экономики / О.В. Шерстобитова // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – № 3. Кокорина, О.А. Эффективность государственного сектора экономики / О.А. Кокорина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 1. Дейнега, В.Г. Специфика Российской модели государственного сектора экономики / В.Г. Дейнега // Terra Economicus. – 2016. – №2. Волостнов, Н.С. Государственный сектор в рыночной экономике России: сущность и функции / Н.С. Волостнов // Вестник Нижегородского государственного университета им. И.Н.Лобачевского. 2014. – №3. Шматкова, Е.М. Зарубежный опыт государственного регулирования экономики / Е.М. Шматков // Социально-экономические явления и процессы. 2013. – №9. Трофимова, А.Х. Понятие приватизации (юридический и экономический аспекты) / А.Х. Трофимов // Юридические записки. 2015. – №2. Перко, М.В. Государственный и негосударственный секторы экономики: формы и механизмы взаимодействия в сфере предоставления социальных услуг / М.В. Перко // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2012. – №1. Подрезова, А.Ю. Функции государственного сектора экономики / А.Ю. Подрезова // Территория науки. – 2015. – №1. Мовчан, С.Н. Принципы управления государственным сектором экономики / С.Н. Мовчан // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2014. – №6. Домбровская, Е.Н. Особенности и направления развития государственного предпринимательского сектора экономики России / Е.Н. Домбровская // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2013. № 4. Корчагина, А.С. Сущность государственно-частного партнерства / А.С. Корчагина // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2013. – № 1. Осадчая, И.Л. Зачем экономике нужен государственный сектор? / И.Л. Осадчая // Наука и жизнь. – 2010. – №6. Дерябина, М.А. Государственно-частное партнерство: теория и практика / М.А. Дерябина // Вопросы экономики. – 2014. – №8.

18 Труд: стат. сборник / Федеральная служба государственной статистики. – М.: Росстат, 2016.