Управление персоналом в стрессовых ситуациях в организации

Курсовая работа
Содержание скрыть

В последнее время стресс становится все более распространенным явлением. Этот термин стал одним из самых популярных и стал предметом обоснованного беспокойства руководителей компаний. Это одна из самых «дорогих» затрат для компании, которая негативно сказывается как на здоровье сотрудников, так и на прибыли компании.

Стресс — это общий термин, который применяется ко всем формам давления, которые испытывают люди. Несмотря на существование многочисленных определений и разногласий по поводу содержания термина, можно считать, что стресс — динамичное состояние, обусловленное наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов. Проявления стресса — это физиологические, психологические и поведенческие реакции, вызванные первоначальной когнитивной оценкой ситуации.

Стресс может иметь позитивное, оздоравливающее и развивающее влияние. Так же, как упражнения укрепляют мышцы, некоторые виды стресса могут повысить иммунитет. Но стресс также может ослабить физическую и психологическую способность человека справляться со стрессовыми факторами. Средний уровень стресса ведет к увеличению производительности. Когда уровень стресса низкий, у человека нет стимула к совершенствованию, поскольку его умственные и физические способности не используются в полной мере. Когда человек испытывает чрезмерный стресс, его ресурсы истощаются

В современной практике управления персоналом работник рассматривается не только как механический исполнитель работы, но и с психологической точки зрения. как известно, проблемы в психологии работника крайне неблагоприятно сказываются на его мотивации к работе и в конечном итоге приводят к снижению производительности труда и потерям предприятия. Из всех негативных факторов в этом случае наиболее негативное влияние оказывает стресс, а точнее тревога.

Стресс — это реакция человека на различные ситуации, когда возникает эмоциональная реакция. Поэтому избежать этого невозможно, но если стресс становится постоянным или часто повторяющимся, это приводит к разрушению психики, а значит, и личности человека. С точки зрения менеджмента, наиболее важным является процесс управления стрессами, возникающими в результате производственной деятельности. Это направление пришло в менеджмент во второй половине 20 века из психологии и в настоящее время является достаточно развитым направлением в психологии управления. Активная разработка психологических методов управления персоналом и их реализация на практике позволили нам собрать большой объем информации о возможностях управления стрессом в организации и на этой основе разработать теорию управления стрессом.

4 стр., 1628 слов

Эмоциональные процессы. Управление эмоциями Предмет: Психология

... Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека Психология Реферат 23 стр. Основные характеристики и механизмы эмоций Психология ... проблеме биологического и социального развития психики человека. Наиболее изученными в психологии. являются познавательные процессы - ощущение, восприятие, ... бизнеса и сервиса в области управления персоналом SAP СНГ. "Управление персоналом", № 18, сентябрь 2008. ...

Многие российские компании не уделяют должного внимания психологическим проблемам управления персоналом. Результатом этого является не только резкое снижение трудовой мотивации и удовлетворенности работой, но и резкое усиление стрессовых и конфликтных ситуаций, а значит, снижение минеральной дисциплины и производительности труда. В связи с этим использование организационных методов управления стрессом актуально не только с точки зрения психологии, но и с разных направлений менеджмента и управления персоналом организаций.

Объект исследования: ООО «Центр услуг управления персоналом»

1. Теоретические аспекты понятия стресса

1.1 Природа и сущность стресса , Стресс — это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.

Стрессовыми состояниями будут действия в рискованных условиях, необходимость быстрого принятия решения, мгновенные реакции в случае опасности, поведение в неожиданно меняющейся среде.

В состоянии стресса может быть затруднительно выполнение преднамеренной активности, переключения и распределения внимания, также может наблюдаться общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются неизменными и могут заменить сознательные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д.

Однако у ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, повышенную активность, особую ясность и ясность мысли, эмоции на сцене. невозможно заранее определить, вызовет ли данная ситуация стресс у человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать, обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действия и развития выдержки, от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации.

Подавляющее большинство людей понимают понятие «стресс» как проблемы, боль, сильные негативные эмоциональные переживания. Отчасти это правильно. Но только отчасти, потому что даже большая радость, неожиданный успех, триумф вызывают стресс. Вернее не стресс, стрессор-фактор, вызывающий состояние стресса.

Люди, далекие от медицины, но знакомые со словом «стресс» (а таких становится все больше и больше), употребляет его чаще всего с эпитетами «эмоциональный», «психический». Если это так, то эмоциональному стрессу, вероятно, следует противодействовать тем же реакциям организма, что и всем другим типам стресса. На самом деле эмоциональное или психическое напряжение развивается по тем же законам, что и общий адаптационный синдром. Эмоциональные раздражители — наиболее частый стрессор человека. Кто не переживал неудачи, разочарования, утрату близких, материальные потери, стыд, чувство вины, восторг, радость? А разве это не стрессовые ситуации?

Стресс — это неспецифическая реакция организма на любой обращенный к нему запрос.

Стресс — это неспецифическая реакция организма на ситуацию, требующую более или менее функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации.

5 стр., 2264 слов

Влияние стресса на психическое здоровье преподавателя

... духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творческих способностей, стремится совершенствоваться. Однако у определенной части современных учителей в профессиональной деятельности наблюдается состояние ...

Психический стресс, неудачи, незащищенность, бесцельное существование — самые разрушительные факторы стресса.

Есть много примеров того, что стресс благотворно влияет на организм, значительно повышая работоспособность человека. Например, холодовой стресс может благотворно сказаться на психологическом и физическом состоянии. Умеренное недоедание вызывает легкий, не вредный, но формирующий стресс.

Установлено, что стресс обладает обезболивающим действием.

Стресс — это просто новые названия хорошо известных явлений и состояний. Например, потеря надежды, глубокая неудовлетворенность жизнью или собой, чувство беспомощности.

Виды стресса. В обыденной жизни выделяют два вида стресса: эустресс и дистресс. Эустресс предполагает возникновение желательного, т.е. положительного эффекта, а дистресс — отрицательного.

Обычно стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается повышенным физиологическим стрессом.

По гипотезе всемирно известного канадского физиолога Г. Селье, отсутствие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной степени сопровождается возрастанием стресса. Отсутствие стресса, с точки зрения Г. Селье, означает смерть. Избежать его не представляется возможным. По словам Селье, «Чтобы разобраться в своей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и долгосрочную задачу. Мы должны бороться за цель, для достижения которой нужно много работать. Отсутствие такой цели — один из самых серьезных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающий человека на безрадостный застой».

Г. Селье отметил еще одно важное обстоятельство, касающееся стресса: один и тот же стресс может вызывать разные реакции у людей. Он назвал их «обусловленными факторами». Они могут быть внешними или внутренними. Под влиянием этих факторов степень нормально переносимого стресса может превратиться в болезнь, вызывающую болезнь и «адаптацию».

Один и тот же стимул не влияет на разных людей одинаково, в зависимости от индивидуальности внешних и внутренних условий, которые определяют реактивность каждого.

Различные психологические проявления стресса находят отражение в физиологических реакциях. Наличие прямой корреляции между физиологическими реакциями организма и психологическими характеристиками стресса позволяет использовать изменения физиологических реакций в качестве объективного показателя психологического (эмоционального) стресса.

Стресс может быть результатом определенных социальных влияний. В этом случае социальная трансформация и перестройка человеческих отношений могут быть средством защиты от стресса.

Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. В то же время эффект стресса может иметь внутренние причины и быть следствием неспособности удовлетворить насущные потребности.

Фазы стресса. Стресс характеризуется тремя фазами: тревога, сопротивление и истощение. Люди со стабильной эмоциональной психикой способны преодолеть фазу тревоги. Эмоционально неуравновешенных людей сразу охватывает тревога, которая затем переходит в страх. Затем эти люди испытывают истощение, которое принимает форму обреченности и отчаяния.

6 стр., 2702 слов

Управление стрессами

... конфликтом – различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе [2-4, 9-11]; § специфическая организационная структура – например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса ... понимания стресса на рабочем месте и методов управления стрессом в современных организациях. Таким образом, в контексте данной работы, стресс можно ...

Устойчивость к стрессовым факторам может обеспечиваться двумя путями: эмоциональной тренировкой и тщательным обучением с применением проигрывания сложных ситуаций и др.

Психологические резервы людей находятся в их психике и, прежде всего, в эмоциональной сфере. Под эмоциями понимается переживание человеком его или ее личных отношений с действиями других и с самим собой.

Человек живет в мире положительных и отрицательных эмоций, зависящих от жизненных ситуаций.

В жизни эмоции создаются различными формами эмоциональных состояний, различающихся по продолжительности и интенсивности. Ими являются настроения, страсти и аффекты. Настроение характеризуется интенсивностью, достаточно интенсивной продолжительностью курса, а также неопределенностью и «безответственностью» переживаний.

В отличие от настроения, страсть — это более сильное, глубокое и продолжительное эмоциональное состояние. Страсть мобилизует человека на достижение поставленных им целей. Это может положительно повлиять на человеческую личность, но также может разрушить личность.

Привязанность — это своего рода эмоциональное состояние, которое протекает с большой и ярко выраженной интенсивностью. Особенности его состояния в том, что привязанность имеет бурное внешнее проявление, характеризуется непродолжительностью, при этом поведение безответственное. Любые эмоции могут при определенных условиях доходит до аффекта. Негативные аффективные состояния обычно приводят к негативным последствиям для человеческого организма.

Согласно имеющимся научным данным, негативные последствия стресса в наше время уносят все больше и больше человеческих жизней. Сейчас принято разделять стресс на эмоциональный и информационный. Информационный стресс связан с неспособностью справиться с лавинообразным потоком информации.

Стресс может возникать не только под действием сильного раздражителя, но и при проявлении небольших и постоянных негативных воздействий, вызывающих у человека состояния угрозы, тревоги, негодования, опасности.

Последствия стресса сопровождаются различными реакциями: от состояния повышенной активности до депрессивного состояния.

В проявлении стресса имеют значения индивидуальности людей. Нет двух людей с одинаковой реакцией на стресс. Большая часть стресса в жизни человека инициируется и воспроизводится им самим.

Когнитивные и аффективные реакции на стимулы играют роль в превращении большинства стимулов в факторы стресса.

Если стимул не интерпретируется как угроза или вызов человеку, стрессовая реакция вообще не возникает.

Стресс не всегда результат повреждения. Стрессовое действие стрессора зависит только от интенсивности требований к приспособляемости организма.

Любая нормальная деятельность — игра в шахматы и даже ходьба — может вызвать значительный стресс, не причиняя никакого вреда.

Система стрессоров столь же разнообразна и многочисленна, как и вся внешняя среда организации. Любой из его компонентов при определенных условиях может стать стрессором.

Существует много факторов, вызывающих стрессы. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой организации — организационными факторами или событиями в личной жизни человека — личными факторами.

34 стр., 16809 слов

Профессиональный стресс в управленческой деятельности

... производственной задачей, опасной ситуацией. Проблема психологического стресса, в том числе специалистов различных сфер профессиональной деятельности, приобретает все ... единственный неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные ... 40,5о C представляет реальную угрозу для его жизни, а температура среды обитания может колебаться на ...

Организационные факторы.

Рассмотрите те факторы, действующие в организации, которые вызывают стресс.

1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени — налицо конфликтная ситуация, которая и приводит к стрессу.

Сотруднику просто поручали непомерное количество задач или неоправданный уровень производства на определенный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию (чувство крушения), беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным. Состояние фрустрации больше характерно для человека, находящегося в состоянии межличностного конфликта и в сложных условиях.

2. Конфликт ролей.

Конфликт ролей возникает, когда к сотруднику поступают конфликтующие запросы. Например, продавцу может быть поручено немедленно отвечать на запросы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с покупателем, ему советуют не забыть заполнить свои полки товарами.

Ролевой конфликт может возникнуть и при нарушении принципа индивидуального управления. Два руководителя в иерархии могут давать сотруднику противоречивые инструкции. Например, руководитель предприятия может потребовать от менеджера магазина максимизировать производство, а руководитель службы технической инспекции может потребовать соблюдения стандартов качества.

Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.

3. Неопределенность ролей.

Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

4. Неинтересная работа.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная» работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим. Здесь имеет место внутриличностный конфликт, что вызывает напряжение и приводит к стрессу. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.

5. Существуют также и другие факторы.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу, межличностный конфликт тоже могут вызвать стресс. Область межличностного стресса взаимодействует с определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.

8 стр., 3946 слов

Разработка программы по организации процесса высвобождения персонала ...

... процесс высвобождения персонала не однозначен. Высвобождение персонала, как одна из технологий персонала, требует большого внимания. Ввиду важности такого события, как уход из организации, основная задача служб управления персоналом при ... Трудовая деятельность связана не только с доходом, но и с возможностью развития, самореализации сотрудника. В-третьих, труд имеет социальное измерение. В ...

К факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

Личностные факторы.

Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.

Если мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, способные вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов).

Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации. Чтобы как-то различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные выделили особым названием — эвстресс, отрицательные оставили как просто стресс.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека).

Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.).

Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

И если конфликт не разрешился благополучно и какая то потребность человека осталась неудовлетворенной, то стрессовая ситуация остается актуальной и может привести к деструктивным последствиям. В этом случае необходимо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации.

1. Прежде всего необходима достаточная информация о возможности наступления подобных ситуаций.

2. Необходимо продумать, как предупредить конкретные жизненные опасности, чтобы не возникла ожидаемая критическая ситуация, или попытаться найти способы ее смягчения.

3. Не спешить делать преждевременные скоропалительные выводы, не принимать решений сгоряча, в состоянии нервозности или истерии, до того как ожидаемые события начались. Не пытаться в преддверии самого события, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения — ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.

4. Помнит, что большую часть вызывающих стресс ситуаций мы способны решить сами, не прибегая к помощи специалистов.

5. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решения сложных ситуаций — это одно из главных условий активной сопротивляемости стрессу. По возможности не поддаваться панике, не впадать в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям. Наоборот, нужно стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс.

6. Необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том числе и негативные, — неотъемлемая часть жизни.

7. Помнить, что стрессовыми ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации. Это самый надежный способ подготовки борьбы с ними.

8. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных организмов. Кроме того, создаются благоприятные возможности для развития способности к контролю своего поведения, своих реакций и для самостоятельного овладения стрессом.

9. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоциональные тылы, помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие вам эмоциональную и моральную поддержку.

10. Преодолеть стрессовые ситуации могут помочь некоторые социальные институты: например, дошкольные учреждения, курсы будущих матерей, консультации для молодых супругов и т.д.

В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений.

Человек постоянно взаимодействует с окружающей средой, в которой находятся стрессовые факторы. Стресс может проявляться в психологических и поведенческих реакциях, природа же реакции зависит от индивидуальности человека. Некоторые более чувствительны к стрессу, другие используют защитный механизм, противостоя негативному влиянию окружения..

Стресс не возникает из вакуума: его основой является множество факторов, которые называют стрессовыми и которые объективно существуют в нашем окружении. Модель, представленная на рисунке 1, позволяет проанализировать различные факторы окружения человека, ведущие к проявлению стресса и появлению защитной реакции.

Рисунок 1 « Модель стресса»

1.2 Шкала оценок социальной адаптации

Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения. т.д.

В общем смысле адаптацией является реакция субъекта на изменение условий его жизнедеятельности, которая противодействует действительному или возможному снижению ее эффективности.

Процесс адаптации включает несколько этапов:

Ознакомительный, длящийся примерно месяц. В его рамках происходит знакомство нового сотрудника с организацией, обязанностями, правами, требованиями, возможностями (за этот период можно продемонстрировать свои возможности).

Одновременно происходит оценка его подготовленности к работе.

Этап вхождения ( продолжительностью до года), когда достигается овладение системой знаний и навыков, необходимых для выполнения профессиональных требований, освоение в новом коллективе.

Интеграционный, в течение, которого постепенно происходит приобретение, углубление и совершенствование необходимых навыков и знаний, формирование их единого комплекса. Работник приобретает квалификацию соответствующего уровня, превращается в специалиста, способного самостоятельно и заинтересован, но работать, получать удовлетворение от своего труда, стремиться к совершенствованию.

Способность человека к адаптации определяется возможностью предвидеть основные негативные факторы, с которыми он может столкнуться, и умением быстро на них реагировать.

Введение в организацию обычно осуществляется кадровыми службами в основном в форме курса общей ориентации, который читается группе вновь принятых работников. Здесь происходит их ознакомление с организацией, ее политикой (в том числе в кадровой сфере), условиями труда, правилами поведения, основными требованиями к работе. В фирме обычно сообщаются следующие сведения:

  • об организации в целом: история, традиции, структура, руководство, виды деятельности, продукция, потребители, приоритеты развития, проблемы
  • порядках — процедуры найма, увольнения, требования к внешнему виду, по ведению, внутренние отношения
  • оплате труда — формы и системы вознаграждения, оплата за выходные и сверхурочные, условия премирования и прочее
  • режиме труда и отдыха, порядке предоставления отпусков и отгулов
  • дополнительных льготах страхование, выходные пособия, возможности обучения
  • охране труда и технике безопасности риск и опасности, связанные с выполнением работы, меры предосторожности, места оказания медицинской помощи, способы поведения при несчастных случаях и оповещений о них, требования к здоровью
  • вопросах, связанных с управлением персоналом условия назначения на должность, перемещения, увольнения;
  • испытательный срок, права и обязанности отношения с непосредственным руководителем и другими менеджерами, оценка работы, дисциплина, поощрения и взыскания
  • о решении бытовых проблем комната отдыха, условия парковки машин и прочее

Процесс адаптации часто бывает, сопряжен со стрессом. Стресс представляет собой особое нервное состояние индивида, порожденное тем, что окружающая действительность в его восприятии существенно отличается от ожиданий. Такое расхождение вызывает неприятные ощущения, затянувшееся переживание которых (воспоминание и переосмысление, продолженное в воображении) становится причиной нервно-психических расстройств.

Основные источники стрессовых ситуаций:

  • особенности трудового процесса: «рваный» ритм, повышенная ответственность, однообразие, монотонность, плохая организация деятельности, отсутствие необходимых перерывов, дефицит времени и прочее
  • положение индивида в организации: плохие условиями труда, отсутствием должного уважения со стороны окружающих, поддержки, неудовлетворительной заработной платой и невозможностью реализовать себя
  • неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, отсутствие взаимной поддержки и помощи, плохие отношения с руководством
  • трудности согласования служебных и семейных обязанностей.
  • неумение сотрудника самостоятельно справиться с возникающими проблемами
  • личные качества работника: отсутствие необходимых знаний, навыков, низкая способность контролировать себя, свои эмоции
  • неблагоприятные социальные и бытовые условия

Введение в должность направлено на то, чтобы снять напряжение новичка, вызвать интерес со стороны новичка к организации и к работе в ней, обеспечить базовой информацией по вопросу организации труда, ознакомить со стандартным исполнением и производственным поведением, возможностями обучения и развития.

  • 1.3 Особенности управления персоналом в стрессовых ситуациях
    • Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель — подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководителям, в чьи обязанности входит снижение уровня стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.
    • Антистрессовое руководство. Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям:
    • Почаще задумываться над точностью оценки способностей и склонностей работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий — важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.
    • Не пренебрегать «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.
    • Не раздражаться, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудить с ним основательность отказа.
    • Как можно чаще демонстрировать свое доверие и поддержку подчиненным.
    • Использовать стиль руководства, соответствующей конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.
    • При неудачах сотрудников оценивать в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
    • Не исключать из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
    • Запретить себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
    • Если возникла необходимость как-то покритиковать, не упускать из виду правил конструктивной и этической критики.
    • Периодически задумываться о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держать в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.
    • Выполнение руководителями этих несложных рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.
    • Антисрессовые подчинения. Одновременно в тех же целях навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают такой перечень минимизации стрессов на работе:
    • Если не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постараться тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров.
    • Обсудить ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботиться при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся — вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.
    • Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи» но не всегда в состоянии ее наладить.
    • Если чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте дверь»: объясните, что вы совсем не против новых заданий, если только вам позволят освободиться от части старых.
    • Не стесняться требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.
    • Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заведомая противоречивость предъявляемых требований, не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.
    • При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15 — минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.
    • Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. Набираться опыта на собственных ошибках — естественное право любого человека.
    • Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно — приемлемых формах. Социально — одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.
    • Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современной управленческо-психологической мыслью, встречаются и довольно неожиданные, идущие в разрез с общепринятыми представлениями. Так, например, широко распространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако все не так просто. Оказалось, что работники, которые воспринимали свою семью как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт подтверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая заработная плата или высокая должность. Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на работе. Вывод очевиден: не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса.
    • Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов в рабочих группах поневоле носят достаточно общих характер. Конкретная стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем общения и пр.).

      Кроме того, наша восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы — это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Таким образом, одним из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.

2. Характеристика деятельности компании «ООО Центр услуг управления жилыми домами»

2.1 Общие сведения о компании

Предлагает новую модель обслуживания многоквартирных жилых домов. Основой, которой является тесное взаимодействие с представителями собственников МКД или председателями ТСЖ. Для нас нет невозможных задач, а есть желание сделать по новому, лучше и комфортнее.

Приоритетные направления деятельности компании — совершенствование системы обслуживания жилищного фонда, прозрачный механизм взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями, повышение качества предоставляемых услуг. Управляющая компания осуществляет техническое обслуживание мест общего пользования, инженерных коммуникаций, капитальный ремонт жилищного фонда и инженерных коммуникаций, а также оказывает ряд платных услуг:

  • Сантехнические услуги;
  • Общестроительные услуги;
  • Электромонтажные услуги;
  • Прочие платные услуги.

Анализ структуры персонала ООО «Центр услуг управления жилыми домами» по категориям работников в 2010-2012 гг. представлен в таблице 2.1

Таблица 2.1. Анализ структуры персонала ООО «Центр услуг управления жилыми домами» по категориям работников в 2010-2012 гг.

N п/п

Категория персонала

Период

Темп роста

2010 г

2011 г

2012 г

2011

2010

2012

2011

20122010

1

Руководители, %

6,8

7,2

7,5

105,8

104,1

110,2

2

Специалисты, %

16,7

17,5

18,0

104,7

102,8

107,7

3

Технический и обслуживающий персонал, %

75,5

75,3

74,5

99,7

98,9

98,6

Итого

100

100

100

Таким образом, за последние три отчетных года имел место рост удельного веса руководителей и специалистов на 10,2 п. и 7,7 п. соответственно при одновременном снижении численности технического и обслуживающего персонала на 1,4 п. Это связано с ростом аппарата управления и в целом является неблагоприятной тенденцией.

Анализ возрастной структуры персонала ООО «Центр услуг управления жилыми домами» в 2010-2012 гг. представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3. Анализ возрастной структуры персонала ООО «Центр услуг управления жилыми домами» в 2010-2012 гг.

N п/п

Возраст

Период

Темп роста

2010 г

2011 г

2012 г

2011/

2010

2012/

2011

2012/

2010

1

18-35 лет, %

22,4

21,7

20,5

96,8

94,4

91,5

2

36-55 лет, %

69,1

69,0

69,7

99,8

101,0

100,8

3

Старше 55 лет, %

8,5

9,3

9,8

109,4

105,3

115,2

Итого

100

100

100

Таким образом, за 2010-2012 гг. имела место очень неблагоприятная ситуация, связанная со старением персонала — доля лиц старше 55 лет увеличилась на 15,2 п., а доля лиц моложе 35 лет уменьшилась на 8,5 п. В связи с этим руководству ООО «Центр услуг управления жилыми домами» необходимо уже в ближайшее время планировать мероприятия, направленные на привлечение молодых сотрудников.

2.2 Организационная структура на примере предприятия

Характеристика существующей организационной структуры предприятия «ООО Центр услуг по управлению жилыми домами».

Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли. Для достижения целей, Предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды деятельности:

  • Предоставление коммунальных услуг населению, учреждениям и организациям (саночистка, содержание свалки, водоснабжение и теплоснабжение);
  • Капитальный ремонт жилищного фонда, дорог, сетей водотеплоснабжения;
  • Производство стройматериалов;
  • Техническая эксплуатация жилфонда, систем отопления, водопровода в жилфонде, наружных сетей теплоснабжения;
  • Предоставление гостиничных услуг;
  • Транспортные услуги по перевозке грузов предприятия, населения;
  • Торгово-закупочную деятельность.

В исследуемом мною предприятии существует линейно-функциональная структура управления, которая обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные — консультировать в разработке каких-либо вопросов.

Рассмотрим должности предприятия.

Директор действует от имени предприятия, представляет его интересы совершает в установленном порядке сделки от имени предприятия, утверждает структуру и штатное расписание предприятия, осуществляет прием на работу работников предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством, а также несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами.

Главный инженер осуществляет руководство техническими службами предприятия. Он также определяет техническую политику и направления технического развития предприятия в условиях рыночной экономики, пути реконструкции и технического перевооружения действующего производства, уровень специализации и диверсификации производства на перспективу.

Главный бухгалтер формирует учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации; руководит формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета.

Экономиста предприятия руководит экономической деятельность предприятия, организация работы по повышению квалификации подчиненных работников.

Секретарь относится к категории служащих. Секретарь выполняет технические функции по обеспечению и обслуживанию работы руководителя предприятия или его подразделений; получает необходимые руководителю сведения от подразделений, или исполнителей, вызывает по его поручению работников; организует телефонные переговоры руководителя, принимает и передает телефонограммы, записывает в его отсутствие принятые сообщения и доводит до сведения руководителя их содержание; осуществляет работу по подготовке заседаний и совещаний.

4

Рисунок 2 «Организационная структура компании «Центр услуг по управлению жилыми домами»».

3. Разработка рекомендаций по управлению персоналом в стрессовых ситуациях в «ООО Центр услуг управления жилыми домами»

стресс персонал управление

3.1 Предложения по применению организационными методами управления стрессами

Организационные методы — методы, направленные на уменьшение степени экстремальности факторов производственной среды и их большее соответствие психофизиологическим особенностям работника.

Можно классифицировать методы по типу инструментов, используемых для управления стрессом и сферы, на которую их использование направлено:

1. Непосредственно организационные методы — это большой блок мероприятий, направленных на анализ структуры организации, ее целей и способов достижения этих целей с учетом требований стрессовых ситуаций.

Если говорить о факторах профессионального стресса, то, как было сказано выше, основной его причиной является содержание работы, поэтому для начала надо определить какой труд лежит в основе деятельности организации, и какой труд необходим работнику для удовлетворения своих материальных и моральных потребностей, а именно:

  • работа должна быть интересной;
  • вознаграждение и признание труда должно быть справедливым;
  • рабочая среда должна соответствовать современным санитарным нормам;
  • надзор руководства должен быть минимален, но при этом осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость;
  • работники должны участвовать в принятии решений относительно их работы;
  • должны быть обеспечены гарантии работы и развитие дружеских взаимоотношений с коллегами;
  • должны быть обеспечены средства бытового и медицинского обслуживания.

В условиях качественной профессиональной жизни сотрудник обычно воспринимает значимость своей работы, ощущает ответственность за результаты и знает, насколько его труд эффективен. Необходимо определять базовый объем работ, который позволяет работнику испытывать все эти три психологических состояния. Ощущение значимости труда можно реализовать за счет предоставления работнику возможности расширения количества трудовых навыков, определенности производственных заданий, повышения их важности. Ответственность за результаты труда можно усилить, предоставив работнику больше самостоятельности. Осознание реальных результатов труда развивается, если работник получает ответную информацию.

Если выполняются предъявленные требования, то можно говорить о том, что работа приносит работнику полное удовлетворение и тогда организационные методы можно определить как совершенствование организации труда, направленное на то, чтобы труд стал давать большее внутреннее удовлетворение и больше возможностей для удовлетворения высших потребностей человека — заинтересованности, самоутверждения и развития личности. Получение такого удовлетворения — самое важное и полезное лекарство от стресса на работе, позволяющее имеющийся уровень

Для решения подобной задачи требуется:

— Рациональная организация рабочих мест — все подразделения в фирме должны иметь реальную производственную значимость, быть необходимыми в равной степени и функционально зависимыми друг от друга. Недостаток полномочий или их переизбыток, неравенство имеющихся ресурсов, неопределенность в понимании самой сущности выполняемой работы — мощные двигатели к развитию стресса, причем на всех уровнях персонала фирмы. Рационализация рабочих мест кроме решения перечисленных проблем предполагает также совершенствование производственных связей: налаживание всесторонней коммуникации и информационного обеспечения. Оформлено это может быть в штатном расписании организации и в должностных инструкциях для работников, где четко очерчивается круг выполняемых трудовых действий и их объем.

Очень интересен пример решения ситуации, когда управленческий стресс связан с постоянной нехваткой времени на консультирование сотрудников по возникающим у них вопросам — имеет место нерациональное распределение обязанностей.

Согласно новому правилу, сотрудник, представивший проблему для обсуждения, обязан подготовить записку с ответами на четыре следующих вопроса:

  • В чем суть проблемы?
  • В чем ее причина?
  • Каковы возможные решения?
  • Что конкретно вы предлагаете?

В результате сотрудники стали редко обращаться к руководителю за советом. Они поняли — для того, чтобы ответить на предложенные четыре вопроса, нужно собрать факты и проанализировать создавшееся положение. После этого в большинстве случаев нужда в консультациях руководителя отпадает. Когда же консультации все-таки необходимы, на них уходит лишь треть времени, тратившегося в прошлом. Дискуссия протекает упорядочнее, в логической последовательности, и в результате принимается разумное решение.

— Разработка объема труда и увеличение его содержания — необходима как для деятельности самой фирмы, так и для работоспособности самого работника. Требуется оптимальный расчет такого объема рабочей нагрузки, который не будет слишком большим, чтобы сотрудники теряли самооценку своих способностей и находились на грани стрессового истощения, или слишком маленьким, для того, чтобы сотрудники не начали переживать из-за низкой значимости, невостребованности своего труда.

Если говорить об определении объема работ — это расчет количества различных операций, выполняемых работником и частота их повторения. Объем называют узким, если рабочий выполняет лишь несколько операций и повторяет их часто. Типичным примером может служить работа на сборочном конвейере. Объем работы называют широким, если человек выполняет много различных операций и повторяет их редко. Содержательность работ определяется степенью влияния, которое работник может оказать на работу и рабочую среду. Она зависит от степени самостоятельности в планировании, выполнении, определении ритма работы, от участия в принятии решений. Работу можно реорганизовать, изменив ее объем или содержательность. Расширение объема и обогащение содержания работы — это два наиболее широко применяемых современных метода совершенствования организации труда.

— Подбор и расстановка кадров должны осуществляться на основании должностных инструкций, в которых должны быть четко прописаны обязанности и права работника, а также составлен его приблизительный профессиональный портрет, который включает в себя и социально-психологическую оценку.

— Уместно при найме на работу и в процессе ее выполнения проводить оценку способностей, потребностей и склонностей подчиненных и выбор соответствующего объема и типа работы для них. Можно увеличивать нагрузку, когда они добьются успеха при выполнении заданий (если они этого желают).

В подходящих случаях можно делегировать полномочия и ответственность. При найме целесообразно включать в набор вопросников тест на стрессоустойчивость, если выполняемая функция связана с такими условиями работы.

  • Обеспечение моральной и материальной заинтересованности работника в результатах труда, обеспечение надлежащего вознаграждения за эффективную работу, т.е. постоянная работа на повышение мотивации сотрудников.

2. Технологические и технические методы — определяют формирование адекватной организации производственного процесса и условий его протекания. Предполагается совершенствование условий труда предпочтительно в двух направлениях:

— разработка и оптимизация оптимальных режимов труда и отдыха — происходит с опорой на анализ кривой работоспособности человека. Такой анализ позволяет выделить критические моменты, когда резко снижается производительность и растет утомление. Время назначения перерыва должно приходиться на начальные периоды изменения состояния, т.е. предшествовать появлению выраженного сдвига на кривой работоспособности.

Кривые работоспособности — это зависимости между эффективностью деятельности и временем ее выполнения. Наиболее типичные стадии: в начале работы наблюдается период врабатывания (включает в себя также фазы мобилизации, первичной реакции и гиперкомпенсации), затем следуют периоды оптимального выполнения деятельности, утомления и «конечного порыва». Однако их продолжительность, чередование и степень выраженности определяются воздействием множества факторов и могут варьировать вплоть до полного выпадения некоторых из них. Перенапряжение возникает на последних стадиях кривой работоспособности, восстановление работоспособности происходит лишь после прекращения работы, но если период отдыха не очень продолжительный, то может наблюдаться эффект накопления утомления, что приведет к истощению организма.

Здесь стоит учитывать мнение, что благоприятный эффект коротких и частых пауз значительнее, чем более продолжительных и редких. Действительно, для многих видов труда, особенно монотонных, наличие частых коротких перерывов для отдыха весьма желательно. Естественно, не надо забывать и об индивидуальных особенностях физической и психической конституции работников, в соответствии с которыми разные люди имеют различные возможности и границы в работоспособности и производительности.

— усовершенствование орудий и средств труда, оборудования и самой технологии производства — особенный вопрос, учитывая стремительное развитие электроники. Организации, использующие поточно-массовую технологию, по каким-то причинам не применяющие автоматические линии, имеют меньше возможностей совершенствования организации, чем предприятия, выпускающие единичную продукцию. Наилучшие возможности для прогрессивной организации труда открываются при создании новых заводов, предприятий, учреждений. В случае же модернизации старого предприятия надо учитывать, что отдельные категории лиц (чаще пожилого возраста) могут негативно относиться к внедрению инноваций, и потребуется применение к ним дополнительных мер урегулирования стресса, но уже связанного с другими причинами.

— отдельное направление возникает при решении проблемы, связанной с возникновением экстремального фактора стресса в результате монотонности труда — чередование функций в процессе выполнения работы. Можно использовать метод антистрессовой защиты в виде переключения внимания, но направить его на продуктивное для предприятия действие — выполнение обязанностей, совершенно различных по своей природе.

3. Физиологические методы — призваны восстанавливать психофизиологическое состояние работников с целью повышения их физического здоровья:

  • оптимизация питания;
  • фармакотерапия;
  • массаж и самомассаж;
  • занятия йогой, производственной гимнастикой;
  • профилактика и лечение профессиональных заболеваний,
  • нормализация экологических факторов производственной среды и др.

4. Социально-психологические методы включают создание благоприятного социально-психологического климата, разработку антистрессовой программы и профилактику неблагоприятных состояний.

Для создания благоприятного климата нужны как внутренние совершенствования — комплектование кадров все же следует проводить с учетом совместимости различных типологий характеров человека, стремясь при этом сочетать людей с общими моральными, культурными ценностями, не обладающих слишком разными материальным и социальным статусами. И необходимы внешние факторы, такие как перечисленные в первом пункте плюс дополнительно особенности руководства коллективом. Здесь уместно отметить рекомендации руководителю для формирования позитивного отношения работников к управлению и собственному месту в организации: