Отчет по практике пример секретаря

Отчет по производственной практике
Содержание скрыть

СРОКИ ПРАКТИКИ_с 04.03.2020 по 14.03.2020 года, БАЗА ПРАКТИКИ, Дудова Аза Майрбековна

Цели деятельности педколлектива определены в школьных документах. В работе с учащимися школа руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями Министерства образования РФ, Министерства образования Республики Крым, в которых определён круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.

Школа работает по направлениям:

— создание комфортных условий успешного обучения и воспитания каждого ученика;

— формирование системы диагностики интересов творческих возможностей и развитие личности школьника и учителя;

— сохранение здоровья учащихся;

Организация учебного процесса осуществляется в соответствии с государственными нормативными документами об образовании и требованиями образовательных стандартов.

Воспитательная работа в школе ведется по следующим направлениям: гражданско-патриотическая, воспитательно-познавательная, трудовая, нравственно-правовая, эстетическая, используются здоровьесберегающие технологии. Учителя используют разнообразные формы воспитательной работы – , предметные недели, тематические вечера, конкурсы, викторины, беседы.

Основные цели прохождения практики:

— закрепление на практике теоретических знаний по педагогике;

— получение целостного представления о педагогической деятельности в рамках учебного заведения;

— развитие собственных педагогических способностей;

— овладение современными технологиями обучения и воспитания;

— освоение методик преподавания русского языка и литературы, используемых в учебном процессе;

-научиться осуществлять контроль за результатами деятельности учащихся.

12 стр., 5598 слов

«Проектная деятельность в начальной школе» методическая разработка

... оппонентов, аргументированность ответов. Артистизм и выразительность выступления. Результатом проектной и исследовательской деятельности в начальной школе является формирование и развитие, вместе с другими, общеобразовательных ... В школьных проектах упор делается на воспитание активного, предприимчивого человека, который учится придумывать для себя планы и проекты. Проект - это метод обучения, ...

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.

Мое присутствие на лекциях учителя-предметника стало большим вкладом в формирование представления о личности учителя и, собственно, о процессе обучения. Целью моего присутствия был анализ деятельности учителей, особое внимание я уделил методам подачи материала и построению урока. Следует отметить, что только благодаря такому целенаправленному наблюдению я смог понять, что работа учителя — это огромный труд, художественные и педагогические знания.

Во время стажировки работала учителем-предметником, а также классным руководителем. Несмотря на то, что мне пришлось много потрудиться при подготовке занятий и внеклассных занятий, это занятие принесло мне огромное моральное удовлетворение и, конечно же, впечатления от проведения одних уроков были самыми яркими за весь период практики.

В процессе проведения совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.

Очень важным, если не решающим фактором, способствовавшим моему успеху, было доброжелательное и активное отношение учителей. Мне никто не отказывал в помощи, некоторые учителя давали ценные советы, помогали в освоении уроков.

Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями. В каждом классе есть излишне активные ученики, привыкшие быть в центре внимания. К таким ученикам нужно было найти подход, и в большинстве случаев я справлялся с этой задачей. Кроме того, на уроках я для себя заметила, что очень важно следить за грамотностью своей речи, содержание преподаваемого материала должно соответствовать возрастным и образовательным особенностям класса. Речь должна быть последовательной, четкой и доступной для восприятия. Кроме того, вы всегда должны быть готовы к дальнейшим вопросам. Вы не можете игнорировать их, потому что можете потерять интерес, доверие и уважение к классу. Чтобы быть готовым к разного рода непредвиденным обстоятельствам и неожиданным вопросам, очень важно спланировать и тщательно продумать все аспекты подготовки учебного материала.

Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств имело изучение и составление характеристик класса. Это задание побудило меня посмотреть на учеников в классе, выявить преобладающие модели поведения, проанализировать, дать объяснения различным фактам, событиям, проявлениям личности в закрытой группе.

2 стр., 973 слов

Дневник педагогической практики слушателя практиканта курсов ...

... развития педагогического мышления, творческого отношения к профессиональной деятельности, проверки их теоретической подготовки. В ходе практики, обучающиеся знакомятся с учебным заведением (с администрацией, учителями; ... учителем и классным руководителем составляет свой индивидуальный план работы. проводит психолого-педагогическое изучение учащихся и коллектива на основе ознакомления с дневниками, ...

В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания по педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); умение грамотно распределять время урока и нагрузку в соответствии с уровнем знаний как в классе, так и отдельных учеников; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.

Ф И О

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ

Виды деятельности, включая самостоятельную работу студентов

Знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в школе.

Собеседование по месту обучения, встреча и собеседование с лицом, ответственным за обучение, определение видов учебной деятельности в ходе педагогической практики.

Наблюдение и анализ деятельности учителя при проведении уроков.

Знакомство с рабочей программой и календарно-тематическим

Составление индивидуального плана работы на практике.

Проведение внеклассного мероприятия и классного часа., Анализ проведенного урока и внеклассного, Составление психолого-педагогической характеристики на учащегося и классного коллектива., Защита отчета по педагогической практике, Подготовка и оформление отчетной документации по педагогической практике:

— Индивидуальный план педагогической практики;

— Отчет о прохождении педагогической практики.

Руководитель от ОУ Хасульбекова Элима Эмдыевна

Групповой руководитель Магомадова Ану Рукмановна

Руководитель практики от ИФИП ЧГПУ Магомадова Ану Рукмановна

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА, С. Я. МАРШАК. ПЬЕСА-СКАЗКА «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»

Имя существительное как часть речи

С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»., ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ., ТРАДИЦИИ НАРОДНЫХ СКАЗОК В ПЬЕСЕ-СКАЗКЕ, А. П. ПЛАТОНОВ. «НИКИТА»., БЫЛЬ И ФАНТАСТИКА. ДУШЕВНЫЙ МИР ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

С. ЧЕРНЫЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»

11. 03.2020г.

11 стр., 5280 слов

Анализ и самоанализ педагогической деятельности в процессе обучения технологии

... анализа и самоанализа урока технологии; изучить методические рекомендации проведения анализа и самоанализа в педагогической деятельности преподавателя технологии. сделать соответствующие выводы, подводящие итог исследования. Проблема анализа и самоанализа педагогической деятельности нашла отражение в работах ...

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

В. П. АСТАФЬЕВ. «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»., ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ И ЕГО ПОВЕДЕНИЕ В ЛЕСУ

Тема: Имена существительные собственные и нарицательные

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА, Содержание, цели, задачи воспитательного мероприятия

Веселый классный час, посвященный 8 марта

Классный час

РАСПИСАНИЕ УРОКОВ

Математика

Чеченский язык

2

История

Русский язык

Чеченская литература

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/otchet/primer-sekretarya/

3

Русский язык

Физическая культура

Математика

4

Музыка

Английский язык

Биология

5

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/otchet/primer-sekretarya/

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/otchet/primer-sekretarya/

Классный час

6

География

Физическая культура

Четверг

Пятница

Суббота

1

Технология

Чеченский язык

Русский язык

2

Математика

Математика

Математика

3

Чеченская литература

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/otchet/primer-sekretarya/

История

Физическая культура

4

Английский язык

Русский язык

Чеченский язык

5

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/otchet/primer-sekretarya/

ИЗО

6

ДАТА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ АНАЛИЗ

04.03.2020г.

21 стр., 10341 слов

«Развитие речевых и языковых компетенций на х русского языка ...

... ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ представляет собой результат осмысления речевого опыта учащимися. Включает знание основ науки о русском языке, ... о языке не является самоцелью. Одна из задач развития личности - «учить мыслить». Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную ... Повышение лингвистической компетенции, конечно же, должно осуществляться в первую очередь на уроках русского языка, но ...

Ознакомление с местом проведения практики. Знакомство с директором школы, делегатами по воспитательной и воспитательной работе, психологом и социальным педагогом. Прохождение инструктажа по охране труда и пожарной безопасности.

05.03.2020г.

Знание 5 класса, в котором будет проходить практика, знакомство с работой классного руководителя и учителей-предметников. Знание основной документации учителя русского языка и классного руководителя.

06.03.2020г.

Посещение урок русского языка и литературы. Посещение уроков учителей-предметников. Составление психологических портретов учащихся. Составление индивидуального плана работы по практике. Подготовка рефератов на самостоятельных уроках с учетом всех требований ФГОС.

07.03.2020г.

Проведение урока русского языка в 5 классе по программе Т.А.Ладыженской. Основные задачи, реализуемые на уроке: формирование языковых и языковых навыков, развитие внимания, мышления и памяти. Воспитание культуры общения и расширение кругозора. Во время проведения урока использовались наглядные пособия, реализовывались принципы связи теории и жизни.

Проведение индивидуального занятия со студентом, отстающим в овладении программой русского языка.

Приняла участие в Веселом празднике ко Дню 8 Марта.

10.03.2020г

Работа в качестве классного руководителя. Организация студенческих смен, воспитательная работа с индивидуальными учениками, работа с родителями. Проверка дневников учащихся.

Проведение классного часа на тему: «Взаимоотношения в коллективе». Урок был направлен на объединение класса, применялся индивидуальный и дифференцированный подход.

Участие в собрании родителей, ведение беседы с законными представителями на тему: «Роль семьи в формировании полноценной личности».

11.03.2020г.

Проверка рабочих тетрадей, проверка диктанта с оценками. Анализ ошибок, чаще всего допускаемых учениками. Подготовка урока по работе над ошибками.

12.03.2020г.

Проведение урока литературы в 5 классе. В ходе урока были реализованы развивающие и проблемные техники и методы обучения: моделирование проблемных ситуаций, эвристическая беседа. Реализовывались задачи аналитического чтения, межпредметные связи (культура речи, окружающий мир).

13.04.2020г

Классный час

14.03.2020г

Составление отчетных документов по практике, заполнение дневника.

Анализ внеклассного мероприятия

по популяризации здорового образа жизни

« Разговор о вредных привычках ».

1. Общие сведения., Мероприятие на тему, Дата проведения: 13.03.2020 года., Внеклассное мероприятие провела: студентка-практикантка Дудова А.М.

Цель: Продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью.

27 стр., 13480 слов

Дневник по практике классное руководство в начальной школе

... классный коллектив. 11. Характеристика деятельности класса (какие виды деятельности предпочитают в классе и т.д.). 12. Место класса в школе. 13. Цель и задачи в работе с классом (на период практики). Характеристика группы __________________________________________________________________________________________________________________урока ...

Задачи:

Развивать у учащихся отрицательное отношение к курению, алкоголизму, табакокурению, токсикомании.

Дать понять о последствиях употребления психоактивных веществ.

Воспитать умение прогнозировать результаты своего выбора.

Основные понятия: хорошие и вредные привычки, вредные вещества, психоактивные вещества, алкоголь, курение, наркотики, злоупотребление психоактивными веществами, их негативное влияние на органы и системы, организм человека.

II. Анализ подготовки мероприятия.

В обучении детей всегда актуальны мероприятия, посвященные теме здорового образа жизни. Данную необходимость диктует сама жизнь. Любой современный ребёнок должен понять и усвоить ценность здоровья. Мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, должны быть интересны ребенку и проходить в непринужденной и доброжелательной атмосфере.

Само мероприятие подготовлено при активном участии студентов с учетом их пожеланий.

В целом подготовка к мероприятию оказала стимулирующее влияние на сплоченность школьного коллектива.

Все студенты активно участвовали в подготовке этого мероприятия. В подготовительный период удалось заинтересовать студентов, заставить их понять необходимость и смысл предстоящей внеаудиторной деятельности.

III. Ход мероприятия.

Содержание занятия соответствовало поставленным целям; учащиеся проявляли познавательный интерес, так они принимали активное участие в обсуждении проблемных вопросов. Я использовала словесные (интерактивная беседа, рассказ), наглядные (демонстрация, иллюстрации), практические методы, соответствующие возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального и личностного развития.

Тема мероприятия актуальна для воспитания молодежи. Очень важно использование презентационного оборудования, которое помогло воплотить сюжет мероприятия в жизнь.

Ход мероприятия полностью соответствует поставленным целям: пробудить у ребят, заинтересованность и познавательную активность, оценить важность знаний, ознакомить учащихся с главными факторами здоровья, выработка негативного отношения к пренебрежению здорового образа жизни; содействовать подержанию здорового образа учеников и пренебрежению к негативным факторам, которые отрицательно влияют на здоровье.

Данная тема была подобрана для формирования жизненных навыков, способствовать воспитанию у детей привычки, а затем и потребности в здоровом образе жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья; формирования у учеников представление об ответственности за себя.

В ходе мероприятия отслеживалось взаимодействие учителя и учеников. Были распределены обязанности; выполненные задания адекватно оценивались, не вызывая неудовлетворения соперников.

27 стр., 13154 слов

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В ...

... начальных классов в организации проектной деятельности младших школьников. Разработать и протестировать серию проектов для второклассников по теме «Окружающий мир». методы исследования Практическая значимость Выпускная квалификационная работа ... Наибольшее значение для организации проектной деятельности в начальной школе имеет классификация проектов по ведущему виду деятельности (см. таблицу 1). ...

Формы проведения – коллективная работа, групповая и фронтальная. Прослеживается актуальность темы, соответствие учебных заданий, интерес студентов. На мероприятии основным выбрана деятельностный подход. Ученики сами обосновывали различные понятия, выбирали о каких факторах здоровья будут говорить на данном мероприятии, ставили цели и достигали их.

IV. Общая оценка воспитательного мероприятия.

Во время урока нам удалось установить хороший контакт с каждым учеником индивидуально. Общение было свободным и легким, стоит отметить веру студентов в важность моральных качеств в современном мире.

Цель и задачи, поставленные перед организацией данного мероприятия, достигнуты и выполнены в полном объеме.

Педагогическая ценность, Анализ урока русского языка в 5 классе., Имена существительные собственные и нарицательные

Цель данного урока – отработать умение определять падеж имен существительных.

Все задачи (образовательные, воспитательные, развивающие) были достигнуты. В соответствии с ФГОС все планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные и личностные) имели место на уроке.

Форма проведения — урок-путешествие позволила мне организовать класс, настроить обучающихся на работу, на восприятие нового материала. Вы сами были свидетелями того, как они активно включились в работу. Введение в урок инновационных технологий, а также познавательных игр позволило мне облегчить процесс систематизации информации о падежных окончаниях и о склонении существительных. Эффективность учащихся во время урока была обеспечена за счет реализации ориентированного на учащихся обучения, хорошо подобранных заданий и частой смены занятий. Лексическая работа и составление синквейна способствовали развитию речи. На уроке каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания, тем самым был реализован компонент социального взаимодействия, т.е. работа в группе. Этот компонент помогал детям находиться в процессе активной умственной деятельности, что, несомненно, влияет на общее развитие учеников. После каждого этапа урока проводились различные формы контроля, что позволяло создать психологический комфорт для каждого ученика на уроке. Было уделено внимание сохранению здоровья обучающихся.

Деятельность ученика, т.е. совершенствование способов деятельности

была на уроке ведущей, поэтому считаю, что удалось создать

Созданию

Положительная

Имена существительные собственные и нарицательные

Почему именно этот аргумент? Наблюдая за речью учеников, как они говорят, пишут, приходите к выводу, что эта тема актуальна как в старших, так и в младших классах, ведь знание выводов кейсов способствует формированию правильной и грамотной речи. Я считаю, что поставленные цели и задачи были достигнуты на уроке.

22 стр., 10996 слов

Методического дня, посещение открытых уроков и их обсуждение. Эти дни ﺍ

... реализации ФГОС на уроках права». Цель исследования: изучить готовность учителя к ведению юридических занятий в контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта. Предмет исследования - работа преподавателя юридических факультетов в контексте реализации ... обучению подростков в условиях реализации ФГОС, методические указания для педагогов в новых условиях. Методология ...

Психолого-педагогическая характеристика личности ученика и класса, Психолого-педагогическая характеристика ученика.

Ибакова Элина, 2008 года рождения

МБОУ «СОШ Горячеисточненская» 5 Класс.

Общее физическое развитие нормальное.

Состояние здоровья в норме

Семья полная, многодетная. Воспитание в семье отличное, девочке уделяется достаточно внимания. По словам классного руководителя, родители присутствуют на родительском собрании, интересуются занятиями дочери, при необходимости помогают с домашними заданиями.

Произвольное внимание сильно развито, но отличается нестабильностью. На уроках девочка часто отвлекается на посторонние шумы, участвует в разговорах на сторонние темы.

Учебный материал схватывает очень быстро, при работе над уроком, когда нужно прочитать новый материал и пересказать, она одна из первых выполняет задание. При повествовании материала появляется чувство чтения, есть грамотное использование синонимичных слов. Материал запоминает легко. Как выяснилось из слов учителя письма, у девочки прекрасная память, как краткосрочная, так и долговременная, был приведен пример со стихотворением, которое девочка смогла легко воспроизвести через месяц после непосредственного запоминания текста. По наблюдениям педагога-психолога, у девочки хорошо развита механическая и зрительная память.

Воображение развито в высокой степени. Легко придумывает образы, сюжеты.

ей интересны академические предметы, она всегда участвует во всех мероприятиях, предлагаемых учителями-предметниками. Он очень серьезно относится к оценкам, нервничает, если у него не лучшая оценка в классе. Хвала положительная, реакция на цензуру отрицательная. Основная причина образовательной деятельности — интерес; легко начинает изучать материал, если тема ей интересна.

Как ясно видно из слов учителей-предметников и классного руководителя, девочка очень организованна, всегда держит свои вещи в чистоте и порядке. Обладает высоким уровнем самообладания, девушка умеет самостоятельно работать над учебным материалом.

Относитесь к своей работе с уважением, как к своей, так и к чужим. К общественной жизни коллектива относится положительно. Активно интересуется музыкой, рисованием, но на любительском уровне.

Девушка беспокойная, много двигается, на перемене ни секунды не стоит на месте. При этом, иногда нарушая школьный режим, например, часто опаздывает на занятия или не успевает подготовиться к занятиям во время перерыва. Частично соответствует требованиям взрослых, игнорирует просьбы о тишине, постоянно обращается к одноклассникам. Может говорить одновременно с учителем.

12 стр., 5707 слов

По обществознанию » Роль образования в жизни человека»

... внешние и внутренние раздражители: А) Инстинкт Б) Деятельность В) Интеллект Г) Наследственность Реферат по обществознанию » Роль образования в жизни человека» ЭССЕ «Роль образования в жизни современного человека» Выполнил ... по обществознанию 5 класс Слайд 1 Одноклассники, сверстники, друзья Урок 17 Слайд 2 Цели урока содействовать формированию представления об истинном товариществе и верной ...

она популярна в команде, ее часто просят отменить или помочь выполнить задание. Сама девочка проявляет дружелюбие к одноклассникам, хотя иногда может оценивать их отрицательно, особенно когда она недовольна действиями или поведением одноклассников.

Можно отметить следующие положительные характеристики формирующейся личности: доброжелательность, готовность помочь, реактивность, добросовестность, искренность, аккуратность, настойчивость, целеустремленность. Девушка очень жизнерадостная, позитивно относится к новым людям, старается понравиться, произвести приятное впечатление. Всегда готова помочь, будь то учитель или одноклассник, не важно.

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

В 5 «а» классе 24 обучающихся: 13 мальчиков и 11девочек. 9 человека — 2007 года рождения, 1 ученик – 2006 года рождения и 14 учащихся – 2008 года рождения.

Все дети воспитываются в полных семьях. 3 ребенка – из многодетных семей. Условия жизни детей в семях удовлетворительные. Все ученики прилежные, аккуратные, обеспечены учебниками и необходимыми учебными материалами. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях.

В результате наблюдения за поведением учеников, индивидуальных бесед с детьми и родителями, вопросов можно сделать вывод, что у детей высокая мотивация к обучению, адекватная самооценка, а уровень образования достаточно высок.

В классе преобладает хорошее настроение, позитивное отношение к учебе. На уроках дети

Среди студентов Ильясов Хамзат отличается расширенным кругозором и повышенной любознательностью. Он пользуется авторитетом в классе, все его любят, уважают, слушают его, большинство учеников в классе хотят быть его друзьями.

Классный руководитель спокойная, доброжелательная женщина. Старается поддерживать в классе дружественную атмосферу, организует в классе различные мероприятия, ведет контроль посещаемости и активно сотрудничает с родителями учеников. При организации мероприятий обращает внимание на интересы каждого учащегося в отдельности и в соответствии с ними распределяет роли. Учащиеся в свою очередь любят классного руководителя, стараются ее не огорчать.

Поведение, в целом, в классе хорошее. Общий эмоциональный фон – ровный и спокойный. Дети сдружились между собой, стали терпимее друг к другу, готовы прийти на помощь. Но сплоченного коллектива еще нет. Недостаточно развита самокритика, обучающимся бывает трудно оценить свои возможности, они более требовательны к другим, чем к себе.

Большинство обучающихся принимает активное участие в общественной жизни класса.

Высшим органом самоуправления является классное собрание, планирующее, обсуждающее и оценивающее работу как класса в целом, так и работу каждого ребенка. Такая организация дает почувствовать каждому ученику свою принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности и ответственности.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ДНЕВНИКУ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА, ПРИЛОЖЕНИЯ №1, ПРИЛОЖЕНИЯ №2, ПРИЛОЖЕНИЯ №3, ПРИЛОЖЕНИЯ №4, ПРИЛОЖЕНИЯ №5, ПРИЛОЖЕНИЯ №1

Конспекты поурочных разработок (планов)

Уроки по предмету «Литература», Урок 1. С. Я. МАРШАК. ПЬЕСА-СКАЗКА

«ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»

Цели деятельности учителя:, Планируемые результаты изучения темы:, Предметные умения:, Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):, Личностные, Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные

Я думал, чувствовал, я жил.

И все что мог, постиг.

И этим право заслужил

На свой бессмертный миг.

С. Я. Маршак

Ход урока

I . Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.

Родился Самуил Яковлевич Маршак 3 ноября 1887 г. в городе Воронеже. Отцу приходилось часто менять место работы. Трудно пришлось мальчику при поступлении в Острогожскую гимназию, но позже он сумел перевестись в гимназию в Петербурге.

Судьба свела Маршака с известным критиком В. В. Стасовым, который душевно отнесся к мальчику: подарил библиотеку классиков, водил по музеям, познакомил юного поэта с М. Горьким и Ф. Шаляпиным.

В 1912 г. Маршак уехал учиться в Англию. В это же время сотрудничал с разными редакциями. Находясь в Англии, начал заниматься переводами английских и шотландских баллад, творений У. Блейка и Р. Бернса.

Тогда же начинает писать для детей. После 1917 г. заведует рядом детских домов и колоний в г. Краснодаре. Здесь впервые в стране был организован детский театр. Первые сказки С. Маршак написал для этого театра.

Писать для маленьких читателей было непросто: на писателя обрушились враги фантастики, веселых историй, сказок. Помог М. Горький, защитил детских писателей.

В течение жизни С. Я. Маршах очень ответственно относился к работе.

В 1964 г. писатель тяжело заболел, ослеп и умер в том же году.

Литературное наследие С. Я. Маршака до сих пор радует читателей и доставляет истинное наслаждение любителям чтения.

Чтение статьи о С. Я. Маршаке (учебник, с. 90-91).

II. Беседа о произведениях С. Я. Маршака.

В процессе диалога ребятам с учителем нужно вспомнить такие известные произведения, как «Вот какой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое», «Дети нашего двора», пьесы «Терем-теремок», «Про козла», «Умные вещи» и другие. Кратко рассказать содержание полюбившихся произведений или фрагментов из них. Можно организовать «путешествие» по иллюстрациям, созданным ребятами к произведениям С. Я. Маршака.

III. Работа над понятием «драматическое произведение».

Драма от греч. — действие — произведение, предназначенное для постановки на сцене.

В таких произведениях многое рассчитано на восполнение игрой актеров, декорациями, музыкой, шумовым сопровождением и т. п. Основу действия пьесы составляет диалог, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами.

Первое, с чем встречается читатель, это афиша — список действующих лиц (экспозиция), ремарки (фр. замечания) — пояснения автора к читателю. Пьеса делится на акты (действия), которые в свою очередь могут делиться на сцены (картины).

Вопрос: Чем же отличается пьеса от других, уже прочитанных вами произведений?

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» опубликована в 1943 г. в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась нужной и интересной и для детей, и для взрослых как в годы военного лихолетья, так и в мирное время.

I V . Распределение ролей и чтение I действия сказки.

Вопрос и задание:

Почему Маршак назвал пьесу «Двенадцать месяцев»?

Попробуйте самостоятельно выбрать себе роль.

V . Анализ 2-й картины I действия. Эпизод «Королевский урок».

Запись на доске: взбалмошная, глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная, жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, трудолюбивая, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, льстивая, ленивая, лукавая и т. д.

Вопросы и задания:

Подберите определения, характеризующие королеву (падчерицу, мачеху, дочку).

Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и своенравная?

Сравните урок королевы и обычный школьный урок: отметьте сходство и различия.

Что можно сказать о знаниях королевы?

Анализ 3-й картины

Вопросы:

Можно ли судить по первым строчкам диалога, как относятся друг к другу старуха-мать и дочь?

Объясните значение слова «мачеха».

Как дочь и мать относятся к падчерице? Из каких слов сказки это видно?

Попробуем сопоставить один и тот же эпизод в прозаическом и драматическом вариантах сказки.

В прозаическом варианте, когда мачеха посылает падчерицу в лес за подснежниками, девочка думает: «Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники. Только пропадешь, увязнешь в сугробах». Но она не осмеливается перечить мачехе — плачет, кутается в рваный платок и идет.

А вот этот же эпизод в пьесе:

Падчерица.

Мачеха. Весною-то за подснежниками не золотом платят, а медью!

Падчерица.

Дочка. А что же — мне вместо тебя в лес идти?

Падчерица.

Вопросы:

В чем разница данных вариантов? (В пьесе героини появилась внутренняя твердость, чувство собственного достоинства, проявились определенные черты характера.)

Обобщая проделанную работу по анализу картин-эпизодов сказки, учитель задает вопросы:

(Королева, дочка, мачеха.)

Охарактеризуйте, в чем сходны, в чем различны героини?

Домашнее задание:, Урок 2. С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»., ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ., ТРАДИЦИИ НАРОДНЫХ СКАЗОК В ПЬЕСЕ-СКАЗКЕ, Цели деятельности учителя:, Планируемые результаты изучения темы:, Предметные умения:, Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):, Личностные, Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные

Ход урока

I . Проверка домашнего задания.

Учащиеся должны кратко передать содержание оставшихся действий сказки.

II. Беседа по вопросам.

1. Образ королевы

(В начале сцены королева приказывает, а в конце просит о помощи.)

Оттенком лексического значения

Можно ли сказать, что королева научилась многому хорошему за один день в зимнем лесу?

Расскажите, как относятся к королеве и падчерице канцлер, профессор, солдат.

Кто из названных героев очень боится правительницы, а кто побаивается? Почему?

Кто, правильно оценивая обстановку, сочувствует падчерице? Почему? (Солдат. Солдат и профессор держатся более независимо. Солдат и падчерица оба из народа. Это позволяет солдату проявить большее сочувствие.)

(Добрый человек, стремится научить королеву доброте, но вынужден подчиняться ее безумным капризам.)

2. Образ Падчерицы.

(Она не упряма, она верна данному слову: не выдать братьев-месяцев.)

Вспомните, как братья-месяцы относятся к героине?

(А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

(Доброта, приветливость, решительность, умение противостоять злу.)

3. Обобщение

1. Подумайте, можно ли обозначить отношение автора к героям сказки?

2. Для чего нужна в пьесе 1-я картина

III. Выполнение поисковых (проблемных) заданий.

Перечитывание понравившихся отрывков, эпизодов в малых группах (по страницам пьесы-сказки); обмен впечатлениями о прочитанном; выбор актеров и распределение ролей станут подготовительной работой к инсценированию одной из картин сказки.

Домашнее задание:, Индивидуальное задание:, Урок 3. А. П. ПЛАТОНОВ. «НИКИТА»., БЫЛЬ И ФАНТАСТИКА. ДУШЕВНЫЙ МИР ГЛАВНОГО ГЕРОЯ, Цели деятельности учителя:, Планируемые результаты изучения темы:, Предметные умения:, Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):, Личностные, Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные

Ход урока

I . Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.

Андрей Платонович Платонов (Климентов) родился в 1899 г. в Ямской слободе на окраине Воронежа. Судьба отмерила Платонову 51 год жизни. Отец, А. Ф. Климентов, работал на железной дороге, зарабатывая немного, отчего семья жила небогато. Андрей был старшим сыном в семье. Образование Платонов начал получать в церковно-приходской школе, потом в Воронежском городском училище. Пришлось повторить судьбу Горького — «пойти в люди».

В 1918 г. в газете Воронежская коммуна» впервые вышла из печати его брошюра «Электрификация».

В 1918 г. была издана книга стихов «Голубая глубина», а затем появился целый ряд произведений: «Епифанские шлюзы», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера», «Город графов» роман «Чевенгур» и другие.

Умер А. П. Платонов в 1951 году, вокруг него образовалась атмосфера непризнания, навалились вечные житейские невзгоды, болезнь давала себя знать (туберкулез явился следствием нервных перенапряжений и наследием фронтовых дорог).

II. Работа учащихся

1. Чтение статьи в учебнике, с. 112.

Назовите даты рождения и смерти писателя.

Вспомните настоящую фамилию Платонова.

2. Ответы на вопросы 1, 2 «Проверьте себя» (с. 112) и дополнительные:

Где родился писатель? Кто был его отец?

Что значит «пришлось “пойти в люди”»?

Где писатель получил образование?

Как называлась первая брошюра Платонова?

Вспомните названия произведений А. П. Платонова.

III. Чтение рассказа «Никита» учителем

Анализ рассказа по вопросам:

Понравился ли рассказ?

Подумайте, почему писатель назвал рассказ «Никита»?

Кто главный герой? Сколько ему лет?

Почему мальчик боится оставаться один во дворе?

Попутешествуем с Никитой по двору.

Вопросы:

Кого он увидел во дворе?

Почему в сарае «оставались чистые стежки»?

Кем казались Никите Солнце, Банька, петух, пень?

Кто жил в колодце?

Почему мальчик решил накормить змей и разложил хлеб около нор?

Чем заканчивается рассказ? Почему рядом в рассказе живут фантастика и быль?

Домашнее задание:, Урок 4. С. ЧЕРНЫЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК», Цели деятельности учителя:, Планируемые результаты изучения темы:, Предметные умения:, Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):, Личностные, Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные

Ход урока

I . Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.

Саша Черный — это псевдоним писателя Александра Михайловича Гликберга. Родился он в Одессе в 1880 г. Отец работал провизором. Семья была многодетная. Мальчик поступил в гимназию, но учился там недолго. В семье складывались не совсем хорошие отношения, ребенок это очень сильно переживал, кроме того он почти не знал материнской ласки. Все это подтолкнуло его к побегу из дома, скитаниям, попрошайничеству, нищенствованию. Саша нашел в себе силы вернуться домой после всех трудностей и злоключений, но родители не приняли его назад в семью.

Этот случай попал в газету. К. К. Роше, житомирский чиновник, был растроган этой историей и взял Сашу к себе. Этот человек оказал благотворное влияние на ребенка, он любил поэзию в смог эту любовь привить подростку.

В 1904 г. из печати вышел «Дневник резонера» — это был первый литературный успех. С. Черный переезжает в Петербург и продолжает заниматься литературой. В 1920 г. С. Черный эмигрирует в Берлин, затем в Париж. Разрыв с родиной писатель переживал очень сильно.

В 1932 г. у соседей случился пожар. Александр Михайлович Гликберг помогал в тушении огня. Когда все успокоилось, с писателем случился сердечный приступ, и он умер. В историю вошел как юморист, поэт, сатирик.

II. Чтение и обсуждение рассказа «Кавказский пленник»

Вопросы:

1. Ваши впечатления от прочитанного.

2. Объясните, почему рассказ назван «Кавказский пленник».

3. Каким было впечатление девочек от прочитанного произведения в начале дня?

4. Вспомните, кто из них каким героем хотел быть?

5. Почему у девчонок не возникало желания исполнять роли Жилина и Костылина?

6. Как вы считаете, получилась ли игра?

7. Что такое «юмор»? Где он спрятался в произведении?

8. В какие игры вы играли, прочитан литературные произведения?

III. Перечитывание понравившихся эпизодов, обмен впечатлениями о прочитанном.

Кому не понравился рассказ? Почему?

Почему это произведение помещено в разделе учебника «Писатели улыбаются»?

Каким мы можем назвать произведение «кавказский пленник» (остроумным, лирическим, озорным, мудрым)?

Домашнее задание:, Урок 5. В. П. АСТАФЬЕВ. «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»., ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ И ЕГО ПОВЕДЕНИЕ В ЛЕСУ, Цели деятельности учителя, Планируемые результаты изучения темы:, Предметные умения:, Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):, Личностные, Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные

Ход урока

I . Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).

II. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.

Астафьев — автор книг о войне, о мире, о детях, о природе, каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера талантливого писателя, хорошо известны в нашей стране. Это многочисленные рас сказы и повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь-рыба» и другие.

Родился Виктор Астафьев в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее.

Трудное детство. Мальчишке было семь лет, когда утонула мать, Лидия Ильинична. Мать он любил безгранично. Позднее, когда станет известным писателем, он посвятит ей повесть «Перевал». Утирая горькие мужские слезы, скажет: «И лишь одно я просил бы у своей судьбы — оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь». Насколько было сил, ему помогали бабушка и дедушка. Однако довелось быть беспризорником, узнать, что такое детский дом.

В жизни В. Астафьеву встречались разные люди, и неизвестно, как повернулась бы судьба, если бы не добрые и умные учителя, которые смогли заметить в мальчике искру таланта и не дали ей погаснуть. Впервые писательские умения стали проявляться в школьных сочинениях. Так, события, описанные в одном из сочинений, много позже легли в основу рассказа для детей «Васюткино озеро».

С весны 1943 года Астафьев на фронте, рядовой, на передовом крае. Дважды ранен, контужен, но на поле брани остается до победы.

В послевоенные годы пришлось сменить много профессий. В 1951 году становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.

III. Беседа по произведению.

Вопросы:

1. Понравился ли рассказ? Что особенно поразило вас, удивило, расстроило, обрадовало? Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? Только потому, что он нашел озеро? (1. Нашел озеро: 2. Озеро явилось подсказкой природы к спасению юного героя и подарило свои богатства людям.)

2. С какой целью писатель вводит в повествование историю с глухарем? Почему заставляет героя обратить свое внимание на тушку истлевшей птицы; на паутину, сплетенную пауком охотником; зачем нужна муха, которая бьется и жужжит слабеющими крыльями?

3. Рассказ автобиографичен. Подумайте, в какое время и где происходят описанные события? Писатель сообщает о частых осенних дождях и тут же говорит: «Коротка августовская ночь». Объясните.

(Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», Д. Дефо «Робинзон Крузо», Дж. Лондон «Любовь к жизни».)

Домашнее задание:, Индивидуальное задание:

1. Пересказ эпизода с глухарем.

2. Чтение в лицах эпизода встречи Васютки с ботом.

Конспекты уроков предмета «Русский язык»

Урок 1

Тема: Имя существительное как часть речи

ЦЕЛЬ: Познакомить со значением и морфологическими признаками существительного как части речи. Формировать умение составлять рассказ об имени существительном в форме научного описания; умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; умение находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки.

Ход урока

1. Проверка домашнего задании.

2. Языковая разминка.

Записать под диктовку, обозначить орфограммы. Объяснить, как вы понимаете это высказывание.

Существительное — дирижер грамматического оркестра.

(В. Ветвицкий)

3. Работа по теме урока.

Самостоятельно прочитать материал для наблюдения на стр. 180. Выделить в нем главное. Опираясь на этот материал, сделать вывод, что называется именем существительным.

тишина, молчание, бегство

Заполнить таблицу, распределив в нее диктуемые слова, в зависимости от их значения:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Портфель, инструмент, километр, свекла, шофер, случай, договор, столяр, изобретение, документ, ходатайство, средства, партер, приговор.

Расставьте ударения в словах.

4. Тренировочные упражнения.

Упр. 465. В предложениях обозначить грамматические основы. Какой вывод можно сделать о знаках препинания в этом упражнении? (Если подлежащее и сказуемое в предложении выражены именами существительными в именительном падеже, то между ними ставится тире.)

Упр. 466. Прочитать текст, выделить в нем главное и подобрать заголовок.

Списать в тетрадь текст упражнения. Над существительными обозначить род, число, падеж. Сделать вывод, как определить род существительных?

Определить род существительных человек, книга, знание . Свое мнение обосновать. Чем эти слова могут быть в предложении?

5. Домашнее задание. Упр. 467.

Урок 2

Тема: Доказательства в рассуждении

ЦЕЛЬ: Продолжить формировать умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; умение находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (устно).

2. Орфографическая работа. Заменить диктуемые слова однокоренными существительными:

Грустно, быстро, шире, чудесно, тяжелых, сказочными, высоки, богаче.

Вспомнить определение существительного, назвать его грамматические признаки и синтаксическую роль.

3. Работа по теме урока. Тренировочные упражнения.

Упр. 469. Определить часть речи у выделенных слов (устное высказывание).

Алгоритм выполнения: а) определить, что слово обозначает, б) определить его морфологические признаки (род существительного, его склонение, число и падеж), в) определить, каким членом предложения является слово (т. е. его синтаксическую роль).

Одно из слов разобрать письменно.

От записанных на доске слов дерзкий, робкий, щедрый, коварный, чистый, желтый образовать существительные со значением признака, свойства по следующим моделям:

ость  работа по теме урока  1, — ств  работа по теме урока  2, — от  работа по теме урока  3, — изн  работа по теме урока  4.

Записать два предложения с полученными существительными. У существительных обозначить их морфологические признаки (род, число, падеж, склонение, роль в предложении).

Списать текст, вставляя пропущенные буквы (текст распечатан).

Над существительными обозначить их род и склонение. Сделать синтаксический разбор первого предложения. Сделать вывод о синтаксической роли существительного.

Мя..ким с..янием месяц осв..щал кроны больших деревьев. Исп..рения над рекой густились. Высоко в небе ровным белым светом св..ркал Юпитер. Вся природа грезила предра..ветным сном. Голубой сумрак еще окутывал землю, реку, но в воздухе и на небе чу..ствовалось прибл..жение зари.

Время шло, а мы с..дели и тихо в..ли разговор.

(К. Арсеньев)

Упр. 471.

Упр. 472 (устно и письменно).

Проверочная работа (материал распечатан для каждого).

1) Прочитать текст, определить его главную мысль и записать ее.

2) Списать текст, записать к нему заголовок. Подчеркнуть имена существительные, обозначающие отвлеченные понятия, качества, чувства человека:

Книги без соб..седника мертвы. Они могут м..лчать годы и ож..вают, когда приход..т соб..седник. В отличие от вещей они умеют ощ..щать печаль и радость, потому что, кроме ума и догадливости, в них вложены страсти. Еще нас не было на свете, а в книгах уже жили чу..ства, те самые, которые переж..ваем мы. Мы размышляли о жизни, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений. Книги ждут от нас усилия души.

(Л. Лиходеев)

4. Домашнее задание. Знать определение грамматических признаков существительных. Упр. 474.

Урок 3

Тема: Доказательства в рассуждении

ЦЕЛЬ: Формировать умение анализировать текст рассуждение с точки зрения его структуры (находить основной тезис, аргументы, выводы); умение составлять рассуждение самостоятельного характера.

Ход урока

1. Чтение и анализ текста.

Слово — дело великое. V Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти . V Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей.

(А.Н. Толстой)

На место знака V поставьте вопросы.

Определить тип этого текста. Свое мнение обосновать. Указать тезис, доказательства, вывод.

П о м н и т е! Части доказательства могут связываться только по смыслу и при наличии интонации.

2. Чтение материала для наблюдений — стр. 184. Определить тип этого текста. Свое мнение обосновать. Указать тезис, доказательства, вывод.

3. Упр. 475. Найти в тексте тезис, аргументы, вывод. Пересказать текст близко к тексту.

4. Доказать (письменно), что выделенное слово в предложении, записанном на доске, — дополнение.

В саду на яблоню сирень отбрасывает тень.

(М. Дудин)

5. Подготовка к домашнему сочинению по теме: «Какой учебный предмет я больше люблю и почему?».

Определить основной тезис (основную мысль) сочинения.

Кто будет читать это рассуждение?

Какой стиль следует использовать для изложения ваших мыслей? Какие доказательства следует привести?

6. Домашнее задание. Написать сочинение на предложенную тему.

Урок 4

Тема: Имена существительные одушевленные и неодушевленные

ЦЕЛЬ: дать представление об основных различиях между одушевленными и неодушевленными существительными. Формировать умение распознавать одушевленные и неодушевленные существительные.

Ход урока

1. Наблюдение над рисунками на стр. 24. Записать названия существительных, отвечающих на вопрос кто ? и что ? В разные столбики.

2. Знакомство с правилом на стр. 186. Подготовка устного сообщения о существительных одушевленных и неодушевленных.

3. Тренировочные упражнения.

Упр. 478. Выборочно-распределительное списывание: в два столбика выписать одушевленные и неодушевленные существительные, обозначить в них окончания.

На доске начертить схемы предложений с прямой речью.

Работа с раздаточным материалом (отрывок из сказки Р. Киплинга «Маугли»).

Маугли вышел из волчьего логова и спустился к пашням, где жили люди, но не остался там — джунгли были слишком близко. Он побежал дальше, держась дороги по дну долины, пока не добрался до мест, которых еще не знал. Началась широкая равнина, усеянная скалами и изрезанная оврагами. На одном краю равнины стояла деревушка, у другого — густые джунгли подступали стеной. На равнине паслись коровы и буйволы, и мальчики, сторожившие стадо, увидев Маугли, убежали с криком, а псы подняли лай. Маугли пошел дальше и, дойдя до деревенской околицы, увидел терновый куст, который в сумерки загораживал ворота.

Подчеркнуть в тексте одушевленные существительные одной чертой, а неодушевленные — двумя. Выписать из текста по 2 существительных, которые могут употребляться только во множественном числе; только в единственном числе.

О б р а т и т ь в н и м а н и е! Деление на одушевленные и неодушевленные существительные не всегда совпадает с делением всего существующего на живое и неживое.

Например, названия растений являются неодушевленными существительными, а слова кукла, мертвец, покойник, валет, козырь и др. относятся к одушевленным.

Упр. 479. Переписать текст в тетрадь, расставить пропущенные знаки препинания. Вспомнить, что известно об обращении. Найти в тексте сложное предложение, соответствующее схеме:  работа по теме урока  5.

Упр. 480. Прочитать текст, осмыслить его. Подобрать заголовок. Ответить на вопрос, заданный в тексте упражнения. Выучить текст и подготовиться к письму по памяти.

Со словами на полях стр. 186 составить распространенное предложение (по вариантам) и записать его в тетрадь.

Работа со стихотворением О. Григорьева.

Повар

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье,

Мешает суп кочережкой.

Угли бьет поварешкой.

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет.

Каков характер стихотворения? Можно ли его назвать стихотворением-шуткой. Выписать из текста существительные в винительном падеже. У какого существительного формы именительного падежа и винительного падежа разные? Сделать вывод.

Определить род существительных дитя, животное, насекомое, страшилище, чудовище.

Сделать вывод: являются ли они одушевленными? К какому роду относятся?

Знакомство с олицетворением как художественным приемом. Чтение стихотворения С. Есенина.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Пошатнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Найти в тексте стихотворения существительные, определить, одушевленные они или нет. Подчеркнуть в тексте слова, которые уподобляют неодушевленные существительные живым существам.

З а п о м н и т ь! В художественной литературе и фольклоре часто используется прием олицетворения, т. е. изображение неживых существ как живых.

Указать олицетворения в тексте стихотворения С. Есенина.

4. Домашнее задание. Выучить правило на стр. 186. Упр. 481.

Урок 5

Тема: Имена существительные собственные и нарицательные

ЦЕЛЬ: Познакомить с делением существительных на собственные и нарицательные. Познакомить с правилом употребления большой буквы в именах собственных. Формировать умение распознавать существительные собственные и нарицательные.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Языковая разминка.

Записать предложение, найти с опорой на опознавательные признаки известные орфограммы, графически обозначить условия их выбора.

Сыплет белый снег на черную землю, и все вокруг становится пегим.

(Н. Сладков)

Найти в предложении антонимы. Определить их смысловую роль.

3. Работа по теме урока.

Чтение теоретического материала из § 91 на стр. 187, выделение в нем основной информации. Сделать вывод о том, какие существительные являются нарицательными, а какие собственными.

Привести пять примеров собственных и нарицательных существительных.

Закончить предложения (под диктовку), подобрав подходящие имена собственные:

Мои родители …

Я живу в городе … на улице… .

Я читаю журналы …

Недавно я посмотрел спектакль… в … театре… .

4. Тренировочные упражнения.

Упр. 483. Прочитать и запомнить эту информацию. Списать текст, графически объяснить постановку знаков препинания в последнем предложении.

Упр. 486. Записать текст в форме диалога.

Помните! Имена собственные пишутся с большой буквы, а заглавия книг, названия газет, журналов, заводов, кораблей еще и заключаются в кавычки (орфограмма № 16).

Дописать к именам нарицательным подходящие имена собственные:

город… ;

океан… ,

озеро… ;

художник… ;

писатель… ;

деревня… ;

рассказ… ;

картина… ;

Прочитать имена персонажей русских сказок (записаны на доске), продолжить этот ряд. Обратить внимание на их написание. Составить и записать 3 предложения с этими именами: Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, Кощей Бессмертный.

5. Домашнее задание. Упр. 488.

ПРИЛОЖЕНИЯ №2

Классный час

« Разговор о вредных привычках »

Подготовила и провела: студентка Дудова А.М.

2020

Классный час в 5 классе

«Разговор о вредных привычках»

Цель: Продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Задачи:

Развивать у учащихся отрицательное отношение к курению, алкоголизму, табакокурению, токсикомании.

Дать понять о последствиях употребления психоактивных веществ.

Воспитать умение прогнозировать результаты своего выбора.

Основные понятия: хорошие и вредные привычки, вредные вещества, психоактивные вещества, алкоголь, курение, наркотики, злоупотребление психоактивными веществами, их негативное влияние на органы и системы, организм человека.

Ход занятия

I. Приветствие ( все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом

Станет радостно кругом!

Определение эмоционального состояния присутствующих:

Ребята, вам предлагаются жетоны разного цвета (красный, желтый, синий, черный, серый, зеленый).

Выберите соответствующий вашему настроению жетон и положите его в коробочку. Подсчёт выбранных жетонов по цвету. Результаты вывешиваются.

(В конце мероприятия эмоциональное состояние присутствующих определяется повторно для того, чтобы проследить динамику изменения настроения из-за полученных эмоций).

II. Вступление учителя. Сообщение темы и цели классного часа.

Нашу встречу я начну с очень оптимистического стихотворения, которое своим содержанием направит наше сознание на жизнь без вредных привычек, без претензий к окружающим людям и всему человечеству в целом.

Так хочется, чтоб были все счастливыми!

Чтоб колокольчиком звенел веселый смех!

Давайте станем каплю терпеливее!

Давайте станем чуточку добрей!

Давайте жить в спокойствии, согласии!

Пусть свет земли нам освещает путь!

Трудиться будем творчески и радостно, но так,

Чтобы здоровый образ жизни сохранять!!!

— Ребята, вы уже много знаете о своем организме, хорошо помните основные гигиенические правила, умеете определить причины многих заболеваний, способны оказать первую медицинскую помощь в экстремальных ситуациях, понимаете, какую опасность таит необдуманное поведение. Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни.

Девизом нашего занятия станут слова:

Я умею думать, умею рассуждать,

Что полезно для здоровья буду выбирать.

— Я думаю, что наше здоровье зависит от состояния здоровья родителей, бабушек, дедушек, от того, как часто нас осматривает врач, от того каким воздухом мы дышим и какую воду пьем и от других вещей. Но многое зависит и от нас, от того какие привычки у нас преобладают.

— Какие бывают привычки? (ответы детей)

Привычки бывают полезные и вредные.

— Какие привычки мы называет полезными?

— Назовите полезные привычки, (ответы детей)

— Какие привычки мы называем вредными?

— Назовите вредные привычки, (ответы детей)

— Ребята, какие вредные привычки наиболее опасно влияют на здоровье человека? (алкоголь, курение, наркотики, токсикомания)

— Что же происходит при курении табака?

Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. При курении табака часть его сгорает; дым, втягиваемый курильщиком, содержит никотин, окись углерода, следы синильной кислоты и другие химические вещества. Самый ядовитый — никотин, пары которого проникают в организм и вызывают сначала возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы; суживает кровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки. В больших дозах никотин вызывает судороги и смерть. Только потому, что никотин поступает в организм не сразу, а небольшими дозами, курильщик не получает острого отравления, а подвергается хроническому отравлению. Возникают расстройства пищеварения. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Чем ниже сорт табака, тем больше он содержит никотина. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь.

Практическая работа.

Ребята, предлагаю вам провести простой эксперимент: рассмотрите два листка розовой бумаги – это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмите один лист и сомните его. Расправьте этот лист и сравните его с другим листом. У курильщика легкое становится дряблым, вялым – примерно таким, как у вас помятый лист. У человека, который не курит, — здоровые легкие – примерно такие, как лист немятой бумаги. Каким же легким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом?

-Ребята, а что интересного вы можете рассказать о табаке? (ответы детей)

Вывод : Дышать табачным дымом опасно для вашего здоровья.

Следующая опасная привычки – это алкоголь.

Алкоголь – это вещество, которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве).

Само название «алкоголь» происходит от арабского «аль-коголь», что означает одурманивающий.

— Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые употребляют спиртные напитки? (ответы детей)

— Как ведут себя такие люди? (ответы детей)

Какое чувство они у вас вызывают? (ответы детей)

Алкоголь создает иллюзию благополучия. Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму. Так постепенно алкоголь опутывает ум и волю человека, а опутав – держит крепко. Разрушение личности у взрослого происходит через 10 лет, а у детей через 3-4 года.

По данным министерства здравоохранения:

пульс курильщика чаще пульса некурящего в три раза;

курильщики чаще болеют простудными заболеваниями;

Курение притупляет вкусовые ощущения;

причиной многих пожаров является сигарета.

Вывод: Алкоголь опасен для вашего здоровья.

Наркотики относятся к вредным привычкам.

Наркотики – это вещества, которые очень вредно действуют на организм человека, одурманивают его. Человек становится как бы заколдованным, когда начинает их употреблять их, он сам себе не хозяин. Это так называемые наркотические вещества. Ему уже не хочется заниматься любимым делом, все неинтересно, человек не может учиться, работать, просто гулять. Он только все время думает о том, где взять наркотики. Человек, который начал принимать наркотики, сразу привыкает к ним, теряет волю. Те, кто не прекращает употреблять наркотики, умирает от мучительных, страшных болей. У человека, употребляющего наркотические вещества, нарушается ориентация в пространстве, его мучают кошмары, страхи. Друзья и близкие прекращают с ним общаться.

Вывод : Наркотики – это гибель для человечества.

Токсикомания также относится к вредной привычке.

Токсикомания – это болезнь, возникающая в результате употребления веществ, вызывающих кратковременное чувство приятного психического состояния. Человек становится раздражительным, злобным, угрюмым, все время ждет каких – то неприятностей. У него трясутся руки, портится почерк, речь становится несвязной, спутанной. Постепенно он деградирует, как личность, у него окончательно расстраивается память, гаснет интеллект. Ему мерещатся всякие страхи, состояние тревожное. Серьезные последствия токсикомании для состояния внутренних органов: развиваются различные заболевания легких и желудочно-кишечного тракта, поскольку токсичные компоненты «сжигают» слизистые оболочки почки выходят из строя. При передозировке, возможны летальные исходы.

Вывод: Токсикомания – это яд для здоровья человека.

— Чем похожи алкоголь, наркотики, табак, токсикомания? (ответы детей)

— Как влияют на организм ПАВ?

Воспитатель:

Ну что ж, мой друг,

Решенье за тобой,

Ты вправе сам командовать судьбой,

Ты согласиться можешь, но отказ,

Окажется получше в сотню раз,

Ты вправе жизнь свою спасти,

Подумай, может, ты на правильном пути,

Но если всё – таки успел свернуть,

То потрудись себе здоровье ты вернуть.

III . Итог:

— Что полезного и интересного вы узнали на классном часе?

Какой можно сделать вывод?

Мы советуем:

Вредные привычки, которые прилипают, притягивают, пристают к молодым людям, становятся впоследствии причиной многих недоразумений, недугов, неприятностей. Полюбите себя: свой Мозг, свою Печень, свое Сердце – они живые, они страдают, болеют, задыхаются!!! Давайте не будем рабами вредных привычек!

Внеклассное мероприятие

Веселый классный час, посвященный 8 марта.

Подготовила и провела: студентка Дудова А.М.

2020

Цели : способствовать укреплению дружбы между мальчиками и девочками; формировать положительную оценку таких женских качеств, как скромность, доброта, трудолюбие; формировать положительный климат в классном коллективе, желание детей общаться друг с другом.

Ход внеклассного мероприятия

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Дорогие ребята! Наш сегодняшний классный час посвящен Международному женскому дню. В этот день все мужчины во многих уголках планеты поздравляют женщин, дарят им цветы, подарки, нежные и добрые слова. Ведь женщины — это мамы, сестры, подруги, любимые. Все те, с кем приходит в мир весна, красота, душевное тепло, любовь.

Все вы, я уверена, поздравите с 8 Марта своих мам и бабушек, своих близких и знакомых. Постарайтесь подарить им в этот день улыбку, солнечное, весеннее настроение.

И сегодня мы собрались с вами, чтобы отметить международный женский день 8 марта. У нас есть команды – придумайте себе названия, связанные с этим праздником ( написать названия на доске).

1.Наш первый конкурс – разминка .

Вы будете отгадывать загадки, связанные с домашним трудом и предметами домашнего обихода, одеждой. У вас на столах лежат колокольчики, чья команда первой позвонит, та и отвечает, если команда отвечает неправильно, право ответа переходит к другой команде.

1

Носик стальной,

Хвостик льняной,

Сквозь полотно проходит,

Конец себе находит.

(Иголка с ниткой).

2

По реке взад, вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь — горе!

Продырявит море!

(Утюг).

3

Какую строчку не может прочитать ни один ученый?

(Швейную).

4

Пляшу по горнице с работой моею,

Чем больше верчусь, тем больше толстею.

(Веретено).

5

Сижу верхом, не знаю, на ком,

Знакомого встречу — соскочу, привечу.

(Шапка).

6

Упрятались голышки в лохматые мешки:

Четверо вместе, один – по соседству.

(Рукавички)

7

Без рук, без ног, под лавку скок.

(Клубок).

8

Кто приходит, кто уходит —

все ее за ручку водят

(Дверь)

9

Под крышей — четыре ножки,

А на крыше — суп да ложки.

Стол

10

Поля стеклянные,

Межи -деревянные.

Окно

11

Много дружных ребят

На одном столбе сидят.

Как начнут они резвиться —

Только пыль вокруг клубится.

2. Следующий конкурс называется «Царский пир».

Представьте, что вас пригласили на царский пир. Там на столах были выставлены разные угощения, но все на букву «К». В течение 5 минут каждая команда на листках бумаги записывает возможные кушанья.

Сколько перечислено кушаний — столько очков получает каждая команда.

3. Сказочная викторина.

Вопросы викторины:

  1. В какой сказке говорится о коварстве красивой женщины, которая узнала о существовании более прекрасной, чем она; о тяжких последствиях её действий, и о неиспользуемом в медицине средстве реанимации? (“Сказка о мёртвой царевне”)

  2. В какой сказке должностное лицо погналось за наживой и наняло низкооплачиваемого работника, за что в итоге и поплатилось, получив телесные повреждения по лбу? (“Сказка о попе и его работнике Балде”)

  3. В какой сказке личность, подозрительная во всех отношениях, осуществляет коварный план убийства двух лиц, одно из которых было несовершеннолетним, но, благодаря современному вмешательству общественности, всё кончается благополучно? (“Красная шапочка”)

  4. Как называется сказка, в которой некая особа, отыскав клад, приобретает предмет домашнего обихода и устраивает торжественный прием, во время которого чуть не становится жертвой ужасного преступления, но, благодаря помощи героя обретает свободу ? (Муха-цокотуха)

  5. Как звали мудрую девушку из сказки? (Василиса)

  6. Как называются яблоки, вылечивающие от старости? (Молодильные)

  7. Назовите имя кота в русских сказках. (Баюн)

  8. Назовите имя владелицы первого летательного аппарата. (Баба Яга)

  9. Как называются средства, при помощи которых из Бабы-Яги можно сделать Василису Прекрасную. (Косметика)

  10. Какое растение отвечает собственной головой за отношения между юношей и девушкой. (Ромашка)

  11. Место, где любопытная Варвара лишилась своего носа. (Базар)

  12. Предмет домашнего обихода, сбежавший, от некой женщины по имени Федора. (Посуда)

4. Мартовская капель.

Необходимо составить как можно больше слов из букв, составляющих это словосочетание (за 1 минуту).

5. Путаница.

Все знают, что мама способна распутать любое запутанное дело, решить любую сложнейшую задачу. Сегодня мамы рядом нет, поэтому распутывать путаницу придется вам самим.

Команда, выполнившая задание первой, получает 5 баллов, второй – 4 балла, третьей – 3 балла, четвертой – 2 балла. Если в задании есть ошибки, то команда теряет 1 -2 балла (в зависимости от количества ошибок)

Ужи летают в облака,

Стрижи ____________________,

Стрижи на севере во льдах,

Моржи _____________________,

Орлы упрямы просто страх!

Ослы _______________________,

Чижи охотятся в горах,

Орлы _______________________,

Моржи в болоте, в камышах!

Ужи _______________________,

Киты мечтают о мышах,

Коты ______________________,

Ослы расселились на кустах,

Чижи ______________________,

Коты плывут в крутых волнах!

Киты _____________________!

Чаепитие. Подведение итогов. Объявление результатов. Награждение победителей, поздравление девочек.

ПРИЛОЖЕНИЯ №3

ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТА

ПО МЕСТУ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Студентка Дудова Аза МайрбековнаЛьдокова с 04.03.2020 г. По 14.03.2020 г. проходила педагогическую практику в МБОУ «СОШ Горячеисточненская » в 5-м классе, по предмету русский язык и литература.

На протяжении всей практики студентка показала ответственное отношение к педагогической деятельности, исполнительность, дисциплинированность, самостоятельность, а также проявила высокий уровень педагогической подготовки, психологического подхода к детям младшего школьного возраста. Студентка самостоятельно работала с методической литературой, книжным фондом школьной библиотеки, готовилась к проведению занятий.

Знание программ и содержание учебного материала хорошее. Умение планировать учебно-воспитательную работу в классе сформировано достаточно. Дудова А.М. владеет методикой преподавания по предметам «Русский язык» и «Литература» в полном объёме, особенно хорошо удавались как в планировании, так и в преподавании.

Ряд проведённых уроков показал, что студентка старается формировать в процессе обучения предмету у учащихся не только систему знаний по предмету, но и основы нравственного поведения.

В ходе педагогической деятельности Дудова А.М. показала хороший уровень сформированности организаторских умений. При проведении уроков грамотно руководит самостоятельной работой обучаемых и организует систему контроля над выполнением заданий. В процессе прохождения педагогической практики наблюдался рост и повышение уровня осознанности педагогической деятельности в целом и своей собственной деятельности. Студентка правильно характеризует достигнутый уровень подготовки, использует психолого-педагогические знания для индивидуализации обучения.

Практикантка владеет коммуникативными умениями. Формирует у учащихся ответственное отношение к учению, выдвигает требования, соответствующие особенностям различных групп учащихся.

Творческие умения проявляла студентка постоянно, выражались они в организации учебной деятельности, общении с учащимися.

Умение проводить работу с родителями сформировано на достаточно профессиональном уровне, конфликтов на протяжении периода практики не возникало.

Студентка показала себя с положительной стороны и как коллега. Культура поведения, общения с учителями, администрацией, детьми на высоком уровне.

Оценивая педагогическую деятельность Дудова А.М. за период прохождения практики в МБОУ «СОШ Горячеисточненская », необходимо отметить её стремление к постоянному повышению своего уровня теоретических и методических знаний, умений в педагогической деятельности.

По итогам прохождения практики Дудова А.М. заслуживает оценки «отлично».

Руководитель практики студента: Абдурахманова М.А.

Директор МБОУ «СОШ Горячеисточненская» _____________Хасульбекова Э.Э.

Дата: 04.03.2020 года

МП

Приложение 4

Совместный рабочий график (план) проведения практики

ФИО студента: Дудова Аза Майрбековна

Форма обучения: заочная

Факультет: русский язык и литература

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/otchet/primer-sekretarya/

Направление подготовки: 44.03.01

Курс: 1

База практики МБОУ «СОШ Горячеисточненская», Грозненский район, ЧР

(наименование базы практики – Профильной организации)

Руководитель практики от ИФИП ЧГПУ Магомадова Ану Рукмановна

Руководитель практики от организации Хасульбекова Элима Эмдыевна, директор ОУ

Вид и тип практики: производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности ___________________________

Срок прохождения практики: с 04.03.2020 г по 14.03.2020 года .

п/п

Этапы

Виды деятельности, включая самостоятельную работу студентов

Примечания

1.

Подготовительный этап

Знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в школе.

Собеседование по месту обучения, встреча и собеседование с лицом, ответственным за обучение, определение видов учебной деятельности в ходе педагогической практики.

Выполнено

2.

Основной этап

Наблюдение и анализ деятельности учителя при проведении уроков.

Знакомство с рабочей программой и календарно-тематическим

планированием (КТП).

Составление индивидуального плана работы на практике.

Посещение уроков.

Выполнено

3

Проведение уроков.

Проведение внеклассного мероприятия и классного часа.

Анализ проведенного урока и внеклассного

мероприятия.

Выполнено

4

Заключительный

Составление психолого-педагогической характеристики на учащегося и классного коллектива.

Выполнено

5

Защита отчета по педагогической практике

Подготовка и оформление отчетной документации по педагогической практике:

— Индивидуальный план педагогической практики;

— Отчет о прохождении педагогической практики.

Выполнено

Руководитель практики от ИФИП ЧГПУ Магомадова Ану Рукмановна

Руководитель практики от организации Хасульбекова Элима Эмдыевна

ПРИЛОЖЕНИЯ №5

Приказ о закреплении учителя за студентом практикантам.