1 Коммуникативные и организационные способности в учебно-тренеровочном процессе.
1.1 Коммуникативные знания и умения в спортивной деятельности.
1.1.1 Роль общения тренера со спортсменами и факторы, обуславливающие эффективность общения тренера со спортсменами
1.1.2Личностные особенности спортсменов, значимые для общения
1.1.3 Поведение тренера и психологический такт
1.1.4 Культура речи тренера, стили общения
1.2 Организационные способности учителя физической культуры и тренера.
1.3 Роль тренера в спортивном коллективе
1.4 Профессиональные знания и умения учителя физической культуры и тренера
2. Организация исследования
3. Результаты исследования
1.1 Коммуникативные знания и умения в спортивной деятельности.
Одним из видов знаний являются коммуникативные знания. По мнению Л.М. Щипицыной, «… коммуникативные знания — это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание того, какие методы и приемы коммуникации существуют, какой эффект они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Также важно знать, какие методы эффективны для разных людей и разных ситуаций. Эта область также включает знания о степени развития определенных коммуникативных навыков и о том, какие методы эффективны в работе, а какие неэффективны». [Щипицына, с.27]
Коммуникативные навыки формируются на основе коммуникативных знаний. Н.Ф. Талызина указывает, что термином «умения» обозначается «… как владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками».[Талызина, с.69]
Под коммуникативными умениями понимаются умениями понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения.
В зависимости от того, в какой предметной области рассматривается данное понятие «коммуникативные умения» (в психологии, педагогике, дидактике, философии) меняется его трактовка. Чаще всего под коммуникативными навыками понимаются коммуникативные навыки, прямое и опосредованное межличностное общение.
«Современные средства оценивания уровня сформированности ...
... темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках; социокультурная / межкультурная компетенция – приобщение к ...
Л. Д. Столяренко пишет, что «… коммуникативные умения — это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие связано с формированием и развитием личностных новообразований как в области интеллекта, так и в области профессионально значимых доминантных характеристик».[ Столяренко, с.44]
Чтобы определить диапазон коммуникативных навыков, рассмотрим их известные классификации. Большой интерес представляет определение коммуникативных навыков, данное в психолого-педагогических науках.
Структура коммуникативных умений, используемая иностранными учеными, рассмотрена Ю. М. Жуковым. В частности он отмечает, что «… одни подразумевают под умениями прежде всего поведенческие навыки, другие способность понимать коммуникативную ситуацию, третьи — способность оценивать свои ресурсы и использовать их для решения коммуникативных задач».[Жуков, с. 38]
Чаще всего используется классификация коммуникативных навыков. Коммуникативные навыки состоят из блока общих навыков и блока специальных навыков. В свою очередь, общие навыки делятся на разговорные навыки, умение слушать. В обоих блоках различают вербальный и невербальный компоненты. Кроме того, наибольшее внимание уделяется тренировке навыков слушания и невербального общения.Это подтверждается тем, что в рамках традиционной системы обучения данная группа навыков не формируется, более того, невербальные реакции возникают на подсознательном уровне, что требует дополнительных усилий для формирования осознанных навыков использования этих реакций. К специальным коммуникативным умениям относят в основном умения необходимые в профессиональной деятельности (умения провести презентацию, деловую беседу, организовать производственное совещание, инструктировать подчиненых).
Также существует более подробная классификация коммуникативных навыков. Так, В. А. Тищенко отмечает, что «… выделяют, например, умения проводить консультации, умения работать с группой, навыки письменной речи, умение вести телефонные переговоры, умения давать оценку себе, другим, группе, процессу, событиям, умения организовывать позитивную обратную связь, умение поставить себя на место другого, навыки уместной самоподачи и другие. Особенности представленных классификаций заключаются в том, что их авторы имеют различия в социальном положении, теоретической основе и практических целях».[Тищенко, В. А., с. 26]
В России, еще в начале развития методических идей, рассматривались некоторые коммуникативные свойства личности, такими учеными как К. Д. Ушинский, Н. М. Соколов. Они считали важной целью образования подготовку учащихся к практической деятельности, для которой необходимы реальные прекладные знания; было сформулировано одно из важных коммуникативных умений, без использования самого термина, — умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке. [Безруких, с. 81]
Методически значимые параметры коммуникативной компетентности менеджера
... общения с другими специалистами. Развитие коммуникативных навыков зависит не только от опыта этого общения и его систематичности. К формированию коммуникативной компетенции следует относиться по-особенному. ... формирования рабочего определения компетентности и поиска отличий его от пресловутых знаний, умений, навыков, многие отечественные авторы (И.Д. Фрумин, Б.И. Хасан, П.Г. Щедровицкий) указывают ...
Современные авторы, такие как Г. К. Селевко, Д. В. Татьянченко и С. Г. Воры, исходя из информационного подхода, берут основные источники информации за основу для группировки коммуникативных навыков. Так как актуальными источниками в обучении являются тексты и реальные объекты, Г. К. Селевко выделяет три группы коммуникативных умений: «… работать с устным текстом, работать с письменным текстом, работать с реальными объектами как источниками информации» [Селевко, с. 20].
Однако можно использовать и другие критерии и, следовательно, классификации. Например, А. В. Мудрик выделяет следующие состовляющие коммуникативных умений: «… ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение; анализировать достигнутое)» [Мудрик, с. 52].
Анализируя общение как коммуникативный обмен, Л. А. Петровская выделяет целый спектр коммуникативных умений, и, прежде всего, называется «умение выслушивать собеседника»[Петровская, с. 26]. О навыках активного слушания говорит и Н. И. Шевандрин. Также важна способность партнеров обмениваться информацией друг о друге: это явление называется межличностной обратной связью.
Умение использовать обратную связь — необходимый коммуникативный навык. Л. А. Петровская выделяет условия развития эффективной обратной связи: 1) описательный характер, т. к. обратная связь в оценочной форме, малоэффективна; 2) неотсроченность, т. к. обратная связь необходима в момент общения; 3) обратная связь должна относиться к конкретному проявлению, отдельному поступку, а не к поведению вообще, к конкретному человеку, а не к людям вообще и исходить из конкретного источника [Петровская, с. 50]
По мнению Р. С. Немова, необходимо обращать внимание на то, «… что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия людей, выявлять мысли и чувства, сопровождающие у школьников акты их общения с другими людьми, трудности, с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с окружающими» [Немов, с. 29]
Р. С. Немов выделяет поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения. Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения (тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты).
Психологические ……………………..[стр. 12, 9597]
………………….[стр.18,9597]личностной формой коммуникативной деятельности своей позиции видно из того, что они не отвлекаются, тщательно прослеживают все действия взрослого, не затевают разговоров на темы, не имеющие отношения к заданию. А. В. Мудрик пишет, что «… внеситуативно — личностное общение — вышая форма коммуникативной деятельности. Ее роль в жизни ребенка состоит в освоении детьми правил поведения в социальном мире, постижении некоторых его законов и взаимосвязей» [Мудрик, с. 94].
Способность общаться, Р. С. Немов индивидуально определяет психологические особенности человека, обеспечивая эффективность его общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению, по мнению ученого, включает в себя 3 основных составляющих, на которых она основывается, и без которых не может существовать:
Потребность в общении как фактор развития личности
Феномен общения проявляется в многочисленных взаимосвязях людей, в обмене деятельностью, информацией, опытом, навыками и умениями, результатами работы. Общение - одно из проявлений человеческой сущности, личностная форма существования и функционирования общественных отношений. Он отражает объективную потребность ...
-
Желание вступить в контакт с окружающими («Я хочу общаться»).
-
Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю, как общаться»).
-
Умение организовать общение («Я умею общаться») [Немов, с. 88]
Первый компонент коммуникативных навыков, который мы можем назвать «область желаний», включает потребность в общении, которая определяет желание ребенка вступать в контакт с другими людьми. Без такого желания общение попросту не возможно. Дети, у которых его нет или недоразвиты, как правило, проводят большую часть своего времени одни, наедине с книгами или перед телевизором. Недостаточное развитие потребности в общение может быть связано с чисто физиологическими нарушениями (различные патологии развития центральной нервной системы), но гораздо чаще это имеет под собой психологическую основу. Появление у ребенка различного типа психологических проблем связано, как правило, с негативными факторами социальной, преимущественно семейной, среды.
Второй компонент коммуникативных навыков — область знаний — определяется тем, насколько ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание, пишет Р. С. Немов, «… также формируется в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают ребенку, как вступить в контакт с другим человеком, как поддерживать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты» [Немов, с. 206].
Умение использовать имеющиеся представлениямиоб эффективном общении — третья состовляющая способности к общению («область умений»).
Она включает в себя умение адресовать сообщения и привлеч к себе внимание собеседника, доброжелательность и аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к собственным действиям, высказываниям, умение слушать, умение эмоционально сопереживать, умение разрешать конфликтные ситуации и множество других коммуникативных умений.
Таким образом, коммуникативные навыки представляют собой неразрывное единство трех своих компонентов. Только при достаточном гармоничном развитии каждого из них можно говорить о наличии у человека развитых коммуникативных навыков.
1.1.1 Роль общения тренера со спортсменами и акторы, обуславливающие эффективность общения тренера со спортсменами
По времени общения тренера со спортсменами уступает только общению спортсменов с членами семьи (а иногда и превосходит).
именно через него происходит обучение, передача знаний, обучение студентов. Поэтому процессу общения тренер должен уделять большое внимание.
Коммуникация между менеджером и командой в командных видах спорта особенно важна. Оно должно быть непрерывным, обращаться нужно по возможности к каждому игроку, поскольку в противном случае одни спортсмены будут думать, что тренер их игнорирует («Почему он не говорит мне ничего?»), а другие – что он к ним придирается («Почему он делает замечания только мне одному?»).
Профессиональные способности и функции тренера по избранному ...
... и слабые стороны. Чтобы получить то, чего хотят спортсмены, тренер должен быть образцом преданности спорту, образцом для ... лучшего его познания это дает еще возможность видеть эффективность примененных к нему воздействий; необходимо понять мотивы ... других, помогают тренеру установить контакт со студентами в процессе общения и, таким образом, способствуют успеху воспитательной работы тренера. Развитие ...
Нарушение внутригруппового общения приводит, как правило, к нарушению игрового взаимодействия, а иногда и к конфликтам между игроками.
Общение между тренером и командой осуществляется в форме советов во время матча, указаний на замену игроков, разъяснений и обвинительных приговоров во время тайм-аутов. Однако важно выбрать подходящее время для той или иной формы вашего вмешательства.
Тренер должен не только иметь возможность общаться со спортсменами сам, но и требовать общения внутри группы от своих спортсменов во время матча. Если тренер видит, что в ходе игры спортсмены не поощряют друг друга, не поддерживают друг друга, необходимо выделить этот недостаток и постараться устранить его на тренировках. В этом случае особая роль должна быть отведена руководителям команд, которые должны быть лично проинструктированы о необходимости поощрения спортсменов, особенно чувствительных к комментариям своих партнеров.
Эффективность общения определяется многими факторами: одни из них управляемы и поэтому могут специально организовываться для того, чтобы цель общения была достигнута с наибольшей вероятностью; другие неуправляемы, по крайней мере, в момент общения, и поэтому должны лишь учитываться тренером при построении стратегии и тактики общения (Рис. 1).
Психологические характеристики учителя, Авторитет, Правдивость, Наблюдательность, Способность к эмпатии, Педагогический такт
Мотивы
Психологические установки, Свойства темперамента и характера, Возрастные и половые особенности, Социальный статус, Психологические характеристики учащихся
Интимная
Официальная, Обстановка общения, Внутренние
Внешние
Факторы эффективного общения
Рис. 1. Факторы, обуславливающие эффективность педагогического общения
К факторам внешнего общения относятся: ситуация, в которой происходит общение, среда общения, личность спортсмена и социально-психологические характеристики спортивной команды, отношение студентов к тренеру.
Коммуникационная ситуация во многом определяет как характер, так и эффективность общения. Одно дело общаться в спокойной обстановке, другое дело — общаться в напряженной ситуации конкуренции или конфликта. В последнем случае меньше возможностей реализовать цель общения, так как тренер сталкивается с внутренним сопротивлением спортсмена. В конфликтной ситуации возрастает роль психологических установок, предвзятости мнений, плохо воспринимаются логические аргументы. С другой стороны, в напряженной ситуации, вызванной отсутствием информации для достижения значимой цели, общение между тренером и спортсменами может быть облегчено, поскольку последние ждут помощи извне, чтобы разблокировать ситуацию.
Культурные аспекты общения государственных служащих
... его многочисленных составляющих: сферах, элементах, частях. одним из главных показателей профессиональной культуры является культура общения как средство обеспечения эффективности трудовой деятельности, теплоты человеческих связей как на работе, так и ...
Обстановка общения. Эффективность общения во многом зависит от среды, в которой оно происходит. При этом, в зависимости от целей общения тренера и спортсменов, ситуация должна меняться. Разговор по душам предполагает некоторую интимность обстановки. Для проведения деловых совещаний, обсуждения проведения ученика и т.д. необходима строго официальная обстановка.
Особенности спортивной команды тоже влияют на эффективность общения. Если команда социально зрелая, суггестивное влияние тренера более эффективно.
Отношение спортсменов к тренеру может выступать своеобразным психологическим барьером. Например, в одном случае спортсмен желает обсуждать предмет разговора, в другом – нет, с одним тренером будет откровенным, с другим – скрытным, лживым, по одним вопросам спортсмен высказывается прямо, по другим – отмалчивается, по третьим может солгать.
1.1.2Личностные особенности спортсменов, значимые для общения
Эффективность общения тренера со спортсменами зависит от личностных качеств последних, важнейшими из которых являются: социальный статус в спортивной команде, психологические установки спортсменов, их возрастные и половые характеристики, моральный облик (убеждения, мировоззрение, идеалы, мотивы занятий спортом), уровень интеллектуального развития, интересы, склонности, степень внушаемости, коммуникабельность (то есть легкость установления контактов с другими людьми).
Рассмотрим наиболее важные из них.
Социальный статус спортсмена по сравнению с тренером ниже, что придает процессу их общения подчиненную окраску. Тренер имеет право не только убеждать, но и приказывать, командовать и принуждать. Однако это не может служить основанием для проявления им высокомерия. Нисходящее общение создает психологический барьер между тренером и спортсменами.
Особое значение имеет учет социального статуса спортсмена в спортивной команде. Лидер будет реагировать на педагогические воздействия тренера иначе, чем новичок в команде или спортсмен, занимающий низкое положение в команде. Лидеры могут категорически противиться воспитательным мерам, если их позиция расходится с позицией тренера.
Возрастные особенности спортсменов часто затрудняют общение, так как ребенок убежден, что его все равно не поймут. Для более эффективного общения тренера с детьми необходима трансформация его позиции в сторону позиции ребенка. Иногда можно преодолеть психологический барьер, рассказав о своем детском поведении в подобных ситуациях и оценив свои действия с точки зрения ребенка и с точки зрения взрослого.
Подростковый возраст характеризуется чередованием периодов «близости» и «открытости» в общении. «Закрытость отмечается в 13-и и в 15-летнем возрасте (хотя бывают сдвиги во времени наступления этого периода), а «открытость» – в 14-ти и 15-летнем. «Закрытость» проявляется в стремлении подростка оградить свой внутренний мир, защитить от постороннего давления еще не сложившиеся представления о себе, образ своего «я». В это время даже нейтральные вопросы могут вызвать неадекватную реакцию у подростков.
В периоды «открытости» подростку, наоборот, нужен диалог о себе, о своих проблемах, о своих переживаниях, о происходящих в нем изменениях. Причем если эту потребность младших подростков могут удовлетворить и сверстники, и взрослые, то старшие подростки остро нуждаются в общении именно со взрослыми (правда, только с теми, кому они доверяют), так как перед ними стоит задача жизненного самоопределения, выбора профессии, пути дальнейшего образования. Здесь им может помочь уважаемый тренер.
Этика и этикет делового общения
... основные характеристики. Деловое общение «Письменные» и «неписаные» правила поведения известны в данной официальной контактной ситуации. Принятая процедура и форма поведения на службе называется деловым этикетом. Его основная ... (выход из него). Служебные контакты Виды делового общения по способу обмена инфор ... во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета — разработанных обществом ...
Гендерные особенности спортсменов также влияют на эффективность общения. Девушки более общительны, более чутки к состоянию собеседника и отношению к нему, более уверены в хороших словах. Логика их рассуждений более скрыта из-за склонности опускать очевидные для них (но не очевидные для мальчиков и мужчин-тренеров) связи и предпосылки. Прямая и чрезмерно рациональная логика рассуждений тренеров-мужчин им не нравится, поэтому женщинам легче контактировать друг с другом и часто обижаются на тренеров-мужчин за их грубость, резкость и непонимание. В результате, тренеру-женщине будет лучше задушевный разговор с девушками. Тренеру-мужчине следует помнить, что в разговоре с девушками элементы рыцарского отношения к женщине должны присутствовать незримо. В то же время женщины предпочитают, чтобы во время занятий спортом руководил мужчина, и часто воспринимают авторитарное руководство как должное.
Психологические установки тренеров и спортсменов играют важную роль в общении. Они могут служить серьезным препятствием для установления контакта. Предубежденность спортсменов против тренера, не обладающего в их глазах авторитетом, может быть временной (из-за первого неблагоприятного впечатления о нем, из-за усталости) и устойчивой, вызываемой всей системой взглядов и установок спортсмена (например, на тактику игры команды, на систему тренировочного процесса).
В первом случае тренер должен быть мягким, во втором твердость позиции. Иногда полезно временно скрыть цель беседы и начать разговор издалека (например, выявить общность интересов, увлечений), а затем, преодолев ситуативную предубежденность, начать разговор в соответствии с целью общения.
В случае проблем в школе, школе, спортивной команде, в отношениях со сверстниками любое упоминание «болезненной» проблемы, даже непроизвольный намек на неприятные события, может вызвать изоляцию спортсмена или взрыв отрицательных эмоций. В таких случаях необходимо дать ему возможность успокоиться или вылить собеседнику душу. Без понимания состояния спортсмена вместо психологического контакта возникает эмоциональный барьер отчуждения.
Стабильные психологические характеристики спортсменов, такие как свойства темперамента и характера, эмоциональная возбудимость, коммуникабельность или замкнутость, конформность, также влияют на эффективность общения. Высокая эмоциональная возбудимость или недостаточное развитие некоторых волевых качеств у юных спортсменов может помешать тренеру в общении с ними. Если у ученика нерешительность, высокая эмоциональная возбудимость, тренер должен прежде всего подумать о том, как повлиять на его волю в общении с ним, как предотвратить эмоциональные всплески, чтобы сохранить содержание разговора. Если ученик с сильным, эмоционально сдержанным характером, тренер должен ставить на первое место содержание разговора, а эмоциональные тонкости можно заранее игнорировать.
Эссе культура речи в профессиональной деятельности
... и тема № (в часах) успеваемости дисциплины п/п Практич. Лаборат. Семинар Самост. Лекции раб. Культура речи в профес 1. сиональной деятельности 3 3 3 4 юриста Язык, речь, общение в Устный опрос, эссе 1.1. профессиональной дея ...
Общительные спортсмены, в отличие от закрытых, ищут межличностных контактов, сопереживают другим и ждут от них таких же эмоциональных проявлений. с такими спортсменами тренеру легче выйти, чем с закрытыми, ограничивающими круг общения с близкими людьми. правда, в то же время у закрытых людей связи более устойчивы и глубоки, тогда как у общительных субъектов многие связи ситуативны и поверхностны.
Легкость и сложность воздействия на спортсменов зависит от соблюдения последних. Конформность — это свойство человека легко менять свою точку зрения, отношение к чему-либо под влиянием группового мнения. Легкая смена точки зрения характеризует высокую уступчивость, что способствует возникновению психологического контакта во время общения. Когда же, несмотря на групповое давление или давление авторитета, человек остается при своем мнении, говорят о его низкой конформности, и это часто затрудняет общение.
От конформности следует отличать конформизм, когда ученик лишь на словах разделяет мнение тренера или коллектива, а на самом деле остается при своем мнении и руководствуется ним в поступках. По существу, человек ведет двойную игру, призывая на словах нормы поведения и жизни данного коллектива лишь для того, чтобы его не ругали.
1.1.3 Поведение тренера и психологический такт
Эффективность общения тренера с учениками во многом зависит от поведения самого тренера, от его манеры держаться. Важен внешний вид тренера. Он должен быть аккуратно одет, причесан. Он не должен показывать, что чем-то расстроен, озабочен, наоборот, нужно демонстрировать сосредоточенность, уверенность, целеустремленность.
Очень важно говорить с воодушевлением. Заинтересованность тренера передается ученикам, заставляет их серьезней относиться к услышанному. И наоборот, равнодушный или назидательный т он, речевые штампы, затасканные фразы вызывают безразличие учеников к словам тренера. Мешает нормальному общению использование тренером «громких фраз»: «Вы спортсмены, и поэтому обязаны…», «Наша высокая обязанность …» и т.п. Не способствует общению и декларирование общеизвестных истин.
Команды должны произноситься твердо, с волевым нажимом в голосе. Причем предварительная команда про износится отчетливо, громко, протяжно, а исполнительная – резко, отрывисто. Если команда отдавалась безразличным тоном, она выполняется учениками вяло, небрежно. Нельзя исправлять ошибки и делать замечания мимоходом и бесстрастным тоном. Разговаривая с учеником, нужно смотреть ему в глаза.
Не следует, объясняя упражнение, ходить вдоль строя учеников взад-вперед, переминаться с ноги на ногу, топтаться на месте. Это рассеивает внимание учеников, они начинают интуитивно понимать, что тренер нервничает. Переходы с места на место, от одной группы к другой, от снаряда к снаряду, не должны быть частыми.
Молодым спортсменам импонирует поза тренера, при которой туловище прямое, плечи разведены, живот подтянут, руки свободно опущены вниз. Позу, при которой туловище отклонено назад, подбородок приподнят, руки сложены на груди, ноги расставлены, ученики будут оценивать как самоуверенную, надменную, неуважительную по отношению к ним.
Ученикам не нравится, когда тренер держит руки в карманах, сжимает их в кулаки, облокачивается на гимнастический снаряд, приподнимает плечи, сжимает челюсти. Это не способствует установлению контакта, взаимному доверию.
Культура речи в современном обществе
... речевой этикет и зачем он нам нужен. Речевым этикетом можем назвать установленные правила общения. Это означает полный набор правил вежливости и уважения к определенной культуре. Голосовая метка также влияет на правила ... на тему Культура речи Культура ... этикете также связаны с развитием так называемого официального делового стиля речи. Официальный фирменный стиль - это функциональный стиль речи, ...
Нередко ученик начинает рассказ о книге, газетной статье, новости, а тренер его останавливает. Оказывается, что он уже это читал или слышал об этом. Он не понимает, что остановив воспитанника два-три раза, он отбивает у того охоту к общению. В следующий раз ему не расскажут о важной новости, не посоветуются по животрепещущей проблеме. Иногда тренеру не целесообразно афишировать свое знание проблемы. В этом случае, не отталкивая от себя ученика, тренер останется для него интересным и приятным собеседником.
Половые особенности тренеров
Тренеры-мужчины чаще используют личностно-групповое общение, а тренеры-женщины – межличностное общение. Первые чаще применяют неречевые средства общения, вторые – речевые. Воспитательные обращения также используются чаще женщинами.
Эффективность общения во многом зависит от самого тренера, от того, как он себя держит с учениками. Психологический такт – это качество, присущее тренеру-мастеру, тренеру-интеллигенту. К.Д. Ушинский писал, что так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем-практиком, есть по существу не более, чем такт психологический. Наличие у тренера психологического такта особенно важно при общении с юными спортсменами и спортсменками.
Психологический такт базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными: доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности. Тактичный тренер может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или иного ученика, определить его состояние и с учетом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить учащегося в неловкое положение.
Тактичный тренер будет терпеливо относиться к ученику, если его медлительность связана с особенностями темперамента, а не покрикивать на него, будет проявлять особый такт при дефектах речи учащегося, относиться с сочувствием к подростку, проявляющему неуклюжесть, или к девочке, боящейся выполнить упражнение. Тактичный тренер не должен позволять себе «выворачивать наизнанку» душу ученика, чтобы докопаться до мотивов его поступков, отношения к учебе и жизни.
Соблюдение психологического такта требует постоянного контроля над своими мыслями, действиями. Неумение контролировать поступки и слова может поставить окружающих в затруднительное положение, привести к конфликту.
Так, на родительском собрании в спортивной школе-интернате, тренер-педагог, не желая ставить родителей ученицы в неловкое положение, сказал: «Одна девочка попала в дурную компанию» и… тут же предложил ее папе остаться для разговора. Всем стало ясно, о ком идет речь. В результате некоторые родители запретили своим дочерям общаться с этой девочкой.
Отличают тактичность от нетактичности следующие психологические особенности личности педагога:
- естественность и простота обращения без фамильярности;
- доверие без попустительства;
- серьезность тона без натянутости;
- ирония и юмор без насмешливости;
- требовательность без мелочной придирчивости, грубости;
- доброжелательность без заласкивания;
- деловой тон без раздражительности;
- своевременность воспитательного воздействия без поспешности;
- принципиальность и настойчивость без упрямства;
- внимательность и чуткость к учащимся без подчеркивания этого;
- отдача распоряжений без упрашивания;
- обучение без подчеркивания своего превосходства в знаниях и умениях;
- выслушивание без выражения безразличия.
Педагогический такт особенно необходим в тех случаях, когда тренер приступает к руководству уже сложившейся командой, имеющей свои традиции, взгляды на тактику игры, отношения с тренером и т.д.
1.1.4 Культура речи тренера, стили общения
Одним из слагаемых коммуникативного мастерства тренера является культура речи. Кто владеет культурой речи, тот при прочих равных условиях – уровне знаний и методическом мастерстве – достигает большего авторитета и больших успехов в учебно-воспитательной работе.
Культура речи – широкое и емкое многокомпонентное понятие, но прежде всего – это грамотность построения фраз. Твердое знание грамматических правил дает возможность правильно излагать свои мысли, придает речи стройный, осмысленный характер, что облегчает восприятие и понимание объяснений, замечаний, команд тренера. Грамматически правильное построение речи обеспечивает ее содержательность , логическую последовательность, понятность. И напротив, небрежное, бездумное отношение к языку часто приводит к досадным двусмысленностям, к речевым казусам.
Второй составляющей культуры речи тренера являются простота и ясность изложения. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания форме или наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что ученики не сумеют понять, что же от них требуется, что они должны усвоить. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлеченное основывается на ясности мышления тренера, на образности и жизненности приводимых для пояснения примеров.
Третья составляющая – выразительность. Она достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи – тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.
Итак, компонентами культуры речи тренера являются:
1) грамотность построения фраз;
2) простота и ясность изложения;
3) выразительность:
- интонация и тональность;
- темп речи, паузы;
- динамика звучания голоса;
- словарное богатство;
- образность речи;
- дикция;
4) грамотное произношение слов из обыденной речи:
- правильное ударение в словах;
- исключение диалектных слов;
5) правильное использование специальной терминологии:
- исключение режущих слух устойчивых выражений;
- исключение лишних слов в командах;
- исключение жаргонных и модных словечек;
6) немногословие;
7) речедвигательная координация.
Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на чувства учеников, поскольку придают эмоциональную окраску словам и фразам. Тональность речи может быть праздничной, торжественной, задушевной, радостной, гневной, грустной и т.п. В зависимости от ситуации тренер должен использовать все богатства тональности, а не произносить монологи бесстрастным, монотонным голосом. Тренер, владеющий при подаче команд интонацией и тональностью, может с помощью слова регулировать степень физических усилий (например, команда, подаваемая с выражением напряжения, вызовет и соответствующую реакцию спортсменов).
Тон речи тренера должен быть спокойным, уверенным, властным. Однако для этого необходимо, чтобы сам учитель был спокойным, убежденным в правильности отдаваемых распоряжений, своих поступков, оценок действий и поступков спортсменов. Крайне нежелателен назидательный, менторский тон – он обычно отталкивает спортсменов от тренера; чем старше спортсмен, тем в большей степени у него выражено стремление к самоутверждению, признанию.
Темп речи также определяет ее выразительность. При слишком быстрой речи ученикам трудно сосредоточиться на том, что говорит тренер, успеть «переварить» всю информацию; очень медленная речь действует усыпляющее. При объяснении существенных деталей желательна неторопливая речь.
Паузы при их правильном использовании позволяют лучше передать смысл произнесенного слова и фразы (например, при слитном произнесении команды «Направо!» спортсмены могут даже не понять ее; пауза же – «Напра-во!» – способствует сосредоточению, создает состояние готовности, в результате чего команда выполняется четко и одновременно).
Паузы, увеличивающиеся вместе с нарастанием усталости, регулируют темп выполнения упражнений. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл сказанного, сообщения о каком-то событии и т.п.
Еще одним фактором, определяющим выразительность речи тренера, является динамика звучания голоса, варьирование его силы.
Словарное богатство способствует образности речи, а через нее – и выразительности. Умелое применение пословиц, поговорок, метафор делает речь тренера сочной, эмоциональной, поднимает настроение учеников. Конечно, пользоваться надо только теми речевыми средствами, которые доступны пониманию спортсменов данного возраста.
Образность речи играет существенную роль в доходчивости объяснений тренера.
Дикция, то есть ясное и отчетливое произношение, облегчает понимание речи. Небрежность в произношении окончаний слов (их «проглатывание»), гнусавость – эти недостатки дикции могут снижать внимание спортсменов к тому, что говорит тренер.
Некоторые тренеры, так называемые «монотонщики», по данным Н.П. Фетискина, обладают характерными особенностями речи, «усыпляющими» учеников. Они редко используют изменение (повышение или понижение) тона, громкость речи у них невысокая, паузы затянуты, интонация речи, как и ее темп, меняется очень редко, они практически не используют логическое ударение. У половины из них отмечается теноровый тембр голоса при высокой частоте основного тона.
Четвертой составляющей культуры речи тренера является грамотное произношение слов из обыденной речи. Некоторые тренеры допускают ошибки в ударении, например: «по два`, по три`» вместо «по` два, по`три», «километр» вместо «километр», «за голову» вместо «за голову», «поняли» вместо «поняли» и т .д.
Другого рода ошибки встречаются у тренеров при применении слов и выражений, возникших под влиянием местных диалектов. Говорят, например, «слазь с гимнастической стенки» вместо «слезай», «ложи мяч» вместо «положи». Недопустимы для употребления и глагольные формы «заберите» вместо «возьмите», «обождите» вместо «подождите».
Пятой составляющей культуры речи тренера является правильное использование специальной терминологии. Специальная терминология занимает в словарном запасе тренера большое место, облегчает общение и взаимопонимание. Знание учениками терминологии способствует более быстрому овладению ими физическими упражениями, увеличивает плотность занятия. Часто, однако, тренеры неумело применяют спортивную терминологию: употребляют режущие слух фразеологические обороты, вставляют лишние слова, жаргонные и модные словечки.
Примерами употребления режущих слух устойчивых выражений могут служить: «выпрямить заднюю ногу», «выпрямит нижнюю руку», «выбросить ноги», «нагнуть туловище» (вместо «наклонить») и т.п.
Примерами использования лишних слов являются: «на месте стой» вместо «стой», «по порядку номеров рассчитайся» вместо «по порядку рассчитайсь», «вперед шагом марш» вместо «шагом марш», «в обход по залу шагом марш» вместо «в обход шагом марш», «от середины направо и налево разомкнись» вместо «от середины разомкнись» и т.д.
Недопустимы в речи тренера, как бы он ни был раздражен, оскорбительные слова.
Шестой составляющей культуры речи тренера является не многословие. Некоторые тренеры, вместо того, чтобы четко назвать упражнение, подробнейшим образом описывают положение головы, туловища, плеч, кистей рук, забывая, что вначале нужно акцентировать внимание учеников лишь на главных элементах. Многословие проявляется и тогда, когда тренер, указывая на ошибки ученика, подвергает подробному анализу все допущенные им отклонения от образца. Наконец, многословие выражается в частых повторениях.
Конечно, краткость не является самоцелью. Чрезмерно сжатый, почти телеграфный язык тоже не украшает речь, особенно когда вследствие сокращения слов команды и распоряжения тренера становятся двусмысленными.
Культуры речи тренера связана с рече двигательной координацией, под которой понимают умение одновременно показывать и объяснять упражнение, не нарушая при этом ни качества исполнения упражнения, ни плавности и выразительности речи. Это умение особенно слабо развито у тренеров с небольшим стажем работы.
Выделяется несколько стилей общения. Один из них основывается на привязке стиля общения к стилю руководства: авторитарному стилю руководства соответствует авторитарный (императивный) стиль общения, демократическому стилю руководства – демократический стиль общения. При этом речь не идет об их отождествлении, так как стиль руководства характеризуется не только стилем общения, но и способом принятия решения (единоличным или коллегиальным), ориентацией на инициативность подчиненных или же на жесткую регламентацию их активности и т.д. Поэтому стиль общения относится к стилю руководства как часть к целому.
Авторитарный и демократический стили общения различаются по форме выражения воздействий, частоте использования тех или иных форм воздействия на спортсменов и широте общения (Таблица 1).
Приведенные в таблице данные не следует толковать так, будто тренеры с авторитарным стилем общения используют только инструктаж, команды и т.п., а тренеры демократического стиля – только предложения, советы и обсуждение. Все эти формы передачи информации могут использоваться тренерами с различным стилем общения, однако, при этом частота их использования разная.
Более подробная характеристика общения тренеров, имеющих различный стиль руководства, дана М.В. Прохоровой (Особенности и коммуникативной деятельности тренера ДЮСШ: Автореф. дис. … канд. Наук. М., 1974).
У тренеров демократического стиля в содержании обращений воспитательная информация, связанная с побуждением к самостоятельности и инициативности, к совместным обсуждениям вопросов и т.д., почти отсутствует; организационная же, отражающая четкость, порядок работы, выражена на среднем уровне. Из форм обращений преобладают неодобрения и замечания, часто выражаемые в ироничном и резком тоне.
Таблица 1, Характеристика стилей общения
- Характеристика общения
Стиль общения
авторитарный
демократический
Вид воздействия
Инструктаж, команда, приказ, указание
Предложение, совет, обсуждение
Форма выражения воздействия
Категорическая, резкая, неодобрительная, раздраженная
Спокойная, дружелюбная, одобрительная
Широта общения с учащимися
С избранным кругом
Со всеми учащимися
Для тренеров демократического стиля управления характерно преобладание воспитательной информации, использование одобрений, приветливого тона обращений. Неодобрение они выражают очень редко. Обращения адресуются в основном сильным спортсменам.
Либеральный стиль руководства характеризуется большим объемом организационной информации, меньшим объемом учебной информации, частыми замечаниями, приветливым тоном обращений.
Тренеры-автократы уделяют больше внимания общению с администрацией и меньше – с родителями своих учеников. Тренеры демократического стиля уделяют равное внимание общению с руководством, родителями учеников, коллегами и учащимися, а тренеры-либералы мало общаются с учащимися.
На соревнованиях тренеры чаще, чем на тренировках, используют авторитарный стиль общения (требования, замечания, порицания, команды, указания).
Имеются и другие подходы к выделению стилей общения. В одном, условно обозначенном «А», преобладают организационные и дидактические цели, организующие и корректирующие действия, прямые обращения; в другом стиле («Б») преобладают дидактические цели, оценочные, контролирующие и стимулирующие действия и косвенные обращения. Стиль «А» характерен для педагогов с сильной и лабильной нервной системой, а стиль «Б» более соответствует педагогам с сильной и инертной системой.
Стили педагогического общения тренеров со спортсменами зависят и от психологических особенностей самих наставников. Для тренеров-экстравертов характерными приемами являются следующие: обращение к учащимся дружески на «ты»; теплый тон общения, использование шуток, юмор; выражение уверенности в успехе спортсмена. Эти тренеры часто одобряют действия учащихся, предупреждения и замечания делают в мягкой форме, в конфликтной ситуации ограничиваются мягкими упреками.
Для тренеров-интровертов более характерно обращение к спортсменам холодно, сдержанно, на «вы»; частое проявление раздраженного тона общения, гнева, с использованием нелестных для учащихся эпитетов, более частое использование порицаний, чем поощрений, высказываемых в жесткой форме.
Из этого описания следует, что тренеры-интроверты более склонны к авторитарному стилю общения.
1.2 Организационные способности
Организаторские способности – это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать её. У опытных учителей вырабатывается даже своеобразное чувство времени – умение правильно распределить работу во времени, укладываться в намеченные сроки.
Организационные способности жизненно важны для повседневной жизни. Они помогают правильно поставить задачи для их выполнения. Существует огромное количество плановых уроков, направленных на организационные способности, которые помогают лучше систематизировать задачи и избегать стрессов. Планирование является неотъемлемой частью этого урока. Очень многие из нас слышали высказывания о том, что нужно планировать свою работу и следовать разработанному вами плану. Но только те люди, которые действительно следовали этим высказываниям в повседневной работе, осознают, как же это важно для нас.
Однажды, заранее запланировав какие-то вещи, вам придется побеспокоиться о сроках, за которые вы выполните эту работу, или о том, что вы пропустили какую-то деталь. Таким образом, вы можете заранее завершить намеченную работу в том случае, если вы запланировали все необходимое для этого на ближайшие несколько дней. Это принесет вам огромную пользу, т.к. ваша работа никак не пострадает от этого.
Другим важным моментом в списке планов, направленных на развитие организационной способности, является управление временем. Число рабочих часов ограничено, и мы имеем достаточное количество работы, которую необходимо сделать. Очень важным является аккуратное расходование времени для того, чтобы закончить эту работу в предопределенный период времени. Старайтесь минимизировать потерю времени, анализируя то, что нужно сделать, где вы хранили вещи и т.п.
Очень важным является то, что все вещи лежат на «своих местах», что предаст вам уверенности в том, что вы не потеряете время на поиск, например, какой-нибудь бумаги в пачке бумаг. Таким образом, советуем вам распределить вещи по категориям. Например, если вы студент и имеете тетради по пяти предметам, вы можете разбить их на категории, исходя из предмета, а в дальнейшем, в соответствии с различными периодами.
Вышеизложенный план уроков по развитию организационных способностей послужит для вас руководством по увеличению вашей производительности труда, т.к. вы научитесь определять, сколько времени вам необходимо для выполнения какой-либо задачи. Также, разделение выполнения задачи на этапы поможет вам не только эффективнее справиться с ней, но и уменьшит ее отрицательное влияние на ваше рабочее настроение и расположение духа. В дальнейшем, когда вы увидите, что у вас получается поэтапно выполнять вашу работу, вы приобретете опыт. Этот опыт поможет вам научиться делать работу быстрее, что, в конце концов, приведет к выполнению поставленной цели. Только определением четкого плана действий и упорным трудом, вы сможете добиться результатов в выполнении целей, поставленных перед вами.
Существует огромное количество уроков, направленных на развитие организационных способностей, которыми вы можете воспользоваться в повседневной работе. Пользуйтесь ими, ведь вы не знаете, когда вы найдете свой собственный уникальный путь по управлению вещами. Никогда не оставляйте работу не законченной и тем более не переходите к выполнению другой. Иначе, занятие одновременно несколькими делами приведет вас к стрессу и невыполнению ни одного из них.1. Организационная проницательность, включающая:
Психологическую избирательность — умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;
практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
Психологический такт — способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.
3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.
Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:
-
широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;
-
чувством понимания ситуации;
-
творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;
-
нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;
-
готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;
-
стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
-
эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;
-
ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;
-
способностью работать в коллективе и с коллективом;
-
умением предвидеть результат;
-
внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
-
способностью и умением рисковать;
-
способностью действовать самостоятельно;
-
ответственностью за деятельность и за принятые решения;
-
способностью увидеть, выделить существенное;
-
искусством выполнять планы.
В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:
-
умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
-
способность устанавливать и контролировать дисциплину;
-
стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;
-
осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;
-
развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;
-
отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
-
регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
-
стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;
-
системный подход к анализу работы;
-
квалифицированное делегирование полномочий;
-
избежание слишком частого применения негативного подкрепления;
-
создание эффективной обратной связи;
-
защита персонала организации от внешних угроз;
-
поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
-
установление системы оценки работы и критериев успеха.
Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход — решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.
Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.
В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.
На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость — это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.
Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.
Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:
как искусственное образование — искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);
как естественно живущее — после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей — целей того коллектива, который организован.
Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60–80%).
Предмет этой деятельности — социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.
Александр Огарков
« Elitarium »
1.3 Роль тренера в спортивном коллективе
Успех спортивной команды во многом обусловлен стилем руководства со стороны тренера. Широта взглядов, уровень знаний, навыков, умений, авторитет, любовь к своему виду спорта и воспитание настойчивости, умение сплотить дружный коллектив, разобраться в психологии спортсмена, решительность, требовательность, самокритичность, принципиальность — вот неполный перечень качеств, какими должен обладать тренер-педагог.
Авторитет тренера неотделим от всей его деятельности, знаний теории и практики спорта, высокой требовательности и т.п. Полноценные взаимоотношения между тренером и командой строятся на обоюдном уважении, доверии и дружбе. При решении всех вопросов, касающихся команды и ее членов, между тренером и спортсменами необходим тесный контакт. Однако при окончательном решении той или иной проблемы основная роль принадлежит тренеру. Хороший тренер всегда требователен и принципиален в первую очередь к самому себе, самокритично относится ко всей своей работе. Он должен быть новатором, уметь видеть все передовое в методике, тактике, чтобы не копировать, а творчески применять их в работе.
Выбор тренера — один из очень важных вопросов в создании дружного, сплоченного спортивного коллектива.
При решении этого вопроса большую роль играют организаторские способности дружного, сплоченного спортивного коллектива. При решении этого вопроса большую роль играют организаторские способности тренера.
Человек, не обладающий ими, даже если он большой знаток своего дела, не сможет стать тренером.
Особенно важно, чтобы тренер наряду со своими специальными знаниями и способностями был хорошо эрудирован в вопросах психологии личности и спортивной деятельности, обладал бы не только теоретическими знаниями в этой важной для его профессии области, но и умел вникать в психологию руководимых им спортсменов, всего спортивного коллектива. Степень эффективности руководства тренера зависит от умения оценить особенности психических состояний каждого спортсмена при его взаимодействии с партнером и противником, умения своевременно и правильно устранить причины, ведущие к неудачам или конфликтам.
Успешность коллективной деятельности спортивной команды во многом зависит как от характера сложившихся взаимоотношений между тренером и членами коллектива, так и от стиля и формы его руководства. Необходимым условием эффективности спортивной деятельности, высокой сплочённости команды является демократический тип управления и организации со стороны тренера. Авторитарное управление командой, когда вопросы выбора стратегии и тактики командных действий, организационные и методические опросы решаются без учета мнения команды, не только не обеспечивает сплоченности спортивного коллектива, но и приводит к худшей спортивной результативности.
Большое значение в работе тренера имеет сдержанность во внешнем проявлении собственных эмоциональных, состояний и переживании астенического характера. Во время соревнований спортсмен особенно восприимчив ко всем внешним влиянием, и вид удрученного тренера способен вызывать совсем нежелательные реакции членов команды, участников состязаний и др.
Всем своим внешним видом, формами обращения со спортсменами тренер должен поддерживать их уверенность в своих силах и волю к победе. Это важное требование предполагает наличие у тренера способности управлять своими собственными эмоциональными состояниями в целях оказания должного психологического воздействия на спортивный коллектив.
1.4 Профессиональные знания и умения тренера, Успешность деятельности тренера определяется в первую очередь его знаниями и умениями.
По теории и методики спортивной тренировки и по своему виду спорта уровень знаний у тренеров, по данным Г.Д. Бабушкина (Психология труда тренера по спорту. Омск, 1985),достаточно высокий. Однако по психологии и педагогике, а так же по медико-биологическим вопросам около половины тренеров отмечают недостаточность знаний.
Умения делятся на гностические(умение адекватно оценивать поведение и состояние учеников, их индивидуально-психологические особенности; умение находить причины ошибок в обучении спортсменов), конструктивные (умение планировать учебный материал при подготовке к занятиям, планировать систему собственных действий на тренировках, умение заранее предвидеть затруднения при обучении и предотвращать их), организаторские (умение организовать обучение и воспитание на тренировках и соревнованиях, организовать групповое взаимодействие), коммуникативные (умение устанавливать контакт с людьми, умения использовать средства общения), творческо-исследовательские (умение делать анализ тренировочных занятий и выступлений учеников на соревнованиях, работать с научной литературой и делать выводы для своей работы, планировать и осуществлять эксперименты с использованием различных нагрузок, методов обучения, способов выполнения упражнений).
У тренеров сне большим стажем, как показано Г.Д. Бабушкиным, все перечисленные умения недостаточно сформулированы, однако наиболее развиты коммуникативные умения. Гностические, конструктивные и творческие умения достигают пика сформулированности при стаже 16-20 лет. У тренеров со стажем больше 20 лет лучше всего проявляются организаторские умения, а уровень проявления гностических и конструктивных умений снижается. Из данных этого исследования следует, что вершины мастерства тренеры достигают после 15 лет работы. Это подтверждается и тем, что наибольшая эффективность работы отмечается у тренеров со стажем 16-20 лет. У тренеров со стажем больше 20 лет эффективность работы снижается. Очевидно, это является следствием их «выгорания», которое проявляется в эмоциональном истощении и снижении самооценки себя как профессионала и личности. [Ильин, С.270]
2 Организация исследования
В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе.
Главное содержание деятельности работников таких профессий — руководство коллективом, обучением, воспитанием, культурно-просветительное и бытовое обслуживание людей и т.д.
К профессиям, требующим высокого уровня развития этих качеств, относятся : труд учителя, мастера профтехучилища, тренера, преподавателя, врача, работника клуба, руководитель различных подразделений, научных учреждений и т.д.
Успешность профессиональной деятельности этих работников зависит от уровня развития коммуникативных и организаторских способностей и от сформирования на этой основе умений установить взаимоотношения с людьми и организации их для выполнения поставленных задач.
Таким образом, коммуникативные и организаторские способности являются важными факторами для достижения успеха во многих профессиях типа «человек-человек».
Методика КОС предназначена для изучения коммуникативных и организаторских склонностей. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования).
Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
учитывая, что способности тесно связаны с потребностями личности, ее интересами и избирательным эмоционально-волевым отношением к деятельности, была разработана психодиагностическая методика опосредованного выявления коммуникативных и организаторских способностей — через выявление и оценку соответствующих склонностей (методика «КОС- I «)В.Синявский и Б.А.Федоришин. Диагностике подвергаются потенциальные возможности личности в развитии ей коммуникативных и организаторских способностей.
Методика «КОС-
При построении опросника были учтены различные формы отношения опрашиваемых к вопросам. Дело в том, что одни испытуемые могут быть более склонны к утвердительным ответам, другие — к отрицательным. Поэтому вопросы в бланке построены так, чтобы утвердительный ответ на один вопрос имел такое же смысловое значение, что и отрицательный ответ на другой вопрос.
В программу изучения коммуникативных склонностей введены вопросы следующего содержания; а) проявляет ли личность стремление к общению, много ли у нее друзой; б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество; в) быстро ли привыкает к новым людям, к новому коллективу; г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых; д) любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях; е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми; ж) легко ли ему даются выступления в аудитории слушателей, В соответствии с этим было разработано 20 специальных вопросов.
Программа изучения организаторских склонностей включает вопросы иного содержания: а) быстрота ориентации в сложных ситуациях; б) находчивость, инициативность, настойчивость, требовательность; в) склонность к организаторской деятельности; г) самостоятельность, самокритичность; д) выдержка; е) отношение к общественной работе. На этой основе были разработаны 20 вопросов, каждый из которых в какой-то мере характеризует организаторские склонности учащихся.
Поэтому, учитывая, что способности тесно связаны с потребностями личности, ее интересами и избирательным эмоционально-волевым отношением к деятельности, была разработана психодиагностическая методика опосредованного выявления коммуникативных и организаторских способностей — через выявление и оценку соответствующих склонностей (методика «КОС- I «).
Диагностике подвергаются потенциальные возможности личности в развитии ей коммуникативных и организаторских способностей.
Анкетная часть методики «КОС-
Опросник включает 40 вопросов, 20 из которых направлены на изучение коммуникативных склонностей, а 20 характеризуют организаторские.
Вам нужно ответить на все вопросы бланка. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте на них так: если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке «Листа ответов» поставьте «да», если же отрицательный – «нет». Никаких дополнительных надписей и знаков делать не следует. Следите за тем, чтобы номера вопроса и номер клетки, куда Вы запишите свой ответ, совпадали. Заполняя «Лист ответов», имейте в виду, что вопросы коротки и не могут содержать всех необходимых подробностей. Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует затрачивать много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, что на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным. Когда Вы отвечаете на любой из этих вопросов, обращайте внимание на первые его слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с этими словами. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление своими ответами.
Вам нужно ответить на все вопросу этого бланка. Свободно выразите свое мысли по каждому вопросу и отвечайте на них так: если Ваш ответ на вопрос положителен, то поставьте против него знак «+», если же не согласны — знак «-«. Имейте в виду, что вопросы короткие и не могут содержать всех необходимых подробностей. Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует затрачивать много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, что на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным.
Вопросы:
-
Много ли у Вас другой, с которыми Вы постоянно общаетесь?
-
Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
-
Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам ком-то из ваших товарищей?
-
Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
-
Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
-
Нравиться ли Вам заниматься общественной работой?
-
Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем о людьми?
-
Если возникли какие-то помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от своих намерений?
-
Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
-
Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
-
Трудно ли для Вас включиться в новые для Вас компании?
-
Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
-
Легко ли Вам удастся установить контакты о незнакомыми людьми?
-
Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
-
Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
-
Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?
-
Стремитесь ли Вы при удобном случае побеседовать и познакомиться с новым человеком?
-
Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
-
Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
-
Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
-
Нравиться ли Вам постоянно находиться среди людей?
-
Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
-
Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
-
Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
-
Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
-
Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
-
Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?
-
Верно ли, что Вы стремитесь к доказательству своей правоты?
-
Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?
-
Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе?
-
Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
-
Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно было не сразу принято Вашими товарищами?
-
Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в малознакомую компанию?
-
Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
-
Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
-
Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
-
Верно ли, что у Вас много друзей?
-
Часто ли оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
-
Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
-
Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Ответы на вопросы испытуемый заносит в специальный «Лист ответов», в котором фиксируются также анкетные данные испытуемого в результате его работы.
Для количественной обработки данных мыт использем «Дешифраторы», в которых поставлены идеальные ответы, в максимальной степени отражающие, коммуникативные и организаторские склонности.
С помощью дешифратора подсчитывается количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики. Оценочный коэффициент (К) коммуникативных или организаторских склонностей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадений (20).
К= m /20 или К=0,05 m , где К — величина оценочного коэффициента;
m – совпадающих с дешифратором ответов
Оценка результатов, Показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до
Оценочный коэффициент (К) – это первичная количественная характеристика материалов испытания. Для качественной стандартизации результатов испытания используются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показателей К соответствует определенная оценка Q .
Шкала оценки коммуникативных склонностей
- К
Уровень проявления коммуникативных склонностей
0,10 – 0,45
1
низкий
0,45 – 0,55
2
ниже среднего
0,56 – 0,65
3
средний
0,66 – 0,75
4
высокий
0,75 – 1,0
5
очень высокий
Шкала оценки организаторских склонностей
- К
Уровень проявления организаторских склонностей
0,20 – 0,55
1
низкий
0,56 – 0,65
2
ниже среднего
0,66 – 0,70
3
средний
0,71 – 0,80
4
высокий
0,81 – 1,0
5
очень высокий
3. Результаты исследования, Полученные результаты коротко можно охарактеризовать следующим образом :, Испытуемые, получившие оценку «1» (, У испытуемых, получивших оценку «2» (, Для испытуемых, получивших оценку «3» (, Испытуемые, получившие оценку «4» (, И, наконец, та группа испытуемых, которая получила оценку «5» (
При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика констатирует лишь наличный уровнях развития коммуникативных и организаторских склонностей в данный период развития личности, Если при обследовании учащегося обнаруживается не очень высокий или низкий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, то это вовсе не означает, что они останутся неизменными в процессе дальнейшего развития личности. При наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.
Оценка коммуникативных склонностей
- Виды спорта
Уровни
Высокий
Средний
Низкий
Игровые
9
1
Боевые искусства
2
2
Лыжи и Легкая атлетика
3
3
Оценка организаторских склонностей
- Виды спорта
Уровни
Высокий
Средний
Низкий
Игровые
8
2
Боевые
2
1
1
Лыжи и л/а
4
1
1
Разница коммуникативных
- уровни
игровые
боевые
Лыжи и л/а
1-2
1-3
2-3
Высокий
9
2
3
7
6
1
средний
1
2
3
1
2
1
низкий
—
—
—
—
—
—
Разница организационных
- уровни
игровые
боевые
Лыжи и л/а
1-2
1-3
2-3
Высокий
8
2
4
6
4
2
средний
2
1
1
1
1
0
низкий
—
1
1
—
—
0
Процентное соотношение
- уровни
игровики
борцы
лыжники
высокий
90%
50%
50%
средний
10%
50%
50%
низкий
Процентное соотношение
уровни
игровики
борцы
лыжники
высокий
80%
50%
68%
средний
20%
25%
16%
низкий
25%
16%
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/diplom-organizatorskie-sposobnosti-i-metodyi-ih-otsenki/
-
Безруких, М. М. Педагогический энциклопедический словарь / М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебов и др. ; под общ ред Б. М. Бим-Бада. — М. : Большая российская энциклопедия, 2003. — С. 181-189.
-
Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг / Ю. М. Жуков. — М. : Гардарики, 2003. — 223 с.
-
Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. — М. : Академия, 2000. — 414 с.
-
Немов, Р. С. Психология в 3 кн. : Кн 1. / Р. С. Немов. — М. : Владос, 2000. — 686 с.
-
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. — М. : Народное образование, 1998. — 256 с.
-
Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д. : Феникс, 2001. — 495 с.
-
Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. — М. : Академия, 2003. — 288 с.
-
Тищенко, В. А. Классификация коммуникативных умений студентов / В. А. Тищенко // Знание. Понимание. Умение. — 2000. — №5. — С. 26-31.
-
Щипицына, Л. М. Основы коммуникации: / Л. М. Щипицына, О. В. Защиринская, Т. А. Нилова. — СПб. : Образование, 2002. — 195 с.
-
Шапарь, В. Б. Рабочая книга практического психолога: / В. Б. Шапарь, А. Тимченко, В. Швыдченко. — М. : АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. — С. 397-403.
-
Ильин, Е. П. Психология спорта: учебное пособие / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2009. — С. 270.
-
Оганесян, Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения: / трененги, дискуссии, игры. — М. : Издательство «Ось-89», 2002. — 176 с.
-
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. М.:AKADEMIA, 2000.
-
Джамагаров Т.Т,, Румянцева В.И. Лидерство в спорте. М.: ФиС. 1983.
-
Мальчиков А.В. Социально-психологические основы управления спортивной командой. Смоленск, 1987.
-
Марищук В.Л., Блудов Ю.М. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1982.
-
Найдиффер О.М. Психология соревнующегося спортсмена. М.: ФиС, 1979.
-
Новиков М. А. В сб.: Психологическая подготовка спортсменов разных видов спорта к соревнованиям. М.: ФиС, 1968.
-
Параносич В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы. М.: ФиС, 1977.
-
Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978.
-
Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.: ФиС, 1984.
-
Психология и современный спорт. М.: ФиС, 1973. (с. 72-85)
-
Родионов А.В. Психология спортивного поединка. М.: ФиС, 1968.
-
Рыжонкин А. В. О соотношении положения спортсмена в команде и характера проявления некото-х личностных особенностей: Тезисы докладов VII Всесоюзной конференции «Психология физического воспитания и спорта». М., 1973. Ч. 2. С. 153.
-
Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2002.
-
Станкин М. И. Учитель физической культуры: личность, общение. М., 1993.
-
Теория и практика физической культуры. 1974. № 9