Планирование работы управления образования

Дипломная работа

Каждый орган управления создан для решения определенных задач, выполнения определенных функций. Набор задач, решаемых органом управления, определяет содержание его работы. Основные законодательно закрепленные задачи конкретного органа управления образованием являются его функциями. Функции районного управления образованием во многом определяются спецификой управляемых объектов, содержанием их деятельности, их целями и задачами.

Главная задача управления образованием состоит в том, чтобы обеспечить оптимальный уровень реализации общегосударственных требований в каждом районе, в каждом конкретном общеобразовательном учреждении, с учетом его условий и особенностей, определить пути дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса. Содержание планирования работы районного управления образования обусловлено решением этой проблемы.

Актуальность

Цель работы углубленное изучение системы планов работы районного управления образования для выявления основных этапов, компонентов, а также проблем планирования.

Объект исследования процесс планирования работы районного управления образования.

Предмет — планирование как функция управления.

Гипотеза исследования: планирование работы районного управления образования нуждаются в совершенствовании на научной основе.

Задачи исследования

  • изучение сущности и значимости РУО как органа управления образованием, связей с другими организациями и учреждениями;
  • изучение планирования как функции управления;
  • изучение сетевого планирования в теории и практике управления образованием;
  • изучение структуры и содержания планов работы районного управления образованием;
  • анализ планирования работы районного управления образованием.

Методы исследования

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Теория планирования работы районного управления образования

1.1 Районное управление образованием как компонент муниципальной системы образования

Оценивая роль и место муниципальной системы образования в системе образования России, необходимо прежде всего рассмотреть вопрос о том, что включает в себя понятие «местное самоуправление».

11 стр., 5029 слов

Управление системой образования

... форм интеграции учебных заведений с наукой и производством и т.д. При формировании модели управления образованием для города основным следует считать понятие "район" (применительно к крупным городам ... совместно с аппаратом РУО (РОО). Районный (окружной) отдел образования создает банк информации по всем видам деятельности, осуществляет анализ работы, планирует основные направления развития системы, ...

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление характеризуется как «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами, субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

В соответствии с положениями указанного федерального закона граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы. Согласно указанному федеральному закону к вопросам местного значения отнесены практически все сферы (области) непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, включая социально-экономическое развитие данной территории.

Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация муниципального образования или муниципальная (местная) администрация, которая возглавляется главой администрации (главой муниципального образования).

Поскольку образовательные учреждения есть во всех муниципальных образованиях, одним из обязательных структурных подразделений муниципальной администрации является местный (муниципальный) орган управления образованием — районное управление образования (РУО), который может иметь форму управления, отдела и др. — в зависимости от масштабов решаемых им задач. Создание таких структур фактически предписано органам местного самоуправления Законом об образовании, так как о них многократно упоминается в различных статьях Закона (ст. 32 п. 5 Закона РФ «Об образовании»).

Сфера организационно-управленческой деятельности районного управления образования определяется компетенцией органа местного самоуправления в области образования, которая согласно п. 7 ст. 6 Федерального закона о местном самоуправлении (1995г.) ограничивается «организацией, содержанием и развитием муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования».

Однако тем же пунктом ст. 6 к ведению местного самоуправления отнесено и «комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования», которое предполагает организационное взаимодействие со всеми расположенными на данной территории предприятиями, организациями и учреждениями, включая и образовательные, причем независимо от их подчиненности и форм собственности.

В настоящее время районное управление образования повсеместно (даже если есть исключения, они не меняют общей картины) унаследовали область управленческой компетенции и функции городских и районных отделов народного образования, на основе которых они и были созданы. А поскольку традиционно в ведении городской и районной администрации находились только общеобразовательные учреждения, именно эта часть образовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования, перешла в ведение районной школьной администрации. Причем, в первую очередь те из них, которые были переведены в муниципальную собственность, т.е. муниципальные общеобразовательные учреждения.

22 стр., 10508 слов

Система органов местного самоуправления муниципального образования ...

... задач: изучение системы органов местного самоуправления как обособленной системы управления; осмысление роли и места органов местного самоуправления в государственном управлении; выявление особенностей структуры органов местного самоуправления; исследование формирования и организации деятельности органов местного самоуправления на примере муниципального образования «Город Заринск». ...

Районные отделы образования взяли на себя лишь часть функций в области образования, делегированных законом местным автономиям. В их компетенцию входят вопросы организации, содержания и развития муниципальных образовательных учреждений. За пределами их компетенции остались:

  • общеобразовательные учреждения, не находящиеся в муниципальной собственности, по отношению к которым муниципальный орган управления образованием в лучшем случае выполняет контрольно-статистическую функцию;

— учреждения профессионального образования, которые на сегодняшний день в своем подавляющем большинстве находятся в ведении Министерства образования и науки РФ либо органа управления образованием субъекта Федерации, либо других министерств и ведомств.

В этой связи под муниципальной системой образования обычно понимается совокупность муниципальных образовательных учреждений, которые взаимосвязаны как друг с другом, так и с местным органом управления образованием. Причем в некоторых случаях (например, в крупных городах, сохраняющих районное административное деление) этот орган может быть представлен иерархически взаимосвязанными управленческими структурами.

В то же время, практически на территории любого муниципального образования всегда есть образовательные учреждения, не находящееся в прямом ведении местного самоуправления, хотя их количественные и качественные характеристики могут существенно различаться в разных муниципальных образованиях: это дошкольные образовательные учреждения, находящиеся на балансе предприятий и организаций; общеобразовательные учреждения областного подчинения; ведомственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования; государственные вузы Министерства образования и науки РФ, их филиалы и др. По отношению к ним муниципальная администрация не имеет рычагов прямого воздействия: она не может создавать или ликвидировать, изменять их организационную структуру и направленность деятельности, влиять на руководство и т.д. Однако юридически признано право взаимодействовать с ними в интересах муниципалитета и такое взаимодействие учебных заведений данной территории…