Мотивация профессиональной деятельности шахтёров

Дипломная работа

Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме мотивации профессиональной деятельности горняков.

В последнее время исследованиям мотивации деятельности, ориентированной на достижения (профессиональные, учебные, спортивные и т.п.), придается все большее значение. Изучаются интересы и установки, эмоциональные реакции на неудачи, различные типы атрибуции и восприятие самого себя как индикаторов, определяющих результаты в образовательной и профессиональной деятельности. Ученые уделяют особое внимание интеграции представлений о когнитивной и эмоциональной составляющих мотивационного процесса, созданию более целостной картины, отражающей функционирование мотивации деятельности.

Изучением проблем мотивации в отечественной литературе занимались такие авторы, как Е.П. Ильин (2000), В.А. Ядов (1979), В.Г. Асеев, Е.П. Ильин (1995; 2000), А.Н. Леонтьев (1976), П.М. Якобсон (1969) и другие. Из зарубежных авторов следует отметить Дж. Аткинсона (1964), С. Гроффа (1992), МакКлеланда (1971), А. Маслоу (1955), Х. Хекхаузена (1986) и др.

Актуальность работы связана с тем, что люди постоянно вовлечены в самые разные виды деятельности и проявляют то или иное поведение. Искать ответы на вопросы «почему?», «Почему происходит определенная деятельность?» психологи ввели «мотивацию».

Реализация задач и краткосрочных планов любой организации предполагает выполнение ее персоналом (привлекаемыми человеческими ресурсами) определенных действий, часто называемых производственными функциями. В то же время эффективность использования отдельного сотрудника зависит не только и не столько от его способности выполнять требуемые функции, сколько от «усердия», с которым эти функции выполняются. Одного умения выполнять профессиональные задачи недостаточно для достижения целей организации. Только сочетание сильной мотивации к работе и профессиональной компетенции гарантирует достижение результата.

Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. важно знать, как возникают или возникают определенные причины, как и каким образом причины могут быть реализованы, как люди мотивированы. Психологи также отмечают изменение характера профессиональной деятельности на разных этапах карьеры. В связи с этим интересно оценить динамику его мотивационной сферы, влияние изменения мотивации на эффективность профессиональной деятельности.

Актуальность исследования также связана с тем, что в этом году, по данным профсоюза горняков, в России на работе уже скончались 77 горняков. На один миллион тонн добытого угля в среднем приходится смерть шахтера. Такая же картина наблюдалась и сто лет назад [50].

35 стр., 17334 слов

Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения ...

... деятельности педагога (Т.Г.Новикова, А.С Прутченков и др.). Изучение психолого-педагогической литературы и управленческая практика позволили выявить противоречия: - между возрастающими требованиями к современному педагогу и снижением мотивации профессионального ... знать и «требует» ее устранения. Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Причина находится «внутри» человека, носит « ...

После закрытия многих убыточных предприятий на оставшихся 113 угольных шахтах по-прежнему используется устаревшее оборудование. В горнодобывающей промышленности России занято 320 тысяч горняков, в основном на Донбассе, который она захватывает Украину, на севере в Воркуте и в Кузбассе на западе Сибири.

Печорское месторождение угля, на котором работает объединение «Воркутауголь», является крупнейшим месторождением черного золота на планете. Однако его развитие, пожалуй, самое проблемное — пресловутый климат, различные горно-технические сложности. Поэтому для всей страны и, возможно, для мирового опыта добычи угля, работа и жизнь местных угольщиков могут служить блестящей моделью функционирования отрасли в целом. И здесь поиск эффективных экономических схем заслуживает самого пристального внимания.

ОАО «Воркутауголь» первым приступило к реализации индустриальной программы. В 1995 году первая шахта в 70 км от Воркуты и деревня рядом с ней с населением в пять с половиной тысяч человек были закрыты, несмотря на то, что они добывали уголь высшего качества марки «К» с очень высоким содержанием кокса. Однако себестоимость его добычи была в среднем в 3 раза выше, чем в Воркуте. Кроме того, ужасающими были условия проживания шахтеров. Даже более высокое повышение заработной платы, чем в Воркуте, не могло компенсировать жизненные невзгоды людей. После каждой метели железную дорогу приходилось рыть до шахты в течение трех недель. В аварийной ситуации использовалась вертолетная связь, но «вертушка» не всегда могла летать в экстремальных условиях.

Поэтому необходимо изучить мотивацию профессиональной деятельности горняков. С одной стороны, необходимость проводить психологические исследования на практике, чтобы получить доступ к реальному человеческому поведению и его регулированию, сегодня требует знания моделей человеческого поведения, особенно в отношении мотиваций и их реализации. С другой стороны, необходимо выявить связи внутренних мотивационных тенденций человека с действием.

Цель исследования

Гипотеза : мотивация профессиональной деятельности подземных работников шахт и управляющего персонала имеет различия, проявляющиеся как в уровне мотивации достижения успеха, так и мотива.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

Изучить теоретическую литературу по проблеме исследования.

Определите особенности мотива подземных горняков и управленческого персонала.

Проведите сравнительный анализ, сделайте выводы об особенностях мотивации профессиональной деятельности горняков различных должностей.

Разработать рекомендации по повышению трудовой мотивации.

Объект исследования, Предмет исследования, Теоретическая база исследования:

В соответствии с целью, гипотезой и задачами были выбраны методы и методики исследования:

Эмпирические методы: психодиагностические методики

Опросник для измерения мотивации достижения А. Мехрабиана (модификация М.Ш. Магомед-Эминова).

Методика «Выявление осознанности различных компонентов мотива».

4 стр., 1606 слов

Мотивация и личность Предмет: Психология

... Маслоу Психология Реферат 15 стр. Мотивационная сфера личности Психология Курсовая работа 35 стр. Особенности мотивационной сферы личности и их влияние на успешность деятельности Психология Курсовая работа 34 стр. Проект мероприятий по совершенствованию мотивации ...

12-факторный опросник мотивации профессиональной деятельности Е.А. Климова

2. Методы математической обработки: вычисление среднего арифметического, вычисление и анализ процентов, вычисление коэффициентов ранговой корреляции Спирмена и линейной корреляции Пирсона.

Выборочная совокупность. В исследовании приняло участие 100 человек. Среди них: 50 человек – подземные рабочие, 50 человек – управленцы. Все участники исследования – мужчины. Возраст участников исследования – 22 – 45 лет.

Научная новизна работы заключается в установлении различий в мотивации профессиональной деятельности работников шахт и работников управленческого аппарата, показывается фрагментарность представленности в сознании компонентов мотива профессиональной деятельности как рабочих, так и управленцев, при этом фрагментарность носит различный характер. Мы обнаружили, что, несмотря на неотъемлемую потребность мужчин в успехе, исследование выявило значительное количество сотрудников с преобладающей мотивацией избегать неудач.

Практическая значимость работы заключается в определении статистически значимых различий в мотивации профессиональной деятельности горняков и менеджеров, а также в выработке рекомендаций по результатам исследований.

и объём работ. Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, заключения, списка использованных источников, 4 приложений. В тексте работы представлено 6 таблиц и 6 рисунков. Работа выполнена на 76 страницах без учёта приложений.

ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы мотивации профессиональной деятельности шахтёров

Понятие мотивации в современной психологии

Проблема мотивации — одна из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Вместе с этим, как отмечал Х. Хеккаузен, «едва ли найдется другая такая же область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации» [7, с. 38].

Решением различных вопросов психологии мотивации занимались такие отечественные исследователи, как С.П. Манукян, Ю.В. Шаров, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и другие. Многие исследователи проблемы мотивации человеческой деятельности сходятся в том, что мотивация представляет собой сложную систему, в которую включены определенные иерархические (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, А. Маслоу, Б.И. Дадонов) и различные виды мотивов (Б.Ф. Ломов, П.М. Якобсон).

Сложность и многомерность проблемы мотивации определяет множественность понимания ее сущности, ее природы, а также функций мотивов.

Термин «мотив» — это обрусевшее французское слово «мотив», буквально означающее «мотивация», или от латинского слова «moveo» — я двигаюсь. Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение этому понятию: «Мотив в психологии — это мотивирующая причина действий и поступков человека. Исходным побуждением человека к деятельности являются его удовлетворить свои материальные и духовные потребности» [48].

Многочисленные исследования мотивации отечественными и зарубежными психологами, все более проникая в глубину сущности мотивационных процессов, описывают причину, ее сущность, функции и функционирование в системе регуляции деятельности.

В психологической литературе есть два подхода к пониманию того, почему. При первом подходе причина считается теоретической, что требует обоснования. По мнению X. Хекхаузена, отсутствие логически связанных фактов заставляет усомниться в существовании мотива как такового вообще [39].

26 стр., 12598 слов

Целеполагание в системе мотивации

... мотивация (побуждение). В процессе мотивации задействованы потребности и мотивы. Сам процесс мотивации завершается развитием мотива, определяющего готовность человека реализовывать рабочий процесс с различной эффективностью. Помимо потребностей, в самой мотивации ... типа мотивации, основанного на идентификации целей работника с целями организации; рассмотреть теоретические основания целеполагания как ...

Второй подход признает существование данного психологического феномена и рассматривает причину как стимул к действию, к действию. Однако, употребляется это понятие в различных значениях: как представления, идеи, чувства, переживания, потребности, влечения, побуждения, склонности, желания, привычки, понятие о долге, морально-политические установки и помыслы, интересы, убеждения, психические процессы, состояния, свойства личности, предметы внешнего мира и даже условия существования [17, 18].

В западной психологии популярным является направление, где выделяются диспозиционные, личностные, устойчивые и переменные факторы мотивации, и утверждается, что устойчивые характеристики личности (склонности, предпочтения, установки, ценности, мировоззрение и пр.) обусловливают поведение и деятельность в такой же степени, как и внешние стимулы. Таким образом, мотив понимается здесь как свойство личности, черта характера [24, 41, 42].

Но, несмотря на существующие разногласия, существуют разные взгляды на понимание мотива как реального психологического явления.

Достаточно популярной в настоящее время является концепция «самоактуализирующейся личности» А.Маслоу [24].

Он утверждает, что основой мотивов являются потребности, которые в процессе развития индивида образуют определенную иерархическую

  • физиологические потребности (голод, жажда, секс и др.);
  • потребность в безопасности (safeti) — нужда в порядке и устойчивости;
  • аффилиативные потребности (affiliation) — потребность в принадлежности к какой-либо группе людей, в общении;
  • потребность в любви, уважении, престиже (esteem);
  • потребность в самоактуализации (set factualization) [24].

Потребности каждого последующего уровня не могут быть удовлетворены до тех пор, пока не будут удовлетворены потребности предыдущего уровня. Потребность в самореализации может быть реализована только после того, как будут удовлетворены все остальные потребности. Таким образом, по Маслоу, переход от одного уровня мотивации к другому определяется законами спонтанного развития личности.

Многие другие западные авторы также рассматривают потребности как основу мотивов, но дают им иную классификацию. Так, К. Альдерфер, наряду с А. Маслоу исходит в своей теории из того, что человеческие потребности могут быть объединены в отдельные группы. Однако он выделяет только три группы потребностей:

  • потребности существования (физиологические, потребности в безопасности);
  • потребности связи (общение, уважение, групповая принадлежность);
  • потребности роста (потребности в самореализации, самовыражении) [48].

Группы потребностей этой теории довольно четко коррелируют с группами потребностей теории Маслоу. Таким образом, потребности существования как бы включают в себя две группы потребностей в «пирамиде» Маслоу: потребности в безопасности, за исключением групповой безопасности, и физиологические потребности. Группа коммуникационных потребностей четко соответствует группе потребностей принадлежности и участия. Потребность связи, по К. Альдерферу, отражает социальную природу человека, человека, который должен быть членом группы, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных.

13 стр., 6321 слов

Мотивы безопасности и их использование в управлении организационным поведением

... поведение живых существ. Поведение человека всегда мотивировано. Это упорная работа, с воодушевлением и энтузиазмом, а может быть уклонение от нее «в знак протеста» Тема курса сосредоточена на одной из пяти причин организационного поведения: ...

Между теориями Маслоу и Альдерфера есть фундаментальное различие, которое состоит в том, что, согласно Маслоу, существует движение от потребности к потребности только снизу вверх. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны. Вверх, если потребность нижнего уровня не удовлетворена, и вниз, если потребность более высокого уровня не удовлетворена. В то же время Альдерфер считает, что в случае неудовлетворенности потребностью более высокого уровня степень действия потребности более низкого уровня увеличивается, что смещает внимание человека на этот уровень.

Д. МакКлелланд изучал влияние на поведение человека потребности достижения, потребности соучастия (аффилиации) и потребности власти. Потребность в успехе проявляется у человека для достижения поставленных целей эффективнее, чем раньше. Люди с высоким уровнем потребности достижения предпочитают самостоятельно ставить свои цели [по 39].

При этом они обычно выбирают умеренно сложные цели и задачи, исходя из того, чего они могут достичь. Потребность в соучастии проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с сильной потребностью в соучастии пытаются установить и поддерживать хорошие отношения, получить одобрение и поддержку со стороны других и заботятся о том, как другие думают о них. Основная цель необходимости управлять — это желание контролировать действия людей, влиять на их поведение, брать на себя ответственность за действия и поведение других людей. Все эти потребности приобретаются, развиваются на основе обучения и жизненного опыта.

Эти потребности не исключают друг друга и не упорядочены иерархически, как это было представлено в концепциях Маслоу и Альдерфера. Причем проявление влияния этих потребностей на поведение человека сильно зависит от их взаимного влияния.

В дополнение к вышеупомянутому подходу к типологии потребностей был применен подход к классификации по основным человеческим действиям. В нем определенный мотив и потребность были поставлены в соответствие с типичным человеческим поступком. В соответствии с этим, Г.А. Мюррей выделил 20 психогенных потребностей: потребности в достижениях, аффиляции, агрессии, независимости и т.д. [по 18].

Таким образом, можно утверждать, что потребность в самореализации, росте — одна из важнейших потребностей человека и соответствующая ей причина является одним из поддерживающих элементов мотивационной сферы профессионала.

С точки зрения Дж. Аткинсона, потребность достижения (самоактуализации) проявляется в деятельности двумя побуждениями – добиваться успеха и избегать неудачи [1].

Стремление к успеху понимается как сила, заставляющая человека действовать, ведущая, согласно его ожиданиям, к реализации. Она проявляется в направлении, интенсивности и настойчивости действий. Желание избежать неудач рассматривается как сила, подавляющая выполнение человеком действий, которые, по его мнению, могут привести к неудаче. Он проявляется в желании выйти из ситуации, содержащей потенциальную угрозу для человека негативного развития событий.

Конфликт между стремлением к успеху и избеганием неудач разрешается в результате тенденции. Согласно модели Дж. Аткинсона, испытуемые с высокой результирующей мотивацией достижения при выборе задач разной сложности будут осуществлять его в средней зоне, так как этот диапазон соответствует максимальному значению ситуационного компонента мотивации достижения; субъектом с преобладанием мотива избегания, то есть низкой результирующей мотивации достижения должен быть характерен выбор целей в крайних секторах шкалы трудности, поскольку значения сложности релевантны минимуму ситуативного компонента мотивации достижения.

10 стр., 4690 слов

Абрахам Маслоу о потребностях человека

... личность нуждается в признании других людей. Чтобы чувствовать себя уверенно, получать внимание и быть победителем для себя, человек должен чувствовать одобрение окружающих. И это четвертая из жизненных потребностей человека. Затем возникает потребность ... and Personality» («Мотивация и личность»), опубликованной в 1954 г. ... факультета психологии и своей деятельностью способствовал развитию ...

В отечественной психологии ещё с прошлого века мотив трактовался как побудительная (движущая) сила, причина. Этой точки зрения и сегодня придерживаются многие авторы.

Так, П.М. Якобсон (Якобсон П.М., 1969) понимает под мотивом то побуждение, которое приводит к совершению поступка. Суть трактовки мотива С.Л. Рубинштейном сводится к тому, что мотив понимается как побуждение достичь цели, как отражение «…преломленных в сознании объективных, движущих сил человеческого поведения». Это «переживание чего-то личностно-значимого для индивида» [33, с. 42].

Однако не всякое побуждение становится мотивом поведения человека. Побуждение, выполняя энергетическую роль, не раскрывает содержательной стороны мотива (т. е. не отвечает на вопросы: почему? зачем? почему именно таким образом?).

Желание или потребность откликнуться на импульс появляется только после его реализации, когда он приобретает для субъекта определенное значение. Поэтому, все больше психологов склоняются к тому, что мотив — это внутреннее осознанное побуждение, отражающее готовность человека к активности (действию, поступку), которая может быть направлена в русле первоначального стимула или же являться обоснованным отказом что-либо делать [3, 9, 17, 18 и др.].

Наиболее распространенным является мнение, что к активности побуждает человека осознанная потребность (Ковалёв П.И., 1986; Магун В.С., 1983; Рубинштейн С.Л., 1940).

Принятие потребности за мотив происходит, прежде всего, потому, что она объясняет в какой-то степени, почему человек стал проявлять или хочет проявить активность

Оппонирующие этой точке зрения заявляют, что нельзя общественную деятельность человека объяснять исходя только из потребностей, так как его поступки и деятельность определяются и осознанием необходимости, чувством долга и т.п. [5, 6, 12]. Конечно, это замечание весьма существенно. Однако рассматривать потребности только как биологические нецелесообразно. Существуют и социальны потребности (материальные, духовные, например).

ведь очевидно, что для большинства людей соблюдение моральных норм — это не только необходимость, но и потребность в самоуважении, поскольку получение знаний — это один из видов духовных потребностей человека.

Тот факт, что категория потребности в понимании психологов является личной, а не только биологической, становится очевидным из рассмотрения взаимосвязи между понятиями «стимул», «потребность» и «потребность». Многие психологи, отделяя стимул от мотива, нередко отождествляют стимул (в качестве которого может выступать и нужда) с потреб­ностью. Очевидно, можно и нужно говорить о потребностях организма, органических потребностях, но нужно понимать и то, что они неравнозначны потребностям личности. Так, организм нуждается в кислороде, а человек – во вдохе, в глотке воздуха.

4 стр., 1876 слов

Мотивация человека

... потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность). Следовательно, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а причина всегда является составной частью деятельности. Мотив человека и личности мотивация потребность ...

Признавая, что потребность имеет отношение к мотиву, нельзя пройти мимо ряда моментов, мешающих отождествить потребность с мотивом.

Во-первых, потребность не полностью объясняет конкретное действие или поступок, например, почему сделано именно так, для чего. Ведь одна и та же потребность может быть удовлетворена разными средствами и способами.

Во-вторых, принятие потребности за мотив ведет к тому, что начинают го­ворить об удовлетворении мотива, а не потребности [25].

Но как может удовлет­воряться причина? Она может лишь

В-третьих, и это, пожалуй, главное – принятие потребности за мотив отделя­ет его от идеальной (представляемой) цели; следовательно, активность человека становится не целенаправленной. При этом цель становится средством удовлет­ворения опять-таки мотива, а не потребности.

В-четвертых, в случае принятия потребности за мотив остаются без ответа вопросы: зачем, для чего, ради чего человек намеревается проявить данную активность? То есть исчезает смысл активности.

В-пятых, «принятие за мотив, в частности, биологических потребностей (вле­чений, голода, жажды и т. п.) приводит к тому, что мотивы начинают делить на наследственные и приобретенные, с чем трудно согласиться» [25, с. 14].

А.Н. Леонтьев (Леонтьев А.Н., 1976) рассматривал мотив как предмет удовлетворения потребности. Он полагал, что потребность, понимаемая как состояние неудовлетворенности, нужды, приводит лишь к нецелесообразной активности, обнаруживая при этом, однако, сильную тенденцию «прозреть», конкретизироваться в чем-то определенном, существенном. В случае, когда это происходит, формируется новое, значительно более прочное образование — опредмеченная потребность или мотив.

«…В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность не «знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою побудительную и направляющую деятельность функции, т.е. становится мотивом» [21, с. 190].

Происходящее по Леонтьеву «опредмечивание потребности» придает возника­ющему побуждению не только смысл, но и направленность, что тоже можно отнести в актив его представлений о мотиве.

Однако ряд высказываний Леонтьева о мотиве дал основание, как для критики этих его положений, так и для различных толкований. В частности, отмечается: для того чтобы вызвать побуждение, предмет должен актуализировать потребность, которой он отвечает; побудителем становится не сам предмет, а его значение для субъекта [3, 9]. С точки зрения Л.И. Божович, предмет удовлетворения потребности является не мотивом, а стимулом, актуализирующим потребность (впрочем, об этом говорит и сам Леонтьев; вспомним его мотивы-стимулы) [49].

Вообще принятие точки зрения Леонтьева о наличии мотивов-стимулов может привести к далеко идущим последствиям. Получается, что не потребности ведут к формированию цели, а цель ведет к формированию не только потребности, но и мотива. Конечно, такие случаи не исключаются, но происходит это не так прямолинейно, как у Леонтьева. Цель должна быть принята человеком, иначе получается, что стоит только перед ним поставить цель, как он уже оказывается замотивированным [12].

13 стр., 6211 слов

Основные виды профессиональной деятельности юристов

... и антропологические вопросы. 1.2 Понятие профессиональной деятельности юриста Деятельность - намеренное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе знаний и направленное на преобразование ее для удовлетворения потребностей человека. Профессиональная деятельность юриста- целенаправленные действия (поведение) юриста ...

Таким образом, по Леонтьеву, значение предмета (мотива) является побудителем потребности.

Л.И. Божович мотив понимается как намерение. При этом подчеркивается его сознательный волевой характер как побуждения к деятельности и поведению, которое, сохраняясь в течение длительного времени, является вектором активности человека, направленной на удовлетворение данной потребности. Л.И. Божович говорит о намерениях как побудителях поведения в тех случаях, когда в качестве последних выступают принятые решения. При этом она отмечает, что намерения возникают на базе потребностей, которые не могут быть удовлетворены прямо и требуют выпол­нения промежуточных звеньев, не имеющих своей собственной побудительной силы. В этом случае намерение есть побудитель действий, направленных на достижение промежуточных целей [49].

В представленных определениях намерения подчеркивается сознательный, волевой характер побуждения к деятельности и поведению, которое, сохраняясь в течение длительного времени, является вектором активности человека, направлен­ной на удовлетворение данной потребности. Следовательно, намерение выполня­ет при таком понимании роль мотивационной установки. И не случайно К. Левин в своих теоретических говорил о действиях по намерению [по 13].

Однако, зная намерение человека, можно ответить только на вопросы что и как (планирование) хочет делать человек, чего достичь (выдвижение цели), но нельзя получить прямой ответ на вопрос почему. Таким образом, задача опять решается лишь частично.

В последние годы и в отечественной, и в западной психологии все более отчетливой становится мысль, что инициация поведения и деятельности обусловливается совокупностью многих факторов, имеющих свои функции и выступающих в своих ролях в целостном процессе мотивации [17, 18, 37, 39, 45].

По мнению Е.П. Ильина, «выход из создавшегося положения — не убеждать друг друга в том, что именно является мотивом — потребность, цель, побуждение, намерение, а объединить существующие точки зрения, так как каждая из них в какой-то степени правомерна» [18, с. 31].

Выбираемые субъектом социальные роли, приобретение личностного смысла, ценности и идеалы, определяющие устойчивость, направленность личности, мотивационные ориентации и смысловые установки – все эти проявления личности, формируемые в процессе деятельности, составляют ее мотивационную сферу, то есть совокупность согласующихся между собой или, напротив, противоречащих друг другу мотивационно-смысловых отношений субъекта в данной социальной ситуации развития.

Так как мотив является фактором деятельности, важно то, какую функцию выполняет тот или иной мотив. Стимулирующая или побудительная функция мотивов реализуется в двух стадиях:

  • а) потенциальная человека, наличная избирательная тенденция как своеобразный психологический вектор физиологической активности;
  • б) реализация победившей потенциальной проявившейся затем в наличии какого-то акта деятельности. Смыслообразующая функция мотива, которая с точки зрения Леонтьева является решающей.

Некоторые исследователи (Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский) выделяют функцию придания направленности деятельности, которая проявляется в том, что уже выбранную и протекающую реально деятельность далее направляет не просто мотив, а его практическая взаимосвязь с предметом деятельности, ее целями, задачами, средствами, результатами [12].

13 стр., 6344 слов

«МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

... деятельности школьников. Исходя, из цели можно выделить ряд задач: - рассмотрение понятия, классификации и методов стимулирования мотивов учебной деятельности школьников ; - изучение роли мотивации в учебной деятельности при обучении младших школьников и мотивов учебной деятельности школьников с учетом гендерной принадлежности; - особенности формирования мотивов учебной деятельности школьников. ...

Мотив придает направленности не деятельности, а личности в целом. А так же выделяет функцию мотива (Тихомиров) исходя из предположения о том, что мотив является фактором деятельности [по 18].

Не менее важным является вопрос об этапах формирования мотива. На стадиальный (поэтапный) характер формирования мотива – хотя и с разных позиций – указывают рад авторов (Иванников В.А., 1985; Рубинштейн Л.С., 1940; Файзуллаев А.А., 1985).

Стадии формирования мотива и их содержание, очевидно, во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинается формирование мотива: внешних – раздражители, сигналы; внутренних – дефицит чего-то в организме и социальных (просьба, требование, приказ).

Рассмотрим три стадии формирования мотива, когда стимулом является нужда. Первая стадия – принятие человеком стимула, формирование потребности и первичного мотива. Для перехода нужды (органической потребности) в потребность личности важно, чтобы человек принял этот стимул, сделал его для себя значимым. А для этого необходимо, чтобы:

1) стимул был осознан человеком;

2) это чувство достигло по интенсивности некоторого порога, за которым начинается беспокойство человека по поводу возникшего дискомфорта переживание им этого чувства (чаще – как неприятного);

3) человек захотел избавиться от этого неприятного переживания. Лишь тогда возникает побуждение нужду как объективное явление. Возникновение этого побуждения и означает, что сформировалась потребность личности, которая как аккумулятор заряжает энергией всю дальнейшую поисковую активность человека [17].

Однако, как пишет А.Н. Леонтьев, «в самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен» [21, с. 190].

Но обнаружение конкретного предмета (цели) – это дело будущего. В данный момент субъект еще только понимает, что ему нужно достать пищу, жидкость и т. и. В результате сначала появляется цель (поесть, попить, достать еду, воду и т. п.) без ее конкретизации (что поесть, попить) и без продумывания пути ее нахождения.

Сформированное на первой стадии психологическое образование можно на­звать первичным мотивом, мотивом-сырцом. Такие мотивы, когда конкретная цель не поставлена, Леонтьев называл недейственными. Ссылка Думается, однако, что это не так. Первичный мотив действенен, так как под его влиянием возникает (побуждение) к поиску конкретной цели, который происходит уже на второй стадии формирования мотива.

Вторая стадия – поисковая активность (внутренняя и внешняя), связанная с перебором возможных средств удовлетворения потребности в данных обстоятель­ствах.

Она осуществляется с учетом многих факторов (мотиваторов): конкретных внешних условий (место нахождения человека, имеющихся под рукой средств и т. д.), возможностей человека (наличия определенных знаний, умений, качеств, финансовых средств и т. нравственных норм и ценностей (наличия определенных убеждений, идеал установок, отношения к чему-либо), предпочтений (склонностей, интересов, уровня притязаний).

Эта подчас сложная интеллектуальная деятельность человека близка по смыслу афферентному синтезу в схеме функциональной системы П. Анохина [по 49].

Поэтому трудно согласиться с П. В. Симоновым в том, что «отказ взгляда на мышление человека как на первоисточник и движущую силу деятельности, признание потребностей в качестве определяющей причины человеческих поступков представляет величайшее завоевание марксистской философской мысли, послужившее началом подлинно научного объяснения целенаправленного поведения людей» [34, с. 25].

Можно согласиться с тем, что первопричиной деятельности и поступков являются потребности (органические).

Настораживает другое: придание потребности определяющей причины поступков и отрицание мышления как движущей силы поведения и деятельности человека, сведение его роли только к осознанию потребности (можно добавить – и цели).

В действительности при выборе варианта человек осуществляет порой сложную мыслительную деятельность, которая по существу и определяет, будет удовлетворяться потребность или нет, совершит человек поступок или он сочтет это нецелесообразным. Поэтому нет оснований переоценивать роль потребности в мотивации деятельности и поведения человека.

Наличие второй стадии формирования мотива показывает, что в нем аккумулируется несколько причин и побуждений: одни приводят к возникновению поисковой активности, другие – к выбору цели и путей ее достижения. Поэтому мотив правильнее рассматривать не как одну причину и побуждение, а совокупность нескольких причин и побуждений. Последние, как в эстафете, передают энергию от одного этапа мотивационного процесса к другому.

В связи с этим, имеющиеся противоречия во взглядах на место и роль побуждения в процессе мотивации, когда Файзуллаев считает, что возникновение побуждения – это начальное звено в формировании мотива, а Иванников – что побуждение возникает после образования мотива, становятся не столь существенными, так как очевидно, что авторы говорят о разных побуждениях участвующих в мотивации: в одном случае идущих от потребности, а в другое от намерения достичь цели [37, 38].

Внешняя поисковая активность проявляется у человека в случае, когда он попадает в незнакомую обстановку или не обладает необходимой информацией для принятия решения и под влиянием первичного мотива вынужден заняться поиском реального объекта, который мог бы удовлетворить возникшую потребность (по принципу «что подвернется»).

Третья стадия – выбор конкретной цели и формирование намерения достичь ее. После рассмотрения различных вариантов удовлетворения потребности человек должен на чем-то остановиться, выбрать конкретную цель и путь достижения.

Выбор конкретного предмета и способа удовлетворения потребности связан с принятием решения, которое может обосновываться нравственными и мировоз­зренческими установками человека. В некоторых ситуациях принимаемое решение носит вероятностный характер, поэтому возможны и запасные варианты способа удовлетворения потребности.

Таким образом, на третьей стадии заканчивается формирование конкретного мотива, т. е. преобразование стимула в сознательное преднамеренное побуждение к действию, поступку и т. д., в побуждение воли и намерение достичь поставленной цели. При этом цель характеризуется не только содержанием, но и уров­нем (какой результат мне нужен – высокий или низкий, какое качество испол­нения меня удовлетворит).

Поэтому принятие решения часто предполагает планирование и уровня результата. Отсюда разная мобилизация человека, его старание, настойчивость, различная стимулирующая роль мотива. Отсюда и связь мотива с самооценкой возможностей и уровнем притязаний.

Все сказанное дает основание полагать, что в мотиве происходит сознательное отражение будущего на основании исполь­зования опыта прошлого.

Формирование намерения приводит к возникновению у человека побуждения достигать реальную и конкретную цель. При этом побуждение как аккумулятор энергии мотива реализуется лишь при наличии инициации, т. е. самоприказа и волевого усилия. В этом отношении мысль о необходимости разделения побуж­дения и инициации заслуживает внимания, поскольку первое выступает как внутреннее напряжение, а второе – как запуск механизма для его разрядки.

Формирование мотива нельзя представлять себе как всегда линейный процесс, в котором одна стадия последовательно и необратимо сменяется другой (без возврата на какой-то предыдущий этап).

Можно согласиться с Иванниковым (Иванников В.А., 1985) в том, что мотивацию можно представить как решение отдельных задач, каждая из которых имеет свои более