Несмотря на то, что становление личности медицинского работника среднего звена достаточно основательно исследуется в своих отдельных аспектах: профессиональная направленность (Т.Л. Бухарина, А.С. Ткаченко, Н.Н. Аниськина), ценностное отношение к профессионализму (М.Н. Дёмина), профессиональная рефлексия (Е.Е. Рукавишникова), эмпатия (Н.В. Козина ).
Современная концепция оказания медицинской помощи, рассматривает систему отношений между медработниками и пациентами в качестве одного из базовых лечебных факторов, что предъявляет высокие требования к уровню развития социально-психологических качеств личности персонала лечебно-профилактических учреждений (Холмогорова А.Б.).
Увеличение количества больных, усложнение характера перенесенных ими заболеваний требуют своевременных и качественных диагностических, лечебных и профилактических мероприятий. Улучшение системы ухода за пациентами, ее совершенствование, повышение качества и доступности сегодня определены как одно из основных направлений деятельности медсестры. Однако эффективность проводимых в настоящее время диагностических и профилактических мероприятий невысока. К основным причинам такого положения следует отнести: содержание подготовки специалистов слабо ориентировано на особенности их деятельности в различных профильных лечебных учреждениях; слабо учитываются физиологические, психологические, возрастные особенности медицинских сестер в процессе их подготовки и профессионального совершенствования; практически не исследованы психолого-педагогические закономерности достижения профессиональной успешности в деятельности специалистов на различных уровнях иерархии медицинской деятельности. Рост недоработок и ошибок в оказании медицинской помощи, нарушения профессиональных технологий, непрекращающееся количество жалоб на качество работы медицинских учреждений обычно связаны с личными качествами и уровнем профессионализма медицинских работников. Среди самих медсестер низкий уровень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Проводившаяся на протяжении многих десятилетий в нашей стране политика пренебрежения сестринским делом привела к значительному отставанию этой сферы общественного здравоохранения от уровня многих зарубежных стран, от развития современной науки и новых медицинских технологий. Это стало причиной ухудшения качества сестринского дела в России, массового ухода квалифицированных медсестер из профессии и повсеместной нехватки медсестер.
Изучение личности медицинских работников по-прежнему остается востребованной и актуальной темой, поскольку раскрытие ключевых параметров личностных качеств, позволят по новому оценить уже работающих специалистов, и выстроить оптимальный путь развитья в зависимости от личных особенностей. Изучение особенностей профессиональной деятельности медицинских работников имеет исключительное значение, поскольку направлено на сохранение, поддержку, развитие здоровья как личности, так и общества в целом. В своей работе мы затрагиваем изучение профессиональных и личностных качеств медсестер.
Личность и профессионализм медицинской сестры
... типа. Тип специалиста. Это деление условное, эти типы медсестер в реальности переплетаются. 4. Психология в деятельности медсестры В терапевтической деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, это ...
Цель
Задачи работы.
1) Охарактеризовать профессионально — личностные качества медицинского работника (медицинской сестры);
2) Выявить сущность понятия «успешность в профессии» среднего медицинского персонала;
3) Выявить критерии успешности деятельности медицинской сестры;
4) Разработать программу эмпирического исследования;
5) Сопоставить профессионально — личностные качества и успешность в профессии медицинских сестер.
Гипотеза исследования:
Объект
Предмет
Методы
1. Диагностика коммуникативной толерантности (Бойко В.В.);
2. Диагностика уровня эмпатических способностей (Бойко В.В.);
3. Авторская анкета оценки профессиональных навыков и способностей;
4. Исследование концентрации внимания (тест Пьерона-Рузера)
5. Исследование объема кратковременной памяти (методика Джекобсона).
6. Методика экспресс — диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Ильина Е.П. (теппинг-тест, тест-дятел)
Практическая значимость
База исследования:
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Во введении раскрывается актуальность исследования, определяется его научный аппарат, методы и основы исследования.
В I главе мы подробно рассмотрели сущность и содержания понятия профессионально-значимых качеств личности медицинского работника в ходе теоретического анализа мы определили, что под профессионально значимы качествами понимаются индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения/
Во II главе подробно описано проводимое исследование. Мы исследовали ключевые качества:
1. Общение с ориентацией на сотрудничество;
2. Эмпатия;
3. Толерантность;
Также изучали определенные особенности познавательных процессов и свойств нервной системы:
1. Внимание (наблюдательность и механизм слушания);
2. Память;
3. Сила нервной системы.
Глава I. Теоретические основы исследования профессионально-значимых качеств личности медицинского работника в психологии
1.1 Сущность и содержания понятия профессионально-значимых качеств личности медицинского работника
Важнейшими составляющими профессиональной деятельности медицинского работника являются его личностные качества. Их развитие и интеграция в процесс повышения квалификации приводит к формированию профессионально значимой системы качества.
Особенности регулирования труда медицинских работников
... противоречить им. 2. Особенности регулирования труда медицинских работников 2.1 Заключение трудового договора Работа ... заведения и его работников. Аналогичные элементы трудовых отношений определены положениями о ... с нормами международного права запрещает принудительный труд, устанавливает свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими трудовыми навыками, выбирать занятие и профессию. ...
Под профессионально значимыми качествами понимаются индивидуальные качества предмета труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения. Умения тоже относятся к профессионально значимым качествам, но они не исчерпывают всего объема значимых качеств. М.А. Дмитриева определяет индивидуальные психологические свойства и установки личности как профессионально значимые свойства. К индивидуальным психологическим свойствам относятся сенсорные, перцептивные, внимательные, мнемонические, ментальные, лингвистические, эмоциональные, волевые, коммуникативные свойства человека. Отношения личности включают отношения человека к себе, к другим людям, к труду, к своей профессии, тем или иным профессиональным задачам и т.д. Основные характеристики нервных процессов также накладывают свои отпечатки на профессиональную деятельность в любой области, однако разные профессии предъявляют свои требования к различным свойствам нервной системы
профессионально значимыми качествами
Профессиональные требования к профессии медицинская сестра. Медицинская сестра (медсестра) (сестра милосердия) — лицо со средним медицинским образованием, которое работает под руководством врача или фельдшера. Не осматривает пациента, не ставит диагноз, не назначает лечение. Медсестра, в отличие от фельдшера, не является самостоятельным человеком и выполняет уже поставленные задачи.
Одним из главных требований к медицинской сестре является обучение и практика от года до четырех и более лет. В нашей стране существует дифференцированная многоступенчатая система подготовки медицинских работников разного уровня, однако базовая подготовка в образовательном учреждении — это только начало подготовки профессионального медицинского работника.
Медсестра должна знать наименование и назначение лекарств, правила и способы дезинфекции, правила выполнения инъекций, прививок, перевязок, правила ухода за больными, основные понятия профессиональной этики и деонтологии, разделы медицинской и педагогической психологии, должна владеть техникой выполнения медицинских процедур. Требуется хорошая общеобразовательная подготовка по биологии, ботанике, анатомии, химии, физике (Богачева Е.В., 2011).
Успех доктора во многом определяется его желанием продолжить учебу и интересом к последним достижениям в области здравоохранения. Таким образом, в системе здравоохранения предусмотрена возможность непрерывного повышения квалификации и аттестации медицинского персонала всех уровней. В последние годы медсестрам требуется все больше и больше профессиональных знаний. Поэтому требуется желание учиться и умение понимать изучаемый материал. Медсестрам также необходимо быстро принимать решения и уметь действовать быстро, когда того требует ситуация.
Таким образом, список профессиональных требований к профессии «медицинская сестра» включает в себя:
1. Образование;
2. Практический опыт;
3. Качественное выполнение ключевых навыков ухода за больными (перевязки, уколы, массаж, стерилизация медицинских инструментов и др.).
Ключевые навыки зависят от специфики деятельности медицинской сестры;
4. Отслеживать (наблюдать) за состоянием больного (помимо отслеживания физиологических состояний это функция включает: контроль за питанием и санитарным состоянием больных);
Профессиональный стандарт педагога и диагностика качества профессиональной ...
... профессионально-обусловленных требований к педагогу: · психологическая, психофизиологическая и физическая готовность; · научно-теоретическая и практическая компетентность как основа профессионализма. Профессиональный стандарт ... профессиональной деятельности педагога в современном образовании 1.1 Современный педагог: личность и профессиональная деятельность Профессиональная ... В качестве особенностей ...
5. Хорошо владеть базовыми знаниями (информация о лекарственных препаратах, знать основные правили асептики и антисептики, знать особенность учета и хранения медикаментов);
6. Уметь качественно и в срок заполнять документацию;
7. Четко формулировать задачи санитарам
Список формируется на основании должностной инструкции медсестры.
Как было сказано выше, развитие профессионально значимых качеств, с одной стороны, является показателем профессиональной успешности, а с другой — обусловлено индивидуально-типологическими особенностями субъекта.
Индивидуальные типологические свойства мало меняются в течение карьеры и относятся к наиболее стабильным характеристикам. При этом одно и то же типологическое свойство может иметь как положительные, так и отрицательные (с точки зрения профессиональной успешности) проявления.
Работа медсестер тесно связана с темами психологии личности. Личные качества медсестры напрямую влияют на процесс и результаты работы. Работа считается эффективной, если личностные качества работника соответствуют требованиям профессии.
1.2 Психологические требования к личности медицинской сестры
Профессия медицинская сестра относится к типу «человек-человек» (Климов Е.А., 2005).
В любой из областей сферы «человек — человек» специалист, помимо чисто профессиональных знаний и навыков, должен обладать знаниями и навыками работы с людьми. Кроме того, надлежащее выполнение профессиональных обязанностей будет невозможно, если другое лицо не будет выслушано и понято, его характеристики и пожелания не будут приняты во внимание, а контакт не будет установлен. Чтобы успешно работать в профессиях этого типа, необходимо научиться устанавливать и поддерживать контакт с людьми, понимать людей, понимать их характеристики, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки и искусства. личность медицинский сестра профессиональный
Американский психолог Дж. Холланд предложил собственную классификацию типов личности, исходя из того, в каких сферах профессиональной деятельности человек с наибольшей вероятностью достигнет наибольшего успеха благодаря определенным личностным качествам. Медицинские специальности автор отнес к «Социальному типу». Социальные люди ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. У них сильные коммуникативные навыки, они чувствуют и понимают других людей, они стремятся решать проблемы с учетом эмоций и чувств, они способны на сочувствие и сострадание. Нередко люди этого типа любят поучать и воспитывать окружающих. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.
Х. Хекхаузен предложил модель профессионально значимых черт медицинского персонала, эта модель включает в себя 4 основных аспекта:
1) готовность к эмоциональному сопереживанию внутреннему состоянию другого;
2) способность учитывать последствия своих действий для окружающих;
3) развитые морально-этические нормы, задающие эталоны оценки субъектом своего альтруистического поступка;
4) тенденция приписывать ответственность за совершение или не совершение альтруистического действия себе, а не другим людям и внешним обстоятельствам.
Профессиональные способности и функции тренера по избранному ...
... Тренер также должен обладать такими моральными качествами, как принципиальность, правдивость, самокритика, трудолюбие и справедливость. Коммуникативные качества, ... тренера. Развитие волевых качеств - обязательное условие успеха в профессиональной деятельности тренера. Важнейшие волевые качества тренера: ... к личности тренера Современный спорт требует незаурядных способностей от тренера. Он должен ...
Личные качества медсестры напрямую влияют на процесс и результаты работы. Профессии требуют от сотрудника понимания состояния людей, выдержки, спокойствия и доброжелательности, речевых навыков.
Трудовая деятельность медсестры представлена следующими этапами: осмотр, медсестринская диагностика, определение программы действий, реализация этой программы, оценка. Каждый этап сестринского процесса предполагает наличие у медсестры ряда профессионально значимых качеств, которые определяют качественное выполнение всех операций и действий на этапе.
На 1-м этапе (обследование) необходимы следующие профессионально значимые качества: коммуникабельность, приветливость, доброжелательность, терпеливость, вежливость, внимательность, опрятность, профессиональная эрудиция, наблюдательность.
Для 2-го этапа (сестринский диагноз) важными являются профессиональная эрудиция, наблюдательность, стремление проникнуть в суть явлений, логичность, творческий склад ума, хорошая память.
3-й (определение программы действий) и 4-й (реализация программы действий) этапы предполагают наличие следующих профессионально значимых качеств: аккуратность, трудолюбие, милосердие, творческое мышление, порядочность, профессиональная компетентность, организаторские способности, самоотверженность, оптимизм, внимательность, наблюдательность, способность планирования ухода за пациентом с логическим осмыслением.
Способность мыслить аналитически при сравнении достигнутых результатов с ожидаемыми — важное качество, необходимое с профессиональной точки зрения при оценке на пятом этапе.
Путем обучения и развития профессионально значимых качеств, характерных для медсестер, можно достичь оптимальной мотивации к работе и высокой эффективности работы. Представляется возможным на основании вышеприведенного анализа выделить следующие группы профессионально важных качеств медицинских сестер:
1. Морально-нравственные качества: трудолюбие, ответственность, сострадание, сочувствие, терпение, альтруизм, доброта, внимание, решительность, реактивность, общительность.
2. Умственные качества и профессиональные способности: профессиональная эрудированность, последовательность, логичность, аналитический склад ума.
3. Эстетические качества: опрятность, аккуратность, небрезгливость.
Это профессионально важные качества медсестры, которые зависят от специфики профессиональной деятельности и гарантируют эффективность работы.
Рассмотрим более похожим образом ключевые черты личности медсестры.
Медицинский работник всегда должен сотрудничать со своими коллегами. При этом при общении в медицинской бригаде первостепенное значение имеет соблюдение официальной цепочки подчинения. И, конечно же, эффективное общение невозможно, если врач боится или стыдится проявлять инициативу в общении. Застенчивость, застенчивость, неуверенность могут стать причиной профессиональной несостоятельности в будущем. Такие качества необходимо преодолевать как можно раньше (Бойко И.В., 1998).
Однако медицинский работник должен быть более общительным, его коммуникативные навыки должны быть ориентированы на уход. Способность медицинского работника слушать, эмоциональная поддержка и непредвзятое восприятие должны значительно превышать уровень, достаточный в повседневной жизни.
Профессиональные качества медработника
... качествам и работоспособности. А вот коммуникативные способности, такие как «умение вести деловую беседу», «умение донести до слушателя свои мысли», реаниматологам не слишком нужны в работе — их пациенты ... должен обладать целым рядом профессиональных качеств, без которых прямое выполнение своих профессиональных обязанностей немыслимо. Изучение проблем профессиональной этики, ее специфики ведет ...
Необходимо так же иметь гибкость, снисходительность и терпение. Нужно быстро осваивать новые навыки, чтобы поддерживать квалификацию. Поэтому необходимо избегать излишней самоуверенности и всегда быть готовым к получению новой информации.
Медицинский персонал должен использовать доверенную ему информацию правильно и в соответствии с законом. Важно не только соблюдать основные права пациента, связанные с информацией о его состоянии здоровья (право на информированное добровольное согласие и право на информацию, право на соблюдение тайны), но и сохранять доверительные отношения с людьми. очень важно действовать с соблюдением закона, но не менее важно действовать в интересах пациента, учитывая возраст, индивидуальные и другие особенности пациента, а также все обстоятельства конкретного случая.
Таким образом, личностные качества, обеспечивающие успешность в профессии медицинской сестры:
1. Ярко выраженные коммуникативные способности.
Коммуникативные навыки — это способности человека, которые проявляются в его общении с людьми. Это включает в себя способность слушать и понимать людей, влиять на них и устанавливать с ними хорошие личные и деловые отношения. Специфика профессионального общения медицинского персонала и пациентов обусловлена разнообразием индивидуально-личностных характеристик пациентов. Медицинский работник должен уметь выбирать и эффективно использовать модель взаимодействия с пациентом, наиболее подходящую для каждого конкретного случая.
Коммуникативные способности это обширный блок способностей, включающий в себя три основных направления (Леонтьев А.А., 2007).
- Информационно-коммуникативные способности. Способность начать, поддержать и завершить беседу, а также привлечь внимание собеседника, использовать вербальные и невербальные средства общения;
- Аффективно-коммуникативные способности. Способность заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать, проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику;
- Регуляционно-коммуникативные способности. Умение помогать партнеру в разговоре и принимать помощь других, уметь разрешать конфликты соответствующими методами.
При более подробном анализе коммуникативных навыков мы определяем следующие коммуникативные навыки, необходимые медсестре: аффективно-коммуникативные навыки. Эти навыки в основном касаются аффективной стороны личности, а это означает, что они связаны с эмоциональной сферой. Медсестре необходимы такие проявления общения, как: отслеживание эмоций пациента, доброта, дружелюбие, такт, чуткость.
Эти способности максимально проявляются в общении с пациентом. Общение медсестры и пациента можно назвать принудительным общением, так как основной причиной встречи и разговора является появление проблем со здоровьем у одного из участников общения. Со стороны медсестры выбор объекта общения не зависит от ее желания, а определяется только профессиональная необходимость. Как отнесется к этой профессиональной необходимости медицинская сестра, зависит от ее внутреннего настроя и коммуникативных способностей, пациент по сути попадает в зависимость от эмоционального фона медицинского работника, именно поэтому выраженность эмоционально позитивного отношения к пациенту и его трансляция в процессе общения занимает первое место в индивидуально — личностных качествах медицинской сестры.
По русскому языку «Формирование коммуникативной компетентности ...
... формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в начальной школе имеет особое значение. именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками благодаря особой чувствительности к языковым ... общению с другими людьми (Д.А. Иванов и др.); способности устанавливать и поддерживать контакты с людьми, основанной на знаниях, умениях и навыках ...
2. Эмпатия.
Сочувствие — это основная социальная эмоция, которая определяется как способность человека эмоционально реагировать на опыт других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств (Роджерс К.Р. по Хьелл Л., Зиглер Д., 2003).
Медицина — сфера деятельности человека, в которой преобладают негативные эмоциональные состояния. Пациенты ожидают от медицинского персонала сочувствия и заботы, что требует сочувствия. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии (Ильин Е.П., 2007).
Считается, что высокое сочувствие врача помогает лучше почувствовать состояние пациента. Нельзя не учитывать и того, что медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от больного, становиться менее эмпатичными, иначе им грозят эмоциональное перегорание и даже невротические срывы (Юровская М.А., 2003).
Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, весьма противоречивы. Наряду с эмпатичностью медики должны быть и эмоционально устойчивыми. И чрезмерная эмоциональность, и эмоциональная летаргия могут быть препятствием для четких и быстрых действий.
Феномен эмпатии тесно связан с коммуникативными способностями. Помимо трансляции своего расположения к пациенту, медицинская сестра должна не только отслеживать показатели здоровья своего пациента, но и отслеживать его эмоциональное состояние, понимать и уметь грамотно реагировать на различие эмоциональные проявления пациента: горе, страх, тревога, тоска и др. Без эмпатии, невозможно достижение полноценного взаимопонимания сторон в коммуникативном взаимодействии субъектов (Юсупов И.М., 1995).
Эмпатия — явление, возникающее при взаимодействии человека с человеком, результатом которого является понимание эмоций познаваемого объекта (пациента).
Эмпатия нужна не только для более глубокого понимания переживаний пациента, эмпатия нужна, прежде всего, для установления более тесного и глубокого психологического контакта с пациентами. Что бы пациент доверял, чувствовал заинтересованность медицинских работников в его выздоровлении и улучшении самочувствия. Эмпатия показатель профессионализма медицинских сотрудников с одной стороны, а с другой причина профессионального выгорания и какая грань должна быть соблюдена, является по-прежнему актуальной проблемой психологии и определении профессиональной успешности.
3. Толерантность.
Это установка на либеральное, уважительное отношение и принятие поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных. Толерантность способствует предупреждению конфликтов и установлению взаимопонимания между людьми. Коммуникативная толерантность характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по мнению человека, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.
Потребность в общении как фактор развития личности
... навыками и результатами деятельности. Коммуникация - это сложная коммуникативная деятельность человека, субъектом и объектом которой является человек, включенный в социальные отношения. Посредством общения люди устанавливают ... В ОБЩЕНИИ КАК ФАКТОРА РАВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 1.1. Общение как фактор формирования личности Изучение проблемы общения в психологии имеет свою традицию, и в отечественной психологии ...
Бойко В.В. выделяет следующие виды коммуникативной толерантности:
- ситуативная коммуникативная толерантность: она проявляется в отношениях данной личности к конкретному человеку; низкий уровень этой толерантности проявляется в высказываниях типа: «Терпеть не могу этого человека», «Он меня раздражает», «Меня все в нем возмущает» и др.
* типологическая коммуникативная толерантность: проявляется в отношении определенного типа личности или определенной группы людей (представителей определенной расы, национальности, социального слоя);
- профессиональная коммуникативная толерантность: проявляется в процессе осуществления профессиональной деятельности (терпимость врача или медицинской сестры к капризам больны);
- общая коммуникативная толерантность: это тенденция отношения к людям в целом, обусловленная свойствами характера, нравственными принципами, уровнем психического здоровья;
- общая коммуникативная толерантность влияет на другие виды коммуникативной толерантности, которые рассмотрены выше.
Нас в первую очередь интересует не профессиональная толерантность, поскольку это в первую очередь требования профессии, а общая коммуникативная толерантность — личностное качество, поскольку терпимое отношение к людям в целом будет затрагивать и профессиональную область: следовательно, транслироваться на пациентов.
Таким образом, мы сосредоточим свое изучение на таких личностных качествах ка общение, эмпатия и толерантность.
Помимо личностных характеристик в структуру индивидуально-типологических особенностей личности входят и особенности нервной системы личности, обеспечивающие определенный уровень познавательных процессов.
Требования того или иного вида профессиональной деятельности к способностям человека приводят к тому, что остаются работать в течение нескольких десятилетий в данной профессии только лица с определенными типологическими особенностями нервной системы, отвечающими характеру деятельности (Мерлин В.С., 1973).
В первую очередь нас интересуют психические процессы (внимание, память), наблюдение как активная форма чувственного познания человеком действительности, сила нервной системы и хорошо развитая мелкая моторика рук.