Влияние стиля руководства на личностные особенности персонала

Дипломная работа

Каждая организация — это уникальное сочетание людей, целей и задач. Каждый менеджер — уникальная личность с набором навыков. Поэтому стили лидерства не всегда попадают в определенную категорию. Основная цель исследования — анализ классификаций стилей лидерства, используемых в своей практике руководителями, и выбор наиболее оптимального сочетания методов воздействия на сотрудников. Изучение стиля лидерства за последнее десятилетие стало важным направлением в процессе оптимизации человеческой деятельности, а также в комплексном изучении личности. Знание стиля руководства позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного резерва. лидеру сложно выработать стиль деятельности, который удовлетворил бы всех членов подчиненной команды. Независимо от своего стиля, настоящий руководитель, что бы он ни делал и ни говорил, обладает способностью подвигнуть других на самые высокие достижения; он же дает им свободу и возможность для дальнейшего роста. Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном стиле работы, свойственном только ему. Честерфилд сказал, что «стиль — это одежда мысли», а Буффон также утверждал, что «стиль — это сам человек». Справедливость этих афоризмов подтверждается и современной трактовкой стиля работы, который оценивается как набор типовых и относительно устойчивых методов воздействия на начальника подчиненных с целью эффективного выполнения управленческих функций и задач.

Стиль управления начальником его подчиненных во многом определяет успех организации, динамику развития компании. От стиля руководства зависит мотивация сотрудников, их отношение к работе, отношениям и многое другое.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности. Возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Выбор лидером оптимальных форм общения с подчиненными и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей взаимного восприятия людьми и их подчиненными, особенно их руководителями. также важно, как стиль руководства отражается на социально-психологических характеристиках коллектива.

В этой статье мы попытаемся проанализировать аспекты одной из значимых проблем — отражение влияния стиля руководства на подчиненных.

24 стр., 11522 слов

Типы и стили руководства

... что на выходе отразится на качестве и количестве выпускаемых организацией товаров и услуг. Стиль руководства – это система методов воздействия руководителя на подчиненных, также это «стабильно ... исследования являются стили руководства. Предмет исследования: теория и практика стилей лидерства, их достоинства и недостатки. Управление – это одна из самых сложных сфер общественной деятельности. Корни ...

Объектом исследования в данной работе является взаимодействие менеджера с командой.

Основное внимание в исследовании уделяется влиянию стиля руководства на личностные характеристики персонала.

Целью дипломной работы является изучение влияния стиля руководства на личностные характеристики персонала.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. изучить теоретические аспекты управленческой концепции руководителя;

  2. изучить социально психологические аспекты стилей руководства трудовыми коллективами и рассмотреть стили руководства, представленные в научной литературе.

  3. изучить вопрос взаимодействия стиля руководства лидера и личностных особенностей персонала.

4) определить стиль руководства, применяемый в кадровом агентстве.

5) выявить личностные особенности, присутствующие у персонала кадрового агентства.

6) определить, влияет ли стиль руководства на личностные особенности персонала.

6) разработать рекомендации для руководства.

Гипотезы исследования:

  • стиль руководства влияет на личностные особенности персонала;
  • авторитарный стиль руководства влияет на эмоциональное состояние работников ( а именно – на тревожность, раздражительность и невротичность ) и на их самооценку.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИДЕРСКОГО СТИЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОЧЕГО КОЛЛЕКТИВА КАДРОВОГО АГЕНТСТВА 1.1 Теоретические аспекты управленческой концепции руководителя

Любой трудовой коллектив нужно вести так, чтобы он не распадался. В данном случае под лидерством понимается целенаправленное воздействие людей, наделенных функциями и компетенциями лидеров, на коллективы и отдельных лиц. Другими словами, это взаимодействие менеджеров и исполнителей, цель которого — постоянно обеспечивать функционирование данной системы в целом.

Следует отметить, что понятия «менеджмент» и «лидерство» во многом идентичны. Тем не менее, между ними существуют и различия. Управление производством означает намеренное влияние на все компоненты системы для достижения определенных результатов. То есть управление производством как процессом включает в себя людей, материалы, финансовые и другие ресурсы. Руководить же можно только людьми (но не ресурсами).

Лидерство является основным элементом процесса управления и составляет его основное содержание. Содержание процесса руководства определяется в основном двумя факторами: объемом полномочий (компетенцией) руководителя и характером проблемы, которую ему предстоит решить путем воздействия на подчиненный коллектив или индивид.

Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». В конце прошлого столетия руководителя рассматривали как человека, отвечающего за надзор над всеми подразделениями в целом [20].

11 стр., 5313 слов

Выбор оптимального стиля руководства в организации

... другое! И все в одном человеке! В организациях, где достигнут определенный уровень успеха, динамичное и эффективное руководство. Оно имеет свою точку зрения, свой стиль. Эта закономерность известна ... техничное, оно обеспечивает стабильную и эффективную работу персонала. Именно с этого звена начинают карьеру многие руководители. Задача руководителя - решить часто меняющиеся маломасштабные задачи. По ...

А что касается настоящего времени, то здесь хочу отметить высказывание Григория Куликова — председателя совета директоров холдинга «МИЭЛЬ», он говорит о том, что успешный современный руководитель — это творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих задач [24].

Теперь мы перейдем к рассмотрению понятия «управление». Менеджмент — это особый вид бизнеса, который превращает неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и продуктивную группу. Управление является и стимулирующим элементом социальных изменений [6].

Человеческая личность в сфере управления выступает как субъект непосредственного общения, как центральное звено и главная категория деятельности [10].

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля [26].

Мы не будем рассматривать их подробно, а только отметим изречение известного Ицхака Адихеса, который говорил о том, что функция управления заключается в создании среды, в которой люди могут открыто обмениваться идеями, сотрудничать, но не конкурировать, учиться друг у друга, коллективно отвечать за результат [22].

Таким образом, весь процесс лидерства можно рассматривать как процесс руководителя, использующий его личные качества и стиль руководства.

Далее мы хотели бы рассмотреть различные типы отношений между менеджером и персоналом.

Всего специалисты выделяют четыре наиболее распространенных типа взаимоотношений лидера и его подчиненных.

Тип А. Руководитель ориентирован на общение. Считает необходимым побуждать сотрудников выражать свое мнение, внимательно относиться к их деловым предложениям и личным просьбам, учитывать их душевное состояние. Полученную от них информацию он старается использовать в своей работе. Это наиболее эффективная тактика, позволяющая лидеру создать сплоченную команду и использовать творческий потенциал каждого сотрудника.

Тип Б. Руководитель ориентирован на общение с подчиненными, побуждает их высказывать свои предложения, но не хочет или не умеет эффективно использовать полученную информацию. Эта тактика менее эффективна, чем первая.

Тип В. Лидер готов к общению с подчиненными лишь постольку, поскольку понимает, что это необходимо. Он побуждает сотрудников выражать свое мнение, внимательно относится к их предложениям и просьбам, учитывает их душевное состояние, но только до тех пор, пока это, по его мнению, помогает работе. Если такого доверия нет, он избегает общения с подчиненными и, как следствие, теряет возможность использовать их интеллектуальный потенциал и повысить их лояльность.

Тип Г. Руководитель не ориентирован на общение с подчиненными. Его не интересует их мнение, он не считает нужным обращать внимание на их деловые предложения и личные просьбы, учитывать их душевное состояние. Информация поступает снизу только по инициативе подчиненных и очень часто не используется. Это наименее продуктивный подход к управлению, так как он полностью исключает возможность сотрудничества между руководителем компании и ее коллективом [31].

Теперь нам хотелось бы перейти к рассмотрению функций руководителя.

Кабаченко называет следующие функции: административную (предписание работы, координация индивидуальных действий и надзор за исполнением), стратегическую (определение целей и выбор методов их достижения, планирование и прогнозирование), экспертно-консультативную, коммуникативно-регулирующую, функцию представительства группы во внешней среде, дисциплинарную, воспитательную и психотерапевтическую [17].

9 стр., 4470 слов

Особенности управления человеком и группой

... либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т. е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Быть менеджером не означает автоматически считаться лидером в организации, поскольку ... должен уметь вести такой бизнес и уметь принимать решения в условиях неопределенности. В статье "Менеджер 21-го века: кто он?" (журнал "Менеджмент в России и ...

Психологи и социологи, рассматривая функции лидера, берут за основу классификацию всей структуры деятельности лидера в рабочем коллективе. Лидера следует рассматривать не только в контексте его административной роли, но и с учетом всего разнообразия его социально-политических и образовательных функций.

Знание и понимание лидером всего круга своих обязанностей непременно должны сочетаться с его моральной готовностью их выполнять.

Управление насыщено психологическим содержанием, т.к. основным действующим лицом в нем является человек со своими способностями, интеллектом, мотивацией, личностными особенностями, т.е. «человеческий фактор» [27].

Как говорит Бальтасар Грасиан, управлять поведением работников – это, прежде всего, управлять своим поведением [30], поэтому хотелось бы перейти к анализу качеств руководителя, которые нужны ему для выстраивания эффективной работы всей организации.

Руководитель — это личность, то есть сложная совокупность врожденных (природных) и приобретенных (социальных) качеств.

Психологическое содержание общей способности управленческой деятельности руководителя фирмы (отдела) непосредственно связано с признаками руководителя. Поэтому, чтобы добиться успеха, вы должны научиться заставлять каждого, с кем вы работаете, во-первых, проникнуться вашим нравом, во-вторых, убедить в своей правоте, в-третьих, приложить максимум усилий для успеха общего дела. Качества руководителя можно условно разделить на две группы .

Первая группа — это его деятельность, профессиональные качества, методы и приемы, которые он использует в управленческой деятельности. Вторая группа — интеллектуальные и личностные качества: знания, умение, интеллект, эмоционально-волевая сфера, характер. Эта группа качеств обладает двумя особенностями. Во-первых, это основа, на которой строятся профессиональные и управленческие компетенции менеджера. Во-вторых, она гораздо труднее, чем первая, поддается коррекции; изменить стиль мышления или характер несравненно сложнее, чем усвоить методику принятия решений или технологию управления [11].

Далее рассмотрим перечень качеств успешного руководителя.

1. Может установить и поддерживать отношения с равными себе людьми.

2. Способен быть лидером.

3. Умеет выстраивать систему коммуникации в организации, получать достоверную информацию и эффективно ее оценивать.

4. Он способен принимать нестандартные управленческие решения в условиях, когда альтернативные варианты действий не ясны или сомнительны.

5. Возможность найти лучшее решение в сжатые сроки.

6. Он может брать на себя законные риски и вводить новшества в организации.

7. Он склонен к самоанализу, понимает роль лидера в компании, знает, как увидеть влияние, которое он оказывает на компанию.

8. Обладает высокой сопротивляемостью к фрустрации (состояние, возникающее у человека при столкновении с препятствиями, которые он субъективно воспринимает как непреодолимые), хладнокровен.

2 стр., 956 слов

Хорошие менеджеры должны быть шахматистами, а настоящие лидеры — эгоистами

... задача, поэтому руководителю нужно только правильно использовать уже раскрытые таланты своих сотрудников. Оптимизм и эгоизм лидеров Умение эффективно управлять ... менеджеров по продажам, а десять отдельных человек. Звучит элементарно? Возможно. Но для многих компаний в современном ... и улучшить качество жизни жителей города. Затем он предложил три простых пути достижения этих целей. Он заявил, что ...

9. Поощряет участие членов команды в обсуждении проблем, умеет отказаться от своей точки зрения, если будет показано, что она не оптимальна.

10. Обсуждайте его качества, принимайте комментарии, но при этом сохраняйте уверенность в себе.

11. С выдержкой относится к победам и поражениям.

12.Он может проявить себя неудачником, не чувствуя себя побежденным и не сталкиваясь с новыми проблемами.

13. Способен удерживать высокий уровень усилий, энергичен.

14. Компетентен в специфических проблемах бизнес-управления.

15. Переводит свои идеи на язык, понятный для людей.

16. Он лишь выражает конструктивную критику подчиненных, пытаясь помочь им проявить себя лучше в профессиональном плане.

17. Это дает людям понять, что в основном поддерживает то, что уважают в команде.

18. Он стремится защитить личное достоинство своих подчиненных и строго пресекает любые попытки нанести им моральную и психологическую травму.

19. Он предоставляет подчиненным как можно больше свободы для коммерческих действий, позволяя при этом идти на компромиссы, но не проявляя недобросовестности.

20. Способен вызвать к себе расположение.

21. Делает акцент на поставленных приоритетных задачах, оценивает подчиненных по вкладу в их реализацию.

22. Он служит примером эффективности использования рабочего времени, делится с коллегами рациональными методами достижения этой цели.

23. Умеет ясно, точно, коротко выразить мысли словами.

24. Способен видеть бизнес-изменения, происходящие как внутри фирмы, так и вне ее.

25. Я готов запустить инновационный процесс, управлять им и использовать в интересах компании.

26. Способен нести ответственность за порученное дело.

27. Открыт для общения со всеми подчиненными. Внимателен к их деловым предложениям. В разнообразных формах выражает за это благодарность.

28. Постоянно занимается выявлением «звезд» в своем окружении. Практикует технологию индивидуальной работы, ориентированную на активное вовлечение в управленческую деятельность. Из «звезд» формирует кадровый резерв на выдвижение.

29. Глубоко продумайте работу по созданию условий для профессиональной самореализации подчиненных, обеспечению условий для их карьеры. Для него приоритетом является поощрение всех их предпринимательских амбиций при выполнении своих обязанностей.

30. Умеет разрешать конфликты, выступать посредником между конфликтующими сторонами, решать проблемы, вызванные психологическим стрессом. Но он не спешит увлекаться разрешением межличностных конфликтов, возникающих в структурных подразделениях. Ими занимаются его функциональные помощники и «звезды» коллектива. Сам лидер выступает в роли судьи или человека, который ставит все точки в конфликте по результатам своих действий. Учит руководителей более низкого звена разрешать конфликты, помогая им обретать профессиональный опыт построения здоровых взаимоотношений в своих коллективах[11].

Рассмотрим еще один перечень качеств идеального руководителя. Качества можно разделить на две группы:

1) биологические и социально-экономические характеристики;

3 стр., 1134 слов

Стили руководства и управления

... руководителя конкретных личных и деловых качеств, а также выбор рационального стиля руководства. В любом процессе 80% успеха находится в руках руководителя и только 20% - у подчиненных. Руководство ... лидером. 2. Стили управления Каждому управляющему присущ свой стиль управления. Стиль управления - это относительно устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя на подчиненных в ...

2) личностные качества[31].

Биологические качества лидера носят объективный характер — они не зависят от сознания и психики человека. Прежде всего, это пол, возраст, здоровье, темперамент, способности.

1. Пол.

Традиционно исследования в области управленческой психологии были сосредоточены на лидерах-мужчинах, поскольку мужчины почти всегда преобладали над лидерами. принято считать, что успех женщин-лидеров объясняется случайностью, удачей, успехи мужчин-лидеров — личными качествами. Учет подобных стереотипов важен для женщин-лидеров, которым необходимо на практике продемонстрировать, что они «нормальны» в роли «начальника». Мужчине обычно делать этого не приходится.

2. Возраст.

Второй по важности биологический признак, влияющий на эффективность лидера, — это возраст. Существует общее мнение, что для более высоких руководящих должностей требуется более зрелый возраст. Основные достоинства молодого лидера: энергия, высокая склонность к инновациям и предприимчивости, крепкое здоровье, хорошая работоспособность. Но они уступают старшим коллегам по опыту, конкретному человеческому капиталу: знанию специфики организации, хладнокровию, мудрости, умению отличать главное от второстепенного.

3. Здоровье.

Здоровье — важный фактор эффективного руководства. В теории менеджмента этот термин включает не только физические, но и психосоциальные критерии. Биологически здоровый организм человека оптимально функционирует и адекватно реагирует на изменения окружающей среды. Для руководителя — это основное условие повседневной эффективной деятельности, так как его рабочий день (длительность 14-15 часов) в два раза превышает физиологические нормы, закрепленные в законодательстве, — 7-8 часов. Кроме того, работа лидера связана с высоким эмоциональным напряжением. По данным медиков, не менее 50% здоровья зависит от образа жизни, 20% приходится на наследственность, 20% — на экологию, 10% — на медицину [4].

Руководители всех рангов относятся к категории рабочих, которые чаще других страдают тяжелыми хроническими заболеваниями. Причиной, по общему мнению исследователей, является стресс. Стресс — это физиологическое и психическое напряжение организма. Уметь противостоять стрессам и повышать свою стрессоустойчивость — важнейшее необходимое качество руководителя [6].

Исследования подтверждают прямую зависимость руководящих должностей от социального происхождения и статуса человека. Р.М. Стогдилл посвятил свои эмпирические исследования выяснению влияния определенных качеств на эффективность руководства [9].

Индивидуальные качества руководителя он объединил в шесть групп:

1) физические характеристики;

2) социальное происхождение;

3) способности — интеллект, знания, умение выражать свои мысли;

4) личные особенности — приспособляемость, доминирование, уверенность в себе;

5) отношение к задачам — трудовая мотивация, ответственность, инициатива, ориентация на производственные задачи;

6) социальные способности и навыки — готовность к кооперации с другими, навыки общения.

Американские психологи также выявили [15], что наиболее эффективные руководители — те, кто демонстрируют высокие показатели артикулированности и активности, ответственности и упорства, независимости и самодостаточности, а также обладают выраженной ориентацией на успех и готовностью принимать решения, устойчивы к стрессу и толерантны к неопределенности, имеют широкие интересы [2].

2 стр., 829 слов

Лидерство начинается с личных качеств лидера

... на конкурс эссе «Работа первички с позиции лидера» для членов ... учреждения и лидером профсоюза. Руководитель МАДОУ д/с ... или дню свадьбы, умение поддержать в трудные ... лидера. А лидером может быть любой человек, главное уметь найти подход к себе и развить лидерские качества. Научившись делать это с ... личные достижения в общественной работе, участие в коллективных действиях, конкурсах и проектах и др. Эссе ...

Руководителю, принимаемому сотрудниками в качестве лидера, присущи экстраверсия, эмоциональная стабильность, доброжелательность и добросовестность. Личностные характеристики имеют более важное значение для успешного руководства, чем когнитивные способности, установки или демографические характеристики. Поэтому далее мы хотим рассмотреть черты и качества личности руководителя.

Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих эффективность руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:

  • доминантность — умение влиять на подчиненных;
  • уверенность в себе;
  • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;
  • креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
  • стремление к достижению и предприимчивость, способность пойти на риск;
  • ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
  • независимость, самостоятельность в принятии решений;
  • гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
  • общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

(необходимо помнить слова А. Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»).

— эмпатия. Люди могут весьма существенно отличаться друг от друга и по характеру переживаемых эмоций, по их силе, выраженности и по способности сочувствовать, сопереживать. Эта способность получила название эмпатии. По словам американского психолога Карла Рорджерса, «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Быть эмпатичным трудно. Это значит быть ответственным, активным, сильным и в тоже время- чутким и тонким» [7].

— уважение к другим людям. Главным условием уважения к руководителю выступает его собственное уважение к каждому работнику независимо от занимаемой должности, это и основа здоровых отношений. Невозможно заслужить уважение у того, к кому вы относитесь пренебрежительно. Уважение обязательно предполагает взаимность. В литературе, освящающей психологические аспекты управления, подчеркивается категорический характер этого требования к руководителю. Э. Капиев советует руководителю: «Будь первым, когда надо слушать, и последним, когда надо говорить». Между тем, на психологическом языке демонстрация руководителем данного качества в отношении другого человека, включая подчиненного, означает удовлетворение самой важной потребности последнего- потребности в уважении. Эту мысль продолжает Д. Карнеги: «Будь хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе» [18].

Е. М. Борисова и ее соавторы среди личностных особенностей, необходимых для успешного руководства, выделили: доминантность (умение влиять на других людей, «воодушевлять подчиненных»), уверенность в себе, настойчивость и умение убеждать, сдержанность, способность не терять самообладание в экстремальной ситуации, не преувеличивать трудности на пути достижения цели, стремление брать ответственность на себя. Отмечаются также умение управлять своими эмоциями и поведением, активность, способность к длительной напряженной работе, скорость мышления, умение быстро включаться в новую деятельность и переходить с одного ее вида на другой, способность избегать импульсивных реакций[15].

18 стр., 8818 слов

Профессиональный стандарт педагога и диагностика качества профессиональной ...

... Педагог является ключевой фигурой в реформировании образования. В нашем быстро меняющемся мире умение учиться становится главным профессиональным качеством, ... профессионализма. Профессиональный стандарт учителя - это документ, который включает перечень определенных профессиональных и ... во внешкольной среде. Близорукость руководства школы часто приводит к ... не только навыки и способности учеников, но и ...

Качествами, которые противопоказаны руководителю, являются повышенная чувствительность, высокая неуравновешенность и тревожность.