Профессиональное развитие учителя, конечно же, тоже начинается с высшего образования. Многие знают значение данного слова. Но что включает в себя понятие становления в своем подробном понимании? В «Толковом словаре русского языка» становление определяется как «возникновение, формирование чего-либо в процессе развития».
Развиваясь, растя, каждый из нас проходит множество жизненных этапов, переживает множество бесчисленных событий. Для кого-то эти моменты покажутся бесконечными и скучными, кто-то скажет, что они пронеслись как один миг. Однако каждый этап — это самая важная веха в жизни каждого человека, как ветка дерева, сломав ее, больше не растет, как раньше, но каждое событие похоже на лист этого дерева, который, сорвав его, дерево оставаться пустым и одиноким.
Кто сможет сказать, что становясь педагогом, мы не преодолеваем те же самые этапы и не переживаем целую плеяду событий? Кто сможет утверждать, что на этом тернистом пути будущий педагог не сталкивается с рядом трудностей и проблем? И наконец, кто отважится заявить, что становление человека в данной профессии совершенно очевидно, ясно и очень легко? На мой взгляд, найдутся немногие, а те, кто все-таки попытаются об этом открыто заявить, потерпят фиаско, потому что на самом деле педагогами не являются, не работают и не работали по данной специальности, и именно поэтому смогут смело доказывать свою правоту.
Возможно, кому-то захочется усомниться в этих словах, поэтому обратимся к словам великого русского ученого, дипломата, мыслителя Ломоносова М.В.: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». с этими словами сложно не согласиться, потому что, имея за плечами определенный опыт педагогической деятельности, вы понимаете всю правду этих слов.
Каковы же периоды становления педагога?
Конечно, один из начальных этапов — это образование, получение педагогической специальности в вузе. Многие люди делают этот выбор осознанно, за кого-то решили родители, а кто-то просто решил не мучиться «и поступить именно на этот факультет, потому что большинство его друзей уже планировали там учиться. И кто знает, кто из них по-настоящему полюбит свою профессию, кто из них станет достойным учителем?
Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления. ...
... активная деятельность, но при этом человек либо производит «брака» в работе, либо сам деградирует как личность); послепрофессионализм ... в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала 5. Умелый этап - это профессиональная подготовка, которую ... мнению Е.А.Климова, «чем выше мастерство, профессионализм человека, тем менее он похож на других работников (тоже с высоким уровнем ...
Утверждать однозначно было бы неправильным, ведь на пути получения знаний, может произойти столько невероятного, к примеру, студент, изначально не желавший стать учителем, а изучавший свой предмет для себя или совсем для другой профессии, во время практики поймет и почувствует в себе именно ту «педагогическую жилу» и не сможет уже жить как прежде, оставаясь равнодушным к «вечно двигающимся человечкам», и продолжит свой путь становления педагога уже в профессиональной деятельности. А те, кто сознательно поставил себе цель стать учителем, могут просто разочароваться или даже возненавидеть эту профессию.
Какова же роль обучения в ВУЗе в рамках обсуждаемой темы? Является ли оно ключевым в становлении педагога?
Это, на мой взгляд, несомненно, самый важный аспект в процессе «превращения человека в учителя», но не решающий. Ни в коей мере нельзя заявить, что получив образование, студент стал настоящим педагогом, настоящим, то есть знающим свое дело, умеющим качественно его выполнять, реализовывать требуемые задачи в рамках образования и уметь находить подход для развития личности каждого ребенка.
Так или иначе, получая образование, будущий педагог приобретает, прежде всего, профильные навыки, которые заключаются в необъятном количестве теоретической информации, которая буквально сваливается на студента и дарит ему незабываемые бессонные ночи в объятиях с научными справочниками и энциклопедиями, словарями и тетрадями и многим другим столь необходимым при получении высшего образования.
Мне кажется, что ключевой момент на этапе становления дипломированным специалистом — это прохождение практики. Они заставят их понять, насколько близка эта профессия студентам, насколько она сложна и трудоемка, сколько времени и усилий требует и в то же время насколько она увлекательна, увлекательна и уникальна. Эти практические занятия включают в себя реализацию теории, кропотливо получаемой продолжительные пять лет. Практика в данном случае — показатель вашей готовности к этой профессии, своего рода катализатор для понимания, хотите ли вы полностью погрузиться в эту профессию или вам следует пойти совершенно другим путем.
Лично для меня это стало определяющим моментом, так как, «проживая уроки в действительности», а не в устных обсуждениях на лекциях, осознаешь всю сущность данной профессии, ощущаешь неимоверную энергию от взаимодействия с учениками, которые переполнены зарядом эмоций и так и жаждут ими с тобой поделиться. Те, кто любит свою профессию, те, кто делает свой выбор не из потребности опыта, а из духовной необходимости и сердечного стремления к этой профессии, не могут оставаться к ней равнодушными.
При обучении в ВУЗе студент несомненно развивается (если говорить о прилежном учащемся) посредством получения новых теоретических знаний, формированию собственных профессиональных навыков, работая над своим характером и стилем поведения, и, в конечном итоге, применяя свои знания на практике. Будущий педагог не останавливается, он совершенствуется, тем самым готовясь к дальнейшей педагогической деятельности.
Профессиональная личность. Становление и развитие педагога
... процесс еще не стал объектом внимания школ и педагогических вузов. Виды деятельности педагога; особенности педагогической профессии; условия труда педагога; основные требования к профессии учителя; перспективы профессионального роста. Все эти личные и профессиональные ...
Таким образом, на мой взгляд, этап обучения в высшем учебном заведении на пути становления педагогом, представляет собой начальный, ключевой период, некое ядро, ключ, открывающий профессиональные двери, ключ, которым нужно уметь пользоваться и знать к каким дверям он подходит и сколько оборотов требуется для того, чтобы тебе открылась новая дорога в педагогический мир.