Административные правонарушения против порядка управления

Курсовая работа

Актуальность темы исследования в данной курсовой работе определяется тем, что органы государственной исполнительной власти осуществляют свои полномочия в порядке, предусмотренном нормативными положениями. Нарушение этого порядка ведет к нарушению законных прав и интересов физических и юридических лиц и в конечном итоге негативно сказывается на авторитете государственной власти.

Охрана порядка управления и связанная с этим охрана общественного порядка и гарантия общественной безопасности — одно из важнейших направлений деятельности российских правоохранительных органов. Выполняя эту защитную функцию государства в контексте формирования гражданского общества в России, необходимо создавать благоприятные условия для реализации его прав, свобод и законных интересов.

Целью данной курсовой работы является изучение актуальных вопросов об административных правонарушениях в отношении порядка ведения дел.

Для достижения поставленной в курсовой работе цели, необходимо решить следующие задачи:

  • дать характеристику признакам административного правонарушения как основания для возникновения административной ответственности;
  • описать юридический состав административного правонарушения;
  • дать общую характеристику административных правонарушений против порядка управления;
  • дать характеристику отдельных видов административных правонарушений;
  • рассмотреть примеры судебной практики по делам об административных правонарушениях против порядка управления;
  • описать актуальные вопросы реформирования административного законодательства в области противодействия коррупции.

Вопросы административных правонарушений против порядка управления достаточно широко раскрыты и освещены в законодательстве Российской Федерации, а также находит свое отражение в работах таких авторов как А.Б. Агапов, П.И. Кононова, П.В. Анисимов Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов м др.

Объектом изучения данного курса является глава 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предметом исследования в курсах являются актуальные вопросы, так или иначе касающиеся административных правонарушений против порядка управления.

Работа курса состоит из введения, двух глав по три подпункта в каждой, заключения, в котором содержатся основные выводы о проделанной работе, а также списка использованной литературы.

1. Административные правонарушения — их признаки и состав

1.1 Признаки административного правонарушения как основания административной ответственности

Основанием для привлечения к административной ответственности является административное правонарушение. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. [13, c. 44]

31 стр., 15264 слов

Нормы правового регулирования охраны труда в рф. Правовое регулирование ...

... их компетенции . 1.2 Нормативно-правовое регулирование охраны труда Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из ТК РФ, ... области охраны труда; государственное управление охраной труда; создание нормативно-правовой базы, в том числе государственных нормативных требований охраны труда, направленных на охрану труда работников; ...

Административное правонарушение отличается от уголовного правонарушения меньшей степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за преступления, только если они по своему характеру не влекут за собой уголовную ответственность.

Административное правонарушение имеет четыре характеристики: общественная опасность, незаконность, вина и наказание.

— Общественная опасность административного правонарушения состоит в том, что оно реально причиняет или может причинить вред общественным отношениям, охраняемым законом. Ущерб может быть выражен как в причинении материального ущерба, так и в иной форме.

— Административное правонарушение — это противоправное деяние, т.е. деяние, нарушающее нормы права. Административная ответственность установлена за нарушения норм различных отраслей права — административного, земельного, экологического и др. Административное правонарушение нарушает правила управления и других отраслей права, за их нарушение охраняется институтом административной ответственности.

  • Административное правонарушение может быть совершено только виновным. Вина — это психологическое отношение человека к действию и его последствиям в виде умышленных проступков или халатности.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

  • Наказание заключается в том, что только это деяние может быть признано административным правонарушением, за совершение которого установлена ​​административная ответственность. [13, c. 46]

Поэтому, исходя из всего вышесказанного, по данному подпункту курсовой работы можно сделать следующий вывод.

Административное правонарушение отличается от уголовного правонарушения меньшей степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за преступления, только если они по своему характеру не влекут за собой уголовную ответственность.

Административное правонарушение имеет четыре характеристики: общественная опасность, незаконность, вина и наказание. Кроме того, в следующем абзаце мы рассмотрим правовую структуру административного правонарушения.

29 стр., 14192 слов

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

... юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 4. Административная санкция направлена ​​на предотвращение совершения новых преступлений как самим преступником, так ...

1.2 Нормативно-правовая составляющая административного правонарушения

Как основание административной ответственности административное правонарушение содержит юридический состав, т.е. определенные элементы, только при наличии которых возможно наступление административной ответственности и применение административного наказания. Правовая структура административного правонарушения включает в себя: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

Связи с общественностью являются объектом административного правонарушения, за вмешательство в которое установлена ​​административная ответственность. Объекты правонарушения можно разделить на общий объект, общий объект и прямой объект. В качестве общего объекта административного правонарушения выступает вся совокупность общественных отношений, за нарушения которых устанавливается административная ответственность, т.е. все объекты правонарушений, предусмотренные КоАП и законодательными актами субъектов Российской Федерации об административной ответственности. В качестве родового объекта выступают общественные отношения, объединенные КоАП в главы (например, административные правонарушения, посягающие на права граждан).

Непосредственным объектом административного правонарушения являются нарушенные общественные отношения при совершении конкретного административного правонарушения. Непосредственные объекты конкретизируются применительно к конкретным статьям КоАП (например, нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума).

Объективная сторона административного правонарушения характеризует его как противоправное деяние поведения правонарушителя, выражающееся в действии или бездействии. Объективная сторона правонарушения характеризует конкретное деяние (действие или бездействие), его последствия и причинную связь между ними.

Характеристика объективной стороны включает способ, средства, время, место совершения административного правонарушения и другие обстоятельства, которые важны для квалификации правонарушения.

В зависимости от объективной стороны правовые элементы преступления делятся на формальные и материальные. Для норм с формальным составом для привлечения к ответственности необходим сам факт нарушения правовой нормы безотносительно от наступивших последствий (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения).

Нормы с материальным составом включают в себя противоправное деяние и наступившие последствия, а также связь между ними (например, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатация транспортных средств, повлекшая причинение материального ущерба).

Согласно Кодексу об административных правонарушениях, как физические, так и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. [13, c. 49]

38 стр., 18502 слов

«Административная ответственность за правонарушения в области ...

... юридических лиц и гарантию установленного законом порядка функционирования органов государственной власти. Об этом пишет Н.В. Витрук в своей работе. В свою очередь, сам характер административного правонарушения, выступающего основанием ответственности, ...

Признание юридического лица субъектом административной ответственности в КоАП означает, что в случае привлечения юридического лица к административной ответственности на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлечении к ответственности и его исполнения. Например, юридическое лицо, как и физическое, не может нести дважды административную ответственность за одно и то же административное правонарушение; юридическое лицо, как и физическое лицо, в случае совершения административного правонарушения подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

В случае слияния нескольких юридических лиц административная ответственность вновь созданного юридического лица наступает в связи с совершением административного правонарушения. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу присоединенное юридическое лицо подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного типа в юридическое лицо другого типа вновь созданное юридическое лицо привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения. Административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли субъекту административной ответственности было известно о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

При применении статей КоАП к физическим и юридическим лицам необходимо иметь в виду, что, если в статьях КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

В Административном кодексе также выделяются особые субъекты, отнесение которых к административной ответственности имеет существенные характеристики.

8 стр., 3781 слов

Дисциплинарная, материальная, административная ответственность ...

... трудового кодекса РФ. Раздел 2. Материальная ответственность за экологические правонарушения Материальная ответственность за экологические правонарушения - это имущественная ответственность в соответствии с трудовым (а не гражданским) законодательством должностных лиц и иных работников, по вине которых ...

Таким образом, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом в КоАП понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Признаки административной ответственности устанавливаются также для военнослужащих и других лиц, подлежащих дисциплинарной ответственности. Военнослужащие и граждане, призванные на военную подготовку, несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным правилам.

За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К этим лицам не могут применяться административные санкции в виде административного ареста, а также в виде административного штрафа к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на территории Российской Федерации, несут административную ответственность на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Субъективная сторона административного правонарушения включает в себя виновность правонарушителя, причины совершения правонарушения и его цель. Вина правонарушителя является основным элементом субъективной стороны административного правонарушения и выражается в форме умысла или неосторожности (применительно к физическим лицам).

14 стр., 6689 слов

Совершенствование применения административных методов управления

... курсовой работы – административные методы управления. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. При написании диссертации использовались работы ведущих отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме. Глава 1. Общая характеристика методов управления персоналом ...

Данное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. [13, c. 56]

Указанное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Таким образом, завершая подпункт данной курсовой работы, можно сделать следующий вывод.

Административное правонарушение содержит в себе следующие составляющие:

  • объект;
  • объективная сторона;
  • субъект;
  • субъективная сторона.

Связи с общественностью являются объектом административного правонарушения, за вмешательство в которое установлена ​​административная ответственность.

Объективная сторона административного правонарушения характеризует его как противоправное деяние поведения правонарушителя, выражающееся в действии или бездействии.

Субъектом административного правонарушения может быть физическое, должностное или юридическое лицо.

Субъективная сторона административного правонарушения включает в себя виновность правонарушителя, причины совершения правонарушения и его цель.

3 Характеристика административных правонарушений против порядка управления с позиций различных авторов и источников

Административные правонарушения, нарушающие порядок управления, предусмотрены главой 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административные правонарушения, нарушающие порядок управления, должны признаваться незаконными, виновными и наказуемыми деяниями, нарушающими общественные отношения, складывающиеся в процессе выполнения порядка управления.

Общим объектом административных правонарушений, объединенным в главе 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в установленном порядке управления.

Управление в широком смысле означает руководство чем-либо или кем-либо. Под порядком управления понимается определенная последовательность регулирования государственными органами общественной жизни в обществе.

С объективной стороны большинство административных правонарушений рассматриваемой группы совершаются в форме активных действий, например неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); непредставление ходатайств, заявлений, сведений (информации) в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий; передача либо попытка передачи запрещённых предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания.

Составы административных правонарушений, посягающих на установленный порядок управления, являются по своему выражению формальными, т.е. для привлечения к административной ответственности достаточно установление факта совершения противоправного действия (бездействия), без наступления каких-либо вредных последствий.

13 стр., 6157 слов

Управление земельным фондом Российской Федерации

... управление земельными ресурсами, которое обеспечивает жесткое соблюдение структуры земельного и гражданского законодательства в совмещении с экономической самостоятельностью субъектов землепользования. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации Конституция Российской Федерации ... Франции государство контролирует приобретение земельных участков, которые поступают на ...

С субъективной стороны административные правонарушения этой группы, как правило, совершаются умышленно.

Субъектами административных правонарушений против порядка управления являются физические, должностные и юридические лица. Совершение отдельных административных правонарушений в этой сфере возможно только специальным лицом. Например, за незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) (ст.19.17 КоАП РФ) ответственности подлежат соответствующие должностные лица, уполномоченные в предусмотренных законом случаях изымать удостоверение личности (паспорт) у гражданина РФ.

Многие административные правонарушения против порядка управления согласно ст.23.3 Кодекса относятся к компетенции органов внутренних дел (полиции)[8, c.15]. В частности, указанные органы имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.19.2 (умышленное повреждение или срыв печати (пломбы); ст.19.15 (проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации); ст.19.16 (умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо утрата удостоверения личности гражданина (паспорта) по небрежности); ст.19.17 (незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) или принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог; ст.19.18 (представление ложных сведений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта) либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство); ст.19.22 (нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок), в частности регистрации автотранспортных средств с рабочим двигателем более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; ст.19.24 (невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом).

К компетенции должностных лиц органов внутренних дел (полиции) относится и составление протоколов об административных правонарушениях по большинству административных правонарушений рассматриваемой главы Кодекса (п. 1 ч. 2. ст.28.3).

Помимо органов внутренних дел отдельные дела об административных правонарушениях против порядка управления вправе рассматривать судьи, военные комиссары, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, органы и войска пограничной службы, органы государственного горного и промышленного надзора, органы транспортной инспекции, стандартизации, метрологии и сертификации и др. Должностные лица указанных органов (за исключением судей) по отдельным статьям рассматриваемой главы вправе составлять и протоколы об административных правонарушениях.

В конце этого абзаца курса можно сказать, что административные правонарушения, нарушающие порядок управления, предусмотрены главой 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

27 стр., 13203 слов

Таможенное управление

... лицо, совершившее административное правонарушение, привлекается к ответственности государством, на территории которого было выявлено нарушение. В Российской Федерации административные правонарушения ... административного правонарушения; Денисов С.А. Исследование деятельности таможенных органов в борьбе с административными правонарушениями в области таможенного дела [Электронный ресурс] // Управление ...

Административные правонарушения, нарушающие порядок управления, должны признаваться незаконными, виновными и наказуемыми деяниями, нарушающими общественные отношения, складывающиеся в процессе выполнения порядка управления.

Общим объектом административных правонарушений, объединенным в главе 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в установленном порядке управления.

Далее в курсовой работе мы подробно рассмотрим состав административных правонарушений против порядка управления, опишем судебную практику по делам об административных правонарушениях против порядка управления, а также рассмотрим актуальные вопросы реформирования административного законодательства в целях борьбы с коррупцией.

административный правонарушение управление коррупция

2. Характеристика состава административных правонарушений против порядка управления, практика применения норм Главы 19 КоАП РФ и вопросы совершенствования административного законодательства в части борьбы с коррупцией

1 Анализ отдельных видов административных правонарушений исходя из КоАП РФ

Из административных правонарушений против порядка управления в настоящей лекции для рассмотрения будут предложены следующие составы правонарушений против порядка управления, предусмотренные статьями: 19.1, 19.3, 19.4, 19.5, 19.7, 19.12, 19.13, 19.15, 19.16, 19.17, 19.18, 19.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Самоуправство (статья 19.1 КоАП РФ)

Объектом нарушения данной статьи являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления гражданами или юридическими лицами своих фактических или предполагаемых прав.

Правовой основой этих общественных отношений является порядок реализации физическими или юридическими лицами своих прав, закрепленный федеральными законами или иными нормативными актами. Под иными нормативными правовыми актами, нежели федеральные законы, следует понимать иные нормативные правовые акты федерального уровня (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Как разъяснено в п.12 постановления Пленума Верховного Суда России от 20 января 2003 г. №2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

С объективной точки зрения данное правонарушение представляет собой деяние в форме действия. Это действия, направленные на реализацию эффективного или предполагаемого права, которые не соответствуют установленной процедуре реализации этих прав. Этот состав, следовательно, предполагает нанесение незначительного ущерба гражданам или юридическим лицам. Решение о признании того или иного причиненного ущерба значительным принимается при рассмотрении дела в каждом конкретном случае с учетом значимости причиненного ущерба для потерпевших. Например, гражданин намеренно вопреки установленному порядку перепланировал свою квартиру, тем самым ослабив шумозащиту в доме.

11 стр., 5078 слов

Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности должностных лиц

... гарантии законности; проанализировать общие положения прокурорского надзора: понятие, особенности организации и деятельности; изучить особенности прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности должностных лиц (на примере органов внутренних дел). Курсовая работа состоит ...

Субъектами данного преступления могут быть граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, или должностные лица, совершившие произвольные действия с использованием своего служебного положения. Субъекты не могут быть юридическими лицами, так как произвол должен выражаться в психологическом осознании человеком своего фактического или предполагаемого права.

Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, может выражаться как в форме умышленного проступка, так и в форме вины. При этом произвол не наносит существенного вреда физическим или юридическим лицам.

В соответствии с ч.1 ст.23.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.19.1 Кодекса, рассматривают судьи (либо судьями гарнизонных военных судов, если самоуправство совершено военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы).

Согласно п.1 ч.2 ст.28.3 Кодекса составлять протоколы о таких административных правонарушениях уполномочены должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Также необходимо добавить, что Уголовный кодекс РФ предусматривает самоуправство в качестве преступления. Но есть ряд отличий. Во-первых, по последствиям. Для признания самоуправства преступлением причиненный им вред должен носить существенный характер. Во-вторых, по характеру совершаемых действия. Если административное правонарушение противоречит порядку осуществления своего действительного или предполагаемого права, то преступление противоречит порядку совершения каких либо действий, то есть сфера посягательства административного правонарушения уже, чем сфера посягательства преступления. В-третьих, важным условием признания самоуправства преступлением выступает оспаривание гражданином или организацией правомерности совершенных действий. Кроме того, Уголовный закон предусматривает для самоуправства такие квалифицирующие признаки как применение насилия или угроза его применения.

Далее рассмотрим статью «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст.19.4 КоАП РФ).»

Объектом данного административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного контроля (надзора).

Федеральный закон от 8 августа 2001 года №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» определяет государственный надзор как проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Однако понятие государственного надзора нецелесообразно ограничивать данным определением, так как положения вышеуказанного закона не применяются к отношениям, связанным с проведением: налогового контроля; валютного контроля; бюджетного контроля и т.д. Поэтому данное понятие государственного надзора не является исчерпывающим и может изменяться применительно к различным видам надзора.

Объективная сторона правонарушения заключается в наличии нескольких составов, предусматривающих совершение указанного правонарушения путем следующих действий:

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).

Неповиновение выражается в открытом отказе поднадзорного субъекта исполнить распоряжения или требования должностного лица осуществляющего государственный надзор. Воспрепятствование состоит в создании препятствий для осуществления должностными лицами своих обязанностей.

Законность распоряжений или требований заключается в том, что как государственный орган, так и должностное лицо, действующее от его имени должно обладать компетенцией на проведение надзорных мероприятий. И эта компетенция должна быть четко закреплена в нормативных актах.

Невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна (часть 2 статьи 19.4.)

Федеральный закон от 14 декабря 1995 г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» определяет континентальный шельф как морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Федеральный закон от 11 декабря 1998 г. №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» определяет исключительную экономическую зону как морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом установленным указанным федеральным законом, международными договорами и нормами международного права.

Полномочия по охране континентального шельфа и исключительной экономической зоны должны быть закреплены в нормативных актах, содержащих компетенцию органов государственной власти.

Воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором Российской Федерации, на объект, подлежащий международному контролю (часть 3 статьи 19.4).

В качестве примера деятельности международных инспекционных группы в соответствии с международным договором Российской Федерации можно указать на деятельность международных инспекционных групп Организации по запрещению химического оружия в рамках Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, подписанной в г. Париже 13 января 1993 г. и ратифицированной Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 5 ноября 1997 г. №138-ФЗ [12, c. 441].

Невыполнение требований должностного лица органа, уполномоченного в области экспортного контроля, а равно в воспрепятствовании осуществления этим должностным лицом служебных обязанностей (часть 4 статьи 19.).

В соответствии со ст.7 Федерального закона «Об экспортном контроле» экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:

  • идентификацию контролируемых товаров и технологий, т.е. установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни) контролируемых товаров и технологий;
  • разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;
  • таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

— применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших установленный настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, или предпринявших попытку совершить такие действия.

Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 19.6 КоАП РФ).

Объектом посягательства рассматриваемых правонарушений является установленный порядок управления, а дополнительным — безопасность граждан, нормальное функционирование учреждений, предприятий, организаций.

Непосредственным объектом противоправного посягательства является деятельность судьи, органа, должностного лица, установивших при рассмотрении дела причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, и направившие соответствующие представления в органы, организации, должностным лицам.

Рассматриваемая статья служит выполнению задачи законодательства об административных правонарушениях (ст.1.2 КоАП РФ) — предупреждению правонарушений и достижению целей административного наказания (ст.3.1 КоАП РФ) — предупреждению совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в бездействии — игнорировании соответствующей организацией или должностным лицом постановления или представления органа, должностного лица, рассматривавших дело об административном правонарушении и установивших причины и условия, способствовавшие его совершению, а именно:

  • а) не рассмотрели в течение месяца со дня получения поступившее представление, хотя обязаны были его рассмотреть;
  • б) не приняли мер, необходимых для устранения выявленных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
  • в) не сообщили о принятых мерах судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление (представление).

Субъектом рассматриваемого правонарушения являются должностные лица (руководители, иные уполномоченные на выполнение предписания должностные лица) государственных и негосударственных организаций.

Субъективная сторона состава рассматриваемого правонарушения характеризуется умышленной виной.

Непредставление сведений (информации) (статья 19.7 КоАП РФ).

Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере контроля и надзора. Одним из способов осуществления государственного надзора (контроля) выступает сбор уполномоченными органами информации. Федеральным законом могут быть предусмотрены случаи и обязанность субъектов права предоставлять определенную информацию в уполномоченные государственные органы.

Объективная сторона правонарушения выражается в деянии в форме действия или бездействия, выражающегося в непредставлении или несвоевременном представлении сведений (информации) либо представление таких сведений в неполном или искаженном виде и заключается:

  • непредставлении сведений (информации);
  • несвоевременном представлении сведений (информации);
  • представлении сведений (информации) в неполном объеме;
  • представлении сведений (информации) в искаженном виде.

Непосредственно в диспозиции ст.19.7 Кодекса указано, что образуют самостоятельные составы административных правонарушений:

  • непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов (ст.19.7.1 Кодекса);
  • непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (статья 19.7.2 Кодекса);
  • непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля (ст.19.8 Кодекса);
  • непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса (статья 19.8.1 Кодекса);
  • нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений (ст.

19.19 Кодекса).

Субъектами правонарушения могут быть граждане (физические, вменяемые, достигшие возраста административной ответственности — 16 лет), должностные лица, юридические лица.

В соответствии с ч.1 ст.23.1 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.19.7 Кодекса, рассматривают судьи.

Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) и иных государственных органов, которым должна представляться соответствующая информация (ч.2 ст.28.3).

Таким образом, завершая подпункт данной курсовой работы, можно сделать следующий вывод.

Органы государственной исполнительной власти осуществляют свои полномочия в установленном нормативными актами порядке. Нарушение этого порядка ведет к нарушению законных прав и интересов физических и юридических лиц и в конечном итоге негативно сказывается на авторитете государственной власти.

Управление в широком смысле означает руководство чем-либо или кем-либо. Под порядком управления понимается определенная последовательность регулирования государственными органами общественной жизни в обществе.

Общим объектом административных правонарушений, объединенным в главе 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в установленном порядке управления.

С объективной стороны большинство административных правонарушений рассматриваемой группы совершаются в форме активных действий, например неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); непредставление ходатайств, заявлений, сведений (информации) в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий; передача либо попытка передачи запрещённых предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания.

Составы административных правонарушений, посягающих на установленный порядок управления, являются по своему выражению формальными, т.е. для привлечения к административной ответственности достаточно установление факта совершения противоправного действия (бездействия), без наступления каких-либо вредных последствий.

С субъективной стороны административные правонарушения этой группы, как правило, совершаются умышленно.

Субъектами административных правонарушений против порядка управления являются физические, должностные и юридические лица. Совершение отдельных административных правонарушений в этой сфере возможно только специальным лицом.

Далее в курсовой работе рассмотрим судебную практику по делам об административных правонарушениях против порядка управления.

2 Судебная практика по делам об административных правонарушениях против порядка управления

Рассмотрим ряд примеров из судебной практики, которая иллюстрирует практическое применение законодательных норм, содержащихся в Главе 19 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи профессиональное училище №25 привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 <garantF1://12025267.19501> КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль), и назначено наказание в виде штрафа в размере 50 МРОТ <garantF1://10080093.0>.

Решением судьи районного суда решение мирового судьи оставлено без изменения, а протест прокурора района — без удовлетворения.

Заместителем председателя областного суда в пересмотре судебных постановлений отказано.

В жалобе профессиональное училище №25 поставило вопрос об отмене постановления мирового судьи и решения судьи районного суда, ссылаясь на то, что оснований для привлечения училища к административной ответственности не имелось.

Как следует из диспозиции ч.1 ст.19.5 <garantF1://12025267.19501> КоАП РФ, административная ответственность по указанной статье наступает в том случае, если в установленный срок не было исполнено законное предписание органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Исходя из содержания приведенной нормы мировой судья при рассмотрении настоящего административного дела должен был выяснить законность предписания жилищной инспекции и содержит ли оно требование об устранении нарушений законодательства.

Согласно п. 1 <garantF1://2206021.1> Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением <garantF1://2206021.0> Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. №1086 государственные жилищные инспекции созданы в целях обеспечения государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и главной задачей государственной жилищной инспекции является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.

Анализ Положения <garantF1://2206021.1000> о государственной жилищной инспекции свидетельствует о том, что государственной жилищной инспекции не предоставлено полномочий по разрешению споров, возникающих между нанимателями жилых помещений и наймодателем или балансодержателем жилого дома.

Как видно из предписания, выданного профессиональному училищу N 25 заместителем начальника государственной жилищной инспекции, оно не содержит указаний об устранении нарушений законодательства, а обязывает училище отремонтировать квартиру А. после ее затопления, поскольку, как следует из материалов дела, между училищем и А. фактически возник спор по вопросу ремонта ее квартиры. Данный спор мог быть разрешен только в порядке гражданского судопроизводства.

Поскольку государственная жилищная инспекция вышла за пределы своей компетенции, ее предписание в части возложения на училище обязанности отремонтировать квартиру А. является незаконным.

В связи с этим и постановление о привлечении училища №25 к административной ответственности также является незаконным, так как в действиях училища отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.19.5 <garantF1://12025267.19501> КоАП РФ.

Изложенные доводы послужили основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.[14, c. 115]

Постановлением мирового судьи С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 <garantF1://12025267.195> КоАП РФ. Производство по делу прекращено за малозначительностью совершенного правонарушения. Судья ограничился предупреждением.

Решением судьи районного суда постановление мирового судьи оставлено без изменения.

Постановлением председателя областного суда постановление мирового судьи изменено, исключено указание о вынесении С. предупреждения, в остальной части состоявшееся по делу постановление оставлено без изменения, а жалоба С. — без удовлетворения.

В жалобе С. просил отменить судебные постановления и прекратить производство по делу в связи отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что предписание, за невыполнение которого он привлечен к административной ответственности, выдано ненадлежащим лицом. Требования о размещении объекта на расстоянии 10 м выданные ему документы не содержат. Указ <garantF1://12012091.0> Президента РФ от 27 июня 1998 г. №727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования», на который ссылается председатель областного суда, на правоотношения по данному делу не распространяется. Кроме того, жалоба на постановление подана им в 10-дневный срок, о чем имеется отметка мирового судьи на жалобе.

Жалоба удовлетворена по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.19.5 <garantF1://12025267.19501> КоАП РФ невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 50 до 100 МРОТ <garantF1://10080093.0>.

Из материалов дела усматривается, что главным государственным инспектором безопасности дорожного движения краевого районного отдела внутренних дел (РОВД) МВД России индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица С. выдано предписание, в соответствии с которым он в целях устранения нарушений СНиП 2.05.02-85 <garantF1://2205991.0> должен разработать и согласовать с управлением Государственной автомобильной инспекции (УГАИ) в течение одного месяца проект организации движения комплекса дорожного сервиса.

В связи с невыполнением вышеуказанного предписания в отношении С. составлен протокол о совершении им правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 <garantF1://12025267.19501> КоАП РФ, который направлен для рассмотрения мировому судье.

Привлекая С. к административной ответственности, мировой судья исходил из того, что он расположил объекты придорожного сервиса на расстоянии менее чем 10 м от дороги, а поэтому требование ГИБДД о согласовании проекта организации движения является законным и обоснованным.

С таким выводом мирового судьи согласиться нельзя, поскольку из содержания предписания не следует, что оно выдано по поводу несоблюдения С. вышеуказанного расстояния при размещении объектов придорожного сервиса на выделенном ему земельном участке. Следовательно, эти обстоятельства не имеют правового значения при рассмотрении данного дела и не являются основанием для признания С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 <garantF1://12025267.19501> КоАП РФ.

При оценке законности предписания, выданного С, судом не принято во внимание, что в соответствии с Правилами <garantF1://12013862.1000> установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденными постановлением <garantF1://12013862.0> Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. №1420, органы ГИБДД МВД России вправе давать собственникам, владельцам и арендаторам земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, предписания по устранению в установленные сроки недостатков, создающих угрозу безопасности движения.

Предписание, выданное главным государственным инспектором безопасности дорожного движения, не отвечает требованиям, изложенным в нормативном акте, и носит неконкретный характер, поскольку в нем не указано, какие нарушения СНиП 2.05.02-85 <garantF1://2205991.0> допущены С. и какие недостатки в организации придорожного сервиса создают угрозу безопасности движения.

Поэтому предписание нельзя признать законным и обоснованным.

В связи с изложенным постановление мирового судьи и последующие судебные постановления отменены.

Учитывая, что срок привлечения к административной ответственности, указанный в ст.4.5 <garantF1://12025267.45> КоАП РФ, истек, производство по делу прекращено.[14, c. 117]

Заместитель начальника отдела автотранспортного надзора Центрального управления государственного автодорожного надзора (ЦУГАДН) выдал предписание руководителю ООО, в котором указал, что руководитель ООО должен прибыть в ЦУГАДН и представить оригиналы документов в установленный срок.

По факту невыполнения требований указанного предписания инспектором ЦУГАДН в отношении ООО был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 <garantF1://12025267.19501> КоАП РФ.

Определением государственного инспектора ЦУГАДН дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение судье районного суда.

Постановлением <garantF1://1679497.0> судьи районного суда ООО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 <garantF1://12025267.19501> КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 тыс. руб.

Решением судьи вышестоящего суда постановление <garantF1://1679497.0> судьи районного суда оставлено без изменения.

Заместитель председателя вышестоящего суда в пересмотре судебных постановлений отказал.

В жалобе заявитель поставил вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных.

Жалоба удовлетворена по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, ООО не выполнило к установленному сроку предписание заместителя начальника отдела автотранспортного надзора ЦУГАДН о предоставлении в ЦУГАДН оригиналов документов, перечисленных в предписании.

Однако квалификацию совершенных ООО действий по ч.1 ст.19.5 <garantF1://12025267.19501> КоАП РФ признать правильной нельзя.

Согласно ч.1 ст.19.5 <garantF1://12025267.19501> КоАП РФ невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 50 до 100 МРОТ <garantF1://10080093.0>.

Привлекая ООО к административной ответственности по указанной статье, суд исходил из того, что обществом не выполнено в установленный срок законное предписание о прибытии в срок уполномоченного лица, а также не представлена информация и не выполнены пункты указанного предписания.

В силу ч.1 ст.19.5 <garantF1://12025267.19501> КоАП РФ состав административного правонарушения образует невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Однако в предписании названного органа указано не об устранении нарушений законодательства, а обращено внимание на необходимость представления информации к установленному сроку.

При таких обстоятельствах в действиях ООО отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 <garantF1://12025267.19501> КоАП РФ, поскольку невыполнение предписания о представлении документов не влечет административную ответственность по указанной статье. В данном случае в действиях ООО усматривается состав правонарушения, предусмотренный ст.19.7 <garantF1://12025267.197> КоАП РФ.

Согласно этой норме непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме и в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст.19.7.1 <garantF1://12025267.1971>, 19.8 <garantF1://12025267.198>, 19.19 <garantF1://12025267.1919> Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 30 до 50 МРОТ.

Далее рассмотрим вопрос о том, образует ли состав какого-либо административного правонарушения непредставление организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в уполномоченную организацию?

Согласно подп. 4 п.1 ст.7 <garantF1://12023862.71303> Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 28 июля 2004 г. <garantF1://12036397.0>

— организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом: вид операции и основания ее совершения, дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена, и так далее (согласно перечню).

Административная ответственность за такое правонарушение предусмотрена ст.19.7 <garantF1://12025267.197> КоАП РФ, согласно которой непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, влечет наложение штрафа. [16]

Далее дадим ответ на вопрос, можно ли признать правонарушением, предусмотренным ч.1 ст.19.15 <garantF1://12025267.191501> КоАП РФ, проживание или пребывание без паспорта, если у гражданина имеется иной документ, удостоверяющий личность: свидетельство о рождении, заграничный паспорт, удостоверение личности для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), военный билет для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или контракту, справка об освобождении из мест лишения свободы, иные выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющие личность гражданина, учитывая положение ст. 10 <garantF1://84539.10> Федерального закона «О гражданстве»?

Согласно ч.1 ст.19.15 <garantF1://12025267.191501> КоАП РФ проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства влечет наложение административного штрафа в размере от 15 до 25 МРОТ <garantF1://10080093.0>.

Согласно ст. 10 <garantF1://84539.10> Федерального закона от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве» (в ред. от 2 ноября 2002 г.) документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

В настоящее время федеральными законами не предусмотрены иные виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.

В соответствии с п.1 <garantF1://11800262.10> Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением <garantF1://11800262.0> Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. №828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации (ч.2 п.1 <garantF1://11800262.10012> Положения).

Вместе с тем согласно ч.3 п.7 <garantF1://11800262.703> Положения военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по месту их жительства по окончании установленного срока военной службы по призыву.

В силу п.17 <garantF1://11800262.1017> этого же Положения в случае утери паспорта до оформления нового паспорта органом внутренних дел выдается гражданину по его просьбе временное удостоверение личности.

Согласно п.1 ст.2.3 <garantF1://12025267.2301> КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Следовательно, проживание или пребывание гражданина, достигшего 16 лет, без паспорта, кроме военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и граждан, имеющих временное удостоверение личности, выданное органом внутренних дел, является правонарушением, предусмотренным ч.1 ст.19.15 <garantF1://12025267.191501> КоАП РФ, независимо от наличия у гражданина другого документа. [16]

Далее, в рамках данной курсовой работы рассмотрим вопрос о том, можно ли привлечь гражданина Российской Федерации к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.15 <garantF1://12025267.191501> КоАП РФ, если к моменту обнаружения правонарушения истек двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности?

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст. 4.5 <garantF1://12025267.4501> КоАП РФ).

В соответствии с ч.1 ст.19.15 <garantF1://12025267.191501> КоАП РФ проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства влечет наложение административного штрафа в размере от 15 до 20 МРОТ <garantF1://10080093.0>.

Исходя из смысла данной нормы указанное в ней правонарушение длится до прекращения обстоятельств, с которыми закон связывает наступление ответственности: на законном основании получен паспорт или оформлена регистрация либо лицо задержано органом внутренних дел.

Согласно п.14 <garantF1://12039487.14> постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное правонарушение (действия или бездействие), которое выражается в длительном, непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом, является длящимся.

Поэтому правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.15 <garantF1://12025267.191501> КоАП РФ, следует считать длящимся.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 ст.4.5 <garantF1://12025267.4501> Кодекса, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч.2 ст.4.5 <garantF1://12025267.4502> КоАП РФ).

Следовательно, при привлечении гражданина Российской Федерации к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.19.15 <garantF1://12025267.191501> КоАП РФ следует учитывать, что двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения правонарушения. [17]

Далее рассмотрим, подлежит ли привлечению к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.19.15 <garantF1://12025267.191501> КоАП РФ гражданин Российской Федерации, паспорт которого не был им своевременно заменен по достижении возраста, установленного п.7 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, если у гражданина имеется иной действительный документ, удостоверяющий личность?

Можно ли считать такой паспорт недействительным, учитывая, что согласно п.6 <garantF1://11800262.1006> Положения о паспорте гражданина Российской Федерации недействительным является паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные данным Положением?

Согласно п.7 <garantF1://11800262.7> Положения о паспорте срок действия паспорта гражданина:

  • от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста;
  • от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста;
  • от 45 лет — бессрочно.

По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.

Согласно п. 1 <garantF1://11800262.1> Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением <garantF1://11800262.0> Правительства РФ от 8 июля 1997 г. №828, паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Исключение составляют удостоверение личности военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и временное удостоверение личности, выданное органом внутренних дел в случае нахождения паспорта в органах внутренних дел.

В соответствии с п.6 <garantF1://11800262.1006> Положения о паспорте паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные этим Положением, является недействительным.

Вместе с тем содержание п.6 <garantF1://11800262.1006> Положения о паспорте не позволяет сделать вывод о том, что паспорт является недействительным только в случае, предусмотренном этим пунктом.

Недействительный документ — это документ, не имеющий силы или значения вследствие неправильности, истечения срока действия и т.п.

Таким образом, паспорт, срок действия которого истек, следует считать недействительным.

Следовательно, проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, паспорт которого не был им заменен в срок, определенный в п.7 <garantF1://11800262.7> Положения о паспорте, в связи с достижением гражданином определенного возраста, может повлечь к ответственности гражданина в соответствии с ч.1 ст.19.15 <garantF1://12025267.191501> КоАП РФ вне зависимости от наличия у него другого действительного удостоверения личности. [16]

Далее в данной курсовой работе мы проведем рассмотрение актуальных вопросов совершенствования административного законодательства в области противодействия коррупции.

3 Предложения по совершенствованию административного законодательства в области противодействия коррупции

Коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в обществе серьезную тревогу и недоверие к институтам государственной власти. В Национальном плане противодействия коррупции сказано, что в Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции.

Основные направления противодействия коррупции заложены в Национальной стратегии, утвержденной Указом Президента Российской Федерации в апреле 2010 г., и Национальном плане противодействия коррупции, где намечены основные направления государственной политики в сегменте борьбы с коррупцией, провозглашен комплекс масштабных мер по минимизации данного социального явления и созданию системы профилактики коррупционных правонарушений.

Федеральным законом от 4 мая 2011 г. №97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (3) коррективы внесены в ст.19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую административную ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Статья 19.28 находится в гл. 19 КоАП РФ «Административные правонарушения против порядка управления».

До внесения изменений статья именовалась «Незаконная передача вознаграждения от имени юридического лица», а диспозиция статьи предусматривала административную ответственность за незаконную передачу от имени или в интересах юридического лица должностному лицу (лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации) денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом (лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации) действия (бездействия), связанного с занимаемым им служебным положением. Санкция статьи предусматривала административный штраф на юридических лиц до 3-кратной суммы передаваемых денег, 3-кратной стоимости ценных бумаг, иного имущества и оказанных услуг имущественного характера, но не менее 1 млн. руб. с конфискацией передаваемых денег, ценных бумаг, иного имущества.

В названии статьи в новой редакции термин «незаконная передача вознаграждения» заменен на более широкое понятие «незаконное вознаграждение», которое, по сути, предполагает любые способы вознаграждения, к которым могут быть отнесены и находка, и давность владения материальными ценностями. Скорректированная ст.19.28 КоАП РФ носит на звание «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» и содержит три состава административных правонарушений, закрепленных в трех частях комментируемой статьи.

Первая часть предусматривает административную ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Под должностным лицом, которое привлекается к ответственности по статье, понимаются лица, указанные в примечаниях 1-3 к ст.285 Уголовного кодекса Российской Федерации. В частности, это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных корпорациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях России. Лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, являются лица, занимающие должности, установленные Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Под лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, понимается лицо, указанное в примечании 1 к ст.201 Уголовного кодекса Российской Федерации. Это лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия. Под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Санкция по ч.1 ст.19.28 КоАП РФ предусматривает (по аналогии с ранее действующим законодательством) наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее 1 млн. руб. с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Вторая часть исследуемой статьи устанавливает ответственность за действия, предусмотренные ч.1 комментируемой статьи, совершенные в крупном размере. Крупным размером законодателем признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 1 млн. руб.

Наказанием по ч.2 будет являться наложение административного штрафа на юридических лиц до тридцатикратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее 20 млн. руб. с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

По ч.3 рассматриваемой статьи административная ответственность наступает за действия, предусмотренные ч.1 комментируемой статьи, совершенные в особо крупном размере. Под особо крупным размером в данном случае понимаются ценности и услуги имущественного характера, иные имущественные права, стоимость которых превышает 20 млн. руб.

Административным наказанием будет административный штраф на юридических лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее 100 млн. руб. с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Возбуждение дела об указанном административном правонарушении отнесено к компетенции прокурора. Правонарушение по данной статье может быть совершено только умышленно.

Кроме того, новелла Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводит новый вид коррупционеров: иностранное должностное лицо и должностное лицо международной организации. Это может быть любое назначаемое или избираемое лицо в административном, законодательном, исполнительном или судебном органе иностранного государства, а также человек, выполняющий публичную миссию для государства, его ведомства или иностранного публичного предприятия, а также сотрудник или уполномоченный международной организацией человек. Речь прежде всего идет об административной ответственности за коррупцию в третьих странах — если российский предприниматель дал взятку в обмен на получение выгодного заказа сотруднику ООН или чиновнику в зарубежных странах, возможным становится привлечение его к административной ответственности и в Российской Федерации. Еще раз подчеркнем, что введение такой ответственности — это обязательное условие для международных обязательств России перед «Группой государств против коррупции».

Кроме рассмотренных изменений, Федеральный закон от 4 мая 2011 г. №97-ФЗ вводит институт правовой помощи по делам об административных нарушениях, что, безусловно, позволит расследовать факты коррупции со стороны российских компаний за рубежом. До внесения рассматриваемых изменений в КоАП РФ наше кодифицированное национальное законодательство не предусматривало правовой помощи по делам об административным правонарушениях, но Россия могла обращаться с подобными запросами на началах взаимности, так как это общая норма международного права. Бороться с коррупционерами не только внутри, но и за пределами страны требует ратифицированное нами международное законодательство. Итак, теперь самостоятельно направлять запросы иностранным коллегам могут Генеральная прокуратура, Верховный и Высший арбитражный суды, а также Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Ведомства могут запрашивать персональные данные и сведения о местонахождении интересующих их лиц, документы и другие вещественные доказательства, сведения о фактических обстоятельствах совершенного правонарушения и даже вызывать свидетелей или потерпевших для рассмотрения административного дела по существу на территорию Российской Федерации. Данным лицам при необходимости, при условии сотрудничества с правоохранительными органами, может быть предоставлен иммунитет от уголовного преследования.

Хочется верить, что провозглашенный механизм по делам об административных нарушениях будет заходить довольно далеко, вплоть до исполнения решений российских судов на территории другого государства.

Антикоррупционные меры должны пронизывать всю систему законодательства. В этой связи одной из важнейших задач государства является профилактическая работа по предупреждению коррупции. Согласно социологическим опросам, более трети опрошенных граждан России одним из основных препятствий реализации намеченной стратегической задачи по модернизации экономики страны считают проблему коррупции. В борьбе с коррупцией необходимо рациональное соотношение усилий государства, правоохранительных структур и общества со всеми его многочисленными институтами.

В заключение отметим, что Россия не пошла по стандарту некоторых зарубежных стран и не стала вводить уголовную ответственность юридических лиц. В то же время введены такие наказания, которые полностью соразмерны тем наказаниям, которые применяются к юридическим лицам в государствах, где юридические лица могут совершать уголовные преступления. Иными словами, это существенные штрафы, которые могут применяться непосредственно к предприятиям, учреждениям, организациям различных форм собственности, создавая для них соответствующие проблемы в случае выявления признаков коррупционного административного правонарушения. Безусловно, это позитивный для Российской Федерации опыт, который будет способствовать противодействию коррупции, так как пределы и масштабы этого деструктивного явления остаются в нашей стране поистине угрожающими.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Административное правонарушение отличается от уголовного правонарушения меньшей степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за преступления, только если они по своему характеру не влекут за собой уголовную ответственность.

Административное правонарушение имеет четыре характеристики: общественная опасность, незаконность, вина и наказание.

Административное правонарушение содержит в себе следующие составляющие:

  • объект;
  • объективная сторона;
  • субъект;
  • субъективная сторона.

Связи с общественностью являются объектом административного правонарушения, за вмешательство в которое установлена ​​административная ответственность.

Объективная сторона административного правонарушения характеризует его как противоправное деяние поведения правонарушителя, выражающееся в действии или бездействии.

Субъектом административного правонарушения может быть физическое, должностное или юридическое лицо.

Административные правонарушения, нарушающие порядок управления, предусмотрены главой 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административные правонарушения, нарушающие порядок управления, должны признаваться незаконными, виновными и наказуемыми деяниями, нарушающими общественные отношения, складывающиеся в процессе выполнения порядка управления.

Общим объектом административных правонарушений, объединенным в главе 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в установленном порядке управления.

Органы государственной исполнительной власти осуществляют свои полномочия в установленном нормативными актами порядке. Нарушение этого порядка ведет к нарушению законных прав и интересов физических и юридических лиц и в конечном итоге негативно сказывается на авторитете государственной власти.

Управление в широком смысле означает руководство чем-либо или кем-либо. Под порядком управления понимается определенная последовательность регулирования государственными органами общественной жизни в обществе.

Общим объектом административных правонарушений, объединенным в главе 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в установленном порядке управления.

С объективной стороны большинство административных правонарушений рассматриваемой группы совершаются в форме активных действий, например неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); непредставление ходатайств, заявлений, сведений (информации) в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий; передача либо попытка передачи запрещённых предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания.

Составы административных правонарушений, посягающих на установленный порядок управления, являются по своему выражению формальными, т.е. для привлечения к административной ответственности достаточно установление факта совершения противоправного действия (бездействия), без наступления каких-либо вредных последствий.

С субъективной стороны административные правонарушения этой группы, как правило, совершаются умышленно.

Субъектами административных правонарушений против порядка управления являются физические, должностные и юридические лица. Совершение отдельных административных правонарушений в этой сфере возможно только специальным лицом.

Россия не пошла по стандарту некоторых зарубежных стран и не стала вводить уголовную ответственность юридических лиц. В то же время введены такие наказания, которые полностью соразмерны тем наказаниям, которые применяются к юридическим лицам в государствах, где юридические лица могут совершать уголовные преступления. Иными словами, это существенные штрафы, которые могут применяться непосредственно к предприятиям, учреждениям, организациям различных форм собственности, создавая для них соответствующие проблемы в случае выявления признаков коррупционного административного правонарушения. Безусловно, это позитивный для Российской Федерации опыт, который будет способствовать противодействию коррупции, так как пределы и масштабы этого деструктивного явления остаются в нашей стране поистине угрожающими.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/administrativnyie-pravonarusheniya-protiv-poryadka-upravleniya/

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 30.09.2013) Специальная литература

4.Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник — М.: Статут, 2012. — 351 с. Агапов А.Б. Административное право: Учебник — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. — 932 с. Административное право России. Общая часть: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. П.И. Кононова — М.: Издательская группа «Юрист», 2010. — 448 с. Анисимов П.В. Административная ответственность в Российской Федерации: Учебное пособие. — М: Ось-89, 2005 Анисимов П.В. Административная ответственность в Российской Федерации: Учебное пособие. — М: Ось-89, 2012. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, 2008. — 816 с Борисов Б.А. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. — М.: Юстицинформ, 2006. — 651 с. — 432 с. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. — М.: Юристъ, 2008 Попов Л.П. Административное право России: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — «Проспект», 2010 г. Серков П.П., Михалева Н.В. Судебная практика по делам об административных правонарушениях. — М.: «Норма», 2008. — 174 с. Маракулин Д.А. Понятие общественного порядка // Вестник Барнаульского юридического института. — Барнаул, 2011. — №11. — С. 56-58. Судебная практика

16.БВС РФ. 2006. №5. С. 19 БВС РФ. 2006. №5. С. 20