Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности должностных лиц

Курсовая работа

Актуальность вопроса работы обусловлена ​​тем, что юридическая категория законности, как и многие подобные юридические явления, не будет действовать при отсутствии адекватного закрепления гарантий ее соблюдения. Реальность законности во многом зависит от постоянного совершенствования системы гарантий. Путь от декларативности к реальности законности в общественной системе лежит через процесс повышения эффективности гарантий, т.е. через совершенствование специальных юридических средств укрепления законности. В этой работе надзор со стороны прокуратуры рассматривается как гарантия законности в российском государстве.

В связи с повышением правозащитной роли прокуратуры возрастает значение надзора за соблюдением законности в деятельности должностных лиц. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности должностных лиц не только обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина от незаконных действий с их стороны, но и способствует решению еще одной прямо связанной с этим задачи — должной организации борьбы с преступностью. В связи с широким распространением нарушений закона в административной практике прокуратура обычно стремится тщательно и всесторонне проанализировать состояние дел и оперативно реагировать на выявленные нарушения.

Объект исследования — правоотношения, складывающиеся в связи с осуществлением прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности должностных лиц.

Предметом исследования является система действующих в Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих надзор со стороны прокуратуры в этой сфере.

Теоретической основой исследования послужили труды таких авторов, как: А. Б. Агапов, Д.Н. Бахрах, Ю. Е. Винокуров, А. В. Мелехин, А. Я. Мыцыков, А. Я. Сухарев и др.

Цель работы — комплексное исследование прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности должностных лиц.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить понятие, основные принципы и гарантии законности;
  • проанализировать общие положения прокурорского надзора: понятие, особенности организации и деятельности;
  • изучить особенности прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности должностных лиц (на примере органов внутренних дел).

Курсовая работа состоит из ведения, понятия, основных принципов и гарантий законности, общего положения прокурорского надзора: понятия, особенностей организации и деятельности, особенностей прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности должностных лиц (на примере органов внутренних дел) заключения и списка использованной литературы.

10 стр., 4982 слов

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ...

... 2) Соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий; 3) Законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В пункте 3 приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от ...

1. Понятие, основные принципы и гарантии законности

В общей теории права под законностью понимается политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. — Саратов, 1995.

Законность основывается на некоторых принципах. Принципы законности — это обусловленная закономерностями общественного развития система идей и взглядов, которые приобретают качество исходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных нормативных актов.

К основным принципам законности относятся следующие:

1) единство законности;

2) гарантированность основных прав и свобод граждан;

3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;

4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности;

5) взаимосвязь законности и культурности.

Предпосылками принципа единства законности являются наличие авторитетной легитимной государственной власти и единой правовой системы общества. именно степень общности этих институтов определяет эффективность и содержание этого принципа. Содержание этого принципа — общеобязательное требование действующего законодательства для всех субъектов правоотношений, единое понимание правовых критериев оценки поведения участников отношений, их толкования и применения.

Гарантия основных прав и свобод человека — один из важнейших принципов не только законности, но и закона. Его роль обусловлена ​​важностью личных и групповых интересов, их реализацией.

Принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление характеризует правовую природу законности и определяется деятельностью общественных и государственных учреждений по его реализации. Его суть заключается в том, что о любом противоправном действии необходимо незамедлительно сообщать, а виновные в его совершении должны быть наказаны соразмерно факту.

Существенным для понимания законности является принцип недопустимости противопоставления законности и возможности. Он указывает на политико-правовую сущность рассматриваемого явления. Для участников правоотношений этот принцип дает возможность принять наиболее подходящее решение и вариант поведения применительно к конкретным обстоятельствам и в рамках закона.

Наиболее концентрированное выражение моральной природы законности обнаруживается в ее отношениях с культурой. Законность не может ни развиваться, ни функционировать без опоры на достижения человеческих знаний. Общая и правовая культура — важнейшая социальная основа законности. Но законность, в свою очередь, является одной из политических и правовых предпосылок формирования культуры общества. В этом состоит назначение данного принципа. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. — Саратов, 1995.

8 стр., 3801 слов

Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ

... законности и гласности. Знание и соблюдение этих принципов имеет большое значение для обеспечения эффективности функционирования прокуратуры в системе государственных органов. Целью представленной работы является рассмотрение основных принципов организации и деятельности прокуратуры. ...

Гарантии законности — это система условий и средств, обусловленная законами общественного развития, которые обеспечивают процесс реализации законности, тем самым формируя упорядоченные общественные отношения, которые способствуют движению страны к состоянию демократии. Агапов, А. Б Административное право. Т. 1. Общая часть / А. Б. Агапов. — М.: Юрайт, 2016.

Гарантии законности выражают все разнообразие и богатство существующих в обществе отношений. Поэтому их подразделяют на две группы: общие и специальные. Первый тип включает экономический, политико-идеологический, морально-духовный, а второй — собственно правовой.

Определяющее значение среди них имеют экономические и политико-идеологические: различные виды собственности и соответствующий им способ производства, бескризисное развитие хозяйственного комплекса, уровень занятости населения в общественно полезном труде, политическая система, идеология, состояние культуры. именно неоднозначность и противоречивость ситуации в этих сферах создает благодатную почву для роста преступности и криминализации общества.

Происходящие преобразования по-новому ставят вопрос о месте и роли моральных и духовных гарантий в обеспечении верховенства закона. В период кризиса люди больше ценят результаты деятельности и действий своих соотечественников с точки зрения моральных ценностей и национальных традиций. Совесть, честь, порядочность, сострадание имеют непреходящее значение.

Если в обществе наблюдается дефицит культуры и духовности, то научное руководство заменяется импровизацией, административным давлением, волевыми решениями. При господстве волюнтаризма игнорируются нормы права и морали, традиции и исторические обычаи. В конечном итоге это наносит непоправимый вред государству и личности.

Важным моментом являются социально-психологические аспекты уважения к верховенству закона. Несомненно, законность — фактор, активно влияющий на нормативно-ценностную ориентацию личности. Универсальность принципа законности воспринимается как выражение господства социальной справедливости, как конкретное проявление обеспеченности равенства социальных возможностей. Исходя из этого, гражданин демократического государства принимает закон к безусловному исполнению, видит в нем выражение своих представлений о том, что является правильным и общественно полезным.

Особое значение имеет тот факт, что требование точного и незыблемого соблюдения законов психологически не должно восприниматься большинством людей как принуждение к закону. Законность выступает как юридическое выражение полезности, приемлемости определенного типа поведения. Васильев, А. М. Правовая система социализма. Ч. 1 Понятие, структура, социальные связи / А. М. Васильев. — М.: Юридическая литература, 1986. В более общем плане можно сказать, что, поскольку закон закрепляет общую волю людей, свободно выраженную и основанную на предполагаемой потребности, то, конечно, его реализация сознательно и добровольно осуществляется значительным большинством граждан.

Все вышеперечисленные общие условия обеспечения законности составляют материальную базу использования специальных (юридических) мер по охране законности. Правовые гарантии законности — это система условий и средств, обусловленная особенностями экономической и социальной системы, санкционированная действующим законодательством и непосредственно направленная на обеспечение законности. Бахрах, Д. Н. Административное право / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — М.: Норма, 2008.

14 стр., 6680 слов

Полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления

... полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также выявление проблем, препятствующих результативной деятельности и эффективному функционированию законодательных органов государственной власти в регионах. Основными задачами исследования являются анализ особенностей организации законодательной власти в субъектах Федерации, ...

На основании изложенного можно сформулировать общие черты: они обусловлены социально-экономическим и государственно-правовым развитием общества и природой законности; носят непосредственный и целевой характер; закреплены в действующем законодательстве; нормативно-юридической основой их применения является право.

В юридической литературе подробно описан количественный и качественный состав специальных правовых гарантий законности. Наиболее существенными из них являются:

1) полнота и эффективность юридических норм, которые адекватно отражают основные закономерности и тенденции развития общества;

2) высокий уровень контроля и надзора за реализацией законности, направленной на своевременное выявление, предупреждение и пресечение правонарушений;

3) эффективность мер юридической ответственности и защиты, ведущих к восстановлению нарушенных прав и обязанностей и оказанию воздействия на правонарушителей;

4) качественная работа компетентных органов власти по обеспечению законности в различных сферах жизнедеятельности общества;

5) постоянное совершенствование и улучшение юридической деятельности;

6) развитое правовое сознание и высокая правовая культура на­селения страны. Попова, Н. Ф. Административное право: учебник и практикум / Н. Ф. Попова. — М.: Юрайт, 2016.

Таким образом, набор условий и средств, упомянутых выше, составляет систему гарантий законности. Сами по себе, в разрозненном виде, они малоэффективны. Их практический результат, может быть, достигнут только в комплексе с другими элементами единого механизма реализации идей и принципов законности, функционирование, которого создает реальные предпосылки для формирования в обществе высокого уровня правопорядка — неотъемлемого «спутника» законности.

2. Прокурорский надзор: понятие, особенности организации и деятельности

Прокуратура — это многофункциональный орган по надзору за исполнением законов, имеющий необходимую правовую, организационную и административную базу, квалифицированный персонал, материально-технические и другие условия для осуществления своей деятельности. Мыцыков, А. Я. Прокуратура: проблемы развития // Прокурорский надзор. 2000. № 3.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 1992. № 39.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

32 стр., 15736 слов

Совершенствование оценки эффективности деятельности органов муниципального ...

... оценки эффективности деятельности органов муниципального управления в Российской Федерации; выявить проблемы оценки деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации; выявить возможные направления по совершенствование оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. изучить методику оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных ...

  • надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами.

Ст. 4 ФЗ «О прокуратуре РФ» устанавливает основные принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации:

1. Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее — органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

2. Органы прокуратуры:

  • осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами;
  • действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
  • информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

3. Прокуроры и следователи органов прокуратуры (далее — прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

3 стр., 1365 слов

Административно-правовые формы в деятельности исполнительной ...

... нормы, регулирующие однотипные управленческие отношения в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и администраций органов МСУ; неправовую форму (организационно-техническую и материально-технического обеспечения). Организационно-правовая является смешанной формой воздействия. Например, разработка оптимальной организационной ...

4. Прокуроры не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности. Создание и функционирование общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускается. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

5. Прокуроры не могут совмещать свою основную деятельность с другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением образовательной, научной и творческой деятельности.

Также следует подчеркнуть, что полномочия прокурора отличаются от других видов власти, которые состоят из контроля прокуратуры над исполнением законов и судебного преследования. Говоря о последнем, следует отметить, что согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Ввиду того факта, что осуществление уголовного преследования является функцией государственной власти и входит в предмет деятельности органов прокуратуры, как упоминалось выше, эта власть становится особым отличием полномочий прокурора.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что полномочия прокурора — это вид государственной власти, осуществляемый в виде надзора за прокуратурой за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Российской Федерации, в том числе в форме уголовного производства.

Следовательно, должны существовать и реализовываться меры законодательного характера, направленные на обеспечение нормального функционирования органов государственной власти (включая прокуратуру), единства действий всех ветвей власти, сопровождающиеся системой сдержек и противовесов.

Осуществление надзора за судебной системой связано не с фактическим существованием такого органа, как прокуратура, а с тем фактом, что с появлением законности в государстве проявляются объективные потребности, органически связанные с обеспечением его единства, которое Именно на этом и завершается надзорная функция. Если правомочиями по обеспечению прав и свобод граждан, народовластия, правопорядка наделены высшие органы государственной власти, судебные, правоохранительные и другие органы, то осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов в целях обеспечения их верховенства, единства и укрепления законности — явление уникальное. Эта ответственность возложена государством только на один орган — прокуратуру Российской Федерации.

Надзор за исполнением законов в Российской Федерации представляет собой закономерно возникший в силу внутренней потребности один из основных видов государственной деятельности, который осуществляется специальным органом, отличающимся по своему правовому статусу, системе построения, структуре, предмету, методу, задачам и целям деятельности, называемым «прокуратурой» и имеющим все признаки органа государственной власти. Это явление в современной правовой системе Российской Федерации выступает как прогрессивный фактор, приводящий к активному и постоянному движению всех ее демократических механизмов с учетом специфики России. Амирбеков, К. И. Конституционные основы деятельности прокуратуры Российской Федерации / К. И. Амирбеков // Прокурорский надзор. 2002. № 6.

4 стр., 1663 слов

Государственный страховой надзор за деятельностью страховых организаций

... имеет право осуществлять в Российской Федерации деятельность, если иностранный инвестор (основная организация) не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с ... интересов общества в целом. Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору за деятельностью организаций должна предусматривать выполнение в основном трех функций, с помощью ...

Таким образом, прокурорский надзор представляет собой отдельный и самостоятельный вид основной (конституционной) деятельности государственной власти, осуществляемый в целях охраны и защиты законности как одной из составляющих основы конституционного строя РФ, без вмешательства во внутренние функции правоприменяющих субъектов, специально созданным органом государственной власти, имеющим специфические полномочия и не входящим ни в президентскую и ни в одну из трех ветвей власти. Прокурорский надзор проводится во всех сферах общественных отношений, урегулированных правом, и на всех стадиях процесса государственного преследования правонарушения — от его поиска и обнаружения до привлечения правонарушителя к законной ответственности независимо от вида правонарушения и вида юридической ответственности, включая процесс предупреждения нарушения законности.

3. Особенности прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности должностных лиц (на примере органов внутренних дел)

Прокурорский надзор — это осуществляемая от имени государства деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, призванных обеспечить точное и единообразное исполнение всех законов Российской Федерации на территории всей страны путем принятия мер к выявлению, своевременному устранению любых нарушений законов и привлечению виновность к ответственности. Сухарев, А. Я. Прокурорский надзор: учебное пособие / А. Я. Сухарев. — М.: Норма, 2004.

В соответствии со ст.52 Федерального закона РФ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» Федеральный закон РФ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900. законодатель делегировал право осуществлять надзор за законностью деятельности полиции Генеральному прокурору РФ и подчиненным ему прокурорам. Этот аспект детально регламентирован в Федеральном законе РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Прежде всего, этот закон определяет систему и организацию Прокуратуры Российской Федерации. В этом законодательном акте указаны должностные лица Генеральной прокуратуры, прокуратуры субъектов РФ, приравненных к ним прокуратур, прокуратуры городов и районов, а также их полномочия в сфере надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Раздел III Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и иных правовых актов Российской Федерации подробно описывает предмет соответствующих видов прокурорского надзора, полномочия прокурора и конкретные формы реагирования на нарушения закона, установленного прокурором.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что надзор Генерального прокурора за законностью деятельности полиции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Осуществляя надзор за законностью административной деятельности органов внутренних дел (полиции) прокурор вправе:

6 стр., 2570 слов

Основы судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации

... Закона 73-ФЗ). Так, судопроизводство определено как регулируемая процессуальным законодательством Российской Федерации деятельность суда или судьи в ходе судебного разбирательства гражданских, административных ... и судов может быть произведена государственными экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории. Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и ...

  • посещать в любое время суток органы внутренних дел и их учреждения;
  • знакомиться с документами, на основании которых граждане подвергнуты административному задержанию или заключению под стражу;
  • проводить опрос задержанных и заключенных под стражу лиц, принимать и рассматривать их жалобы;
  • освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
  • опротестовывать противоречащие закону акты руководителей органов внутренних дел,
  • обращаться в суд о признании таких актов недействительными;
  • вносить представления об устранении нарушений закона и требовать от руководителей органов внутренних дел письменных ответов в течение одного месяца; законность уголовный прокурорский надзор
  • объявлять должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона;
  • выносить мотивированные постановления о возбуждении производства об административных правонарушениях.

Прокурор вправе потребовать от начальников и других сотрудников полиции предоставить необходимые документы, материалы, статистические и другие сведения. В случае необходимости прокурор обладает возможностью потребовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных соответствующим руководителям и должностным лицам организаций. Прокурор вправе вызывать должностных лиц и граждан по поводу нарушений законов Винокуров, Ю. Е. Характер прокурорско-надзорной деятельности и предпосылки повышения ее эффективности / Ю. Е. Винокуров // Административное и муниципальное право. 2013. № 6..

Прокурор отслеживает нарушения закона в деятельности полиции по пресечению административных правонарушений, а также при совершении иных действий, связанных с производством административных правонарушений, вытекающих из законодательства об административных правонарушениях. Здесь следует особо обратить внимание на закрепление в абз. 1 ч.3 ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» права прокурора или его заместителя освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Это напрямую связано с полицией, поскольку именно полиция имеет право осуществлять административное задержание различных категорий граждан. При обнаружении факта незаконного задержания и передачи конкретного гражданина полиции прокурор дает руководителю органа внутренних дел обязательный приказ о немедленном освобождении задержанного, оформляя это решение своим постановлением.

Если при проведении надзора прокурором выявлен противоречащий закону правовой акт, то он согласно абз.2 ч.3 ст.22, ст.23 Федерального закона «О прокуратуре РФ» опротестовывает его.

Специфика указанной процедуры заключается в следующем:

  • протест приносится в орган или должностному лицу, которые издали противоречащий закону акт;
  • прокурор вправе обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, с требованием о признании противоречащего закону правового акта недействительным;
  • протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста;

4 стр., 1999 слов

Органы надзора за строительством, их права и обязанности

... своевременное и качественное решение вопросов по проектной документации на строительстве объекта; за достоверность всех документов, составленных с участием представителей авторского надзора (актов на скрытые ... они обладают достаточной квалификацией и участвуют в разработке проекта. Авторский надзор имеет право остановить работы, если нарушается технология строительства, применяются конструкции и ...

  • о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме, он также информируется о дне заседания коллегиального органа, который будет рассматривать принесенный им протест;
  • прокурору предоставляется право отозвать протест до его рассмотрения.

Капинус, О. С. Прокурорский надзор за исполнением законов: состояние и перспективы развития // Законность. 2013. № 7.

Таким образом, в условиях формирующегося верховенства закона одной из основных функций прокуратуры является выявление и пресечение нарушений закона соответствующими государственными органами, включая полицию, и их должностными лицами. Большое значение имеет деятельность прокуратуры, направленная на создание качественной правовой основы для эффективного функционирования полицейских служб, подразделений и учреждений.

Ст. 53 Федерального закона «О полиции» устанавливает, что гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника полиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу полиции, прокурору или в суд.

Обжалование неправомерных действий сотрудников милиции, как и других должностных лиц государственных органов, является важным способом защиты гражданами своих прав и свобод, восстановления нарушенных интересов. В то же время, это также эффективное средство укрепления верховенства закона в деятельности полиции, борьбы с бюрократией и должностными злоупотреблениями в полиции. Бережкова, Н. Ф. К вопросу о совершенствовании прокурорского надзора за деятельностью полиции // Административное право и процесс. 2016. № 1. В ст. 45 Конституции РФ установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Предметом обжалования могут быть любое действие (решение) или бездействие сотрудников полиции, в результате которого:

  • а) нарушены субъективные права и свободы гражданина;
  • б) созданы препятствия для осуществления гражданином прав и свобод;
  • в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность;
  • г) гражданин незаконно привлечен к ответственности.

А. В. Некоторые проблемы обеспечения прокурорского надзора за законностью в современной России // Современный юрист. 2014. № 2.

В жалобе должны быть изложены требования гражданина, суть его высказывания, приведены аргументы и, при необходимости, приложены соответствующие документы. Кроме того, жалоба должна содержать информацию о ее авторе, месте жительства (пребывания), работы или учебы. Жалоба, не содержащая данной информации, признается анонимной и рассмотрению не подлежит.

Помимо гражданина, жалобу от его имени может подать уполномоченный представитель.

Общие правила рассмотрения жалоб в органах прокуратуры установлены ст.10 Федерального закона «О прокуратуре РФ», а также рядом нормативных правовых актов Генерального прокурора Российской Федерации.

Прокурор принимает жалобы, содержащие сообщения о нарушениях закона сотрудниками полиции, в соответствии с компетенцией прокуратуры.

Жалобы, не подлежащие рассмотрению в органах прокуратуры, направляются по принадлежности с извещением об этом заявителя.

Жалобы рассматриваются безотлагательно и разрешаются в установленные сроки, в частности, если они содержат признаки преступления — в срок до 3 (в необходимых случаях до 10) дней. В городских, районных прокуратурах и приравненных к ним прокуратурах принимать решения об отклонении жалоб и давать ответы заявителям могут прокурор или его заместитель, в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах — начальники управлений и отделов, в Генеральной прокуратуре Российской Федерации — начальники отделов, начальники управлений. Воеводина, Т. Г. Профилактика правонарушений и прокурорский надзор: проблематичные новеллы законодательства // Законодательство и экономика. 2016. № 9.

При отказе в удовлетворении жалобы заявителям разъясняются право и порядок обжалования решения прокурора, в том числе и в суд.

Заметим, что последовательность и сроки выполнения прокурором действий по жалобам, рассматриваемым в сфере уголовно-процессуальных отношений, регламентируются уголовно-процессуальным законом. Маслов, И. В. Прокурорский надзор и ведомственный контроль в уголовном процессе России: функции, анализ системных связей / И. В. Маслов // Российский следователь. 2013. № 19.

Также следует отметить, что существуют некоторые особенности получения и рассмотрения отдельных категорий жалоб. Так, например, в соответствии с Федеральным законом РФ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» Федеральный закон РФ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759. жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные прокурору, цензуре не подлежат и не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы, направляются адресату в запечатанном пакете.

Таким образом, можно сделать вывод, что прокурорский надзор за деятельностью органов внутренних дел и их должностных лиц, в частности органов полиции, заключается в создании системы проверки соблюдения закона в процессе осуществления различных видов деятельности с последующим инициированием процедуры привлечения к юридической ответственности за нарушение законодательства. Деятельность прокуратуры имеет большое значение для обеспечения законности в деятельности органов полиции, гарантируя реальную защиту прав личности, компенсируя недостатки ведомственного контроля в сфере соблюдения полицией прав и свобод человека и гражданина.

Заключение

По итогам исследования можно сделать следующие выводы.

Законность представляет собой политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.

Законность основывается на некоторых принципах. Принципы законности — это обусловленная закономерностями общественного развития система идей и взглядов, которые приобретают качество исходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных нормативных актов.

К основным принципам законности относятся следующие:

1) единство законности;

2) гарантированность основных прав и свобод граждан;

3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;

4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности;

5) взаимосвязь законности и культурности.

Одной из правовых гарантий поддержания и соблюдения законности в РФ является деятельность органов прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации -это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокурорский надзор — это отдельный и самостоятельный вид основной (конституционной) деятельности государственной власти, осуществляемый в целях охраны и защиты законности как одной из составляющих основы конституционного строя РФ, без вмешательства во внутренние функции правоприменяющих субъектов, специально созданным органом государственной власти, имеющим специфические полномочия и не входящим ни в одну из трех ветвей власти.

Сущность прокурорского надзора за деятельностью органов государственной власти и их должностными лицами заключается в создании системы проверки соблюдения закона в процессе осуществления различных видов деятельности с последующим инициированием процедуры привлечения к юридической ответственности за нарушение законодательства.

Деятельность прокуратуры имеет большое значение для обеспечения законности, гарантируя реальную защиту прав личности, компенсируя недостатки ведомственного контроля в сфере соблюдения полицией прав и свобод человека и гражданина.

Список использованной литературы, Законы, нормативные правовые акты и иные официальные документы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный закон РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1).

Ст. 1.

3. Федеральный закон РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 1992. № 39.

4. Федеральный закон РФ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.

5. Федеральный закон РФ от 17.11.1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

6. Федеральный закон РФ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

Статьи, научные публикации

7. Агамов, Г.Д. Практикум по прокурорскому надзору и методические рекомендации: Учеб. пособие. — М., 2005./ Агамов Г.Д, Романов А.К.

8. Агапов, А. Б Административное право. Т. 1. Общая часть / А. Б. Агапов. — М.: Юрайт, 2016.

9. Амирбеков, К. И. Конституционные основы деятельности прокуратуры Российской Федерации / К. И. Амирбеков // Прокурорский надзор. 2002. № 6.

10. Барабаш, А.С. Прокурорский надзор за предварительным следствием: возвращение к основам // Законность. — 2011.— № 4./ Барабаш А.С.

11. Бахрах, Д. Н. Административное право / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — М.: Норма, 2008.

12. Бережкова, Н. Ф. К вопросу о совершенствовании прокурорского надзора за деятельностью полиции / Н. Ф. Бережкова // Административное право и процесс. 2016. № 1.

13. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник — М.: Проспект, 2007. — 389с.

14. Васильев, А. М. Правовая система социализма. Ч. 1 Понятие, структура, социальные связи / А. М. Васильев. — М.: Юридическая литература, 1986.

15. Винокуров, Ю. Е. Характер прокурорско-надзорной деятельности и предпосылки повышения ее эффективности / Ю. Е. Винокуров // Административное и муниципальное право. 2013. № 6.

16. Викторов, И.С. / Прокурорский надзор за исполнением законодательства. — М.: Профи, 2010. — 284с./ Викторов, И.С. Диканова Т.А. Морозов В.А.

17. Воеводина, Т. Г. Профилактика правонарушений и прокурорский надзор: проблематичные новеллы законодательства / Т. Г. Воеводина // Законодательство и экономика. 2016. № 9.

18. Голустьян О.А.Прокурорский надзор: учебник для ВУЗов. — М.: Юнити-Дана, 2009. — 256с.

19. Григорьев, В. Н. Прокурорский надзор: учебник / В.Н. Григорьев, А.В. Победкин, В.Н. Яшин, В.Н. Калинин. — М., 2009.

20. Грузнова, Г.О. Организация деятельности прокуратуры по рассмотрению обращений граждан // Законность. — 2008.— № 5./ Грузнова Г.О.

21. Дамаскин, О.В. Проблемы участия прокуратуры в конституционном судопроизводстве // Современное право. — 2004.— № 4.

22. Данилов, Е. П. Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов. М., 2004.

23. Джафаров А. Проблемы укрепления прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела // Закон и право. — 2008.— № 7.

24. Капинус, О. С. Прокурорский надзор за исполнением законов: состояние и перспективы развития / О. С. Капинус // Законность. 2013. № 7.

25. Козусев, А.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел об умышленных убийствах, совершенных в условиях неочевидности. — М., 1997.

26. Кожевников, О.А. Прокурорский надзор за исполнением законов органами расследования. — Екатеринбург, 1994

27. Корчагин, А.Г., Брюхов В.В. Поддержание обвинения в отношении лиц, с которыми заключено досудебное соглашение о сотрудничестве // Законность. — 2011.— № 7.

28. Крюков, В.Ф.Прокурорский надзор. — М., 2010./ Крюков В.Ф.

29. Кудрявцева П.И. Прокурорский надзор в суде первой инстанции по уголовным делам. М., 2000.

30. Маслов, И. В. Прокурорский надзор и ведомственный контроль в уголовном процессе России: функции, анализ системных связей / И. В. Маслов // Российский следователь. 2013. № 19.

31. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. — Саратов, 1995.

32. Мелехин, А. В. Некоторые проблемы обеспечения прокурорского надзора за законностью в современной России / А. В. Мелехин // Современный юрист. 2014. № 2.

33. Мельников, Н. В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти России / Н. В. Мельников // Прокурорский надзор. 2002. № 6.

34. Мыцыков, А. Я. Прокуратура: проблемы развития / А. Я. Мыцыков // Прокурорский надзор. 2000. № 3.

35. Осипкин, В. Н. Проблемы прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Вопросы совершенствования прокурорско-следственной деятельности. СПб., 2001.

36. Попова, Н. Ф. Административное право: учебник и практикум / Н. Ф. Попова. — М.: Юрайт, 2016.

37. Рохлин, В.И., Сыдорук И.И. Прокурорский надзор: защита прав человека. СПб., 2001.

38. Сухарев, А. Я. Прокурорский надзор: учебное пособие / А. Я. Сухарев. — М.: Норма, 2004.

39. Трошкин, И.Ю. Надзор за исполнением законодательства судебными приставами // Законность. — 2011.— № 1.

40. Чурилов А.В. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора. М., 12002.

41. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: Учебник. М.: Городец-издат, 2001.