Основные принципы построения и функционирования органов государственной власти в РФ

Курсовая работа

В какой-то момент развития общества возникает потребность в его особой и обособленной организации. Теряя социальную однородность, общество делится на части, которые отличаются местом и ролью в системе общественного производства и разделения материальных благ, способом жизни, духовной культурой и др. В каждой из этих социальных групп, помимо общих интересов, проявляются и определенные интересы. Есть потребность в согласовании, согласовании этих интересов в регулировании отношений между разными частями общества. Именно эта потребность стала причиной возникновения организации, основной целью которой является обеспечение единства, целостности общества. Такой органи­зацией и является государство. Государство — это организация политической власти доминирующей части населения, с помощью которой обеспечивается ее целостность и безопасность, осуществляется руководство и управление обществом.

Государство фактически действует, оно проявляется как система, совокупность особых коллективных органов людей, которые управляют делами компании от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что отличает их от общества и ставит их выше общества. Граждане могут так или иначе участвовать в делах государства, но в конечном итоге государство и его органы несут личную ответственность за эффективность их работы.

Таким образом, под государственным механизмом понимается система особых органов и институтов, через которые осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Механизм является важнейшим составным элементом любого государства.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что любой политический режим невозможен без субъектов его реализации, которыми являются государственный аппарат, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица.

Целью курсовой работы

В ходе курсовой работы был проведен анализ классификации органов государственной власти и рассмотрено место местного самоуправления в государственном механизме.

Глава 1. Понятие механизма государства

Структура, обеспечивающая выполнение государством своих функций, есть механизм государства. Он, можно сказать, олицетворяет государство, представляет его материальное воплощение. Вне и без государственного механизма государства никогда не будет.

3 стр., 1329 слов

Органы местного самоуправления

... местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством. Специфика расположения органов местного самоуправления характеризуется рядом отличительных черт. [4, с.72] Во-первых, органы местного ... интересов населения, чем строго централизованная система местного самоуправления. 3. Задачи и функции органов местного самоуправления Органы местного ...

В целом государственный механизм состоит из трех компонентов: государственных институтов, государственных аппаратов и государственных предприятий.

Государственные учреждения – это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, соци­альной, культурной и т. д.

Государственные предприятия создаются для ведения экономической деятельности с целью производства продукции или ее поставки, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества.

Государственный аппарат — это система государственных органов, связанных между собой общими принципами, единством конечной цели и взаимодействия, наделенных властными полномочиями, а также обладающих материально-техническими возможностями для выполнения своих функций.

Строго говоря, механизм государства часто отождествляется с аппаратом государства, который представляет собой совокупность государственных органов, наделенных полномочиями осуществлять государственную власть. В свою очередь, государственный орган является первичным элементом государственного аппарата.

Орган государства это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определённые полно­мочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образую­щими единое целое. Каждый государственный орган представляет собой отно­сительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго опреде­ленного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной дея­тельности органов государства по реализации норм права; правоохра­нительную – форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.

Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов государства являются следующие:

  • осуществляют от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;
  • обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государ­ственных учреждений и предприятий
  • имеют определенную компетенцию, то есть закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий)
  • характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу и имеют террито­риальный масштаб деятельности
  • образуются в порядке, установленном законом.

Наделение государственных органов полномочиями императивного характера является важнейшей особенностью государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учре­ждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.

3 стр., 1281 слов

Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации

... страховой деятельности в Российской Федерации 9 1.1 Страховая деятельность как предмет регулирования со стороны государства 9 1.2 Правовые основы страховой деятельности в Российской Федерации 11 1.3 Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации 14 2 Тенденции развития государственного регулирования страхования в Российской Федерации ...

Основное свойство государственного органа, качественно его характе­ризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обяза­тельные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры прину­ждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

Глава 2. Основные принципы построения и функционирования органов государственной власти в РФ

Принципы, о которых пойдет речь – это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, орга­низации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется только на определенные звенья государственного механизма, на отдельные органы или группы организмов. В качестве примера частного принципа, можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в федеральном Законе “О прокуратуре Российской Федерации” принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание тот факт, что частные принципы в конечном итоге вытекают из общих принципов и конкретизируют их по отношению к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй – принципы, сформулированные в Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и иных федеральных законах (“О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О прокуратуре Российской Федерации” и др.).

Первая группа охватывает закрепленные в Конституции принципы построения и функционирования органов управления в Российской Федерации, такие как демократия, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип демократии проявляется в демократическом устройстве государства, республиканской форме правления, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает государственный механизм в лице входящих в его состав органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности органов государственной власти Российского государства основан на том, что это социальное государство, политика которого направлена ​​на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благополучия. -бытие человека и общества.

3 стр., 1365 слов

Административно-правовые формы в деятельности исполнительной ...

... содержатся административно-правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие отношения в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и администраций органов МСУ; неправовую форму (организационно-техническую и материально-технического обеспечения). Организационно-правовая является смешанной ...

Конституция РФ в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — долг государства”. Эта конституционная обязанность адресована всем без исключения государственным органам, каждому должностному лицу, и это положение знаменует собой фундаментальный поворотный момент в отношениях между гражданином и государством. Конечно, это не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует это как главный путь развития России.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоя­тельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства, имеют сходные цели реализации функций государства; взаимозависимы — дополняют, сдерживают, контролируют друг друга. Например: совместная деятельность высших органов государственной власти — Президента, Правительства, Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации), Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда: Президент назначает членов и Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы), представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судьями Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда, но несет конституционную ответственность перед парламентом — может быть отрешен от должности Советом Федерации при участии Государственной Думы, Верховного Суда и Конституционного Суда; Государственная Дума утверждает кандидатуру Председателя Правительства РФ, но может быть распущена Президентом РФ; Правительство несет ответственность перед Государственной Думой и Президентом РФ (может быть отправлено в отставку); Конституционный Суд РФ формируется при участии Президента РФ и Совета Федерации, но может признать неконституционными решения (акты) высших органов государственной власти.

Цели разделения властей:

  • упорядочить работу государственного механизма (в том числе специализировать направления деятельности госорганов);
  • не допустить концентрации власти (следовательно, бесконтрольности произвола) в одних руках (в одних и тех же органах).

Разделение властей является основополагающим принципом организации и деятельности государственных органов, наряду с признанием человека и его свобод высшей ценностью. Данный принцип, зафиксированный в ст. 2 Конституции РФ, лежит в основе Конституции России 1993 г. Исходя из него, государственные органы: существуют во имя человека, обеспечения его интересов и потребностей, обязаны уважать, соблюдать и защищать права и свободы человека; не имеют права издавать акты, нарушающие права и свободы человека.

Принцип федерализма в формировании и функционировании государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Следовательно, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

8 стр., 3628 слов

Исполнительная власть и государственное управление

... чтобы: дать понятие управления; рассмотреть социальное управление и его виды; изложить государственное управление. Субъекты государственного управления; охарактеризовать исполнительную власть; решить задачу. При ... Добровольное подчинение этому органу - основа, на которой создается сама ассоциация. Государственное управление характеризуется осуществлением власти, принятием административных актов ...

Федеративное государственное устройство России гарантирует единство ее государственного механизма, разумное сочетание централизации и децентрализации власти, равноправия и самоопределения народов в составе Российской Федерации.

Принцип законности при формировании и функционировании российского государственного механизма заключается в том, что органы государственной власти и должностные лица, а также органы местного самоуправления, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.

Рассмотренные общие конституционные принципы организации и функционирования российского государственного механизма укрепляются, развиваются и конкретизируются в принципах, закрепленных в федеральных законах. Наиболее общее и исчерпывающее выражение данная группа принципов получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформу­лированы следующие принципы:

  • верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;
  • обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защи­щать права и свободы человека и гражданина;
  • единство системы государственной власти, разграничение предметов веде­ния между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
  • равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
  • обязательность для государственных служащих решений, принятых выше­стоящими государственными органами и руководителями в пределах их полно­мочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • гласность в осуществлении государственной службы;
  • ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
  • внепартийность государственной службы;
  • отделение религиозных объединений от государства;
  • стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.

К числу этих принципов следовало бы отнести также: сочетание коллеги­альности и единоначалия; экономичность государственной службы. Выполнение этого последнего принципа особенно важно в нынешних условиях существования разрозненного административного аппарата.

5 стр., 2498 слов

Органы государственной статистики

... статистических показателей являются статистическими стандартами Российской Федерации. 2. Главный орган государственной статистики РФ, его функции государственная статистика федеральная служба Федеральная служба государственной статистики (Росстат, ранее Госкомстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической ...

Перечисленные выше принципы формирования и функционирования государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают государственному механизму цель, единство и целостность, необходимые для его надлежащего функционирования.

Глава 3. Характеристика органов государственной власти

3.1. Органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти (органы государственного управления) – это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную опера­тивную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политическими силами, стоящими у власти).

Исполнительная власть в первую очередь предназначена для обеспечения соблюдения законов, изданных законодателем. По закону было признано право действовать, а также право принимать законы.

Органы исполнительной власти в пределах своей компетенции наделены оперативной автономией, необходимой для их нормального функционирования. На них возложены все задачи, связанные с правовым регулированием и управлением различных сфер жизни общества и государства. Эти задачи, а также место и роль органов управления в государственном аппарате закреплены в конституционных и нормативных актах. Так, согласно ст. 97 Конституции Франции правительство “руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны”.

Главой органов управления может быть монарх, президент или глава правительства — премьер-министр, в зависимости от формы правления государства.

Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае правительство действует как группа советников, ближайших к главе государства, и полномочия правительства проистекают из полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе особой процедуры с участием парламента. Как правило, он должен пользоваться поддержкой парламентского большинства и иметь собственные полномочия. Наиболее важные решения, влекущие за собой правовые последствия и ответственность за их исполнение, принимаются правительством в форме постановлений.

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий, органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, советы министров) объединяют и направляют работу по руко­водству всеми или большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют руко­водство лишь отдельными отраслями государственного управления.

Выборы в органы исполнительной власти практически отсутствуют, эти органы обычно создаются и их руководители назначаются главой государства, правительства, главами администрации. Они могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (мини­стерства), и иметь различную подчиненность (непосредственно Президенту, Председателю Правительства).

В Российской Федерации государственное управление, согласно ст. 110 п.1 Конституции РФ, осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Премьер-министр Российской Федерации назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, поскольку во время назначения президенту придется иметь дело с парламентским большинством. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по реализации внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства. Правительство Российской Федерации разрабатывает государственный бюджет, управляет федеральной собственностью, проводит финансовую, социальную и экономическую политику. Осуществляет меры по защите страны, реализации внешней политики и защите прав и свобод населения. Правительство Российской Федерации направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

4 стр., 1878 слов

Взаимодействие органов государственной и местной власти

... октября 1993 г. «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», от 26 октября 1993 г. «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», принятие Конституции РФ на всенародном референдуме 12 января ...

В Российской Федерации органы исполнительной власти в своей основной деятельности неподотчетны и неподконтрольны законодательным органам, хотя действуют в тесном взаимодействии с последними. Вся система исполнительных органов действует под руководством Президента Российской Федерации, который одновременно является главой исполнительной власти.

Функции государственного управления в субъектах федерации принад­лежит различным по названию органам: правительствам, областной или краевой администрации, которые возглавляются различными должностными лицами (губернаторами, главами администраций, председателями правительства).

Государственное управление на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной адми­нистрации), либо выборных органов местного самоуправления.

Роль исполнительной власти особенно важна и очевидна там, где реализуются реформы, происходит переход от тоталитаризма к демократии. В этих условиях судьба реформ в основном в руках исполнительной власти, что предопределяет необходимость ее усиления и гарантий независимости. Конституционные и правовые институты усиливают эту социальную потребность.

Более того, исполнительная власть повсюду обнаруживает тенденцию к росту государственного аппарата, к коррупции, к бюрократическому произволу, что создает необходимость общественного контроля над ее деятельностью.

3.1.1. Положение Президента в системе органов государственной власти

С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент РФ как глава государства не относится непосред­ственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти, подобно тому, как это закреплено в Конституциях Франции, Германии, Италии.

Согласно Конституции РФ, Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является Верховным Главно­командующим Вооруженными Силами РФ. В развитие данного конституционного положения федеральный Закон “Об обороне” закрепил, что Президент РФ осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ. Некоторые полномочия, которыми наделен Президент РФ, он реализует сов­местно с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя Правительства РФ и других высших должностных лиц Российской Федерации).

6 стр., 2938 слов

Органы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь (2)

... самоуправление - это власть, созданная людьми. Принципы местного управления и самоуправления Особенностью формирования органов местного самоуправления и самоуправления в Республике Беларусь является сочетание выборности и назначения. Местные Советы депутатов и другие органы территориально общественного самоуправления создаются непосредственно гражданами и руководителями местных исполнительных и ...

Президент РФ избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Институт президентства имеет место и в ряде республик в составе Российской Федерации. При этом правовой статус президента как главы госу­дарства либо главы исполнительной власти определяется конституцией соот­ветствующей республики.

3.2. Органы законодательной власти

Органы законодательной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Основным назначением этих органов является законодательная деятельность. Выделяя особую роль органов законодательной власти в политической жизни общества и государства, конституции отдельных стран специально указывают не только на то, что “парламент является высшим органом государственной власти”, но и на то, что он является “единственным законодательным органом государства” (Конституция Японии 1947 г., ст. 41).

Конституции других государств в этих же целях обращают внимание на то, какие по характеру правила должны содержаться в прини­маемых парламентом законах.

При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии, которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законо­дательного органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую деятельность, между­народные дела, здравоохранение и другие.

Главенствующее положение органов законодательной власти в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

В России, в силу ее федеративного устройства, следует различать феде­ральные органы государственной власти (двухпалатное Федеральное Собрание), а также органы государственной власти субъектов федерации. Причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации предста­вительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. Эти органы избираются гражданами РФ и имеют исключительное право на принятие законов.

Парламент представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат – нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США – это Палата представителей и Сенат, в России – Совет Федерации и Государственная Дума).

39 стр., 19092 слов

Взаимодействие прокуратуры с органами местного самоуправления

... их повседневной деятельности - взаимодействие с различными государственными структурами, в том числе с прокуратурой. Основные формы взаимодействия органов местного самоуправления с органами прокуратуры определены в Законе о прокуратуре, согласно которому прокуратура осуществляет надзор за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами ...

Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или менее одно­родным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Финляндия).

Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы. К ведению Совета Федерации относятся: рассмот­рение и утверждение законов, принятых Государственной Думой; изменение границ между субъектами Федерации; назначение выборов Президента; назна­чение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора и другие вопросы, указанные в ч. 1 ст. 102 Конституции РФ. В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ и другие вопросы, указанные в ч. 1 ст. 103 Конституции РФ.

Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отно­шениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, котрые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воз­действия на политическую жизнь страны.

3.3. Органы судебной власти

Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуще­ствление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки.

Подобно тому как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств. Так, например, в ст. 117 Конституции Испании (1978 г.) говорится, что “судебная власть исходит из народа и осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которые являются независимыми, ответственными и подчинены исключительно закону”. В ст. 92 Конституции ФРГ (1949 г.) прокламируется, что “судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основном законе и судами земель”.

Органы, осуществляющие правосудие – третья власть государственной власти, которая играет особую роль и в механизме государственной власти и в системе сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти опре­деляется тем, что он – арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, адми­нистративной и других юрисдикций.

Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. В КНР, например, – это Верховный народный суд, местные народные суды, “военные суды и другие специальные народные суды”.

В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналов и других судов. Конституция США в связи с этим устанавливает, что “судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом” (ст.3, разд 1).

Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся. В большинстве конституций современных государств закреп­ляется принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разби­рательства.

Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществле­нием конституционного надзора, конституционный суд имеет право толко­вания конституции.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судо­производства, это отражено в ч. 2, ст. 118 Конституции РФ.

Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ, г) соответ­ствующие суды субъектов федерации.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по раз­решению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государ­ственными органами в РФ и давать заключение о соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).

3.3.1. Прокуратура

Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. В одних странах прокуратура является составной частью суда, а в других организационно отделена от него. Она призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органов государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера.

Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран состав­ляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регули­рующих порядок организации и деятельности прокуратуры.

В России сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуратура РФ не входит не в одну из ветвей власти. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назна­чаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Конституцией РФ в статье 129, а также законом РФ от 1992года в редакции 2003 “О прокуратуре РФ”. Основным направлением деятельности прокуратуры является прокурорский надзор. Помимо этого она осуществляет преследование лиц, совершивших преступления, а также осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Глава 4. Местное самоуправление

Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший струк­турный элемент устройства власти в большинстве стран мира.

Существование местного самоуправления, его эволюция связаны с пробле­мами публичной власти, которая существует в классовом обществе как госу­дарственная власть, осуществление которое доверено прежде всего общенациональным государственным органам и должностным лицам в соот­ветствии с принципом разделения властей. Однако на местном уровне публичная власть реализуется уже не государственными органами, а непосред­ственно местным населением и образуемыми им органами и соответствующим образом избираемыми или назначаемыми должностными лицами.

Под местным самоуправлением понимается самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению непосредственно или через форми­руемые ими органами местного самоуправления, значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества.

Местное территориальное самоуправление, вне всякого сомнения, имеет прямое отношение к проблеме организации народовластия в государстве. Государство, будучи выразителем общего интереса народа, обеспечивает его реализацию, прежде всего, в форме закона, который обязателен для всех, кому он адресован. Исполнение законов осуществляется соответствующими органами, в том числе и органами населения районов, городов и других поселений. Последние соединяют эту деятельность с конкретными интересами местного населения, более того, население может стать основным субъектом этой государственной работы. Следовательно, местное население может стано­виться основным субъектом управленческих, административно-правовых отно­шений, что является одной из характерных черт местного самоуправления.

Вторая характерная черта местного самоуправления вытекает из первой. Государственно-правовая природа местного самоуправления определяется не только необходимостью децентрализации публичной власти, но и более значимой проблемой организации государственной власти вообще. Обще­известно, что степень децентрализации власти в демократическом обществе должна детерминироваться объективными потребностями развития общества и государства, то есть на местном уровне власти должно быть столько, сколько ее необходимо для эффективного жизнеобеспечения территориальных сообществ и решения на местах, в пределах их территорий, вопросов государ­ственного значения.

В настоящее время муниципальные системы всех высокоразвитых стран мира являются основой, фундаментом национальной государственности и поэтому являются частью конституционного механизма государства.

Например, в Основном Законе ФРГ, статье 28 содержится норма, в соответ­ствии с которой “в землях, уездах и областях народ должен иметь представительства”. Конституции субъектов германской федерации, развивая норму федерального Основного Закона предоставляют общинам статус исключительных обладателей “всех полномочий местного публичного управ­ления, осуществляемого на основе их собственной ответственности. Они могут решать любую задачу публичной власти…”, кроме случаев, когда решение этих задач возложено на другие ведомства.

В США и Канаде вопросы местного самоуправления являются исключи­тельными предметами ведения субъектов федерации. Конституция V-й Французской республики (ст.72) закрепляет территориальные коллективы – коммуны, департаменты, заморские территории, которые свободно управ­ляются выборными органами при соблюдении условий, предусмотренных законом.

Местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принад­лежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользо­вания и распоряжения муниципальной собственностью. Оно организационно обособлено от системы государственных органов, но в формах, только ему присущих как бы продолжает их деятельность на местах.

Возможность и необходимость создания органов местного самоуправления предусмотрена Конституцией РФ (ст. 131, п.1) и федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” (ст. 14, п.6).

Причем как принцип местного самоуправления федеральное законодательство закрепляет норму, в соответствии с которой структура органов местного само­управления определяется населением самостоятельно.

В соответствии со статьей 130 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного само­управления, подконтрольные населению.

Право граждан на осуществление местного самоуправления детализировано в федеральном законе “Об общих принципах организации местного само­управления в РФ”. В нем четко просматривается недопустимость ограничения этого права гражданина путем исключения территорий, в которых отсутство­вало муниципальное управление. Причем реализация этого права возможна как путем непосредственного волеизъявления граждан (референдумы, выборы), так же через активное и пассивное избирательное право, через равный доступ к муниципальной службе, через право граждан обращаться в органы и к долж­ностным лицам местного самоуправления.

Перечень полномочий органов самоуправления (правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции органов местного самоуправления:

  • обеспечение участия населения в решении местных дел;
  • управление муниципальной собственностью;
  • обеспечение развития соответствующей территории;
  • охрана общественного порядка.

К исключительному ведению местного самоуправления относятся вопросы утверждения местного бюджета, установление местных налогов и сборов.

В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации, Конституция РФ (ст. 133) гарантирует: судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; гарантии местного самоуправ­ления более детального закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ.

Необходимо отметить, что на конституционном уровне решена и такая проблема, как наделение органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов.

В системе органов, формируемых в муниципальном управлении ведущая роль принадлежит представительным органам местного самоуправления. Они, состоящие из депутатов, решают от имени избравшего их населения наиболее важные вопросы местной жизни. К исключительному ведению представи­тельного органа местного самоуправления относятся вопросы: утверждения местного бюджета, установление местных налогов и сборов, контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципальных образований (ст.15, ч.3 федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”).

Заключение

В результате проведенного исследования по проблеме устройства аппарата государственной власти и составляющих его органов, рассмотрения принципов построения и функционирования органов государственной власти в Российском государстве, можно сделать следующие основополагающие выводы.

Разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-полити­ческих, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государ­ственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции.

Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполни­тельно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбеж­ностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особен­ности.

Теория разделения властей осуществляется, прежде всего, в плане общего принципа, руководящего начала, которое следует иметь в виду при создании структуры государ­ственных органов и определении контуров их полномочий. И как идея единства властей, теория разделения властей не имеет и, видимо, не может иметь абсолютно “чистых” форм своего осуществления.

Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руково­дящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования, и проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах. Большинство данных принципов закреплено в Конституции страны, либо в иных законах и нормативно-правовых актах, где они могут быть развиты и дополнены.

Одна из главных функций любой конституции состоит в устройстве государственной власти, т. е. в создании определенной системы органов государственной власти. Создание такой системы предопределяет, что органы государственной власти действуют не обособленно друг от друга, а обеспечивают эффективность отправления функций государства, и, прежде всего, защиту прав человека во взаимодействии.

Конституционная система власти включает в себя не только те органы государственной власти, которые названы в тексте Конституции. В нее входят и многие другие, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов.

Таким образом, в заключении можно сказать, что система власти, состоит из разветвленных подсистем, из большого числа соподчиненных органов разного уровня. И поскольку весь этот громадный вертикальный и горизонтальный механизм властвования прямо или косвенно затрагивает права человека, очень важно иметь ясное представление о том, что собой представляет орган государственной власти и чем он отличается от разного рода органов, организаций и учреждений, которые с конституционно-правовой точки зрения органами государственной власти не являются.

Список использованных

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Акалис, 1996.

2. Венгеров А. Б. “Теория государства и права”. Учебник для юридических вузов. – М.: Новый юрист, 1998.

3. Бабаев В. К. “Теория государства и права”. Учебник. – М.: Юристъ, 2003.

4. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. “Конституционное прова Росии”. Учебник. – М.: Юристъ, 2002.

5. Матузов Н. И., Малько А. В. “Теория государства и права”. Курс лекций. – М.: Юристъ, 2001.

6. Комаров С. А. “Общая теория государства и права в схемах и определениях”. – М.: Юрайт, 1998.

7. Черданцев А. Ф. “Теория государства и права”. М.: Юрайт, 2001.

8. Баглай М. В. “Конституционное право Российской Федерации”. Учебник. – М.: Норма, 1998.

9. Лазарев В. В., Липень С. В. “Теория государства и права”. – М.: Спарк, 2000.