Органы местного самоуправления

Контрольная работа

В современных условиях местная автономия рассматривается как одна из основ конституционной федерации. За период, прошедший после принятия Конституции России 1993 года, местное управление, которое в условиях бывшего Советского государства традиционно воспринималось в качестве государственного управления, кардинальным образом реформировано и обрело новый конституционный статус, отвечающий интересам самоорганизации населения в решении вопросов местного значения.

Институты системы местного самоуправления предусмотрены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Основными институтами являются:

1) прямое волеизъявление граждан в решении вопросов местного значения;

2) органы и должностные лица местного самоуправления;

3) территориальное общественное самоуправление.

2. Роль и место органов местного самоуправления в

системе местного самоуправления.

Местное самоуправление представляет собой независимый уровень людей, осуществляющих свою власть. При этом власть на уровне самоуправления народ осуществляет как самостоятельно(путем различных форм волеизъявления), так и через органы местного самоуправления. [1, ст.130]

Органы местного самоуправления

Органы местного самоуправления занимают особое место в демократической системе правления и в обществе. Это место определяется прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом юридических и иных местных традиций.

Однако органы местного самоуправления — это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Специфика расположения органов местного самоуправления характеризуется рядом отличительных черт. [4, с.72]

Во-первых, органы местного самоуправления организованы отдельно, они обладают собственной самостоятельностью. Они не являются составной частью, структурным подразделением механизма государственного управления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. [1, ст.12]

6 стр., 2603 слов

Основные теории местного самоуправления («Конституционные основы ...

... организация местного самоуправления на основе государственной теории местной автономии характерна и исторически обусловлена. В качестве положений, отражающих общественную теорию местного самоуправления, обычно указываются положения ст. 12 Конституции Российской Федерации об организационной обособленности органов местного самоуправления ...

Во-вторых, органы местного самоуправления обычно избираются прямым голосованием населением соответствующей территории на основе демократических принципов.

В-третьих, местные органы власти в соответствии с уставом муниципалитета обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В-четвертых, органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями с передачей материальных и финансовых ресурсов, необходимых для их реализации. В этом случае их деятельность подконтрольна государству. [1, ст.132]

В-пятых, деятельность органов местного самоуправления носит императивный характер, поскольку является одной из форм осуществления народной власти. Принятые ими акты в пределах своей компетенции являются обязательными для всех компаний, учреждений, органов, должностных лиц, граждан, общественных объединений на территории местных автономий.

В-шестых, близость органов местного самоуправления к населению и зависимость от его потребностей и мнений позволяет обеспечить более эффективный учет потребностей и интересов населения, чем строго централизованная система местного самоуправления.

3. Задачи и функции органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления и должностные лица являются основным звеном в системе местного самоуправления. Они осуществляют различные виды деятельности по реализации задач и функций местного самоуправления. [4, с.73]

Согласно Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” [2, ст.14] органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, поддерживают общественный порядок, а также решают другие вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, находящимся на их территории, и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, координируют деятельность территориальных органов общественного самоуправления.

Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных традиций.

органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами по смыслу устава муниципалитета.

Люди, занимающие должности в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами.

Органы местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяется уставом муниципального образования

9 стр., 4031 слов

Гарантии местного самоуправления

... из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не ...

4. Представительные органы местного самоуправления.

представительный орган

Наименование органов местного самоуправления в соответствии с законодательством устанавливается уставом муниципалитета с учетом национальных, исторических и других местных традиций. Наиболее распространенными являются: в городах — городские думы, в районах, улусах, аймаках, волостях, сомонах и иных муниципальных образованиях — собрания представителей, собрания депутатов, хуралы, советы депутатов, комитеты самоуправления, земские собрания, волостные управления.

В системе местных автономий ведущее место занимает представительный орган местных автономий, состоящий из депутатов, избираемых всеобщим, равным и прямым голосованием при тайном голосовании. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления проводятся в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах.

Присутствие выборного представительного органа обязательно на территории любого муниципального образования. В этом отношении интересны такие муниципалитеты, как города с региональным делением. В городах республиканского, областного и областного значения представительные органы и должностные лица избираются на территории городских территорий. В некоторых регионах представительные органы в городских округах не избираются, а деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории округа возглавляют главы администраций, являющиеся должностными лицами.

Количественный состав представительного органа местных автономий устанавливается положением о муниципальном образовании. К примеру, в Законе Приморского края “О местном самоуправлении в Приморском крае” указывается, что в муниципальных образованиях представительным (выборным) органом местного самоуправления являются муниципальные комитеты (думы, собрания и т.д.) численностью от 5 до 25 депутатов).

В целом по России численный состав представительных органов местного самоуправления неоднороден: от четырех депутатов в сельских муниципальных образованиях, например, в Читинской области, до тридцати и более в городских. Срок полномочий представительных органов также различен: в большинстве субъектов Российской Федерации — 4 года, а в некоторых поселениях — 2 года (Приморский край, Владимирская, Иркутская, Камчатская области).

В отдельных муниципальных образованиях Республики Татарстан, Ставропольского края и Тверской области срок полномочий представительных органов местного самоуправления составляет 5 лет.

Закон предусматривает возможность в отдельных поселениях осуществлять полномочия представительного органа местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Субъекты Российской Федерации сами определяют такие условия. В ст. 24 Закона Приморского края “О местном самоуправлении в Приморском крае” сказано, что в городских и сельских поселениях Приморского края с населением до 5 тысяч человек выборные органы не создаются, а местное самоуправление осуществляется непосредственно населением через общие собрания (сходы) граждан.

7 стр., 3440 слов

Система местного самоуправления в Российской Федерации

... организации местного самоуправления в Российской Федерации» началось его настоящее возрождение. В этот период органы местного самоуправления избирались и ... Формой осуществления местного самоуправления была сначала клановая, а затем и прямая представительная демократия, ... самостоятельности в местном самоуправлении, издала несколько актов, которые и определили систему местного самоуправления вплоть до ...

5. Полномочия представительных органов местного

самоуправления.

Полномочия представительного органа местного самоуправления состоят в основном из исключительных полномочий, определенных федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся: [2, ст.15, п.3]

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их использовании;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Кроме того к числу полномочий представительного органа относятся те, которые самостоятельно определяются каждым муниципальным образованием, исходя из собственных представлений о наиболее целесообразных подходах к разграничению предметов ведения и функций между различными органами и должностными лицами муниципальной власти.

Список литературы по теме.

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/organyi-mestnogo-upravleniya/

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993

2. Федеральный закон ”Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации”.

3. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право

Российской Федерации: Учебник. — М.: Юристъ, 1997.

4. Князев С.Д., Хрусталев Е.Н. Российское муниципальное

право: Учебное пособие. — Владивосток: ДВГУ, 1997.

5. Шургина Е.С. Муниципальное право: Учебное пособие. —

Новосибирск, НГУ, 1995.

6. Закон Приморского края “О местном самоуправлении в

Приморском крае”.