Сущность и структура органов местного самоуправления

Курсовая работа

Тема органов местного самоуправления получила широкое распространение в учебной литературе. Местное самоуправление гарантируется Конституцией, а функции органов местного самоуправления подробно изложены в соответствующем Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года. Этот закон имеет решающее значение для определения полномочий и функций местных автономий. Учебная литература на основе действующего законодательства помогает разобраться в проблемах, касающихся сфер деятельности местных автономий. Данная тема является хоть и не новой, но интересной.

Эту тему я выбрал исходя из моей личной заинтересованности в формировании органов местного самоуправления, то есть их функций.

Цель курсовой работы — осветить проблему функционального местного самоуправления.

Среди задач я выделил:

  • Определение сущности органов местного самоуправления;
  • Рассмотрение органов местного самоуправления;
  • Описание каждого элемента указанием его места в структуре, а также его функции;

— Материал, на который сделан основной упор – это Конституция РФ, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года, а также учебная литература. В документе использованы комментарии к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», мнения авторитетных экспертов.

ГЛАВА I: СУЩНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, Понятие и сущность органов местного самоуправления

По действующему федеральному законодательству (Конституция РФ, ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

Обращаясь к понятию местной автономии, прежде всего, необходимо определить, что такое местная автономия, какой характер она имеет в современном российском государстве.

Согласно закону, непосредственно регламентирующего местное самоуправление в РФ, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.1

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществление народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций2.

3 стр., 1173 слов

Основы местного самоуправления

... целого, согласно принципам теории систем, он может подчиняться только общесистемным качествам. Во-вторых, правовые основы организации и деятельности местного самоуправления устанавливаются государственными органами, законы принимаются их органами. В-третьих, материальная база местного самоуправления во ...

Профессор А.А. Подсумкова дает в словаре толкование понятия органов местного самоуправления3:

Органы местного самоуправления

Отделение органов местного самоуправления от системы государственной власти означает их структурное и организационное, но не функциональное отделение. Органы местного самоуправления независимы только в пределах полномочий, определенных органами государственной власти.

органов местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации1» содержит перечень органов местного самоуправления, закрепленный в статье 34 главы 6 этого закона.

Согласно данной статье, органов местного самоуправления составляют:

представительный орган муниципального образования,

глава муниципального образования,

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования,

контрольный орган муниципального образования,

иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Закон устанавливает перечень обязательных органов местного самоуправления, которые должны находиться в муниципальном образовании. Таковыми являются:

представительный орган муниципального образования,

глава муниципального образования,

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования.

Хотя этот закон устанавливает обязательный перечень органов, которые должно иметь каждое муниципальное образование, он не ограничивает перечень органов и должностных лиц, которые могут иметь в своей структуре органы местного самоуправления.

Уставы ряда муниципальных образований содержит следующую органов местного самоуправления1:

1) городская дума — представительный орган;

2) администрация города — исполнительно-распорядительный орган;

3) контрольно-счетная палата — контрольный орган;

4) глава города, который является председателем городской думы, — высшее должностное лицо.

Для малочисленных сельских поселений закон предусматривает возможность совмещения функций главы муниципального образования, главы исполнительно-распорядительного органа и председателя представительного органа муниципального образования, что позволит сэкономить средства местного бюджета на содержание аппарата. Это местное самоуправление должно быть закреплено в статуте муниципалитета.

Согласно данному закону уставом муниципального образования определяются такие организационные вопросы, как:

  • а) порядок формирования органов местного самоуправления;
  • б) компетенция органов местного самоуправления;
  • в) срок полномочий органов местного самоуправления;
  • г) формы подотчетности и подконтрольности органов местного самоуправления;
  • д) иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления.

Число создаваемых органов местного самоуправления, и объем компетенции различаются, как правило, в зависимости факторов: 1) типа муниципального образования; 2) численности жителей муниципального образования; 3) возможностей социально-экономического развития муниципального образования; 4) исторических и иных местных традиций; 5) национальных обычаев; 6) политических интересов; 7) других особенностей.

12 стр., 5932 слов

Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования

... власти и органов местного самоуправления в сфере образования; изучить нормативно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере образования: охарактеризовать муниципальную систему образования: выявить основные проблемы деятельности муниципального образования в сфере образования; оценить эффективность деятельности органов местного самоуправления муниципального образования в ...

В настоящее время названия органов местного самоуправления очень разные. В зависимости от исторических, национальных и иных местных традиций представительный орган местного самоуправления может называться дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание представителей, рада, курултай, хурал, джирге, круге и т. п. Исполнительный орган местного самоуправления также может иметь различные наименования: администрация, мэрия, управа, префектура и т. п1.

Закон (в ст. 34) устанавливает порядок определения органов местного самоуправления в случае создания новых муниципальных образований и в случае их преобразования. В данном случае закон 2003 г. закрепляет два способа определения органов местного самоуправления:

  • непосредственно: населением на местном референдуме, а в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек — на сходе граждан;
  • опосредованно: представительным органом муниципального образования.

Созданный должен быть закреплен в уставе муниципального образования, и любые изменения в органах местного самоуправления должны быть отражены в нем.

Согласно закону (ст. 34) местный референдум или сход граждан по вопросу определения органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится при наличии инициативы жителей этого образования. Такая инициатива должна поступить в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ вновь образуемого муниципального образования, и с ней должна выступить группа жителей, обладающих избирательным правом численностью не менее 3 процентов от общего числа жителей образуемого муниципального образования, обладающих таким правом1.

Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют единую систему, в которой по закону 2003 г. реализован принцип разделения властей.

ГЛАВА II: СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

2.1 функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления

Из-за невозможности проведения процесса принятия решений непосредственно всеми жителями возникла необходимость введения института представительства.

Представительный орган местного самоуправления

Действующее законодательство предусматривает, что в населенных пунктах с населением менее 100 жителей с правом голоса представительный орган не создается, а его функции выполняет собрание граждан.

способов формирования представительного органа муниципального района:

  • может избираться на муниципальных выборах;
  • может состоять из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района.

численность депутатов представительных органов

11 стр., 5399 слов

Основные принципы построения и функционирования органов государственной ...

... представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает государственный механизм в лице входящих в его состав органов. Принцип ...

на численность жителей менее 1000 человек — 7 депутатов и более;

  • на численность жителей от 1000 до 10 000 человек — 10 депутатов и более;
  • на численность жителей от 10 000 до 30 000 человек — 15 депутатов и более;
  • на численность жителей от 30 000 до 100 000 человек — 20 депутатов и более;
  • на численность жителей от 100 000 до 500 000 человек — 25 депутатов и более;
  • на численность жителей свыше 500 000 человек — 35 депутатов и более.

Следует отметить, что закон 1995 г. не регламентировал численность депутатов представительных органов муниципальных образований, устанавливая, что она определяется уставами муниципальных образований. До сих пор количество депутатов представительных органов местных автономий зависело от размера муниципального образования и составляло от 5 до 60 человек1.

Вопросы исключительной компетенции представительного органа — Утверждение устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений., Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Утверждение планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их выполнении.

Определение порядка управления и отчуждения муниципальной собственности.

Определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об определении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

Определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества.

Определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения 1.

Кроме приведенного выше перечня исключительных полномочий представительный орган муниципального образования также осуществляет иные полномочия, которые закрепляются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законодательством.

Уставы муниципальных образований к иным полномочиям городской думы, как правило, относят1:

  • финансовый контроль;
  • избрание главы города и его заместителя;
  • учреждение органов местного самоуправления города, отраслевых и территориальных органов администрации города с правами юридического лица и утверждение положений о них;
  • принятие решений о выборах в органы местного самоуправления города в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области;
  • формирование избирательной комиссии города;
  • определение в соответствии с действующим законодательством порядка предоставления, изъятия, использования земельных участков и распоряжения земельными участками;
  • принятие концепции развития, утверждение плана города, правил застройки на территории города;
  • внесение в органы государственной власти области законодательных инициатив, оформленных в виде решений городской думы;
  • определение порядка формирования, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;
  • принятие решений о привлечении жителей города к социально значимым для города работам;
  • принятие решений об осуществлении муниципальных заимствований в порядке, установленном действующим законодательством;
  • согласование назначений заместителей главы администрации города, глав администраций районов города, руководителя финансового органа и главного архитектора города.

представительного органа местного самоуправления — внутреннее которое по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. элементам представительного органа местного самоуправления, как правило, относятся1:

22 стр., 10508 слов

Система органов местного самоуправления муниципального образования ...

... местного самоуправления, понять перспективы развития российской муниципальной системы. Система органов местного самоуправления устанавливается Конституцией Российской Федерации и включает перечень органов местного самоуправления, создаваемых в каждом муниципальном образовании. Система органов местного самоуправления ... состава городскую думу (представительный орган), состоящую из городского главы ...

  • руководящее звено (председатель);
  • функционально-отраслевые подразделения (комиссии);
  • территориальные политические фракции;
  • рабочий аппарат.

Председатель, Постоянные комиссии

а) разработка предложений для рассмотрения на заседаниях представительного органа;

  • б) подготовка заключений и проектов решений по вопросам ведения представительного органа;
  • в) содействие органам местного самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений представительного органа;

— г) контроль в пределах полномочий представительного органа за деятельностью городской администрации, территориальных подразделений, а также за работой предприятий, учреждений и организаций по выполнению решений представительного органа.

Рабочий аппарат

В соответствии законом (ст. 35) расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной

Законодатель предусмотрел запрет на управление и распоряжение представительным органом или отдельными депутатами в любой форме через исполняемый в настоящее время местный бюджет. Исполнение местного бюджета является обязанностью местной администрации, и вмешательство в этот процесс со стороны представительных органов муниципального образования не допускается. Депутаты представительного органа могут иметь средства только для обеспечения деятельности представительного органа муниципального образования.

полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно:

  • роспуск представительного органа муниципального образования законодательными органами государственной власти субъекта РФ;
  • самороспуск;
  • вступление в силу решения соответствующего суда о неправомочности состава депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
  • преобразование муниципального образования.

Следует отметить, что закон 2003 г. содержит закрытый перечень оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, который не может быть самостоятельно расширен или сужен органами местного самоуправления.

Таким образом, представительный орган является незаменимым элементом системы местных автономий. Данный орган в процессе взаимодействия с другими органами реализует принципы, заложенные в законодательстве, а именно, реализуется принцип сдержек и противовесов в системе органов местного самоуправления; представительный орган позволяет учитывать мнение населения. В целом представительный орган напоминает представительные органы субъектов Российской Федерации и самой Российской Федерации. А именно, черты данного органа имеют сходство с функциями представительного органа РФ и субъекта РФ (избираемость, положение среди других органов власти своего уровня).

8 стр., 3835 слов

Должность главы муниципального образования

... органа является исполнительным органом. В основном, законы о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований наделяют главу администрации (главу муниципального образования) правом самостоятельно решать вопрос о формировании местной администрации или по согласованию с представительным органом местного ...

С другой стороны, есть существенные отличия: юрисдикция представительного органа местного самоуправления существенно ограничена по сравнению с органами субъекта Российской Федерации и Российской Федерации. Это, на мой взгляд, обусловлено тем что нет смысла давать широкие полномочия вниз, кроме того, должен соблюдаться принцип субординации (хоть и не входят органы местного самоуправления органов государственной власти, они не должны быть полностью независимыми).

Осуществляя управленческую деятельность, представительный орган тесно взаимодействует с исполнительной и другими органами местных автономий.

Организационно-правовой статус главы муниципального образования, Глава муниципального образования

В Уставе г. Саратова1 полномочия главы города начинаются со дня его избрания городской думой и прекращаются во второе воскресенье марта года, в котором истекает его срок полномочий, а в случае, предусмотренном федеральным законом, — во второе воскресенье октября года, в котором истекает его срок полномочий. Глава города не позднее пятнадцатого дня со дня официального опубликования решения городской Думы об избрании на должность приносит присягу. Согласно требованиям закона 2003 г. полномочия главы муниципального образования должны быть закреплены в уставе муниципального образования.

Закон (ст. 36) вводит принцип разделения властей на местном уровне. Согласно этому принципу глава муниципального образования:

два способа избрания главы муниципального образования,

в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя и не может возглавить местную администрацию.

В соответствии с законом (ст. порядок формирования органов местного самоуправления должен определять устав муниципального образования. Таким образом, именно в статуте муниципального образования определяется, какой орган возглавляет глава муниципального образования — представительный или исполнительный.

Согласно закону (ст. 36) в сельских поселениях допускается совмещение полномочий председателя представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации. Эта комбинация, конечно, должна быть предусмотрена в уставе этого муниципального образования. очевидно, что содержать большой массив органов местного самоуправления в небольших сельских поселениях нецелесообразно даже в целях экономии средств местного бюджета.

глава муниципального образования обладает следующими полномочиями

представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями;

12 стр., 5785 слов

Гарантии местного самоуправления (2)

... местного самоуправления Понятие и состав структуры органов местного самоуправления. Виды органов местного самоуправления. Место и роль представительных органов местных автономий в системе местных автономий. Глава муниципального образования: порядок избрания, организационно-правовая форма и основные полномочия, прекращение полномочий. Порядок образования ...

  • подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
  • издает в пределах своих полномочий правовые акты;
  • вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа.

Устав муниципальных образований расширяет этот перечень полномочий главы муниципального образования с учетом того, каким органом он руководит: представительным или исполнительным.

Закон (ст. 36) приводит норму о подотчетности главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования, которая также содержится и в действующем законе о местном самоуправлении. Отчетность часто рассматривается как один из способов контроля деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, в том числе главы муниципального образования. Следует отметить, что закон 2003 г. не закрепил каких-либо конкретных правил порядка осуществления населением контроля за деятельностью главы муниципального образования, оставив решение данного вопроса на усмотрение муниципальных образований.

Полномочия главы муниципального образования по общему правилу прекращаются с истечением срока его полномочий, т. е. со дня избрания нового главы муниципального образования. При этом не исключено, что полномочия главы муниципального образования могут быть решены даже раньше определенного срока.

основания для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования,

инициативу самого главы муниципального образования

а) смерть;

  • б) отставка по собственному желанию;
  • в) выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства.

помимо воли и желания главы муниципального образования

а) отрешение от должности должностными лицами государственной власти;

  • б) признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • в) признание судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  • г) вступление в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
  • д) прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;