Основы государственного и муниципального управления : «Формирование муниципальной собственности (на примере МО

Курсовая работа

Экономической основой местной автономии является муниципальная собственность.

Институт муниципальной собственности закреплен в Конституции Российской Федерации, в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с действующей Конституцией «в Российской Федерации частная, государственная, муниципальная и иная собственность признаются и охраняются в равной степени». Таким образом, Конституция установила наличие муниципальной собственности и ее равенство с другими формами собственности, а также предоставила органам местного самоуправления право самостоятельно управлять этой собственностью.

Независимость местного самоуправления немыслима без его финансово-экономической основы, в том числе муниципальной собственности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом об общих принципах организации местного самоуправления муниципалитет самостоятельно осуществляет все полномочия собственника в отношении принадлежащего ему имущества. Но при реализации этих полномочий возникает множество проблем, связанных как с несовершенством действующего законодательства, так и с трудностями перехода от командно-административной экономики к рыночной.

В Российской Федерации признается и гарантируется местная автономия1. Тема формирования и управления коммунальными активами в современной России является одной из самых актуальных, поскольку еще несколько лет назад на территории Российской Федерации не было такой формы собственности.

Деятельность любого правительства, реализация его политики должны быть обеспечены собственными материальными и финансовыми ресурсами. Тем ст. 12 Конституции Российской Федерации // Российская газета, 1993, 25 декабря (№ 197).

более это актуально для современного периода, когда одной из основных функций власти становится оказание общественно значимых услуг населению. Это относится к местному самоуправлению даже в большей степени, чем к государственной власти, поскольку в задачи местного самоуправления в основном входит удовлетворение основных потребностей населения.

Конституция Российской Федерации, признающая и гарантируя местную автономию, определяет условия местной автономии. Это находит свое выражение, прежде всего:

1. в признании и равной правовой защите наряду с другими

формами собственности муниципальной собственности (ст. 8

Конституции РФ);

2. в праве органов местного самоуправления самостоятельно

22 стр., 10508 слов

Система органов местного самоуправления муниципального образования ...

... и недостатки сложившейся модели местного самоуправления, понять перспективы развития российской муниципальной системы. Система органов местного самоуправления устанавливается Конституцией Российской Федерации и включает перечень органов местного самоуправления, создаваемых в каждом муниципальном образовании. Система органов местного самоуправления как самостоятельный раздел муниципально-правовой ...

управлять муниципальной собственностью (ст. 132 Конституции

РФ).

Муниципальное наследие является решающей частью финансово-экономической основы местного самоуправления и одним из основных рычагов реализации местной социально-экономической политики. Она охватывает умелое использование и распоряжение:

имеющимися в собственности муниципального образования денежными средствами,

муниципальными предприятиями и организациями,

зданиями и сооружениями как производственного, так и непроизводственного назначения,

муниципальным жилым фондом и нежилыми помещениями,

а также другим движимым и недвижимым имуществом.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальная собственность наряду с местным бюджетом и выборными органами местного самоуправления является существенным признаком понятия «муниципальное образование».

Объектом данной курсовой работы является муниципальная собственность МО «Муйский район» Республики Бурятия.

Целью исследования является изучение права муниципальной собственности как формы автономной собственности.

Задачи исследования:

  • изучить вопрос формирования муниципальной собственности;
  • выявить содержание муниципальной собственности;

назвать субъекты и объекты права муниципальной

собственности;

определить основания возникновения и прекращения права

муниципальной собственности.

Глава 1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 История формирования муниципальной собственности

Российской Федерации

Содержание субъективных прав собственности традиционно описывается в гражданском праве с использованием триады полномочий: владение, пользование и распоряжение. Об этом говорится и в Конституции РФ (ст. 130), и в ГК РФ (ст. 209), и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления…» (ст. 29).

Первенство введения этой триады в научный оборот и российское законодательство приписывается М.М. Сперанского, хотя еще в средние века его начали использовать как особенность власти хозяина. Триада как модель субъективных прав собственности — явление очень присущее российскому гражданскому праву. это чрезвычайно удобно для единого описания любой формы имущественного права.

Легальное определение права собственности должно охватывать собой и право собственности частное (в его пределах право собственности физических лиц и право собственности юридических лиц, право собственности на недвижимое и движимое имущество), так и право собственности публичное (государства).

На это уже указывали российские ученые, анализировавшие содержание прав собственности по Сводам законов Российской империи. Это право по своей сути всегда одно и то же, независимо от того, являются ли его субъекты физическими или юридическими лицами, поэтому это определение должно в равной степени применяться к имущественным правам физических и юридических лиц.

В гражданском обороте юридическая сущность права собственности полнее всего выражается в триаде правомочий, т.е. наиболее формализованном и концентрированном (как с точки зрения субъектаправообладателя, так и с точки зрения содержания) виде. В сфере производственной деятельности (собственно производства и потребления, поскольку последнее тоже может рассматриваться как личностное производство) это право концентрируется в точке использования («юридический интерес собственника»), вокруг которой, как вокруг черной дыры, плавают «туманности», состоящие из разнородных элементов, нормативно отражающих реакцию окружающей «правовой вселенной» на «деструктивное воздействие» этой точки. Правовое регулирование здесь исходит из негативной составляющей: установления всевозможных запретов и лимитов, направленных на тех, кто потребляет вещь. В сфере управления (публичная собственность) правомочия собственности оказываются рассеянными в пространстве между многими лицами, каждое из которых, не будучи собственником, в какой-то момент непосредственно реализует соответствующее право собственности.

7 стр., 3440 слов

Система местного самоуправления в Российской Федерации

... 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". С 2003 года субъекты Российской Федерации не имеют права самостоятельно определять вопросы местного значения, решаемые муниципалитетами: все поселения ... реформы местного самоуправления: Земская 1864 г и городская 1870 г. Земская система была основана на всех свойствах, но предлагаемым критерием была квалификация собственности. ...

В содержание права государственной собственности отдельные ученые включали управление и контроль как самостоятельные полномочия.

Понятие «муниципальная собственность» было введено в Российской Федерации Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР», утратившим силу после введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации с 1 января 1995 года.

Формирование муниципальной собственности началось еще до принятия новой Конституции РФ с принятия Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1.

Порядок ее формирования был установлен постановлением Верховного Сонета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»2.

В развитие названного выше постановления Президент Российской Федерации своим Распоряжением от 18 марта 1992 г. утвердил Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности3. Данным положением установлен порядок составления и утверждения перечня объектов, переданных в муниципальную собственность, а также порядок регистрации прав собственности. Муниципальное имущество подлежит регистрации объекта в соответствующем реестре муниципального имущества. Согласно Положению, право и обязанность вести реестр объектов, переданных в муниципальную собственность, принадлежат комитетам по управлению активами городов и микрорайонов.

Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» 4 было установлено, что передача объектов, относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

На формирование муниципальной собственности существенным образом влиял и процесс приватизации, на который, однако, органы местного самоуправления (прежде всего небольших районных городов, поселков, сельских населенных пунктов) практически не оказывали какого-либо заметного влияния. Постановление от 27 декабря 1991 го да № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Вер ховного Сонета РСФСР. 1992. № 3. Ст. 39. Распоряжение от 18 марта 1992 го да № 114-РП «Об утверждении По ложения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» //Ведомости Сързда народных депутатов Российской Федерации и Вер ховного Совета Российской Федерации. 1992. № 12. Ст. 697. Указ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантия х местного самоуправления в Российской Федерации» //Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 52, ст. 507.

31 стр., 15264 слов

Нормы правового регулирования охраны труда в рф. Правовое регулирование ...

... местного самоуправления и представителями трудящихся в лице профсоюзов в пределах их компетенции . 1.2 Нормативно-правовое регулирование охраны труда Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации ... Российской Федерации . правовой нормативный охрана труд 2.1 Требования и организация охраны труда ... от форм собственности обязаны страховать ...

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется на основе Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»5, а также Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г.6, местных программ приватизации, которые разрабатываются комитетами по управлению имуществом субъектов Российской Федерации, а также комитетами по управлению имуществом городов и районов и принимаются соответствующими органами местного самоуправления.

В связи с тем, что многие приватизируемые государственные предприятия имеют в своем ведении объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издали ряд нормативных правовых актов, определяющих порядок дальнейшего функционирования этих объектов. К этим актам относятся:

  • Указ Президента Российской Федерации «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» от 10 января 1993 г.7;
  • Указ Президента Российской Федерации «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» от 28 октября 1994 г.8;
  • Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О финансировании объектов социально-культурного и Закон Российской Федерации от 3.07.91 г.

N 1531-1 « О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» //Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991. № 27, Ст. 927. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утв. указом N 2284 о т 24.12.93 г. //Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994. № 1. Ст. 2. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 3. Ст. 108. Собрание законо дательства Российской Федерации. 1994. № 27. Ст. 2858. коммунально-бытового назначения, передаваемых в ведение местных органов исполнительной власти при приватизации предприятий» от 23 декабря 1993 г.9;

59 стр., 29236 слов

Управление муниципальной собственностью диплом

... правовые акты Российской Федерации (кодексы, законы, федеральные законы и комментарии к ним) и материалы специализированных интернет - сайтов. Цель работы - рассмотреть эффективность механизма управления муниципальной собственностью в муниципальном районе ...

— Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» от 7 марта 1995 г.10

На основании этих законодательных актов многие объекты социального, культурного и семейно-бытового назначения, ранее принадлежавшие компаниям, стали собственностью муниципалитетов.

На основании этих актов были сформированы муниципальные активы в районах и городах областного подчинения. Впоследствии, с вступлением в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уравнявшего в правах все муниципальные образования, начался процесс разграничения муниципальной собственности между муниципальными образованиями различных типов.

В дальнейшем формирование муниципальной собственности может проходить через создание нового имущества, приобретение, получение в дар, прием бесхозяйных объектов в муниципальную собственность и другими законными способами. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5091

Собрание законо дательства Российской Федерации. 1995. № 11. Ст. 995

1.2 Понятие и состав муниципальной собственности

В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Органы местного самоуправления управляют муниципальными активами. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия пользования землей, находящейся в пределах муниципального образования.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяется непосредственно населением или представительными органами местных автономий самостоятельно.

Поступления от приватизации муниципальной собственности полностью перечисляются в местный бюджет.

Муниципальная собственность признается и охраняется государством так же, как государственная, частная и другая собственность.

Характерными особенностями муниципальной собственности являются:

21 стр., 10343 слов

Реферат функции органов местного самоуправления

... потребностей населения муниципального образования. Органы местного самоуправления могут сделать это с помощью муниципального заказа, льгот, предоставляемых такому бизнесу. Муниципальный заказ, являясь наиболее эффективным способом взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, не находящимися в муниципальной собственности, в ...

  • непосредственная связь данной собственности с интересами местного сообщества;
  • воплощение в ней особой совокупности экономических отношений между человеком и властью;
  • отнесение ее к разновидности публичной (общественной) собственности;
  • муниципальная собственность является основным инструментом социальной защиты и поддержки населения территории муниципального образования.

Наличие муниципальной собственности — одно из важных условий успешного существования муниципального образования.

Муниципальное имущество вместе с государственным имуществом, переданным в управление органам местного самоуправления, составляет экономическую основу местного самоуправления. Вместе с тем в соответствии со статьёй 61 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», (далее — Федеральный закон), отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования не является основанием для упразднения или преобразования муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования.

Правовое регулирование муниципальной собственности в Российской Федерации осуществляется рядом нормативных актов. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а также нормативные акты субъектов РФ.

В соответствии с Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Как видно, закон предусматривает довольно широкий круг элементов муниципальной собственности. Фактическое наличие такого списка собственности создает все условия для получения реальной власти местными органами власти.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

В качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, т.е. население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления.

Круг объектов муниципального имущественного права законодательно ограничен. Объекты, изъятые из оборота или предназначенные для обращения, не могут быть отнесены к муниципальным товарам.

Федеральный закон №131-ФЗ устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят:

средства местного бюджета,

муниципальные внебюджетные фонды,

имущество органов местного самоуправления,

30 стр., 14979 слов

Особенности местного самоуправления в Санкт-Петербурге

... местного самоуправления на основе накопленного фактического опыта, нашедшего отражения в федеральном законодательстве о местном самоуправлении, рассмотрен опыт функционирования Муниципального образования Муниципальный округ Невская застава. Представлены материалы, описывающие формирование местного самоуправления в муниципальном районе Невская Застава. Работа ...

муниципальные земли и другие природные ресурсы,

муниципальные предприятия и организации,

муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,

муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения,

муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта,

другое движимое и недвижимое имущество.

Статья 9 Конституции России определяет землю и природные ресурсы среди возможных объектов муниципальной собственности. Правовой режим земель коммунального назначения определяется Земельным кодексом Российской Федерации. Правовой статус других природных ресурсов определяется федеральными законами «О недрах», «Об охране окружающей среды», лесным и водным кодексами. В соответствии с этими законами органы местного самоуправления имеют право на использование природных ресурсов, а также право на получение части платы за пользование природой. Состав муниципальной собственности более подробно определяется в статутах муниципалитетов; В этом документе состав муниципальной собственности будет рассмотрен на примере Муйского района Республики Бурятия.

1.3 Способы формирования муниципальной собственности

Право муниципальной собственности вытекает из оснований, предусмотренных законами и иными правовыми актами. Можно выделить административные и гражданско-правовые способы. Административный порядок предполагает волю одной стороны — государства и реализуется после издания акта государственной власти. Более в интересах местного самоуправления способ передачи прав на объекты собственности — договора и гражданско-правовые сделки. Муниципалитет вправе заключить их с другими субъектами гражданского права. В этом случае принимается во внимание воля обеих сторон, что ставит местные администрации в равное положение с другой стороной.

Право муниципальной собственности может быть приобретено следующими способами:

  • в результате разграничения государственной собственности по процедуре передачи,
  • путем изготовления (создания) новой вещи (например, недвижимого имущества);
  • путем получения поступлений (доходов, продукции, плодов) в результате использования уже имеющегося муниципального имущества;
  • на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждения этого имущества;
  • по наследству в соответствии с завещанием или законом;
  • по решению суда (например, в отношении бесхозяйного недвижимого имущества);
  • в установленном порядке (к примеру, как находка или как клад).

Право муниципальной собственности вытекает из оснований, предусмотренных законами и иными правовыми актами. Можно выделить административные и гражданско-правовые способы. Административный порядок предполагает волю одной стороны — государства и реализуется после издания акта государственной власти. Более в интересах местного самоуправления способ передачи прав на объекты собственности — договора и гражданско-правовые сделки. Муниципалитет вправе заключить их с другими субъектами гражданского права. В этом случае принимается во внимание воля обеих сторон, что ставит местные администрации в равное положение с другой стороной.

Способами формирования муниципальной собственности являются те же способы, что предусмотрены действующим законодательством и для других субъектов гражданских прав, кроме тех способов, о которых говорилось выше (п. 3 подраздела «Разграничение собственности») плюс некоторые специфические для данного вида собственности способы.

18 стр., 8837 слов

Диплом особенности управления государственным недвижимым имуществом

... права государственной собственностью может быть любое имущество, а муниципальной собственностью остальное имущество за исключением государственного; - по основаниям приобретения и прекращения права собственности; - по содержанию. 1.2 Формирование муниципальной собственности Муниципальная собственность формируется органами государственной власти и местного самоуправления, ...

Право муниципальной собственности прекращается в случае гибели или уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации; в порядке разграничения муниципальной собственности; путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

Приватизация муниципальной собственности — один из важнейших элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местной автономии в условиях рыночной экономики и формирование муниципальной собственности. Пункт 4 статьи 29 Федерального закона «Об общих принципах…» гласит, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются непосредственно населением или представительными органами муниципального образования. Поступления от приватизации муниципального имущества полностью поступают в местный бюджет.

В то же время в литературе встречается мнение, что приватизация помешала формированию полноценной муниципальной собственности. В настоящее время это одна из ключевых задач в развитии местного самоуправления.

Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» определяет основные способы приватизации муниципального имущества:

  • продажа муниципального имущества на аукционе, в том числе акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  • продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
  • продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работниками;
  • выкуп арендованного муниципального имущества;
  • преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в муниципальной собственности;
  • внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
  • отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцами муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

В федеральной Концепции управления государственным имуществом содержится следующий обширный перечень конкретных целей (задач) приватизации:

1. создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе российской экономики;

2 вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизация структуры государственной собственности, включая структуру участия государства в хозяйственных товариществах и обществах;

3 уменьшение расходов федерального бюджета на управление государственным имуществом;

4 привлечение инвестиций в реальный сектор российской экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии российских предприятий, готовых взять на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и безусловно их выполнять;

9 стр., 4086 слов

Органы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь

... связано с органами, его осуществляющими. Тем не менее, раздел V Конституции Республики Беларусь правильнее было бы назвать «Органы местного управления и местного самоуправления» [12. с. 78]. В ... избираемым из числа депутаты. Он руководил государственным, экономическим и социально-культурным на территории соответствующего совета на основании решений совета, который его избрал, и высших органов ...

5 создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение отечественной продукцией российского рынка и ее продвижение на мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест;

6 существенное повышение качества менеджмента и эффективности управления за счет усиления ответственности собственников приватизированных предприятий, а также заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах их производственной деятельности;

7 формирование более эффективной структуры горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе российской экономики;

8 восстановление активного функционирования фондового рынка;

9 рациональное пополнение доходной части бюджета с акцентом на Бюджет развития Российской Федерации.

Можно сделать вывод, что у местного самоуправления есть возможность создавать и укреплять собственные экономические основы. Органы местного самоуправления обязаны осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступления средств от покупателей объектов приватизации, обеспечить учет поступающих средств по каждому проданному объекту, предоставлять налоговому органу по месту расположения сведения о поступлении средств в местный бюджет, то есть они должны организовать процесс приватизации имущества.

В пределах установленной компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое.

Установление порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом является исключительной компетенцией представительных органов местных автономий.

Муниципальная собственность не является государственной собственностью. Статья 12 Конституции Российской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 130 п. 1 Конституции гласит, что местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Ст. 215 Гражданского кодекса РФ определяет в качестве субъектов права муниципальной собственности муниципальные образования. А принадлежность собственности муниципалитетам придает ей публичный характер, поскольку муниципальное образование — явление публичного права.

Согласно Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», субъекты местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. «Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно».

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

1. -принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2. -установление официальных символов муниципального образования;

3. -создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4. -установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5. -организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6. -принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7. -учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

8. -осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

9. -иными полномочиями в соответствии с Федеральными законами, уставами муниципальных образований.

Полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчинение органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции, ни в Гражданском кодексе РФ. Но при этом собственником остается все население муниципального образования.

Органы местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются незадействованные в местном хозяйственном обороте объекты, то они (образования) могут сдавать их в аренду или продавать в целях пополнения доходной части бюджета.

В настоящее время в ряде субъектов РФ приняты законы о местном референдуме, которые позволяют сообществу граждан муниципального образования непосредственно осуществлять процесс управления муниципальной собственностью.

Политика государства в отношении муниципальной собственности соответствует определенной Президентом и Правительством Российской Федерации стратегии в управлении имуществом, направленной на оптимизацию объема государственной и муниципальной собственности с тем, чтобы в конечном итоге у всех уровней публичной власти осталось только то — имущество, которое необходимо для исполнения их властных полномочий.

Формирование муниципальной собственности муниципальных образований, сформированных на основе Федерального закона 131-ФЗ, связано с перераспределением и разграничением государственного и муниципального имущества. Этот процесс включает в себя два самостоятельных аспекта:

1) перераспределение имущества между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями;

2) разграничение имущества прежних муниципальных образований между новыми муниципальными образованиями разных типов муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями, городскими округами.

Правовую базу разграничения образуют:

1) Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ст.50, 85);

2) Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ (ч.11 и 11.1 ст.154), (Далее — Федеральный закон №122-ФЗ);

3) Постановление Правительства РФ от 13 июня 2006 г. № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации»О перечнях документов, необходимых для принятия решения…: Постановление Правительства РФ от 13 июня 2006 г. № 374//Российская газета Федеральный выпуск №4097 от 21.06.2006г., и другие нормативноправовые акты.

Указанные акты регулируют общий порядок передачи имущества.

В отношении отдельных видов имущества — земель, лесов, водных объектов, объектов культурного наследия — установлены особые процедуры передачи.

В плане разграничения недвижимого имущества можно выделить два правовых режима:

1) обязательная передача имущества от одного органа публичной власти другому;

2) факультативная (по согласованию) передача имущества от одного органа публичной власти другому.

С имуществом, которое не предназначено для решения задач того или иного уровня публичной власти, все более или менее понятно — оно подлежит передаче другому уровню публичной власти, в компетенцию которого входит решение задач по профилю имущества, либо, если оно не входит в сферу интересов других публичных субъектов, перепрофилированию или отчуждению.

Муниципальные образования имеют право требовать передачи и в то же время не могут отказываться от передаваемого им федерального или регионального имущества в следующих двух ситуациях:

1) если такое имущество может находиться исключительно в собственности этого муниципального образования — т.е. не может находиться в собственности РФ или субъекта РФ (не соответствует их задачам) и может находиться в собственности муниципального образования (независимо от того, что оно может находиться и в частной собственности!)

2) если имущество может находиться в федеральной или региональной собственности, но оно используется муниципальными органами или организациями на момент передачи.

Аналогично и Российская Федерация, и субъекты Российской Федерации имеют право требовать передачи, и в то же время не могут отказываться от передаваемого им муниципальными образованиями имущества.

Вместе с тем, Федеральный закон от 29.12.2006г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный закон от 29.12.2006г. № 258-ФЗ// Собрание законодательства РФ от 01.01.2007г. №1(1ч) , ст. 21. Российская газета №297 от 31.12.2006г. дополнил статью 50 федерального закона №131-ФЗ положением, согласно которому в собственности муниципальных образований также может находиться имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых, предоставлено федеральными законами, которые не относятся к вопросам местного значения.

Федеральный закон от 18.10.2007г №.230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» установил также, что в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления. Речь идет о передаче на основе соглашений, части полномочий, органов местного самоуправления поселений, органам местного самоуправления муниципальных районов О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный закон от 18.10.2007г №.230ФЗ//Собрание законодательства РФ 22.10.2007г. №43 ст5084, Российская газета № 237 от 24.10.07..

В то же время специальный федеральный закон, устанавливающий особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества, не принят, хотя необходимость его принятия закреплена в ч.6 ст.50 Федерального закона №131-ФЗ.

Очевидно, что муниципальная собственность должна служить интересам комплексного социально-экономического развития муниципального образования, получения налоговых доходов местного бюджета, роста экономического потенциала территории. В связи с этим полагаем, что перечень муниципального имущества, возможно, привести в большее соответствие с вопросами местного значения, основываясь при этом на принципе его эффективного использования

В настоящее время основными проблемами, возникающими в сфере формирования и управления муниципальной собственностью, являются как недостаточное правовое регулирование имущественных отношений в указанной сфере, так и неэффективное управление муниципальным имуществом. Органам местного самоуправления необходимо активно применять новые рыночные механизмы для эффективного использования муниципального имущества, привлекать частный бизнес для предоставления социально-бытовых услуг населению, используя в этих целях, в частности, концессионные соглашения.

Постоянные изменения, вносимые в федеральное законодательство, не позволили муниципалитетам в соответствии с решаемыми ими вопросами местного значения своевременно провести инвентаризацию и составить перечни передаваемого в собственность Российской Федерации и субъектов Российской Федерации имущества.

Глава 2. Управление муниципальной собственностью Муйского района

2.1 Объекты муниципальной собственности

Муйский район является собственником движимого и недвижимого имущества. К объектам управления относятся;

  • муниципальное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями;
  • муниципальное имущество, переданное на праве аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления;
  • муниципальные земли;
  • нематериальные активы муниципальных предприятий;
  • иное имущество.

Доходы от аренды и продажи материальных и нематериальных активов являются одной из основных составляющих неналоговых доходов бюджета муниципального района.

В течение 2010 года заключено 79 договоров, предусматривающих право владения муниципальным имуществом, в том числе 47 договоров аренды муниципального имущества, 23 – оперативного управления, 7безвозмездного пользования, 1- доверительного управления, 1хозяйственного ведения.

За отчетный период сумма поступлений от сдачи в аренду муниципального имущества составила 2918,2 тыс. руб., в том числе аренда земли 1146,2 тыс.руб., что составило 45,2 % от уровня прошлого года.

Снижение доходов от аренды муниципального имущества связано с досрочным расторжением 18 договоров: 11 договоров аренды было расторгнуто в связи с продажей объекта ТОЦ, остальные – по инициативе арендаторов.

Организована работа по своевременному и полному поступлению в местный бюджет сумм арендной платы за сданное в аренду муниципальное имущество, включая организацию претензионной работы. В отчетном периоде проведена сверка со всеми арендаторами, составлены акты сверок. По итогам проведенной работы с крупными неплательщиками арендной платы составлено 1 соглашение по погашению задолженности по арендной плате в сумме 78,7 тыс.руб., по 4 арендаторам направлены документы в суд о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 174,5 тыс.руб.

В результате торгов посредством публичного предложения было реализовано муниципальное имущество: здание «ТОЦ» – 6040,0 тыс. руб., здание «АКЦ»- 5520,0 тыс. руб. Заключены договора купли-продажи. Доходы от продажи муниципального имущества составили 11560,0 тыс.руб.

На основании постановления Администрации от 16.10.2009г. №636 была создана комиссия по инвентаризации муниципального имущества и земель. По итогам инвентаризации все движимое и недвижимое имущество учтено в Реестре муниципальной собственности района. На учёте в реестре состоит 1884 объекта, в том числе объектов нежилого фонда — 464 шт.; объектов жилого фонда — 1351 шт.

Проводились мероприятия по изъятию неиспользуемого в хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений недвижимого имущества в муниципальную казну с дальнейшей передачей его в аренду. В отчетном периоде дано согласие МУП «Аптека – 96» на сдачу в аренду части неиспользуемого имущества. По итогам конкурса заключен договор аренды.

Осуществлялась передача в аренду муниципального имущества на конкурсной основе.

Администрацией МО «Муйский район» заказано и получено 11 отчетов об оценке объектов недвижимости для определения рыночной стоимости объекта независимыми оценщиками.

Заключено и зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия 126 договоров по безвозмездной передаче в собственность гражданам жилых помещений.

По договору дарения (пожертвования) недвижимого имущества от ОАО РЖД были приняты безвозмездно здание общежития, расположенное по адресу: п.Таксимо, ул. Советская 13; 64 квартиры, расположенные в п.Северомуйск. В настоящее время жилой фонд передан на баланс городскому поселению «Северомуйское».

Решением сессии Совета депутатов муниципального образования «Муйский район» от 28.09.2010г. № 218 принято решение о передаче в федеральную собственность 3-х объектов: зданий РОВД, РЭП ГИБДД и здания гаражей, находящихся в п. Таксимо.

Порядок расчета годовой арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности объектами недвижимого имущества определен Положением о порядке передачи в аренду муниципального имущества муниципального образования «Муйский район», утвержденного Решением сессии Совета депутатов МО «Муйский район» № 132 от 17.09.2009г., и методикой расчета арендной платы, утвержденной Постановлением администрации МО «Муйский район» № 683 от 06.11.2009г. При определении арендной платы за пользование объектами муниципальной собственности, включенными в Перечень или предоставляемыми в качестве муниципальных преференций субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотрены льготные корректирующие коэффициенты. Также для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства действует реестр муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для передачи во владение и пользование СМиСП, не подлежащего продаже.

В ноябре 2010г. в соответствии с Законом РБ от 14.05.2007г. № 2200111 «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Республике Бурятия» и Постановлением Правительства РБ от 16.09.2008г. «Об утверждении перечней имущества, разграничиваемого между МО «Муйский район» и расположенными в его границах городскими и сельскими поселениями» подписан акт приема-передачи муниципального имущества МО «Муйский район» в собственность МО ГП «Северомуйское» в количестве 256 объектов.

Составной частью муниципального имущества района является земля. Общая площадь земельных участков составляет 9466 гектаров, в т.ч. земли городских поселений – 6738 га, сельских поселений – 2728 га, в собственности граждан – 63 га, юридических лиц – 45 га.

За 2010 год оформлено 119 договоров аренды земельных участков, что на 82 договора больше чем в прошлом году. Доходы от сдачи в аренду земельных участков составили 1146,22 тыс.руб. и по сравнению с 2009 годом уменьшились на 1471,5тыс. руб. Снижение поступлений обусловлено тем, что в 2009 году была взыскана недоимка за прошлые периоды (СМП 594).

В связи с принятием 30.06.2006г. Федерального закона № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан и отдельные объекты недвижимого имущества» на территории муниципального района проводилась индивидуальная разъяснительная работа с гражданами в части, касающейся оформления документов, необходимых для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; оказывалось содействие в подготовке необходимых документов ( по заявлениям граждан).

В отчетном периоде проведено 390 консультаций с гражданами и юридическими лицами (при устном обращении).

Количество землепользователей, не имеющих надлежащим образом оформленных документов на занимаемые ими земельные участки – 113. В результате принятых мер количество земельных участков, оформленных в соответствии с законодательством составило 96 ед.

Проводится организационно-правовая работа по подготовке материалов для проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды на земельные участки. Проведено 10 аукционов. На конкурсной основе заключено 113 договоров аренды земельных участков, из них под индивидуальное жилищное строительство – 83 участков, под строительство гаражей – 24 участка, под строительство иных объектов — 6 участков. Продано в собственность земельных участков на сумму 435,4 тыс.рублей.

В отчетном периоде проведены конкурсы, котировки по размещению муниципального заказа на проведение кадастровых работ по формированию земельных участков на сумму 880 тыс.рублей (20 участков под индивидуальное жилищное строительство, под строительство автодороги Улан-Макит-Янчукан, Таксимо-Витим).

Работы проведены, документы в стадии регистрации.

2.2 Способы управления муниципальным имуществом

Основой эффективного управления является наличие соответствующей нормативной базы, устанавливающей порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью. Поэтому Совет Депутатов МО «Муйский район» РБ должен утвердить стратегическую целевую программу «Развитие земельных отношений в Муйском районе на 2011-2015 годы» и вынести соответствующее Положение. В этом Положении предположительно должно быть отражены следующие аспекты:

изучение зарубежного опыты управления недвижимостью

разработка маркетинговой стратегии на основе исследования (анализа) и мониторинга рынка недвижимости Пушкинского района МО

полная инвентаризация объектов муниципальной недвижимости и её оценка для различных целей использования

создание единой системы учета, кадастра муниципальной недвижимости;

решить проблемы приватизации муниципальной недвижимости, совершенствовать прогнозный план по приватизации

отладить регламент приема и рассмотрения заявлений по земельным вопросам

совершенствовать порядок предоставления земельных участков

совершенствовать арендные отношения нежилых помещений;

совершенствовать арендные отношения с земельными участками

изыскать пути устранения задолженности по оплате как в судебном так и во внесудебном порядке

создать официальный интернет-сайт КУМИ Пушкинского района или дополнить существующий районный.

2.3 Основания возникновения и особенности прекращения права

муниципальной собственности

Порядок приобретения права муниципальной собственности, а также владения, пользования и распоряжения ее объектами закрепляются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, содержится в Приложении № 3 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г.

Порядок передачи объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, закреплен постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г..

Для передачи объектов в муниципальную собственность комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов. Согласно Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

Муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности, которые ведут комитеты по управлению муниципальным имуществом.

При этом передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает условия формирования муниципальной собственности, что является обязанностью органа государственной власти субъекта Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации передают в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения. Если объект по своему функциональному назначению необходим для решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления вправе поднять вопрос о его передаче в собственность муниципального образования11.

Субъекты Российской Федерации самостоятельно регулируют порядок передачи (и осуществляют передачу) объектов своей собственности в муниципальную собственность. Этот процесс должен осуществляться в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года “О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации” было установлено, что обратная передача объектов из муниципальной собственности в государственную собственность или ее субъектов осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

В практике правового регулирования взаимоотношений субъекта Федерации и местного самоуправления существуют и другие формы. Например, в Свердловской области принят закон “О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Свердловской области в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности, безвозмездно передаваемых в государственную собственность Свердловской области”. Этот закон регулирует взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления по поводу безвозмездной передачи объектов

11 Ст. 61 ФЗ от 28.08.95 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506; 1997, N 12, ст. 1378 государственной собственности в муниципальную и, наоборот, устанавливает порядок оформления перехода прав собственности и передачи имущества.

В соответствии Федеральным законом РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” 12 споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются путем согласительных процедур либо в судебном порядке.

Требования комитета по управлению имуществом города о признании недействительными актов органов государственного управления, нарушающих право собственника муниципального имущества, подведомственны арбитражным судам13

На практике весьма важен вопрос о передаче из государственной в муниципальную собственность нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к муниципальной собственности. В соответствии с Приложением № 3 к постановлению Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Собственники приватизированного муниципального (государственного) предприятия, а также иные лица, указанные в п. 4.5 Основных положений государственной программы приватизации

12 п. 2 ст. 61 ФЗ Федеральный закон от 28.08.95 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506; 1997, N 12, ст. 1378 13 п. 10 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав (приложение к информационному письму ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. № 13) — //Вестник ВАС РФ, 1997, № 7, с. 91-103. государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.14, вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные, в порядке, установленном п. 4.9 Основных положений.

Право муниципальной собственности прекращается:

в случае гибели или уничтожения имущества;

  • при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации;
  • в порядке разграничения муниципальной собственности;
  • путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором;
  • по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

Остановимся на особенностях прекращения права муниципальной собственности в результате приватизация муниципального имущества, в связи с тем, что приватизация является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что «имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества».

Пункт 4 статьи 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гласит, что порядок и условия приватизации муниципальной собственности

14 Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года (утв. Указом N 1535 от 22.07.1994 г.) //Собрание актов Президента и Правительства РФ 1994 № 1. Ст. 2. определяются населением непосредственно или представительными органами муниципального образования. Поступления от приватизации муниципального имущества полностью поступают в местный бюджет.

Главными целями приватизации являются:

  • повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий;
  • формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;
  • создание конкурентной среды;
  • ускорение развития сферы торговли и услуг на основе приватизации большинства объектов «малой приватизации»;
  • содействие в реализации мероприятий по социальной защите;
  • населения, а также защите прав частных собственников (акционеров).

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» определяет основные способы приватизации муниципального имущества:

  • продажа муниципального имущества на аукционе, в том числе акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  • продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
  • продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работниками;
  • выкуп арендованного муниципального имущества;
  • преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в муниципальной собственности;
  • внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
  • отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцами муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

В соответствии с п. 5 ст. 29 ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» осуществление приватизации иными способами, не установленными этим законом, является основанием для признания сделки недействительной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Российской Федерации вся собственность являлась государственной, и первичное формирование федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности происходит на основе разграничения общегосударственной собственности, то для этого законодателю необходимо было провести большую работу по принятию законов, а именно:

1. Ввести понятие муниципальной собственности, что и было сделано в Российской Федерации Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР».

2. Ввести в действие часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации с 1 января 1995 года.

3. Ввести порядок формирования муниципальной собственности, который был установлен постановлением Верховного Сонета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

В виду того, что на формирование муниципальной собственности существенным образом влиял и процесс приватизации, приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется на основе Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», а также Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г., местных программ приватизации, которые разрабатываются комитетами по управлению имуществом субъектов Российской Федерации, а также комитетами по управлению имуществом городов и районов и принимаются соответствующими органами местного самоуправления.

Порядок приобретения права муниципальной собственности, а также владения, пользования и распоряжения ее объектами законодатель закрепил в Гражданским кодексе Российской Федерации. Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, содержится в Приложении № 3 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г.

Порядок передачи объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, закреплен постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г.

Важным моментом является то, что посредством муниципальной собственности органы местного самоуправления могут активно влиять на развитие муниципального образования, структуру его экономики, деловой и инвестиционный климат, а в конечном счете — на решение многообразных задач, связанных с улучшением качества жизни населения, образующего местное сообщество. Практика управления муниципальной собственностью показывает, что к категории доходных видов собственности обычно относится земля, отдельные виды муниципальных предприятий и недвижимости, муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения, муниципальные ценные бумаги (облигации).

В Муйском районе положение выглядит несколько иначе. В основном из-за социальных проблем, доставшихся нам в наследство от централизованной системы. Перекос настолько велик, что традиционно доходные во всем мире водопровод, теплоснабжение, сдача жилья внаем в России являются убыточными. Однако у нас нет другого пути, кроме как переходить на цивилизованные формы управления муниципальным хозяйством.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/osobennosti-upravleniya-munitsipalnyim-imuschestvom-diplom/