Подготовка и принятие управленческих решений как основная функция государственного и муниципального управления

Курсовая работа

управленческий решение федеральный казначейство

Актуальность темы исследования заключается в том, что в последние годы вследствие проведения реформ в различных отраслях (экономики, политики, управления и др.) и широкого применения принципа децентрализации власти значительно возросла роль муниципального управления. Это управление осуществляется различными юридическими лицами с использованием разных методов. В рамках данной курсовой работы мы рассмотрим деятельность органов исполнительной власти по реализации местного самоуправления.

Для дальнейшего исследования дадим следующее определение муниципального управления — это управленческое воздействие субъекта исполнительной власти на общественные отношения, регулирование которого предусмотрено его компетенцией. можно с уверенностью сказать, что к особенностям муниципального управления можно отнести: плотность окружающей среды, концентрацию ресурсов, сильное взаимное принятие решений.

Любое управление осуществляется через «управленческую работу» на базе управленческих «команд принятия решений». Управленческая работа — это процесс обдумывания решения, его принятия и организации его реализации. Кроме того, процесс принятия управленческих решений достаточно сложен и ответственен, поскольку эти действия так или иначе затрагивают законные права и интересы граждан. Жизнь, здоровье и благополучие как отдельных людей, так и общества в целом могут зависеть от их своевременности, точности и возможностей. Решение должно быть направлено на достижение фактически поставленных целей, только так можно управлять объектами. Управленческие решения рассматриваются как средство реагирования на конфликтные ситуации, часть постановки целей и развития. В конечном итоге качество управления определяется принятыми конструктивными, организационными и операционными решениями. В нашей стране, к сожалению, этому аспекту управления практически не уделяется внимания.

Управленческие компетенции и опыт тех, кто их применяет, имеют самое непосредственное значение для эффективности решения. Также выявляется проблема обучения этим предметам, нехватка достаточно квалифицированных кадров.

Степень разработанности темы. В контексте работы необходимо выделить ряд авторов: Б.Г. Литвак, А.И. Орлов, Э.А. Смирнов, О.Г. Абакумова, К.В. Балдин, А.Н. Иванов и др.

3 стр., 1054 слов

Специфика управления персоналом государственной и муниципальной службы

... управление персоналом в государственном учреждении претерпевает существенные изменения. Это происходит в силу рядов факторов, среди которых нужно подметить следующие: выражаются увеличения сложности управленческого труда в государственных и муниципальных службах; ... личность сотрудника в целях мобилизаций их способности, профессионального, личностного и нравственного качества на решения стоящих перед ...

Целью данной курсовой работы является рассмотрение структуры управленческих решений (понятие, виды, субъект и объект); уяснить сущность муниципального управления; описать стадии разработки и принятия управленческих решений и рассмотреть степень важности решений в процессе регулирования общественных отношений.

Задачи исследования:

1) проанализировать теоретический материал по данной теме;

2) изучить разновидности управленческих решений, их функции, регулируемые ими вопросы и субъектов, принимающих данные решения;

3) выявить сущность муниципального управления;

4) показать роль и место управленческих решений для муниципального управления, рассмотреть стадии их подготовки и принятия.

Объектом изучения данной курсовой работы является сфера государственного и муниципального управления.

Предмет исследования — управленческие решения как главный компонент государственного муниципального управления; деятельность исполнительных органов по разработке и принятию управленческих решений.

Методология и методы исследования. Для реализации вышеизложенных целей и задач использованы следующие методы:

1) теоретический анализ при рассмотрении: 1. Видов управленческих решений и их структуры; 2. Проблем постановки целей и задач при принятии решений; 3. Проблемы сбора, обработки и представления информации для принятия решений в процессе муниципального управления.

2) контентанализ при работе с нормативным материалом по вопросу компетентности субъектов и их информационной оснащенности при принятии управленческих решений;

3) сравнительный анализ при рассмотрении классификации управленческих решений, их роли и места в системе муниципального управления.

Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1 Понятие и классификация управленческих решений

В литературе даны различные определения этого понятия в зависимости от того, с какой точки зрения автор рассматривает тему.

Для дальнейшего исследования используем следующее определение. Управленческое решение — это сознательное добровольное действие субъекта управления, принимаемое им в соответствии с возложенной на него компетенцией, в процессе управленческой деятельности и направленное на регулирование подчиненных отношений. Управленческое решение является основным инструментом воздействия работников коммунального хозяйства на управляемый объект.

Основные признаки управленческих решений:

1) Субъект управления принимает решение исходя не из собственных потребностей, а в целях урегулирования конкретной ситуации или проблемы.

2) Разработка, принятие и реализация управленческих решений осуществляется субъектами управления в пределах закрепленной законом компетенции.

3) Для принятия управленческого решения необходимо наличие профессионализма, специальных знаний, компетентности. Жизнь, здоровье, благополучие как отдельных людей, так и сообщества в целом могут зависеть от своевременности, точности и целесообразности управленческих решений.

2 стр., 932 слов

Повышение эффективности управления муниципальным имуществом города Бердска

... системы управления муниципальным имуществом района. Объект исследования - процесс управления муниципальным наследием. Предмет исследования - указания по совершенствованию управления муниципальным строительным комплексом города. Проблемой исследования является противоречие между необходимостью целенаправленного повышения эффективности управления муниципальным наследием ...

4) Разделение труда заключается в том, что решение возникающих проблем, разработку и принятие управленческих решений осуществляют управляющие субъекты (руководители, менеджеры), а их реализацией заняты исполнительные структуры.

5) Последствия реализации управленческого решения могут оказать влияние как на лиц, принимающих и исполняющих его, так и на простых граждан.

Классификация управленческих решений:

1. Плановые (стратегические) — это директивные акты, направляющие, организующие и мотивирующие коллективные действия людей для достижения стратегических целей. Стратегическое планирование включает в себя разработку муниципальной политики в различных сферах, определяющих жизнь муниципального образования; разработку программ и проектов; прогнозирование и определение социально-экономического развития, что является необходимым элементом согласования интересов местных сообществ в отношении ключевых вопросов муниципального развития.

2. Оперативные решения связаны с осуществлением текущих целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.

3. Организационные решения — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью:

1) Запрограммированные решения — результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения. Руководство часто планирует решения для ситуаций, которые повторяются с некоторой регулярностью.

2) Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Например, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения; как усилить мотивацию подчиненных и др.

3) Интуитивные решения — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. В сложной организационной ситуации возможны тысячи вариантов выбора. Для лидера, полагающегося исключительно на интуицию, со статистической точки зрения шансы сделать правильный выбор без применения логики невелики.

4) Решения, основанные на суждениях — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знания о том, что происходило ранее в аналогичных ситуациях, чтобы предсказать результат альтернативного выбора в текущей ситуации. Однако мы отмечаем, что лидер, который чрезмерно склонен к суждениям и накопленному опыту, может сознательно и бессознательно избегать взаимодействия с новыми технологиями и разработками, что приводит к принятию иррациональных решений.

5) Рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса.

По своему функциональному значению служебные документы делятся на несколько больших групп:

  • Личные — это акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц или рассчитанные на однократное применение (например, приказ — решение руководителя, наделенного властью в организации, обязательное для исполнения);
  • Директивные и распорядительные. К распорядительным документам относятся:
  • Постановление — правовой акт, принимаемый субъектом управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач развития и жизнедеятельности управляемого объекта;
  • Приказ — правовой акт управления, издаваемый должностными лицами в пределах их компетенции и определяемый правовыми документами.

Распоряжение — решение руководителя, не наделенного властью административными функциями, обязательное для исполнения непосредственно подчиненными;

2 стр., 677 слов

Положительные стороны участия персонала в управлении организацией

... формирование действенной корпоративной культуры; обеспечение участия наемных работников в управлении, в прибыли и в собственности. Использование этих средств определяет ... в управление организациями - явление довольно редкое. Однако, на наш взгляд, этот способ внутрикорпоративной социальной ответственности заслуживает особого внимания. Концепция участия персонала в системе корпоративного управления ...

  • Решение — правовой акт, принятый по результатам деятельности коллегиальных органов. Приказ — правовой акт, издаваемый руководителями подразделений, действующими на основе единоначалия по решению оперативных задач;
  • Поручение — документ, издаваемый для решения срочных вопросов руководства хозяйственной деятельностью на территории управляемого объекта (муниципального образования) и его социально-экономического развития;
  • Административно-организационные (регламенты, уставы, положения, инструкции);
  • Организационно -распорядительные (протоколы, договоры, трудовые соглашения);
  • Информационно- справочные (справки, докладные записки, акты, объяснительные записки, служебные и сопроводительные письма, письма — приглашения);
  • Деловые письма;
  • Финансовые документы;
  • Учетные документы.

4. Устные решения — самая оперативная часть аппарата управления и производства. Такие решения могут касаться важных вопросов и должны быть подкреплены ответственностью за выполнение.

По функциональной направленности различают управленческие решения по планированию, организации, координации и контролю.

Управленческие решения могут приниматься как исключительно уполномоченным лицом, так и коллективным составом. Они могут быть направлены на решение повторяющихся отношений или возникшую новую проблему. Решения принимаются в различных условиях: рискованные условия, полная информация — неполная, качественная или некачественная.

Выделяют также решения:

1) Жестко — обусловленные (детерминированные), которые основаны на предписаниях и распоряжениях, принятых вышестоящим органом;

2) Инициативные, которые принимаются полномочным субъектом управления в соответствии с ситуацией. Их эффективность зависит от компетентности, управленческого опыта и личных качеств хозяина.

Функции управленческих решений:

1) Направляющая, которая состоит в том, что решение принимается исходя из долговременной стратегии развития организации: это целеполагание, выбор и обоснование стратегии развития;

2) Организующая функция проявляется в необходимости согласования действий исполнителей, частей и элементов управляемой системы для реализации решений в запланированные сроки и необходимого качества;

3) Мотивирующая функция заключается в согласовании интересов каждого члена организации и нацеливание их на выполнение задач организации.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что управленческое решение — это сложное и многогранное понятие, включающее в себя различные критерии оценки. Общими чертами всех управленческих решений являются их цель и принятие в пределах компетенции органа управления.

В управленческом решении, так или иначе, все виды управленческой деятельности пересекаются и концентрируются. Именно поэтому решения — центральный элемент управления и организации. Они принимаются лицами, уполномоченными на управление, и нацелены на регулирование широкого круга подчиненных отношений.

10 стр., 4896 слов

Управление трудовой дисциплиной в организации (2)

... сравнения исследования. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1 Сущность, значение, методы управления дисциплиной труда и направления ее укрепления Институт дисциплины труда имеет основных особую ... цель и задачи, решение которых необходимо таблице для ее достижения. В первой главе человека представлены теоретические основы общего управления дисциплиной труда и ...

По мнению Литвака Б.Г. управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений с разными характеристиками. Однако есть некоторые общие характеристики, позволяющие определенным образом классифицировать это целое.

От повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив.

Значимость цели. Принятие решений может преследовать свою собственную независимую цель или быть средством содействия достижению более высокого порядка. Следовательно, решения могут быть стратегическими или тактическими.

Сфера воздействия. Результат решения может повлиять на одну или несколько частей организации. В этом случае решение можно считать локальным. Однако решение может быть принято с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае она будет глобальной.

Решение может занять часы, дни или месяцы. Если между принятием решения и завершением его реализации проходит относительно небольшой промежуток времени, решение является краткосрочным. В то же время все более возрастает их количество и значение.

В последние годы появляется все больше многообещающих долгосрочных решений, результаты которых можно устранить на несколько лет.

Прогнозируемые последствия решения. Большинство управленческих решений в процессе их реализации так или иначе поддается корректировке с целью устранения каких- либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.

Формализованное решение — это результат заранее определенной последовательности действий. Например, при составлении графика ремонта оборудования менеджер магазина может исходить из стандарта, который требует определенного соотношения количества оборудования и обслуживающего персонала. Если в мастерской 50 единиц оборудования и норма обслуживания составляет 10 единиц на одного ремонтника, то в мастерской должно быть пять ремонтников. Точно так же, когда финансовый менеджер принимает решение об инвестировании свободных средств в государственные ценные бумаги, он выбирает между различными видами облигаций в зависимости от того, какие из них обеспечивают в данное время наибольшую прибыль на вложенный капитал. Выбор производится на основе простого расчета итоговой доходности по каждому варианту и определения наиболее выгодного из них.

Формализация процесса принятия решений повышает эффективность управления за счет снижения вероятности ошибки и экономии времени: нет необходимости переделывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для определенных ситуаций, которые повторяются регулярно, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и стандарты.

13 стр., 6399 слов

Нормирование труда в системе управления персоналом. нормирование ...

... В. И. Организация, нормирование и оплата труда. Опыт зарубежных стран // Управление персоналом. 1996. № 9 (3). программы оценки внутриорганиза- ционных норм Проблемы организации, нормирования и производительности труда. Нормирование труда управленческого персонала Особенностью процессов управления производством является ...

При этом в процессе управления организациями часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, не поддающиеся формализованным решениям. В таких случаях важную роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.

Конечно, на практике большинство решений занимают промежуточное положение между этими двумя крайними точками, позволяя как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры в процессе их разработки.

1.2 Субъекты и объекты управленческих решений.

Субъектами управленческих решений являются лица, уполномоченные принимать такие решения в процессе управленческой деятельности.

Для данного исследования в качестве основных субъектов управленческих решений рассматриваются исполнительные органы местного самоуправления — аппарат управления, реализующий властные функции и направляющий свою деятельность на достижение целей муниципального образования; их должностные лица#»justify»>.3 Понятие, функции и задачи государственного и муниципального управления

Понятие «государственное и муниципальное управление» отражает сложное и разноплановое явление, которое порождает разные подходы к его изучению. Под местным самоуправлением понимается организация местного самоуправления, предполагающая самостоятельное решение населением местных вопросов. В соответствии со статьей 3 Европейской Хартии о местном самоуправлении местным органам власти и их должностным лицам предоставляется право и реальная возможность регулировать подведомственные вопросы и управлять в рамках закона и под свою ответственность важной частью публичных дел в интересах своего населения. Для начала разберем понятие функций в целом, а затем функций управления. Функции — это набор действий и операций, которые выполняются менеджерами для достижения определенных подцелей в рамках единой целевой деятельности.

Функции управления в социально-экономических системах (к которым относится и местное самоуправление) объективны по своей природе и реализуются путём принятия управленческих решений уполномоченными органами и должностными лицами. Основными функциями управления являются:

  • прогнозирование изменений в развитии каких-либо событий и процессов на основе полученной информации о прошлом и настоящем с учётом всех условий и факторов влияния;
  • планирование — определение направлений, формулирование целей, постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор конкретных количественных и качественных показателей в организации деятельности;
  • выработка, обоснование и принятие решений и организация их исполнения;
  • распорядительство и координация действий субъектов, осуществляющих деятельность по реализации управленческого решения;
  • правовое регулирование исполнительно-распорядительной деятельности;
  • контроль с целью выявить и устранить отклонения в реализации решений и принятие мер к нарушителям;
  • учёт людских, материальных и финансовых ресурсов;
  • информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;
  • кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т.п.

Перечисленные функции являются основополагающими для исполнительных органов местных автономий и, по сути, характеризуют содержание их деятельности. Отношения, связанные с выполнением этих функций, регулируются положениями административного права. При реализации вышеуказанных функций выборные и иные должностные лица местного самоуправления формулируют цели (желаемый результат познания и практической деятельности), ставят своим подчинённым задачи и обеспечивают их решение. Задачи представляют собой перечень мероприятий, действий, действий и операций, которые должны быть выполнены художниками, чтобы приблизиться к сформулированной цели.

3 стр., 1374 слов

В Следственном отделе Следственного управления Следственного ...

... производственная практика необходима т.к. она позволяет закрепить знания, приобретенные в ходе учебного процесса, а во-вторых, она дает возможность, ознакомиться с ежедневной работой работников Следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации. В дальнейшем ...

Термин «решение задачи» употребляется в трех различных смыслах: а) решение как план (способ) решения задачи; б) решение как процесс осуществления требований задачи, выполнения плана решения; в) решение как результат выполнения плана решения. В отличие от функций, задачи всегда имеют субъективный характер, т.е. результат их решения зависит от уровня образования, опыта работы и личных качеств субъекта управления. Функции всегда первичны, а организационные структуры для их выполнения вторичны. Рассмотрим организационные принципы управления:

  • Принцип плавности в условиях перехода к рыночной экономике выражается в разработке различных программ развития хозяйства, прогнозировании результатов региональных программ, расчётах по наиболее эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, определении приоритетных целей и задач. ) Принцип объективности требует анализа и учёта фактического состояния и развития процессов и явлений, условий, существующих в социальной среде, влияния демографических и других факторов, а также закономерностей взаимодействия общества с природной средой в целях реализации оптимального управления. ) Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий каждого из должностных лиц, что крайне важно для правильного подбора и расстановки муниципальных служащих в соответствии с их профессиональной подготовкой и опытом работы, а также разработки организационных структур управления в соответствии с объективными функциями. ) Принцип научности заключается в применении научных методов и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии объекта управления;
  • её обработки с применением количественных методов на базе ЭВМ;
  • выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей, постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения. ) Принцип рациональности заключается в том, что цели и задачи управления должны достигаться при наименьших финансовых, ресурсных (силах и средствах) и временных затратах. Управление должно быть оптимальным. Рациональность управления основана на разработке научно обоснованных решений, их сравнении и выборе лучших. ) В тесной связи с принципом рациональности находится принцип ответственности субъектов исполнительной власти за результаты работы в целом.

Это обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий, задач, функций, структуры, форм и методов работы. ) Принцип единоначалия заключается в том, что вопросы текущего оперативного управления осуществляются путём единоначалия, например, принятие распоряжений главой администрации муниципального образования. ) Особую роль в муниципальном управлении отводится принципу отраслевого управления. В соответствии с ним формируются специальные целевые структуры, органы и аппараты для решения определенной группы задач. Отраслевой принцип позволяет оперативно проводить унитарную политику управления, рационально и эффективно используя силы и средства. ) Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учётом местных условий (например, управление муниципальной милицией).

21 стр., 10055 слов

Органы управления земельным фондом

... базы исследования были использованы данные о составе земельных ресурсов и структуре собственности на землю, публикуемые Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. ...

По характеру взаимодействия названных этапов процессы управления подразделяют на несколько типов:

1. Если выполнение этапов происходит в строгой последовательности и имеется достаточная определенность для всех этапов процесса управления и доверие к их реализации, этот процесс управления будет линейным: цели — ситуация — проблема — решение.

2. Если во время выполнения какого-либо этапа необходимо откорректировать предыдущий и вводится, процесс контроля называется корректирующим.

3. Когда невозможно определить основную проблему и принять единое решение, тип процесса управления характеризуется как разветвленный. Он заключается в методическом разделении действий на несколько этапов. Применяется, когда невозможно оценить ситуацию в целом, выделить ключевую проблему и принять единое решение по всему набору процессов.

4. Если цель формируется в условиях неопределенности как предварительная, на первый план выходит задача анализа ситуации, процесс в этом случае называется ситуационным.

5. Если вам необходимо постоянно выяснять ситуацию и исправлять проблему, процесс можно назвать исследовательским.

Особенности принятия решения в органах муниципального управления:

1. Преобладание стратегических решений социальной направленности как директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные действия людей для достижения стратегических целей.

Стратегические решения должны быть обоснованными, своевременными, экономичными и приниматься по следующей технологии: выявление проблемы, обоснование общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор наилучшего решения.

2. Необходимость уметь выделить из огромного числа вопросов узловые. Для специалистов муниципального управления складывается, как правило, две ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за ситуацией и своевременно подготавливать стратегические решения. Вторая ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий стратегического характера. .Низкая мотивация исполнителей управленческого решения.

Итак, мы рассмотрели понятие местного самоуправления, его функции и организационные принципы, выделили типы управления в зависимости от этапов управленческой деятельности, охарактеризовали особенности принятия управленческих решений в органах муниципального образования. Муниципальное управление имеет важное значение в настоящее время. Функции управления различны, и эффективность их реализации напрямую зависит от своевременности и качества принимаемых управленческих решений. Соблюдение всех организационных принципов позволит повысить рациональность, гибкость, плавность, эффективность управленческой деятельности, применение новых методов управления. В настоящее время значительно возросла роль стратегического управления, которая облегчает управленческую деятельность.

1.4 Процесс принятия управленческих решений

Основанием для подготовки и принятия полномочными субъектами управленческих решений являются:

15 стр., 7217 слов

Решения на основе инструментов управления активами. корпоративная ...

... права собственности определены следующим образом: это граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты, муниципальные образования. Если учесть, что производственное и непроизводственное ... для успешной деятельности корпораций, говорить об эффективной реализации корпоративного управления преждевременно. Прежде чем рассматривать понятие корпоративной собственности, представляется ...

1) Необходимость исполнения предписаний вышестоящих органов (органов государственной власти и местного самоуправления);

2) Необходимость осуществления собственной исполнительно — распорядительной деятельности, вытекающей из задач и функций исполнительных органов местного самоуправления на основе: квартальных планов нормотворческой деятельности; поручений руководителя или его заместителей; инициативы руководителей структурных подразделений исполнительного органа или подведомственных предприятий (учреждений); исполнения ранее принятых решений полномочных субъектов.

Функции руководителей и аппарата управления по организации разработки решения заключаются в управлении общим процессом выработки решений; определении сущности задачи, участии в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений; окончательном выборе решения; организации его исполнения. При необходимости выбирается управленческая стратегия, которая всегда предлагает ответить на вопросы целесообразности принятия управленческого решения в той или иной ситуации.

Сущность управленческих решений:

1. Организационная — состоит в том, что к их разработке и реализации привлекается персонал организации. Значит, необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции, наделить работников полномочиями, определить их права и обязанности, ответственность и формы контроля, выделить ресурсы и скоординировать весь процесс. Это самая существенная часть получения управленческого решения.

2. Технологическая — проявляется в возможности обеспечения процесса разработки решений техническими, информационными средствами. Устаревшая, неполная информация, отсутствие вычислительных средств не дают возможности принять качественные решения.

3. Правовая — состоит в необходимости точного соблюдения законодательных актов, обязательств, уставов и т.д.

Собрав и изучив необходимые материалы (в том числе, ранее изданные по какому-либо вопросу решения), определив цель принятия управленческого решения, исполнитель приступает к подготовке его проекта.

Для процедуры разработки управленческого решения руководителю и аппарату управления необходимо осуществить следующие действия:

1. Оформить документацию о начале выполнения работ с указанием конкретного задания, состава персонала и системы его подчинения, времени исполнения решений, промежуточных этапов контроля и размера выделяемых ресурсов.

2. Разработчикам решения разъяснить права, ответственность и полномочия; содержание организационных документов о начале выполнения работ по разработке решения.

3. Обсудить с разработчиками неучтенные детали для успешного выполнения работ. Акцентировать внимание на важности задания и значении его качественного исполнения.

4. Установить соответствие решения действующему законодательству и уставным документам организации.

После вышеперечисленных этапов управленческое решение принимается. Следующим этапом является его реализация, которая представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение установленных целей и сроков.

Процедуры организации выполнения управленческого решения включают в себя оформление необходимой документации, разъяснение исполнителям их полномочий и сущности задачи, организацию контроля за реализацией, мотивационной и при необходимости — поощрительной деятельности.

Информационное обеспечение — важнейший элемент успешного функционирования аппарата управления и процесса принятия решений. Содержание информационных сообщений определяется потребностями управленческих звеньев и сущностью вырабатываемых решений. Информация для принятия решений должна отвечать таким требованиям, как краткость и четкость формулировок, своевременность поступления, точность и достоверность и т.д.

Язык и стиль управленческих решений (служебных документов) заключается в том, что все документы составляются официальным, литературным языком. Рекомендации:

1) Недопустимость употребления неологизмов, ненормативной лексики, местных диалектов, метафор, преувеличений (гипербол), сравнений.

2) Когда приходится составлять документы с множеством технических терминов, используются специальные термины, но их надо расшифровывать, а название терминов написать вплоть до печатных букв.

3) Если употребляются аббревиатуры, то первый раз в документе ее надо расшифровывать. Также, аббревиатура должна быть благозвучной.

Мы рассмотрели основания для принятия управленческих решений, функции принимающих субъектов, основные этапы и формы разработки, принятия и осуществления управленческих решений, их сущность и требования к изложению.

Вывод по главе: Итак, мы рассмотрели понятие местного самоуправления, его функции и организационные принципы, выделили типы управления в зависимости от этапов управленческой деятельности, охарактеризовали особенности принятия управленческих решений в органах муниципального образования. Муниципальное управление имеет важное значение в настоящее время. Его цели и задачи определяются исходя из интересов местного населения. Функции управления различны, и эффективность их реализации напрямую зависит от своевременности и качества принимаемых управленческих решений. Соблюдение всех организационных принципов позволит повысить рациональность, гибкость, плавность, эффективность управленческой деятельности, применение новых методов управления. В настоящее время значительно возросла роль стратегического управления, которая облегчает управленческую деятельность.

Во 2 главе мы рассмотрим систему подготовки и реализации управленческих решений на примере Управления Федерального Казначейства Российской Федерации.

2. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2.1 Характеристика Управления Федерального Казначейства

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. В своей деятельности Федеральное казначейство руководствуется принципами Конституции РФ. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия:

1) доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

2) ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

3) открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

4) открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5) ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

6) ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

7) составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

8) получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

9) осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

11) управляет операциями на едином счете федерального бюджета;

12) осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

13) обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;

14) осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

15) осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств и обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по его совершенствованию.

16) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по его совершенствованию и др.

Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Количество заместителей руководителя Федерального казначейства устанавливается Правительством Российской Федерации.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Федеральное казначейство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Место нахождения Федерального казначейства — г. Москва.

2.2 Технология приема и реализации управленческих решений в Управлении Федерального Казначейства

Основанием для подготовки и принятия управленческих решений в Управлении Федерального Казначейства являются:

1) Необходимость исполнения предписаний вышестоящих органов (Министерства финансов РФ);

2) Необходимость осуществления собственной исполнительно — распорядительной деятельности, вытекающей из задач и функций Управления Федерального Казначейства на основе: квартальных планов нормотворческой деятельности; поручений руководителя или его заместителей; инициативы руководителей структурных подразделений Управлении Федерального Казначейства; исполнения ранее принятых решений полномочных субъектов.

Функции руководителей и аппарата управления по организации разработки решения заключаются в управлении общим процессом выработки решений; определении сущности задачи, участии в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений; окончательном выборе решения; организации его исполнения. При необходимости выбирается управленческая стратегия, которая всегда предлагает ответить на вопросы целесообразности принятия управленческого решения в той или иной ситуации.

Для процедуры разработки управленческого решения руководителю и аппарату Управления Федерального Казначейства необходимо осуществить следующие действия:

1. Оформить документацию о начале выполнения работ с указанием конкретного задания, состава персонала и системы его подчинения, времени исполнения решений, промежуточных этапов контроля и размера выделяемых ресурсов.

2. Разработчикам решения разъяснить права, ответственность и полномочия; содержание организационных документов о начале выполнения работ по разработке решения.

3. Обсудить с разработчиками неучтенные детали для успешного выполнения работ. Акцентировать внимание на важности задания и значении его качественного исполнения.

4. Установить соответствие решения действующему законодательству и уставным документам организации.

После вышеперечисленных этапов управленческое решение принимается. Следующим этапом является его реализация, которая представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение установленных целей и сроков.

Процедуры организации выполнения управленческого решения включают в себя оформление необходимой документации, разъяснение исполнителям их полномочий и сущности задачи, организацию контроля за реализацией, мотивационной и при необходимости — поощрительной деятельности.

1. Предписание — официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.

2. Деловая беседа — специально организованная встреча с подчиненным, группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для организации. Является важнейшим инструментом руководителя при стадии обдумывания и принятия решений.

3. Убеждение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого решения для его выполнения.

4. Разъяснение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения.

5. Принуждение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить решение путем угроз или повышенного вознаграждения.

6. Наставление — деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения решения.

7. Сообщение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения решения. Крайне важна для своевременного выполнения задания работником.

8. Обучение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения решений.

9. Совет — деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на выполнение решений.

10. Тренинг — специально организованная деятельность по разработке и реализации решений, в ходе которой закрепляются навыки разработки решений.

11. Совещание — коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач; это форма использования коллективного разума, обмена информацией и опытом.

12. Заседание — узкопрофессиональное совещание для решения организационных задач.

13. Отчет — сообщение специалиста о результатах проделанной работы по выполнению решения.

14. Деловое слово — твердое решение руководителя, данное подчиненным в устной форме. Но, не стоит забывать, что ни одна форма реализации управленческих решений невозможно без информационного обеспечения.

Информационное обеспечение — важнейший элемент успешного функционирования аппарата управления и процесса принятия решений. Информация для принятия решений должна отвечать таким требованиям, как краткость и четкость формулировок, своевременность поступления, точность и достоверность и т. д.

Язык и стиль управленческих решений (служебных документов) заключается в том, что все документы составляются официальным, литературным языком.

Процедуры организации выполнения управленческого решения включают в себя оформление необходимой документации, разъяснение исполнителям их полномочий и сущности задачи, организацию контроля за реализацией, мотивационной и при необходимости — поощрительной деятельности.

2.3 Контроль и мотивация управленческих решений в Управлении Федерального Казначейства.

Анализ недостатков действующей системы контроля и мотивации управленческих решений в Управлении Федерального Казначейства. В Управлении Федерального Казначейства отсутствует четкое понимание отличия задач от функций. Служащие Управления Федерального Казначейства, по-разному понимая одни и те же функции, отдают предпочтение отраслевому подходу к процессу управления своими ведомствами и подчиненными им организациями. Четкость в изложении функций отсутствует — видна большая понятийная размытость и произвольность в толковании терминов. В Управлении Федерального Казначейства низкая мотивация исполнителей управленческого решения.

Отсутствуют четко сформулированные стратегические цели работы Управления Федерального Казначейства. Это порождает в большинстве случаев их «функциональную пересеченность», приводит к уходу от ответственности за свой участок работы. В Управлении Федерального Казначейства существует разного рода пересечение функций и задач как в области основной, так и вспомогательной деятельности. Ведется постоянная межведомственная борьба за дополнительные функции и полномочия, которые позволяют воздействовать на финансовые потоки. Низкая культура функционального и информационного взаимодействия органов власти, слабость горизонтальных связей снижают эффективность управления страной.

Существует большое разнообразие правовых актов, закрепляющих функции и полномочия Управлении Федерального Казначейства, причем при выпуске этих актов органы власти, как правило, преследуют свои ведомственные интересы. Большинство органов власти просит расширить полномочия в различных сферах деятельности.

Взаимовторжение органов власти в сферы компетенции друг друга обусловлено несовершенством законодательного и нормативного разграничения полномочий. Особый интерес представляет существующая «технология» принятия решений в органах власти. Внимание органов власти к совершенствованию технологии принятия управленческих решений в Управлении Федерального Казначейства практически отсутствует. Нет целенаправленной аналитической и прогнозной работы, не осознана необходимость поддержки автоматизированных информационных систем при выработке проектов решений.

В Управлении Федерального Казначейства нет схемы подготовки и принятия оперативных решений, особенно в чрезвычайных случаях. До аналитических обследований дело практически не доходит.

Слабо осуществляется информационная поддержка принятия управленческих решений. Органы власти не разграничивают научно-аналитические работы, выполняемые для поддержки проектных решений, и отраслевые НИОКР, выполняемые по целевым федеральным программам.

Вывод по главе: В данной главе мы рассмотрели технологию приема и реализации управленческих решений в Управлении Федерального Казначейства, охарактеризовали УФК РФ — разобрали его функции и структуру, а также рассмотрели контроль и мотивацию управленческих решений в УФК РФ, как одну из основных функций при подготовке и принятии решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основное требование к муниципальному управлению — его эффективность в достижении целей, реализации функций и задач. Выполнение данного требования зависит от целесообразности, своевременности, содержательности управленческих решений, которые являются важнейшим связующим звеном процесса управления.

По своей содержательности управленческие решения достаточно разнообразны. Одно и то же решение может классифицироваться по разным признакам. Тем не менее каждое из них должно всесторонне охватывать соответствующую ему ситуацию для ее своевременного, полного и точного анализа и разрешения.

Главный недостаток в управленческой деятельности — это не плохое решение, а отсутствие решения. Выделим следующие причины некачественных решений: значительный объем принимаемых решений, что не позволяет каждое из них тщательно разрабатывать и обосновывать; несогласованность вновь принимаемых решений с ранее принятыми, что вызывает дублирование, рассогласование действий и конфликтность; принятие «расплывчатых» решений, не носящих конкретного содержания, отражающих только общую установку: обратить внимание, повысить, принять необходимые меры (таких решений в практике управления до 10 %); недостаточное информационное обеспечение, следствием чего является выработка слабых решений, реализация которых не снимет сути той или иной проблемы.

Субъекты, принимающие управленческие решения, должны ориентироваться в главных организационных предпосылках, которые могут помочь повысить качество решений, тем самым способствовать повышению эффективности управления в целом. Тем не менее каждое из них должно всесторонне

Чтобы обеспечить эффективность процесса разработки и принятия решений, предлагаются следующие рекомендации:

1) люди предпочитают не брать на себя ответственность добровольно, и этого ждать от них не следует;

2) нельзя пускать на самотек процессы согласования на всех этапах, включая совещания и заседания;

3) нельзя во всем полагаться на память, многое рекомендуется фиксировать в записной книжке или иных материальных носителях;

4) необходимо осваивать и пополнять знания по теории разработки управленческих решений.

Важную проблему составляет низкая мотивация исполнителей управленческого решения. Для решения этого вопроса в настоящее время рекомендуется своевременно доводить решения до исполнителей для предупреждения потери принятым управленческим решением своей актуальности; повысить мотивацию через расширение привлечения населения территорий, городов и районов к разработке концепций, парадигм, ключевых положений, стратегий, а не только путем согласования с ним сформированных решений; формировать общественное мнение по проблемам через средства массовой информации, проводить конференции, семинары, симпозиумы; создавать системы кадрового обеспечения реализации решений; организовывать контроль за исполнением решения, что позволит руководству города, района вносить своевременно необходимые коррективы.

Правильным на все времена решение быть не может, так как любая социально-экономическая система движется во времени и пространстве, меняется ситуация внутри нее. В новой ситуации возникают иные проблемы, стратегический курс корректируется, принимается новое решение. Так начинается очередной управленческий цикл. Поэтому необходимо стремиться к гибкости управления и принятия управленческих решений.

На эффективность управленческих решений значительное влияние оказывает информационное обеспечение, которое должно быть комплексным и охватывать весь процесс принятия решений. С помощью должного информационного обеспечения руководство станет более эффективным.

Важная роль также принадлежит системе планирования. Распространение данного процесса на все уровни управления гарантирует прозрачность деятельности подразделений, позволяет установить характеристики результативности работы. Планы должны лечь в основу оперативных совещаний, оценки деятельности подразделений и их руководителей, анализа объема исполняемых функций, эффективности использования бюджетных средств и т. д.

Поэтому необходимым является повышение эффективности управленческих решений, что является главной предпосылкой рационального управления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/upravlenie-resheniya/

1. Конституция РФ. М.; 1993.

2. ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской федерации. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; 1996. № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378; 2000. № 32. Ст. 33

3. ФЗ РФ «Об основах муниципальной службы в РФ». Комментарий к Федеральному закону «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» /Рук. Авт. Кол., отв. ред. проф. В.И.Шкатулла. — М.: ИНФРА-М, 2001.

4. Анализ и обоснование хозяйственных решений. М.: Финансы и статистика, 1991.

5. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.

6. Князев С.Д., Хрусталев Е.Н. Российское муниципальное право: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. — 344 с.

7. Мандрица В.М., Касьянов В.В. Правовые основы управления: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 480 с.; Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.; 1979.

8. http://www.bestreferat.ru/referat-255979.html — _ftnref2 <http://www.bestreferat.ru/referat-255979.html > 8.Ларичев О.И. Hаука и искусство пpинятия решений. — М.; 79.

9. Кузнецова Л.А. разработка управленческого решения: Учеб. пособие. — Челябинск; 2001. 70 с.

10. Мандрица В.М., Касьянов В.В. Правовые основы управления: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 480 с.

11. Указ Президента Российской Федерации N1617 от 9.10.93. «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» // Собр. закон. РФ. — 1993. — N 41. — ст.27

12. Указ Президента Российской Федерации N2265 от 22.12.93. «О гарантиях местного самоуправления в РФ» // Собр. закон. РФ. — 1993. -№ 52. — ст.17

13. Указ Президента Российской Федерации N 568 от 11.06.97. Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации // Собр. закон. РФ. — 1997. — №24. — ст. 27.

14. Указ Президента Российской Федерации N 1370 от 15.10.99. «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации. // Собр. Закон. РФ. — 1999. — N 42. — ст.23

15. Постановление Правительства РФ N 1251 от 27.12.95 «О федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления»// Собр. закон. РФ. — 1996. — № 2. — ст. 12.