Комплексный анализ правового регулирования легитимации высшего должностного лица субъекта РФ

Курсовая работа

В настоящее время выборы обеспечивают легитимацию высшего должностного лица субъекта РФ. Легитимность в данном случае — сложное юридическое явление. Это состояние, которое выражает правильность, обоснованность, целесообразность и другие аспекты согласования конкретных избирательных действий с установками, ожиданиями отдельных, социальных и других коллективов, общества в целом. Легитимация может вступить в противоречие с формальной легализацией, если правовые законы не соответствуют нормам справедливости и общедемократическим ценностям населения.

Избирательное право, по мнению И.В. Выдрина — необходимый инструмент институциональных и властных преобразований в стране.

Признание власти главы субъекта Российской Федерации легитимной по результатам выборов основывается на внутренних стимулах и формируется на основе чувственного восприятия, опыта и рациональной оценки избирательных процедур. Легитимность выборов определяется механизмами правового регулирования всех стадий избирательного процесса, анализ реализации которых позволяет населению судить о демократичности выборов, уровне уважения властью участников избирательной кампании, о реальных, предоставленных государством возможностях осуществления активного и пассивного избирательного права.

Следует отметить, что процесс обретения избирательными процедурами легитимности очень часто бывает неформальным. Он не всегда напрямую соотносится с законом, а иногда и противоречит ему. Однако цель избирательного права — создать правовой компромисс между всеми слоями общества.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с установлением легитимности высшего должностного лица субъекта РФ.

Объектом курсовой работы являются теоретические и нормативные положения, раскрывающие указанное учреждение.

Цель курсовой работы провести комплексный анализ правового регулирования легитимации высшего должностного лица субъекта РФ

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Раскрыть понятие высшего должностного лица субъекта РФ; Рассмотреть обеспечение легитимности высшего должностного лица субъекта РФ и порядок назначения на должность; Определить проблемы замещения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ; Проанализировать аспекты развития законодательства о выборах высшего должностного лица субъекта РФ. Авакьян С.А., Бондарь А.А..Кутафин О.Е. и другие. Нормативную основу курсовой работы составили Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=79A216A6CE533D1FC30EC076D548C26416F11FB4AB5DA569C03A0B829CJBl1I> «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

4 стр., 1548 слов

Должностное лицо в уголовном праве

... из поставленной цели в работе определены следующие задачи: изучить эволюцию понятия должностное лицо в Российской Федерации; раскрыть понятие должностное лицо в уголовном праве в современный период; проанализировать должностное лицо как субъект преступления в зарубежном ...

Методологическую основу курсовой работы составили формально-логический, аналитический, системно-структурный, историко-правовой, сравнительно-правовой методы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав по четыре абзаца, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕГИТИМАЦИИ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РФ

1.1 Понятие высшего должностного лица субъекта РФ

Согласно Федеральному закону <consultantplus://offline/ref=00F18C9794A6FBA523016AD9D0E1A2F68813F8F0B1F55866417FCF9007v4i9I> «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон) высшее должностное лицо в субъекте Российской Федерации одновременно может и должно быть. Однако такая внутренняя нелогичность Закона <consultantplus://offline/ref=00F18C9794A6FBA523016AD9D0E1A2F68813F8F0B1F55866417FCF9007v4i9I> уже давно никого не смущает и всеми воспринимается как однозначное предписание об установлении такой должности.

Федеральный законодатель, если был бы более логичным, должен был назвать эту должность исключительно «руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ», в то время как субъекты, если они того желают, устанавливали бы отдельную должность высшего должностного лица и называли эту должность по своему усмотрению.

Сам факт того, что Закон, якобы отдавая решение вопроса об установлении должности высшего должностного лица на откуп субъектам Федерации (статья 2 <consultantplus://offline/ref=00F18C9794A6FBA523016AD9D0E1A2F68813F8F0B1F55866417FCF900749AFFFC53054802C692532v7i5I> Закона отсылает к конституциям и уставам субъектов РФ), уделяет этому лицу чуть ли не треть своего объема и до мелочей расписывает его статус (особенно порядок наделения его полномочиями и его ответственность), говорит о том, что такое лицо должно быть и без какого-либо решения со стороны субъектов Федерации. То есть, несмотря на очевидную диспозитивность нормы <consultantplus://offline/ref=00F18C9794A6FBA523016AD9D0E1A2F68813F8F0B1F55866417FCF900749AFFFC53054802C692532v7i5I>, в реальности сложно представить себе, что какой-либо субъект не учредит такую должность. При этом никакого значения не имеет, кем формально является высшее должностное лицо в отдельно взятом субъекте РФ: отделенным высшим должностным лицом либо совмещающим в одном лице должности высшего должностного лица и главы высшего исполнительного органа. Хотя, если исходить из буквального текста статьи 2 <consultantplus://offline/ref=00F18C9794A6FBA523016AD9D0E1A2F68813F8F0B1F55866417FCF900749AFFFC53054802C692532v7i5I> Федерального закона, можно было бы предположить, что это совершенно самостоятельное должностное лицо, которое к высшему коллегиальному органу исполнительной власти не имеет никакого отношения.

8 стр., 3740 слов

Информационные ресурсы органов власти

... на интеграцию данных органов здравоохранения и медицинского Однако таких пилотных проектов явно недостаточно для серьезных результатов в интеграции ресурсов власти. Для рационализации использования информационных ресурсов ... с указанными лицами – биографические данные). Информация об обязанностях и функциях структурных подразделений государственного управления, организаций и органов, созданных при ...

Между тем далее по всему тексту Закона <consultantplus://offline/ref=00F18C9794A6FBA523016AD9D0E1A2F68813F8F0B1F55866417FCF9007v4i9I> устанавливаются особые правила именно для высшего должностного лица, которое вдруг оказывается руководителем высшего исполнительного органа. Вполне естественно возникают вопросы: кто такой (такое) высшее должностное лицо? А руководитель высшего исполнительного органа? То же самое высшее должностное лицо? Есть мнение, что да: эти два понятия тождественны, поскольку по Закону <consultantplus://offline/ref=00F18C9794A6FBA523016AD9D0E1A2F68813F8F0B1F55866417FCF9007v4i9I> «высшее должностное лицо субъекта иначе как во взаимосвязи с должностью руководителя высшего исполнительного органа региона нигде не фигурирует». Но есть и другое мнение, прямо противоположное: «термины« высшее должностное лицо »и« глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации »не считаются идентичными ни по содержанию, ни, соответственно, по объему». Другими словами, одни и те же нормы одного и того же закона можно трактовать совершенно по-разному. Однако в большинстве случаев в литературе высшее должностное лицо определяется как независимый орган, отдельный от коллегиального исполнительного органа. При этом обязательно указывается его особое место, особый двойственный (двоякий) статус.

Такая характеристика основывается на Законе <consultantplus://offline/ref=00F18C9794A6FBA523016AD9D0E1A2F68813F8F0B1F55866417FCF9007v4i9I>, который, устанавливая общие принципы организации государственной власти субъектов РФ, определил по существу лишь два вида органа власти субъекта: законодательный и исполнительный (исполнительные).

Если высшее должностное лицо — отдельный, самостоятельный орган, что вытекает из его статуса, определенного федеральным же законом, то какой? Исполнительной власти либо какой-нибудь иной? Если исполнительной власти, то какое место он в этой власти занимает?

Субъекты Федерации (особенно республики) изначально переняли федеральную схему организации государственной власти, причем однозначно воспринимая своих высших должностных лиц (президентов) как аналогов Президента РФ, только на их уровне. Так почему бы и не назвать высшее должностное лицо субъекта Федерации главой субъекта Российской Федерации, каковым он и является в силу законодательно определенных особенностей его статуса?

В науке конституционного права высшим должностным лицом государства является глава государства, который по закону занимает высшее место в системе органов управления. Глава государства является независимым органом государственной власти и имеет собственные государственные полномочия и власть. Кроме того, обладает такими признаками самостоятельного органа власти, как учреждение основным законом государства, осуществление функций, закрепленных в Конституции <consultantplus://offline/ref=00F18C9794A6FBA523016AD9D0E1A2F68B1DFCF0BCA00F64102AC1v9i5I>, и в Конституцией <consultantplus://offline/ref=00F18C9794A6FBA523016AD9D0E1A2F68B1DFCF0BCA00F64102AC1v9i5I> же установленном порядке. Все эти статусные признаки свойственны и высшему должностному лицу субъекта РФ. Статус высшего должностного лица фактически выше статуса главы коллегиального органа, входящего в его состав. Когда одно и то же лицо, с одной стороны, руководит в целом субъектом Федерации, издавая при этом собственные акты, и, с другой стороны, осуществляет руководство деятельностью коллегиального исполнительно-распорядительного органа, подписывая акты этого органа, это лицо раздваивается. Исходя из этого, следует признать, что совмещение должностей высшего должностного лица и главы высшего исполнительного органа с исключением должности главы конституционного органа Федерации очень неоднозначно в законе и кажется искусственным.

15 стр., 7456 слов

Управление системой образования субъекта РФ

... действующим в Российской Федерации. Исключение составляют муниципальные образовательные учреждения - в этом случае организационно-управленческая подсистема является четырехзвенной: в дополнение к трем вышеуказанным управляющим субъектам добавляются муниципальные органы управления образованием, которые ...

Высшее должностное лицо не является органом лишь исполнительной власти, соответственно, и высшим исполнительным называться не может (поскольку он не только исполнительный орган).

Следовательно, абсолютно логичным представляется называть высшим исполнительным органом правительство (администрацию) субъекта Федерации, которое по сущности, по функциям, по полномочиям, по месту в системе исполнительных органов таковым и является.

Субъекты Федерации, самостоятельно устанавливая систему органов государственной власти, действуют в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и в тех правовых границах, которые определены Конституцией <consultantplus://offline/ref=00F18C9794A6FBA523016AD9D0E1A2F68B1DFCF0BCA00F64102AC1v9i5I> Российской Федерации. Устанавливая перечень органов государственной власти, они исходят из принципа разделения властей, который является одним из основных принципов организации государственной власти в Российской Федерации (ст. 10 <consultantplus://offline/ref=00F18C9794A6FBA523016AD9D0E1A2F68B1DFCF0BCA00F64102AC1950F19E7EF8B7559812C6Dv2iCI> Конституции РФ).

Однако в настоящее время признается и не считается неприемлемым отступление от традиционного толкования этого принципа: допускается существование других форм осуществления власти: учредительная, избирательная, президентская, прокурорская, контрольно-надзорная, финансовая. Так почему бы не признать, что и в субъектах Федерации, если в них организуется государственная власть, есть не только законодательная и исполнительная, но и власть главы субъекта?

Таким образом, высшее должностное лицо — сложный статусный орган, хотя и входит в систему исполнительной власти, в том числе федеральную, но занимает свое особое место. Высшее должностное лицо является главой субъекта Федерации с функциями, характерными именно для глав государств (государственных образований — субъектов Федерации): представительскими, в сфере законодательной власти и т.д. Кроме того, высшее должностное лицо занимает доминирующее положение в системе исполнительной власти, причем не как глава исполнительного органа, а как глава исполнительной власти. Не отрицая того, что он является главой исполнительной власти субъекта Федерации, необходимо подчеркнуть первенство его статуса как главы субъекта Федерации.

1.2 Обеспечение легитимности высшего должностного лица субъекта РФ и порядок назначения на должность

высший должностной легитимность субъект

Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=40C5B4F6B9B017B6F954233C17DA13590020A0E2579B29026EEAB3BC59r4a0K> от 2 мая 2012 года N 40-ФЗ были возвращены прямые выборы губернатора.

октября 2012 года в России после восьмилетнего перерыва в пяти регионах (Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях) проводились прямые выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

2 стр., 796 слов

«Проблемы образования в российских школах»

... другом городе. В-третьих, сложная учебная программа - еще один недостаток современного образования. Несмотря на то, что современные дети более продвинутые, им все равно приходится достаточно сложно запомнить, ... они все, на мой взгляд, решаемы. Очень хотелось бы видеть во главе нашей системы образования человека опытного, компетентного, знающего все проблемы обычной школы изнутри, человека, который ...

В течение последних лет в юридической науке звучало немало критических отзывов об отмене всенародных выборов губернаторов, а «эволютивное» толкование Конституции <consultantplus://offline/ref=4EC99344A47B3F67E80CB9D4BC3CEFD1D6C4E2DC25A7C530E0E4FAWAD4H> при рассмотрении соответствующего вопроса в Конституционном Суде РФ нередко получало негативную оценку. И вот произошло долгожданное событие: установление выборности глав высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации вернулось во внутриполитическую систему, хотя и со значительной модернизацией.

В Модельном законе «О выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)», подготовленном Центральной избирательной комиссией России, право выдвижения на соответствующую должность раскрывалось через процедуру выдвижения кандидатов избирательными объединениями. Что касается самовыдвижения, то часть 1 статьи 6 типового закона содержала лишь щадящую оговорку о том, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено назначение кандидатов на должность, указанную также в порядке самовыдвижения. В этом случае в нем должны содержаться положения о порядке самовыдвижения кандидата, включая сбор подписей избирателей в его поддержку, соответствующие статьям 34 <consultantplus://offline/ref=4EC99344A47B3F67E80CB9D4BC3CEFD1D5CFE3D928F29232B1B1F4A1DA9CD8D24E4B15880019E5E2W0DDH> и 37 <consultantplus://offline/ref=4EC99344A47B3F67E80CB9D4BC3CEFD1D5CFE3D928F29232B1B1F4A1DA9CD8D24E4B1588001BE4EEW0D8H> Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

Требование о сборе в поддержку выдвижения кандидатов подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории региона, в условиях допустимости поддержки указанными депутатами, главами только одного кандидата делало самовыдвижение малореализуемым на практике. И депутаты региональных парламентов это лишь честно подтвердили, отказавшись от, по сути, фиктивных норм — двухэтапный сбор подписей в поддержку кандидатов-самовыдвиженцев (среди от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия решения о назначении выборов глав муниципальных образований и от 0,5 до 2% избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа) с большой долей вероятности остановился бы на первом этапе.

Законодательные нововведения вызвали неоднозначную реакцию в научном и политическом сообществе. Сторонники муниципального фильтра, в частности, А. Джагарян и Н. Джагарян. считают, что смысл такой муниципальной поддержки кандидатов сводится к установлению наличия хотя бы минимально необходимого уровня доверия кандидата со стороны населения и, соответственно, хотя бы минимальных его шансов на успех избирательной кампании. По мнению полномочного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Д.Ф. Вяткина, этот механизм также направлен на достижение договоренности между муниципальными образованиями и главами субъектов Российской Федерации и предотвращение конфликтов между региональными и муниципальными властями.

8 стр., 3945 слов

Разработка стратегии развития муниципального образовательного ...

... стратегия развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный центр «Лотос» г. Дальнегорска. Проблемам разработки стратегии развития организации посвящено много работ ... стратегических целей предприятия, путей и методов их достижения, что эффективно реализуется менеджментом в процессе формирования стратегии развития, адекватной ...

С другой стороны, противники муниципального фильтра считают, что муниципальный фильтр стал для властей эффективным инструментом, способным превратить выборы в хорошо поставленное зрелище, и окончательно исключил межпартийную конкуренцию как процесс политического жизнь.

Законами пяти субъектов Российской Федерации, в которых 14 октября 2012 года проводились выборы высших должностных лиц, число лиц, необходимое для поддержки выдвижения кандидатов на должность губернатора, варьировалось от минимальных 5% (Белгородская область) до максимальных 10% (Новгородская область) от общего числа депутатов представительных органов муниципальных образований, предусмотренного их уставами на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. Соответствующий процент в остальных трех регионах был равен 7. Назовем эти проценты первым «муниципальным фильтром».

Законодательством устанавливается число лиц, необходимое для поддержки кандидата, но не число подписей таких лиц. Следовательно, кандидатам нужно было собрать от 148 подписей депутатов, глав муниципальных образований в Белгородской области до 241 подписи в Брянской области (без учета процента превышения числа подписей, представляемых на регистрацию кандидатов).

Решение о том, какая категория лиц будет собирать подписи в поддержку назначения, было принято кандидатами самостоятельно. Впрочем, эта свобода усмотрения существенно корректировалась достаточностью числа избираемых на прямых выборах глав муниципальных образований в субъекте Российской Федерации для сбора подписей исключительно среди них.

Второй «муниципальный фильтр» — установление среди собираемого процента подписей избранных на прямых выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований дополнительной квоты для подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов в размере от 5 до 10% от общего числа указанных лиц — также содержит резерв для расхождения между расчетным и фактически возможным для сбора числом подписей. Но его главная сложность состоит не в этом.

Законодатель предоставил законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации право самостоятельно решать вопрос о конкретном проценте (в пределах вышеназванной «вилки») депутатов и избираемых глав муниципальных районов и городских округов в числе лиц, поддерживающих кандидата на должность высшего должностного лица региона. Часть 2 статьи 26 Модельного закона, подготовленного ЦИК России, определяет число подписей таких депутатов и (или) глав муниципальных образований в 5% от уставного числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия решения о назначении выборов глав муниципальных районов и городских округов.

6 стр., 2811 слов

Объект и субъект муниципального управления

... соответствия субъекта управления управляемому объекту'): управление сложным объектом осуществляется сложным субъектом управления. необходимо более подробно рассмотреть тему, уделив внимание всем ее составляющим. Первая составляющая - это население муниципального образования, поскольку оно определено Конституцией Российской Федерации ...

Действующее законодательство о выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации использует именно такой императивный подход к определению доли подписей среди депутатов и глав городов и районов. Так, среди поддержавших кандидатов в Белгородской области таких депутатов и руководителей должно быть 5%, в Рязанской, Брянской, Амурской областях — 7%, в Новгороде — 10%, то есть 34, 44, 54 соответственно 41 и 36 подписей.

Буквальное толкование норм Федерального закона позволяет предположить единственную возможную причину изменения этого показателя — представление кандидатом для регистрации увеличенного числа подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, но не более чем на 5%. Пункт 20 статьи 37 <consultantplus://offline/ref=4EC99344A47B3F67E80CB9D4BC3CEFD1D5CFE3D928F29232B1B1F4A1DA9CD8D24E4B158B02W1DFH> Федерального закона допускает соответствующее правило для «подстраховки» кандидатов.

Выделение в общем числе собираемых подписей депутатов и избранных глав муниципальных образований особой квоты для депутатов и глав городских округов и муниципальных районов подчеркивает важность учета мнения последних при выдвижении кандидатур на пост руководителя высшего исполнительного органа государственной власти региона.

Переходя к третьему «муниципальному фильтру», отметим, что требование о поддержке кандидата депутатами представительных органов, главами муниципальных районов и городских округов не менее чем в трех четвертях соответствующих муниципальных образований предполагает использование для расчета совокупного числа муниципальных районов и городских округов. При этом подписи собираются не менее чем в трех четвертях от общего количества муниципальных образований и городских округов, без внутренней градации этого фильтра для трех четвертей муниципальных районов и трех четвертей городских округов. Иное невозможно: например, на территории Новгородской области образован 21 муниципальный район и 1 городской округ, что позволило избирательной комиссии Новгородской области определить необходимость поддержки кандидата на должность Губернатора не менее чем в 17 муниципальных районах и городском округе. В Белгородской области было установлено такое же минимальное число муниципальных районов и городских округов, в Амурской и Рязанской областях — 22, в Брянской области — 25.

Вопрос особенно актуален в контексте правомочности поддержки со стороны депутата представительного органа муниципального образования или избранного главы муниципального образования только кандидата на выборах высшего должностного лица в регионе. Получается, что партии, освобожденные от сбора подписей избирателей, получили взамен новый барьер, преодолеть который в условиях представительства единичных партий в органах местного самоуправления весьма затруднительно — естественно, без желания этих самых единичных партий.

25 стр., 12028 слов

Государственное управление субъекта федерации

... назначение служебных программных средств. 38. Программа WordPad : назначение, основные элементы управления. Ввод, редактирование и форматирование текста в программе WordPad . 39. Общие ... и точность измерений. Строение химических элементов. Химический катализ и методы управления химическими процессами. Молекулярная основа воспроизведения генетической информации и осуществления связи между ...

Таким образом, Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=40C5B4F6B9B017B6F954233C17DA13590020A0E2579B29026EEAB3BC59r4a0K> от 2 мая 2012 года N 40-ФЗ, возвратившим прямые выборы губернатора, установлено, что выдвижение кандидата на эту должность должны поддержать от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ, каждый из которых может поддержать только одного кандидата (далее все эти лица именуются муниципальными депутатами или просто депутатами).

Анализ новой нормативной модели прямых выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации указывает не только на неточности в законодательстве, порождающие трудности в применении закона. Сегодня неясен ответ на основной вопрос: если губернатор является выборным должностным лицом, определяемым гражданами России непосредственно, то зачем эту волю народа проверять трижды — через депутатов и глав муниципальных образований, сбор подписей среди избирателей (при самовыдвижении кандидата) и сам процесс голосования? Если же общество не готово, по мнению законодателей, к прямым выборам высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, то можно избрать иной способ наделения полномочиями указанных лиц, на что и обращал внимание Конституционный Суд РФ. Сочетание элементов прямой и косвенной демократии, характерное для современного народного представительства, очень напоминает преходящие формы теории эволюционных преобразований.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛЕГИТИМНОСТИ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РФ

2.1 Проблемы замещения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ

Если с 1999 года высшее должностное лицо субъекта РФ избиралось избирателями данного субъекта РФ, то в 2004 году данная должность стала утверждаться путем наделения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению Президента РФ. Губернаторы назначались законодательным собранием субъекта, но президент одобрял выдвижение. Поэтому выбор ограничился только выборами наиболее представительного органа: законодательного собрания. В 2009 году Указом Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» механизм изменился, но лишь частично: партия, имеющая большинство голосов в регионе, могла президенту предложить своих кандидатов. Политическая партия представила предложения по кандидатам в президенты не позднее, чем за 40 дней до истечения срока полномочий губернатора. При этом консультации с Президентом РФ проводились не позднее, чем за 45 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ. Предложения кандидатов были рассмотрены главой государства в течение не более 10 дней со дня подачи. Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях.

5 стр., 2373 слов

Субъекты и объекты государственного управления

... людей по целенаправленному использованию государственной власти на законных основаниях. Но объектом управления являются не только специальные органы управления и должностные лица государства и муниципалитета. На основании взаимного влияния субъекта-субъекта можно сделать вывод, ...

Закрепление существенной роли Президента РФ в качестве единственного субъекта, представляющего кандидатуры на указанную должность, является ярким показателем централизации государственной власти в РФ. Такая ситуация фактически не соответствовала принципам федеративного устройства Российской Федерации и демократии на региональном уровне, получившим критическое выражение в трудах многих известных отечественных конституционалистов.

В 2012 году, как отмечалось выше, федеральный законодатель вновь пришел к выводу о необходимости проведения прямых выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, но с некоторыми отклонениями от прежнего порядка. Так, было введено требование обязательной поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ 5 — 10% из числа депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ. При этом подписи в поддержку кандидата должны были быть получены не менее чем в 3/4 муниципальных районов и городских округов субъекта РФ. Этот вид процедуры получил в науке и политической практике название «муниципальный фильтр». Данное нововведение мало соотносится с особым статусом местного самоуправления как вида публичной власти, не входящей в систему государственной власти РФ.

Более того, абсурдна сложившаяся на практике ситуация, при которой один кандидат на должность высшего должностного лица субъекта РФ вынужден просить местных депутатов допустить другого кандидата к выборам, иначе попросту выборы получились бы безальтернативными. Оказывается, так называемый городской фильтр на практике носит характер неразумного защитного барьера. А учитывая тот факт, что большинство депутатов представительных органов местного самоуправления в РФ являются членами так называемых парламентских политических партий, то де-факто федеральная власть через институт политических партий способна оказывать действенное влияние на немотивированное недопущение определенных граждан для получения последними статуса кандидата на должность главы субъекта РФ.

Однако в настоящий момент федеральный законодатель решил занять в целом взвешенную усредненную позицию в нашумевшем вопросе наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. Субъекты Российской Федерации имели возможность выбрать модель для заполнения данной позиции. Законодательство субъекта РФ может предусмотреть как выборы высшего должностного лица субъекта РФ избирателями данного субъекта РФ, так и установить его избрание депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по представлению Президента РФ.

Если субъект РФ примет решение о формировании должности высшего должностного лица субъекта РФ не с помощью выборов избирателями данного субъекта РФ, то кандидаты для избрания на данную должность представляются в региональный парламент Президентом РФ по предложениям политических партий, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов. Предложения о кандидатурах на должность главы субъекта РФ также вправе вносить Президенту РФ политические партии, федеральные списки кандидатов которых на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы допущены к распределению депутатских мандатов.

Подводя итог, необходимо выделить следующие проблемы замещения высшего должностного субъекта РФ.

— В случае выбора модели по назначению на должность высшего должностного лица субъекта РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению Президента РФ последний получает механизм по влиянию на утверждение тех или иных лиц на указанную должность. Вполне вероятно, что региональный парламент одобрит предложенную Президентом РФ кандидатуру ввиду особого правового положения главы государства в системе государственной власти РФ.

— Законом субъекта РФ может предусматриваться выдвижение кандидатов на данную должность в порядке самовыдвижения. Однако анализ нормативного правового регулирования субъектами РФ данного вопроса позволяет говорить о тотальном отказе от закрепления такой возможности регионами, что по сути своей является необоснованным самоограничением субъектами РФ.

— Вызывает сомнения отсутствие возможности использования иных процедур выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ. Как альтернатива вполне могла быть оправдана процедура выдвижения кандидатов на указанную должность без участия федерального центра как такового либо с возможностью разностороннего предложения кандидатур со стороны иных лиц и организаций (например, путем народной инициативы населения субъекта РФ в установленной процедуре, выдвижение профсоюзами и т.д.).

Не совсем ясно, почему только политическим партиям как одному из видов общественных объединений предоставлена законодательная возможность не только предложения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ, но и проведения консультаций с Президентом РФ по данному вопросу.

2.2 Аспекты развития законодательства о выборах высшего должностного лица субъекта РФ

Согласно Федерального закона <consultantplus://offline/ref=79A216A6CE533D1FC30EC076D548C26416F11DB4AF55A569C03A0B829CJBl1I> от 2 апреля 2013 г. N 30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъекты Российской Федерации в своих конституциях (уставах) получили правомочие по возможности избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Предложения о кандидатурах на указанную должность Президенту Российской Федерации вносят политические партии, списки кандидатов которых допускались к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политические партии, федеральные списки кандидатов которых в соответствии с итогами ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы получили допуск к распределению депутатских мандатов. Президент Российской Федерации из предложенных кандидатур представляет трех кандидатов законодательному (представительному) органу государственной власти субъектов Российской Федерации. Принятие указанного Закона <consultantplus://offline/ref=79A216A6CE533D1FC30EC076D548C26416F11DB4AF55A569C03A0B829CJBl1I> оформило в России систему многостепенных выборов, выступающей разновидностью непрямых выборов, установив, что высшее должностное лицо может избираться депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и, вероятно, определило новое направление развития отечественного избирательного права.

Статья 38 <consultantplus://offline/ref=79A216A6CE533D1FC30EC076D548C26416F11FB5A852A569C03A0B829CB142BB075307AD1965766AJ9l1I> Федерального закона устанавливает возможность голосования по одной кандидатуре при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований. Здесь для победы кандидату необходимо, чтобы за него проголосовало не менее 50% избирателей. Согласно ст. 71 <consultantplus://offline/ref=79A216A6CE533D1FC30EC076D548C26416F11FB5A852A569C03A0B829CB142BB075307AD19667562J9l1I> указанного Закона голосование по одной кандидатуре во втором туре может осуществляться при выборах любого органа государственной власти либо органа местного самоуправления. Несмотря на возможное нарушение принципа чередования при прямых выборах, законодатель не отказался от понятия «выборы.

Принятие Федерального закона <consultantplus://offline/ref=79A216A6CE533D1FC30EC076D548C26416F11FB4AB5DA569C03A0B829CJBl1I> от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон об ОМС) повлекло закрепление системы многостепенных выборов в качестве возможного варианта выборов органов местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 36 <consultantplus://offline/ref=79A216A6CE533D1FC30EC076D548C26416F11FB4AB5DA569C03A0B829CB142BB075307AD1964756EJ9l1I> Закона об ОМС в уставе муниципального образования могут быть устанавливаться выборы главы муниципального образования представительным органом муниципального образования. В муниципальных районах многоступенчатые выборы могут использоваться как возможное средство для формирования представительных органов муниципального образования.

В контексте обеспечения многоэтапных выборов как способа замещения должности высокопоставленного должностного лица субъекта Российской Федерации также необходимо установить нормы их проведения в российском избирательном законодательстве. Это позволит определить содержание многоэтапной избирательной системы, принципы их проведения. Включая общественные отношения, связанные с многостепенными выборами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов муниципальных районов в предмет российского избирательного права, мы определяем условия проведения прямых и многостепенных выборов: назначение, общие требования для реализации активного и пассивного избирательного права и т.д. Поэтому некоторые из запретов и ограничений, закрепленных в современном избирательном законодательстве, будут распространены на многоэтапные выборы.

В настоящее время непрямые выборы хорошо вписываются в современную демократическую форму правления в России. Обеспечение их в качестве формы обучения для определенных органов государственной власти и должностных лиц не является шагом назад на пути демократического развития в России: не существует общепризнанной идеальной избирательной системы.

При многоэтапных выборах снижается способность избирателей напрямую влиять на избранных и уменьшается объем субъективных избирательных прав граждан. Но при этом повышается устойчивость системы власти, устанавливается тесная связь между представительными органами и избранными ими лицами, повышается профессионализм кандидатов.

Таким образом, в связи с вышесказанным можно предположить, закрепление многостепенных выборов как возможной процедуры замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации обусловит одно из направлений дальнейшего развития отечественного избирательного права. Система многостепенных выборов соответствует Конституции <consultantplus://offline/ref=79A216A6CE533D1FC30EC076D548C26415FD1EB2A003F26B916F05J8l7I> Российской Федерации, не предусматривающей, что прямые выборы — это единственный способ формирования органов публичной власти и их должностных лиц. Во-первых, прямые выборы обеспечат тесную связь между избирателями и избранными, максимальную возможность для населения влиять на поведение избранных. Во-вторых, многоступенчатые выборы — это своеобразное «сито», через которое отбираются кандидаты. Эта избирательная система позволит отсеивать случайных людей, оставляя более зрелых и надежных кандидатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высшее должностное лицо — сложный статусный орган, хотя и входит в систему исполнительной власти, в том числе федеральную, но занимает свое особое место. Высшее должностное лицо является главой субъекта Федерации с функциями, характерными именно для глав государств (государственных образований — субъектов Федерации): представительскими, в сфере законодательной власти и т.д. Кроме того, высшее должностное лицо занимает доминирующее положение в системе исполнительной власти, причем не как глава исполнительного органа, а как глава исполнительной власти. Не отрицая того, что он является главой исполнительной власти субъекта Федерации, необходимо подчеркнуть первенство его статуса как главы субъекта Федерации.

Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=40C5B4F6B9B017B6F954233C17DA13590020A0E2579B29026EEAB3BC59r4a0K> от 2 мая 2012 года N 40-ФЗ, возвратившим прямые выборы губернатора, установлено, что выдвижение кандидата на эту должность должны поддержать от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ, каждый из которых может поддержать только одного кандидата (далее все эти лица именуются муниципальными депутатами или просто депутатами).

Анализ новой нормативной модели прямых выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации указывает не только на неточности в законодательстве, порождающие трудности в применении закона. Однако в настоящий момент федеральный законодатель решил занять в целом взвешенную усредненную позицию в нашумевшем вопросе наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. Субъекты Российской Федерации имели возможность выбрать модель для заполнения данной позиции. Законодательство субъекта РФ может предусмотреть как выборы высшего должностного лица субъекта РФ избирателями данного субъекта РФ, так и установить его избрание депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по представлению Президента РФ.

Подводя итог, необходимо выделить следующие проблемы замещения высшего должностного субъекта РФ.

— В случае выбора модели по назначению на должность высшего должностного лица субъекта РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению Президента РФ последний получает механизм по влиянию на утверждение тех или иных лиц на указанную должность. Вполне вероятно, что региональный парламент одобрит предложенную Президентом РФ кандидатуру ввиду особого правового положения главы государства в системе государственной власти РФ.

— Законом субъекта РФ может предусматриваться выдвижение кандидатов на данную должность в порядке самовыдвижения. Однако анализ нормативного правового регулирования субъектами РФ данного вопроса позволяет говорить о тотальном отказе от закрепления такой возможности регионами, что по сути своей является необоснованным самоограничением субъектами РФ. Установление самокандидатуры на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации как формы реализации гражданами своего пассивного избирательного права без фактического вступления в политические партии в России в настоящее время как таковое не работает.

— Вызывает сомнения отсутствие возможности использования иных процедур выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ. Как альтернатива вполне могла быть оправдана процедура выдвижения кандидатов на указанную должность без участия федерального центра как такового либо с возможностью разностороннего предложения кандидатур со стороны иных лиц и организаций (например, путем народной инициативы населения субъекта РФ в установленной процедуре, выдвижение профсоюзами и т.д.).

Не совсем ясно, почему только политическим партиям как одному из видов общественных объединений предоставлена законодательная возможность не только предложения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ, но и проведения консультаций с Президентом РФ по данному вопросу.

В связи с изложенным можно предположить, что закрепление многоэтапных выборов как возможной процедуры замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации определит одно из направлений дальнейшего развития избирательного права. Система многостепенных выборов соответствует Конституции <consultantplus://offline/ref=79A216A6CE533D1FC30EC076D548C26415FD1EB2A003F26B916F05J8l7I> Российской Федерации, не предусматривающей, что прямые выборы — это единственный способ формирования органов публичной власти и их должностных лиц. Во-первых, прямые выборы обеспечат тесную связь между избирателями и избранными, максимальную возможность для населения влиять на поведение избранных. Во-вторых, многоступенчатые выборы — это своеобразное «сито», через которое отбираются кандидаты. Эта избирательная система позволит отсеивать случайных людей, оставляя более зрелых и надежных кандидатов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/vyisshee-doljnostnoe-litso-subyektov-rf/

Нормативно — правовые акты и другие официальные документы

  • Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ// Собрание законодательства РФ. — 2014. — N 31. — Ст. 4398. 2.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=79A216A6CE533D1FC30EC076D548C26416F11FB4AB5DA569C03A0B829CJBl1I>
  • от 06.10 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) / Собр. законодательства Рос.Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822;
  • 2016. N 27 (Часть I).

    Ст. 4231.

  • Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016)// Собр. законодательства Рос. Федерации.2002. N 24. Ст. 2253;
  • 2016. N 15.С. 2054.
  • Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=00F18C9794A6FBA523016AD9D0E1A2F68813F8F0B1F55866417FCF9007v4i9I>
  • от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.1999. N 42. Ст. 5005;
  • 2016. N 27 (Часть I).

    Ст. 4222.

  • О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации «: Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=40C5B4F6B9B017B6F954233C17DA13590020A0E2579B29026EEAB3BC59r4a0K>
  • от 02.05. 2012 года N 40-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации..2012. N 19. Ст. 2274.
  • О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=79A216A6CE533D1FC30EC076D548C26416F11DB4AF55A569C03A0B829CJBl1I>
  • от 02.04. 2013 г. N 30-ФЗ // Российская газета. 2013.
  • О внесении изменений в статьи 18 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 26.1 Федерального закона «О политических партиях»: Федеральный закон N 319-ФЗ <#»justify»>Специальная литература

11.Авакьян, С.А. Современные проблемы <consultantplus://offline/ref=00F18C9794A6FBA523017BDBC1E1A2F68812F3F2B7FD056C4926C3920046F0E8C27958812C6D25v3i2I> организации публичной власти: кол. монография / рук. авт. кол-ва и отв. ред. — д.ю.н., проф. С.А. Авакьян. М., 2014. 103 с.

  • Авакьян, С.А. Конституционно-правовые проблемы <consultantplus://offline/ref=8F063DE371A15F7C8820FA8FBDFA40A2CAB0C5BB7DD9999AF4371CH2m2I>
  • централизма, демократии и децентрализации в современном государстве / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 8. С. 5.
  • Бондарь, Н.С., Джагарян, А.А. Губернаторы в системе <consultantplus://offline/ref=8F063DE371A15F7C8820FA8FBDFA40A2C4B5C2B77F849392AD3B1E25H6mFI>
  • российской федеративной государственности: нормативно-доктринальные подходы Конституционного Суда Российской Федерации / Н.С. Бондарь, А.А. Джагарян // Журнал конституционного правосудия. 2013. N 3. С. 88.
  • Вискулова, В.В. Первый опыт применения нового порядка избрания губернаторов в пяти областях Российской Федерации: проблемы и дефекты. Точка зрения практика / В.В. Вискулова // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. N 6. С. 87 — 95.
  • Выдрин, И.В.

Российское избирательное право // Вопросы теории и практики публичной власти: Коллект. моногр. / Отв. ред. А.Н. Кокотов. Екатеринбург, 2005. С. 182.

  • Губенко, А.В. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства о выборах / А.В. Губенко // Законность. 2016. N 9. С. 19 — 20.
  • Демидов, М.В.

Законодательные и исполнительные органы <consultantplus://offline/ref=00F18C9794A6FBA523017BDCCAE1A2F68E1CFFFDB6FD056C4926C3920046F0E8C27958812C6926v3i7I> государственной власти субъектов Российской Федерации: особенности конституционно-правового статуса и организации деятельности / М.В. Демидов // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 4. С. 34.

  • Джагарян, Н. Новый порядок <consultantplus://offline/ref=40C5B4F6B9B017B6F95432390DDA13590622AEE15299740866B3BFBE5E4F8F527EE20822C10CDFr3aEK>
  • замещения должности главы субъекта Российской Федерации как сочетание непосредственных и представительных начал / Н.Джагарян // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. N 2 (93).

    С. 148.

  • Конституционно-правовые основы публичной власти в современной России (к 20-летию Конституции России): монография / отв. ред. И. Выдрин. Екатеринбург, 2014. 415 с.
  • Кутафин, О.Е.

Глава государства: монография / О.Е. Кутафин. М.: Проспект, 2015. 358 с.

  • Макарцев, А.А. Легитимность выборов: механизмы правового обеспечения / А.А. Макарцев // Российский юридический журнал. 2013. N 5. С. 124 — 130.

-Мирзоев, М.Г. К вопросу о конституционно-правовых способах влияния федеральной власти на порядок замещения и процедуру досрочного прекращения полномочий главы субъекта Российской Федерации / М.Г. Мирзоев // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 1. С. 33 — 38.

  • Нарутто, С.В. Защита прав личности российским конституционным <consultantplus://offline/ref=4EC99344A47B3F67E80CA8D1A63CEFD1D2CEE5DA26FACF38B9E8F8A3WDDDH>
  • правосудием: опыт и проблемы / С.В. Нарутто// Конституционное и муниципальное право. 2012. N 3. С. 17.
  • Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / Отв. ред. А.А. Вешняков. М., 2014. 422 с..
  • Полатов, З.Т.

Проблемы конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. Наук / З.Т. Полатов. М., 2013. 277 с.

-Прохоров, В.Н. Отрешение высшего должностного лица субъекта РФ в связи с утратой доверия Президента как мера федерального вмешательства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики / В.Н. Прохоров. Тамбов: Грамота, 2014. N 3 (41): в 2 ч. Ч. 1. С. 127.

  • Прохоров, М. Повестка дня: Что дальше? / М. Прохоров // Ведомости. 2013. N 3432. 17 сент.
  • Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства / Отв.

ред. А.А. Вешняков. М., 2004. 364 с.

  • Система органов государственной власти: учебное пособие. 3-е изд, перераб. и доп. М., 2014. 415 с.
  • Степанова, А.А.

Заметки о высшем должностном лице субъекта Федерации /А.А. Степанова // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 7. С. 30 — 35.

  • Урусова, И.О. Конституционно-правовой статус высших должностных лиц субъектов Российской Федерации: их роль в системе федеральных и региональных органов власти: автореф. дис. … канд. юрид. Наук / И.О. Урусова. М., 2014. 201 с.
  • Черепанов, В.А.

Муниципальный фильтр на губернаторских выборах: за и против / В.А. Черепанов // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 7. С. 35 — 40.

-Шапиев, С.М. «Муниципальный фильтр» на выборах высших должностных лиц (глав исполнительной власти) субъектов Российской Федерации: проблемы теории, практики применения и совершенствования законодательства / С.М. Шапиев // Право и жизнь. 2014. N 197 (11).

С. 158 — 159.

  • Шувалов, М.Н. Конституционно-правовой институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: эволюция, современное состояние, тенденции развития: дис. … канд. юрид. Наук / М.Н. Шувалов М., 2009. 147 с.