Должностное лицо в уголовном праве

Дипломная работа

В разное время любое государство, независимо от формы правления и структуры, предъявляло, предъявляет и предъявляет к должностным лицам особые требования для выполнения ими своих официальных функций. В случае совершения такими лицами общественно опасных деяний к ним предъявляются особые требования, нарушение которых влечет уголовное преследование. И это вполне объяснимо. Наделяя определённые категории лиц специальными полномочиями, необходимыми для осуществления государственной власти, государство правомочно установить особые требования по ответственности этих лиц. По этой причине вопросы о должностных преступлениях всегда были в центре научных исследований. В каждую эпоху, характеризующуюся достаточным развитием науки уголовного права, особое внимание уделялось проблемам субъектов служебных преступлений и их ответственности.

По мнению большинства ученых, ни закон, ни действующее на сегодняшний день толкование, предложенное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», не дает четкого понимания всех аспектов этого понятия. Поэтому многие авторы критикуют существующее определение.

Поэтому в литературе говорится о нецелесообразности распределения административных и экономических функций между функциями чиновника. Дополнительно к «управлению вещами» (административно-хозяйственная функция), выделяемому авторами в отличие от «управления людьми и организациями» (организационно-распорядительная функция), предлагается в понятие должностного лица включать такой признак, как совершение юридически значимых действий.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» частично отразило эти теоретические изыскания: полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, суд относит к организационно-распорядительным функциям (абз. 2 п. 4 указанного Постановления).

Однако суть понятия «офицер» принципиальных изменений не претерпела.

Исходя из вышесказанного, выбранная тема имеет большое теоретическое и практическое значение.

Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения к уголовной ответственности должностных лиц.

Предметом работы являются нормы международного, зарубежного и российского уголовного права, регулирующие уголовную ответственность должностных лиц, научная и специализированная литература и судебная практика.

11 стр., 5442 слов

Документирование организационно-распорядительной документации

... распорядительные документы. 2. Организационные документы, Организационные документы К организационным документам относятся: устав организации; учредительный договор; положения о структурных подразделениях; регламент; структура и штатная численность; штатное расписание; должностные инструкции работников. Организационно-правовые документы ...

Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ понятия должностного лица в уголовном праве.

Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:

  • изучить эволюцию понятия должностное лицо в Российской Федерации;
  • раскрыть понятие должностное лицо в уголовном праве в современный период;
  • проанализировать должностное лицо как субъект преступления в зарубежном уголовном законодательстве;
  • рассмотреть общие положения о должностном лице в уголовном праве;
  • дать характеристику осуществлению функций (представителя власти) как признак должностного лица;
  • раскрыть осуществление организационно-распорядительной функции как признак должностного лица;
  • рассмотреть осуществление административно-хозяйственных функций как признак должностного лица.

Методы работы. В ходе работы использовались такие методы, как диалектический, системный, формальный, логический, методы анализа и синтеза, исторический, сравнительно-правовой и другие.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, из которых семь абзацев, заключения и библиографии.

1.1 Эволюция понятия должностное лицо в Российской Федерации

В истории отечественного законодательства прослеживается четкая тенденция к выделению особой категории субъектов, обладающих властными полномочиями (на современном языке — должностных лиц).

Правила, регулирующие правовой статус и ответственность должностных лиц за преступления на службе, были известны в законодательстве времен Древней Руси.

В первых памятниках русского права (начиная с X-XI веков) в основном устанавливались ограничения в использовании должностными лицами своей власти, главным образом, путем определения размеров и порядка взимания поборов с населения. Судя по историческим данным, злоупотребления на этом этапе развития древнерусского государства часто выражались в чрезмерном вымогательстве. С другой стороны, в качестве преступлений предусматривались и посягательства на деятельность должностных лиц и органов власти (в том числе и церковной).

Так, в ст. 38 Краткой редакции Устава князя Ярослава о церковных судах содержался запрет на вмешательство в деятельность церковных судов: «А кто установление мое нарушить, или сынове мои, или внуци мои, или правнуци мои, или от рода моего кто, или от бояр кто, а порушать ряд мои вступятся, в суды митрополичьи, что есмь дал митрополиту и церкви и пископтям по всем градам по правилам святых отецъ, судившее, казнити по закону».

19 стр., 9391 слов

Превышение должностных полномочий: уголовно-правовой анализ

... злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее — Постановление Пленума ВС РФ № 19), Б.В. Волженкин « Служебные преступления», Журнал «Законность» № 10 от 1997 статья Клепицкого И. « Должностной лицо в уголовном ... изучения законов, судебной практики и научных статей по данному вопросу При написании курсовой работы использовался учебной литературой, ...

1.2 Понятие должностное лицо в уголовном праве в современный период

Рассматривая общую характеристику понятия «должностное лицо», следует отметить, что наиболее значимые теоретические разработки этого понятия представлены в уголовной доктрине.

Научные разработки в этой области стали особенно активными после принятия и введения в действие Уголовного кодекса РСФСР в 1960 году, который внес существенные изменения в это понятие. Согласно примечанию к ст. 170 УК РСФСР под должностными лицами понимались «лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителя власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию».

С появлением нового легального (законодательного) понятия должностного лица, содержавшегося в примечании к ст. 170 УК РСФСР 1960 года, в уголовно-правовой науке наметились новые подходы к его трактовке.

М.Д. Лысов, определяя объем и содержание рассматриваемого понятия, выделял следующие его основные элементы:

1.3 Должностное лицо как субъект преступления в зарубежном уголовном законодательстве

На нынешнем этапе развития международных отношений Россия активно в них участвует. Это достигается за счет членства в различных общих и специализированных международных организациях, а также заключения или присоединения к международным договорам и конвенциям.

В последнее время большое внимание уделяется проблеме международных должностных преступлений. Наиболее ярко это проявляется в международной борьбе с коррупцией. Адекватным контрастом этому явлению является принятие основополагающих деклараций и конвенций. Это, в частности, Межамериканская конвенция ОАГ от 29.03.1996 «О борьбе с коррупцией», Декларация ООН от 16.12.1996 «О борьбе с коррупцией, взяточничеством в международных коммерческих операциях», Конвенция ОЭСР от 21.11.1997 «О борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных операций», Конвенция Совета Европы от 27.01.1999 «Об уголовной ответственности за коррупцию», Конвенция Совета Европы от 04.11.1999 «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию», Конвенция АС от 12.07.2003 «О предупреждении коррупции и борьбе с ней», Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003.

2.1 Общие положения о должностном лице в уголовном праве

Чиновник — это наиболее распространенный тип специального предмета, который используется при построении состава преступления. В более чем двадцати составах преступлений должностное лицо является единственным возможным субъектом. В более чем шестидесяти элементах преступления он выступает в качестве одного из возможных субъектов.

Легальное (законодательное) определение понятия должностного лица как специального субъекта уголовной ответственности необходимо закрепить, хотя и с учетом характера выполняемых им функций, а также сферы их осуществления, но, прежде всего, на основе наличия у него еще одного конститутивного, обязательного признака — делегированного данному субъекту государством либо органом местного самоуправления и нормативно закрепленного права самостоятельно (автономно) принимать государственно-властные или управленческие решения.

13 стр., 6256 слов

Злоупотребление должностными полномочиями. Понятие должностного лица

... РФ в примечании к ст. 285 “Злоупотребление должностными полномочиями” понятие “должностное лицо” трактуется следующим образом: “Должностными лицами... признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в ...

Как показывает судебная практика, при квалификации должностных преступлений именно потому, что в законе не выделен этот признак, нередко возникают сложности в решении вопроса о том, можно ли признать конкретного субъекта, совершившего общественно опасное деяние в процессе осуществления своей служебной деятельности, должностным лицом.

2.2 Осуществление функции (представителя власти) как признак должностного лица

В УК РФ 1996 г. впервые на легальном уровне предлагается законодательное определение представителя власти в примечании к ст. про 318 УК РФ: представителем власти в статьях УК РФ признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

В п. 3 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» от 16 октября 2009 г. к исполняющим функции представителя власти отнесены лица, наделенные правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания это к ст. 318 УК, иные лица правоохранительных или контролирующих органов, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

2.3 Осуществление организационно-распорядительной функции как признак должностного лица

В теории уголовного права вопрос о содержании понятия «административные полномочия» не получил должной проработки». В уголовном законе это словосочетание используется для обобщенной характеристики функций представителя власти, т.е. «распорядительство» понимается в уголовном законе широко — как управление не подчиненными по службе лицами . В служебном праве под менеджментом понимается оперативное регулирование служебных отношений, выдача текущих инструкций. Можно согласиться с А.Я. Аснис, нельзя признать законотворческую деятельность реализацией административных полномочий или принятием управленческих решений в виде нормативных предписаний, правовых норм. Законодательная деятельность также осуществляется органами исполнительной власти. Есть государственные чиновники, которые принимают управленческие решения не только индивидуального, но и регулирующего характера. Данное обстоятельство не учтено в примечании к ст. 318 УК, где понятием «распорядительные полномочия» охватываются полномочия представителей власти принимать решения нормативного характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В истории российского государства во все времена эффективность эффективных уголовно-правовых средств борьбы с коррупцией и другими злоупотреблениями должностных лиц, когда они использовались в отрыве от других мер, доступных государству, была крайне снижена.

3 стр., 1420 слов

Служебная и профессиональная тайна

... представителями некоторых профессий в силу исполнения ими своих профессиональных обязанностей и защищенные от разглашения законом». Ковалева Н.Н. определяет профессиональную тайну как защищаемую законом информацию, доверенную или ставшую известной лицу ... порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти». При этом настоящим ...

Исторический опыт и мировая практика борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, совершаемыми должностными лицами с использованием своего служебного положения, убедительно доказывают, что серьезных успехов в этой области можно добиться лишь путем консолидации всех имеющихся в распоряжении государства средств: экономических, социальных, политических, организационных и правовых.