Прокуратура как орган высшего надзора

Курсовая работа

Закон и порядок… Эти слова, которые мы часто слышим в последнее время по радио и телевидению, мы читаем на страницах газет. И действительно, как основа нормальной жизни общества и его членов, законность, т.е. безусловное и неукоснительное соблюдение правовых предписаний, является важнейшим составным элементом правового государства. Повсеместное соблюдение законов — это проявление зрелости общества, признак его стабильности, а следовательно, благополучия и процветания. Однако в любом обществе до сих пор есть люди, о которых можно сказать словами известной песни: «Только кое-кто иногда не хочет жить честно…». Это песня о правоохранительных органах, о тех, чья служба действительно «опасна и трудна». Именно они играют ведущую роль в поддержании верховенства закона, предотвращении преступлений и наказании за них, воспитании граждан в духе соблюдения закона.

Правоохранительная система достаточно сложная и разветвленная. Однако один из важнейших постов в нем занимает такой орган, как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п.

Во-первых, прокурор осуществляет общий контроль за исполнением законов о государственном управлении предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Именно этому виду ее деятельности и посвящена данная курсовая работа. В первую очередь это касается системы прокуратуры Республики Казахстан, знание структуры которой необходимо для лучшего понимания ее работы. Во второй части исследуется законность, но не как теоретико-правовое понятие, а как объект бдительности обвинения. Третья часть посвящена непосредственно бдительности прокуратуры как виду деятельности.

В четвертой части раскрывается проблема судебной защиты прокурорского протеста, которая обострилась в белорусском законодательстве.

1. Соблюдение законности как

предмет прокурорского надзора

Контроль за единообразием и точным применением законов является единственной целью органов прокуратуры. Прокуратура — единственный государственный орган в стране, выполняющий эти функции.

9 стр., 4200 слов

Организация работы с обращениями граждан (на примере органов ...

... Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ в ст. 4 п. 1 дал определение этому понятию: «Обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или ...

Почему так важно создать режим законности в государстве? Ответ один: только при строгой дисциплине и самодисциплине, высокой ответственности за порученное дело, при неуклонном соблюдении предписаний закона можно создать внутренне сильное, монолитное государство, которое способно отстоять свою независимость и обеспечить права и законные интересы своих граждан, их благосостояние.

Чтобы прокурорский контроль за точным и единообразным исполнением законов осуществлялся в полной мере, необходимо дать правильное определение понятию законности как социального явления.

Некоторые юристы сводят понятие законности только к законам и статутам, не считая, что это лишь один из элементов, составляющих содержание законности.

К чему это приводит на практике?

Когда необходимо усилить борьбу с любым нарушением закона, сразу возникает вопрос об изменении действующего законодательства или внесении в него дополнений. Закон «совершенствуется», а положение с его соблюдением не изменяется.

Если законы не соблюдаются, а останутся только на бумаге, воля законодателя останется только желанием и не более того. Поэтому соблюдение закона, то есть действия исполнительной власти, является непременным условием соблюдения законов.

Каждое государство создает систему гарантий для обеспечения исполнения законов. Одним из них, и наиболее важным, является надзор прокурора за точным и единообразным исполнением законов. Это также является составным элементом понятия законности.

Наконец, государство устанавливает разные виды ответственности за нарушение закона в зависимости от степени опасности нарушения. Ответственность может быть уголовной, административной, материальной или дисциплинарной, но она неизбежна. известно, что безнаказанность ведет к более опасным нарушениям закона.

Таким образом, содержание понятия законности образуется из следующих элементов А) законы и подзаконные акты Б) исполнение законов и подзаконных актов, то есть проведение их в жизнь В) надзор за точным и единообразным исполнением законов Г) ответственность за допущенное нарушение закона.

Поэтому, когда речь идет об укреплении законности, государство, его органы власти и управления должны разработать меры в направлениях совершенствования законодательства, усиления деятельности органов исполнительной власти, активизации прокурорского надзора, усилении ответственности за допущенное нарушение закона. Только комплексный подход к решению этих проблем позволит успешно создать правовое государство в государстве.

Закон и законность следует рассматривать как мощный социальный регулятор, обеспечивающий решение сложных политических, экономических, социальных, национальных и культурных проблем. Законность в нашем государстве—это организующий и дисциплинирующий фактор, требующий строгого соблюдения государственной и трудовой дисциплины, четкого выполнения каждым своих обязанностей, который способствует росту активности граждан и в то же время удерживает их от беззакония и произвола.

Забота государства, его законодательных и исполнительных органов по укреплению законности проявляется в следующем:

  • в совершенствовании действующего законодательства и расширении сферы правового регулирования в соответствии с уровнем развития правового государства.
  • в совершенствовании гарантий законности, как общегосударственных, так и правовых.
  • в принятии мер по совершенствованию деятельности органов суда, прокуратуры, внутренних дел и иных правоохранительных органов.
  • в мобилизации широкой общественности на борьбу с преступностью и иными правонарушениями, на преодоление других негативных явлений.

Все это в целом должно способствовать процессу формирования верховенства закона, гарантирующего верховенство закона. Ни один государственный орган, коллектив или общественная организация, ни одно должностное лицо или гражданин, независимо от их положения в компании, не освобождены от обязанности соблюдать закон.

7 стр., 3059 слов

Информатизация органов прокуратуры

... деятельности органов прокуратуры; привести примеры конкретных систем используемых в деятельность органов прокуратуры. Понятие информатизации. Цели и задачи, решаемые в процессе информатизации органов прокуратуры, Информатизация Основными целями и задачами информатизации прокуратуры являются: 1. Качественное расширение возможностей анализа состояния законности ...

Принятая в республике в 1995 г. Конституция создала необходимую социальную основу для дальнейшего развития и совершенствования права в его основных отраслях, что, несомненно, будет способствовать укреплению законности и общественного порядка в стране. Справедливости ради следует отметить, что не все принятые и принятые нормативные акты соответствуют требованиям жизни, в одних из них есть противоречия с другими, неточности, неточности в одних и тех же актах. Некоторые законы принимаются быстро, без глубокой научной проработки. Однако это не исключает большого объема осуществляемой законотворческой деятельности.

Перестройка работы судов, прокуратуры, органов внутренних дел и юстиции, которой сейчас заняты органы законодательной и исполнительной власти, направлена на то, чтобы была надежно обеспечена охрана интересов государства, органов государственной власти и управления, различного рода общественных формирований, и, прежде всего, прав и законных интересов граждан. Деятельность этих органов должна быть организована таким образом, чтобы каждое совершенное преступление было раскрыто, чтобы по нему было произведено полное, объективное и всесторонне расследование, чтобы ни одно виновное лицо не избежало законного наказания и, в то же время, чтобы ни одно невиновное лицо не было привлечено к уголовной ответственности и осуждено.

Прокуратура занимает важное место в системе государственных органов, ответственных за поддержание правопорядка в стране. Между тем на состоянии законности отразились децентрализация прокурорского надзора, оказание на прокуроров влияния местными органами государственной власти и управления, должностных лиц. Многие прокуроры не смогли противостоять этому влиянию и приняли незаконные и необоснованные решения как в области общего надзора, так и в уголовном и гражданском судопроизводстве. Снижение профессионализма следователей, прокуроров и судей влечет за собой неэффективность их деятельности, не отвечающей требованиям времени и задачам построения правового государства в Республике Казахстан.

Деятельность прокуратуры будет действительно эффективной, если будет осуществляться в условиях прозрачности и демократии. Практика показывает, насколько дороже недооценка глубокой связи законности в сочетании с прозрачностью и демократичностью в правоохранительной деятельности.

2. Система органов прокуратуры и

полномочия прокуроров

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность прокуратуры в РК является Указ Президента РК имеющий силу закона о прокуратуре от 21 декабря 1995 г. Согласно Конституции единую централизованную систему органов прокуратуры возглавляет генеральный прокурор, назначаемый президентом с согласия сената парламента республики. Нижестоящие прокуроры назначаются генеральным прокурором . Подробности организации системы доверенностей содержатся в Законе о поверенных.

39 стр., 19092 слов

Взаимодействие прокуратуры с органами местного самоуправления

... регулирующие деятельность органов местного самоуправления, организационно распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации, а также соглашения о сотрудничестве (взаимодействии) органов прокуратуры с органами местного самоуправления. В состав эмпирической основы работы включены соглашения о сотрудничестве органов прокуратуры и органов местного самоуправления, процессуальные ...

Согласно закону, Прокуратура Казахстана образована Генеральной прокуратурой, которая является центральным аппаратом системы прокуратуры, областной прокуратуры и аналогичной прокуратуры столицы. Кроме того к ней относятся прокуратуры городов (районов), межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры, которые могут назначаться и распускаться по представлению Генерального прокурора. К ним относятся военная, транспортная, экологическая прокуратуры и прокуратура по надзору за пенитенциарными учреждениями. По своему статусу специализированные прокуратуры приравниваются к прокуратурам областей, районов (городов) или межрайонных прокуратур.

Структура прокуратуры обычно определяется как внутренняя организация прокуратуры в системе прокуратуры.

Как уже упоминалось, генеральный прокурор является главой системы прокуратуры. Он управляет всей деятельностью Прокуратуры и контролирует ее работу. Он также имеет право издавать ведомственные нормативные акты — приказы, инструкции, приказы, а также утверждает положения и инструкции, которые являются обязательными для всех сотрудников прокуратуры.

Приказ Генерального прокурора Республики Казахстан исполнительного характера определяет стратегическое направление надзора за исполнением законов в данной сфере надзора или в любом направлении деятельности прокуратуры.

Поручение дает генеральный прокурор при разработке приказа руководящего характера, затрагивает любую сферу деятельности прокурора.

Приказ выдается для немедленного выполнения в большинстве случаев любых действий прокурора и следователя.

Инструкция, утвержденная Генеральным прокурором, предусматривает порядок изготовления любых процессуальных или операционных документов. В Инструкции может быть предусмотрен порядок ведения статистической отчетности, учета и регистрации совершенных преступлений и т.п.

Все подчиненные прокуроры подотчетны Генеральному прокурору, только он имеет право назначать и увольнять их. Снятие с должности Генерального прокурора раньше окончания срока его полномочий, который, как и для всех прокуроров, составляет 5 лет , возможно лишь в случае совершения им преступления, а также в связи с невозможностью выполнять свои полномочия по состоянию здоровья или по собственному желанию.

Среднее звено прокурорских органов состоит из прокуратур областей, а также приравненных к ним. Возглавляются эти прокуратуры, соответственно, прокурорами областей. В их полномочия входит управление деятельностью аппарата соответствующих прокуратур и подчиненных органов, а также издание приказов, указаний, распоряжений, обязательных для исполнения всеми подчиненными работниками (ст. 17).

Им подчинены и подотчетны также нижестоящие прокуроры.

Прокуроры областей имеют несколько (обычно 2-3) заместителей. В структуре областных прокуроров есть отделы и управления, возглавляемые руководителями и имеющие в своем составе соответствующих прокуроров.

Основным звеном прокуратуры является прокуратура городов, районов, межрайонных и приравненных к ним прокуроров. Их возглавляет соответствующий прокурор, у которого есть заместитель и помощники, обязанности которых обычно распределяются по ветвям надзора.

17 стр., 8325 слов

Наследственное право Республики Казахстан

... отцы советского государства и закона пытались реализовать идею полного отказа от наследства. Несомненно, однако, что Декрет ... Республики Казахстан «О некоторых вопросах применения судами наследственного права» используется термин «наследование». В нашей литературе и ... порядок, сроки принятия наследства и урегулирования наследственного имущества определяются на основании норм закона, действовавшего на ...

Кроме того, в соответствии со ст. 18 Закона о прокуратуре, могут назначаться прокуроры для городов с районным делением. В их компетенцию входит руководство деятельностью окружных прокуроров, а также возможность вносить предложения старшему прокурору об изменении штата нижестоящих прокуроров и о расстановке кадров.

При прокуратурах областей (г. Минска) и республиканской прокуратуре могут образовываться коллегии (ст. 20).

Они выполняют функцию совещательного органа при соответствующей прокуратуре и рассматривают наиболее важные вопросы деятельности органа, требующие коллективного обсуждения и выработки решений, обсуждают проекты важнейших приказов и указаний, отчеты глав отдельных структурных подразделений, нижестоящих прокуроров и других работников. На собраниях коллегии могут быть заслушаны отчеты и объяснения руководителей государственного управления и надзорных органов, предприятий, организаций, учреждений и других должностных лиц по вопросам исполнения закона.

В состав коллегии республиканской прокуратуры входят Генеральный прокурор РБ (в качестве председателя), его первый заместитель и заместители (по должности), иные прокурорские работники. В коллегии областных прокуратур входят прокурор области (председатель), его первый заместитель и заместители по должности и другие прокурорские работники. Состав коллегий утверждается Генеральным прокурором Республики Беларусь по представлению уполномоченного прокурора.

В структуре прокуратуры также выделяется следственный аппарат. Следственный аппарат республиканской прокуратуры состоит из старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов, а также начальников ( заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи.

Следственный аппарат прокуратур областей, г. Минска и приравненных к ним состоит из старших следователей по важнейшим делам, следователей по важнейшим делам, а также начальников (заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи (ст. 19).

Следственный аппарат в прокуратурах районов (городов), межрайонных и приравненных к ним прокуратурах состоит из следователей и старших следователей.

Следователи прокуратуры проводят расследования по делам о преступлениях, отнесенных законом к их компетенции, а также по любым другим делам, относящимся к компетенции прокурора.

  1. Надзор за прокурором как основное направление деятельности прокуратуры.

Прокуратура Республики Казахстан представляет собой единую централизованную систему, независимую от других государственных органов, должностных лиц, которая подотчетна лишь Президенту Республики (п.2, ст.83 Конституции Республики Казахстан).

Цель Прокуратуры определена в пункте 1, статьи 83 Конституции Республики Казахстан:

«1. Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики. Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также по делам, в судопроизводстве и в установленных законом пределах осуществляет уголовное преследование».

4 стр., 1999 слов

Органы надзора за строительством, их права и обязанности

... государственными строительными органами профсоюзных республик. Введен авторский надзор с целью повышения качества, сокращения срока и стоимости строительства, а также повышения ответственности проектных организаций за качество возводимых конструкций. Надзор за проектировщиком ...

В соответствии с приведенной статьей Конституции, в Указе Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г., в статье 4, прокурорский надзор определен как один из основных направлений и содержание деятельности органов прокуратуры. Прокурорский надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан, и иных нормативных правовые актов можно подразделить на пять отраслей:

  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства;
  • надзор за оперативно-розыскной деятельностью;
  • надзор за законностью следствия и дознания;
  • надзор за законностью административного производства;
  • надзор за законностью исполнительного производства;

а также представительство интересов государства в суде.

Для этих ветвей прокурорского надзора его собственный руководитель и прокурор, действующий в рамках определенной ветви власти, наделены определенным набором полномочий, которые позволяют ему эффективно решать задачи, возложенные на него законом.

Деятельность прокуратуры строится на определенных принципах, а именно: принцип единства и централизации; принцип независимости органов прокуратуры от других государственных органов и должностных лиц, политических партий и других общественных объединений; принцип гласности в действиях органов прокуратуры; невмешательство в деятельность органов прокуратуры; общеобязательность актов прокурорского надзора (ст.3 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г.).

Надзор за прокуратурой осуществляет прокурор в пределах своих полномочий, проводя проверки после вынесения постановления о проверке. В указе приводится перечень оснований для вынесения постановления прокурором о производстве проверки:

  • поручение Президента Республики Казахстан;
  • заявления, жалобы, сообщения и другие данные о нарушении законодательства;
  • непосредственное выявление признаков нарушения законодательства;
  • поручение или запрос вышестоящего прокурора,

(ст.5 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г.).

Сотрудники прокуратуры при осуществлении своей деятельности имеют право беспрепятственно входить в помещения государственных органов и организаций, знакомиться с их документами и материалами, узнавать о судебных делах и своем запросе из суда. По требованию прокуратуры соответствующие органы и полномочные обязаны:

  • безвозмездно предоставить необходимые материалы и сведения;
  • выделить специалистов для участия в проверке и дачи заключения.

Полномочия прокурора, осуществляющего надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан, и иных нормативных правовые актов, можно разделить на две части: полномочия по выявлению нарушений и полномочия, направленные на устранение выявленных нарушений. Если констатируется факт нарушения закона или иного нормативного акта, прокурор выдает по данному факту акт надзора прокурора. Надзорными актами прокурора являются протест, постановление, приказ, заявление, санкция, распоряжение, представление, разъяснение закона. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г., указанные акты обязательны для исполнения всеми организациями, должностными и физическими лицами на территории Республики Казахстан.

11 стр., 5399 слов

Основные принципы построения и функционирования органов государственной ...

... прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ...

Задачами надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства являются:

  • обеспечение прав и свобод человека и гражданина, соответствия законодательству правовых актов и действий органов, организаций, должностных лиц и граждан;
  • принятие мер к выявлению и устранению любых нарушений законности, причин и условий, способствовавших таким нарушениям, восстановлению нарушенных прав (п.1, ст.28 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г.).

Прокурор наделен широкими полномочиями по осуществлению надзора в этой области. Он имеет право получать показания от граждан, должностных лиц, требовать производства проверок по фактам нарушений, привлекать к проведению проверок на основе взаимодействия сотрудников других правоохранительных органов и выполнять другие требуемые законодательством действия по проверке. И по результатам проверок прокурор может вносить протест, давать предписания, приостанавливать действия незаконного акта, за исключением закона, выносить постановление о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или производства об административном нарушении, принимает меры по возмещению материального ущерба, обращается в суд за защитой прав и законных интересов юридических и физических лиц, отстаивать интересы государства в суде, вносить представления об устранении нарушений законности органу или должностному лицу, отменить меры запретительно-ограничительного характера наложенные государственными органами или должностными лицами.

Предметом надзора за оперативно-розыскной деятельностью является соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий органами и должностными лицами, правомочных осуществлять данную деятельность (в частности органы внутренних дел Республики Казахстан).

Полномочия в этой сфере устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и иными законодательными актами. Прокурор уполномочен получать для проверки от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, оперативные дела, материалы и другие необходимые сведения о ходе оперативно-розыскной деятельности; рассматривать жалобы и заявления на действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; проверять законность проведения оперативно-розыскных мероприятий органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; опротестовывать акты нормативного характера, издаваемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в случае их противоречия положениям Конституции, законам и актам Президента Республики Казахстан; прекращать своим постановлением оперативно-розыскные мероприятия, в случае выявления нарушений закона, прав человека и гражданина; выносить в отношении сотрудников, допустивших противоправные действия при проведении оперативно-розыскных мероприятий, постановлений о дисциплинарном производстве, возбуждении уголовного дела; освобождать незаконно задержанных лиц; при необходимости требовать проведения проверок с целью устранения нарушений закона руководителями в подчиненных им органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; давать санкцию на проведение оперативно-розыскных мероприятий в случаях определенных законодательством.

10 стр., 4982 слов

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ...

... литературы. Глава I. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 1.1 Предмет, сущность и задачи данной отрасли прокурорского надзора В соответствии со ст. 29 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью состоит из трех элементов: ...

Содержание и предмет надзора за законностью следствия и дознания составляет надзор прокурором за законностью актов и деятельностью органов дознания и следствия, соблюдением установленного законодательством порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях проведения расследования.

  1. Указания прокурора в пределах его компетенции даются в

письменной форме и обязательны для лица, производящего дознание и

следствие» (ст.38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г.).

Содержание и предмет надзора за законностью административного производства составляют следующие цели: обеспечения точного и единообразного применения законодательства об административных правонарушениях, а также при рассмотрении дел и определении мер взыскания за совершенное административное правонарушение; восстановление нарушенных прав и законных интересов человека и гражданина, должностных лиц и организаций при применении законодательства об административных правонарушениях; обеспечения гражданам права на обжалование любого акта, связанного с производством по делам об административных правонарушениях; принятия мер к виновным в нарушении законности при применении законодательства об административных правонарушениях.

По результатам проверок законности в деятельности должностных лиц">прокурор по обеспечению законности административного производства вправе выносить правовые акты прокурорского надзора: протест на постановление или решение по делу об

административном правонарушении; письменные указания уполномоченным должностным лицам и органам (кроме суда) о производстве дополнительной проверки; постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию; постановление или требование о снятии любых мер запретительного или ограничительного характера, наложенных должностными лицами полномочных государственных органов в связи с исполнением своих обязанностей, в случаях нарушения прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства; постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении; требовать от уполномоченных органов проведения проверки в подконтрольных или подведомственных им организациях; в установленных законом случаях прекращать производство об административном правонарушении; приостанавливать исполнение постановления или решения об административном правонарушении (ст. 42 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г.).

20 стр., 9701 слов

Основы государственного и муниципального управления : «Организационная ...

... входят в систему органов государственной власти. Это органы саморегулирования местных территориальных общин, муниципалитетов, они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий [8, с.25]. Органы местного самоуправления имеют следующие ...

Предмет надзора за законностью исполнительного производства составляют: законность нахождения лиц в местах лишения свободы, при

исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом; соблюдение установленного законодательством порядка и условий содержания осужденных в названных учреждениях, охраной их прав и свобод; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы; законность исполнения судебных решений по гражданским, хозяйственным и иным делам.

  1. Концепция прокурорского надзора на современном этапе

В настоящее время в Казахстане полным ходом идут идеи о государственном суверенитете, с пятого года действует новая Конституция Республики Казахстан, принятая 26 июня 1995 года в Парламенте Республики Казахстан, ведется интенсивная работа по ее развитию. Концепция судебно-правовой реформы. Все это направлено на то, чтобы между властью и человеком было ПРАВО. Реализация этой идеи должна осуществляться через принятие демократических законов. Важным аспектом этого процесса является вопрос об определении места и роли прокуратуры в системе органов государственной власти.

Решение этой важной проблемы, в первую очередь, должно основываться на объективной оценке условий жизнедеятельности и развития общества, потребностей формирования демократического правового социального государства, его исторических, правовых и культурных традициях. Без должного учета этих условий и потребностей место и роль прокуратуры в обществе могут быть искажены во вред социальному развитию, что в приведет к ослаблению роли прокуратуры по выполнению ее социального назначения – осуществлять высший надзор за демократической законностью в государстве.

В процессе построения демократического правового государства подлежат реформированию государственные институты и переосмыслению – устаревшие представления об обеспечении законности и укрепления правопорядка. При этом нужно использовать исторический опыт организации и деятельности прокуратуры в сочетании с новыми условиями развития общественных отношений.

Нынешний правовой статус прокуратуры, ее задачи и функции определены Законом РК “О прокуратуре”. В его основе лежат принципиальные положения Конституции РК. Следует особенно подчеркнуть, что в Конституции наряду с разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную отводится самостоятельное место ВЫСШЕМУ НАДЗОРУ ЗА ТОЧНЫМ И ОДИНАКОВЫМ ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, который возлагается на Генерального прокурора. Закон РК “О прокуратуре” приблизил ее деятельность к демократическим принципам права, к всемерному укреплению верховенства закона, к защите прав и свобод человека и гражданина. Предусмотрен судебный контроль за некоторыми решениями прокурора, принимаемыми в порядке общего надзора. Санкция прокурора на арест гражданина может быть обжалована в суде.

В разделе VII Конституции РК, “ПРОКУРАТУРА” содержится всего две статьи 83-84, посвященные этому важнейшему государственному органу. Первые две статьи носят чисто декларативный характер, которые сводят функции прокуратуры к :

1) поддержанию государственного обвинения в суде;

2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;

3) надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;

4) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

Статья 83 определяет, что организация и порядок деятельности органов прокуратуры РК определяется Законом.

Согласно Конституции РК существующий порядок ареста, содержания под стражей и задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также проведения осмотра и обыска жилища или иного владения лица сохраняется на 5 лет после вступления в силу Конституции, а далее эти функции передаются судам.

Из вышесказанного следует, что четко еще законодатель не определил характер взаимоотношения прокуратуры с законодательной, исполнительной и судебной властью.

В РК существует множество мнений по определений статуса прокуратуры, которые можно сгруппировать в четыре концепции.

Первая: прокуратура пребывает в системе законодательной власти и от ее имени осуществляет надзор за исполнением законов на всех уровнях.

Вторая: прокуратура включается в систему органов судебной власти как орган уголовного преследования.

Третья: прокуратура ограничивается только функцией исполнительной власти в структуре Министерства юстиции.

Четвертая: концепция о двух прокуратурах. Ее автор, профессор Киевского университета Михеенко М.М., предлагает создать две подсистемы прокуратур. Общенадзорную – при парламенте, которая будет выполнять контрольную функцию законодательной власти, и судебную прокуратуру, возглавляемую Министром юстиции. Эта прокуратура будет начинать уголовное преследование, поддерживать обвинение в суде, осуществлять надзор за соблюдением законов органами дознания и предварительного следствия, а также органами, исполняющими приговоры и другие решения судов.

Но, как видится эта проблема мне, не следует слепо копировать зарубежные государственные системы, в том числе и прокурорскую. У нас есть свои богатые исторические, правовые и культурные традиции, к которым необходимо уважительно и с пониманием относится.

В конечном итоге реформируя органы прокуратуры необходимо создать баланс власти в государственном механизме на основе сдержек и противовесов и контроля, что и предполагает наличие прокуратуры – государственного органа, способного быстро и реально содействовать всем ветвям власти.

Прокуратура должна способствовать исполнению не только законов, но и судебных решений, а как государственный институт высшего надзора за законностью, также выполнять координирующие функции в системе правоохранительных органов. Из этого сделать вывод: в организационном плане прокуратура должна оставаться самостоятельным институтом, специализированной службой законности.

В настоящее время большой интерес, в том числе и у зарубежных юристов, вызывает так называемый общий надзор, который осуществляет прокуратура. Нужно сказать, что недоумение у западный юристов вызывает не право прокурора осуществлять надзор за исполнением законов, а само название этой отрасли надзора, так как оно нередко переводится и отождествляется с “тотальным надзором”, “тотальным наблюдением”. Общенадзорную работу выполняют прокуроры и на Западе, но она составляет содержание внесудебной функции.

О тотальности нашего сегодняшнего общего надзора говорить не приходится. В Законе “О прокуратуре” четко определено, что проверка исполнения законов проводится по заявлениям и другим сообщениям о нарушениях законности, а при наличии поводов – также по собственной инициативе прокурора.

Противники общего надзора выступают за его ликвидацию по различным мотивам. Одни считают, что общий надзор является неэффективным и поэтому в практическом плане не нужен. Другие видят в нем опасность для самостоятельных органов власти и приписывают прокуратуре полномочия, ставящие ее над самостоятельными ветвями власти.

Прокурорский надзор в правовом государстве должен стать важным звеном в многоканальной системе обеспечения законности, укрепления правопорядка и реального осуществления конституционных гарантий.

Нет также серьезных оснований полагать, что общий надзор прокуратуры поставит ее над органами власти. Наоборот, прокуратура проверяет факты нарушения законности, устранение которых приобретает общегосударственное значение.

Прокуратура при решении общенадзорных вопросов обязана лишь требовать главного – устранения нарушений закона. Решения же по существу по протестам, представлениям, другим актам прокурорского реагирования принимает не прокурор, а должностное лицо органа исполнительской власти, предприятия, организации и учреждения либо суд. Это свидетельствует о том, что общий надзор прокуратуры не противоречит основным принципам демократического правового государства.

Однако, это не означает, что общенадзорная деятельность прокуратуры полностью отвечает требованиям сегодняшнего дня и никакому реформированию не подлежит. Перестройка общенадзорной работы предполагает решение ряда вопросов.

Необходимо чутко определить границы надзора по кругу поднадзорных объектов и по правовым сферам. Это может быть надзор законностью правовых актов органов государственной исполнительской власти, в том числе контролирующих органов, представительных органов и органов самоуправления, а также за исполнением законов о правах и свободных граждан.

В то же время в связи с демократическими преобразованиями в нашем обществе подлежит самостоятельному обсуждению вопрос о том, должны ли граждане быть объектом общего надзора прокуратуры?

Прокуратура должна стать высокоэффективным государственным, профессиональным, доступным органом по защите граждан от своеволия, прежде всего, чиновников. И для этого у прокуратуры есть все основания и полномочия.

Рассматривая пути дальнейшего совершенствования деятельности прокуратуры, нельзя допустить, чтобы субъективные представления, оторванные от реальной деятельности, лоббистские возможности некоторых политических групп, свели сложную и многогранную деятельность прокуратуры только к уголовному преследованию. Ибо в таком случае будет сведена к нулю важнейшая конституционная функция, которая оправдана жизнью, функция высшего надзора за исполнением законов.

Заключение

Прокурорский надзор—один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства в республике, поскольку законность—неотъемлемый, если не основной его атрибут. Это отраслью государственной деятельности занимается прокуратура—единая централизованная система органов. Ее деятельность регулируется Конституцией и Законом РБ «О прокуратуре». В прокурорском надзоре выделяют четыре отрасли: общий надзор, надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за соответствием закону судебных решений и надзор за выполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и других мер принудительного воздействия государства.

Возможность опротестования прокурором незаконных актов поднадзорных органов является гарантией соблюдения законности и правопорядка в обществе. Таким образом, прокуратуре принадлежит одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов, и должность прокурора является почетной и трудной работой, привлекательной для всякого юриста.

Использованная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/printsipyi-organizatsii-i-deyatelnosti-prokuraturyi/

  • Учебное пособие: Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы – М., 1996г.

Нормативные акты:

  • Конституция Республики Казахстан. – Алматы, 1995г.
  • О судах и статусе судей в Республике Казахстан: Указ Президента РК, имеющий силу конституционного Закона, от 20 декабря 1995 г.
  • О прокуратуре Республики Казахстан: Указ Президента РК, имеющий силу Закона, от 21 декабря 1995 г.
  • О численности Верховного Суда Республики Казахстан, структуре и штатах аппарата Верховного Суда Республики Казахстан: Указ Президента РК, от 08.01.97.
  • В. И. Басков «Курс прокурорского надзора», М., 1998 г.

См. Басков В. И. Курс прокурорского надзора, М., 1998 г., с. 9-14

??. ??? ??, ?. 44