Правоохранительная деятельность таможенных органов

Курсовая работа

Приоритетными направлениями деятельности российской таможенной службы были и остаются: реализация налоговых и правоохранительных функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля.

Правоохранительная функция занимает значительное место в деятельности таможенных органов. Правоохранительный статус ФТС закреплен таможенным кодексом Российской Федерации, указами Президента РФ от 18 сентября 1993 года № 1390 “О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации” и от 22 декабря 1993 года № 2253 «Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям». С вступлением в силу в августе 1995 г. Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» таможенные органы стали одним из субъектов этого вида деятельности.

Для проведения исследования была поставлена ​​цель: показать текущее состояние, проблемы, проблемы и указания для дальнейшего развития правоохранительной деятельности таможенных органов.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

Исследовать механизм осуществления правоохранительной деятельности таможенных органов, как приоритетного направления деятельности ФТС РФ.

Проанализировать правоохранительную систему таможенных органов.

Внести предложения по совершенствованию направлений развития правоохранительной деятельности таможенных органов.

Объектом исследования в курсовой работе является правоохранительная деятельность таможенных органов.

Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правоприменения, и их влияние на организацию таможенного качества.

Эмпирическую основу курсовой работы составили данные прикладных исследований в сфере таможенного дела, статистические данные, а также данные, содержащиеся в российском Интернет-секторе.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству).

Третий — это научные статьи в периодических изданиях по изучаемой тематике. И к четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций.

Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на подразделы, заключения, списка использованных источников и искомой литературы.

48 стр., 23714 слов

Роль и функции товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ...

... и недостаточная практическая проработка проблемы «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности» определяют несомненную новизну данного исследования. Цель исследования: изучить роль и функции ТНВЭД ... судебной вла­сти, органов прокуратуры, Всемирной таможенной организации, таможенных органов зарубежных стран, нижестоящих таможен­ных органов. Решения таможенных органов Российской Федерации о ...

Введение обосновывает актуальность выбора темы, определяет цель и соответствующие задачи, описывает методы исследования и источники информации, показывает научную и практическую значимость и выявляет проблему.

В первой главе рассмотрены общетеоретические вопросы такие как: понятие и сущность правоохранительной деятельности таможенных органов РФ. Определяются основные понятия, обуславливается актуальность темы.

Во второй главе исследуются правоохранительные управления таможенных органов и практика реализации правоохранительных функций.

В третьей главе рассматриваются проблемные вопросы и направления развития правоохранительной деятельности таможенных органов.

В заключении делаются основные выводы и прогнозы по работе.

Глава 1. Понятие и сущность правоохранительной деятельности таможенных органов РФ

1.1 Таможенные органы как субъекты правоохранительной деятельности

Большинство авторов, согласно законодательству, включают таможенные органы в правоохранительную систему. Однако отдельные авторы учебников по правоприменению, не поясняя своей позиции, тем не менее не относят таможенные органы к правоохранительным, что, предположительно, не соответствует закону и не отражает сущности и содержания таможенной деятельности.

Как правоохранительные органы и неотъемлемая часть сил по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, таможенные органы характеризуются значительными характеристиками.

Основные задачи, решаемые таможенными органами, четко и однозначно раскрывают правоохранительный характер их деятельности. Деятельность всех таможенных органов должна быть направлена на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и на соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

Общие правоохранительные задачи таможенных органов четко и подробно описаны в Таможенном кодексе и других правовых актах, определяющих правовой статус конкретных таможенных органов. В Положении о ФТС России, например, указывается, что данная Служба осуществляет специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного дела; обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. Таким образом, здесь конкретно указаны главные ценности, которые должны охраняться Федеральной таможенной службой: обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Российской Федерации, единства ее таможенной территории, экономических интересов, соблюдение законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы России. Аналогичная ситуация и с основными задачами всех остальных таможенных органов.

Столь же недвусмысленно о правоохранительном характере деятельности таможенных органов свидетельствуют выполняемые ими функции и присущие им полномочия. Статьями 403, 408 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что таможенные органы являются следственными органами в случае контрабанды, незаконного вывоза технологий, уклонения от уплаты таможенных пошлин и других таможенных правонарушений. Таможенные органы обязаны принять необходимые меры, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, для установления правонарушений и лиц, их совершивших.

8 стр., 3534 слов

Органы и должностные лица местного самоуправления

... Федерации и федеральными законами. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного ...

Как сотрудники правоохранительных органов, таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России, борются с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства.

Как и все другие правоохранительные органы, таможенные органы России выполняют возложенные на них функции с помощью правовых мер воздействия, в том числе мер государственного принуждения и юридических наказаний, установленных соответствующими законами. Наиболее типичными мерами принуждения, применяемыми таможенными органами, являются таможенный контроль и проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации; проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей; досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, проверка системы учета и отчетности; другие меры, предусмотренные Таможенным кодексом и иными актами российского законодательства по таможенному делу.

характерным признаком правоохранительной деятельности таможенных органов следует считать применение ими мер принуждения, в том числе мер юридической ответственности. Применение этих мер строго регулируется Таможенным кодексом и другим таможенным законодательством. Каждый таможенный орган, применяющий ту или иную правоприменительную меру, должен строго соблюдать соответствующие положения вышеупомянутого кодекса и других актов таможенного законодательства.

Никто не может быть подвергнут мере воздействия за нарушения в таможенной сфере, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами. Применение таможенными органами и их должностными лицами мер воздействия осуществляется исключительно в пределах их компетенции, в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, согласно ст. 148 ТК РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе принять решение об аннулировании квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению за правонарушения в области таможенного дела. Но таможенный орган может применить эту административную меру только по причинам, предусмотренным настоящей статьей.

В качестве характерного признака правоохранительной деятельности таможенных органов следует отметить еще один момент — она осуществляется не только на основе Таможенного кодекса и других актов таможенного законодательства, но и строго в порядке, предусмотренном ими, с четким соблюдением установленных процедур. Например, личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен лишь по решению начальника таможенного органа или должностного лица, его замещающего, при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через государственную границу России, скрывает при себе и не выдает товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию нашей страны и вывозу с этой территории или перемещение с нарушением установленного порядка. О правоохранительном характере деятельности таможенных органов говорит тот факт, что осуществление таможенного дела возлагается на контингенты специально подготовленных государственных служащих и на служащих, работающих в организациях, учреждениях и на предприятиях, входящих в таможенную систему Российской Федерации. В их распоряжение предоставляются специальные материальные и технические средства (наручники, слезоточивые вещества, средства для остановки транспортных средств, огнестрельное оружие и т.д.), предназначенные для решения таможенных задач.

6 стр., 2570 слов

Основы судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации

... Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК), Налогового кодекса Российской Федерации (НК) и Федерального закона от 31 мая 2001 г. 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" ... для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории. Деятельность ...

Таможенные органы как правоохранительная подсистема взаимодействуют с другими правоохранительными органами, а также с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами для решения таможенных проблем. В соответствии со ст. 411 ТК РФ таможенные органы осуществляют свои функции во взаимодействии с другими государственными органами. Их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в выполнении возложенных на них задач, в том числе путем создания для этого соответствующих условий. Приведенные наиболее существенные юридические признаки таможенной деятельности и их краткая характеристика свидетельствуют, что таможенные органы представляют собой государственные органы исполнительной власти, специально предназначенные для непосредственного осуществления таможенного дела путем охраны таможенного режима и применения юридических средств воздействия к его нарушителям.

1.2 Правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Это законодательно закреплено в ч. 6 ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации, где в качестве одной из функций таможенных органов определена борьба с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации.

Функция борьбы с правонарушениями в области таможенного дела возложена на ФТС России и принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о Федеральной таможенной службе, в котором сказано, что ФТС РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации в том числе специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями1.

Правовой основой деятельности таможенных органов как органов административного принуждения и наказания в таможенной сфере является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации.

Правовой основой деятельности таможенных органов как следственных органов является Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы Российской Федерации.

48 стр., 23749 слов

Работы Оперативно-розыскная деятельность в таможенном деле

... реформы уголовного законодательства на правоохранительную деятельность таможенных органов; 4. Дать характеристику оперативно-розыскным мероприятиям с практической точки зрения; 5. Выявить проблемы в работе оперативно-розыскных органов; 6. Предложить рекомендации по повышению эффективности оперативно-розыскной деятельности в таможенных органах. ...

Правовую основу деятельности таможенных органов как органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, составляют ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-процессуальный и Уголовный кодекс Российской Федерации (как определяющие пределы компетенции таможенных органов как органов, осуществляющих ОРД).

Кроме того, все три вида правоприменительной деятельности в сфере таможенного контроля подробно регулируются другим федеральным, межведомственным и межведомственным законодательством.

Глава 2. Направления правоохранительной деятельности таможенных органов РФ

2.1 Таможенные органы как органы дознания

Борьба таможенных органов с таможенными преступлениями — одна из важнейших задач, стоящих перед ними. Дознание представляет собой одну из форм предварительного расследования преступлений (наряду с предварительным следствием).

Следствие — это деятельность следственных органов и следователя по сбору, проверке, обобщению и оценке доказательств, на основании которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для дела.

Закон различает два вида дознания:

1) дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно;

2) дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

В первом случае дознание включает возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий для установления и закрепления следов преступления (осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей).

Следственный орган незамедлительно информирует прокурора об установленном преступлении и о начале расследования. Не позднее 10 дней со дня начала производства по уголовному делу следственный орган обязан передать его следователю, в отношении которого ведется следствие.

Во втором случае дело тщательно расследуется, следственный орган принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию в уголовном производстве.

Срок расследования, как правило, не может превышать одного месяца со дня его открытия, включая в этот период формирование обвинительного заключения или постановления о закрытии или приостановлении дела. Этот срок может быть продлен прокурором, осуществляющим прямой надзор, но не более одного месяца, а в исключительных случаях — на более длительный период.

В соответствии с действующим законодательством таможенные органы России производят дознание по делам, отнесенным к их компетенции, в частности:

  • контрабанде (ст. 188 УК РФ);
  • незаконному экспорту технологий, научной информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.

189 УК РФ);

  • невозвращению на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных РФ);
  • невозвращению из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193.УК РФ);
  • уклонению от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).
    7 стр., 3363 слов

    Система управления рисками в таможенном деле рб

    ... Республиканский орган государственного управления; Таможенные органы Таможенного Союза. 3.Время работы таможенных органов в пунктах ввоза и вывоза определяет: Государственный таможенный комитет Республики Беларусь; Президент Республики Беларусь; Правительство Республики Беларусь; Таможенные органы Таможенного Союза; Таможенные органы ЕАЭС. 4. Таможенное дело в Республике ...

По ст. 194 УК РФ проведение предварительного следствия в соответствии с УПК РФ необязательно, и дознание проводится таможенными органами в полном объеме, то есть вплоть до передачи материалов в суд.

необходимо предоставить статистику правоохранительной деятельности таможенных органов Поволжья.

Так, в первом полугодии 2010 года следственными управлениями таможни Поволжья возбуждено 381 уголовное дело по делам, отнесенным законом к их компетенции.

таможенных преступлений по итогам I полугодия 2010 года

Правоохранительная деятельность таможенных органов

Из указанного количества возбужденных уголовных дел, 317 дел возбуждено по контрабанде, 6 дел — по уклонению от уплаты таможенных платежей, 58 дел — по ст.193 УК РФ (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте).

Из числа выявленных преступлений, удельный вес тяжких составил 29,8 %.

Из общего количества уголовных дел возбужденных по контрабанде, по ч. 1 ст.188 УК РФ возбуждено 204 дела, по ч. 2 ст.188 УК РФ — 82 дела, по ч.4. ст.188 УК РФ «Контрабанда, совершённая организованной группой»- 31 дело.

Предметами преступления, по фактам контрабанды, являлись транспортные средства иностранного производства, товары народного потребления, наркотические средства, сильнодействующие вещества, культурные и исторические ценности, продукты питания, лесоматериалы, продукция топливно-энергетического комплекса, продукция военного назначения.

Стоимость незаконно перемещенного товара за I полугодие 2010 года по фактам контрабанды составила около 667 млн. 790 тыс. руб., а размер уклонения от уплаты таможенных платежей составил 6 млн. 269 тыс. рублей.

Сумма невозвращения валютной выручки составила 10 млрд. 857 млн. 308 тыс. руб.

По 381 уголовному делу, возбужденному в I полугодии 2010 года, предметами преступления являлись:

  • по 50 делам – наркотики и сильнодействующие вещества;
  • по 47 делам – транспортные средства;
  • по 110 делам – товары народного потребления;
  • по 3 делам — культурно исторические ценности;
  • по 59 делам – валюта;
  • по 98 делам — лесоматериалы;
  • по 8 делам продукция ТЭК;
  • по 6 делам — огнестрельное оружие, боеприпасы.

В I полугодии 2010 года по возбужденным уголовным делам изъято:

  • автомобилей 12 шт.;
  • товаров народного потребления на сумму 6 млн.

143 тыс. руб.

  • другие предметы и товары.

За указанный период таможнями региона, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими правоохранительными (МВД, ФСКН) органами, изъято 5912,4333 гр. наркотиков.

Из них:

  • 3187,59 гр. марихуаны;
  • 1739,29 гр. гашиша;
  • 803,77 гр. синтетического канабиноида «JWH-018»;
  • 72,92 гр. героина;
  • 6,86 гр. опия,

а также 7157,4166 гр. сильнодействующих веществ (клофелин, тестостерон, метандиенон, диазепам, станозалол, оксандролон, тренболон ацетат, болденон, болденонундецилеат).

40 стр., 19598 слов

Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, виды, характеристика

... органов охраны общественного порядка в нем указаны оперативные работники, то есть должностные лица, уполномоченные проводить оперативно-исследовательскую деятельность. ... уголовное ... оперативного работника органов внутренних дел, ... Таможенного кодекса Российской Федерации. Затем он появляется в Федеральном законе «О государственной защите судей, сотрудников правоохранительных органов и надзорных органов» ...

За наркопреступления задержано 10 лиц, из которых 7-граждане РФ и 3 гражданина СНГ2.

Расследование в системе таможенных органов России проводится уполномоченными на это должностными лицами. С этой целью созданы следственные управления на таможне, Оперативная таможня и Департамент таможенных расследований и расследований ФТС России.

Непосредственное расследование проводится должностными лицами этих подразделений от имени главы компетентного таможенного органа. Все решения, принимаемые заявителем, утверждаются руководителем компетентного таможенного органа или лицом, которое его заменяет. Начальники таможенных органов, являясь начальниками органа дознания, несут ответственность наряду с дознавателем за обоснованность возбуждения уголовного дела, качество проведенных следственных действий, соблюдение сроков дознания, своевременность и законность задержания подозреваемого.

Возбуждение уголовного дела — это самостоятельный этап уголовного процесса. При изучении расследования, проводимого таможенными органами, следует различать основания и основания для возбуждения уголовного дела.

Поводами к возбуждению уголовного дела являются:

  • непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления;
  • заявления и письма граждан;
  • сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц о преступлениях;
  • сообщения общественных организаций о преступлениях;
  • статьи, заметки и письма о преступлениях, опубликованные в печати;
  • явка с повинной.

Очень часто поводом для возбуждения уголовного дела является информация о совершенном правонарушении, доступная таможенным органам. Такая информация, как правило, получается при прохождении таможенного контроля, при досмотре транспорта, погрузки, личном досмотре и проверке документов.

После получения сообщения таможенник в течение трех дней проводит досмотр. В исключительных случаях срок проверки может быть продлен до десяти дней.

После проведения проверки начальник таможенного органа или его заместитель обязаны принять одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела (выносится мотивированное постановление, о чем уведомляется лицо, предприятие, учреждение, организация, от которых поступило заявление или сообщение, и разъясняется их право на обжалование этого постановления);

3) о передаче протокола и других материалов о преступлении по подследственности (если в поступившем заявлении содержатся сведения о преступлении, не подлежащем расследованию дознавателями таможенных органов).

Основанием для возбуждения уголовного дела являются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Проблема оснований для возбуждения таможенными органами уголовного дела требует более комплексного и глубокого изучения с учетом квалификации конкретного правонарушения. Кроме того, до возбуждения уголовного дела возможно проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Решение о возбуждении уголовного дела принимается следователем и утверждается руководителем следственного органа. В нем указываются время и место его выдачи, должность, звание, фамилия лица, издавшего приказ, причина и основания для возбуждения уголовного дела, статья уголовного закона. Кроме того, в постановлении о возбуждении уголовного дела указывается, кому поручается производство дознания (начальнику таможенного органа как органа дознания, одному или нескольким дознавателям).

10 стр., 4982 слов

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ...

... в связи с осуществлением прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а предметом – система действующих в настоящее время в Российской Федерации нормативно-правовых актов, регулирующих прокурорский надзор в этой области. Целью настоящей работы является исследование сущности и задач прокурорского надзора за исполнением законов органами, ...

Следователь, на которого возложено ведение следствия, выносит постановление о признании основания для собственного производства. По возбужденному уголовному делу следственный орган на основании уголовно-процессуального закона проводит неотложные следственные действия, направленные на выявление, закрепление, передачу и использование следов преступления.

Перечень неотложных следственных действий уже, чем следственные действия вообще:

  • следственный осмотр;
  • освидетельствование;
  • обыск;
  • выемка;
  • допрос свидетелей, потерпевших;
  • задержание.

В целом деятельность следователя таможенных органов определяется Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и ничем не отличается от деятельности следователей и следователей других органов предварительного следствия и следствия.

Экспертиза — это понятие исследований, проводимых в соответствии с уголовно-процессуальным или гражданско-процессуальным законом лицом, обладающим специальными познаниями в науке, технике, искусстве, ремесле в целях установления обстоятельств (фактических данных, имеющих значение для дела).

Некоторые отличия определяются только самим объектом преступления, что характерно для преступлений, отнесенных к компетенции ФТС России. Так, например, при расследовании таможенных правонарушений весьма характерно предоставление различного рода экспертных заключений. В этом случае дознавателем выносится постановление (определение), в котором указываются объекты, подлежащие экспертному исследованию, формулируется задание (вопросы) эксперту и указывается, кому поручается производство экспертизы (экспертному учреждению или конкретному сведущему лицу).

Постановление (определение) является основанием для производства экспертизы.

В системе Федеральной таможенной службы России существует сеть специализированных судебно-экспертных учреждений — лабораторий, возглавляемых Центральным управлением судебно-медицинских экспертов. Эти подразделения вносят существенный вклад в борьбу с таможенными правонарушениями, решают следующие вопросы в процессе производства экспертиз:

  • классификации товаров согласно ТН ВЭД;
  • оценки рыночной стоимости товаров исходя из качественных показателей (марки, сорта, вида, натуральности и др.);
  • исследования оттисков печатей, штампов;
  • подлинности акцизных марок;
  • соответствия товаров установленным требованиям к их безопасности (за исключением микробиологических показателей);
  • установления химического состава товаров (вещества);
  • установления попадания товаров под условия лицензирования экспорта (двойное применение, особый порядок некоторых наименований товаров и др.);
  • идентификации наркотических средств и сильнодействующих ядовитых веществ;
  • возможности реализации и определения потребительской стоимости обращенных в федеральную собственность товаров;
  • определения товаров;
  • определения норм выхода продукции и их идентификации;
  • идентификации озоноразрушающих веществ.

По окончании дознания по ст. 188, 189, 190, 193 УК РФ дознаватель таможенных органов составляет постановление о передаче уголовного дела следователю. В постановлении должны быть кратко изложены обстоятельства дела. Выносится постановление дознавателем и утверждается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим. Таможенный орган не вправе приостановить и прекратить уголовное дело о вышеуказанных преступлениях. При передаче дела все документы должны быть подшиты, пронумерованы и занесены в опись. После передачи дела следователю таможенный орган как орган дознания может производить следственные действия по этому делу только по поручению следователя.

7 стр., 3084 слов

Нотариат в Российской Федерации

... представление Федеральной нотариальной палаты в международных нотариальных организациях, государственных органах Российской Федерации, экономических и общественных структурах, а также ведение переписки от имени палаты. Для обеспечения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью совета ...

Дела о контрабанде расследуются следователями органов внутренних дел, прокуратуры, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Преступления, связанные с незаконным экспортом технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), а также невозвращением на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных РФ), расследуются следователями ФСБ России. Дела о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте передаются таможенными органами следователям органов внутренних дел.

По окончании дознания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ, по которым предварительное следствие необязательно, дознаватель таможенного органа, признав собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения, знакомит обвиняемого, а в необходимых случаях и его защитника, со всеми материалами дела, рассматривает ходатайства обвиняемого и его защитника о производстве следственных действий, и приобщении к делу доказательств и по всем иным вопросам, имеющим значение для дела.

Далее, руководствуясь уголовно-процессуальным законом, дознаватель таможенного органа составляет обвинительное заключение — процессуальный акт, завершающий дознание и формирующий его итоги, на основании которого обвиняемый подлежит преданию суду. После составления обвинительного заключения все материалы дознания представляются прокурору на утверждение. Прокурор утверждает обвинительное заключение либо прекращает его по основаниям, предусмотренным законом.

Прокурор вправе возвратить дело органу дознания со своими письменными указаниями для производства дополнительного дознания, либо вернуть дело органу дознания для пересоставления обвинительного заключения, либо вправе самостоятельно составить новое обвинительное заключение. После утверждения или составления обвинительного заключения прокурором уголовное дело направляется в суд.

2.2 Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают правомочиями осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации:

  • оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений;
  • производство неотложных следственных действий и дознания;
  • выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправные действия;
  • обеспечение собственной безопасности3.

В п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ (подследственность) говорится, что дознание проводится дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ. Кроме того, п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ определено, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, таможенные органы, как органы дознания, возбуждают уголовные дела и производят неотложные следственные действия — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188 (ч. 2—4), ст. 189, 190, 193 УК РФ.

Таким образом, правовую основу оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации, с точки зрения пределов компетенции, составляют в совокупности положения ст. 408 ТК РФ и ст. 151, 157 УПК РФ. Сама же оперативно-розыскная деятельность таможенных органов регулируется ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», а также внутренними ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами.

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) — это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно, уполномоченными законом государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. ОРД базируется на принципах законности, уважения прав и свобод личности, конспирации, сочетания гласных и негласных начал.

Таможенным органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД, запрещается действовать в интересах какой-либо политической партии, общественного объединения или религиозной организации, а также принимать негласное участие в работе органов представительной или судебной власти.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

  • наличие возбужденного уголовного дела;
  • информация о противоправном деянии;
  • информация о лицах, скрывающихся от следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
  • поручение следователя, указания прокурора или определение суда;
  • запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств (ст. 7 Закона).

Согласно ст. 15 Закона таможенные органы, осуществляющие ОРД, имеют право:

1) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия (опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочные закупки, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент);

2) сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать органам, осуществляющим ОРД;

3) использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства, иное имущество частных лиц;

4) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств таможенных органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе;

5) создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения оперативно-розыскных задач.

Таможенные органы, осуществляющие ОРД, имеют право использовать компьютерные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические средства, необходимые им для достижения поставленных перед ними целей.

В соответствии со ст. 14 Закона, таможенные органы, осуществляющие ОРД, обязаны:

1) принимать меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;

2) исполнять письменные поручения органов дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

3) выполнять на основе договоров о правовой помощи запросы соответствующих международных правоохранительных организаций (например, Интерпола) и правоохранительных органов иностранных государств;

4) соблюдать правила конспирации и др.

Результаты оперативно-розыскной деятельности используются для подготовки и осуществления следственных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться по уголовным делам в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Лицо, полагающее, что действия таможенного органа, осуществляющего ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана, вправе истребовать от таможенного органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашение государственной тайны. При отказе предоставить вышеуказанные сведения лицо может обжаловать эти действия в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на орган, осуществляющий ОРД.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда4.

Одним из наиболее характерных для таможенных органов оперативно-розыскных мероприятий является контролируемая поставка. Проведение контролируемой поставки регламентировано гл. 42 ТК РФ (ст. 435—436).

Контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с этой территории либо перемещение по ней ввезенных товаров с признаками, указывающими на незаконность их ввоза или вывоза (контрабанда, иные, уголовно наказуемые таможенные преступления).

При перемещении таких товаров через таможенную границу контролируемая поставка осуществляется в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом товаров. Иные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят контролируемую поставку товаров по согласованию с таможенными органами. Порядок такого согласования определяется соглашением между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

В случае принятия решения о проведении контролируемой поставки товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, на основании международных договоров Российской Федерации или по договоренности с компетентными органами иностранных государств уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается, и о принятом решении руководитель органа, осуществляющего контролируемую поставку товаров, незамедлительно уведомляет прокурора в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При осуществлении контролируемой поставки перемещаемых через таможенную границу товаров, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых допускается по специальному разрешению в соответствии с законодательством Российской Федерации, эти товары могут быть полностью или частично изъяты или заменены в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Товары, представляющие повышенную опасность для здоровья людей, окружающей среды либо служащие основой для изготовления оружия массового уничтожения, подлежат замене в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2.3 Деятельность таможенных органов как органов административного принуждения и наказания в области таможенного дела

Таможенные органы, как и другие правоохранительные органы Российской Федерации, уполномочены осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, в том числе — расследование правонарушений.

В общем случае, как и любые другие правонарушения, правонарушения в таможенной сфере составляют виновные противоправные деяния, совершаемые вменяемым лицом, достигшим установленного законом возраста (в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних).

Как известно, правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные), причем к проступку относится действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью (по сравнению с преступлением).

Административным проступком в таможенном деле является противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, посягающее на порядок и правила перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, валюты и валютных ценностей, а также нарушение иных, установленных законодательством Российской Федерации таможенных правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Цели административного наказания сформулированы в ст. 3.1. КоАП РФ как установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. При этом административное наказание не должно иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Как и состав преступления, состав административного правонарушения образуют четыре элемента:

1) объект правонарушения (общественные отношения, которые оно нарушает);

2) объективную сторону правонарушения (признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями);

3) субъект правонарушения (физическое, в том числе и должностное, лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определенного возраста, или юридическое лицо);

4) субъективную сторону правонарушения (вину в форме умысла или неосторожности).

Совершение административного правонарушения служит основанием для применения особых мер ответственности: административного наказания. Основной формой такого наказания является штраф, но могут предусматриваться и иные меры: предупреждение, лишение специального права, приостановление деятельности организации, административный арест и другие.

Документом, определяющим ответственность за совершение административных правонарушений, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

КоАП РФ — это кодифицированный нормативный акт, имеющий статус закона, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам.

В ст. 3.2 КоАП РФ определены виды административных наказаний, применяемых в Российской Федерации:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

Из указанных выше видов административных наказаний к юридическим лицам могут применяться только