Полномочия должностных лиц в таможенном менеджменте

Курсовая работа

Понятие «таможенная служба» употребляется в различных значениях. Часто термин «таможенная служба» относится ко всем таможенным органам, учреждениям, организациям или структурному подразделению таможенных органов. В остальных случаях под таможенной службой понимается организация государственной службы в таможенных органах.

Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывную, последовательную и компетентную, которая гарантирует выполнение соответствующих полномочий лицами, занимающими должность в таможенных органах, что определяет актуальность выбранной темы исследования.

Суть полномочий таможенных органов заключается в их праве принимать общеобязательные решения. Полномочия таможенного органа воплощены в компетенции конкретного таможенного органа, закрепленной в соответствующем нормативном акте.

Деятельность по обеспечению выполнения полномочий таможенных органов требует высокой квалификации. Поэтому одним из принципов таможенной службы является принцип профессионализма и компетентности сотрудников. Этот принцип обязывает сотрудников владеть правилами и процедурами таможенной деятельности, знать свои права и обязанности, активно и в полной мере осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством и должностными положениями Однако зачастую данные принцип не всегда реализуется в действительности, а понятие всего содержания полномочия должностных лиц в таможенном менеджмент расплывчато, что и является проблематикой выбранной темы исследования.

Это и обусловило выбор темы, Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель исследования:, Гипотеза:

Задачи:

Рассмотреть должности сотрудников таможенных органов.

Изучить единую систему таможенных органов и её функции.

Рассмотреть процесс прохождения службы в таможенных органах.

Изучите права, обязанности и правовые ограничения таможенных служащих.

Методы исследования:, Методологическую базу, Практическая значимость

данная курсовая работа содержит две главы (по два параграфа в каждой), выводов по главе I, заключения и списка литературы.

Характеристика литературы:, ГЛАВА I. ИНСТИТУТ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА В ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЕ

Прежде чем рассматривать полномочия должностных лиц в управлении таможней, необходимо иметь четкое представление о таких понятиях, как «полномочия», «должностные лица» и области, связанной с их реализацией, а именно о таможенной службе.

10 стр., 4819 слов

Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере

... положения об образовательных учреждениях. Органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями в области образования: Городская администрация: 1) осуществляет управление всеми находящимися в ведении города учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями, ...

Вопрос о понимании полномочий однозначен. С.И. Ожегов определяет полномочия как право, официально предоставленное определенным видам деятельности, на ведение бизнеса1. Д.Н. Ушаков дает им аналогичное определение; в его словарном запасе полномочия — это власть или право, данные кому-либо2. Если рассмотрение понятия власти не вызывает затруднений, могут возникнуть трудности с таким понятием, как «должностное лицо.

ДОЛЖНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Должность должностного лица широко используется во многих отраслях российского права3. Однако общее состояние статуса должностного лица в настоящее время настолько неясно и расплывчато, что трудно с определенностью сказать, кого, каких именно служащих следует считать должностными лицами даже в сфере федеральной государственной службы.

Юристы, представляющие различные отрасли права — административное, трудовое, уголовное — давно пытались определить признаки, по которым можно было бы сформулировать общее определение понятия «должностное лицо”. Этой проблеме посвящено значительное количество статей, глав учебников и монографий. Однако развитию единого понятия чиновника, видимо, мешает то обстоятельство, что критерии формулировки этого понятия представителями различных юридических наук определяются по-разному.

Таким образом, представителями науки о трудовом праве считаются должностные лица государственных, кооперативных или общественных организаций, предприятий, учреждений, наделенных государственными полномочиями или уполномоченных на совершение юридически значимых действий4.

Ученые-администраторы несколько иначе определили понятие чиновника. А.И. Елистратов, известный русский дореволюционный специалист в области административного права, к должностным лицам относил тех государственных служащих, на которых в качестве служебных обязанностей возложено постоянное выполнение публичных функций, то есть обеспечивающих общий, государственный интерес5. В конце 20-х годов В.Л. Кобалиевский определил должностное лицо как лицо, выполняющее служебные функции6. Ц.А. Ямпольская под должностными лицами подразумевала государственныхслужащих, которые при реализации своих служебных полномочий имеют право совершать юридически значимые действия (издание административных актов), то есть действия, имеющие для организации (для различных субъектов права) важные юридические последствия7. По мнению Г.И. Петрова, к должностным лицам относятся сотрудники, занимающие должности в государственном или общественном аппарате, связанные с непосредственным осуществлением юридически значимых действий, а именно возникновением, изменением или прекращением определенных правоотношений8. И.Н. Пахомов определяет чиновников как государственных служащих — субъектов государственной власти9. К должностным лицам иногда относились сотрудники, управляющие людьми от имени государственных или общественных организаций, учреждений и предприятий, а также люди, деятельность которых связана с перемещением материальных ценностей10.

В более современной литературе, акцентирующей внимание на осуществляемых функциях, должностным лицом предлагалось считать служащего, который выполняет и организационно-распорядительные функции по реализации компетенции государственного или общественного органа, совершающего при их осуществлении юридически значимые действия, влекущие правовые последствия для других субъектов права, и несущего повышенную ответственность за необеспечение выполнения установленных для него правил11. Несколько иначе определяют понятие “должностное лицо” В.Н. Кудрявцев и В.П. Казимирчук: «Должностное лицо, как правило, является членом команды, которая от имени государства в целом, государственного органа или общественной организации осуществляет законные действия, связанные с управлением людьми или распространением материалов ценности »12.

13 стр., 6256 слов

Злоупотребление должностными полномочиями. Понятие должностного лица

... УК РФ в примечании к ст. 285 “Злоупотребление должностными полномочиями” понятие “должностное лицо” трактуется следующим образом: “Должностными лицами... признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные ...

В современных исследованиях значительно расширился круг тех, кого следует считать чиновниками и количество признаков, их характеризующих. Так, Ю.Н. Старилов называет восемь признаков должностного лица. По его мнению, должностное лицо — это гражданин Российской Федерации, который занимает должность в государственных органах и/или органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях и так далее; реализует властные полномочия; представляет государство и муниципальные образования; имеет, как и все государственные и муниципальные служащие, права, обязанности, ограничения и запреты по службе; может применять меры принуждения; реализует полномочия по наложению дисциплинарных взысканий; может издавать административные акты; осуществляет контрольно-надзорные полномочия; может быть субъектом повышенной юридической ответственности13.

Анализируя перечисленные признаки, сам вывод говорит о том, что многие из них присущи всем категориям госслужащих, слабо связаны между собой, и неясно, владеет ли чиновник всеми или частью этих знаков. также очевидно, что множественность характеристик значительно расширяет границы понятия «офицер”.

В этой связи уместно вспомнить трактовку понятия «должностное лицо» в законодательстве. Понятие «офицер» очень часто встречается в различных законодательных и нормативных актах Российской Федерации: в Конституции, Трудовом кодексе, Таможенном кодексе, Уголовном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях и других. Однако бесспорного и общепризнанного определения как этого понятия, так и существенных характеристик должностного лица в законодательных актах не содержится.

Должностными лицами таможенных органов Российской Федерации являются граждане, занимающие должности в этих органах, которым в установленном порядке присвоены специальные или квалификационные категории. Над должностью в таможенных органах подразумевается объем функций и полномочий, установленных законом для лица для осуществления компетенции компетентного таможенного органа.

В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусмотрены соответствующие должности сотрудников таможенных органов. Перечень этих должностей устанавливается руководителем Федеральной таможенной службы.

Каждая должность содержит четко определенную основную функцию, выполняемую сотрудником, занимающим эту должность.

Название каждой должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражающую ее индивидуальный характер и ее общность в системе функций таможенных органов.

Правовой статус должности в таможенном органе содержит перечень всех видов функций сотрудника по данной должности с указанием на конечные результаты, которые должны быть им достигнуты всякий раз при выполнении каждой из них. Соответствующие вопросы и являются предметом регламентации положений и должностных

11 стр., 5080 слов

Правоохранительная деятельность таможенных органов

... к его нарушителям. 1.2 Правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в ...

Гражданам, принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов присваиваются специальные звания сотрудников таможенных органов:

Прапорщик таможенной службы.

Старший прапорщик таможенной службы.

Младший лейтенант таможенной службы.

Лейтенант таможенной службы.

Старший лейтенант таможенной службы.

Капитан таможенной службы.

Майор таможенной службы.

Подполковник таможенной службы.

Полковник таможенной службы.

Генерал-майор таможенной службы.

Генерал-лейтенант таможенной службы.

Генерал-полковник таможенной службы.

Действительный статс-советник Таможенной службы Российской Федерации.

Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются группы14:

Младший состав: мичман таможенной службы, старший мичман таможни.

Средний командный состав: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы.

Старший командир: майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы.

Высший командующий: генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, исполняющий обязанности государственного советника таможенной службы Российской Федерации.

Перечни должностей сотрудников таможенных органов младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий, а также квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов, занимающим указанные должности, утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы.

Перечень должностей высших руководителей таможенных органов и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.

Порядок присвоения специальных званий должностным лицам таможни, работающим в таможенных органах, на день вступления в силу настоящего Федерального закона устанавливается Президентом Российской Федерации.

При увольнении сотрудника таможенного органа со службы в таможенных органах с правом на получение пенсии к специальному разряду добавляются слова «пенсионер».

Специальные звания, присваиваемые сотрудникам таможни в зависимости от занимаемых должностей, делятся на первые и вторые.

Присвоение специальных личных званий сотрудникам таможни осуществляется в последовательном порядке с учетом установленного разряда занимаемой должности и по истечении срока службы, установленного в предыдущем специальном разряде. В этом случае работнику присваивается следующий специальный разряд, соответствующий занимаемой должности в день истечения срока службы в предыдущем разряде.

ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ЕЁ ФУНКЦИИ

Единую систему таможенных органов России в общих чертах можно определить как совокупность независимых звеньев, определяемых функциональным сообществом, характеризующихся общими целями и задачами, а также вертикальным подчинением нижних звеньев верхним. При этом каждый орган в зависимости от своего места и положения в общей системе играет определенную роль, выполняя большее или меньшее количество функций, возложенных государством на все таможенные органы.

22 стр., 10810 слов

Консалтинг в россии особенности российского консалтинга

... целью реформ. Организации и консалтинговые фирмы по вопросам управления или консалтинговые фирмы составляют основу инфраструктуры управления. В самом широком смысле этого слова консультирование как независимая форма консультирования в повседневной ...

Эта система имеет четыре звена: Государственный таможенный комитет России, региональные таможенные управления, таможня и таможня.

Деятельность таможенных органов должна осуществляться в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации по таможенным вопросам. За неправомерные решения, действия или бездействие своих должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей таможенные органы и организации таможенной службы несут ответственность как юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 1068), если иное прямо не предусмотрено международным договором, нормы которого нарушены. А непосредственно виновные в этом таможенники несут дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции таможенных органов России (их двадцать) изложены в ст. 10 ТК РФ. Можно выделить такие, как:

Участие в разработке и реализации таможенной политики, а также участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через границу России.

Защита экономических интересов и обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности государства.

Содействие в реализации мер по защите безопасности государства, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите интересов российских потребителей импортных товаров.

Ведение таможенной статистики внешней торговли, специальной таможенной статистики; ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.

Борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу России; пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных интеллектуальной собственности, исчезающих видов животных и растений;

  • содействие в борьбе с международным терроризмом.

Вспомогательные функции таможенных органов включают персонал, финансовое планирование, материально-технические и другие организационные функции.

Возложенные на них функции осуществляются таможенными органами как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими государственными органами, компаниями, учреждениями и организациями, а также с гражданами. При этом государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в выполнении возложенных на них задач, в том числе путем создания для этого соответствующих условий. Это относится, в первую очередь, к финансовым и налоговым органам, органам пограничных служб, транспортным властям и многим другим, которые функционально тесно связаны с таможенными органами.

Теперь необходимо дать краткое описание звеньев таможенной системы.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) в соответствии с Таможенным кодексом РФ и утвержденным Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. Положение о Государственном таможенном комитете России — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий непосредственный надзор за таможенной деятельностью в стране.

5 стр., 2047 слов

Особенности управления в таможенных органах

... функций управления, проведение исследований в области организации системы управления в таможенных органах, определение перспектив совершенствования и развития таможенных органов. Предметом исследования является современная система управления таможенными органами ... результатов работы с поставленными целями. В настоящее время таможенные органы России пока не в полной мере готовы обеспечить свою ...

Основные задачи ГТК России вытекают из основных направлений таможенной политики Российской Федерации и мер по ее реализации и сводятся к: обеспечению в пределах своей компетенции единства экономической безопасности и единства таможенной территории экономических интересов России; организации применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности с учетом приоритетов развития российской экономики и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мировых хозяйственных связях; организации и совершенствованию таможенного дела в России; обеспечению соблюдения таможенного и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на российские таможенные органы; обеспечению участия России в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

В соответствии с задачами ГТК России выполняет 64 функции, которые можно разделить группы:

1. Организационные функции: подготовка предложений о совершенствовании российской таможенной политики, разработка правового, экономического и организационного механизма ее реализации и претворение ее в жизнь; подготовка проектов правовых актов о таможенном деле и другие.

2. Фискальные функции. В процессе осуществления своей деятельности ГТК России вносит в установленном порядке предложения о ставках и механизме применения таможенных и иных пошлин и налогов в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу; участвует в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу и другое.

3. Функции таможенного оформления и таможенного контроля. К этим функциям относятся: непосредственная организация таможенного оформления товаров и транспортных средств; осуществление мер по его совершенствованию и упрощению; обеспечение как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля и другое.

4. Функции валютного контроля. К этой группе можно отнести функции ГТК России: организация осуществления валютного контроля (в пределах компетенции); выполнение функций органа валютного контроля.

5. Правоохранительные функции. К ним относятся обеспечение участия российских таможенных органов в осуществлении мер по защите государственной безопасности, охране общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров; осуществление контроля за соблюдением должностными лицами российских таможенных органов законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела и другие.

6. Функции по ведению таможенной статистики. В данную группу можно включить функции ГТК России: организация ведения таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики России; представление Президенту РФ, Правительству РФ и другим федеральным органам исполнительной власти данных таможенной статистики по вопросам, отнесенных к их ведению, а также субъектам Российской Федерации в части, непосредственно к ним относящейся и другие.

12 стр., 5870 слов

Управление информационными ресурсами таможенных органов

... России представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности. Основная цель ЕАИС Таможенной службы Российской Федерации - повышение эффективности формирования и реализации единой таможенной политики государства и деятельности таможенных органов. Основная ...

7. Функции, направленные на защиту прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении ими таможенной деятельности. К этой группе функций ГТК относятся: создание условий для реализации прав граждан, предприятий, учреждений и организаций на обжалование решений (в том числе нормативных актов), действий и бездействия таможенных органов России и их должностных лиц; обеспечение своевременного и полного рассмотрения жалоб и обращений; принятие мер причин, порождающих ущемление прав и интересов граждан, предприятий и другое.

8. Функции по международному сотрудничеству в сфере таможенного дела. Здесь можно выделить функции ГТК: разработка проектов международных договоров России по вопросам таможенного дела, проведение в установленном порядке переговоров по их заключению, представление предложений о заключении таких договоров; участие в разработке проектов других международных договоров России в части, касающейся таможенного дела и другие.

таможенный служба сотрудник

9. Функции по реализации кадровой и социальной политики в таможенном деле. К этой группе функций ГТК относятся: обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов, подготовка специалистов для работы в таможенных лабораториях, других подведомственных учреждениях, предприятиях и организациях; утверждение учебных программ для подведомственных учебных заведений и другие.

Региональное таможенное управление Российской Федерации (РТУ РФ) входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет непосредственное руководство таможенным делом на территории подведомственного ему региона. Все таможенные органы, расположенные на территории подведомственного региона, напрямую подчиняются ГТУ, за исключением тех, которые напрямую подчиняются Государственному таможенному комитету России. Кроме того, РТУ осуществляет оперативное руководство расположенными на территории подведомственного ему региона организациями таможенной службы (таможенными лабораториями, учебными заведениями другими)

Необходимость создания РТУ как промежуточного звена в системе управления таможенным делом в стране обусловлена в первую очередь огромными размерами таможенной территории России. Руководить таможнями и таможенными постами из одного центра при такой огромной таможенной территории невозможно. В связи с этим вся территория России поделена на таможенные регионы, в границах которых региональные таможенные управления осуществляют деятельность по руководству и координации работы нижестоящих звеньев таможенной системы. При этом следует отметить, что границы таможенных регионов могут как совпадать, так и не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и административно-территориальных единиц.

Правовой статус РТУ закреплен в Общем положении о региональном таможенном управлении Российской Федерации, утвержденным Приказом ГТК России от 10 января 1996 г. № 12. Данное Положение определяет задачи управления и основные его функции.

Основными задачами РТУ являются:

Реализация таможенной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона.

Разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации.

35 стр., 17265 слов

Реферат система управления рисками в таможенном контроле

... ее роль в работе таможенных подразделений: показаны основополагающие системы управления рисками таможенных органов , даны определения понятиям «риска» и «управление рисками» , исследована нормативно правовая база , регламентирующая применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля , определены роль и место системы управления рисками в деятельности таможни. ...

Разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение экономической безопасности

Организация таможенного дела в подведомственном регионе.

Обеспечение соблюдения единообразного применения и осуществление контроля за исполнением в подведомственном регионе законодательства о таможенном деле и других правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

Организация и осуществление в подведомственном регионе борьбы с контрабандой, иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил.

Руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностью подведомственных таможенных органов и ряд других.

РТУ РФ является органом федеральной исполнительной власти, обладает статусом юридического лица и финансируется как из средств федерального бюджета, так и из иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников.

Организационный фундамент системы таможенных органов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела.

Таможня РФ входит в единую систему таможенных органов России и осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК России и непосредственным руководством РТУ, в состав которого она входит. В ряде случаев таможни подчиняются непосредственно ГТК России.

Таможни и их подразделения (таможенные посты, центры таможенного оформления и другие) создаются, как правило, по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона. Территория подведомственного таможне региона определяется ГТК России с учетом мнения РТУ и может, как совпадать, так и не совпадать с административными границами субъектов федерации, на территории которых они создаются. Размещение таможен на территории как с маршрутами перемещения грузов, так и с концентрацией участников внешнеэкономической деятельности.

Деление таможен России на пограничные и внутренние соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным.

Среди таможен есть небольшие, в которых работает не более ста человек, и крупные — со штатом до тысячи и более сотрудников. Для дифференциации таможен в зависимости от размеров им присваиваются разряды (категории).

Такая дифференциация таможен существовала как в царской России, так и в советский период нашего государства.

Таможенный пост РФ согласно действующему законодательству также входит в единую систему таможенных органов России, является первичным звеном этой системы и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни. В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую ГТК России.

Таможенные посты могут различаться по своему юридическому статусу. В соответствии с законодательством решением ГТК России таможенному посту может быть предоставлен статус юридического лица. Таможенные посты, обладающие статусом юридического лица, наделены большими полномочиями по сравнению с таможенными постами, такового статуса не имеющими. Таможенные посты, не имеющие такого статуса, обладают ограниченной правоспособностью. Так, например, в случае судебного обжалования действий или бездействия должностных лиц таможенного поста, — в качестве ответчика, как правило, выступает таможня, в состав которой входит данный таможенный пост.

16 стр., 7599 слов

Совершенствование таможенного декларирования товаров и транспортных ...

... соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза» [1]. Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза (ТК ТС) и Федеральному закону № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» подлежат ... с момента начала времени работы этого таможенного органа; − при предварительном таможенном декларировании выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее одного ...

Задачи таможен и таможенных постов, закрепленные в утвержденных ГТК России Общих положениях о таможне и таможенном посте во многом схожи. Основной их задачей является непосредственное осуществление таможенного дела на территории подведомственного региона.

Функции таможен (их 65) и таможенных постов (их всего 25) также во многом схожи и более конкретно раскрывают функции таможенных органов, изложенные в ст. 10 ТК РФ. Условно их можно разделить на три взаимозависимых группы: экономические (фискальные), правоохранительные и организационно-аналитические функции.

Так, таможня претворяет и таможенный пост участвует в претворении в жизнь в подведомственном регионе правового, экономического и организационного механизмов реализации таможенной политики;

  • Таможня участвует в разработке и реализует, а таможенный пост участвует в реализации программ развития таможенного дела в подведомственном регионе.

Осуществляют контроль за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами правил, порядка и условий таможенного дела.

Осуществляют контроль за достоверностью и полнотой сведений, представляемых для таможенных целей.

Осуществляют контроль за доставкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенными органами.

Начисляют и взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; контролируют деятельность в подведомственном регионе таможенных брокеров, таможенных перевозчиков.

Выполняют функции агентов валютного контроля; осуществляют борьбу с контрабандой, иными преступлениями, нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов и другие функции.

Вместе с тем, таможня выполняет также ряд функций, не присущих таможенным постам. Так, таможня

Организует, координирует и контролирует деятельность подчиненных таможенных постов.

Обобщает и анализирует практику применения средств таможенного регулирования экономической деятельности, правоприменительную практику.

Осуществляет контроль за единообразным и точным исполнением законодательства подразделениями таможни и нижестоящими таможенными постами.

Организует и проводит обучение специалистов в области таможенного дела для государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций.

Проводит аттестацию сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов, приводит их к присяге и другие.

Поставленные перед ними задачи и возложенные на них функции таможня и таможенный пост решают непосредственно и во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

Под должностными лицами таможенных органов Российской Федерации следует понимать граждан, которые занимают должности в таможенных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные или квалификационные разряды.

Над должностью в таможенных органах подразумевается объем функций и полномочий, установленных законом для лица для осуществления компетенции компетентного таможенного органа.

Каждая из должностей содержит точно отграниченную от других основную функцию, выполняемую сотрудником, занимающим данную должность, а её наименование представляет собой краткую и точную формулировку, отражающую ее индивидуальный характер и общность в системе функций таможенных органов.

Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на четыре группы: младший состав, средний начальствующий состав, старший начальствующий состав и высший начальствующий состав.

Единая система таможенных органов России – это обусловленная функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. В ряде её звеньев: ГТК России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

Основные функции таможенных органов России (их двадцать) изложены в ст. 10 ТК РФ. Каждое из звеньев единой таможенной системы обладает перечнем функций и задач, характерных именно для неё.

Именно через деятельность, то есть выполнение определенных функций и задач, в конкретном таможенном органе должностные лица и реализуют свои полномочия.

ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ СЛУЖБЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

Служба в таможенных органах – это особый вид государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы, а также основы правового положения должностных лиц таможенных органов закреплены в Федеральном законе от 21 июля 1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

2.1 ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.

Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах.

Гражданин при поступлении на службу в таможенные органы представляет15:

Личное заявление.

Документ, удостоверяющий личность.

Трудовую книжку.

Документы, подтверждающие профессиональное образование.

Медицинское заключение о состоянии здоровья.

Автобиографию.

Данные о месте рождения, местах работы (учебы) и месте жительства отца (матери), мужа (жены), сына (дочери), родного брата (родной лица, на воспитании которого он находился (далее — близкие родственники).

Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При поступлении граждан на службу в таможенные органы сведения и документы, указанные в пункте 3 настоящей статьи, подлежат проверке в порядке, предусмотренном федеральным законом.

При установлении в процессе проверки обстоятельства, препятствующего поступлению гражданина на службу в таможенные органы, указанный гражданин в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу в таможенные органы информируется в письменной форме о причине отказа.

Гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы или не может проходить службу в таможенных органах в случаях признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда либо наличия у него неснятой или непогашенной судимости, а также в случае лишения его вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока.

Сотрудник таможенного органа обязан передавать в доверительное управление на время прохождения службы в таможенных органах находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Сотрудникам таможенных органов, являющимся близкими родственниками или состоящим между собой в свойстве (братья, сестры, родители и дети супругов), запрещается проходить службу в одном и том же таможенном органе, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Сведения о доходах сотрудников таможенных органов и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности

Граждане при поступлении на службу в таможенные органы, а также сотрудники таможенных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны ежегодно представлять в налоговые органы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.

Испытание при приеме на службу в таможенные органы

Для гражданина, поступающего на службу в таможенные органы, может устанавливаться испытание продолжительностью до шести месяцев в зависимости от уровня его профессиональной подготовки и должности, на которую он поступает. В этом случае гражданин назначается на соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания.

Продолжительность испытания указывается в приказе о назначении на должность. Срок испытания может быть сокращен по решению начальника таможенного органа, назначившего указанного гражданина на должность.

Порядок и условия прохождения испытания устанавливаются руководителем Федеральной таможенной службы.

Для выпускников образовательных учреждений Федеральной таможенной службы, а также для граждан, поступающих на службу в таможенные органы на конкурсной основе, испытание не устанавливается.

Расходы, связанные с прохождением гражданином, поступающим на службу в таможенные органы, врачебной комиссии учреждения государственной или муниципальной систем здравоохранения (далее — врачебная комиссия), возмещаются Федеральной таможенной службой.

Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона.

Перечень должностей сотрудников таможенных органов, при назначении на которые контракт заключается вышестоящими таможенными органами, определяется руководителем Федеральной таможенной службы.

Порядок заключения контракта и его типовая форма устанавливаются экономического развития и торговли Российской Федерации.

В контракте предусматривается ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств.

Контракт может быть заключен на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия.

Гражданину, принятому на службу в таможенные органы, после заключения с ним впервые контракта присваиваются в течение одного месяца первое специальное звание и личный номер.

Сотрудникам таможенных органов выдаются служебные удостоверения и жетоны, образцы которых установлены Федеральной таможенной службой.

Гражданин, принятый на службу в таможенные органы, не позднее двух месяцев со дня присвоения ему первого специального звания принимает присягу16:

«Клянусь при осуществлении полномочий сотрудника таможенного органа Российской Федерации неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, добросовестно исполнять свои должностные обязанности».

Порядок принятия присяги определяется руководителем Федеральной таможенной службы.

Перевод сотрудника таможенного органа на другую должность в том же таможенном органе, в другой таможенный орган в той же местности или на службу в другую местность (далее — перевод по службе) по инициативе начальника таможенного органа или экономического развития и торговли Российской Федерации допускается с согласия сотрудника таможенного органа, если иное не оговорено в контракте.

При переводе сотрудника таможенного органа на службу в другую местность за указанным сотрудником и проживающими с ним членами семьи на время службы в другой местности бронируется в установленном порядке занимаемое жилое помещение по месту постоянного жительства. При этом по новому месту службы сотруднику таможенного органа и членам его семьи предоставляется служебное жилое помещение либо выплачивается ежемесячная денежная компенсация расходов на наем (поднаем) жилого помещения в размерах, установленных Правительством Российской Федерации.

Сотрудники таможенных органов и члены их семей при переводе на службу в другую местность имеют право на компенсацию расходов на проезд и перевозку личного имущества железнодорожным, воздушным, водным или автомобильным транспортом за счет средств Федеральной таможенной службы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок привлечения сотрудников таможенных органов к выполнению специальных заданий по выявлению, предупреждению и пресечению контрабанды и иных правонарушений в сфере таможенного дела, а также особенности выполнения указанных специальных заданий сотрудниками таможенных органов определяются руководителем Федеральной таможенной службы.

Прохождение службы в таможенных органах отражается в личном деле сотрудника таможенного органа. Личное дело сотрудника таможенного органа ведется кадровой службой таможенного органа и при переводе указанного сотрудника направляется по новому месту службы.

Сбор и внесение в личное дело сотрудника таможенного органа сведений о его политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещаются.

Порядок ведения личных дел сотрудников таможенных органов определяется руководителем Федеральной таможенной службы.

Сотрудники таможенных органов обеспечиваются форменной одеждой. Форма указанной одежды, порядок выдачи, знаки различия и нормы снабжения вещевым довольствием сотрудников таможенных органов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок ношения форменной одежды устанавливается Федеральной таможенной службой.

Сотрудники таможенных органов после прохождения соответствующей подготовки при исполнении должностных обязанностей имеют право на ношение боевого ручного и холодного оружия, специальных средств. Перечень должностей сотрудников таможенных органов, которым предоставлено право на постоянное ношение и хранение боевого ручного и