Совершенствование таможенного декларирования товаров и транспортных средств с использованием института таможенного представителя

Курсовая работа

В экономическом развитии страны таможенные органы играют важную роль, регулируя правоотношения, возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕВЭ.

Однако без участия других субъектов правоотношений — юридических лиц, оказывающих услуги в таможенной сфере, осуществление государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенными органами невозможно. Этими субъектами являются: держатели складов временного хранения, держатели таможенных складов, таможенные представители и таможенные перевозчики, подлежащие регистрации в реестрах лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.

Таможенная декларация — одна из важнейших составляющих внешнеэкономической деятельности. В аспекте взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности важной составляющей развития таможни является развитие институциональной базы, гарантирующей таможенное декларирование. Определяющей структурой в данном случае является таможенный представитель, который играет роль посредника между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенной системой. Поэтому в обязанности таможенного представителя должны входить все виды услуг на таможне.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических вопросов совершенствования таможенного декларирования товаров и транспортных средств с использованием учреждения таможенного представителя.

Чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

исследовать теоретические и организационно-правовые основы таможенного декларирования товаров и транспортных средств;

изучить современное состояние института таможенного представителя;

выявить проблемы декларирования товаров таможенным представителем;

предложить направления совершенствования таможенного декларирования товаров и транспортных средств с использованием института таможенного представителя;

исследовать перспективы декларирования товаров таможенным представителем.

Предметом исследования данной курсовой работы является процедура таможенного декларирования товаров и транспортных средств через учреждение таможенного представителя.

35 стр., 17265 слов

Реферат система управления рисками в таможенном контроле

... таможенного контроля со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если другой срок не установлен законодательством государств-членов Таможенного союза. Лица в сфере таможенного дела должны хранить все документы в течение 5 лет.» «Система управления рисками используется в таможенных ...

Предмет исследования

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1.1 Сущность таможенного декларирования

В статье 4 Таможенного кодекса Таможенного союза («Основные термины, используемые в настоящем кодексе») введено понятие «таможенное декларирование», под которым понимают «заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров либо для иных целей, установленных в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза» [1].

Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза (ТК ТС) и Федеральному закону № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» подлежат обязательному декларированию товары, вывозимые из РФ за пределы таможенной границы ТС, ввозимые в РФ через таможенную границу ТС, в том числе перемещаемые через территории государств ТС по процедуре таможенного транзита [1,2].

Декларирование товаров обычно осуществляется путем подачи таможенной декларации и некоторых дополнительных документов в таможенный орган. Перечень документов и сведений, предъявляемых при декларировании в таможенный орган, указан в ТК ТС. В некоторых случаях допускается использование транспортных, коммерческих и других документов в качестве декларации, если они содержат информацию, требуемую таможенным органом.

Декларирование могут осуществлять только определенные лица. В таможенной декларации лица, определенные Таможенным кодексом ТС, обязаны предоставить таможенным органам документы и информацию, которые им необходимы для совершения соответствующих операций. Таким образом, таможенное законодательство в первую очередь определяет декларанта и таможенного представителя.

Представленные при декларировании документы и сведения подвергаются проверке (таможенному контролю).

После получения документов таможенный орган проверяет заявленную информацию на правильность их электронного формата и достоверность, после чего осуществляются операции по выпуску товаров. Для этого таможенный орган использует специальные программные средства. Основу таких средств сегодня составляет автоматизированная информационная система (АИС) АИСТ-М[6].

Действительно, конечной целью таможенной декларации является помещение товаров под определенную таможенную процедуру. Перечень возможных таможенных процедур дан в статье 202 (Виды таможенных процедур) ТК ТС (всего 17 процедур) [1].

Сроки подачи таможенной декларации установлены статьей 185 (Сроки подачи таможенной декларации):

таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, если иное не установлено ТК ТС;

таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории таможенного союза, подается до их убытия с таможенной территории таможенного союза, если иное не установлено ТК ТС;

48 стр., 23749 слов

Работы Оперативно-розыскная деятельность в таможенном деле

... деятельности таможенной службы является противодействие угрозам экономической безопасности РФ. Для повышения эффективности в борьбе с таможенными ... Таможенного Союза» в рамках ЕврАзЭС // Вестник российской таможенной академии. – 2012. – №3. – С.113. Федюнин А. Е. О содержании ряда оперативно розыскных мероприятий с ... из признаний граждан. В XVI веке важную роль в церковной разведке играл ...

таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с ТК ТС, подается в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда или таможенного органа [1].

ТК ТС оговаривает сроки регистрации или отказа в регистрации или отказа в регистрации декларации (статья 190 Подача и регистрация таможенной декларации) – 2 часа с момента подачи таможенной декларации.

После регистрации проводятся операции по проверке информации, заявленной в декларации, и по выпуску товара. Сроки выпуска товаров определены статьей 196 ТК ТС (Сроки выпуска товаров):

выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС;

товары, помещаемые под таможенную процедуру экспорта, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, и помещаемые под таможенную процедуру временного вывоза, которых определяется Комиссией Таможенного союза, должен быть завершен таможенным органом не позднее 4 часов с момента регистрации декларации на товары, а в случае, если декларация на товары зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа — не позднее 4 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа;

при предварительном таможенном декларировании выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.

Сроки выпуска товаров могут быть продлены, но при этом они не могут превышать 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС [1].

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует вывод, что в процессе таможенного декларирования и таможенного контроля можно выделить следующие составляющие:

— подготовка документов и сведений, необходимых для таможенного декларирования;

— пересылка (передача) в таможенный орган документов и сведений, необходимых для выполнения таможенных операций;

— выполнение таможенных операций и выпуск товара.

1.2 Особенности таможенного декларирования товаров и транспортных средств

В соответствии с Федеральным законом № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» выделяют следующие особенности таможенного декларирования, или, иначе говоря, способы таможенного декларирования:

27 стр., 13203 слов

Таможенное управление

... либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств; в) несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Группу нарушений таможенных правил, ... сроков временного хранения товаров 16.17 Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации 16.18 Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) ...

1) Особенности декларирования товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемого в течение установленного периода времени.

Товар, поставляемый в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном, ввоз или вывоз которого предполагается в течение определенного периода несколькими товарными партиями, может декларироваться (в том числе лицом, не являющимся уполномоченным экономическим оператором) с указанием одного классификационного кода [2].

2) Особенности декларирования товаров различных наименований, содержащихся в одной партии, с указанием одного классификационного кода.

По желанию декларанта, товары различных наименований, содержащиеся в одной товарной партии, могут декларироваться с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС, но при условии, что этому классификационному коду будет соответствовать наибольшая ставка таможенной пошлины.

3) Периодическая таможенная декларация.

Периодическая таможенная декларация применяется как к иностранным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, так и к экспортируемым российским и иностранным товарам. Особенностью периодического таможенного декларирования является то, что оно позволяет подавать одну таможенную декларацию на одни и те же товары, перемещаемые через таможенную границу одним и тем же лицом в течение определенного периода поставки, который не должен превышать 30 календарных дней.

Периодическая таможенная декларация не применяется к экспортируемым товарам, облагаемым экспортными таможенными пошлинами или к которым применяются ограничения.

4) Неполная таможенная декларация.

Декларант имеет право полагаться на использование этого метода таможенного декларирования только в том случае, если по независящим от него причинам невозможно декларировать всю информацию, необходимую для таможенного декларирования.

Подача неполной таможенной декларации возможна как на ввозимые, так и на вывозимые товары [2].

5) Временное периодическое таможенное декларирование вывозимых товаров.

Допускается временное периодическое таможенное декларирование товаров Таможенного союза при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве или таможенной стоимости, путем подачи временной таможенной декларации.

Различают электронную и письменную формы таможенного декларирования товаров.

Письменная форма таможенного декларирования включает возможность подачи: заявления, составленного в произвольной форме; таможенной декларации и транспортного (перевозочного) документа.

Электронной формой декларирования товаров, документов и информации является их представление в таможенный орган в виде электронных документов. Такие документы заверяются электронной цифровой подписью. Проверка электронной декларации производится с помощью информационной системы таможенного органа и должна быть завершена в течение 3 часов рабочего времени с момента ее принятия [6].

7 стр., 3363 слов

Система управления рисками в таможенном деле рб

... Таможенные органы Таможенного Союза; Таможенные органы ЕАЭС. 4. Таможенное дело в Республике Беларусь не составляет: таможенная политика; порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; таможенная экономика; таможенный ... сущности и системе таможенных органов, о правовом статусе таможенных служащих. Краткие методические рекомендации: для написания реферата необходимо ...

Подводя итог вышесказанному, следует сделать вывод, что общая концепция национального таможенного законодательства и законодательства ТС направлена на ускорение, облегчение и упрощение таможенных операций, т.е. на то, чтобы товары были выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой в возможно короткие сроки. Достижению этих целей во многом способствует специфика декларирования товаров, установленная Федеральным законом от 25.07.2012 г. 311 «О таможенных правилах в Российской Федерации», которые предусматривают возможность подачи периодической, неполной или временной таможенной декларации.

1.3 Порядок декларирования товаров таможенным

представителем

Таможенный представитель − юридическое лицо государства — члена таможенного союза, включенное в реестр таможенных представителей [1].

Главная задача таможенного представителя состоит в том, чтобы по поручению участника ВЭД, будь то импортер или экспортер, осуществлять от его лица действия связанные с таможенным оформлением [8].

При совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами [1], т.е. таможенный представитель совершает таможенные операции и выполняет комплекс работ по таможенному оформлению товаров, их декларированию оформлению и выпуску от имени и по поручению декларанта либо другого заинтересованного лица в соответствии с нормами и правилами ТК ТС [9].

Таким образом, можно утверждать, что таможенный представитель осуществляет ту же процедуру декларирования товаров и транспортных средств, что и сам декларант.

Чтобы наглядно представить схему взаимосвязи декларанта и таможенного представителя, обратимся к рис. 1.1.

Рис. 1.1. Схема взаимосвязи таможенного

представителя и декларанта [10]

Как мы видим из рис. 1.1, для того чтобы таможенный представитель мог представлять интересы декларанта и осуществлять таможенные операции от его лица, последний должен предоставить таможенному представителю пакет необходимых документов, а именно:

1) доверенность на имя представителя;

2)документы на товар – транспортные накладные, сертификаты, паспорт сделки, счет-фактура;

3)регистрационная документация – устав, свидетельство о регистрации, решение о назначении генерального директора, учредительные договора;

4) контракт (договор) на поставку товара;

5) копия паспорта руководителя с правом подписи;

6) свидетельство о постановке на учёт в налоговой инспекции;

7) справка из банка о наличии расчётного счёта [10].

12 стр., 5870 слов

Управление информационными ресурсами таможенных органов

... участников внеш­неэкономической деятельности в части документального таможенно­го оформления товаров и транспортных средств. АИС «АИСТ-М» реализует ... центр (ГНИВЦ ФТС России) как науч­но-производственная организация по созданию, внедрению и экс­плуатации ЕАИС. ... таможенного дела в соответствии с законодательством Российской Федерации. Документы, предусмотренные ТК РФ, в том числе налоговая декларация, ...

Рассмотрим алгоритм декларирования товаров таможенным представителем.

1. Таможенный представитель подает таможенную декларацию в таможенный орган, который уполномочен в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации.

2. Таможенный орган устанавливает дату и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов, в том числе с использованием информационных технологий.

3. Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии таможенного союза.

Таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если:

1) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения;

2) таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации;

3) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с ТК ТС должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации;

4) таможенная декларация подана не уполномоченным лицом;

5) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме [1].

В случае отказа в регистрации таможенной декларации таможенная декларация и представленные документы возвращаются декларанту или таможенному представителю.

Отказ в регистрации таможенной декларации оформляется в письменной форме должностным лицом таможенного органа с указанием причин отказа.

Согласно ст. 190 ТК ТС, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение[1].

4. Таможенные органы осуществляют таможенный контроль документов и информации и проверяют правильность заполнения декларации на товары.

5. Таможенный инспектор:

а) осуществляет выпуск товаров не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Допускается продление срока выпуска, но не более чем 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации ДТ.

Выпуск товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемые под таможенную процедуру экспорта, осуществляется не позднее 4-х часов с момента регистрации ДТ.

б) осуществляет отказ в выпуске товаров не позднее истечения сроков выпуска [1].

Таким образом, порядок декларирования товаров таможенным представителем не отличается от процедуры декларирования декларантом. Таможенный представитель – это помощник для участников внешнеэкономической деятельности, который является «профессионалом в своем деле» [8].

24 стр., 11926 слов

Таможенный менеджмент

... таможенных органов следует рассматривать как предмет последующих управленческих и исполнительных актов. Следовательно, менеджмент ... и т.д.), канцелярских товаров (авторучки , ... объяснить тем, что ... таможенного дела, таможенные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на таможенные органы, ресурсы таможенной ...

Отношения между таможенным представителем и участником внешнеэкономической деятельности оформляются письменно путем заключения договора. Договор регулирует все отношения сторон и устанавливает сроки исполнения, объем работ, стоимость услуг. Подписывая договор с участником внешнеэкономической деятельности, таможенный представитель получает от него пакет документов, который необходимо предъявить таможенной службе. Следующий этап – заполнение декларации на товары. Таможенный представитель вносит данные из документов, которые ему предоставил заказчик (контракт, спецификация, инвойс, упаковочный лист и пр.) в ДТ. При заполнении необходимо указать номенклатуру товаров ЕАЭС с учетом внешнеторговых кодов каждого заявленного наименования.

Следующим шагом после предъявления дизеля таможенному инспектору является растаможка груза. Если участник ВЭД самостоятельно занимается этим процессом, то должен быть готов потратить свое время и силы на такие не особо приятные моменты как: досмотры, запрос дополнительных документов и прочее затягивание процесса оформления со стороны таможенной службы [24].

Как видите, работа с таможенными представителями дает много преимуществ. Однако следует понимать, что их работа высокооплачиваемая и этот вид бизнеса достаточно прибыльный.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРИ ТАМОЖЕННОМ ДЕКЛАРИРОВАНИИ ТОВАРОВ

2.1 Анализ мирового опыта функционирования института таможенного представителя

Уже около 100 лет существует институт таможенных представителей (до 2011 года существовало понятие таможенный брокер), однако начало такой профессии было положено лишь в начале XIX века. Так, в США таможенные представители оказывают услуги по подготовке и предоставлению документов или получения разрешений от таких государственных органов, как Министерство сельского хозяйства, Служба по рыбе и дичи, Агентство по пищевым продуктам и медикаментам (FDA), (USDA) и т.д.

По роду своей деятельности таможенные представители должны быть знакомы с единым таможенным тарифом; перечнем товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу или вывозу из страны; знать правила определения страны происхождения товаров и порядок оформления документов, подтверждающих такое происхождение и т.д. Знание требований и нюансов, необходимых для оформления ввоза товаров из той или иной страны помогают избежать наложения ареста на товары и дорогостоящих задержек [11].

Развитие института таможенного представителя, так же как и принципы работы таможенных представителей в разных странах определяются сложившейся на рынке ситуацией, потребностями клиентов, а также правовой системой государства, поэтому существуют различия, иногда очень существенные. Так, главным отличием брокеров из США и Канады является прозрачность, абсолютная легальность. На этом рынке основным конкурентным преимуществом может быть соблюдение стандартов и наличие лицензии, обязательной для таможенного оформления, а также членство в Ассоциации брокеров.

11 стр., 5002 слов

Полномочия должностных лиц в таможенном менеджменте

... таможенных органов заключается в их праве принимать общеобязательные решения. Полномочия таможенного органа воплощены в компетенции конкретного таможенного органа, закрепленной в соответствующем нормативном акте. Деятельность по обеспечению выполнения полномочий таможенных ... этого понятия представителями различных юридических наук определяются по-разному. Таким образом, представителями науки о ...

Следующее отличие заключается в том, что в США возможна легальная работа под печатью

Также существуют различия в том, почему люди в той или иной стране обращаются к таможенным представителям. Так, поводом для такого обращения в Канаде и США является не острая необходимость (так как импортная лицензия для ввоза товаров в страну не требуется), а экономическая целесообразность. К тому же, все соответствующие правила и условия ввоза в США нетрудно узнать на сайте Таможенной и пограничной службы (CBP).

Во многих странах, в том числе в США и Канаде, рынок таможенного оформления формируется давно. В результате таможенные представители в настоящее время предлагают целый комплекс услуг, таких как транспорт, доставка сыпучих грузов и логистика. В нашей же стране данный сервис только начинает выходить на передний план, меняются потребности бизнеса и его представления об осуществлении импорта, формируется цивилизованный рынок [12].

В России история таможенного брокерства началась в 1989 году. В том же году было введено понятие «декларирование товаров», которое осуществлялось путем подачи таможенной декларации на погрузку в таможенные органы. Государство отказалось от монополии на внешнеэкономическую деятельность и открыло доступ на внешнеторговый рынок частным компаниям.

В России одним из первых таможенных брокеров стало подразделение «Союзвнештранса», которое имело представительство во всех морских портах [12].

О том, как сегодня развивается создание таможенного представителя, мы поговорим в следующей главе.

2.2 Современное развитие института таможенного представителя в России

Несмотря на то, что власти прилагают все усилия, чтобы для участников ВЭД сделать таможенное оформление проще и доступнее, в этом деле без посредников могут обходиться лишь единицы – в общем случае это крупные компании, которые имеют в своем штате соответствующие отделы. Остальным предстоит преодолеть разного рода бюрократические и прочие преграды с помощью таможенных представителей.

По состоянию на 1 января 2016 года на российском рынке работало 464 таможенных представителя. В январе-апреле, по данным аналитической группы , в общей сложности ими было оформлено 500 тысяч всех ДТ, что составляет 46% от всего объема деклараций на товары, поданных в таможенные органы РФ. Кроме того, на них приходится 74,4% всего объема таможенных платежей, поступающих в государственную казну [23].

Несмотря на то, что

По числу клиентов компанией-лидером является ООО «ДХЛ Экспресс» (6,65%), которая специализируется на доставке международных грузов и почты. Второе место занимает ООО «С.В.Т.С. Альянс» (4,93%) – компания, которая является одной из коммерческих структур Общероссийской общественной организации «Всероссийский Союз ветеранов таможенной службы». На 3-ем месте расположилась компания ООО «ТНТ Экспресс Уорлдуайд (СНГ) (3,19%), которая является крупным оператором экспресс доставки.

48 стр., 23714 слов

Роль и функции товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ...

... 1.1. Понятие и общая характеристика основных товарных номенклатур Ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятель­ности (ТН ВЭД), классификация и кодирование товаров являются важнейшими составными элементами таможенного дела и функ­циями, возложенными ...

Рассмотрим оценку таможенных представителей по объему поступлений таможенных платежей из федерального бюджета.

Как известно, большую часть выручки в России составляют экспортные пошлины на углеводороды, при этом лидируют в этой сфере таможенные представители, которые в основном занимаются таможенным оформлением этих товаров. Например, ООО «СИНТЕХ» — таможенный представитель, занимающийся таможенным оформлением нефти, нефтегазовых продуктов, клиентами которого являются ПАО «НК-Роснефть», ПАО «ТНК-ВР Холдинг», один из которых переводит почти 30% от общего объема платежей. В тройку лидеров также входят ЗАО «Лукойл-Черноморье» и ЗАО «ТЛК», основные вычеты которых связаны с проектированием машин и оборудования, а также товаров народного потребления. В общем и целом можно сказать, что более половины всех перечисляемых средств в федеральный бюджет приходится на первую десятку таможенных представителей [15].

Однако большая часть таможенных представителей в РФ занимается таможенным оформлением ввозимых товаров. Количество клиентов – импортеров также заметно выше – почти 20 тысяч компаний (72% от общего числа клиентов).

Для сравнения: у 86% компаний заполнено более половины импортных деклараций. Это объясняется структурой внешней торговли. Например, поставкой ресурсов, составляющей огромную долю российского экспорта, занимается относительно небольшой список крупных таможенных представительств, в то время как количество импортеров намного больше. При этом некоторые таможенные представители специализируются на импорте товаров, несмотря на то, что предоставляют широкий спектр услуг по таможенному оформлению. На такие компании, как ООО «Тектум», ООО «Бадис», ООО «РОСТЭК-Фарма», ООО «Транс-Бизнес Брокер» приходится более 90% от общего объема регистрации импорта.

Некоторые компании перешли от количества к качеству и специализируются на регистрации небольшого числа компаний, которые часто проводят внешнеторговые операции. Таким образом, безусловным лидером среди них стало ООО «Порт Палдиски Северный»: в среднем за четыре месяца на клиента компании было зафиксировано 1400 выписок. Северный порт Палдиски – частный порт, который предлагает услуги таможенного оформления на российской границе, значительную долю поставок которого составляют машины и оборудование [13].

Рейтинг таможенных представителей в январе апреле 2016 по количеству деклараций, приходящихся на одного клиента, представлен на рис. 2.1.

 современное развитие института таможенного представителя в россии 1

Рис. 2.1 Рейтинг таможенных представителей в январе − апреле 2016 по количеству деклараций, приходящихся на одного клиента [23]

Второе место занимает ООО «Флор-Авиа» (специализируется на оформлении грузов, перевозимых в авиасообщении) — в среднем каждый клиент данной компании за четыре месяца оформлял 530 деклараций на товары. Заказчиками этой компании являются российские авиакомпании, такие как Аэрофлот Аврора, Нордавиа и Суперджет.

ООО «Центурион-Логистик» занимает третье место и также участвует в оформлении грузовых авиаперевозок.

ООО ТП «Руста-Брокер», оказывающее услуги таможенного представителя на территории Российской Федерации, направляет все свои профессиональные усилия на качественное обслуживание клиентов. К 2015 году компания открыла филиалы в 23 городах, в том числе в г.Брянске. За 2014 год компанией было выпущено более 24тыс. таможенных деклараций, по итогам года ООО ТП «Руста-Брокер» заняла 6 место в рейтинге крупнейших таможенных представителей (в 2013 году 7-е место) [23].

Итак, проанализировав положения таможенных представителей на рынке, на основании шести показателей, таких как доля таможенных платежей, относительно стоимости товаров; количество клиентов; количество таможенных постов, с которыми сотрудничает фирма; количество оформленных деклараций; общая таможенная стоимость всех оформленных товаров и количество прецедентов по корректировке таможенной стоимости (КТС) был составлен сводный рейтинг компаний (см. Приложение 2).

Что касается стоимости услуг таможенного представителя в государствах-членах ОАЭ, пожалуйста, обратитесь к Таблице. 2.1.

Таблица 2.1

Средняя стоимость услуг таможенного представителя за 1 декларацию на товары или транспортное средство (в переводе на рубли)

На основании вышеприведенных данных, взятых из

Подводя итог вышесказанному, следует сделать вывод, что в настоящее время в данной сфере работает большое количество организаций, поэтому перед участником ВЭД стоит непростая задача: выбор компетентного, достойного и надежного таможенного представителя.

2.3 Анализ проблем таможенного декларирования товаров и

транспортных средств с использованием института

таможенного представителя

Рассмотрим существующие проблемы таможенного декларирования товаров и транспортных средств таможенными представителями .

Структура перерабатываемых товаров влияет на размер отчислений по таможенным платежам. Таможенные агенты, специализирующиеся на таможенном оформлении товаров или инженерной продукции, потенциально могут перечислять несколько платежей в ваш бюджет.

Тем не менее, приказ ФТС России № 280 от 16.02.2016 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках системы управления рисками» [5] заметно усугубил ситуацию – руководство ведомства строго настрого запретило выпускать товары по стоимости ниже той, которая указана в профилях рисках, при этом мера затронула практически все товарные группы [13].

Большинство участников ВЭД, в том числе те, которые пользуются услугами таможенных представителей, столкнулось с корректировками таможенной стоимости (далее − КТС).

По данным сайта VED-STAT.RU, у клиентов таможенных представителей зарегистрировано более двух тысяч КТС по экспорту и более 119 тысяч случаев КТС по импорту. Кроме того, более половины всех оформленных деклараций подпадало под CCC для 13% таможенных представителей. Наихудшие результаты по количеству случаев КТС среди крупных компаний показали ООО «Франко-сервис», ООО «Кастомс Сервисез», ООО «СЭЗ-Сервис», ООО «Камчатвнештранс» (ООО «КВТ») [23].

В результате CCC увеличиваются и таможенные платежи, перечисляемые компаниями в бюджет. Эта мера уже привела к обострению конкуренции и смещению акцента с качества предоставления таможенных услуг на возможность снижения заявленной таможенной стоимости.

Сегодня таможенных представителей можно разделить на «белых», «серых» и «черных».

«Белые» таможенные представители – это компании, которые в настоящее время включены в реестр таможенных представителей.

«Серые» таможенные представители – компании, не включенные в реестр таможенных представителей, однако работающие по действующему таможенному законодательству, но не под своей ответственностью и печатью. Стоимость таких услуг дешевле, так как необязательно иметь необходимое количество специалистов в кадрах, для обеспечения уплаты таможенных платежей и заключения договора страхования. Фактически, таможенные представители, которые пользуются данной схемой, не несут никаких рисков, ведь они работают под печатью и подписью участника ВЭД, и таможенный инспектор считает, что декларацию подает сам импортер. В общем и целом здесь нет нарушения законодательства, не считая использования чужой электронно-цифровой подписи, но в случае каких либо нарушений таможенного законодательства (недостоверного декларирования, контрабанды и т.д.) всю ответственность будет нести импортер.

Однако главное преимущество «серого брокерства» − конечно же, стоимость услуги. Такие компании ведут свою деятельность во всех регионах нашей страны, устанавливая цены гораздо ниже официальных, тем самым привлекая к себе все больше клиентов [8].

Экономическая сущность «серого брокерства» связана с извлечением сверхнормативной прибыли вследствие недостоверного декларирования. Результатом этого является выплата из полученной прибыли достаточно большой коррупционной ренты, которая доходит до 50% от прибыли. На сегодня размер коррупционной ренты в себестоимости услуг легального таможенного представителя составляет около 20% [7].

«Черный» таможенный представитель в большой степени нарушает все правила ввоза/вывоза товара. Например, он может сменить название, вес и цену продукции, ее количество, установить иной код ТН ВЭД ЕАЭС, который в реальности не соответствует действительности (соответственно снижаются таможенные платежи: пошлина и НДС).

Происходит полная фальсификация документов, замена одного товара другим, вес и количество товара абсолютно не соответствует фактическим данным, иногда даже пошлины и налоги вовсе не уплачиваются. Все это происходит с помощью коррупционных схем, и чаще всего вскрывается контрольно-надзорными органами, в результате чего заказчик (например, компания-импортер) вынуждена уплачивать огромные штрафы, либо нести административную, либо уголовную ответственность. Часто в подобных схемах замешаны компании по ВЭД-аутсорсингу, ведущие сделку от начала и до конца, в результате чего импортер может даже не знать о нелегальной составляющий. В таком случае заказчик вновь действует на свой страх и риск, и отыскать в дальнейшем «черного» таможенного представителя практически невозможно [8].

Несомненно, сегодня реестр таможенных представителей помогает понять, с кем работает участник ВЭД и не ошибиться в выборе. Однако сами импортеры/экспортеры нередко идут на снижение стоимости таможенного оформления, не взяв в расчет те риски, которые они могут понести, в том числе финансовые.

Следующая проблема напрямую связана с причиной построения коррупционных схем в сфере таможенного администрирования − проблема взаимоотношений таможенных органов и таможенных представителей. Смысл отношений и проблемность связей носит специфический и многогранный характер, сформированный под влиянием следующих причин:

отсутствие реальных механизмов легальной защиты интересов таможенных представителей перед таможенными органами;

непрозрачность деятельности ФТС со стороны бизнеса вообще и во взаимоотношениях с таможенными представителями в частности;

зависимость института таможенных представителей от ФТС [25].

Несмотря на переход к электронному декларированию, коррупционная составляющая никуда не делась, многие таможенные представители прямо или через посредника по-прежнему «поддерживают» таможенников в финансовом плане. Чаще действие происходит на складе временного хранения, где располагается таможенный пост. Кроме того, активисты из числа крупных таможенных представителей являются членами всяческих консультативных, общественных и прочих рабочих групп и экспертных советов, создаваемых таможенными органами, принимают участие во всех проводимых таможней мероприятиях, поддерживая иллюзию равноправного партнерства. В ответ на лояльное к себе отношение, они формируют от имени всего бизнес-сообщества «правильное» общественное мнение, помогая создавать при этом положительный образ российской таможни, тем самым, нивелируя существующие недоработки в таможенной сфере [14].

Помимо вышеуказанных проблем, существуют и другие: обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов; неправильное указание классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС и т.д.

В ходе анализа судебной практики с участием таможенного представителя, был рассмотрен вопрос: после помещения товаров под выбранную декларантом таможенную процедуру несет ли данный участник ВЭД ответственность за уплату таможенных платежей? Ход и результат рассмотрения дела представлен в Приложении [16].

Таким образом, выше были раскрыты проблемы, наиболее часто встречающиеся в сфере деятельности таможенного представителя. Целесообразным решением будет рассмотреть в следующей главе данной курсовой работы направления совершенствования таможенного декларирования товаров и транспортных средств таможенным представителем.

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ

3.1 Основные направления совершенствования таможенного декларирования товаров и

Оборудование, состоящее из компонентов (например, громоздкое производственное оборудование, которое крайне затруднительно перевезти одной партией), ввозится в разные сроки, которые превышают сроки временного хранения более чем на 4 месяца, о чем таможенный представитель при подаче заявления на классификационное решение уведомляет таможенный орган. Каждая партия товара в некомплектном либо несобранном виде представляется таможенному органу, где будет декларироваться товар, однако после ввоза последней партии компонентов декларант не обязан представлять товар в комплектном виде. На каждую партию оборудования подается заявление на условный выпуск. В то время, когда последняя партия оборудования будет ввезена, на товар устанавливается срок в 30 дней для подачи итоговой декларации декларантом либо таможенным представителем, действующим по поручению декларанта.

По причине того, что товар в некомплектном либо несобранном виде ввозится в течение длительного времени (т.е. более 4-х месяцев), таможенный представитель заинтересован в минимизации финансовых и временных издержек. В связи с этим обстоятельством предлагается следующее:

1. Ряд предложений по упрощению таможенного декларирования может касаться предварительных операций, предшествующих основному процессу таможенного декларирования, которые облегчают и упрощают его, однако занимают определенное время. Так, после прибытия товара в пункт назначения (СВХ или таможенный терминал) сотрудники компании таможенного представителя могут до начала таможенного декларирования самостоятельно осмотреть его для того, чтобы установить ряд сведений (необходимость проведения санитарного или других видов контроля, запрещен ли товар к ввозу, упаковку и маркировку товара, а также его количество) и на соответствующем бланке составить акт таможенного осмотра [17].

2. Юридический смысл предварительного решения – это, в первую очередь, определение классификационного кода товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее – ТН ВЭД ЕАЭС), страны происхождения товаров, элементов, включаемых в таможенную стоимость и других вопросов, по которым требуется время для принятия решения.

В связи с этим предлагается: 1) предоставить возможность пересылать необходимые документы не только посредством дискет и флеш-накопителей, а через электронную почту; 2) делегировать полномочия ФТС России по принятию предварительных классификационных решений Региональным таможенным управлениям (далее – РТУ) в отношении тех таможенных представителей, которые зарегистрированы в зоне действия того или иного РТУ; 3) сократить срок принятия предварительного решения с 90 дней (ст. 55 ТК ТС) до 30 в целях сокращения временных издержек.

3. Придание статуса института таможенного представителя как саморегулируемого института (саморегулируемой организации – СРО).

Таможенный представитель в таком случае будет выступать перед таможенной службой поручителем за выполнение финансовых обязательств каждым ее членом с помощью фонда, который будет формироваться членскими взносами. Данное введение повысит финансовые гарантии института таможенных представителей. СРО будет предоставляться право разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной и предпринимательской деятельности, контролировать их соблюдение и применять различные меры воздействия вплоть до исключения из организации [17].

4. Создание условий, исключающих прямую организационную зависимость от ФТС, появление механизма защиты интересов таможенного представителя, усиление конкуренции, снижение издержек будут способствовать развитию рынка таможенных услуг, повышению качества и легализации участия в процессе таможенного оформления [7].

Подводя итог вышесказанному, следует вывод, что указанные мероприятия окажут положительный результат как на сам институт таможенного представителя в целом, так и на увеличение объемов внешнеэкономической деятельности, а именно:

1) увеличение бюджетных поступлений путем создания эффективной системы оплаты таможенных платежей;

2) сокращение времени совершения таможенных операций с товарами;

3) снижение количества правонарушений;

4) создание института таможенных представителей как СРО.

3.2 Перспективы таможенного декларирования товаров с использованием института таможенного представителя

В отличие от ТК ТС, в проекте ТК ЕАЭС сведениям о таможенном представителе отведена целая глава (гл. 55 Таможенный представитель), в то время как в ТК ТС информация обо всех участниках ВЭД содержится в главе 3 (Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела).

Таможенному представителю посвящены в свою очередь статьи 12 -17 ТК ТС.

Стоит отметить, что в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС, помимо имеющихся в действующем ТК ТС сведений, содержится дополнительная информация в части обязанностей таможенного представителя. Так, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется таможенным представителем с учетом статьи 405 проекта Таможенного Кодекса. Статья 405 проекта ТК ЕАЭС гласит: «Таможенный представитель обязан исполнять обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не позднее последнего дня срока, указанного в уведомлении, направленном таможенным органом» [3].

Кроме того, там говорится, что в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. При наступлении обстоятельств, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению, такая обязанность исполняется таможенным представителем солидарно с представляемым им лицом, за исключением случаев, когда исполнение такой обязанности связано: с несоблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары; с изменением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов; с совершением действий в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением таких льгот [3].

Однако есть оговорка, что законодательством государств-членов могут устанавливаться случаи, когда обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшая солидарно с декларантом, не подлежит исполнению таможенным представителем.

Данная информация не нововведение, как может показаться на первый взгляд. Она содержится в ФЗ № 311 от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ч. 6 ст. 60.

Говоря о перспективах таможенного декларирования, стоит подчеркнуть, что в соответствии с пунктом 4 статьи 322 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» с 1 января 2014 года электронное декларирование товаров стало обязательным, письменные (бумажные) ДТ используются в исключительных случаях. В 2015 году в таможенные органы подано более 3,7 млн. ДТ в электронном виде с использованием информационно — телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЭДТ), что составило 99,93% от общего количества ДТ (в 2014 году – более 4,3 млн. ЭДТ, 99,87% от общего количества ДТ).

Количество участников ВЭД, применяющих электронную форму декларирования, в 2015 году составило более 78 тысяч (99,81%) (в 2014 году – более 80 тысяч (99,5%) [26].

Кроме того, на основании

По информации ФТС России, к концу 2014 года были зарегистрированы автоматически более 30 тысяч деклараций на товары, что составляет менее 1 % декларационного массива [20].

Внедрение данной технологии позволяет экономить время при прохождении таможенных формальностей связанных с подачей и регистрацией декларации на товары. Время автоматической регистрации одной декларации на товары составляет менее одной минуты, вместо двух часов, предусмотренных действующим таможенным законодательством. Согласно разработанному алгоритму автоматической регистрации декларации на товары, поданной в форме электронного документа, в соответствии с таможенной процедурой (экспорт, выпуск для внутреннего потребления), сокращение времени осуществляется за счет быстрой проверки декларации на соответствие всем правилам заполнения.

Еще в 2014-2015 году обсуждалась невозможность распространения опции автоматической регистрации ДТ на таможенного представителя. Объяснялось это необходимостью проведения автоматического контроля формализованного договора между декларантом и таможенным представителем, чтобы подтвердить полномочия представителя в отношении каждой конкретной декларации [20].

В настоящее время данная процедура совершается таможенным представителем,

обязательное представление в комплекте документов при подаче вместе с ДТ доверенности, подтверждающей полномочия лица на подачу, а также, если ДТ подается таможенным представителем — договор таможенного представителя и декларанта.

в случаях, когда от имени таможенного представителя выступает его обособленное подразделение, в графе 54 ДТ необходимо указывать код причины постановки на учет (КПП), присвоенный обособленному подразделению по месту нахождения, при этом в документах, подтверждающих полномочия (доверенность, договор таможенного представителя и декларанта) в порядке должна быть указана информация о КПП обособленного обязательном подразделения.

Кроме того наименование таможенного представителя во всех электронных документах должно соответствовать справочнику НСИ (нормативно-справочная информация).

По результатам проверки документов, подтверждающих полномочия лица на подачу ДТ, сведения, заявленные в 54 графе, должны соответствовать сведениям, указанным в формализованном документе, а именно: дата окончания действия документа, подтверждающих полномочия лица; номер свидетельства о включении в Реестр таможенных представителей; ИНН и КПП организации.

При автоматической проверке, кроме того помимо указания вида и номера документа, подтверждающего полномочия лица, в графе 54 обязательно необходимо вносить сведения о сроке действия соответствующих полномочий.

Также расхождения сведений, содержащихся в доверенности или договоре таможенного представителя с декларантом и заявленных в 54 графе, при наличии орфографических ошибок в написании фамилии, имени, отчества лица, указанного в доверенности или графе 54, а также незаполнение в электронных копиях документов всех полей, предусмотренных Альбомом форматов [21].

Нельзя не отметить, что 26 октября в рамках XVII Международной выставки «Таможенная служба – 2016» в Москве Департамент таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии совместно с Главным управлением организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России провел круглый стол «Автоматическая регистрация деклараций на товары и автоматический выпуск товаров. Практика применения и перспективы развития». Участниками являлись эксперты от бизнес-сообщества, а также представители национальных таможенных служб государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и третьих стран.

В ходе мероприятия обсуждались вопросы законодательного закрепления возможности проведения автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров в проекте ТК ЕАЭС, практика проведения таможенных операций в автоматическом режиме в Российской Федерации, а также международный опыт проведения таможенных операций без участия должностных лиц.

За круглым столом представители ФТС России рассказали об успешной реализации автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска, обозначили дальнейшие этапы развития этих технологий в Российской Федерации.

Нельзя оставить незамеченным выступление заместителя директора Департамента таможенной инфраструктуры ЕЭК Александра Галанаматиса, который произнес следующую речь: «В проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза заложена основа для дальнейшего развития возможности осуществления ряда процедур автоматически – программными средствами. Следующий шаг – при реализации компетенций Комиссии, определенных проектом Таможенного кодекса, законодательно обеспечить возможность перевода существующей сегодня практики проведения таможенных операций без участия должностных лиц из режима экспериментов в режим повсеместно действующих технологий на всей территории Евразийского экономического союза» [22].

Таким образом, можно сделать вывод, что услуги таможенного представителя в части таможенного декларирования товаров на российском рынке пользуются популярностью, в связи с этим законодательство в части декларирования товаров данным участником ВЭД не стоит на месте. Кроме того, для таможенного представителя появляются новые возможности пользования упрощениями в части совершения таможенных операций, например, автоматическая регистрация декларации на товары.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таможенное декларирование

В соответствии с п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенным представителем признается юридическое лицо государства — члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Кроме того, таможенный представитель — юридическое лицо государства — члена таможенного союза, включенное в Реестр таможенных представителей.

Основной функцией таможенного представителя является надежная защита интересов его клиента в процессе работы с таможенными органами. Если клиент выбирает опытного и квалифицированного представителя, то это позволит ему пройти все требуемые процедуры в соответствии с действующим законодательством максимально быстро, исключить риски, минимизировать затраты.

Однако существуют проблемы на рынке услуг таможенного представителя: «черное» и «серое» брокерство, коррупционная составляющая, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, случаи корректировки таможенной стоимости и т.д.

Совершенствование работы таможенного представителя предполагает повышение профессионализма, компетентности и качества, полного правового и документального сопровождения, самостоятельности и оптимальной цены.

В заключение курсовой работы стоит задать вопрос: «Так может ли участник ВЭД обойтись без таможенных представителей?» Ответ будет положительным, так более половины всех таможенных деклараций оформляется участниками ВЭД самостоятельно.

Однако, несмотря на существующие сегодня негативные тенденции развития данного института, спрос на их услуги в какой-то мере по-прежнему будет существовать, и вопрос остается лишь в том, смогут ли таможенные представители выжить на рынке услуг без своего дальнейшего совершенствования.

Таким образом, проделанный в ходе курсовой работы анализ процесса декларирования и осуществляющих его субъектов (таможенного представителя и декларанта) показал, что декларант имеет необходимые права и обязанности для самостоятельного совершения декларирования, однако, если он не имеет достаточного опыта либо совершает разовые операции по перемещению товаров и транспортных средств, а также нуждается в эффективном и профессиональном осуществлении таможенных операций, он обращается к таможенному представителю.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/istoriya-tamojennoy-statistiki/

  1. Проект Таможенного кодекса ЕАЭС [Электронный ресурс]: Режим доступа:

  2. Распоряжение ФТС России от 31.12.2013 № 438-р «О практической реализации технологии автоматической регистрации декларации на товары, поданной в виде электронного документа» [Электронный ресурс]: Режим доступа:

  3. Приказ ФТС России № 280 от 16.02.2016 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках системы управления рисками»[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.tks.ru/files/other/arp208.pdf

  4. Малышенко Ю.В. Таможенное декларирование и предварительное информирование в электронной форме: Учебное пособие. М.: ИЦ «Интермедия», 2015 г. 12−16 с.

  5. Волков В.Ф. Управление таможенной деятельностью Спб.: Интермедия, 2015. 440 с.

Приложение 1

Анализ судебного дела с участием таможенного представителя [16]

Позиция судов:

Правовое обоснование позиции:

Исход дела:

Российское лицо, как получатель и декларант ввезло импортную продукцию в РФ. Таможенное декларирование производилось таможенным представителем на основании договора об оказании услуг. Товар был выпущен таможенным органом (ТО) под там. процедуру выпуск для внутреннего потребления. По результатам камеральной проверки было выявлено отсутствие оснований для предоставления тарифных преференций, ТО доначислил таможенные платежи, и выставил требования об их уплате как декларанту, так и таможенному представителю. Не согласившись с данным требованием, таможенный представитель обратился в арбитражный суд, указав в обоснование своего заявления на то, что после помещения товаров и транспортных средств под определенную там.процедуру таможенный представитель перестает быть лицом, обязанным перед ТО за уплату таможенных платежей.

Также, по мнению заявителя, так как таможенный представитель несет солидарную ответственность за уплату таможенных платежей, ТО в рамках ТК вправе был запросить у общества доп.документы, подтверждающие страну происхождения товара, однако не сделал этого.

Таможенный представитель несет солидарную ответственность за уплату таможенных платежей, обязанность по внесению которых возникает при декларировании товаров таможенным представителем.

Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (п. 2 ст. 179 ТК ТС).

Согласно п. 1 ст.15 ТК ТС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с ТО.

В силу ст. 79 ТК ТС и ст. 114 Закона № 311-ФЗ плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств — членов ТС и (или) законодательством государств — членов ТС возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Как указано в ч. 6 ст. 60 № 311-ФЗ, при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.

Вместе с тем согласно положениям ст.№ 311-ФЗ ТО осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.

Если в ходе контроля правильности определения страны происхождения товаров ТО обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, установленные таможенным законодательством ТС, ТО в установленном порядке принимает решение об отказе в предоставлении тарифных преференций.

При принятии ТО решений об отказе в предоставлении тарифных преференций после выпуска товаров такие решения направляются декларанту в течение 5 рабочих дней после их принятия. Взыскание неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется в соответствии с законом № 311-ФЗ.

В соответствии с ч. 4 ст. 150 Закона № 311-ФЗ при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно обоим с указанием об этом в данных требованиях.

Требование об уплате таможенных платежей выставляется лицу, осуществлявшему декларирование товаров в качестве таможенного представителя, также в случае, если это лицо прекратило свою деятельность в качестве таможенного представителя.

В случае, если возможность выставить требования об уплате таможенных платежей сразу двум лицам, указанным в названной части, отсутствует, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей одному из этих двух лиц. При применении мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов ТО пользуются правами кредитора при солидарной обязанности по правилам, установленным гражданским законодательством РФ.

Решение суда оставить без изменения

Приложение 2

Рейтинг таможенных представителей в 2016 [15, 23]