Организация перевозок и управление на транспорте

Отчет по производственной практике

Наименование показателей, ед. изм

№ 250Е03

№ 250Е08

№ 250Е05

1. Пробег автомобиля, км/сут.

172

184

168

2. Гружёный пробег автомобиля, км/сут.

84

96

114

3. Коэффициент использования пробега

0,49

0,52

0,68

4. Фактическое время в наряде, ч/сут.

9,14

9,58

9,15

5. Эксплуатационная скорость, км/ч

18,8

19,2

18,4

6. Автомобиле-часы в наряде, а·ч./сут.

24,37

9,58

30,5

7. Автомобиле-дни в эксплуатации, а·д/год

667,5

250

832,5

8. Общий пробег автомобилей, км/год

114810

46000

139860

9. Гружёный пробег автомобилей, км/год

56070

24000

94905

10. Объём перевозок, т/год

40050

15000

49950

11. Грузооборот, т·км/год

560700

480000

549450

Таблица 3. ТЭП работы подвижного состава для транспортной сети ЗАО «ТК «Мегаполис»

Наименование показателей, ед. изм

Значение показателей

1. Количество автомобилей в эксплуатации, ед.

19

2. Списочное количество автомобилей, ед.

29

3. Автомобиле-дни в эксплуатации, а·д/год

1750

4. Автомобиле-часы в наряде, а·ч/сут.

64,45

5. Среднее фактическое время в наряде, а·ч/сут.

9,21

6. Общий пробег автомобилей, км/год

300670

7. Гружёный пробег автомобилей, км/год

174975

8. Коэффициент использования пробега

0,58

9. Объём перевозок, т/год

105000

10. Грузооборот, т/год

11. Среднесуточный пробег автомобилей, км/сут.

171,8

12. Автомобиле-часы в эксплуатации, а·ч./год

16112,5

  • Обязанности водителя при выезде из автотранспортного предприятия

Управлять автомобилем могут только лица, имеющие соответствующие водительские права, прошедшие вводный курс и начальное образование по защите занятости. Водитель, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) и ежегодную проверку знаний по безопасности труда, не должен приступать к работе.

Перед тем, как встать в очередь, водитель должен предъявить грузоотправителю водительские права. В свою очередь, диспетчер (или уполномоченное лицо) выдает ему частично заполненный путевой лист, а также другую необходимую документацию (например, товарно-транспортную накладную на груз).

Рисунок 1. Путевой лист грузового автомобиля ЗАО «ТК «Мегаполис»

Организация перевозок и управление на транспорте 1

Затем водитель обязан предъявить путевой лист заправщику, технику по горюче-смазочным материалам (ГСМ) или уполномоченному на то лицо, которое, в свою очередь, записывает в разделе «Движение горючего» в соответствующих строках количество выданного горючего.

Кроме того, водитель предъявляет накладную медицинскому работнику, который проводит медицинский осмотр водителя для определения его пригодности к работе по состоянию здоровья. Если водитель здоров, в его путевом листе медработник ставит штамп «Мед. осмотр проведён» и роспись.

Если работник уклоняется от медицинского осмотра, он не имеет права выполнять свои должностные обязанности.

На городских маршрутах при смене водителей на линии проводится выборочный медицинский осмотр, начиная с выезда медицинских работников или должностных лиц на диспетчерские пункты.

В заключении, водитель совместно с механиком контрольно-пропускного пункта (КПП) или отдела технического контроля (ОТК) проверяют техническую исправность автомобиля и прицепа (если имеется).

При этом, следует обращать внимание на исправность действия тормозов, рулевое управление, освещение, звуковой сигнал, стеклоочиститель, состояние и степень исправности аккумуляторов, исправность бортовых запоров кузова, механизм сцепления с прицепом, отсутствие утечки жидкости, топлива, воды и масла, давление в шинах и т. д.

Кроме того, особое внимание стоит уделить автомобилям, работающим на газе. обязательно проверьте герметичность и работоспособность газового прибора.

Для осмотра автомобиля в темноте необходимо использовать переносную электрическую лампу напряжением не более 12 В с защитной сеткой или электрическую лампу с автономным питанием.

При проверке технического состояния автомобиля необходимо проверять также номенклатуру и исправность инструментов/приспособлений, выдаваемых водителю. В частности, водитель должен быть обеспечен:

  • знаком аварийной остановки;
  • аптечкой;
  • исправным огнетушителем;
  • набором инструментов и приспособлений, обеспечивающих возможность производства мелкого ремонта на линии;
  • домкратом соответствующей грузоподъемности;
  • заводной ручкой;
  • электрофонарем, переносной лампой;
  • ручным насосом для накачки шин и продувки системы бензопровода;
  • страховым тросом;
  • противооткатными упорами (не менее 2 штук) для подкладывания под колеса;
  • широкой подкладкой под пяту домкрата;
  • мигающим красным фонарем.

Не разрешается выпускать автомобили без необходимого противопожарного оборудования, аптечек, знаков аварийной остановки и других необходимых инструментов во время движения.

Если работа на линии предполагает перевозку грузов, водитель обязан проверить надежность крепления грузов, навесов и соответствие укладки грузов требованиям Правил дорожного движения и охраны труда. При обнаружении нарушений запросите их удаление у диспетчера операций загрузки.

Кроме того, водителю следует проследить, чтобы автомобили, направляемые на перевозку катно-бочковых грузов, были дополнительно укомплектованы деревянными клиньями и, в случае необходимости, деревянными прокладками (досками).

Также водитель обязан проследить, чтобы в кузовах грузовых автомобилей, не оборудованных для перевозки пассажиров, находились только лица, сопровождающие (получающие) грузы, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.

В итоге, механик контрольно-пропускного пункта (КПП) или отдела технического контроля (ОТК) вносит заключительные данные в путевой лист:

В разделе «Работа водителя и автомобиля» в графе 7 «Показания спидометра» записывается показание спидометра при выезде автомобиля с трассы, а в графе 8 «Реальное время» фиксируется фактическое время выхода автомобиля из гаража. В случае неисправности или отсутствия штампа на часах время фиксируется вручную в следующей последовательности: день, месяц, час, минута.

В разделе «Движение топлива» в графе 12 «Остаток топлива при выезде» механик КПП или ОТК фиксирует количество топлива в баках автомобиля при выезде и подтверждает правильность всех внесенных записей своей подписью столбец.

В строках, посвященных технической пригодности автомобиля, он удостоверяет своей подписью передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража.

В строках, определяющих водителя, принявшего автомобиль, водитель удостоверяет приемку автомобиля в технически исправном состоянии своей подписью и квитанцией о рабочем задании.

«УТВЕРЖДАЮ»

Генеральный директор

ЗАО «ТК «Мегаполис»

Чулков А. С.

«_25_»__февраля___2007__г.

Должностная инструкция диспетчера автомобильного транспорта. Общие положения:

1. Назначен, переведен и освобожден от должности приказом руководителя предприятия по представлению главного инженера.

2. Заработная плата директора устанавливается согласно штатному расписанию.

  • Диспетчер непосредственно подчиняется механику гаража.
  • Грузоотправитель должен проявлять личную осмотрительность и осмотрительность при перемещении на территорию речного порта, административного здания и других производственных и служебных помещений.
  • В своей работе руководствуется:
  • Правилами по охране труда и технике безопасности в речных портах;
  • Нормативно-правовыми актами, а также инструкциями и методическими рекомендациями, регламентирующими деятельность диспетчера автомобильного транспорта;
  • Приказами и распоряжениями руководителя ЗАО «ТК «Мегаполис»;
  • Уставом предприятия;
  • Настоящей должностной инструкцией.. Задачи и обязанности:

1. Получает и регистрирует бланки путевых листов. Заполняет, выдает и принимает путевые листы.

2. Оформляет путевые листы на каждый рабочий день. В случае междугородных перевозок возможно оформление накладной на несколько дней, которая должна быть подтверждена заказом компании.

  • Проверяет правильность их оформления, наличие всех реквизитов.
  • Осуществляет регистрацию путевой документации. Он ведет журнал отгрузок, куда заносит данные из основных реквизитов накладных.
  • Контролирует правильность записей показаний спидометра, получения и остатков горюче-смазочных материалов (ГСМ).

  • Выявляйте записи о нарушениях правил дорожного движения, совершенных водителями, в путевых листах и ​​сообщайте о них руководству.
  • Сравните полученные данные по эксплуатации транспортных средств с повседневной активностью смен, выявите отклонения и причины их возникновения.
  • Каждый день сдаёт путевые листы, за предыдущий день, в бухгалтерию.
  • Ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за отчетным, подавать в бухгалтерию выписку с ежедневными данными о расходе топлива и учете пробега по каждому автомобилю.
  • Позаботьтесь о безопасности и личном здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей во время выполнения любых работ или во время их пребывания на территории компании.
  • Выполняет требования нормативно — правовых актов по охране труда.
  • Он проходит предварительные и периодические медицинские осмотры в установленном законом порядке.. Должен знать

1. Правила трудового распорядка предприятия.

2. Положения, инструкции, другие инструкции и нормативные документы, относящиеся к деятельности перевозчика.

  • Порядок оформления и обработки путевых листов.
  • Основы трудового законодательства.
  • Нормы и правила по охране труда, технике безопасности, промышленной гигиене и пожарной безопасности.. Права:

Диспетчер автомобильного транспорта имеет право:

1. Знать планы руководства компании относительно ее деятельности.

2. Вносить предложения руководству компании по совершенствованию организации и совершенствованию выполняемых им методов работы.

  • Требовать от водителей прохождения медицинского осмотра до и после поездки в каждую смену.
  • Сообщите начальнику отдела о выявленных признаках наличия алкогольного или наркотического опьянения или ухудшения самочувствия водителей.. Ответственность:

Диспетчер автомобильного транспорта несет личную ответственность за:

1. Несоответствие его решений действующему законодательству Украины.

2. Неправильное исполнение или неисполнение своих служебных обязанностей по настоящей инструкции — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.

  • За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством
  • Дачу недостоверной информации о состоянии выполняемой работы.
  • Нарушения требований законов и других правовых актов по охране труда.. Взаимоотношения:

По всем вопросам, связанным с выполнением своих официальных функций, он обращается к своему непосредственному начальнику.. Квалификационные требования:

Экспедитор должен иметь среднее образование, без требований к опыту работы.

Юрисконсульт _____ Еркин Е.В._________ 25 февраля 2007г.

(подпись, Ф.И.О.)

Инженер по охране труда ____Синельникова Л. Л.__ 25 февраля 2007 г.

(подпись, Ф.И.О.)

С инструкцией ознакомлен:___Терлецкая В.Э._____ 25 февраля 2007 г.

(подпись, Ф.И.О.)

2. О Транспортно-экспедиционной деятельности (Федеральный закон № 87-ФЗ от 30.06.2003 г.)

Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее — экспедиционные услуги).

  • Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон № 259-ФЗ от 08.11.2007 г.)

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, входящих в транспортную систему Российской Федерации. Отношения, связанные с предоставлением услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также — транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

  • Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности (Постановление Правительства РФ № 554 от 08.09.2006 г.)

Настоящий Регламент устанавливает перечень транспортно-экспедиционных документов, порядок возврата и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг.

  • Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом (Утв. Минавтотрансом РСФСР от 30.07.1971 г.)

На основе утвержденного транспортного плана автотранспортная компания или организация заключает годовые контракты на перевозку грузов автомобильным транспортом с отправителями или получателями. Перечень указанных грузоотправителей и грузополучателей устанавливается в системе автомобильного транспорта общего пользования транспортными управлениями (специализированными управлениями автомобильного транспорта) с участием вышестоящих по отношению к грузоотправителям и грузополучателям организаций, а в системе ведомственного автомобильного транспорта — вышестоящей по отношению к автотранспортному предприятию организацией. По годовому договору перевозки грузов автомобильным транспортом автотранспортная компания или организация обязана своевременно принять груз, а отправитель обязан предъявить к перевозке груз в указанном объеме. При постоянных финансовых ограничениях автотранспортная компания или организация и экспедитор могут продлить срок действия годового контракта на автомобильные перевозки на следующий год.

  • Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 г.)

Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки.

  • Об утверждении правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта (Приказ Минавтотранса РСФСР № 19 от 09.12.1970 г.)

Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта разработаны в соответствии с Уставом автомобильного транспорта РСФСР и устанавливают:

  • требования к подвижному составу автомобильного транспорта и основные положения о его содержании (обслуживании, ремонте, хранении);
  • предписания, касающиеся технической стороны использования подвижного состава при выполнении автомобильных перевозок;
  • требования к зданиям, сооружениям и оборудованию для обслуживания, ремонта и хранения подвижного состава и общий порядок их содержания.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Каждая коммерческая компания или организация, имеющая собственный автопарк, сталкивается с проблемой контроля использования транспортных средств. Следовательно, необходимо сократить выявленные неназначенные затраты. Сегодня эта деятельность называется «мониторинг транспортных средств», или, другими словами, внедряется система слежения за транспортными средствами.

Важность мониторинга транспорта для любой успешной организации трудно переоценить — своевременное получение и обработка информации в современном и постоянно меняющемся мире бизнеса — это деньги.

Современные системы слежения за автотранспортными средствами представляют собой сочетание элементов навигации, организации и анализа автомобильного транспорта. Абсолютным лидером по спросу и эффективности является GPS/GSM система слежения (система спутникового слежения).

Система контроля транспорта обеспечивает:

  • слежение, управление и анализ текущего состояния контролируемых объектов;
  • контроль транспорта — соблюдения режимов работы;
  • повышение эффективности использования транспортных средств и специальной техники;
  • предотвращение возможности хищения топлива;
  • снижение затрат на ремонт транспорта;
  • выявление недобросовестных работников;
  • повышение эффективности планирования маршрутов и безопасности грузоперевозок;
  • накопление и систематизация всей информации в базе данных.

Система контроля транспорта осуществляет контроль за транспортом по

текущее местоположение;

  • пройденный маршрут по заданным контрольным точкам;
  • скорость движения;
  • количество топлива в баках;
  • путевой расход топлива;
  • расход топлива, его заправки и сливы;
  • загруженность, положение механизмов (для спецтехники), открывание дверей и т.д.;
  • время движения;
  • время и места стоянок;
  • обороты двигателя;
  • количество авточасов.

Система контроля движения транспорта также позволяет:

  • отобразить маршруты подотчётных объектов за любой период времени;
  • отобразить на карте положения транспортных средств в текущий момент времени (on-line контроль транспорта);
  • сохранять всю информацию в локальной базе данных системы контроля движения транспорта, позволяющей не иметь постоянное подключение к Internet;
  • сохранять всю информацию в течение месяца при выходе транспорта из зоны действия сети GSM;
  • составлять путевые листы в привычной форме и хранить их в базе данных;
  • составлять отчеты о посещении объектов и автоматически сопоставить их с путевыми листами;

— На контролируемое транспортное средство устанавливается комплект бортового оборудования (GPS/GSM терминал, или GPS трекер).трекер определяет местоположение, скорость, направление движения транспорта, а также состояние подключенных датчиков (уровень топлива, обороты двигателя, его температура и т.п.), положение различных механизмов. Все отчеты о положении объекта и показаниях датчиков (GPS трекеры), с заданной периодичностью архивируются в энергонезависимой памяти, независимо от наличия соединения с сервером. Это позволяет осуществлять полный контроль над автомобилем.

Связь мобильных GPS/GSM терминалов (трекер GPS) с сервером осуществляется по технологии GPRS, что обеспечивает минимальную стоимость эксплуатации системы при наилучшей скорости и гарантирует доставку отчетов на сервер, а значит, и своевременный контроль автомобилей вашего автопарка.

На телематическом сервере, предоставляемом компанией-поставщиком, функционирует база данных, в которой хранятся данные, принятые от GPS/GSM терминалов.

Диспетчерский центр — это обычный компьютер с каким-то выходом в Интернет. На нем, как и на сервере, функционирует база данных, в которой хранятся данные о контролируемых автомобилях (за каждым автомобилем контроль ведется индивидуально).

Периодически осуществляется репликация данных (передача новой информации от серверной базы данных к диспетчерской).

Такое построение системы мониторинга позволяет диспетчеру периодически подключаться к сети Интернет и не предъявляет никаких требований к скорости подключения. Диспетчер строит маршруты на карте, отчеты о расходе топлива, пробеге, простое и т.д., используя данные из локальной базы данных, анализирует статистику, принимает решения.

Общим недостатком использования любой радионавигационной системы является то, что при определенных условиях сигнал может не достигать приемника или поступать со значительными искажениями или задержками.

С помощью системы мониторинга и диспетчеризации ЗАО «ТК «Мегаполис»:

1) повысила качество транспортных услуг и объём перевозок за счёт:

  • мгновенного доступа к информации о местонахождении и состоянии автотранспорта, прибытия и отправки грузов;
  • оперативного реагирования на нештатные ситуации;
  • рационального составления маршрутов и долгосрочного планирования перевозок;
  • увеличения срока эксплуатации транспортных средств.

2) повысила безопасность перевозок благодаря:

  • отправки водителем тревожного сообщения в любой момент;
  • оперативному контролю отклонения автомашины от заданного маршрута и выхода из заданной области;
  • отслеживанию различных состояний автомашины (в т.ч.

открытие грузового отсека), а также удаленное включение/выключение диспетчером исполнительных устройств (замки дверей, цепь зажигания).

3) значительно снизила операционные затраты за счет:

  • исключения нецелевого использования автотранспорта, приписок пройденного пути;
  • уменьшения непроизводительного и холостого пробега;
  • экономии ГСМ и других ресурсов, связанных с эксплуатацией автотранспорта;
  • повышения дисциплины персонала;
  • снижения аварийности;
  • принятия управленческих решений на основе достоверных статистических данных.

При оформлении накладной грузоотправитель должен открыть на экране компьютера файл, содержащий ранее введенную информацию о заказе, который должен выполнить этот водитель. Здесь экспедитор увидит расстояние между точками фрахта, умножит его на количество рейсов, определит стандартное расстояние, которое затем будет отражено в накладной. Применяя информацию, хранящуюся в памяти компьютера, диспетчер может получить всю информацию о запланированной работе, когда машины покидают линию. А по возвращении машины из рейса, он вводит в компьютер, где уже создана оборотная ведомость по каждому автомобилю, данные путевого листа: показание спидометра, остаток горючего и т.д.

Данные каждой накладной могут обрабатываться в присутствии водителя и отображаться на экране. Это займет не более 1 минуты.

Сравнивая фактические затраты времени и расхода топлива с оптимальными, грузоотправитель будет ежедневно информироваться обо всех случаях нарушения правил управления транспортным средством и невыполнения запланированного объема работ. Это поможет повысить дисциплину водителей, эффективность использования транспортных средств.

В ходе производственной практики было установлено, что по основным финансово-экономическим показателям деятельности ЗАО «ТК« Мегаполис »наблюдается значительный рост значений. Это говорит о том, что деятельность компании прибыльна, компания работает успешно и ее основной бизнес развивается хорошо.

Компания использует собственный автотранспорт для организации грузовых перевозок, в ближайшее время рост грузовых перевозок создает необходимость увеличения парка подвижного состава. Исследовав данные по организации перевозочного процесса, можно сказать, что подвижной состав предприятия находится в исправном состоянии, износ автомобилей в настоящее время в пределах нормы и дальнейшее их использование для коммерческих целей является экономически целесообразным и выгодным. Техническое обслуживание подвижного состава проводится своевременно, без сбоев и поломок, а это минимум затрат на обслуживание.

1. Гражданский кодекс РФ. Ч 2. Глава 40. Перевозка от 26.01.1996 №14-ФЗ, (ред. от 07.02.2015) .- [Электронный ресурс].- Режим выхода: http://www.garant.ru/

2. Афанасьев Л.Л. Автомобильные перевозки.- М.: Академия, 2014. — 240 с.

3. Горбачева В. Структура услуг логистических операторов// ЛОГИНФО — 2014, № 7-8. — С.54-58.

  • Документы и материалы ГК «Мегаполис»

5. Курганов В.М. Логистика: Транспорт и склад в цепи поставок — М.: Книжный мир, 2013. — 512 с.

6. Миротин Л.Д., Ташыбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения, процедуры: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2012. — 301 с.

7. Организация и управление торговым предприятием: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Т.П. Данько. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 303 с.

8. Саркисов С.В. Организация перевозок: Учеб. Пособие. — М.: Бизнес и сервис «Интел-Синтез», 2012. — 348 с.

  • Смехов А.А. Управление на транспорте. — М.: Транспорт, 2013. — 112 с.

10. О Транспортно-экспедиционной деятельности от 30.06.2003 г № 87-ФЗ, (ред. от 14.10.2014).- [Электронный ресурс].- Режим выхода: <http://www.consultant.ru/>

  • Гражданский кодекс РФ. Ч 2. Глава 41. Транспортная экспедиция от 26.01.1996 №14-ФЗ , — [Электронный ресурс].- Режим выхода: <http://www.consultant.ru/>
  • Федеральный закон от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (08 ноября 2007 г.), — [Электронный ресурс].- Режим выхода: <http://www.consultant.ru/>
  • Федеральный закон от 30.06.2003 №87-ФЗ (ред.

от 14.10.2014) «О транспортно-экспедиционной деятельности» (30 июня 2003 г.), — [Электронный ресурс].- Режим выхода: <http://www.consultant.ru/>

  • «Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом» (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971) (с изм. от 21.05.2007) (30 июля 1971 г.), — [Электронный ресурс].- Режим выхода: <http://www.consultant.ru/>

15. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 30.12.2011) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (15 апреля 2011 г.), — [Электронный ресурс].- Режим выхода: <http://www.consultant.ru/>

16. Об утверждении Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта Приказ Минавтотранса РСФСР от 09.12.1970 г. №19, — [Электронный ресурс].- Режим выхода: <http://ati.su/>