Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Курсовая работа

Как известно, оперативно-розыскная деятельность затрагивает важные права и свободы человека и гражданина, следовательно, адекватным должен быть и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью, что невозможно без выделения его в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора.

К сожалению, законодатель в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»1 включил надзор за оперативно-розыскной деятельностью составной частью надзора за следствием и дознанием. Данная норма снижает эффективность надзора со стороны прокуратуры за оперативно-розыскными мероприятиями, исключает ее из списка приоритетных направлений деятельности прокуратуры, дезориентируя прокурора. Этому также способствует организационная структура многих прокуроров субъектов федерации, согласно которой прокуроры, осуществляющие надзор за исследовательской деятельностью, размещаются в отраслевых офисах для надзора за расследованием и расследованием2.

актуальной

Объектом исследования в настоящей работе являются правоотношения, складывающиеся в связи с осуществлением прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а предметом – система действующих в настоящее время в Российской Федерации нормативно-правовых актов, регулирующих прокурорский надзор в этой области.

Целью настоящей работы является исследование сущности и задач прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предмет прокурорского надзора, основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, а также пределы прокурорского реагирования за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

  • раскрыть понятие предмета, сущность и задачи прокурорского надзора в данном направлении;
  • определить основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД;
  • выявить основные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Для написания диссертации использовались такие источники, как: российское законодательство, комментарии экспертов, учебная литература, монографии, статьи.

48 стр., 23749 слов

Работы Оперативно-розыскная деятельность в таможенном деле

... законодательства на правоохранительную деятельность таможенных органов; 4. Дать характеристику оперативно-розыскным мероприятиям с практической точки зрения; 5. Выявить проблемы в работе оперативно-розыскных органов; 6. Предложить рекомендации по повышению эффективности оперативно-розыскной деятельности в таможенных органах. Практическая значимость ...

Ученые, занимавшиеся данным вопросом:

В.Н. Дранников, В.И. Капканов, Б.В. Коробейников, В.Ф. Крюков, В.Н. Осипкин, А.А. Чувилева и многие другие.

При написании данной работы были использованы методы:

  • анализ, синтез, системный подход (общенаучные);
  • историко-правовой, формально-юридический, конкретно-социологический метод, государственного и правового моделирования (частные).

Работа состоит из введения, двух разделенных на параграфов глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава I. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

1.1 Предмет, сущность и задачи данной отрасли прокурорского надзора

В соответствии со ст. 29 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью состоит из трех элементов:

1) Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в процессе ее осуществления;

2) Соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;

3) Законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

В пункте 3 приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21 декабря 2007 № 2071 закреплено, что к предмету прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью относится «Соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юридических лиц, соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях и установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, обеспечение законность при проведении оперативно-розыскных мероприятий».

Таким образом, постановление определяет права и свободы человека и гражданина, которые могут быть нарушены при ведении оперативной исследовательской деятельности. Кроме того, прокуроры ориентированы на конкретные моменты, на которые следует обращать внимание в ходе проверок:

  • а) законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности;
  • б) обязательность и заведения дел оперативного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия;
  • в) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
  • г) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • д) возможность осуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен федеральным законом;
  • е) наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом;
  • ж) соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • з) своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;
  • и) законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность1.

Помимо вышеперечисленного, в предмет проверки доверенности входит законность решений, принятых в ходе оперативной исследовательской деятельности. Речь идет о юридически значимых решениях, которые облекаются в форму постановления и порождают правовые последствия (возникновение, изменение и прекращение оперативно-розыскных правоотношений)2.

40 стр., 19598 слов

Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, виды, характеристика

... юридический термин - «оперативно-розыскные мероприятия». Первоначально этот термин в качестве правовой категории появился в Законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации, ... для российского законодателя мероприятия такие, как оперативный эксперимент, контролируемая поставка, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, мероприятия, связанные с использованием ...

Анализ Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»3 (далее – Закон об ОРД) позволяет сделать вывод, что в предмет прокурорского надзора входит законность решений:

  • о заведении и прекращении дела оперативного учета (ст. 10);
  • о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных мероприятий (ст. 8, 9, 15);
  • о представлении результатов оперативно-розыскных мероприятий органу дознания, следователю или в суд (ст. 11);
  • об уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий; проведенных на основании судебного решения (ст.

5);

— о рассекречивании сведений об использованных или используемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о нештатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 12).

Прокурорский надзор не распространяется на законность решения судьи, содержащееся в постановлении об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции, о прослушивании телефонных переговоров, о снятии информации с технических каналов связи, об обследовании жилища.

В соответствии со ст. 2 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой одним из направлений прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор в сфере оперативно-розыскной деятельности юридически представляет собой часть указанного направления прокурорского надзора.

6 стр., 2699 слов

Понятие и признаки оперативно-розыскных мероприятий

... цели, чем ОРД. Кроме того, при осуществлении деятельности частного детектива запрещается проведение каких-либо оперативно-розыскных мероприятий, отнесенных законом к исключительной компетенции следственных органов. ОРМ входят в содержание разведывательной и ...

Выделение данной функции прокуратуры в качестве самостоятельной отрасли надзора необходимо, это обусловлено тем, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности затрагиваются (ограничиваются) основные права и свободы личности, определенные Конституцией Российской Федерации1. Ограничение прав и свобод возможно только по основаниям, установленным законом.

Так, провозглашая право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, ч. 2 ст. 23 Конституции РФ предусматривает ограничение этого права только на основании судебного решения. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан, при отсутствии постановления судьи, является нарушением не только норм Закона Об ОРД, но также ч. 2 ст. 23 Конституции РФ.

При проведении проверок прокуратура должна обращать внимание на то, как соблюдаются другие права и свободы человека и гражданина, что провозглашает право на частную собственность и запрещает лишать гражданина его собственности, кроме как по решению суда1.

Обязанность прокурора в этой сфере — осуществлять надзор за соблюдением положений закона, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, а в случае выявления нарушений — принимать меры, в пределах своей компетенции, нарушений, восстановлению нарушенных прав и свобод.

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью — это вид деятельности, осуществляемой уполномоченными работниками прокуратуры в пределах их компетенции посредством использования ими определенных законом методов проверки и средств реагирования в целях обеспечения исполнения на территории Российской Федерации законов всеми оперативно-розыскными органами2.

Прокурорский надзор за ОРД должен:

  • способствовать выполнению органами, осуществляющими ОРД, обязанностей по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных, розыску лиц, без вести пропавших, а также скрывающихся от органов дознания, следствия или суда либо уклоняющихся от уголовного наказания;
  • содействовать комплексному и активному осуществлению оперативными подразделениями всего объема оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ), разрешенных Законом об ОРД;
  • содействовать надлежащему документированию результатов ОРД и использованию их в процессе доказывания по уголовным делам.

Надзор за исполнением законов об оперативной исследовательской деятельности предполагает, в первую очередь, знание прокурорами его содержания и нормативной базы. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в ст. 1 определяет ее как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то законом в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств1.

Содержание оперативно-исследовательской деятельности — это оперативно-исследовательская деятельность. Их исчерпывающий перечень дан в ст. 6 Закона об ОРД.

Одной из задач прокурорского надзора является выявление и предотвращение случаев проведения оперативно-розыскных мероприятий, не предусмотренных законом, и обеспечение действия оперативно-розыскных органов в пределах своей компетенции.

10 стр., 4660 слов

Прокуратура как орган высшего надзора

... в нем занимает такой орган, как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, ...

Наибольшим объемом деятельности прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими следственную деятельность, является проверка соблюдения установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий2.

Правовой порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий определяется общими и специальными правилами, присущими только отдельным видам этих мероприятий. Общими правилами порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий являются наличие для этого оснований, предусмотренных законом, и возможность применения технических и других средств, не наносящих ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющих вред окружающей среде (ст. 7 и ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД).

К основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий закон относит:

  • наличие возбужденного уголовного дела;
  • ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:
  • а) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточное данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
  • б) о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
  • в) о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
  • г) о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
  • поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящихся в их производстве;
  • запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  • запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 7 ФЗ Об ОРД).

Помимо выяснения вопроса о том, существуют ли перечисленные условия для исполнения постановления об оперативно-розыскной деятельности, прокурор обращает внимание на соблюдение постановления, которое для него определено законом.

Прокурор не вправе оценивать, как организовано то или иное оперативно-розыскное мероприятие, правильность выбранной тактики его проведения, адекватность задействованных сил и средств.

Однако прокурор не должен игнорировать факты очевидной незаконной тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий, например, использование квартиры для засады или наблюдения за квартирой без согласия ее собственника1.

Таким образом, сущность прокурорского надзора характеризуется рядом признаков:

1. Реальное обеспечение формами и средствами прокурорского надзора, соблюдение органами, осуществляющими ОРД прав и законных интересов граждан на личную свободу, тайну переписки, телефонных переговоров, неприкосновенность жилища, свободу передвижения и других прав, ограничение которых допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией РФ, имеющей прямое действие, а также уголовно-процессуальным и другим законодательством.

11 стр., 5078 слов

Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности должностных лиц

... положения прокурорского надзора: понятия, особенностей организации и деятельности, особенностей прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности должностных лиц (на примере органов внутренних ... оперативно реагировать на выявленные нарушения. Объект исследования - правоотношения, складывающиеся в связи с осуществлением прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности ...

По этому признаку деятельность органов прокуратуры может быть охарактеризована как правозащитная, направленная на недопущение в отношении граждан в практике работы правоохранительных органов проведения незаконных оперативно-розыскных мероприятий и иных незаконных оперативно-розыскных действий, ущемляющих политические, личные, имущественные, социально-экономические права и свободы.

2. Гарантировать точное и безоговорочное выполнение уполномоченными органами установленных законом обязанностей по принятию мер по предупреждению и пресечению совершенных и назначаемых преступлений, по выявлению и привлечению к ответственности лиц, виновных в преступлениях.

В основе данного признака лежит основополагающая задача уголовного судопроизводства: обеспечение полного раскрытия преступлений, изобличения виновных, а также правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности1.

Прокурорский надзор за исполнением уголовно-процессуального законодательства органами, осуществляющими ОРД является властно-распорядительным, так как вмешательство прокурора в деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих борьбу с преступностью, имеет все признаки фактического управления с наличием властных полномочий по отношению к правоохранительным органам и их должностным лицам, обеспечивающим проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ), рассмотрение и разрешение материалов и дел о совершенных и готовящихся преступлениях2.

3. Норма ст. 29 Закона о прокуратуре обязывает прокурора осуществлять постоянный надзор (наблюдение) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, безусловным выполнением оперативно-розыскных мероприятий. Прокурор также обязан проверять законность и обоснованность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сущность надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность заключается в обеспечении средствами прокурорского надзора безусловного соблюдения прав и свобод человека и гражданина правоохранительными органами при реализации их полномочий по предупреждению и пресечению преступлений; эффективного решения ими задач быстрого, всестороннего и полного раскрытия преступлений, изобличения лиц, виновных в их совершении1.

Сущность рассматриваемой отрасли прокурорского надзора также характеризуется стоящими перед ней задачами. Они предусмотрены нормами Закона о прокуратуре, УПК Российской Федерации2, других федеральных законов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов, а также приказов и указаний Генерального прокурора РФ3.

13 стр., 6163 слов

Розыскная деятельность следователя в процессе расследования преступлений

... основу оперативно - розыскной деятельности; 2) придать официальный статус оперативно - розыскной деятельности как государственно - правовой форме борьбы с преступностью. Вместе с тем первый Закон об ... применения которых определяется Законом об ОРД и ведомственными нормативно-правовыми актами. Цель исследования - изучить исследовательскую деятельность следователя на основе комплексного анализа ...

В зависимости от значимости и функциональной направленности задачи надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, можно разделить на базовые, вытекающие из установленных федеральными законами обязательных направлений надзорной деятельности, и конкретно-функциональные, обусловленные конкретным историческим периодом и ролью органов прокуратуры в борьбе с преступностью на этом этапе. Последние обычно определяются Генеральным прокурором Российской Федерации в его приказах и распоряжениях4.

Первую группу составляют задачи:

1) обеспечения на досудебных стадиях уголовного судопроизводства реализации основного его назначения, смысл которого состоит в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, равно как и в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод;

2) безусловного соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в том числе точного исполнения закона, устанавливающего порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

3) выполнения оперативно-розыскных мероприятий в порядке и по основаниям, установленным Законом об ОРД для выявления преступлений и лиц, их совершивших;

4) обеспечения законности и обоснованности задержания граждан по подозрению в совершении преступления и производства этих действий только в порядке и по основаниям, установленным уголовно-процессуальным законодательством (ст. ст. 91, 92 УПК); обеспечения законного и обоснованного привлечения к уголовной ответственности или иному ограничению в правах.

Указанные базовые задачи, стоящие перед прокурорами, дополняются требованиями Генерального прокурора Российской Федерации, вытекающими из его полномочий, предусмотренных ст. 17 Закона о прокуратуре, в части издания обязательных для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказов, указаний и других нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации1.

К таким задачам следует относить:

1) соблюдение прав и законных интересов граждан, особенно жертв преступлений (потерпевших);

2) принятие личного участия в выездах на места происшествий по делам о бандитских налетах, террористических актах, массовых беспорядках, убийствах при отягчающих обстоятельствах, а также совершенных в условиях неочевидности;

3) осуществление надзора за законностью ОРД с тем, чтобы оперативно-розыскные мероприятия были направлены, прежде всего, на предупреждение, а затем уже на своевременное выявление, пресечение и раскрытие преступлений, добиваясь активности их проведения в ходе всего следствия с использованием результатов ОРД в качестве доказательств в соответствии с УПК Российской Федерации;

  • Все перечисленные задачи рассматриваемой ветви прокурорского надзора решаются органами прокуратуры комплексно.

Решение этих задач обеспечивается органами уголовного преследования в их неразрывном единстве и составляет сущность рассматриваемой отрасли надзора прокурора1.

Таким образом, сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, заключается, с одной стороны, в надзоре за соблюдением должностными лицами соответствующих подразделений законов, что должно способствовать результативности в борьбе с преступностью, а с другой — в охране конституционных прав и свобод личности, вовлеченной в сферу этой борьбы.

5 стр., 2499 слов

Государственный контроль над предпринимательской деятельностью

... правовыми актами всех уровней. 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В механизме государственного регулирования предпринимательской деятельности важное место принадлежит государственному контролю как одному из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательства есть система ...

Деятельность прокуроров должна способствовать успешному проведению ОРД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан2.

1.2 Полномочия и пределы прокурорского надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий

Согласно Приказу Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 года № 207 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» обеспечение надзора возложено на прокуроров субъектов Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, других территориальных военных и специализированных прокуроров, а также выделенных для этой цели приказами прокуроров субъектов Российской Федерации уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре РФ — на заместителей Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров в соответствии с их функциональными обязанностями. Эти прокуроры являются уполномоченными прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

Для обеспечения их доступа к материалам ОРД уполномоченным прокурорам в установленном порядке выдается специальный допуск. Перечень уполномоченных прокуроров доводится до соответствующих органов, осуществляющих ОРД.

Указанная организационная особенность прокурорского надзора вытекает из требований Закона об ОРД о том, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскных мероприятий, а также о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну1.

Так же данное положение закреплено в п. 4 ст. 5 Федерального Закона «О государственной тайне»2 сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности входят в перечень сведений составляющих государственную тайну. К ним относятся сведения:

  • о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
  • о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
  • о методах и средствах защиты секретной информации;

— Особенностью, характеризующей содержание прокурорской деятельности при осуществлении или организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является обеспечение соблюдения ими установленных Законом об ОРД принципов этой деятельности: законности, уважения прав и свобод личности, конспирации выполнения каких-либо действий оперативно-розыскного характера, сочетания гласных и негласных методов1.

Соблюдение принципа законности заключается в безусловном выполнении правовых основ ОАГ, которыми являются Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Закон об ОАГ и другие акты правовые вопросы, которые издаются органами, осуществляющими ФБО, в пределах своей компетенции. Указанные правовые акты не могут противоречить действующим законам.

Важным моментом в раскрытии содержания прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является реальное обеспечение органами прокуратуры установленных Законом об ОРД прав граждан, в отношении которых применялись ОРМ, путем разъяснения их права на обращение с жалобой в суд или в вышестоящие органы ОРД, если граждане считают, что были допущены нарушения при ограничении их прав и свобод1.

Основания прокурорской проверки законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изложены в п. 5 Приказа Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207.

Проверки исполнения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проводить:

  • а) по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;
  • б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований и поручений уполномоченного прокурора;
  • в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего прокурора;

— г) в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Уполномоченный прокурор вправе, не дожидаясь поступления к нему информации о нарушениях закона, допущенных органами, осуществляющими оперативно-розыскной деятельность, производить прокурорские проверки законности осуществления оперативно-розыскной деятельности (п. 5 Приказа Генерального прокурора № 207).

Характеризуя полномочия прокуратуры по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, следует учитывать особенности этого вида прокурорской контрольной деятельности. Дело в том, что надзор со стороны прокуратуры как отрасль права — уголовное и надзорное — включает в качестве элементов подотрасль права, правовые институты и правовые нормы. В свою очередь, прокурорский надзор за ОРД является подотраслью прокурорско-надзорного права, как надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за следствием и дознанием, надзор за законностью судебных постановлений, а также иных юридических норм, регулирующих специфические прокурорско-надзорные правоотношения в сфере прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, участникам, которых выступают специально уполномоченные прокуроры и должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность1.

Таким образом, полномочия прокурора по надзору за ОРД можно разделить на пять групп2:

1. Полномочия надзорного органа прокуратуры регулируются правовыми нормами по исполнению законов и законности правовых актов. Данные полномочия прокурора закреплены в ст. 22 Закона о прокуратуре, согласно которым прокурор вправе:

  • беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов, осуществляющих оперативно-розыскной деятельностью, при предъявлении служебного удостоверения;
  • получать доступ (при наличии соответствующего допуска к сведениям и материалам, составляющим государственную тайну) к их документам и материалам, в том числе ведомственным правовым нормативным актам, регулирующим осуществление оперативно-розыскной деятельности;
  • проверять исполнение законов и ведомственных правовых нормативных актов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для решения возникших вопросов, проведения проверок, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • возбуждать производство об административных правонарушениях;
  • требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;
  • делать предостережения о недопустимости нарушения закона должностным лицам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • опротестовывать противоречащие закону правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Например, постановления о заведении дел оперативного учета; постановления о продлении сроков производства оперативной проверки (разработки); постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий; постановления о возбуждении ходатайств о даче разрешений на прослушивание телефонных переговоров, обследование жилых помещений, контроль почтовых отправлений, телеграфных переговоров, снятие информации с технических каналов связи; постановления о прекращении дел оперативного учета; постановления о передаче результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд (судье);

  • вносить представления нарушений закона в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Протесты, обращения в суд, замечания должны подаваться в соответствии с правилами тайного делопроизводства.

2. Полномочия, урегулированные правовыми нормами института прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ст. 27 Закона о прокуратуре):

  • право рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности прав и свобод человека и гражданина;
  • право разъяснять порядок защиты их прав и свобод;
  • принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

3. Полномочия, урегулированные правыми нормами института прокурорского надзора за следствием и дознанием (ст. 30 Закона о прокуратуре):

Статья 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» носит отсылочный характер, поэтому полномочия прокурора по надзору за оперативно-розыскной деятельности, урегулированные нормами института прокурорского надзора за следствием и дознанием, будут охарактеризованы при анализе полномочий прокурора, урегулированных иными правовыми нормами.

4. Полномочия, урегулированные правыми нормами института прокурорского надзора за законностью судебных постановлений (ст.ст. 35, 36 Закона о прокуратуре).

Прокурор имеет право:

  • участвовать в рассмотрении судом жалоб граждан на нарушения их прав и свобод, допущенных в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности;
  • участвовать в рассмотрении судьей ходатайств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, о даче согласия на ограничение конституционных прав граждан (на обследование жилого помещения, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телефонных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи);
  • предъявлять в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски, как в интересах граждан, так и в интересах предприятий, учреждений, организаций;
  • приносить кассационные и частные протесты на незаконные или необоснованные решения, приговоры, определения суда или постановления судьи;
  • из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу.

5. Полномочия, урегулированные иными правовыми нормами (ст. 37 УПК, ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», приказами Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207).

Прокурор вправе проверять:

  • а) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения и прекращения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения;
  • б) законность и обоснованность решений о проведении или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение установленных условий и порядка их проведения, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности;
  • в) соблюдение обязательности дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела и материалы;
  • г) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение недопустимости применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
  • д) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков и прекращении ведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, руководителю следственного органа, органа дознания или в суд;
  • е) соблюдение определенного Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» перечня оперативно-розыскных мероприятий;
  • ж) наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на которые даны судом.

Учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права человека, исчисляется непрерывно в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Дальнейшее продление допускается по новому судебному решению на основании вновь представленных материалов;

  • з) своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электронной, электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища;
  • наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий режиме.

Исходя из специфики характера FBO, существуют некоторые особенности в методах контроля над уголовным преследованием, используемых уполномоченными прокурорами при выявлении, предотвращении нарушений закона при реализации FBO1.

К полномочиям прокурора при осуществлении им проверки и восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих ОРД, следует относить такие формы и методы прокурорской деятельности, как:

1) ознакомление с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и объективности проведения ОРМ;

2) дача письменных указаний об осуществлении по уголовным делам оперативно-розыскных мероприятий, расширении их комплекса либо требования их прекращения;

3) отмена необоснованных постановлений органа дознания, следователя о возбуждении уголовного дела, вынесенных в соответствии со ст. 146 УПК РФ;

4) направление в суд жалоб, проверка которых относится к исключительной компетенции судей;

5) требование письменных объяснений от должностных лиц, осуществляющих ОРД и допускающих нарушение закона при проведении ОРМ;

6) опротестование противоречащих закону приказов и указаний руководителей органов, осуществляющих ОРД;

7) внесение представлений по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов с выражением требования их от дальнейшего ведения оперативных разработок;

8) при обнаружении признаков преступления проведение проверок в соответствии с требованиями ст. 144 УПК РФ и принятие соответствующих решений (п. 9 Приказа Генерального прокурора № 207).

Руководители органов прокуратуры обязаны создать уполномоченным прокурорам при реализации ими своих полномочий по выявлению, предупреждению нарушений законности при осуществлении ОРД условия, обеспечивающие защиту от разглашения сведений, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных документах.

Согласно об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 21.12.2007 № 207, документы ОРД не подлежат разглашению.

Приводя достаточно широкий перечень полномочий прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, позволяющих эффективно осуществлять возложенные функции, следует отметить, что сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят. На это было регламентировано Генеральным прокурором РФ и МВД РФ в Указании от 29.09.2008 №№ 215/69, 1/7818 «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»1.

Таким образом:

1. В пределы прокурорского надзора не входит контроль за исполнением внутриведомственных нормативно-правовых актов, принятых в развитие положений федерального законодательства об ОРД;

2. Прокурор не вправе своим указанием сотрудника оперативно-розыскного подразделения от выполнения им своих должностных обязанностей в связи с нарушением требований федерального законодательства, подзаконных нормативно-правовых актов или по иным причинам (например, вследствие обнаружившейся его некомпетентности);

3. Прокурор не вправе своим постановлением отменять незаконные или необоснованные решения работника дознания, а также отстранять работника этого органа от ведения оперативно-розыскной деятельности. Прокурор не осуществляет надзор за исполнением постановлений министерств и ведомств органами, осуществляющими оперативно-исследовательскую деятельность, что относится к ведомственному контролю. В случае выявления нарушения закона прокурор использует общие средства реагирования — вносит представление нарушения закона, направляет предостережение о недопустимости закона;

4. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, предоставляются прокурору только на основании письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности;

5. Оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности органами Федеральной службы безопасности РФ и Службы внешней разведки РФ прокурор может истребовать только исключительно в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства Российской Федерации;

6. В ходе надзорной деятельности в органах внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации прокурор должен изучать только те оперативные и служебные документы, которые созданы для обеспечения безопасности таких органов1.

Поскольку прокурор