Розыскная деятельность следователя в процессе расследования преступлений

Дипломная работа

Актуальность рассмотрения данной темы прослеживается в том, что состояние преступности в России на современном этапе характеризуется не только ее количественным ростом, но и повышением профессионализма и организованности преступных групп. Правоохранительные органы и спецслужбы постоянно сталкиваются со все более изощренными приемами и методами сокрытия преступлений, с активным противодействием преступников. Уровень преступности в нашей стране сегодня приближается к самым высоким мировым показателям. Одним из наиболее эффективных средств борьбы с преступностью был и остается оперативный розыск как один из видов деятельности государственной полиции.

Назначение уголовного судопроизводства состоит в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления (ч. 1 ст. 6 УПК РФ), т.е. роль уголовного судопроизводства заключается в восстановлении нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, потерпевших от преступления.

Цель оперативно-розыскной деятельности несколько иная и состоит в защите основных конституционных ценностей от преступных посягательств: жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, а также собственности в любой ее форме и обеспечение безопасности общества и государства (ст. 1 Закона об ОРД).

При этом оперативно-розыскная деятельность, исходя из регламентированных задач, имеет возможность как непроцессуальная деятельность идти на опережение защиты, т.к. смысл слова «защита» может пониматься как отражение нападения, угрозы, которая неминуема. Оперативно-розыскная деятельность, прежде всего, создает условия безопасности для предотвращения состояния защиты путем предотвращения и пресечения преступлений, а в случае неминуемой угрозы обеспечивает или создает условия защиты. Таким образом, ORD призван обеспечить защиту, неприкосновенность и безопасность, выражающуюся в предупреждении, пресечении, выявлении и раскрытии правонарушений при осуществлении помощи в уголовном судопроизводстве — именно здесь проявляется его цель как законной государственной деятельности.

Необходимо отметить, что существенные различия между рассмотренными формами защиты состоят в том, что восстановить справедливость от нарушенных прав и законных интересов потерпевших от преступления возможно только при производстве по уголовному делу, влекущем процедурный судебный порядок. Процессуальный процесс по уголовному делу дает возможность собрать доказательства, установить на их основании обстоятельства совершенного преступления и виновность лица, его совершившего, и наложить на него наказание.

6 стр., 2589 слов

Законы, принципы и перспективы развития криминалистической методики ...

... преступлений проявляется как в постоянном расширении использования достижений естественных и технических наук в правоохранительной деятельности, так и в разработке юридическими науками, включая криминалистику ... права, раскрывается содержание идейпринципов в праве, показывается роль принципов права в правоприменительной деятельности и т.д. В ... подозреваемому и обвиняемому право на защиту (ст. 16), ...

Суть защиты оперативно-розыскными мерами состоит в алгоритме оперативно-розыскных действий, которые осуществляются в двух взаимно дополняющихся формах — гласно и негласно и представляют систему специальных средств и методов, порядок применения которых определяется Законом об ОРД и ведомственными нормативно-правовыми актами.

Цель исследования — изучить исследовательскую деятельность следователя на основе комплексного анализа уголовно-процессуального права и криминалистики.

Достижение указанных целей предполагает постановку и решение следующих задач:

Исследовать теоретические и правовые аспекты розыскной деятельности

Рассмотреть принципы осуществления розыскной деятельности.

Проанализировать основания и методы розыскной деятельности следователя

Расскрыть розыскную деятельность следователя в процессе расследования преступлений

Исследовать организацию и осуществление розыска

Рассмотреть использование органами внутренних дел средств массовой информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности

Объект исследования — наука криминалистика.

Объект исследования — исследовательская деятельность исследователя: задачи, средства, методы.

В качестве нормативной основы выпускной квалификационной работы послужили соответствующие положения Конституции Российской Федерации, нормы уголовно- процессуального законодательства РФ.

Теоретической основой исследования явились труды отечественных ученых в области уголовно- процессуального права и криминалистики, в частности Белкина Р.С. «Актуальные направления развития криминалистической методики и тактики расследования», Гаврилина Ю.В. «Организация и тактика розыскной деятельности следователя»; Железнякова Ю.Г. Оперативно-розыскная деятельность: некоторые проблемы правового регулирования, Крылова А.В. «Отечественный опыт использования органами внутренних дел средств массовой информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности в последнем десятилетии XX века» и .др.

Методологическую основу данной работы составили принципы научности, объективности и прямого анализа источников права. Во исполнение поставленных исследовательских задач были использованы такие методы научного познания как сравнительно-правовой метод; метод структурного анализа; формально-юридический и библиографический методы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Теоретические и правовые аспекты розыскной деятельности

В теоретико-правовом понимании розыскная деятельность рассматривается как один из видов юридической деятельности, имеющей государственный характер, поскольку осуществляется она исключительно в интересах и по велению государства специально уполномоченными на то государственными органами, имеет четко выраженную правовую основу и направленность, проводится в строгом соответствии с правовыми предписаниями государства и требованиями законности.

При этом розыскная деятельность многогранна и специфична. Среди наиболее важных ее признаков можно отметить разведывательный (поисковый) характер деятельности. Одно из направлений работы оперативных органов — выявление скрытых преступлений, в том числе на стадии их зачатия и подготовки. Получить сведения о фактах, имеющих значение для предотвращения и раскрытия преступлений и розыска лиц, причастных к подготовке или совершению преступлений, можно только от носителей этой информации — преступников, а также из их связей и путем непосредственного наблюдения за событиями криминального и предкриминального характера.

40 стр., 19598 слов

Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, виды, характеристика

... исследования являются социальные отношения, возникающие в процессе оперативной исследовательской деятельности. Объектом исследования является правовое регулирование оперативно-исследовательских мероприятий в соответствии с законодательством ... из основных задач всей исследовательской деятельности операций - выявление лиц, которые готовят и совершают преступления, и фактов, свидетельствующих о Это. ...

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12.08.1995 N 144

«Об оперативно- розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Законодатель не сразу пришел к современной редакции закона «Об оперативно-исследовательской деятельности. Первая редакция Закона была принята 13 марта 1992 г. Это мероприятие имело исключительное значение для совершенствования правовой базы борьбы с преступностью. В Законе было дано определение оперативно — розыскной деятельности; раскрыты ее содержание, задачи и принципы; сформулированы основные положения, устанавливающие правомерность, условия и порядок проведения оперативно — розыскных мероприятий, использования их результатов в раскрытии преступлений; закреплены права и обязанности лиц, связанных с оперативно — розыскной деятельностью, регламентированы вопросы их социальной и правовой защиты.

С введением Закона об ОРД в действие удалось решить, таким образом, две основные задачи: 1) создать правовую основу оперативно — розыскной деятельности; 2) придать официальный статус оперативно — розыскной деятельности как государственно — правовой форме борьбы с преступностью.

Вместе с тем первый Закон об ОРД был нормативным актом переходного периода, создавался впервые и опередил по времени принятие Конституции Российской Федерации, в связи с чем ему оказались свойственны существенные недостатки, в частности определенная декларативность, неконкретность отдельных положений, ограничение возможностей оперативных служб, слабо проработанный механизм гарантий соблюдения прав и свобод граждан в оперативно — розыскной деятельности. Следовательно, необходимо было внести изменения и дополнения в указанный Закон, чтобы привести его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и насущными потребностями практики.

5 июля 1995 г. Госдума приняла новую редакцию федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности. Им был предусмотрен ряд принципиально новых правовых установлений, значительно расширивших права и возможности оперативных аппаратов в борьбе с преступностью; регламентированы основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно — розыскных мероприятий; более четко сформулированы меры правовой и социальной защиты субъектов ОРД. Перечень оперативно-исследовательских мероприятий внесен в новый закон. В него включены: а) оперативное внедрение, б) оперативный эксперимент, в) контролируемая поставка. Таким образом, законодатель отреагировал на качественные изменения преступности, создав условия для усиления борьбы с преступностью.

6 стр., 2699 слов

Понятие и признаки оперативно-розыскных мероприятий

... ОРМ направлены на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. О разведывательно-поисковом характере ОРМ ... ОРМ законом строго ограничен, их реализация предполагает также проведение организационных мероприятий, осуществление мер обеспечивающего характера, привлечение к участию в них специалистов, ...

Органы, осуществляющие оперативно-исследовательскую деятельность, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами, регулирующими организацию и тактику проведения оперативно-исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность направлена ​​на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. Сущность понятия «раскрытие» включает в себя процесс определения признаков преступления методами и средствами исследования операций. Другими словами, с помощью оперативно-розыскных мероприятий обеспечивается выявление доказательств совершения преступления и собирается информация о неминуемом, продолжающемся или совершенном преступлении, а также о лицах, совершивших раскрытое преступление.

В понятие «пресечение» входят меры оперативно-исследовательской деятельности, направленные на своевременное реагирование, документирование и устранение преступных проявлений с последующим внесением данных оперативно-розыскных мероприятий в материалы уголовного производства. По решению руководителя оперативного органа возбуждается дело о розыске.

В термин «раскрытие преступления» законодателем заложено следующее:

  • обнаружение и задержание лица, готовящегося к совершению преступления либо совершившего или совершающего его. В последнем случае часто употребляется профессиональное словосочетание «взять с поличным», т.е. застать на месте совершения преступления, раскрыть преступление «по горячим следам»;

— Согласно ст. 90 УК РФ предупреждение — это одна из принудительных мер воспитательного воздействия, которая может быть назначена несовершеннолетнему, впервые совершившему преступление небольшой и средней тяжести. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК РФ.

2. Принципы осуществления розыскной деятельности

Законодатель определяет следующие приоритетные принципы проведения следователем розыскных мероприятий: законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Под принципом законности понимается верховенство закона, т.е. неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.

В розыскной деятельности следователя принцип соблюдения законности имеет приоритетное значение, т.е. данный вид деятельности преимущественно осуществляется негласно.

Под принципом уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина понимается положение ст. 20 Конституции РФ о праве на жизнь. Исходя из данного принципа, можно заключить, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудники уполномоченных на то органов должны принять все меры к тому, чтобы защитить человека от возможного преступления, в том числе не допустить расправы над человеком, подозреваемым или обвиняемым в преступлении, и обеспечить его право на слушание дела в суде.

При осуществлении розыскных действий важно соблюдать право человека и гражданина на охрану достоинства личности государством (ст. 21 Конституции РФ).

48 стр., 23749 слов

Работы Оперативно-розыскная деятельность в таможенном деле

... О содержании ряда оперативно розыскных мероприятий с учетом развития современных технологий в области передачи информации // Российский следователь. – 2012. – №1. – С.40. соответствующих правоохранительных органов, предметом – организация оперативно-розыскной деятельности. Основная цель работы ...

Понятие «достоинство человека» полностью адекватно понятию «быть похороненным с именем», когда речь идет о неизвестных умерших, умерших или убитых.

Наряду с перечисленными конституционными принципами законодатель не оставил без внимания и специфические принципы, а именно: конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, которые также надлежит исполнять в соответствии с целями и задачами осуществляемых простых действий и сложных операций в рамках оперативно-розыскной деятельности с учетом технико-тактических приемов для ее успешного и эффективного решения. Приоритет в их соблюдении и применении во многом зависит от тактической обусловленности и целесообразности тех или иных оперативно-исследовательских мероприятий, а также взаимосвязанных сил и средств.

Принцип конспирации является одним из непосредственно определенных законодателем, т.к. целый комплекс оперативно-розыскных мероприятий не может быть эффективным, если факт их проведения в отношении объектов (субъектов) оперативно-розыскных мероприятий не засекречен, т.е. не скрывается, в том числе с помощью средств дезинформации разрабатываемых лиц (фигурантов).

Игнорирование принципа конспирации приводит к тому, что розыскная деятельность теряет свою результативность и необоснованно уравнивается с иными видами правоохранительной деятельности (административно-правовой, уголовно-процессуальной и уголовно-исполнительной).

За счет конспирации, т.е. применения специфических приемов и методов осуществления конкретных действий, мероприятий и операций, обеспечивается необходимая наступательность — разведывательная активность оперативно-розыскных действий в соответствии с планом расследования.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств, так же, как и принцип конспирации, присущ оперативно-розыскной практике, является ее устойчивой характеристикой и одновременно отличительной чертой в сравнении с другими видами юридической деятельности (например, уголовно-процессуальной, розыскной криминалистической или криминологической).

Этот принцип как определенное сочетание форм и элементов содержания исследовательской деятельности проявляет себя двояко. Во-первых, это информация о цели, задачах и принципах этой деятельности, основаниях и условиях для совершенствования конкретных оперативно-розыскных мероприятий, для заведения и прикрепления дел оперативного учета на граждан РФ, о субъектах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их обязанностях и правах, а также о видах и способах контроля за оперативно-розыскной деятельностью. Во-вторых, не подлежит разглашению информация, в соответствии с действующим законодательством составляющая государственную тайну или иную тайну, а равно касающаяся личной жизни, чести и достоинства граждан, полученная в оперативно-розыскной деятельности, кроме как в случаях и порядке, установленных законодательством в области оперативно-розыскной деятельности.

Консолидированное взаимодействие следователей с сотрудниками оперативно-розыскных служб и судебно-медицинскими экспертами органов внутренних дел является одним из основополагающих условий правильного раскрытия и расследования преступлений. известно, что следственные, оперативно-исследовательские и судебно-экспертные подразделения обладают особыми средствами и методами раскрытия преступлений, поэтому важно, чтобы эти возможности использовались в полной мере.

11 стр., 5080 слов

Правоохранительная деятельность таможенных органов

... развития правоохранительной деятельности таможенных органов. В заключении делаются основные выводы и прогнозы по работе. Глава 1. Понятие и сущность правоохранительной деятельности таможенных органов РФ 1.1 Таможенные органы как субъекты правоохранительной деятельности Большинство авторов, согласно законодательству, включают таможенные органы в правоохранительную ...

Последовательность в работе достигается за счет рационального сочетания мер, присущих субъектам взаимодействия, а также четкого разграничения прав и обязанностей между участниками совместной деятельности. Каждый из них, действуя в пределах своей компетенции с помощью собственных средств и методов, в конечном итоге стремится достичь единственной цели: быстрого и полного раскрытия преступления и выявления преступников.

Взаимодействие можно определить как основанную на законе и подзаконных нормативных актах совместную или согласованную деятельность следователей с работниками оперативно-розыскных служб, а также экспертно-криминалистических подразделений и других служб органов внутренних дел, осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

К принципам взаимодействия относятся:

1) соответствие совместной деятельности требованиям закона;

2) организующая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступлений, его процессуальная самостоятельность в принятии решений;

3) самостоятельность органов дознания в выборе в рамках действующего законодательства приемов оперативно-розыскной деятельности;

4) плановость взаимодействия;

5) непрерывность взаимодействия.

Остановимся на указанных принципах более подобно. Соответствие совместной деятельности требованиям закона означает, что следователь при осуществлении предварительного следствия уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о . проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (ст. 38 УПК).

В ст. 157 УПК указывается, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. После производства неотложных следственных действий и не позднее десяти дней со дня открытия уголовного дела следственный орган передает уголовное производство прокурору. Следственный орган после передачи дела прокурору может проводить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только от имени следователя. В случае направления прокурору уголовного дела, в котором виновный в преступлении не найден, следственный орган должен принять оперативные меры и оперативное расследование для установления личности преступника, уведомив следователя об этом их выводы.

В соответствии со ст. 168 УПК следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста.

Организующая роль и ответственность следователя за своевременнее и качественное расследование преступления, его процессуальная самостоятельность в принятии решений (за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора).

Инициатива в совместной деятельности, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом конкретных обстоятельств дела определяет, работников какой службы (подразделения) и когда следует привлечь на помощь. Компетентные органы и подразделения обязаны выполнять указания следователя. Но не следует возлагать на сотрудников других ведомств, участвующих в совместной деятельности, роль пассивных исполнителей решений следователя. Если судебно-медицинские операторы или сотрудники, исходя из обстоятельств дела, полагают, что их участие будет полезно для дела, они могут инициировать контакт, предложить свою помощь следователю. Операторы могут проинформировать следователя об имеющихся данных оперативного исследования по делу, предприняв шаги, чтобы исключить раскрытие источников и способы их получения. Следователь и оперативный оператор совместно обеспечивают объективную проверку и внедрение информации. Для обеспечения эффективности оперативных мероприятий следователь вправе довести до сведения оперативного оператора материалы уголовного дела.

3 стр., 1111 слов

Преступления против экономической деятельности

... структуры объектов экономических преступлений. Правоотношение как объект экономических преступлений. Общая характеристика объективной стороны экономических преступлений. Особенности определения момента окончания экономических преступлений; общественно-опасные (преступные) последствия отклоняющегося поведения в сфере экономической деятельности. Субъекты экономических преступлений: общие и ...

На стадии предварительной (доследственной) проверки материалов о преступлении инициатива во взаимодействии исходит от оперативного работника. Принимая во внимание особенности первичных материалов о преступлении, он принимает решение о привлечении представителей других служб, заинтересованных в сотрудничестве, о чем он информирует компетентных руководителей, которые коллективно определяют конкретные рекомендации следующих деловых контактов. Но независимо от того, кто является инициатором взаимодействия, оператор несет ответственность за предотвращение преступлений и несет ответственность за их раскрытие вместе со следователем.

Сотрудники криминалистических служб сообщают следователю информацию, полученную в результате использования доступных им средств и методов. Важным фактором, стимулирующим взаимодействие, является регламентированная законом инициатива эксперта (ч. 2 ст. 204 УПК).

Закон устанавливает: если в ходе экспертизы эксперт выясняет обстоятельства дела, по которым ему не задавались вопросы, он вправе указать их в своем заключении.

Самостоятельность органа дознания в выборе в рамках действующих законов средств и методов оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что оперативник и работник самостоятельно осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступления; сам определил соответствующие поисковые мероприятия, для проведении которых могут быть использованы силы и средства других служб, и в установленном порядке привлекает к сотрудничеству эти службы; несет полную ответственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятии

Плановость взаимодействия — важнейший его принцип Обычно эффективно именно согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятии

План предусматривает участие всех служб, задействованных в раскрытии преступлений, указывает виновных и конкретные сроки. Разработка подробных письменных планов особенно необходима для так называемых неочевидных преступлений, в тех ситуациях, в которых области и порядок взаимодействия соответствующих служб определяются в начале расследования.

Непрерывность взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо при наличии оснований к розыску скрывшегося преступника в дальнейшем временная продолжительность и интенсивность взаимодействия детерминируются обстоятельствам и интересами дела; взаимодействие длится столько, сколько будет сложившаяся по делу следственная ситуация.

18 стр., 8538 слов

Должностные преступления

... тактики расследования должностных преступлений; изучение методик планирования расследования, возбуждение уголовного дела, первоначальных следственных действий с учетом большого количества статей находящихся в главе 30 УК РФ и ограниченным объемом курсовой работы данная ...

Система принципов, на которых реально основана розыскная деятельность, включает и другие принципы регулирующих розыскную деятельность, в том числе закрытых, как то: демократизм, гуманизм, интернационализм, равенство всех перед законом и др.

3. Основания и методы розыскной деятельности следователя

Организация и тактика розыскной деятельности следователя представляет собой раздел криминалистической тактики, изучающий организационные и тактические особенности данного направления следственной деятельности и разрабатывающий на основе такого изучения рекомендации по наиболее рациональному и эффективному проведению этой работы.

Розыскная деятельность следователя — комплекс следственных и иных процессуальных действий, организационных мероприятий, проводимых следователем, направленных на установление местонахождения лиц, заподозренных, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, потерпевших, свидетелей, трупов и их частей, орудий преступления, похищенного имущества и других объектов, имеющих значение для дела.

Розыскная деятельность следователя предусмотрена уголовно-процессуальным законодательством и в зависимости от реализуемых средств осуществляется:

  • а) по уголовному делу, по которому ведется предварительное следствие, но не вынесено постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. В этом случае следователь реализует все средства, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, кроме поручения розыска органу дознания (в соответствии со ст. 210 УПК).

    Последнее не исключает производства розыскных действий органом дознания на основе положений ст. 157 УПК;

  • б) по уголовному делу, по которому ведется предварительное следствие, вынесено постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и избрана мера пресечения. На этом этапе следователь реализует все средства, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, в том числе, если место нахождения обвиняемого неизвестно, правомочен поручить его розыск органу дознания (ст. 210 УПК);

— в) по уголовному делу, по которому вынесено постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, избрана мера пресечения, а предварительное следствие приостановлено (ст. 209 УПК).

При этом следователь поручает розыск органу дознания (о таком поручении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится отдельное постановление — ч. 1 ст. 210 УПК), а сам осуществляет организационные мероприятия по розыску скрывшегося обвиняемого без производства следственных действий.

К основным средствам розыскной деятельности относятся:

1) процессуальные действия, обличенные в форму требования (передать, представить определенные документы, предметы и т.п.), поручения (произвести обследование, уточнить определенные обстоятельства и т.п.), запроса (сведений о составе семьи, жильцах, зарегистрированных по определенному адресу, и т.п. — ч. 4. ст. 21 УПК);

2) следственные действия (в первую очередь те из них, которые имеют розыскную направленность: осмотр, допрос, обыск, выемка почтово-телеграфной корреспонденции, контроль и запись переговоров и др.);

11 стр., 5077 слов

Уголовная ответственность медицинских работников за преступления против личности

... с определением и доведением формы вины конкретного медицинского работника, подозреваемого в совершении профессионального преступления; отсутствие у представителей судебно-следственных органов четкого представления о ... преступности деяния врача, необходимо указать критерии правомерности акта крайней необходимости в сфере медицинской деятельности. К ним относятся: 1. Опасность должна быть настоящей ...

3) розыскные действия, направленные на обнаружение известных объектов: прочесывание местности, применение служебно-розыскной собаки, поквартирные (подворные) обходы, проверка мест возможного сбыта или хранения похищенного;

— Уголовно-процессуальный кодекс РФ определяет понятие розыскные меры — меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 38 ст. 5).

Представляется, что в данном случае законодатель необоснованно ограничил сферу применения розыскных мероприятий путем установления личности подозреваемого, хотя и «не смог» установить местонахождение интересующих объектов расследования.

4) организационные мероприятия (проверка по оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам, информирование сотрудников и подразделений органов внутренних дел и др.).

Объектами розыска могут быть:

  • а) люди подозреваемые, обвиняемые, а также убывшие в неизвестном направлении, потерпевшие и свидетели;
  • б) животные (например, похищенные и укрытые);
  • в) трупы убитых людей, павшего или забитого скота, их части, останки;
  • г) предметы, промышленные изделия, документы, деньги, другие ценности, похищенные, изготовленные, приобретенные, использованные, измененные, реализованные, хранившиеся или транспортировавшиеся преступниками, и др.

Розыск обвиняемого (подозреваемого) представляет собой совокупность мероприятий процессуального, организационного, оперативного и административного характера, осуществляемых по инициативе должностного лица, осуществляющего производство по уголовному делу, и направленных на установление места нахождения обвиняемого (подозреваемого).

Если место нахождения обвиняемого или подозреваемого неизвестно, следователь обязан предпринять все возможные процессуальные действия (включая следственные действия), направленные на его розыск, до приостановления предварительного следствия, т.е. в его ходе, как только было установлено, что место нахождения обвиняемого (подозреваемого) неизвестно. Одновременно следователь имеет право вынести постановление об объявлении обвиняемого (подозреваемого) в розыск. Комплекс мер организационного, оперативного, административного характера, предусмотренный постановлением об объявлении лица в списке разыскиваемых, осуществляется следственным органом, указанным в постановлении. В случае если принятые меры не дали положительных результатов и на момент истечения срока предварительного расследования выполнены все возможные в отсутствие обвиняемого (подозреваемого) следственные действия, включая и действия, направленные на его розыск, предварительное расследование приостанавливается. Розыск обвиняемого (подозреваемого) может быть объявлен не только во время производства предварительного расследования, но и одновременно с его приостановлением. В этом случае в постановлении о приостановлении расследования делается соответствующая отметка.

Исследовательская деятельность исследователя основана на получении, оценке и использовании исследовательской информации. Следственная информация — доказательная информация и другая криминально значимая информация о местонахождении объектов, представляющих интерес для расследования, или иная информация, способствующая осуществлению исследовательской деятельности. Судебная медицина выявляет ряд закономерностей появления желаемой информации. Так, розыскная деятельность следователя основывается на:

  • свойстве отображаемости в материальной среде и сознании людей признаков разыскиваемых лиц и иных объектов, что позволяет индивидуализировать их;
  • свойстве повторяемости поведения разыскиваемых обвиняемых и лиц, укрывающих разыскиваемые объекты, что позволяет прогнозировать их поступки;
  • зависимости поведения разыскиваемых лиц от условий, в которых они находятся;
  • обусловленности выбора способов укрытия объектов преступным опытом укрывающих, их профессиональными навыками и психологическими свойствами;
  • взаимосвязи способов укрытия разыскиваемых объектов и следов применения этих способов;
  • зависимости поведения разыскиваемого от характера совершенного преступления, степени его общественной опасности, а также принадлежности обвиняемого к определенной возрастной группе или преступной среде.

Кроме того, выделяются закономерности собирания, исследования и использования розыскной информации, в числе которых:

  • наличие принципиальной возможности обнаружения информации розыскного характера и ее использования для достижения целей расследования по уголовному делу;
  • собирание, исследование и использование информации розыскного характера на основе криминалистических рекомендаций;
  • собирание, исследование и использование информации розыскного характера путем применения технико-криминалистических средств и методов.

Критериями, с учетом которых должны действовать субъекты розыска, являются:

  • оперативность — быстрота и непрерывность розыска, активность субъектов розыска, массированность привлекаемых сил и средств;
  • тактическая обоснованность розыска, заключающаяся в учете складывающихся следственных ситуаций, определении круга и последовательности розыскных мероприятий и проводимых в розыскных целях следственных действий, выборе момента их осуществления и прогнозировании ожидаемых результатов;
  • логическая обоснованность розыска, заключающаяся в непротиворечивости планируемых мер, последовательности плана розыска, обоснованности розыскных версий, принимаемых в процессе розыска решений, анализе действий лиц, осуществляющих противодействие расследованию;
  • согласованность между розыскной деятельностью следователя и оперативно-розыскной деятельностью органов дознания.

«В процессе розыска могут производиться:

1) обращения, в частности путем использования средств массовой информации:

  • а) к широким слоям населения с просьбой сообщить интересующие следователя сведения и оказать правоохранительным органам другую помощь в розыске (например, сообщить данные об очевидцах преступления, о месте укрытия разыскиваемого объекта);
  • б) к конкретным социальным группам, среди которых, как предполагается, могут находиться очевидцы преступления, иные лица, располагающие информацией о признаках объекта и месте его нахождения;
  • в) к отдельным гражданам, которые по тем или иным причинам выбыли в неизвестном направлении с места своего жительства, перешли на нелегальное положение, с просьбой сообщить о том, где они находятся или явиться в правоохранительный орган;

2) проведение повторных следственных действий или их комплексов через определенный промежуток времени, в течение которого по предположению следователя те или иные лица совершили действия, характер и результаты которых могут дать ключ к обнаружению разыскиваемых объектов;

3) использование полученных при расследовании доказательств (например, показаний сознавшихся в содеян ном соучастников) на допросах подозреваемых, обвиняемых, связанных с ними лиц в целях побуждения их к добровольной выдаче разыскиваемых вещей, ценностей, даче показаний о месте нахождения скрывшихся соучастников, совершению других действий, способствующих розыску;

4) наблюдение, с использованием оперативных средств, за местами возможного появления объектов розыска, обследование мест их предполагаемого нахождения;

5) распространение по оперативным каналам в определенных социальных группах информации, проведение иных мероприятий, способствующих формированию мнения о бесполезности дальнейшего сокрытия разыскиваемых предметов, укрывательства преступников, побуждающих последних к явке с повинной, к добровольной выдаче ими или другими лицами разыскиваемых объектов.»

Для обеспечения успеха расследования большое значение имеют общие положения следственной тактики, связанные со способом построения версий и научным планированием расследования. Планирование — это организационный элемент деятельности следователя по уголовным делам. План и версии следствия определяют направление расследования, делают его проактивным и обеспечивают быстрое и полное раскрытие преступления. Если версия, предложенная по делу, является результатом глубоко продуманного и логически правильного анализа данных, имеющихся в деле, то она дает правильную ориентацию следствию и будет способствовать быстрому и полному раскрытию преступления.

Действия следователя по расследованию преступлений будут наиболее эффективными, если они будут осуществляться организованно, по заранее установленному плану. Планирование и умелая разработка следственных версий особенно необходимы при расследовании сложных, многоэпизодных дел.

Планирование расследования гарантирует, что расследование направлено на быстрое и полное раскрытие преступления. Планирование должно сочетаться с умелым и тактически правильным проведением запланированных следственных действий, при наличии достаточной технической оснащенности следователя. На бумаге план может быть и хорош, но если реализация этого плана проводится плохо, намеченные следственные действия осуществляются неумело, тактические приемы бедны и однообразны, криминалистическая техника отсутствует или недостаточна, тогда от плана пользы немного.

Можно, например, составить план расследования преступления, предусмотреть в нем следственные действия, необходимые для проверки выдвинутых версий, но преступление все же останется нераскрытым. Это может случиться, если следователь, проводя намеченные следственные действия, не проявит должной инициативы, настойчивости, не подойдет творчески к использованию тактических рекомендаций и технических средств, не сможет использовать положения логики и психологии.

В работе по составлению плана расследования и выдвижению обоснованных версий, в умелом использовании научно-технических средств и тактических приемов сказывается прежде всего опыт следователя, его профессиональное мастерство, знание логики и психологии. Поэтому совершенно прав А. Ратинов, утверждая, что «перед оперативными, следственными и судебно-прокурорскими работниками постоянно возникает множество вопросов, решение которых требует не только широкого политического кругозора, юридической культуры, специальных познаний и жизненного опыта, но и хорошего знания практической психологии».

План расследования по каждому конкретному следственному делу должен быть индивидуальным и динамичным. Если в процессе расследования поступают новые данные, следователь вносит изменения в составленный план расследования, исключает не подтвердившиеся версии и намечает новые. План подчинен интересам расследования, и если требуется внести изменения в намеченный план, они должны быть внесены. Индивидуальность и динамичность планирования обязывают следователя не рассматривать план расследования как неизменный.

В криминалистической литературе имеется много определений понятия версии, но все они по существу сводятся к следующему: следственная версия это обоснованное и построенное по правилам индукции предположение следователя о том, что в данном случае произошло, о причине происшедшего, кто совершил преступление, мотивы его совершения.

Профессор И.М. Лузгин определяет версию как обоснованное предположение относительно события преступления, его отдельных элементов либо о происхождении и связи доказательственных фактов. Он делит версии на общие и частные. Общие версии — это те, которые дают объяснение сущности и содержания всего события. Частные версии объясняют происхождение и содержание отдельных фактов, связей между ними.

Профессор А.Н. Васильев считает, что версия это разновидность гипотезы, предположительное объяснение какого-либо явления, события. Следственная версия — это логически построенное и основанное на фактических данных предположение следователя, подлежащее правильной и тщательной проверке.

Версия — это не любое предположение следователя по поводу события, ставшего предметом расследования, а только такое объяснение, которое основано на фактических данных и является логически правильным их объяснением.

Имеет значение для умелого построения версий и знание следователем обобщенного опыта практики, а также его личный опыт.

Построение следственных версий без фактических оснований недопустимо. Беспочвенное построение версий не является научным методом познания, оно может повести следователя по ложному пути и в результате будут напрасно затрачены силы и время.

Следственная версия является организующим началом в процессе собирания, исследования и оценки доказательств. Она помогает следователю правильно определять направление расследования, правильно решить: где и как искать доказательства, на что обратить внимание при их исследовании, что наиболее существенно для установления истины по данному делу.

В планировании расследования преступлений основное — выдвижение версий. Если следователь, на основе имеющихся в его распоряжении данных, выдвинул логически продуманные, обоснованные версии, то и реализация плана расследования будет более успешной. По своей природе выдвижение следственных версий является самостоятельным и одним из наиболее ответственных этапов следственной работы. Планирование является, в основном, планом проверки выдвинутых версий.

Версии представляют ядро процесса доказывания, логический центр планирования, помогая решить, что именно, посредством каких действий, в какой последовательности надо установить.

План без версий превратился бы в простой перечень следственных действий, не связанных единой целью.

Для построения версий следователь должен иметь в своем распоряжении необходимый исходный материал. Следователь может приступить к разработке версий только после производства по делу первоначальных следственных действий, в результате проведения которых он получает необходимые исходные данные.

В основу построения версий могут быть положены фактические данные, добытые как процессуальным, так и не процессуальным путем.

В УПК РФ устанавливается порядок получения доказательств по уголовному делу. Этими доказательствами могут быть любые фактические данные, полученные как при проведении следственных действий, так и путем оперативно-розыскных мероприятий.

При всей ограниченности данных, которыми обычно располагает следователь при построении версий как по поводу события преступления в целом, так и отдельных его элементов, необходимо, чтобы предположения следователя охватывали все вероятные и возможные для данного случая объяснения.

Общие правила проверки версий:

1. Все намеченные версии должны проверяться параллельно, а не в порядке очередности;

2. Следователь не может оставить непроверенным ни один вопрос, вытекающий из выдвинутой версии. Недопустимо, чтобы версия была отклонена, как необоснованная, в то время как некоторые вопросы этой версии остались непроверенными;

3. Если версия может быть проверена путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, они должны быть проведены, и следователь должен дать задание органам дознания;

4. Если в ходе проверки версии возникли противоречия, следователь не может на этом основании отказаться от этой версии, не установив причины этих противоречий и не выяснив их;

5. Проверку версий можно считать только тогда законченной, когда отпадут все версии, кроме одной, которая будет подтверждена всеми установленными по делу доказательствами;

6. Если все намеченные версии отпали в ходе проверки, надо снова анализировать имеющийся материал, получить дополнительные данные и выдвинуть новые версии, проверяя их с такой же тщательностью.

Для уточнения круга вопросов, составляющих предмет расследования, можно использовать старую семичленную римскую формулу: что совершено, где, когда, каким образом, кем, при помощи кого или чего, почему.

В связи с тем, что эта семичленная формула не охватывает всех обстоятельств, подлежащих установлению, некоторые криминалисты расширяют количество вопросов до 12, предлагая по каждому следственному делу исследовать следующие вопросы:

1. Имело ли место деяние, послужившее основанием к возбуждению уголовного дела;

2. Содержит ли оно состав преступления, предусмотренного УК РФ;

3. Место совершения преступления;

4. Время совершения преступления;

5. Против кого или на что были направлены преступные посягательства;

6. При помощи каких средств, орудий было совершено преступление;

7. Способы совершения преступления;

8. Кто совершил преступление;

9. Форма вины, мотивы совершения преступления;

10. Обстоятельства, отягчающие или смягчающие вину лиц, привлеченных к уголовной ответственности;

11. Последствия совершенного преступления, размер причиненного ущерба;

12. Причины и условия, способствующие совершению преступления.

Как уже было сказано, планирование расследования направлено прежде всего на обеспечение быстрого и полного раскрытия преступления и изобличение виновного. Путем планирования достигается: 1) строжайшее соблюдение законности; 2) правильное направление следствия и его высокое качество; 3) умелое и своевременное применение научно-технических средств и тактических приемов; 4) рациональная затрата сил и времени на расследование; 5) получение эффективных результатов, обеспечивающих быстрое, полное раскрытие и расследование преступления.

Чтобы следователь мог владеть планированием следствия как методом научной организации труда, он должен уметь: правильно анализировать установленные обстоятельства и ориентироваться в обстановке совершенного преступления; владеть научными методами расследования; логически правильно и обоснованно выдвигать следственные версии; составлять план расследования таким образом, чтобы проведение намеченных следственных действий по проверке версий было последовательным и логически правильным осуществлением намеченного следователем плана; предусматривать сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые бы обеспечивали быстрое, полное и объективное раскрытие и расследование преступления.

В плане расследования по любому делу следователь обязан наметить и вопросы, связанные с выявлением причин и условий, способствовавших совершению преступления и проведением мероприятий по их устранению. Работа следователя по предупреждению преступлений будет успешной, если в ее основе заложена научная организация труда и она правильно организована. Следователь, продумывая формы профилактической работы и время ее проведения (составление представлений о выявленных недостатках в работе учреждения или предприятия, выступления по радио, в печати, с докладом на собрании коллектива, где было совершено преступление и др.), всегда должен руководствоваться интересами расследования по делу и общими целями борьбы с преступностью.

Таким образом, розыскная деятельность рассматривается как один из видов юридической деятельности, имеющей государственный характер, поскольку осуществляется она исключительно в интересах и по велению государства специально уполномоченными на то государственными органами, имеет четко выраженную правовую основу и направленность, проводится в строгом соответствии с правовыми предписаниями государства и требованиями законности.

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12.08.1995 N 144

«Об оперативно- розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Исследовательская деятельность направлена ​​на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений.

Законодатель определяет следующие приоритетные принципы проведения следователем розыскных мероприятий: законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Розыскная деятельность следователя — комплекс следственных и иных процессуальных действий, организационных мероприятий, проводимых следователем, направленных на установление местонахождения лиц, заподозренных, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, потерпевших, свидетелей, трупов и их частей, орудий преступления, похищенного имущества и других объектов, имеющих значение для дела.

Розыскная деятельность направлена на выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, т.е. представители оперативно-розыскной деятельности ограничивают свою задачу и ее решение наличием признаков преступного деяния и изобличением виновных в его совершении. Они обязаны сотрудничать в том или ином объеме с органами и службами, которые решают аналогичные или близкие задачи, в частности, с органами государственной исполнительной власти в лице милиции или с судебными приставами.

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОЗЫСКОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

1. Розыскная деятельность следователя в процессе расследования преступлений

Розыск обвиняемого (подозреваемого) представляет собой совокупность мероприятий процессуального, организационного, оперативного и административного характера, осуществляемых по инициативе должностного лица, осуществляющего производство по уголовному делу, и направленных на установление места нахождения обвиняемого (подозреваемого).

Если место нахождения обвиняемого или подозреваемого неизвестно, следователь обязан предпринять все возможные процессуальные действия (включая следственные действия), направленные на его розыск, до приостановления предварительного следствия, т.е. в его ходе, как только было установлено, что место нахождения обвиняемого (подозреваемого) неизвестно. Одновременно следователь имеет право вынести постановление об объявлении обвиняемого (подозреваемого) в розыск.

Розыск подозреваемого, обвиняемого, объявляется постановлением следователя. Это постановление может быть вынесено как в виде отдельного документа, так и в виде единого постановления о приостановлении предварительного следствия и розыске подозреваемого, обвиняемого.

В постановлении должны быть указаны: сущность подозрения или обвинения; свидетельства того, что подозреваемый, обвиняемый скрылся или что место его нахождения не установлено; мера пресечения (если она избрана), которая подлежит применению в отношении обвиняемого в случае его обнаружения.

Осуществляя розыск подозреваемого, обвиняемого, следователь направляет запросы в органы внутренних дел по месту возможного его пребывания, собирает информацию о его родственниках и лицах, с которыми он связан; поручает проведение розыскных мероприятий органам дознания (прежде всего органам внутренних дел).

Проведение в целях розыска следственных действий возможно лишь в тех случаях, если следствие не приостанавливалось. При необходимости проведения следственных действий по делу, предварительное следствие по которому приостановлено, следователь выносит постановление о возобновлении следствия и только после этого может приступить к следственным действиям.

К постановлению о проведении розыска подозреваемого надлежит приложить (с учетом оснований привлечения лица в качестве подозреваемого): постановление о возбуждении уголовного дела в отношении этого лица, протокол задержания и документ, подтверждающий побег из-под стражи, постановления об избрании меры пресечения или о приводе, справку о личности подозреваемого.

К постановлению о проведении розыска обвиняемого прилагаются: копии постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, о приводе — если обвиняемый не подлежит заключению под стражу, а также справка о личности обвиняемого.

В случае если принятые меры не дали положительных результатов и на момент истечения срока предварительного расследования выполнены все возможные в отсутствие обвиняемого (подозреваемого) следственные действия, включая и действия, направленные на его розыск, предварительное расследование приостанавливается. Розыск обвиняемого (подозреваемого) может быть объявлен не только во время производства предварительного расследования, но и одновременно с его приостановлением. В этом случае в постановлении о приостановлении расследования делается соответствующая отметка.

Одновременно с постановлением об объявлении лица в розыск (постановлением о приостановлении предварительного следствия, где указывается на объявление в розыск) в орган дознания направляется справка о личности разыскиваемого с указанием его анкетных данных и иных характеристик личности, необходимых для успешной организации розыска, а также постановление о привлечении в качестве обвиняемого, если таковое вынесено. В случае если розыск объявлен в отношении подозреваемого, в орган дознания направляется документ, ставящий лицо в процессуальный статус подозреваемого (постановление о возбуждении уголовного дела, протокол задержания, постановление об избрании меры пресечения до предъявления обвинения).

Согласно ч. 4 ст. 210 УПК в отношении разыскиваемого обвиняемого при наличии оснований может быть избрана мера пресечения, в том числе (в случаях, предусмотренных статьей 108 УПК) заключение под стражу. Однако следует отметить, что согласно положениям ч. 4 ст. 108 УПК заседание суда для решения вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу по общему правилу не может состояться в отсутствие обвиняемого. Лишь в случае объявления лица в международный розыск допускается принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого (ч. 5 ст. 108 УПК).