Виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность Труд как вид деятельности определение

Курсовая работа

Стадии цикла профессионализации, Тема 2.3 Теория профессионализации персонала

  1. Труд как вид деятельности
  2. Стадии индивидуального развития человека как субъекта труда
  3. Уровень зрелости и развития личности в трудоспособном периоде индивидуального развития человека

5. Противоречия и кризисы личности

психологической системы деятельности

Развитие психологической системы деятельности происходит как в процессе предмета работы, так и при последующем обучении профессионала, его совершенствовании. Формирование этой системы означает включение в процесс освоения деятельности профессионально значимых для нее функциональных блоков субъекта, их опредмечивание (наполнение предметным содержанием), ориентация на реализацию конкретных рабочих функций, а также установление и закрепление взаимосвязей между отдельными блоками.

Структурная схема функциональных блоков психологической системы деятельности включает в себя следующие компоненты:

  • Мотивы деятельности, ее побудительные силы (материальные, познавательные, эстетические и т. д.);
  • Цели деятельности, которые формируют ее содержание и выражаются в конкретных ожидаемых результатах;
  • Программы деятельности, которые отражают представления о реальном ее содержании и процессе;
  • деятельности — совокупность информации о ее предметных и субъектных условиях реализации (в форме как реальных сигналов , так и образов, представлений этих сигналов, включая конкретные профессиональные знания );
  • Процессы принятия решения — выявление проблемной ситуации, выдвижение гипотез (вариантов решений), определение принципа решения, выработка суждения о вариантах решения, их оценка (выбор наиболее оптимального варианта);
  • Психомоторные процессы и рабочие действия реализуют деятельность в форме процедур, моторных актов и участвуют в регуляции деятельности (по механизму );
  • Профессионально важными качествами являются психологические характеристики предмета труда, отражающие влияние того или иного рабочего процесса на совокупность индивидуальных психологических качеств и функций.

При обсуждении развития человека как субъекта трудовой деятельности нас интересует деятельность как . Работа в психологическом смысле — это деятельность, результатом которой является продукт общественной ценности. Труд, по мнению Е.А. Климова (1998), характеризуется четырьмя существенными признаками:

18 стр., 8666 слов

Роль научной и инновационной деятельности в развитии фирмы

... контент-анализ научных статей, социологический опрос сотрудников, экспертный опрос коммерческих организаций, частотный и корреляционный анализ эмпирических данных. Глава 1 Теоретические основы инновационной деятельности и её роль в максимизации прибыли предприятия Понятие инновационной деятельности В связи ...

1 труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;

2. труд регламентирован социальными нормами, правилами и традициями;

3. в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления;

4. в труде люди вступают между собой в особые производственные отношения.

Профессия

Объект и предмет труда, его содержание, условия и организация;

  • Целевая функция и характер результата труда;
  • Особенности субъекта труда — его знания, навыки, умения, способности;
  • Экономические и социальные стороны — трудоустройство, удовлетворение ма­териальных потребностей, утверждение ;
  • Тип деятельности, характерный для группы людей, объединенных одним направлением, работающих в одной дисциплинарной сфере.

Специальность -, Профессионализация -, Профессионал —

Потребности и интересы людей — основа, определяющая цель работы. Бесцельные занятия чем бы то ни было не имеют смысла. Такая работа показана в древнегреческом мифе о Сизифе. Боги обрекли его на тяжелый труд — вкатывать большой камень на гору. Как только конец пути был близок, камень срывался и катился вниз. И так снова и снова. Сизифов труд — символ бессмысленной работы.

Работа в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится значимой, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель. Смысл работы в достижении определенных результатов, в создании материальных и духовных благ.

К материальным благам относятся продукты питания, одежда, жилье, транспорт, техника, услуги и т.п. К духовным благам относятся достижения науки, искусства, идеологии и т.п.

Работа является основной формой жизни в обществе, и это отличается от работы от образования, направленного на приобретение знаний и навыков, которые нужно освоить, и от игры, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс игры. Выполняя рабочие функции, люди взаимодействуют, вступают во взаимоотношения друг с другом, и именно работа является основной категорией, в которой содержится все разнообразие конкретных явлений и социальных отношений. Социальная работа меняет положение работников, их социальные качества, что составляет суть труда как основного социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях «характера труда» и «содержания труда» (Приложение 1).

В процессе трудовой деятельности, постоянно напрягая свои физические и духовные силы, преодолевая сопротивление сил природы, решая все более сложные задачи, сам человек находится в постоянном развитии. Таким образом, труд не только создал человека, но и постоянно развивает, совершенствует его, т.е. человек — субъект и продукт своей трудовой деятельности.

Для трудовой деятельности характерно:

  • Употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования; целенаправленность процессов труда.

Подчинение труда идее продукта труда — трудовой цели, которая, подобно закону, определяет характер и способ трудовых действий.

17 стр., 8394 слов

Активизация познавательной деятельности обучающихся колледжа ...

... работы: введение, две главы, заключение, библиография, приложение. 1 Теоретические основы активизации познавательной деятельности 1.1 Сущность понятия «познавательная деятельность» Познание - это процесс деятельности ... провести опытно-экспериментальную работу по активизации познавательной деятельности. 4) выявить эффективность разработанной методики. Методологическая основа исследования: труды Г.И. ...

Социальный характер труда, его выполнение в условиях совместной деятельности.

Направленность труда на преобразование внешнего мира. Производство, использование и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактной мысли, речи, языка, развитию историко-социальных отношений между людьми.

Продуктивный характер трудовой деятельности; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т.е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Следовательно, материальная и духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений духовного развития человечества.

Для достижения цели в трудовой деятельности используются разнообразные средства: различные технические устройства, необходимые для производства; энергетические и транспортные линии; другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс. Все они вместе составляют средства труда. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т.е. на материалы, подвергающиеся преобразованию. Для этого применяются , которые называются технологиями. Например, удалить излишки металла с заготовки можно с помощью металлорежущего оборудования, но использование электроимпульсного метода позволяет добиться аналогичного результата в 10 раз быстрее. Это означает, что в 10 раз вырастет производительность труда. он определяется количеством времени, затрачиваемым на производственную единицу.

Итак, в структуре трудовой деятельности выделяют элементы (рис. 3): Там же. — С.18.

1) сознательно поставленные цели — производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;

2) предметы труда — те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;

3) средства и орудия труда — все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

4) используемые технологии — приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Рисунок 3 — Структура трудовой деятельности

Для характеристики трудовой деятельности используют следующие параметры: Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы»: / А.В.Клименко, В.В.Румынина. — М.: Дрофа; 2004. — С.20.

1) производительность труда — количество продукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность труда — соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов — с другой;

3) уровень разделения труда — распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

В каждом конкретном виде трудовой деятельности выполняются рабочие операции, которые делятся на действия и движения. В зависимости от особенностей того или иного вида труда, обусловленных предметом труда, средствами труда, совокупностью выполняемых работником операций, их соотношением и взаимосвязью, от распределения функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения и наладки) на рабочем месте можно говорить о содержании индивидуального труда. В него входят степень разнообразия трудовых функций, монотонности, предопределенности действий, самостоятельности, уровень технической оснащенности, соотношение исполнительских и управленческих функций, уровень творческих возможностей и т.д. Изменение состава должностных функций и времени, затрачиваемого на их выполнение, означает изменение содержания работы.

3 стр., 1365 слов

Административно-правовые формы в деятельности исполнительной ...

... в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и администраций органов МСУ; неправовую форму (организационно-техническую и материально-технического обеспечения). Организационно-правовая является смешанной формой ... штатного расписания и фонда оплаты труда структурных подразделений министерства. Такая правовая форма управленческой деятельности, как рассмотрение дела об ...

Рисунок 4 — Содержание индивидуального труда

В зависимости от роли работника в производственном процессе следует различать функции: Дикарева А.А. Социология труда / А.А.Дикарева, М.И.Мирская. — М.: Высшая школа, 1989. — С.110.

1) энергетическую, когда работник приводит в движение средства труда;

2) технологическую — наблюдение и контроль за движением предмета и средств труда с наладкой и регулированием оборудования;

3) управленческую, связанную с подготовкой производства и руководством исполнителями

Основным фактором, определяющим изменение рабочих функций, является научно-технический прогресс.

Задачи служб управления персоналом в системе государственно-

Роль труда как основы жизнедеятельности общества обусловливает необходимость выработки и осуществления государственной политики в решении связанных с ним проблем во взаимодействии с профсоюзами и работодателями (предпринимателями)…

Исследование факторов мотивации работника

Становление модерна в Украине не может восприниматься людьми как смысл и цель своей работы…

Методы управления на предприятии

Происходящие в стране экономические преобразования сопровождаются серьезной работой по совершенствованию форм и методов управления…

Модель рефлексивного управления

Поскольку проблематизация управления «внутри» управления невозможна, мы попытаемся реализовать ее в контексте краткого исторического анализа концепции труда и его институтов. Проблематизация может быть достаточно разнообразной…

Научные взгляды А.А. Богданова и их значение для развития

“Тектология. Всеобщая организационная наука” (М., 1913-1929) — главная теоретическая работа Богданова, которая по содержанию намного обогнала свое время, но была не понята и не принята современниками. Только развитие научного знания показало…

Организация учета затрат на оплату труда и в некоммерческой организации

К числу государственных гарантий по оплате труда относится установленный законодательно перечень оснований и размеров удержаний из . Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях…

Основы теории системного анализа: качество и выбор

В своем развитии человечество перешло три организационных и технологических рубежа системной деятельности, которые определили резкий рост производительности труда, а именно за счет механизации, автоматизации и кибернетизации…

2 стр., 568 слов

«Безопасность труда в жизни людей»

... несчастных случаев на производстве и сохранение здоровья рабочих в процессе работы. Но в жизни всё гораздо сложнее. Рядом со всеми нельзя поставить специалиста по охране труда, все в ... сложные правила в области охраны труда. Безопасным труд должен быть везде. В каждой компании есть человек, который непосредственно отвечает за безопасность на работе, инженер по технике безопасности, существует ...

Повышение эффективности системы управления предприятия ОАО «Гомельпромстрой»

Представим графически среднесписочную численность персонала Рис 1.1 Среднесписочная численность персонала ОАО «Гомельпромстрой» за 2008-2010 г.г. Анализ труда и его эффективности представлены в таблице 1.2 Таблица 1…

Проблема женской безработицы

Женщины, имеющие малолетних детей, одинокие и многодетные матери и др. поставлены в условия, когда выбирать работу не приходиться. Этим иногда пользуются недобросовестные работодатели…

Пролемы формирования персонала на примере предприятия ООО ТД «Купец»

Труд является основным фактором производства. Отсюда вытекает важность изучения трудовых ресурсов. Ведущая роль в развитии общественного производства и повышении его эффективности…

и характеристики менеджера библиотеки

Наша жизнь не стоит на месте. Она меняется каждый день…

Регламентация труда персонала

Поощрение — это общественное признание результатов труда, осуществляемое в виде поощрений морального и материального характера, а также посредством предоставления льгот и преимуществ. Поощрения стимулируют активность работника…

Труд менеджера в иерархии государства

Сущность управленческой работы менеджера определяется ролями, которые он играет в организации. Роль — это набор определенных правил поведения, которые подходят для конкретной организации или должности…

Трудовая деятельность человека

Потребности и интересы людей — основа, определяющая цель работы. Бесцельные занятия чем бы то ни было не имеют смысла. Такая работа показана в древнегреческом мифе о Сизифе…

Управление и принятие в ЧУП «Белтрансхолод»

Одним из основных ресурсов, доступных компании, являются, при прочих равных, эффективность использования и степень безопасности, от которых зависит получение максимальной прибыли…

25

Содержание

Введение

1. Трудовая деятельность человека

1.1 Специфика трудовой деятельности

1.2 Материальное производство

1.3 Труд как вид человеческой деятельности

1.4 Роль труда в развитии общества

2. Современный работник

3. Проблемы гуманизации труда

Заключение

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/na-temu-trudovaya-deyatelnost-cheloveka/

Приложение

Введение

Труд — это первичный, исторически первичный вид человеческой деятельности. Труда является предметом изучения различных общественных наук. Так, с точки зрения экономики труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Экономика изучает работу как один из факторов производства, исследует механизм действия экономических законов в мире труда, стоимость рабочей силы на всех этапах, взаимосвязь между заработной платой и результатами. Психология изучает психику работника, отличительные черты личности работников, формирование трудовых установок и мотивов поведения, психофизиологические особенности различных видов трудовой деятельности. П равоведы изучают проблемы, связанные с правовым положением работников, юридическим оформлением трудовых отношений между работниками и работодателями, охраной труда. Социология рассматривает трудовую деятельность как относительно жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в производственные организации . Социология труда исследует структуру и механизм социально-трудовых отношений , а также социальные процессы в сфере труда. Философия осмысливает труд как процесс создания людьми условий и средств существования, в котором воплощаются человеческие силы, умения, знания. для философии важно определить, как проявляет себя в этом процессе человек, реализовавший себя в работе.

6 стр., 2906 слов

Экономика труда и социально-трудовые отношения

... труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют главные функции рынка труда: Согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений; ... людей ... в производстве продукции. Формы этой кооперации зависят от специализации цехов, участков и организации производства предприятия; внутрицеховая кооперация специализированных участков, цель которой — взаимоувязка их деятельности ...

Следовательно, понятие «работа» имеет решающее значение для характеристики общества в целом и его отдельных лиц. Следовательно, актуальной данной темы сомнений не вызывает.

Цель работы: изучение и обобщение вопросов по теме работы. Для чего необходимо: рассмотреть основные понятия по теме; охарактеризовать труд как вид человеческой деятельности; выявить особенности труда и обозначить проблемы гуманизации труда.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Трудовая деятельность человека

Из истории мы знаем, какую роль труд сыграл в формировании человека и общества. Какую же роль играет труд в жизни современного человека, в формировании его личности?

1.1 Специфика трудовой деятельности

Деятельность — это активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно намеренно воздействует на объект и тем самым удовлетворяет его потребности.

Всякая деятельность включает в себя цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат (рис.1).

Рисунок 1 — Направления деятельности

Неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность. Деятельность является реальной общественного прогресса и условием самого существования общества (рис.2).

Рисунок 2 — Характеристика деятельности

Основные формы деятельности

Труд — фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей.

1. 2 Материальное производство

процесс материального производства

Когда говорят «», то имеют в виду, что существует и нематериальное (духовное) производство . В первом случае — это производство вещей , например, произведены телевизоры, приборы или бумага. Во втором — это производство идей (точнее, духовных ценностей).

— актеры, режиссеры создали телепередачу, писатель написал книгу, ученый открыл нечто новое в окружающем мире. Различие между ними — в создаваемом п родукте.

  • разнообразные предметы и услуги.

производство

5 стр., 2227 слов

Роль философии в жизни человека и общества

... Философия армии и воинской деятельности и общества. Армия и социальные отношения. Особенности отражения социальной структуры общества в личном составе современных армий. Армия и национальные отношения. и формы организации. Проблема свободы в условиях воинской деятельности. 4. Вопросы ...

материальное производство

1. 3 Труд как вид человеческой деятельности

Потребности и интересы людей — основа, определяющая цель работы. Бесцельные занятия чем бы то ни было не имеют смысла. Такая работа показана в древнегреческом мифе о Сизифе. Боги обрекли его на тяжелый труд — вкатывать большой камень на гору. Как только конец пути был близок, камень срывался и катился вниз. И так снова и снова. Сизифов труд — символ бессмысленной работы.

в созидании

К материальным благам, Труд — основная форма жизнедеятельности общества

В процессе трудовой деятельности, постоянно напрягая свои физические и духовные силы, преодолевая сопротивление сил природы, решая все более сложные задачи, сам человек находится в постоянном развитии. Таким образом, труд не только создал человека, но и постоянно развивает, совершенствует его, т.е. человек — субъект и продукт своей трудовой деятельности.

Для трудовой деятельности характерно:

  • Употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования; целенаправленность процессов труда.
  • Подчинение труда идее продукта труда — трудовой цели, которая, подобно закону, определяет характер и способ трудовых действий.
  • Социальный характер труда, его выполнение в условиях совместной деятельности.

— Направленность труда на преобразование внешнего мира. Производство, использование и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактной мысли, речи, языка, развитию историко-социальных отношений между людьми.

  • Продуктивный характер трудовой деятельности;
  • труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т.е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Следовательно, материальная и духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений духовного развития человечества.

средства труда

Итак, в структуре трудовой деятельности выделяют элементы (рис. 3): Там же. — С.18.

1) сознательно поставленные цели — производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;

2) предметы труда — те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;

3) средства и орудия труда — все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

4) используемые технологии — приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Рисунок 3 — Структура трудовой деятельности

Для характеристики трудовой деятельности используют следующие параметры: Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы»: / А.В.Клименко, В.В.Румынина. — М.: Дрофа; 2004. — С.20.

1) производительность труда — количество продукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность труда — соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов — с другой;

3) уровень разделения труда — распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

12 стр., 5962 слов

Этикет в деятельности современного делового человека

... близкими - обрядов не проводят, грубы и бестактны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании. Современный этикет регулирует поведение людей в повседневной жизни, на работе, в ... переговоров; воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности; общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, ...

содержании индивидуального труда

Понятие «содержание индивидуального труда» можно представить в виде следующей схемы (рис. 4).

25

Рисунок 4 — Содержание индивидуального труда

В зависимости от роли работника в производственном процессе следует различать функции: Дикарева А.А. Социология труда / А.А.Дикарева, М.И.Мирская. — М.: Высшая школа, 1989. — С.110.

энергетическую

технологическую —

управленческую

научно-технический прогресс.

1.4 Роль труда в развитии общества

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Следовательно, результатом трудовой деятельности является, с одной стороны, насыщение рынка товарами и услугами, а с другой — тренд производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

Развитие и совершенствование производства благотворно влияют на воспроизводство населения, повышение его материального и культурного уровня. Такова идеальная схема воздействия труда на человека и общество, которая представлена на рис. 5.

25

Рисунок 5 — Схематическая роль труда в развитии человека и общества

Однако на эти процессы сильное влияние оказывают политика, межгосударственные и межнациональные отношения. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества ориентирована на прогресс производства, рост материального благосостояния и культурного уровня людей, осознание прав человека как высшей ценности на земле.

Каким должен быть сотрудник соответствующего характера? Об этой проблеме мы поговорим в следующей главе.

2. Современный работник

Разделение труда и его усложнение приводят к закреплению за индивидом определенной профессии, что требует специальных знаний и навыков, специальной квалификации. На основе выполнения однородных трудовых функций складываются конкретные профессии, объединенные общим названием (например, токарь, водитель, зоотехник, врач, учитель и др.).

Характер требований к участнику труда зависит от многих факторов, в основном от конкретного содержания работы и места в системе разделения труда. Общие требования таковы:

профессионализма

квалификации

дисциплины

профессионализмом

Квалификация

дисциплины

Нормальная трудовая деятельность невозможна без добровольного и сознательного соблюдения каждым сотрудником правил и процедур поведения внутри коллектива, которые являются обязательными для всех его членов. Законы о труде и правила внутреннего трудового распорядка требуют производительного использ и т.д……………..

4 стр., 1946 слов

Органы чувств и равновесия. Поведение и психика человека

... чувство — осязание, ощущение прикосновения и давления. Это происходит из-за различных рецепторов, расположенных в коже, которые воспринимают прикосновение, давление, тепло, холод, боль. Главный орган осязания у человека ... организма (потребность в пище, воде, регулярном движении, сохранении тепла и т. д.). Социальные потребности связаны с поведением человека в обществе ... перепонки тем ... распределены на ...

Труд — деятельность, направленная на созданиеобщественно полезного продукта, удовлетворяюще-го материальные или духовные потребности людей. Участвуя в создании продуктов труда, человек попадает в существующую систему, формируется его отношение к труду, формируются мотивации труда. Таким образом, трудпроявляется вобщественномвзаимодействиилюдей и как научная категория является предметом анализа общественных наук. Предметом психологи-ческого изучения является не труд в целом, а пси-хологическиекомпонентытрудовойдеятельности.

В произведении раскрываются и формируются способности человека, его характер и личность в целом.

Изучение условий, влияющих на производительность труда, показало, что в производственном процессе человека нет равнодушных факторов. Окраска помещений, организация рабочего места, режим напряжения и пауз в работе, отношения с товари-щами по работе — все это имеет прямое отношение

к производительности труда, создает общий на-строй на работу и облегчает или затрудняет прояв-ление трудовых усилий.

признаки:

Предвосхищение общественно-ценного ре-зультата., ЗНАЧЕНИЕ ТРУДА, В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ, Значение труда

со-циальные условия труда.

формированиеответственнос-тизарезультатытруда

целесообразная деятель-

ОЩУЩЕНИЯ

Ощущением

«воротами» нашего познания.

Ощущения человека отличаются от ощущений жи-вотных. Ощущения человека опосредованы его зна-ниями, т. е. общественно-историческим опытом че-ловечества. Выражая то или иное свойство вещей

и явлений в слове («красный», «холодный»), мы тем самым осуществляем элементарные обобщения этих свойств, понятных каждому человеку.

В ощущениях отражаются объективные качества явлений (цвет, запах, температура, вкус и др.), их интенсивность (например, более высокая или более низкая температура, более вкусное или менее вкус-ное) и продолжительность. Человеческие ощущения взаимосвязаны, как и различные свойства реальности.

В зависимости от расположения рецепторов все

ощущения делятся

группе относятся ощущения, которые связаны с ре-цепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые

экстерорецептивные ощу-

щения; 2)ковторойгруппеотносятсяинтерорецеп-тивныеощущения, связанныесрецепторами,нахо-дящимися во ; 3) к третьей группе относятся кинестезические (двигательные)

проприо-рецептивные ощущения

зависимости от модальности анализатора

5) вкусовые; 6) кинестезические; 7) статические;

8) вибрационные; 9) органические; 10) болевые. Различаются также контактные и дистантные ощу-щения. Таким образом, ощущения являются неотъем-лемой частью жизни человека. С помощью ощущений человек познает окружающий мир и взаимодействует

Более подробно рассмотрим каждый вид ощуще-ний в следующих вопросах.

ность самого субъекта.

Ощущением 1

практичность.

В психологии накоплено много фактов, свидетельствующих о том, что трудовая деятельность мотивируется тем, насколько высоки ее результаты. С этим связано формирование таких мотивов, как личностный смысл работы, осознание ее социальной значимости, потребность в более высоком уровне достижений в работе.

В целом, будучи вовлеченным в трудовой процесс, ребенок в корне меняет представление о себе и окружающем мире. Радикальным образом изменяется его самооценка. В процессе общения

и овладения новыми знаниями формируется миро-воззрение школьника. Работа в коллективе разви-вает социализацию личности ребенка. Развитие навыков, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является , влияющим на раз-витие личности ребенка.

восхищаемый результат должен мыслиться как цен-ный для общества. также важно отметить, что слово «ожидание» обозначает как когнитивный, так и аффективный компонент представления результата деятельности.

Специфика некоторых разновидностей профессиональной деятельности состоит в том, что результат деятельности по конкретным характеристикам точно неизвестен. Геолог-разведчик ищет месторождение нефти или газа, но еще не знает, что, где конкретно найдет

и найдет ли вообще, каковы будут найденные запа-сы полезного минерала. Аналогичные вещи можно сказать о следователе, о пожарном, об инженере-конструкторе, о слесаре-разметчике, о паркетчике,

о художнике-оформителе и многих других профес-сионалах, в труде которых значительную роль игра-ет именно поиск образа конечного продукта деятель-ности. В этих случаях знание результата — это знание тех норм, критериев, которым должен удовлетворять желаемый результат.

Сознание обязательности достижения за-данного результата.

Например, это сформулированные задачи, утвержденные ответственными представителями компании, производственного коллектива: программы, планы, производство, рабочие задания, задокументированные или устные.

Для детей, подростков носителями социально значи-мых целей деятельности выступают представители стар-ших поколений (старшие члены семьи, учителя и дру-гие организаторы деятельности), а также сверстники.

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ, ОСНОВЫ ОЩУЩЕНИЙ

раздражением.

Возбуждением.

Органы чувств, получая воздействие от раздражи-телей, превращают энергию внешнего раздражения

в нервный импульс. Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вкусовые сосочки язы-ка) специализирован на приеме и переработке раз-личных специфических внешних воздействий.

рецепторами.

анализаторами.

Деятельность анализаторов условно-рефлекторна. Сформированный в коре головного мозга нервный импульс поступая по центробежным нервным путям, на двигательные или секреторные механизмы, при-водит к той или иной ответной реакции, вызывает соответствующую настройку чувствительности ре-

Труд — основной вид человеческой деятельности. Производными от труда являются игра и учение. В высших и наиболее совершенных формах человеческого труда, отражающих сущность человека, душевные силы, идеи, чувства — личность находит выражение и развитие. Эти моменты переходят друг в друга и в сочетании образуют единое целое. Труд — это социальная категория, являющаяся предметом социальных наук. Труд — это процесс, который совершается между человеком и природой. В этом процессе человек регулирует обмен веществ между собой и природой. Он противостоит веществу природы. Человек приводит в движение принадлежащие ему руки, ноги и др. Воздействуя непосредственно на природу, он изменяет ее. В конце процесса труда человек получает результат. Человек не только меняет форму того, что дано природой, но и осознает свою цель, которая, подобно закону, определяет способ и характер его действий. Труд — это выполнение определенного задания. Все действия должны быть подчинены достижению ожидаемого результата. Следовательно, требуется планирование и контроль выполнения работ, следовательно, работа требует внутренней дисциплины. В трудовой деятельности все звенья подчиняются итоговому результату. Рабочий процесс может быть более или менее сложным, требующим целеустремленности и стресса, преодоления внутренних и внешних препятствий. Следовательно, работа требует добровольной воли и внимания, необходимых для сосредоточения на звеньях рабочего процесса. В труде заключаются основные мотивы трудовой деятельности человека. В нем важна не только техника работы, но и отношение самого человека к работе.

Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности.

Работа означает проявление себя в бизнесе, воплощение своих идей в бизнес, конкретизацию их в материальные продукты.

Труд — это обогащение своего материального бытия. Для психологического анализа трудовой деятельности помимо мотивации существенна психологическая природа тех процессов или операций, посредством которых она осуществляется. Во всяком труде участвуют умственные процессы. В труде значительную роль играют знания и навыки.

Без знания и навыков невозможен никакой труд. Большую роль знания играют в сложных видах труда.

В каждом труде всегда необходимо учитывать изменения условий, проявлять инициативу и при возникновении непредвиденных обстоятельств решать новые задачи.

Поэтому любой труд включает в себя интеллектуальные и мыслительные процессы.

Механизм вытеснения

Среди западных психологов в первой четверти ХХ века получила распространение точка зрения, что лучше сохраняются в памяти положительные эмоции. З. Фрейд обосновывает это вытеснением из памяти всего, что вызывает тягостные ощущения. Понятие “вытеснение” было перво­начально использовано Фрейдом в 1894 году в качестве синонима общей концеп…

Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен

Общественная проблема: появление и существование в тоталитарных групп несет в себе серьезную угрозу, недостаточно осознается обществом и правительственными структурами. Их феномен выступает, с одной стороны, дестабилизирующим фактором духовности общества, с другой — тоталитарная группа является средством десоциализац…

Анализ результатов исследования

Анализ результатов исследования восприятия детского образа в телевизионной рекламе с помощью метода семантического дифференциала можно условно разделить на 2 блока: качественный анализ, в который входит построение диаграмм по полученным результатам; количественный анализ — позволяющий сравнить гендерный аспект восприятия рекламных телеви…