Государственная политика в области охраны труда (2)

Контрольная работа

» определяет государственную политику в области охраны труда и гласит, что она направлена на создание надлежащих, безопасных и здоровых условий труда, на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Государственная политика в области охраны труда базируется на таких принципах:

  • приоритета жизни и здоровья работника, полной ответственности работодателя за создание надлежащих, безопасных и здоровых условий труда;
  • повышения уровня промышленной безопасности путем обеспечения полного технологического контроля за состоянием производства, технологии и продукции, а также содействия предприятиям в создании безопасных и безвредных условий труда;
  • комплексного решения задач охраны труда на основе общегосударственных, отраслевых, региональных программ по этому вопросу с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники и охраны окружающей среды;
  • социальной защиты работника, полного восстановления ущерба лицам, пострадавшим от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
  • установления единых требований по охране труда для всех предприятий и субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и видов деятельности;
  • адаптации трудовых процессов к возможностям работника с учетом его здоровья и психологического состояния;
  • использование экономических методов управления охраной труда, участия государства в финансировании мероприятий по охране труда, привлечения добровольных взносов и других поступлений на эти цели;
  • информирование населения, проведение обучения, профессиональной подготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда;
  • обеспечения координации деятельности органов государственной власти, организаций, гражданских объединений, которые решают проблемы охраны здоровья, гигиены и безопасности труда, а также сотрудничества и консультирования между работодателем и работниками при принятии решений по охране труда на местном и государственном уровне;
  • использования мирового опыта организации труда по улучшению условий и повышения безопасности труда на основе международного сотрудничества.

Сегодня широко применяется международное сотрудничество по охране труда, особенно в рамках Международной Организации Труда, которая непосредственно участвует в разрешении таких проблем как использование детского труда, избежание несчастных случаев на производстве, обеспечение работы без аварий на химических предприятиях, равенства в условиях труда разных категорий работников, расширение опыта по созданию безопасных условий труда работников в разных странах и т.д. А в марте этого года Украина запустила глобальный проект «Улучшение здоровья и безопасности на рабочем месте в контексте программы достойного труда» при финансовой поддержке Европейской комиссии. Основная цель проекта — разработка и реализация Национального плана действий по безопасности труда, реализация которого позволит повысить уровень безопасности труда и снизить количество несчастных случаев.

31 стр., 15264 слов

Нормы правового регулирования охраны труда в рф. Правовое регулирование ...

... компетенции . 1.2 Нормативно-правовое регулирование охраны труда Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции ... охраны труда; 16) международного сотрудничества в области охраны труда; 17) проведения эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение новой техники и технологий, обеспечивающих безопасность труда, ...

Статья 14 Закона Украины «Об охране труда» устанавливает обязанности работников относительно требований нормативных актов по охране труда. Она гласит, что работник обязан:

  • заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения каких-либо работ или во время пребывания на территории предприятия;
  • знать и выполнять требования нормативно-правовых актов по охране труда, правил обращения с машинами, механизмами, станками и другими средствами производства, пользование средствами коллективной и индивидуальной защиты;
  • проходить в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры;
  • работник несет непосредственную ответственность за нарушение обозначенных требований.

Согласно статье 14 Закона Украины «Об охране труда» нормативно-технической базой охраны труда является государственный нормативный акт об охране труда. Этот закон об использовании на национальном уровне составляет основу системы управления охраной труда в отрасли. Это положение распространяется на предприятия, организации и учреждения независимо от формы собственности. На предприятиях для создания безопасных условий труда на конкретных рабочих местах используются специальные инструкции, в которых четко определены обязанности производственного рабочего и ответственность за их нарушение.

Статья 24 Закона Украины «Об охране труда» относится к разделу организации по охране труда и информирует об общественных объединениях граждан, рабочих и специалистов по охране труда. В статье говориться о том, что с целью объединения усилий наемных работников, ученых, специалистов по охране труда для улучшения охраны труда, защиты работников от производственного травматизма и профессиональных заболеваний могут создаваться ассоциации, общества, фонды и другие добровольные объединения граждан, которые действуют в соответствии с законом.

Например, 28 апреля 2010 г., по случаю Всемирного дня охраны труда, состоялось первое в этом году заседание Совета Донецкого областного совета профсоюзов. А 1 мая прошла весенняя акция, посвященная Дню международной солидарности трудящихся: мобильные консультационные центры с ведущими специалистами регионального профсоюза и входящих в него организаций проводили разъяснительную работу с населением по ряду направлений профсоюзной работы.

Статья 34 Закона Украины «Об охране труда» устанавливает полномочия Рады министров Автономной Республики Крым и местных государственных администраций в области охраны труда. Согласно этой статье Рада министров АР Крым в пределах своей территории:

16 стр., 7536 слов

Источники правового регулирования охраны труда. : «Охрана труда ...

... общественных организаций об условиях и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите охраны труда воздействия вредных или опасных производственных факторов; отказ охраны труда выполнения работ ...

  • обеспечивают исполнение законов и реализацию государственной политики в области охраны труда;
  • формируют фонды социального страхования от несчастных случаев и обеспечивают исполнение целевых региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также мероприятий по охране труда как части программ социально-экономического и культурного развития регионов;
  • осуществляют социальную защиту нанятых работников, в частности работающих в небезопасных и вредных условиях труда, применяют меры по проведению аттестации рабочих мест в соответствии нормативно-правовыми актами по охране труда;
  • вносят предложения относительно создания региональных (коммунальных) аварийно-спасательных служб для обслуживания территорий и объектов коммунальной собственности;
  • осуществляют контроль по соблюдению субъектами предпринимательской деятельности нормативно-правовых актов об охране труда.

В соответствии с требованиями Закона Украины «Об аварийно-спасательных службах» в Крыму была создана и зарегистрирована специализированная аварийно-спасательная служба общественной организации Контрольно-спасательная служба Крыма (КСС Крыма).

А в 2007 году Совет министров Автономной Республики Крым принял решение о создании республиканского крымского предприятия «Водно-спасательная служба».

Статья 44 Закона Украины «Об охране труда» определяет ответственность за нарушение законов и нормативно-правовых актов об охране труда, за создание препятствий в деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда, а также представителей профсоюзов, организаций, объединений виновные лица привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной или криминальной ответственности согласно закону.

Поскольку в правила, устанавливающие административную или уголовную ответственность, периодически вносятся изменения, следует уделять внимание вопросам, связанным с действием законов с течением времени и порядком их применения. Законом Украины от 19.02.2009 г. № 1027-VI, который вступил в силу 11 марта 2009 года, была усилена уголовная и административная ответственность за нарушение требований охраны труда.

Условия труда играют важную роль в трудовой жизни человека. Условия труда — это совокупность факторов производственной среды и рабочего процесса, которые влияют на производительность и здоровье работника. Одна из важнейших составляющих охраны труда — защита от производственных рисков, то есть факторов, негативно влияющих на здоровье рабочих. Условия труда подразделяются на 4 класса:

Оптимальные условия труда (

сохраняется здоровье работников и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса .

Допустимые условия труда (

уровнем факторов среды и трудового процесса, который не превышает установленных гигиенических нормативов для рабочих мест , а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (

вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

1-я степень 3-го класса — условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают рискповреждения здоровья;

2-я степень 3-го класса — условия труда, при которых уровень вредных факторов вызывает стойкие функциональные изменения, приводит в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости, к появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний,возникающих после продолжительного стажа (часто после 15 лет и более);

3-я степень 3-го класса — условия труда, характеризующиеся таким уровнем вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

4-я степень 3-го класса — условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хронических заболеваний и высокий уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (

характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены ( или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. в тяжелых формах.

Факторы производственной среды включают: параметрымикроклимата; содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны; уровень шума, вибрации, инфра — и ультразвука, освещенности и т.д.

Опасные экстремальные условия труда  1

Рис.1 Основные элементы, характеризующие условий труда на производства.

Трудовой процесс определяется показателями тяжести и интенсивности труда. В общей оценке факторы производственной среды делятся на:

Опасный производственный фактор, Вредный производственный фактор, Тяжесть труда, Напряженность труда

Если для примера проанализировать условия труда полиграфической промышленности по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, то на основании Приказа Государственного комитета Украины о промышленной безопасности и охране труда от 03 декабря 2007 года № 287 определены правила охраны труда для предприятий и организаций полиграфической промышленности:

— Санитарные нормы микроклимата (температура, влажность и скорость движения воздуха) на рабочих местах должны быть в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005-88 и ДСН 3.3.6.042-99 «Государственные санитарные нормы микроклимата производственных помещений», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 01.12.99 № 42.

  • Интенсивность инфракрасного излучения от нагретого оборудования и инсоляция на рабочих местах не должна превышать нормы, указанные в ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» и ДСН 3.3.6.042-99.

— Температура поверхностей нагретого оборудования, доступных для прикосновения, не должна превышать 43 Сº, согласно ДСТУ EN 563-2001 «Безопасность машин. Температуры поверхностей, доступных для прикосновения. Эргономичные данные для установления предельных значений температуры горячих поверхностей (EN 563: 1994, IDT)». Нагревательные устройства и элементы оборудования с температурой внешних поверхностей свыше 43Сº необходимо обеспечить тепловой изоляцией или ограждением и нанести на них сигнальную краску согласно ГОСТ 12.4.026-76.

  • В зданиях и производственных и подсобных помещениях следует максимально использовать естественное освещение.

— Уровень вибрации, которая действует на работников на рабочем месте, не должен превышать значений в ДСН 3.3.6.039-99 «Государственные санитарные нормы производственной общей и локальной вибрации», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 01.12.99 № 39.

— Допустимый уровень шума на рабочих местах не должен превышать значений ДСН 3.3.6.037-99 «Санитарные нормы производственного шума, ультразвуке и инфразвуке», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 01.12.99 № 37.

Наводнение — затопление значительной площади водой в результате повышения уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды во время таяния снега или грозы, пиков «ветра» при прорыве плотин.

Основным повреждающим фактором паводков является водный сток, который характеризуется высоким уровнем, а в случае прорыва плотин и наводнений — также значительными стоками. Дополнительными повреждающими факторами во время паводков являются груды больших масс льда и их давление на береговые сооружения, а также низкие температуры воды.

Виды наводнения Причины возникновения Характер проявления
Половодье Весеннее таяние снега на равнинах или весенне-летнее таяние снега и осадки в горах. Повторяются периодически в один и тот же сезон. Характеризуется значительным и длительным подъемом уровней воды.
Паводок Интенсивные дожди и таяние снега при зимних оттепелях. Отсутствует четко выраженная периодичность. для него характерен интенсивный и относительно короткий подъем уровня воды.
Заторные наводнения Большое сопротивление водному потоку, образующееся на отдельных участках русла реки, возникающее при скоплении ледового материала в сужениях или излучинах реки во время ледостава (зажоры) или во время ледохода (заторы).

Заторные наводнения образуются в конце зимы или весны. Для них характерен высокий и относительно короткий подъем уровня воды в реке. Зажорные наводнения образуются в начале зимы. Характеризуются значительным (но не менее чем при заторе) подъемом уровня воды и более значительным временем продолжительности наводнения.
Нагонные наводнения Волны водяного ветра в устьях моря и в ветреных районах побережья морей, крупных озер, водохранилищ. Возможны в любое время года. Для них характерны отсутствие периодичности и значительное повышение уровня воды.
Наводнения, образующиеся при прорыве плотин Излив воды из водохранилища или водоема, образующийся при прорыве сооружений напорного фронта (плотины, дамбы, и т.п.) или при аварийном сбросе воды из водохранилища, а также при прорыве естественной плотины, создаваемой природой при землетрясениях, оползнях, обвалах, движении ледников. Характеризуется образованием волны прорыва, приводящей к затоплению больших территорий и к разрушению или повреждению встречающихся на пути объектов (зданий и сооружений и др.).

При наводнении происходит быстрый подъем воды, затопление или подтопление прилегающей местности и в результате воздействия быстрого течения гибнут люди, сельскохозяйственные и дикие животные, разрушаются или повреждаются здания, сооружения, коммуникации, утрачиваются другие материальные и культурные ценности, прерывается хозяйственная деятельность, гибнет урожай, смываются или затапливаются плодородные почвы, изменяется ландшафт.

Вторичными последствиями наводнений является утрата прочности различного рода сооружений в результате размыва и подмыва, перенос водой вылившихся из поврежденных мест вредных веществ и загрязнение ими обширных территорий, осложнение санитарно-эпидимической обстановки, заболачивание местности, а также оползни, обвалы, аварии на транспорте и промышленных объектах.

Масштабы последствий наводнения зависят от продолжительности стояния опасных уровней воды, скорости водного потока, площади затопления, сезона, плотности населения и интенсивности хозяйственной деятельности на затопленной местности, наличия защитных гидротехнических сооружений и конкретных мер подготовки к наводнению, уровня подготовки и организованности к действиям в условиях наводнения руководящего состава, персонала предприятий и организаций, аварийно-спасательных сил.

Среди основных катастрофических последствий наводнений можно выделить:

  • затопление водой значительной территории земли;
  • повреждение и разрушение зданий и сооружений;
  • повреждение автомобильных и железнодорожных путей;
  • разрушение оборудования и коммуникаций, мелиораторских систем;
  • гибель домашних животных и уничтожение урожая сельскохозяйственных культур;
  • вымывание плодородной почвы;
  • порча и уничтожение сырья, топлива, продуктов питания, удобрений и тому подобное;
  • угроза инфекционных заболеваний (эпидемий);
  • ухудшение качества питьевой воды;
  • гибель людей.

В Украине весеннее половодье развивается на реках левобережной части Украины, на малых реках Киевской области, в верхнем и нижнем течении реки Северский Донец, на западном буге. В Украине ситуация сложилась так, что наводнения в западной части страны случаются практически каждый год. Крупнейшее стихийное бедствие за последние годы произошло в июле 2008 года, и Украина обратилась в Евроатлантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия для борьбы с наводнениями. В 2010 году, по данным Гидрометцентра, по состоянию на 1 февраля в Украине уже началось наводнение. Первыми пострадали жители Херсонщины. Виною всему — обильные осадки и сильное потепление. В области залило 41 населенный пункт. Интенсивно затопило и Карпаты. В МЧС зафиксировали наводнение средней мощности. На реках образовались ледяные заторы, что означает стремительный подъем уровня воды.

Что же касается мер по ликвидации последствий наводнений, то разработаны определенные мероприятия:

  • прогнозирование весенних, летних и осенних паводков.

— возведение гидротехнических сооружений на реках и в других местах предполагаемого наводнения и проводится подготовка и проведение заблаговременной эвакуации населения и сельскохозяйственного скота, вывоза материальных ценностей из районов возможного затопления.

— в случае эвакуации специальным распоряжением комиссии по борьбе с наводнением объявляется начало и порядок эвакуации по местным радиотрансляционным сетям и местному телевидению. Население информируется о местах установки сборных эвакуационных пунктов, времени прибытия в эти точки, маршрутах эвакуации пешком, а также другой информации, соответствующей местной ситуации, ожидаемым масштабам бедствия и времени его ожидание.

— на предприятиях и в учреждениях при угрозе затопления изменяется режим работы, а в некоторых случаях работа прекращается. Иногда на территории предусматривается охрана части материальных ценностей, для чего герметизируются колодцы, подъезды и оконные проемы подвальных и нижних этажей зданий.

  • в зоне возможных затоплений временно прекращают работу школы и дошкольные учреждения; детей переводят в школы и учреждения, которые находятся в безопасных местах.
  • поиск людей на затопленной территории организуется и осуществляется немедленно, для этого привлекаются экипажи плавающих средств формирований гражданской обороны и все другие имеющиеся силы и средства.
  • борьбу с наводнением в период ледохода ведут путём устранения заторов и зажоров, образующихся на реках.

По информации центра приема и обработки специальной информации и контроля навигационного поля в решении задач мониторинга паводков и наводнений создаются тематические карты с выявленными признаками паводка; определяются территории, покрытые водой по данным радиолокации; формируется база данных областей, районов и населенных пунктов, пострадавших в результате стихии; ведется мониторинг водохозяйственных сооружений (дамб, ГЭС и т.д.) с целью предотвращения их разрушения вследствие наводнения в западном регионе Украины; немедленно предоставляются результаты подразделениям МЧС Украины и экологическим службам для повышения эффективности их спасательной и восстановительной деятельности.

Гражданская защита является неотъемлемой частью системы национальных мер, реализуемых для защиты населения и объектов народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях мира и войны. Основная задача гражданской защиты — защита населения, экономических структур и территорий страны от воздействия поражающих факторов современного оружия поражения в мирное и военное время. Одна из важнейших и одновременно сложных задач защиты рабочих и служащих — повышение устойчивости промышленных предприятий в аварийных ситуациях.

Под устойчивостью работы объекта народного хозяйства понимается способность объекта выпускать установленные виды продукции в объемах и номенклатурах по плану и выполнять свои функции в условиях чрезвычайных ситуаций, а также приспособленность этого объекта к восстановлению в случае повреждения. А повышение устойчивости объекта достигается путем усиления наиболее слабых (уязвимых) элементов и участков объекта. Для этого по каждому объекту заранее планируется и выполняется большой объем работ, основанный на исследованиях, включая выполнение организационных и инженерных мероприятий. В то же время необходимо всесторонне оценить их экономическую целесообразность. Мероприятия по повышению устойчивости объекта только тогда будут целесообразными, когда они максимально увязываются с задачами, решаемыми в мирное время с целью обеспечения безаварийной работы объекта, улучшения условий труда, совершенствования производственного процесса. Для этого необходимо использовать убежища в хозяйственных целях и для обслуживания населения. В существующих конструкциях рационально реализовать мероприятия по повышению устойчивости их работы в процессе реконструкции или при проведении ремонтно-строительных работ.

В целях повышения устойчивости объектов решаются следующие задачи:

  • защита рабочих и служащих во всех чрезвычайных ситуациях;
  • повышение прочности и устойчивости важнейших элементов объектов, совершенствование технологического процесса;
  • повышение устойчивости материально-технического снабжения;
  • повышение устойчивости управления объектом;
  • разработка мероприятий по уменьшению вероятности возникновения вторичных факторов поражения и ущерба от них;
  • подготовка к восстановлению производства после поражения объекта.

Усиление прочности зданий, сооружений, оборудования связано с большими затратами, поэтому только наиболее важные из них целесообразно доводить до заданной стойкости данного предприятия с тем, чтобы они могли самостоятельно функционировать и обеспечивать выпуск особо важной продукции. При проектировании и строительстве новых цехов широко применяются высокопрочные и легкие конструкции из стали, сплавов алюминия и др. В каркасных зданиях стабильность достигается за счет использования легких стеновых заполняющих конструкций и увеличения световых люков за счет использования стекла, легких пластиковых панелей и других легко разрушаемых материалов. При разрушении эти материалы снижают давление ударной волны на конструкцию конструкции, а их обломки практически не вызывают поломки оборудования.

При угрозе нападения в наиболее важных сооружениях устанавливаются дополнительные опоры и отдельные элементы (трубы, колонны, мачты) закрепляются растяжками т.д. Повышение устойчивости оборудования достигается усилением его наиболее слабых элементов, а также созданием запасов этих элементов, отдельных узлов и деталей, материалов инструмента для ремонта и восстановления поврежденного оборудования. Большое значение имеет прочное крепление машин, установок и другого оборудования к фундаменту, а также устройство дополнительных анкерных тяг и опор. Тяжелое оборудование обычно размещается на нижних этажах, но некоторые из его типов размещаются вне зданий, на открытой местности, под навесом, а особенно ценное оборудование размещается в больших подвалах, под землей или в специально построенных помещениях.

Повышение устойчивости технологического процесса достигается заблаговременной разработкой способов продолжения производства при выходе из строя отдельных станков, линий или даже отдельных цехов за счет перевода производства в другие цеха, размещением производства важных видов продукции в филиалах, а также путем замены вышедших из строя образцов оборудования другими и сокращением числа используемых типов станков и приборов. В случае значительного ущерба планируется замена сложных технологических процессов на более простые с использованием остальных видов оборудования. Также планируется изменить технологию за счет замены дефицитных материалов, комплектующих и сырья на более дешевые, по возможности исключить из производства ядовитые, взрывоопасные и легковоспламеняющиеся вещества.

На всех объектах отрабатываются методы аварийной остановки производства без происшествий. Если по условиям технологического процесса остановить отдельные участки производства (агрегаты, печи и т.п.) нельзя, то их переводят на пониженный режим работы. Для наблюдения за работой этих элементов в объекте назначаются ответственные, для которых подготавливаются индивидуальные укрытия в непосредственной близости от рабочего места (бронированные колпаки).

Повышение устойчивости энергосистем достигается за счет проведения технических и инженерных мероприятий как на городском, так и на заводском уровне. Дублирующие источники электроэнергии, газа, воды и пара создаются путем прокладки нескольких линий подачи электроэнергии, газа, воды и пара и их последующего замкнутого цикла. Инженерные и энергетические коммуникации перенесены в подземные коллекторы или специальные долговечные сооружения. предусмотрен резерв автономных источников электроэнергии и воды. В сооружениях с ТЭЦ монтируются устройства для работы на различных видах топлива, а также создается его запас. Автоматические выключатели устанавливаются для отключения линий в случае коротких замыканий и скачков напряжения, при воздействии электромагнитных полей от ядерного взрыва.

Устойчивое водоснабжение достигается только при наличии нескольких систем водоснабжения или двух или трех независимых источников воды, расположенных на безопасном расстоянии друг от друга. На предприятиях, потребляющих большое количество воды, применяется оборотное водоснабжение с повторным использованием в технических целях. Для большей надежности создаются свободные линии и перемычки, по которым при необходимости необходимо подавать воду в обход поврежденных участков, разрушенных зданий и сооружений.

Повышение стабильности материально-технического снабжения завода гарантируется созданием запасов сырья, материалов, компонентов, оборудования и топлива, необходимых не только для обеспечения производственного процесса, но и для восстановления завода в случае повреждения. Размер неснижаемого запаса определяется для каждой позиции индивидуально, исходя из важности товаров. Очень важно обеспечивать их надежное сохранение, поэтому места размещения материально-технических резервов следует выбирать с таким расчетом, чтобы они находились как можно ближе к объекту, но при этом в случае его поражения не могли быть уничтожены.

Для обеспечения надежного управления деятельностью объекта в особый период в одном из убежищ оборудован пункт управления. Диспетчерские и радиоцентры расположены в самых прочных конструкциях и подвалах. В районе рассредоточения рабочих и служащих также организуются пункты управления производством (объектом), которые обеспечены штатными радиостанциями.

1. Жидецкий В.Ц., Джигирей В.С. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. — Львов, 2000

2. Кириллов Г.Н. Организация и управление гражданской защитой и защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. — Москва, 2005

3. Кулаков М.А., Ляпун В. О под редакцией проф. Березуцкого В.В. Практикум по курсу «Гражданская оборона» — Харків, 2007

4. Кучерявый В.П., Павлюк Ю.Э. Охрана труда: Учебное пособие. — Орияна-Новая, Львов, 2007

5. Осипов В.И. Природные катастрофа на рубеже ХXIвека: Вестник Института геоэкологии РАН — Москва, 2001

6. Теличко К. Проекту быть: Научно-производственный журнал «Охрана труда» №3 — Киев, 2010

7. Закон Украины «Об охране труда» № 1419-IV от 03.02.2004

8. Закона Украины «Об аварийно-спасательных службах» № 1281-XIVот 14.12.1999

9. Закон Украины «О гражданской обороне» № 2974, XII от 03.02.1993

10. Постановление совета министров Автономной Республики Крым от 27.11.2007 № 775 О создании Крымского республиканского предприятия «Аварийно-спасательная служба на водных объектах».

11. Приказ Государственного комитета Украины о промышленной безопасности и охране труда от 03.12.2007 № 287 «Правила охраны труда для предприятий и организаций полиграфической промышленности».

12. Официальный сайт донецкого областного совета профсоюзов http://www.osps.dn.ua/

13. Официальный сайт Центра приема и обработки специальной информации и контроля навигационного поля http://www.dzz.gov.ua/CPOSI/style/page_2/templer_page2_ru.php? id=27&table=info

1.14. Официальный сайт Новости на Украинском портале http://news.uaportal.com/news/2010/2/24/344020.htm

15. Официальный сайт Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горного надзора http://dnop.kiev.ua/index.php? option=com_frontpage&Itemid=1